Аргументы к направлению «Смелость и трусость. «Смелость и трусость» – сочинение

Урок подготовки к сочинению по направлению «Смелость и трусость»

Тема сочинения - Какими качествами должен обладать смелый человек?

План урока:

Беседа по теме сочинения :

    Как мы можем объяснить лексическое значение слов «смелость» и «трусость»?

    Смелость и трусость – это нравственный выбор человека.

    В каких ситуациях проявляется смелость и трусость?

    Какие черты человека позволяют ему проявить смелость?

Практикум.

    Анализ конкретных литературных аргументов.

    Напишите разные варианты вступления к данной теме.

    Написать варианты основной части сочинения по данной теме (каждая группа составляет свой вариант работы).

    Напишите варианты заключения по данной теме.

    Проверка и обсуждение сочинений.

План-схема к сочинению

Смелость Трусость

Рабочие материалы к сочинению .

Смелость - это умение трезво оценить ситуацию и себя в ней, это умение побороть страх и эмоции.

Смелость - это не отсутствие страха, это власть над ним.

Смелость – это умение быть сильнее страха.

Смелость противостоит трусости.

Смелость - это основание для уважения.

Смелость связана с умением противостоять страх

Смелость-это не отсутствие страха, а понимание того, что есть что-то более важное, чем страх.

Страх-первый помощник врага.

Иногда человеку не хватает капли смелости, а ведь она может изменить жизнь.

Трус не может называться достойным человеком, так как в любой ситуации может предать, бросить, спасая самого себя.

Умение владеть собой перед лицом страха - это главное свойство смелого человека.

Трусость-это поведение человека, выраженное отказом к какому-либо действию по причине страха.

Вариант итогового сочинения по направлению «Смелость и трусость»

Т ема - Какими качествами должен обладать смелый человек?

1.Вступление .

Смелость и трусость... Любой из нас относится к этому по-своему, каждый сам отвечает за свои действия и поступки… Встречаются люди, которые без особых усилий преодолевают возникшие в жизни трудности. И есть такие, для которых смелость является преодолением страха в повседневной жизни или в экстремальных ситуациях. Смелость-это не отсутствие страха, это власть над ним. Значит, проявить смелость или струсить - это нравственный выбор человека. Какие же качества присущи смелому человеку? Почему один становится сильным и смелым, а другой проявляет трусость? От чего это зависит? Ответы на эти вопросы можно найти в произведениях литературы.

2-а. Основная часть. Первый литературный аргумент.

Так, герой романа Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка» Петр Гринёв, оказавшись в Белогорской крепости, с первых же дней влюбляется в дочку капитана Миронова-Машу. Но Гринёву сразу же пришлось испытать и другое чувство. Ему нужно было бороться за свою любовь, преодолевать враждебность со стороны Швабрина, который испытывает не любовь к девушке, а страсть, именно страсть является причиной низких поступков Швабрина. Соперничество-явление довольно сложное в жизни. Швабрин вызвал Гринёва на дуэль. Пётр быстро решился на поединок , так как считал своим долгом проявить в данной ситуации смелость : ведь он боролся за свою любовь!

Мы видим, как герой Пушкина проявил смелость и в другой труднейший момент своей жизни. Когда в крепость ворвался Пугачёв со своими войсками, Гринёв, видя всю тяжесть сложившейся ситуации, понимал, что переход на сторону врага может спасти ему жизнь, но честь, долг, верность, достоинство, решительность, смелость и самоуважение не позволили герою стать предателем. А Швабрин, перейдя на сторону Пугачёва, оказался трусом.

Гринёв в одиночку спасает свою возлюбленную из стана врага. Из соседней крепости, где Пётр хотел заручиться поддержкой, он один поскакал через все преграды, чтобы спасти Машу Миронову.

Вот так проявилась смелость героя Пушкина в разных сложившихся ситуациях ! Мы убеждаемся в том, что Пётр Гринёв умеет взвешенно оценить ситуацию и себя в ней, смело противостоит трусости. Все эти действия и поступки ценятся в жизни очень высоко.

2-б. Основная часть. Второй литературный аргумент.

А в повести Василя Быкова « Обелиск» рассказывается о скромном сельском учителе Алесе Ивановиче Морозе, для которого не багаж знаний учеников, а то, какими станут его воспитанники, было важнее всего. Борьба за детские души продолжалась и во время оккупации. Ученики Алеся Мороза устроили диверсию на дороге с целью с целью убить местного полицая. Фашисты обещали оставить детей в живых при условии, если явится их учитель. Мороз понимал всю ситуацию. Он был достойным человеком, поэтому не мог бросить своих учеников, чтобы спасти себя. И, проявив решительность, мужество, самоуважение и смелость , Алесь Иванович ушёл ночью из партизанского отряда, чтобы разделить со своими учениками их страшную участь. Вот в какой труднейшей ситуации проявилась настоящая смелость учителя!

3. Вывод (заключение)

К какому же выводу привели меня данные рассуждения? Смелый человек-тот, кто уважает себя и свой выбор, находит мужество в сложной ситуации, собирается с силами и верит в победу над страхом. Пётр Гринёв и учитель Алесь Иванович Мороз проявили умение владеть собой перед лицом страха, а это и есть отличительное свойство смелого человека. Такие люди достойны истинного уважения! Смелость - самая большая в мире добродетель! Без неё в жизни не обойтись. Поэтому очень хочется надеяться на то, что и в нашей сегодняшней жизни смелость будет активно работать. Тогда и мир наш станет добрее, чище, светлее!

Как отличить трусость от благоразумия, а смелость от безрассудства?

Пример итогового сочинения по направлению: Смелость и трусость, 2017-2018 (согласно ФИПИ).

Смелость и трусость - по смыслу противоположные понятия, при этом они полны нюансов, многоаспектны, краеугольны.

Вроде бы нет ничего проще, чем объяснить понятия «смелость» и «трусость»? Способный рискнуть своей жизнью, конечно же, - смельчак, человек не из робкого десятка. А если человек в случае опасности отступает, скорее всего, он малодушен и труслив.

Однако не всё так очевидно. Храбрость или глупость управляют теми, кто в поисках сильных эмоций катаются на крышах мчащихся поездов? Нерешительность или благоразумие стоит усмотреть в действиях врача, отправляющего пациента на обследование перед операцией? Мне кажется, что смелость и трусость — это качества, которые можно определить только в свете конечной цели поступка.

Литература подарила нам множество героев, о смелости или трусости которых интересно порассуждать. Рассмотрим персонажей замечательного романа А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Трудно поспорить с тем, что Швабрин, спасающий свою жалкую жизнь предательством, — это трус. Понятна и смелость Петра Гринёва, готового отдать жизнь за то, что ему дорого.

А Маша Миронова? «Трусиха» ли она, как зовёт её мать? Или она благоразумная девушка, какой считает её возлюбленный? Чтобы ответить на этот вопрос, надо дочитать произведение до конца. Мы помним, что робость капитанской дочки исчезает, когда Петру грозит смертная казнь: Маша смело отправляется за милостью к самой императрице.

Также можно обратиться к роману Л.Н. Толстого «Война и мир«. Вспомним хладнокровного и жестокого Долохова, способного вызвать человека на дуэль без причины. Фёдор рискует жизнью, но цель этого риска — самоутверждение, а не самопожертвование. На мой взгляд, это не смелость, а безрассудные шалости эгоиста, которому ничего не стоит убить человека.

А что можно сказать о решении Кутузова об отступлении русской армии? Разве можно назвать это трусостью? Нет, великий полководец проявил мудрость и благоразумие, отдав французам разорённую Москву. Пока солдаты Наполеона превращались в мародёров, русские войска пополнили припасы и окрепли, что решило исход войны.

Аргументы для сочинения по теме "Смелость и трусость".

Обосновывая выбор направления итогового сочинения важно понимать суть понятий смелость и трусость .
Смелость и трусость сосуществуют на в контекстве восприятия понятия "страх".
Смелость - это не отсутствие страха, смелость - этот способность совладать со страхом.
Трусость - это неспособность справиться со страхом чего или кого-либо.
Смелость без страха - это глупость и неоправданный риск.
Трусость - не всегда просто страх, иногда это свойство основано на более глубоких характеристиках личности, таких как нерешительность, эгоизм и просто равнодушее к проблемам окружающих.

Отвага и боязливость – категории нравственные, связанные с духовной стороной личности. Они являются показателем человеческого достоинства, демонстрируют слабость, или напротив, силу характера, которая проявляется в сложных жизненных ситуациях. Такими перипетиями богата наша история, поэтому аргументы по направлению «Смелость и трусость» для итогового сочинения в изобилии представлены в отечественной классике. Примеры из русской литературы помогут читателю разобраться, как и где проявляет себя храбрость и вылезает наружу страх.

  1. В романе Л.Н. Толстого «Война и мир» одной из таких ситуаций становится война, которая ставит героев перед выбором: уступить страху и спасти собственную жизнь, или, презрев опасность, сохранить силу духа. Андрей Болконский в бою проявляет недюжинную смелость, первым кидается в бой, чтобы подбодрить солдат. Он знает, что может погибнуть в битве, но страх смерти не пугает его. Отчаянно сражается на войне и Фёдор Долохов. Чувство страха чуждо ему. Он знает, что храбрый солдат может повлиять на исход сражения, поэтому отважно кидается в бой, презирая
    трусость. А вот юный корнет Жерков уступает страху и отказывается передать приказ об отступлении. Письмо, которое так и не было им доставлено, становится причиной гибели многих солдат. Цена за проявление малодушия оказывается непомерно высокой.
  2. Смелость побеждает время и увековечивает имена. Трусость же ложится позорным пятном на страницы истории и литературы.
    В романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка» примером смелости и мужества является образ Петра Гринева. Он готов ценою жизни отстаивать Белогорскую крепость под натиском Пугачева, и страх смерти чужд герою в момент опасности. Обострённое чувство справедливости и долга не позволяет ему сбежать или отказаться от присяги. Нескладный и мелкий в своих побуждениях Швабрин представлен в романе антиподом Гринева. Он переходит на сторону Пугачева, совершая предательство. Им движет страх за собственную жизнь, судьбы же других людей ничего не значат для Швабрина, готового спастись, подставив под удар другого. В историю русской литературы его образ вошел как один из архетипов трусости.
  3. Война обнажает потаенные человеческие страхи, самый древний из которых – страх смерти. В повести В. Быкова «Журавлиный крик» перед героями стоит, казалось бы, невыполнимая задача: задержать немецкие войска. Каждый из них понимает, что исполнить долг возможно только ценой собственной жизни. Каждый должен решить для себя, что для него важнее: избежать смерти или исполнить приказ. Пшеничный считает, что жизнь дороже призрачной победы, поэтому заранее готов сдаться в плен. Он решает, что сдаться немцам намного разумнее, чем напрасно рисковать жизнью. Солидарен с ним и Овсеев. Он жалеет, что не успел сбежать до прихода немецких войск, и большую часть боя сидит в окопе. В очередную атаку он делает трусливую попытку бежать, но Глечик стреляет в него, не позволяя скрыться. Сам Глечик уже не боится умереть. Ему кажется, что только теперь, в момент полного отчаяния, он почувствовал ответственность за исход боя. Страх смерти для него мал и ничтожен, по сравнению с мыслью о том, что бегством он может предать память погибших товарищей. В этом заключается подлинный героизм и бесстрашие героя, обречённого на гибель.
  4. Василий Тёркин – ещё-один герой-архетип, вошедший в историю литературы как образ смелого, веселого и бравого солдата, идущего в бой с улыбкой на устах. Но не столько напускным весельем и меткими шутками привлекает он читателя, сколько подлинным героизмом, мужественностью и стойкостью. Образ Тёркина создавался Твардовским как шуточный, однако, войну автор изображает в поэме без прикрас. На фоне военных реалий незатейливый и такой пленительный образ бойца Тёркина становится народным воплощением идеала настоящего солдата. Разумеется, герой боится смерти, мечтает о семейном уюте, но точно знает, что защита Отечества – его главный долг. Долг перед Родиной, перед погибшими товарищами и перед самим собой.
  5. В рассказе «Трус» В.М. Гаршин выводит характеристику персонажа в заглавие, тем самым как бы заранее оценивая его, намекая на дальнейший ход повествования. «Война решительно не дает мне покоя», — пишет в своих заметках герой. Он боится, что его заберут в солдаты и не хочет идти на войну. Ему кажется, что миллионы загубленных человеческих жизней невозможно оправдать великой целью. Однако, в размышлениях над собственным страхом, он приходит к выводу, что едва ли может обвинить себя в трусости. Ему претит мысль о том, что можно воспользоваться влиятельными знакомствами и уклониться от войны. Внутреннее чувство правды не позволяет ему прибегнуть к столь мелкому и недостойному средству. «От пули не убежишь», — говорит герой перед смертью, тем самым принимая её, осознавая свою сопричастность к происходящему бою. Его героизм – в добровольном отказе от трусости, в невозможности поступить иначе.
  6. «А зори здесь тихие…» Б. Васильева — книга отнюдь не о трусости. Напротив, о невероятной, сверхчеловеческой храбрости. Причем герои её доказывают, что у войны может быть и женское лицо, а смелость – не только мужской удел. Пять юных девушек ведут неравный бой с немецким отрядом, бой, из которого они едва ли выйдут живыми. Каждая из них понимает это, но ни одна не останавливается перед смертью и с покорностью идет ей навстречу, чтобы исполнить свой долг. Все они - Лиза Бричкина, Рита Осянина, Женька Комелькова, Соня Гурвич и Галя Четвертак - погибают от руки немцев. Однако в их молчаливом подвиге нет ни тени сомнения. Они точно знают, что другого выбора быть не может. Их вера непоколебима, а стойкость и мужество – примеры подлинного героизма, прямое доказательство тому, что человеческим возможностям нет предела.
  7. «Тварь я дрожащая или права имею?» — вопрошает Родион Раскольников, уверенный в том, что он скорее второе, чем первое. Однако по непостижимой жизненной иронии всё оказывается с точностью да наоборот. Трусливой оказывается душа Раскольникова, несмотря на то, что он нашёл в себе силы совершить убийство. В попытке возвыситься над массой, он теряет самого себя и переступает моральную черту. Достоевский в романе подчеркивает, что встать на ложный путь самообмана очень просто, но побороть в себе страх и понести наказание, которого так боится Раскольников, необходимо для душевного очищения героя. На помощь Родиону, живущему в постоянном страхе за содеянное, приходит Соня Мармеладова. Несмотря на всю свою внешнюю хрупкость, героиня обладает стойким характером. Она вселяет в героя уверенность и мужество, помогает ему побороть трусость, и даже готова разделить наказание Раскольникова, чтобы спасти его душу. Оба героя борются с судьбой и обстоятельствами, в этом проявляется их сила и смелость.
  8. «Судьба человека» М. Шолохова — ещё одна книга о мужестве и смелости, героем которой становится обычный солдат Андрей Соколов, судьбе которого и посвящены страницы книги. Война заставила его покинуть дом и отправиться на фронт, чтобы пройти испытания страхом и смертью. В бою Андрей честен и храбр, как и многие солдаты. Он верен долгу, за который готов заплатить даже собственной жизнью. Оглушённый боевым снарядом, Соколов видит приближающихся немцев, но не желает бежать, решив, что последние минуты нужно провести достойно. Он отказывается повиноваться захватчикам, его смелость впечатляет даже немецкого коменданта, который видит в нем достойного противника и доблестного солдата. Судьба безжалостна к герою: он теряет в войне самое дорогое – любящую жену и детей. Но, не смотря на трагедию, Соколов остается человеком, живет по законам совести, по законам храброго человечного сердца.
  9. Роман В. Аксёнова «Московская сага» посвящён истории семьи Градовых, которая всю свою жизнь отдала на служение Отечеству. Это роман-трилогия, представляющий собой описание жизни целой династии, тесно связанной родственными узами. Герои готовы пожертвовать многим ради счастья и благополучия друг друга. В отчаянных попытках спасти близких, они проявляют недюжинную смелость, зов совести и долга для них – определяющий, руководящий всеми их решениями и поступками. Каждый из героев по-своему храбр. Героически защищает родину Никита Градов. Он получает звание героя Советского Союза. Герой бескомпромиссен в своих решениях, под его руководством успешно проводятся несколько военных операций. Уходит на войну и приёмный сын Градовых – Митя. Создавая героев, погружая их в атмосферу постоянной тревоги, Аксенов показывает, что смелость — удел не только отдельно взятой личности, но и целого поколения, воспитанного на уважении семейных ценностей и нравственного долга.
  10. Подвиги – тема, вечная в литературе. Трусость и смелость, их противоборство, многочисленные победы одного над другим, и сейчас становятся предметом споров и поисков современных писателей.
    Одним из таких авторов стала известная британская писательница Джоан К. Роулинг и её знаменитый на весь мир герой – Гарри Поттер. Её серия романов о мальчике-волшебнике покорила сердца юных читателей фантастичностью сюжета и, конечно, храбростью сердца центрального персонажа. Каждая из книг – история борьбы добра и зла, в которой первое всегда побеждает, благодаря смелости Гарри и его друзей. Перед лицом опасности каждый из них сохраняет стойкость и веру в конечное торжество добра, которым по счастливой традиции победители вознаграждаются за смелость и мужество.
  11. Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Это направление на первый взгляд кажется наиболее простым и однозначным. Но так ли это?

В комментариях на ФИПИ читаем: «В основе данного направления лежит сопоставление противоположных проявлений человеческого «я»: готовности к решительным поступкам и стремления спрятаться от опасности, уклониться от разрешения сложных, порой экстремальных жизненных ситуаций». То есть эксперты ждут от выпускника рассуждений, а не детсадовских дразнилок. Нехорошо будет писать свое сочинение в стиле «Трусом быть плохо, а смелым - хорошо». Безусловно, расставить акценты необходимо, но обратите внимание, что в комментарии смелость и трусость рассматриваются не как черты характера, а как «проявления» личности. То есть анализировать следует не характеры, а поступки.

Во вступлении надо охарактеризовать понятие (или понятия, если в формулировке будут присутствовать оба) или порассуждать о том, что в человеке все не так однозначно. Во время войны многие люди показывали чудеса храбрости и героизма. Но где гарантия, что кто-то из них не боялся, к примеру, пауков? По словарному определению человек, который боится пауков, трус. А на войне он проявлял храбрость. Как же это понять?

Можно представить себе, например, такое вступление: «В разных ситуациях все мы проявляем то смелость, то трусость, то решительность, то малодушие. Тот, кто не боялся идти с гранатой на танки, в мирное время вдруг оказывался не способен заступиться за друга. Тот, кто был храбр и решителен в минуту опасности, перед лицом неминуемой смерти превращался в трясущегося негодяя. Каждый из нас вспомнит ситуации, когда один и тот же человек готов был защитить друга в драке, но не от несправедливого обвинения. Или наоборот».

Прекрасным аргументом в этом случае будет повесть «Сотников» В. Быкова . Сопоставляя поведение партизан - Рыбака и Сотникова, - мы видим, что Рыбак ведет себя великолепно. Он смел, умен, решителен, помогает недотепе Сотникову, демонстрирует настоящую самоотверженность. Но только пока он находится в экстремальных и опасных, но все же не смертельных обстоятельствах. А осознав, что он неминуемо будет убит, Рыбак вдруг проявляет крайнее малодушие. Он поддается страху смерти и предает товарищей. Иначе ведет себя Сотников. Он, напротив, проявляет настоящий героизм и погибает, никого не выдав.

Примером может служить также Швабрин («Капитанская дочка» А.С. Пушкина )

Можно порассуждать и о том, что иногда трусливое поведение - это осознанная позиция человека. Он именно не хочет ни во что вмешиваться, принципиально. В таком аспекте можно рассмотреть пьесы Е. Шварца «Тень» и «Дракон» . Они недлинные, легко читаются, так что можно разобрать их самостоятельно.

Наконец, привести примеры очевидной и несомненной смелости и самоотверженности. Например, «В списках не значился» Б. Васильева, «Судьба человека» М. Шолохова, «Последний бой майора Пугачева» В. Шаламова, стихи поэтов-фронтовиков .

Как правильно вводить аргумент? Он должен подтверждать мысль, а не просто упоминаться. Приведем пример.

Неправильно: «О смелости пишут разные авторы. Например, много смелых героев в рассказе В. Шаламова «Последний бой майора Пугачева». Допустим, это главный герой, который храбро бежит из лагеря».

Правильно: «Человек, который прежде вел себя храбро, может не найти в себе силы умереть достойно, принять страдания, но не отступить, не предать. В рассказе В. Шаламова «Последний бой майора Пугачева» мы встречаем эпизод, в котором автор повествует о пропаганде власовцев среди военнопленных. Многие уже знали, что, даже спасшись из фашистского лагеря смерти, они будут расстреляны или отправлены в лагеря по приказу Сталина. И были те, кто переходил на сторону фашистов, предавая Родину и друзей. Страх несправедливого наказания, страх позора - вот чего не выдерживали те, кто храбро сражался до этого. Но были и те, кто остался верен Родине и присяге. Они нашли в себе мужество принять то, что им готовила судьба, но не обратить оружие против Отчизны» .

В заключении следует подытожить сказанное. Написать лучше всего о том, что смелость часто рождается там, где есть любовь и стремление защитить Родину, близких людей, убеждения, честь. В некоторых обстоятельствах, не имея возможности предать идеалы, даже робкий и слабый человек становится храбрым и мужественным. Смелость - это не глупое непризнание опасности. Это способность забыть про страх ради чего-то особенно важного, того, что нельзя предать.

Приведем примеры тем по этому направлению.

Смелость - начало победы.

Страх убивает разум.

Чем опасна трусость?

Что такое настоящая смелость?

Какой поступок вы считаете смелым?

Нужен ли человеку страх?

Всегда ли смелость - достоинство?

Признать свою ошибку - это смелость или слабость?

Может ли трус быть хорошим другом?

Как вы считаете, может ли смелый человек испытывать страх?

Отличается ли чем-то осторожность от трусости?


Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости , не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Смелость и трусость.

Определения понятий:

Смелость – положительная нравственно волевая черта личности, проявляющаяся как решительность, бесстрашие, храбрость при выполнении действий, связанных с риском и опасностью.

Трусость – одно из выражений малодушия; отрицательное, моральное качество, характеризующее поведение человека, который оказывается не в состоянии совершить поступки, соответствующие моральным требованиям (или, наоборот, воздержаться от аморальных действий), из-за неспособности преодолеть страх перед природными или общественными силами. Трусость может быть проявлением расчетливого себялюбия, когда в ее основе лежат опасения навлечь на себя неблагоприятные последствия, чей-либо гнев, страх потерять имеющиеся блага или общественное положение. Она может быть и подсознательной, проявлением стихийного страха перед неведомыми явлениями, непознанными и неконтролируемыми общественными и природными законами. В обоих случаях трусость не только индивидуальное свойство психики того или иного человека, а социальное явление.

Синонимы для слова "Смелость":

Отвага, решимость, мужество, героизм, храбрость, желание (сказать истину), дерзость, дерзновение, бесстрашие, решительность, отчаянность, доблесть.

Синонимы для слова "Трусость":

Боязливость, робость, малодушие, мнительность, нерешительность, колебание, боязнь; опасливость, испуг, застенчивость, трусливость, несмелость, пугливость, капитулянтство, трусость.

Примерные список тем для итогового сочинения

  • Что значит быть храбрым?
  • Для чего человеку нужна смелость?
  • К чему приводит трусость?
  • На какие поступки толкает человека трусость?
  • Можно ли утверждать, что смелость – двигатель прогресса?
  • В каких жизненных ситуациях лучше всего проявляется смелость?
  • Нужна ли смелость в любви?
  • Нужно ли иметь смелость, чтобы признать свои ошибки?
  • Смелость - начало победы
  • Согласны ли Вы с утверждением О. Де Бальзака: «Смельчака страх может сделать робким, но нерешительным он придает отвагу»?
  • Как вы понимаете устойчивое выражение «у страха глаза велики»?
  • Как вы понимаете слова Конфуция: «Трусость - в том, чтобы знать, что должно делать, и не делать этого»?
  • Как Вы понимаете высказывание: «Боязливая собака больше лает, чем кусает»?
  • Справедливо ли высказывание «смелость – это половина победы»?
  • Какие поступки можно назвать смелыми?
  • В чем разница между наглостью и смелостью?
  • Кого можно назвать трусом?
  • Можно ли воспитать в себе смелость?
  • Как Вы понимаете высказывание М. Твена: «Смелость - это сопротивление страху, а не его отсутствие»
  • Согласны ли Вы с утверждением Л. Берне: «Трус опаснее всякого другого человека, его надо бояться более всего»?
  • Каковы причины возникновения страха?
  • Может ли человек с высокими моральными принципами быть трусом?
  • Трусливость –это приговор?
  • Согласны ли Вы с утверждением Б. Рассела: «Бояться любви - значит, бояться жизни, а бояться жизни, значит быть на две трети мёртвым»?
  • Можно ли любить того, кого боишься?
  • Может ли смелый человек бояться чего-либо?
  • Можно ли утверждать, что человек страшится только того, чего не знает?
  • Согласны ли Вы с утверждением Д. Дидро: «Мы считаем трусом того, кто допустил, чтобы в его присутствии оскорбительно отзывались о его друге. Д. Дидро»
  • Как Вы понимаете выражение Ф. Купера: «Страх делает умных глупыми и сильных слабыми»?
  • Чем отличается истинная смелость от ложной?
  • Всегда ли смелость выражается в поступках?
  • Как Вы понимаете выражение: «Дело мастера боится»?
  • Стыдно ли испытывать страх?
  • Как экстремальные условия влияют на смелость?
  • Как Вы понимаете высказывание У. Шекспира: «Трусы много раз умирают до наступления смерти, храбрые
    умирают только один раз»?
  • Можно ли утверждать, что смелость и трусость-две стороны одной медали?
  • Почему важно быть смелым в жизни?
  • Согласны ли Вы с утверждением Ж.Ж. Руссо: «Не надо смешивать смелость с наглостью и грубостью: нет
    ничего более несходного и по своему источнику, и по результату»?
  • Согласны ли Вы с утверждением Г.С. Криспа: «В сражении те больше всего подвергаются опасности, которые больше других одержимы страхом; смелость - все равно что стена»?
  • Что значит быть смелым в повседневной жизни?
  • Какая разница между смелостью и рискованностью?
  • Чем отличается страх от трусости?
  • Согласны ли Вы с утверждением Вольтера: «Успехи науки - дело времени и смелости ума»?
  • Как сила воли связана со смелостью?
  • Нужно ли иметь смелость, что сказать «нет»?
  • Почему важно иметь смелость в отстаивании своих идеалов?
  • Почему важно иметь смелость при принятии решений?
  • Нужна ли смелость, чтобы принять что-то новое?
  • Как Вы понимаете высказывание Гельвеция: «Чтобы быть совершенно лишенными смелости, нужно быть
    совершенно лишенными желаний»?
  • Может ли трусость тормозить развитие личности?
  • Согласны ли Вы с утверждением У. Черчилля: «Смелость не зря считается высшей добродетелью - ведь в смелости залог остальных положительных качеств»?
  • Как влияет смелость на формирование личности?
  • Подтвердите или опровергните утверждение Фукидида: «Невежество делает людей смелыми, а размышление - нерешительными».
  • Как влияет трусость на формирование личности?
  • Чем отличается трус от смельчака?
  • Согласны ли Вы с П. Гольбахом: «Никогда нельзя жить счастливо, когда все время дрожишь от страха»?
  • Почему люди боятся высказать свое мнение?
  • Как проявляется смелость на войне?
  • Согласны ли Вы с утверждением Г.Ю. Цезаря: «Легче находятся такие люди, которые добровольно идут на смерть, чем такие, которые терпеливо переносят боль»?
  • Какие качества человек проявляет на войне?
  • Согласны ли Вы с высказыванием Г. Ибсена: «Трусость в своем расцвете обращается в жестокость»?
  • Почему творчество требует смелости?
  • Почему люди на войне проявляют трусость?
  • Как Вы понимаете высказывание Ф. Бэкона: «Геройство - понятие искусственное, ведь смелость относительна»?
  • Согласны ли Вы с утверждением С. Лагерлёф: «При бегстве всегда гибнет больше солдат, чем в сражении»?
  • Как мнительность связана с трусостью?
  • Нужна ли смелость в любви?
  • Может ли трус быть счастливым?
  • Согласны ли Вы со словами Плутарха: «Смелость - начало победы»?

Сочинение в разрезе данного аспекта можно основывать на сопоставлении противоположных проявлений личности – от решительности и смелости, проявления силы воли и силы духа одних героев до стремления уйти от ответственности, спрятаться от опасности, проявить слабость, которая может привести даже к предательству.

Примеры проявления этих качеств человека можно найти практически в любом произведении классической литературы.

Рассмотрим основные примеры в произведениях:

  • Капитанская дочка
  • Евгений Онегин
  • Тихий дон
  • Мастер и Маргарита
  • Белая гвардия
  • Старуха Изергиль
  • Чучело
  • И много-много других произведений

«Смелость и трусость» - аргументы для итогового сочинения

Сочинение в разрезе данного аспекта можно основывать на сопоставлении противоположных проявлений личности – от решительности и смелости, проявления силы воли и силы духа одних героев до стремления уйти от ответственности, спрятаться от опасности, проявить слабость, которая может привести даже к предательству. Примеры проявления этих качеств человека можно найти практически в любом произведении классической литературы. А.С. Пушкин «Капитанская дочка» В качестве примера можно взять сопоставление Гринева и Швабрина: первый готов умереть в битве за крепость, прямо высказывает свою позицию Пугачеву, рискуя жизнью, под страхом смерти остался верен присяге, второй испугался за свою жизнь и перешел на сторону врага. По-настоящему мужественной оказывается дочь капитана Миронова. «Трусиха» Маша, которая вздрагивала от выстрелов на учении в крепости, проявляет недюжинную смелость и твердость, противостоит притязаниям Швабрина, находясь в полной его власти в крепости, занятой пугачевцами. Заглавный герой романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» по сути оказался трусом – он полностью подчинил свою жизнь мнению общества, которое сам презирал. Понимая, что виноват в назревшей дуэли и может предотвратить её, он не делает этого, так как боится мнения света и сплетен о себе. Чтобы избежать обвинений в трусости, он убивает своего друга. Яркий пример истиной смелости – главный герой романа М.А. Шолохова «Тихий Дон» Григорий Мелехов. Первая мировая война подхватила Григория и закрутила в вихре бурных исторических событий. Григорий, как истинный казак, весь отдается бою. Он решителен и смел. Легко берет в плен трех немцев, ловко отбивает у врага батарею, спасает офицера. Свидетельство его мужества - Георгиевские кресты и медали, офицерское звание. Смелость Григорий проявляет не только в бою. Он не боится кардинально изменить свою жизнь, пойти против воли отца ради любимой женщины. Не терпит Григорий и несправедливости и всегда открыто говорит об этом. Он готов круто изменить свою судьбу, но не изменить себе. Григорий Мелехов проявил незаурядное мужество в поисках правды. Но для него она – не просто идея, некий идеализированный символ лучшего человеческого бытия.

Он ищет её воплощение в жизни. Соприкасаясь с множеством маленьких частиц правды и готовый принять каждую, он зачастую обнаруживает их несостоятельность при столкновении с жизнью, но герой не останавливается в поисках правды и справедливости и идет до конца, в финале романа сделав свой выбор. Не боится полностью поменять свою жизнь и юный монах, герой поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри». Мечта о вольной жизни всецело захватила Мцыри, борца по натуре, силой обстоятельств вынужденного жить в ненавистном ему мрачном монастыре. Он, ни дня не живший на свободе, самостоятельно решается на отважный поступок – побег из монастыря в надежде вернуться на родину. Только на воле, в те дни, которые Мцыри провёл вне монастыря, раскрылось всё богатство его натуры: свободолюбие, жажда жизни и борьбы, упорство в достижении поставленной цели, несгибаемая сила воли, мужество, презрение к опасности, любовь к природе, понимание её красоты и мощи. Мужество, волю к победе проявляет Мцыри в борьбе с барсом. В его рассказе о том, как он спускался со скал к потоку, звучит презрение к опасности: Но юность вольная сильна, И смерть казалась не страшна. Мцыри не удалось достигнуть своей цели - найти родину, свой народ. «На мне печать свою тюрьма оставила», - так он объясняет причину своей неудачи. Мцыри пал жертвой обстоятельств, оказавшихся сильнее его (устойчивый мотив судьбы в произведениях Лермонтова). Но он умирает непреклонным, дух его не сломлен. Большое мужество требуется, чтобы сохранить себя, свою личность в условиях тоталитарного режима, не отказаться от своих идеалов и представлений, в том числе, и в творчестве, не подчиниться конъюнктуре. Вопрос о смелости и трусости – один из центральных в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Словами героя романа Га-Ноцри утверждается мысль о том, что одним из главных человеческих пороков является трусость. Эта мысль прослеживается на протяжении всего романа. Всевидящий Воланд, приоткрывая нам «занавес» времени, показывает, что ход истории не меняет человеческую природу: иуды, алоизии (предатели, доносчики) существуют во все времена. А ведь в основе предательства тоже, скорее всего, лежит трусость - порок, который существовал всегда, порок, который лежит в основе многих тяжких грехов.

Разве предатели не трусы? Разве льстецы не трусы? А если человек врет, он ведь тоже чего-то боится. Еще в XVIII веке французский философ К. Гельвеций утверждал, что «после храбрости нет ничего более прекрасного, чем признание в трусости». В своем романе Булгаков утверждает, что человек в ответе за совершенствование мира, в котором он живет. Позиция неучастия не приемлется. Можно ли назвать Мастера героем? Скорее всего, нет. Мастеру не удалось остаться бойцом до конца. Мастер не герой, он лишь служитель истины. Не может быть Мастер героем, так как он струсил - отказался от своей книги. Он сломлен обрушившимися на него невзгодами, но сломал он себя сам. Тогда, когда сбежал от действительности в клинику Стравинского, когда уверил себя, что «не нужно задаваться большими планами», он обрек себя на бездействие духа. Он не творец, он лишь Мастер, поэтому ему и дарован только «покой». Иешуа - странствующий молодой философ, который пришел в Ершалаим проповедовать свое учение. Он физически слабый человек, но вместе с тем он - духовно сильная личность, он человек мысли. Герой ни при каких обстоятельствах не отказывается от своих взглядов. Иешуа верит, что человека можно изменить к лучшему добром. Быть добрым весьма трудно, поэтому добро легко подменить всяческими суррогатами, что нередко и происходит. Но если человек не струсит, не откажется от своих взглядов, то такое добро всесильно. Сумел же «бродяга», «слабый человек» перевернуть жизнь Понтия Пилата, «всемогущего правителя». Понтий Пилат - представитель власти императорского Рима в Иудее. Богатый жизненный опыт этого человека помогает ему понять Га-Ноцри. Понтий Пилат не хочет губить жизнь Иешуа, пытается склонить его к компромиссу, а когда это не удается, хочет уговорить первосвященника Кайфу помиловать Га-Ноцри по случаю наступления праздника Пасхи. Понтий Пилат испытывает и жалость к Иешуа, и сострадание, и страх. Именно страх определяет в конечном счете его выбор. Этот страх рожден зависимостью от государства, необходимостью следовать его интересам. Понтий Пилат для М. Булгакова не просто трус, отступник, но он еще и жертва. Отступившись от Иешуа, он губит и себя, и свою душу. Даже после физической смерти он обречен на душевные страдания, от которых избавить его может только Иешуа. Маргарита во имя своей любви и веры в талант своего возлюбленного преодолевает страх и собственную слабость, побеждает даже обстоятельства.

Да, Маргарита не является идеальным человеком: став ведьмой, она громит дом литераторов, участвует в бале сатаны с величайшими грешниками всех времен и народов. Но она не струсила. Маргарита до конца борется за свою любовь. Не зря же Булгаков в основу человеческих отношений призывает положить именно любовь и милосердие. В романе «Мастер и Маргарита», по словам А.З. Вулиса, присутствует философия возмездия: что заслужил, то и получил. Самый большой порок - трусость - обязательно повлечет за собой возмездие: муки души и совести. Еще в «Белой гвардии» М. Булгаков предостерегал: «Никогда не убегайте крысьей побежкой в неизвестность от опасности». Взять на себя ответственность за судьбы других людей, возможно, более слабых, - тоже большое мужество. Таков Данко – герой легенды из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль». Гордый, «лучший из всех» человек, Данко умер ради людей. В основе рассказанной старухой Изергиль легенды древнее сказание о человеке, спасшем людей, указавшем им путь из непроходимого леса. Данко обладал волевым характером: герой не хотел рабской жизни для своего племени и в то же время понимал, что люди не смогут долгое время жить в глубине леса без привычного для них простора, света. Душевная стойкость, внутреннее богатство, истинное совершенство в библейских сказаниях воплощались во внешне красивых людях. Именно так выражалось старинное представление человека о духовной и физической красоте: «Данко - один из тех людей, молодой красавец. Красивые - всегда смелы». Данко верит в собственные силы, поэтому не хочет их тратить «на думу да тоску». Герой стремится вывести людей из тьмы леса на свободу, где много тепла и света. Имея волевой характер, он берёт на себя роль лидера, и люди «дружно все пошли за ним - верили в него». Герой не боялся трудностей во время нелёгкого пути, но он не учёл слабоволие людей, которые вскоре «стали роптать», так как не обладали стойкостью Данко и не имели твердой воли. Кульминационным эпизодом повествования стала сцена суда над Данко, когда люди, утомлённые тяжестью пути, голодные и злые, стали во всем обвинять своего лидера: «Ты - ничтожный и вредный человек для нас! Ты повёл нас и утомил, и за это ты погибнешь!» Не вынеся трудностей, люди начали перекладывать ответственность с себя на Данко, желая найти виновного в их несчастьях. Герой же, бескорыстно любя людей, понимая, что без него все погибнут, «разорвал руками себе грудь и вырвал из неё своё сердце и высоко поднял его над головой». Освещая тёмный путь из непроходимого леса своим

сердцем, Данко вывел людей из тьмы туда, где «сияло солнце, вздыхала степь, блестела трава в брильянтах дождя и золотом сверкала река». Данко взглянул на открывшуюся перед ним картину и умер. Автор называет своего героя гордым смельчаком, погибшим ради людей. Финальный эпизод заставляет читателя задуматься над нравственной стороной поступка героя: напрасна ли была гибель Данко, достойны ли люди такой жертвы. Важен образ «осторожного» человека, появившегося в эпилоге повествования, испугавшегося чего-то и наступившего «на гордое сердце ногой». Писатель характеризует Данко как лучшего из людей. Действительно, основные черты характера героя - душевная стойкость, сила воли, бескорыстие, стремление беззаветно служить людям, смелость. Он пожертвовал своей жизнью не только ради тех, кого вывел из леса, но и ради себя: он не мог поступить по-другому, герою необходимо было помочь людям. Чувство любви наполняло сердце Данко, было неотъемлемой частью его натуры, поэтому М. Горький называет героя «лучшим из всех». Исследователи отмечают связь образа Данко с Моисеем, Прометеем и Иисусом Христом. Имя Данко связано с однокоренными словами «дань», «дам», «дающий». Важнейшие слова гордого, смелого человека в легенде: «Что сделаю я для людей?!» Многие произведения классической русской литературы поднимают вопрос страха перед жизнью в разных её проявлениях. В частности, теме страха, трусости посвящены многие произведения А.П. Чехова: "Страхи", "Казак", "Шампанское", "Красавицы", "Огни", "Степь", «Человек в футляре», «Смерть чиновника», «Ионыч», «Дама с собачкой», «Хамелеон», "Палата № 6", "Страх", "Черный монах" и др. Герой рассказа "Страх" Дмитрий Петрович Силин боится всего. По мнению автора рассказа, он "болен боязнью жизни". Героя, по мнению Чехова, пугает непонятное и непостижимое. Например, Силин боится ужасных событий, катастроф и самых обыкновенных событий. Он боится самой жизни. Все, что непонятно в окружающем мире, для него угроза. Он размышляет и пытается найти ответы на волнующие его вопросы о смысле жизни и человеческого существования. Он убежден в том, что люди понимают то, что видят и слышат, а он ежедневно отравляет себя своим собственным страхом. Герой рассказа все время пытается скрыться и уединиться. Он как будто убегает от жизни: оставляет службу в Петербурге из-за того, что испытывает чувства страха и боязни, и решает жить в одиночестве в своей усадьбе. И тут он

получает второй сильный удар, когда его супруга и друг предают его. Когда он узнает об измене, страх гонит его из дома: "Руки у него дрожали, он торопился и оглядывался на дом, вероятно, ему было страшно". Неудивительно, что герой рассказа сравнивает себя с новорожденной мошкой, чья жизнь состоит из одних ужасов. В рассказе «Палата №6» тема страха также выходит на первый план. Герой рассказа Андрей Ефимович боится всего и всех. Больше всего он остерегается действительности. Сама природа для него выглядит страшной. Пугающими кажутся самые обыкновенные вещи и предметы: "Вот она действительность! - подумал Андрей Ефимович. Были страшны и луна, и тюрьма, и гвозди на заборе, и далекий пламень в костопальном заводе". Боязнь непостижимости жизни представлена в рассказе "Человек в футляре". Этот страх заставляет героя отойти от реальности. Герой рассказа Беликов все время пытается «спрятаться от жизни» в футляр. Его футляр сделан из циркуляров и предписаний, за выполнением которых он постоянно следит. Его страх неопределенный. Он боится всего и вместе с тем ничего конкретного. Самое ненавистное для него – невыполнение правил и отступление от регламента. Даже ничтожные мелочи повергают Беликова в мистический ужас. "Действительность раздражала его, пугала, держала в постоянной тревоге, и, быть может, для того, чтобы оправдать эту свою робость, свое отвращение к настоящему, он всегда хвалил прошлое и то, чего никогда не было; и древние языки, которые он преподавал, были для него, в сущности, те же калоши и зонтик, куда он прятался от действительной жизни". Если Силин из-за испуга перед жизнью пытается спрятаться в своей усадьбе, то Беликова страх перед жизнью заставляет спрятаться в футляре из правил и строгих законов и в конце концов навсегда спрятаться под землей. Герой рассказа "О любви" Алехин тоже всего боится и также предпочитает спрятаться, уединяясь в своей усадьбе, хотя у него была хорошая возможность заниматься литературой. Он боится даже своей любви и мучает себя, когда перебарывает это чувство и теряет любимую женщину. Проблеме страха перед жизнью посвящена сказка М.Е. Салтыкова- Щедрина «Премудрый пескарь». Перед читателем проносится жизнь пескаря, несложная по своему устройству, основанная на страхе перед потенциальными опасностями мироустройства. Отец и мать героя прожили долгую жизнь и умерли своей смертью. А перед тем как отойти в мир иной, завещали сыну быть осторожным, поскольку все обитатели водного мира, да и человек, в любой


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07



Материнский капитал