II. Игры для разделения участников на подгруппы

Игры-энергизаторы с учащимися 1-9 классов коррекционных школ VIII вида

Описание работы: Для работы с детьми любого возраста педагогам коррекционных и общеобразовательных школ предлагаю игры-энергизаторы. Энергизаторы - это короткие упражнения, восстанавливающие энергию учащихся. Они являются средством, позволяющим успешно преодолевать спад активности класса, восстанавливать интерес к занятию и концентрацию внимания участников, продолжать продуктивно работать. Энергизаторами могут служить физические упражнения, подвижные игры, танцы, актуализирующие творческие способности детей, повышающие их настроение и общий тонус. Благодаря упражнениям-энергизаторам в классе или группе создается атмосфера безопасности для ее участников, они получают удовольствие от пребывания вместе.

1. Игры на деление группы на команды
Прежде чем приступить к той или иной игре, зачастую бывает необходимо предварительно разделить группу на команды. Ниже представлены различные примеры такого деления (от деления группы на две команды до деления на пары).

СОРТИРОВКА
Для деления на любое количество команд. Группа сидит в кругу.
Ведущий решает, какое количество команд необходимо, и присваивает каждой команде свое имя (яблоки, груши, апельсины или тигры, львы, пантеры) и по кругу, указывая на участвующих, называет членов каждой команды. Все пантеры идут в один угол, тигры - в другой.
Старайтесь дать либо гордые, либо смешные названия команд (например, команда «Хромоногие колобки»).

ДЕЛЕНИЕ ПО ПРИЗНАКАМ
Разделите команды по цвету обуви, полу, длине волос, цвету глаз.

ПО БУКВАМ
Деление на команды по буквам, с которых начинаются имена участников. Например: А, Е, Р - 1 группа, В, Д, С - 2 группа и т.д.

МОЗАИКА
Берется столько картинок или открыток, сколько необходимо команд, разрезаются на части по числу участников. Каждому участнику выдается по кусочку открытки. Когда открытки будут сложены, образуются группы.

СТУЛЬЯ
Перед началом занятия ведущий приклеивает рисунки, номера и т.п. под стульями, на которых будут сидеть участники.

2. Игры для начала занятия

Самый простой способ создать непринужденную атмосферу - это провести игру, которая задаст позитивный тон и придаст заряд энергии педагогу и всей группе.
Дружелюбная и веселая атмосфера позволяет участникам расслабиться и способствует установлению понимания и ощущения безопасности.
Игры-приветствия используются в начале занятия для поднятия настроения и активизации группы. Особенно эффективны они на первых занятиях для раскрепощения и снятия напряжения, когда участники еще плохо знакомы друг с другом.
Важно и то, как будет закончено занятие. Оставить хорошее впечатление от всего занятия помогают и игры-прощания, дающие заряд отличного настроения.

Игра «ВЫСШИЙ СВЕТ»
Каждый из участников должен наиболее изысканно и галантно попрощаться с каждым в отдельности или со всей группой сразу.
Каждый встает и прощается с присутствующими.

Игра «КОМПЛИМЕНТ»
Ведущий раздает каждому участнику по пять листочков бумаги и просит группу написать на них пять разных позитивных качеств (например, самый умный, самый обаятельный и привлекательный и т.п.). Затем все листочки складываются в шапку, и каждый участник вытаскивает по пять бумажек.

Игра «ЦВЕТ»
Эту игру можно проводить как в начале, так и в конце занятия.
Каждый участник называет цвет, которому в данный момент соответствует его настроение и кратко объясняет почему. Например, «Я желтого цвета, потому что у меня сейчас веселое солнечное настроение»

Игра «ПЕСНЯ»
Каждый поет строчку из песни, которая соответствует его настроению в данный момент, остальные подхватывают.

3. Игры на знакомство

Эти игры направлены на знакомство участников группы между собой, запоминание имен, снятие напряжения в группе, вызванное присутствием большого количества незнакомых людей, а также на подготовку участников к дальнейшей совместной работе. Упражнения на представление членов группы друг другу очень разнообразны. Можно изменять предложенные игры, придумывать свои варианты, соединять несколько игр в одну и т.д.

Игра «МУХОБОЙКА»
Сворачивается газетка в рулон. Все сидят в кругу в позе нога на ногу. Один встает в центре, берет газетку, его задача коснуться коленки человека, чье имя назовут. А задача этого человека - назвать чье-то имя еще до того, как его запятнают, т. е. «перевести стрелки». Для усложнения можно предложить запретить называть одно имя одному человеку несколько раз.

Игра «СНЕЖНЫЙ КОМ»
Один называет свое имя, потом другого слева, называет его имя и свое, потом следующий называет имена двух уже сказавших и свое, и так по кругу. Можно подсказывать и помогать.

Игра «МЫ С ТОБОЙ ОДНОЙ КРОВИ - ТЫ И Я»
Каждый из участников находит человека, чем-то сходного или близкого по каким-нибудь признакам (от цвета шнурков до одинакового имени родителей) и объявляет: «Мы с тобой одной крови - ты и я, потому что у нас с тобой носы курносые», и т.п.

4. Игры для активизации группы

Игра «ВО-О-О!!!»
Стартовая или заключительная игра.
Участвующих спрашивают, какое количество энергии у них сейчас. Каждый должен показать какое, а все повторяют. Можно показывать, как хотят есть или выразить свои ощущения по какому-либо поводу.

Игра «ЛОШАДКИ»
Очень смешная игрушка на эмоциональную разрядку.
Представьте, что мы озвучиваем кинофильм об ипподроме. Хлопки по коленям - бегущие лошади. Руки вверх резко и крик «Оп!» - взятие барьера. Хлопки по щекам - пробег по луже. Хлопки по груди-лошади близко от комментаторской кабины. Руки вверх и продолжительный крик «А-а-а!» - крики болельщиков.
Ведущий начинает комментировать происходящее, а все - озвучивать.
«Вот лошади стоят на местах! Старт! (все хлопают по коленям). Лошади бегут все быстрее!
Первый барьер! Крики радостных болельщиков! Первый круг, лошади совсем близко! Бегут по луже, какой кошмар, кажется, одна лошадь осталась в луже!» и т.д.

Игра «ОДЕЯЛО»
Очень смешная и простая игра на эмоциональную разгрузку.
Два игрока становятся друг напротив друга, очень близко (10 сантиметров между носами), лицом друг к другу. Между лицами держится либо одеяло, либо большой лист бумаги. Когда лист упадет, необходимо как можно быстрее назвать имя соперника.
Прикол в том, что оба будут орать в лицо друг другу и чаще всего тормозить от неожиданности. Получается очень смешно.

Игра «РАЗ-ДВА-ТРИ!»
Необходимо трясти правой рукой, считая до 10, потом левой, считая до 10.
Потом ногой, потом другой, тоже считая. Потом все то же самое до 9, потом до 8 и так до 1. Получается очень весело.

5. Игры на концентрацию внимания

Игра «ЗИП-ЗЕП-ЗАП» (на внимание и поднятие настроения).
Все встают в круг. Один стреляет: «Зип!», указывая пальцем на кого-либо, тот должен сказать: «Зеп!», стреляя уже в другого, следующий должен сказать: «Зап!» и стрелять в следующего. И дальше в том же стиле. Для усложнения пускается еще один «Зип!» и игроков становится больше.
Обычно начинается путаница.

Игра «ПИФ-ПАФ, ТЫ УБИТ!» (на внимательность, быстроту реакции и эмоциональную разгрузку).
Все встают в круг. Ведущий называет имя одного из участников группы, услышав свое имя, человек должен немедленно присесть (также ведущий может стоять в кругу и просто указывать на того, кто должен присесть), а те, кто стоит рядом с ним, должны сложить руки в пистолетик, направить друг на друга и крикнуть «Пиф-паф, ты убит!». Кто быстрее крикнет, тот победил, а проигравший выходит из круга. Если тот, чье имя было названо, не присядет, то он также выходит из круга. Игра продолжается до тех пор, пока не останутся двое победителей.

Игра «ОЙ И АЙ»
Все встают. Нагибаются вперед и кладут руки на колени. Необходимо по цепи передать слово «ой» от одного человека к другому. Как только кто-нибудь скажет: «Ай»,- передача слова идет в обратном направлении. Задача - не тормозить.

6. Игры на снятие напряжения

Эти упражнения целесообразно проводить, если группа слишком напряжена или возбуждена. А также после занятий или упражнений, требующих большого эмоционального напряжения.

Игра «МАССАЖ»
Все стоят в круге. Сначала помассировать спину соседу слева, слегка постучать по ней, погладить, потом соседу справа. Напоминает коллективный массаж.

Игра «СНЕГ»
Отряхнуть сначала соседа слева от виртуального снега, потом соседа справа.

Игра «МАЯТНИК»
Группа становится в круг, один участник становится в середину круга.
Суть игры заключается в том, чтобы стоящий в центре начинал падать назад, максимально расслабившись, а все остальные его подстраховывали от падения, передавая по кругу. Гнуться стоящий в центре «маятник» не должен.

7. Релаксации

Включается инструментальная, спокойная, возможно, «природная» музыка.
Ведущий дает участникам инструкции: «Сядьте удобно. Расслабьтесь. Если вы чувствуете, что какая-то часть тела напряжена или «зажата», напрягите эту область как можно сильнее, подержите 5 секунд и расслабьте.

Релаксация «В СОСНОВОМ ЛЕСУ»
Закройте глаза. Сделайте три вдоха и выдоха по моей команде. Раз - вдох. Два - выдох. Раз - вдох. Два - выдох. Раз - вдох. Два - выдох.
Представьте себе теплое солнечное утро. Вы идете по залитой солнцем равнине, которая распростерлась до самого горизонта. Вдалеке вы видите неясные очертания окутанных дымкой холмов. Вы пересекаете равнину и поднимаетесь на невысокие склоны, где справа и слева раскинулся большой остров густого соснового леса.
Вы, ступая по мягкому густому мху, спускаетесь в неглубокую лощинку, покрытую душистым вереском, а затем поворачиваете к лесу.
Вас обступают стройные и высокие стволы сосен. Их ветви начинаются высоко вверху. Местами они переплетаются, отбрасывая на землю густую тень. Земля в лесу темная и мягкая, ее покрывает ковер из сосновых игл и мха.
Вы ложитесь в тени и глядите вверх, сквозь ветви деревьев. Ваши плечи, спина, поясница, все ваше тело отдыхает. Вам приятно чувствовать спиной землю, слегка прогретую лучами утреннего солнца. Вы смотрите на голубое небо, по которому медленно проплывают редкие, похожие на белоснежных лебедей облака; потом закрываете глаза.
Вы вдыхаете чистый, свежий воздух, наполненный ароматом сосновой хвои. В вышине стволов раздается переливчатое пение птиц. Высоко в ветвях шумит легкий ветерок. Вы лежите и наслаждаетесь спокойствием и гармонией окружающей вас природы, ощущая себя ее частицей. Вы делаете три вдоха и выдоха по моей команде. Раз - вдох. Два - выдох. Раз - вдох. Два - выдох. Раз - вдох. Два - выдох. Открыли глаза.

8. Игры на сплочение группы

В этом разделе приведены примеры игр, не несущих информационной нагрузки, но помогающих сплотить группу и развить командное и межличностное взаимодействие.
Все игры в этом разделе можно условно разделить на две группы: первая - это игры, в которых участники сообща должны решить какую-либо задачу, вторая - когда участники все вместе должны совершить какое-либо действие. Поэтому, выбирая то или иное упражнение для сплочения группы в то же время можно, по обстоятельствам, или активизировать или успокоить группу.

Игра «КЛУБОК»
Группе необходимо встать в круг, вытянуть руки вперед и взяться левой рукой за любую руку одного человека, правой - за руку другого. Задача: распутаться так, чтобы получился круг. Захват руки можно менять, но не расцеплять. Если группа окончательно запуталась, можно разорвать руки 1-2 раза. Предупредите, чтобы руки не ломали!

Игра «АЛЬПИНИСТ»
Разбейте на две команды.
«Вы знаете, что когда альпинисты идут в горы, они спят на любом уступчике. Ваша задача: уместиться и заснуть вот на таком…»
Если есть крепкие стулья, то можно использовать стул, но если нет - используйте газету. Потом постепенно уменьшайте размер газеты, и та команда, которая удержалась 10 секунд на предложенном уступе - выиграла.

Игра «СКУЛЬПТУРА»
Пять-шесть человек встают в центр помещения. Необходимо сделать скульптуру на предложенные чувства. Все должны согласованно, одновременно принять позы, но так чтобы это была единая скульптура. С периодичностью 5-8 секунд ведущий дает темы: любовь, радость, ненависть, скука или жанровые сцены (встреча со стоматологом, разборка во дворе) и т.п.


Сразу уточню, что сегодня мы не будем говорить о том, кто такие меланхолики, холерики, сангвиники и флегматики, интроверты и экстраверты, висцеротоники и соматотоники, циклоиды, астеники, шизоиды, истероиды и просто конституционально глупые. Хотя всё это – о нас. И представители всех этих славных групп, несомненно найдутся в любом нашем коллективе.

Примем как данное, что все мы – разные. Говорить же сегодня мы будем о туристской группе, которая представляет из себя нечто большее, нежели простая сумма её членов (принцип эмерджентности, с которым практически каждый сталкивался в своей науке).

Но сперва – несколько общих слов о группах. Что же это такое? Когда по улице идут незнакомые люди мы говорим о массе. Когда мы приходим в столовую или на стадион речь уже пойдёт о толпе и мы можем предположить наличие какой-то общей идеи, объединяющей её (покушать, посмотреть матч и т.д.). Чем же группа отличается от толпы?

Вот одно из определений группы: "Психологически единая социальная ячейка, члены которой целенаправленно связаны друг с другом и зависят друг от друга” (Дикарс). Другое определение несколько проще: "Группа – это люди объединенные реальными отношениями” (Литвак И. Е.) Психологи выделяют несколько типичных черт, присущих группам:

1. Взаимоотношения, взаимовлияние её членов, без чего группа просто не существует.

2. Определённость ролей, которые используют отдельные индивиды. (об этом мы поговорим чуть позже)

3. Обособленность лидеров, влияющих на остальных.

4. Общность целей, деятельности и организации.

5. Наличие у членов группы чувства "мы”, единства группы. (очень важный субъективный фактор)

6. Сплоченность.

7. Определённая локализация в пространстве и времени.

Существует множество классификаций групп (например: открытые и закрытые, первичные и вторичные), но для нас достаточно самой простой, которая выделяет группы формальные и неформальные. Формальная группа – это группа сформированная на основании каких-либо документов, во главе её стоит руководитель. (пример – ваша учебная группа в классе или институте, ваш производственный коллектив или научная лаборатория). Неформальная группа – это группа, сформированная на основе личных симпатий, привязанностей, общих потребностей, этой группой управляет лидер.

Большинство туристских групп относятся к неформальным и образуются следующим образом: несколько человек объединяются, находят руководителя со стороны или выдвигают его из своих рядов, или обратный процесс – руководитель подбирает группу "под себя” в зависимости от преследуемых им целей. (Пример: Мишка Орлов ("В поход 2 к.с. приглашаются любители стихов и философских бесед”)).

Рассмотрим туристскую группу поближе. Одна из основных черт группы – наличие цели. Казалось бы тут всё очевидно: наша цель – сходить в поход, получить в нём разнообразные впечатления и благополучно из него вернуться. Все наши лекции и тренировки готовят нас к этому. Однако не всё так просто. Спросите человека, особенно уже давно ходящего в горы, зачем он это делает, и вряд ли вы получите вразумительный ответ. Отправляясь в поход, каждый из нас преследует разнообразные цели. Какие например:

а) пройти наиболее рационально, интеллектуально,

б) пройти как можно скорее, напористо, подчиняя всё своей воле.

2. Преодоление себя, самоутверждение. Причем сюда попадут и те, у кого энергии избыток и те, у кого её так мало, что им необходимо снова и снова доказывать себе и окружающим её наличие.

3. Общение.

4. "За компанию” (особенно типично для первых походов).

5. Любопытство – просто посмотреть, что это такое – горы или посетить определённый район.

6. Найти супруга/супругу.

7. Отдых, переключение на другой вид деятельности, отвлечение от ежедневных проблем, бегство от трудной ситуации.

8. Экзотические, например созерцание, занятие разными духовными практиками.

Для большинства же тех, кто ходит давно, это становится стилем жизни, внутренней потребностью. Мне очень нравится высказывание Саши Ефимова на эту тему: "В походах мы проживаем ещё одну жизнь. По насыщенности событиями, эмоциональными переживаниями этот месяц в горах зачастую равен 11 месяцам в городе”

Таким образом вы видите, что цели могут быть весьма разнообразными и если некоторые из них вполне совместимы (например спортивные и самоутверждение, поиск супруга и общение), то другие – взаимоисключающие (неторопливый отдых и спортивные). Дело не в том, что одни цели лучше, а другие хуже, а в том, что если в группе у участников цели взаимоисключающие, то конфликт практически неизбежен.

Так что постарайтесь ещё до похода определить, чего вы от него хотите и совпадают ли ваши цели с теми, что преобладают в вашей группе. Это – призыв главным образом к тем, кто собирается в походы 3 и 4 к.с., т. к. в первых походах цели, как правило неясны расплывчаты и весьма разнообразны (в основном – просто сходить в поход). Поэтому получить удовольствие от первых походов проще, чем от последующих.

Следующая черта группы – это роли, которые мы исполняем в группах. Что такое роль? Это – то поведение, которое ожидает группа от личности в процессе выполнения ею социальных функций. Наши официальные роли, присущие нам как членам официальной группы – это наши должности. Какие же они могут быть: руководитель, возглавляющий группу и несущий за неё ответственность и инструктор, который имеется только в школьных группах, в спортивных походах, как правило, такой должности нет. Кто есть кто? По крайней мере, как должно быть.

Руководитель (стажер) и инструктор вместе организуют учебные занятия, в походе же непосредственным начальником для участников является именно руководитель, инструктор же выполняет функцию контроля, наблюдая за действиями руководителя и участников, вмешиваясь в них лишь в том случае, если нарушается техника безопасности или допущен какой-нибудь другой серьёзный промах. В этом случае он может взять руководство на себя. Нормальные отношения между руководителем и инструктором, разделение ими полномочий – залог успешного прохождения похода.

Медик – не преувеличу, если скажу, что это вторая после руководителя должность. В определенных ситуациях именно его мнение окажется решающим. Следит за состоянием здоровья участников и руководителя. Завхоз – готовящий раскладку и распределяющий продукты в походе. Также в его задачи входит наблюдение за тем, чтобы продукты в походе забирались у участников более-менее равномерно. Снаряженец – отвечающий за подготовку снаряжения перед походом и за распределение его по участникам.

Реммастер – собирающий ремнабор и отвечающий за починку снаряжения. Иногда отдельная должность – примусист, который будет отвечать за хорошую работу примусов. Финансист, собирающий деньги и проводящий взаимозачеты. Хронометрист, отмечающий время прохождения тех или иных участков на маршруте. Летописец, создающий летопись похода. Фотограф, в задачи которого входит сделать необходимые для последующего отчета фотографии. Эколог, организующий уборку мусора (сжигание), после ночевки или обеда.

Можно назвать еще несколько должностей, менее традиционных: гитарист, массажист, забойщик (участник, работающий первым на сложных участках маршрута), "publik relation”, замыкающий. Должности могут дублироваться – вдруг кто-то не пойдёт. Хорошо, когда должности есть у всех. Ваша задача – подумать, кем бы вы хотели быть в походе. Это вовсе не значит, что выбрав должность завхоза, вы всегда будете с ней ходить. Полезно бывает "сменить амплуа”, попробовав себя в новом качестве. Это то, что касалось должностей официальных, необходимых для успешной работы группы. Каждый в группе должен чувствовать себя необходимым и работать на благо всего коллектива.

Но кроме этого есть еще роли неофициальные, давайте рассмотрим их:

Прежде всего отмечу, что роли это – сугубо иллюстративные, предназначение их – помочь образно представить ситуацию, облегчить анализ взаимоотношений в группе. Недопустимо публичное применение этих терминов в качестве ярлыков применительно к конкретным людям. Хочу напомнить, что человек и его роль, человек и ваше представление о нем – вовсе не одно и то же. Человек, несомненно всегда шире и многогранней. И когда мы пытаемся, словно в прокрустово ложе, впихнуть человека в тот образ, который мы создали, ничего хорошего не получается. Всё равно что-нибудь торчит, а мы обижаемся: он себя неправильно ведёт. Так что с ролями надо быть очень осторожными. Итак:

Первая и главная – роль лидера группы. Наличие этой роли говорит о том, что перед нами определённо группа. Для успеха путешествия важно, кому достанется эта роль. Оптимальный и достаточно частый вариант – руководитель группы или инструктор в роли лидера. Но это бывает не всегда. Разобщение руководства и лидерства резко осложняет ситуацию в группе и может привести к конфликту. Какие бывают лидеры. Авторитарный и демократический. Авторитарный: резко доминирует над всеми членами группы, уверен в себе, пользуется непререкаемым авторитетом.

Его почитают, им восхищаются, иногда боятся. Нередко не считается с чужим мнением и даже не интересуется им. Всё это возможно в определённых пределах, пока это идёт на пользу группе. Демократический лидер: не выдаёт готовых решений, не подавляет чужую инициативу, делает всех соучастниками решений, терпим к недостаткам товарищей. Обычно группам по душе именно демократический лидер. Однако, бывают ситуации, когда авторитарный метод руководства оказывается более действенным: например, в критической обстановке, когда от решительности руководителя зависят жизнь и здоровье участников, когда нет времени для размышлений и дебатов, может потребоваться полная вера и абсолютное подчинение. Демократический же лидер может не обладать таким высоким личным авторитетом.

Демократическое лидерство наиболее эффективно при высоком уровне развития группы. Так что оптимальный вариант – сочетание обоих типов лидерства в зависимости от конкретных условий. Кроме постоянного лидера в группе может выдвигаться ситуативный лидер – лидер, выдвигаемый на время в той или иной ситуации: при обработке маршрута (причем разные лидеры могут быть на скальных, снежных, ледовых маршрутах) или при общении с местным населением, лидер досуга или лидер при проведении бивуачных работ.

Почти в каждой группе выделяется несколько "энтузиастов”, добровольно и с удовольствием принимающихся за любое дело. Положительная роль "энтузиастов” очевидна, однако своей активностью они нередко душат инициативу остальных, затрудняя рост квалификации менее опытных. Кроме того на фоне неумелых действий малоопытных участников у энтузиастов может развиться самолюбование, чувство превосходства над другими, и, следовательно, привести к нездоровой обстановке в группе.

"Старейшина” – наиболее авторитетный и независимый член группы. Может совпадать с лидером или с "энтузиастом”. Если "старейшин” в группе двое и более, а позиции их не совпадают, их авторитет резко падает, может возникнуть конфликт, раскол группы.

"Шут” – своими действиями создаёт веселье, выступающий объектом для шуток и чужого остроумия. И "остряк”, добывающий смех с помощью собственного остроумия и острословия. Предпочитает шутить по поводу ситуаций или над другими участниками.

Основную массу группы составляют "потребители”. Своими реакциями, признанием, они доставляют удовлетворение лидеру, энтузиасту, шуту. Поддерживают наметившееся распределение ролей.

В группе могут оказаться так называемые "самоопределяющиеся”, в своём поведении руководствующиеся только собственными интересами и не считающиеся с чужим мнением. От них следует отличать людей, нарушающих нормы поведения с целью обратить на себя внимание, произвести впечатление, как правило перед лицом противоположного пола.

В каждом деле всегда кто-то остаётся последним. Хорошо, когда в эту позицию в разных делах попадают разные люди. Но бывает так, что последним по всем статьям оказывается один из туристов. Постоянно отстающий, слабый технически и физически, нередко он становится объектом насмешек. Незавидность этой роли очевидна, однако, если в группе четко определился последний, это резко улучшает позиции предпоследнего и близких к нему участников. Они обретают внутреннюю уверенность, спокойствие. Бывает, что "последний” способствует сплочению группы: людей объединяет общая реакция на его действия – будь то осмеяние или желание помочь ему.

Еще одна, очень важная роль – "дезорг” (дезорганизатор, противник). Авторитетный турист, который имеет свою точку зрения и активно её защищает. В результате какая-то часть группы начинает действовать и думать как он. Может посеять недоверие к руководителю, доказывая, что группа идёт не туда, может предпринять какой-нибудь манёвр, противоречащий указаниям руководителя. Отличается от "самоопределяющегося” тем, что он прежде всего заботится об интересах всей группы (как он их понимает), а не о собственных.

Часто в результате его действий возникает угроза единству действий в группе. Однако, если он и его сторонники не принимают самовольных действий, а лишь ратует за свои предложения, их нельзя оценивать отрицательно. При соблюдении дисциплины они могут представлять полезную оппозицию, способствующую установлению истины. В этой роли может закрепиться один из участников, но чаще в разных ситуациях она переходит от одного к другому.

В группах могут встречаться и другие роли:

"Мученик” – взывающий о помощи и в то же время отказывающийся от неё.

"Моралист” – который всегда прав.

"Любимчик” – пробуждающий нежные чувства и нуждающийся в защите.

"Агрессор”, "защитник”, "нытик”, "педант”, "спасатель”, "жертва” и т. д. Группа всегда стремиться расширить репертуар ролей.

Одна из важнейших черт группы – наличие у неё внутренней организации, структуры. Но, прежде чем говорить об этом, подумаем, какой должна быть величина группы. Вопрос достаточно сложный.

Принято считать, что оптимальный размер группы 7±2 человека. Известно, что группа хорошо функционирует, когда в ней нечетное количество людей, так как в четной по количеству могут образоваться две враждующие половины. Коллектив лучше функционирует, если его члены отличаются друг от друга по полу и возрасту. (Чисто мужские и чисто женские группы. Моя точка зрения на них. Мужские: считаю вполне оправданным в походах запредельной сложности, тяжёлых физически. Риторический вопрос к женщинам: "Пойдёте ли в поход, если стартовый вес рюкзака будет около 40 кг?” Женские: образование вполне объяснимо – желание поработать самостоятельно, поскольку нередко в походах смешанным коллективом для женщин нет возможности технической работы, их "зажимают”. Хотя, нередко, всё это лишь слова.

Ни в одном из походов, в которые я ходила, не было ограничений для работы по половому признаку. На первом месте стояло то, насколько быстро и качественно вы можете сделать ту или иную работу. Так что, если вам хочется работать – тренируйтесь, готовьтесь еще в городе…), с другой стороны, считается, что наиболее эффективно работают группы по 12 человек. Группы большей численностью хуже управляются (и существенно медленнее проходят сложные технические участки – пока дождешься, чтобы 15 человек прошли верёвку перил…), а коллективы из 7 – 8 человек наиболее конфликтны, т.к. обычно распадаются на 2 враждующие неформальные подгруппы, при большем же количестве людей конфликты, как правило, сглаживаются. В туризме ставятся следующие ограничения в размере групп: минимальные – 4 человека в походах 1 – 4 к.с. (6 – в походах 5 – 6 к.с.), максимальные размеры в спортивных группах определяются к.с. и районом (в "школьных” группах: для НТП 10 – 12 слушателей, для СТП – 8 – 10). Итак, исходные размеры группы определены – в среднем 6 – 12 человек, (это подтверждается и данными психологии, говорящей, что человек может равномерно распределять своё внимание между 6 – 12 человеками, и в тех же пределах возможен эмоциональный контакт с другими людьми). Что же происходит с группой дальше?

Любая группа, как живой организм проходит несколько стадий своего развития. Первая стадия – это ассоциация – такой уровень развития при котором определена общая цель. Если ассоциация без особых изменений держится довольно долго, она начинает структурироваться, происходит распределение ролей, появляются неформальные группы и их лидеры, группа становится кооперацией.

Итак, ассоциация превратилась в кооперацию и приступила к выполнению своих задач, и тут начинается групповой процесс: интриги между неформальными группами, конфликты между отдельными членами. Меняется состав групп и группировок, начинаются агитация и пропаганда. Между группами происходит борьба за "место под солнцем”. Всё это отвлекает от выполнения основных задач. На такой стадии развития группа называется процессуальной.

Если этот процесс удаётся свести до минимума, группа может превратиться в коллектив. Определение этого понятия таково: "Коллектив – это такой уровень развития группы, при котором её член может пожертвовать своими интересами ради интересов группы и через интерес группы реализовать свой собственный интерес” (Литвак).

Чем отличается коллектив от кооперации:1) В трудные времена кооперация распадается, а коллектив сплачивается, 2) В кооперации не возникают дружеские эмоциональные связи, 3) Существенным признаком кооперации является групповой эгоизм, 4) Коллектив же – открытая система, попасть в него легко, положение в коллективе определяется личной компетентностью, если она отсутствует, то не помогут ни знакомства, ни заслуги. Лучше всего эту стадию отражают слова Омар Хаяма:

Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало.

Два правила запомни для начала:

Ты лучше голодай, чем что попало есть,

И лучше будь один, чем вместе с кем попало.

Итак вполне очевидно, что мы должны стремиться именно к превращению группы в коллектив, а также, что задача эта нелёгкая. Поговорим чуть подробнее о внутренней структуре групп. Несколько раз уже промелькнул термин "малая группа”. Что же это такое? Процесс образования малых групп уже несомненно пошёл в ваших группах и это вполне естественно и нормально.

Суть его в том, что между людьми, имеющими сходные ожидания устанавливается взаимопонимание, симпатия. Образуются группки по 2 – 3 человека. Ещё выразительнее этот процесс пойдет в походе, когда этому будет способствовать территориальное или функциональное объединение: палатка, связка, банка консервов, выдаваемая на перекус, увлечения (нудисты, преферансисты, курильщики), специальность (весьма часто возникающая малая группа – программисты).

Возникновение большого числа малых групп способствует хорошему психологическому климату в группе., особенно если каждый входит в состав не одной, а нескольких групп (с одним я дежурю, с другими – иду в связке, с кем-то обсуждаю политические проблемы, с кем-то – пою песни и т. д.) и если микрогруппы сотрудничают друг с другом. Нередко в таких группах выдвигаются свои лидеры, в них возникают свои ритуалы, традиции, правила, обязанности и санкции (разделение обязанностей при установке палатки, ежевечерний ритуал укладывания, вечерняя колыбельная или революционные песни на марше, бутылка с водой, совместная сигарета перед сном, отдельные слова, имеющие смысл только для этой группы (Примеры), выбрасывание вещей из палатки при их несвоевременном сборе, запрещение вносить рюкзак, подшучивание и т.д.). Группы воздействуют на своих членов и обеспечивают соблюдение ими групповых норм. Степень значимости групп для их членов может быть разной.

Группа, мнением которой человек дорожит, принадлежность к которой старается сохранить, называется референтной (или эталонной). Признание у окружающих – обязательное условие группового благополучия. Но при образовании малых групп может возникнуть и определённая опасность. Происходит это в том случае, если такая группа становится в оппозицию руководству или другим группам, противопоставляя свои интересы "чужим”.

Это – так называемая "отрицательная микрогруппа”, если же она ещё и выдвигает сильного постоянного антилидера, благополучное существование всей группы оказывается под угрозой. Поэтому нередко, чтобы избежать подобных вещей во многих туристских школах практикуют следующие вещи: пришедшие готовые группы разбивают по разным отделениям, нередко так же поступают с супругами, поскольку семья, несомненно, также является "малой группой” (точка зрения одного из руководителей, с которым я ходила: "Не люблю ходить с супругами, они всегда тащат за собой из дома груз нерешенных проблем и пытаются решать их за счет окружающих”). Вопрос спорный, но поскольку существует и такая практика, имейте это в виду…

Туристские группы создаются на добровольных началах, правила взаимоотношений и нормы поведения определяются не должностным положением, а целями задуманного мероприятия, характером и личными качествами участников. Однако и в таких группах могут возникнуть конфликтные ситуации и дисгармония, что срывает задуманные планы даже в хорошо технически и физически подготовленных группах. Что такое конфликт?

Это отсутствие согласия между двумя или более сторонами – лицами или группами. Существует 5 основных типов конфликта: внутриличностный (оставим его рассматривать психоаналитикам, уточню только, что нередко он вызывается несоответствием ролей, которые играет человек), межличностный, между личностью и группой, межгрупповой, социальный (его оставим на рассмотрение политикам).

Самый распространённый – межличностный, основными причинами которого будет как несходство характеров, так и вполне объективные – борьба за ограниченные ресурсы (будь то место у костра, нехватка еды, внимание того или иного человека или место в иерархии). Конфликт между личностью и группой возникает при несоблюдении члена группы установленных ею правил, норм поведения, к этому же типу относятся конфликты между группой и руководителем.

Межгрупповые конфликты сходны по причинам возникновения с межличностными и сопровождаются следующими проявлениями: деиндивидуализация – члены группы перестают воспринимать других людей как индивидумов, а исключительно как членов другой группы, которой приписывается негативное поведение, межгрупповое сравнение, в ходе которого более высоко и положительно оценивают свою группу и одновременно принижают, обесценивают другую группу ("они неумелые, глупые, отсталые и т.д.”), групповая атрибуция, при которой члены группы склонны считать, что за негативные события ответственна именно чужая группа.

Итак, обобщая выше сказанное, выделим причины чаще всего вызывающие конфликты.

1. Авторитарный метод руководства (при этом наблюдается изолированное положение руководителя, нередко происходит ущемление прав одного или нескольких участников, а это – потенциальный конфликт), подмоченный авторитет руководителя (если руководитель не справляется со своими обязанностями, например, заблудился, его авторитет резко падает, поскольку группе всегда необходим лидер, то возникает новый, нередко возникает борьба за власть).

2. Утрата общей цели мероприятия (об этом уже говорили)

3. Образование микрогрупп отрицательной направленности.

4. Преобладание личных интересов, эгоистическое поведение отдельных членов группы (см. самоопределяющиеся)

5. Нарушение межличностных связей (попросту говоря, когда люди начинают ссориться. Эти конфликты разделяются на 3 большие группы: Реальная угроза ущемления или неудовлетворения каких- либо интересов участника. Ошибочное приписывание кому-нибудь позиции, направленной против субъекта (например, совет, подсказка, особенно данные на глазах у всех могут восприниматься как унижение). Психологическая непереносимость. Сразу уточню: необходимо учитывать специфику гор, в частности особенности акклиматизации и горной болезни. В психике человека происходят определённые изменения, человек становится более обидчивым, раздражительным, неадекватно реагирует на критику, нередко нарушается сон, днём же, напротив, человек "тормозит” (Пример: "кошка” на Эльбрусе) или появляется эйфория (Пример). При общении с людьми нужно это учитывать и делать поправку на объективную ситуацию. Второе замечание по этому поводу. Мы часто не отдаём себе отчёта в том, что для многих людей большая часть информации приходит не со словами. Интонация, жест, ваша поза – всё это может привести к тому, что ваше поведение вызовет встречную агрессию, хотя "вы ничего такого не сказали”. Попробуйте, например произнести фразу "пора ставить палатку” с разными интонациями: констатируя факт, заботливо, иронично, зло, сексуально…)

6. Переоценка группой своих возможностей или неверие в собственные силы. И то и другое плохо.

7. Причины не психологического плана: расхождение мнений по организации питания, несогласованность меню, пассивное поведение на бивуаке, игнорирование правил страховки и самостраховки)

Профилактику многих конфликтов можно провести до похода. Для этого нужно:

1. Тщательно отнестись к подбору участников, это обращение скорее к руководителям, но вам так же полезно знать, что при прочих равных предпочтение отдаётся тем, кто обладает более уравновешенным характером, вписывается в группу, интересному собеседнику, умелому человеку, "лидеру досуга”.

2. При создании группы необходимо учитывать психологическую совместимость людей. Если конфликты между участниками происходят уже в Москве, в походе они точно продолжатся и, скорее всего, усугубятся, особенно в стрессовых условиях.

3. Конфликтов по поводу питания легко избежать, если облегчить судьбу завхоза и ещё до составления раскладки сказать, что вы не едите такие-то продукты (даже если это не аллергия, а просто вы терпеть не можете, например, манную кашу), особенно внимательными надо быть вегетарианцам, вплоть до составления индивидуальной раскладки. При нынешнем разнообразие продуктов всё это вполне решаемо. Кроме того необходимо хотя бы на один выход сходить с той раскладкой (по крайней мере по количеству), с которой вы пойдёте. Это – единственная возможность понять много это или мало, например, 70 грамм гречки. Спорьте, убеждайте, доказывайте, но до похода. В походе же на все эти разговоры следует наложить табу, даже если вы были абсолютно правы, оставьте свои замечания на послепоходный разбор, всё равно, изменить уже, как правило, ничего нельзя.

4. То же самое с графиком движения, сложностью выбранного маршрута и другими вопросами, связанными с его прохождением. Поинтересуйтесь ими до похода, чтобы хотя бы в общих чертах представлять, что вас там ждёт.

5. То есть общий вывод по этим пунктам весьма тривиален: поход надо тщательно готовить! И относится это не только к руководителю, но и ко всем участникам – чем больше усилий и внимания вы прикладываете при подготовке, тем больше вероятность, что ваши права не ущемят!

6. В походе же можно "спустить пар”, если устраивать, по мере надобности, разбор дня, давая возможность высказаться недовольным.

Если всё-таки конфликт возник. Как он может протекать?

1. Поступательное, логическое развитие конфликта. Он как бы разыгрывается, делаются поочерёдные ходы. Поступки как правило последовательны. (Споры руководителя с "дезоргом”)

2. Бурное, лавинообразное развитие. Начинается с малосущественных пререканий, стремительно набирает силу, становится неуправляемым. Перенасыщен эмоциями, ответы собеседника практически не осмысляются. Быстро достигает максимума, за которым следует спад. (Руководитель – "самоопределяющийся”).

3. Взрывное развитие. Почти сразу достигает максимума. Иногда происходит после длительного скрытого вызревания, иногда – и без подготовки, если человек отличается вспыльчивым характером.(Реакция последнего на насмешки).

Чем же заканчивается конфликт.

1. Полное разрешение, угасание конфликта. При недоразумении – прояснение позиций, либо победа одного и поражение другого участника.

2. Спад, переход в хроническое состояние.

3. Возврат к состоянию готовности к конфликту. Если обстоятельство, как правило внешнее прерывает его. Спор затихает с желанием возобновить его позже.

4. Мнимый выход из конфликта. Отвлечение от проблемы без её преодоления. (Самообман, совместная выпивка, приступ бурной страсти и т.д. – снимают чувство конфликтной напряженности) Зачастую оборачивается обострением конфликта, т.к. возвращаются к проблеме внезапно, после иллюзии её разрешения.

Как преодолеть конфликт:

1. Попытаться загасить в зародыше.

2. Посредничество в конфликте третьего лица по собственной инициативе или по приглашению одной из сторон. Задача посредника – найти компромисс или прояснить позиции. Возможно лишь при доверии обоих участников конфликта, для этого посредник должен оставаться нейтральным. Арбитру не стоит увлекаться поисками истины или разбором ошибок. Занятие это неблагодарное, поскольку люди в конфликте часто утрачивают чувство объективности. Полезнее предложить нестандартное решение, взять часть вины на себя.

3. Разъединение конфликтующих. (например, расселить в разные палатки, поставить в разные связки)

4. Благоприятствование свободному развитию и завершению реакции. Приём уместен, если конфликт по своему характеру и масштабам не представляет угрозы безопасности и благополучию группы. По существу сводится к превращению конфликта в односторонний. Бессмысленно объяснять что-либо возбужденному, взволнованному человеку. Это лишь повышает накал эмоций. Дайте ему высказаться не перебивая, единственное – молчание не должно быть вызывающим, демонстративным. Не встречая возражений человек успокаивается и или выключается из конфликта или становится доступным для обсуждения.

5. Пресечение конфликта. Суть – немедленное безоговорочное прекращение конфликтных действий. На основе высокого авторитета руководителя и достаточным уровнем дисциплины в группе.

Всегда ли вреден конфликт? Существует ряд работ, с давней традицией (ещё с Аристотеля), рассматривающих конфликт не как отклонение. А как норму социальных отношений. В чем заключается положительная сторона конфликта:

1. Способствует определенному движению вперед

2. Определённое отрицание старых, отживших отношений приводит к возникновению новых

3. В процессе конфликта изживается внутренняя напряженность, выплёскиваются агрессивные чувства.

4. Создаёт определенный уровень напряженности, нужный для творческой активности

5. Межгрупповые конфликты способствуют росту сплоченности группы, её солидарности.

6. Необходимость решения конфликта приводит к вовлечению членов группы в общую жизнь группы.

Однако, принимая во внимание вышесказанное, не стоит забывать, какова цена решения противоречий путём конфликта, а она, как правило, слишком высока.

Поэтому лучшим разрешением существующих проблем будет, видимо не конфликт, а мирный вариант.

Конечно, в данной лекции были затронуты далеко не все проблемы, существующие в туристской группе. Где можно найти информацию на эту тему. Конкретно по поводу туристской группы.

У ведущего тренинговой группы нередко возникает задача ее разделения на отдельные подгруппы. Дело не только в том, что многие тренинговые упражнения подразумевают работу в парах, тройках или четверках. Ведь задача интенсифицировать процесс общения между участниками и вообще придать динамизм тренингу может быть решена именно через дробление на подгруппы.

При этом следует помнить об одном важном условии - нельзя давать этим подгруппам «застыть» в определенном составе. Нужно постоянно перетасовывать участников, чтобы предоставить возможность каждому пообщаться со всеми.

Применение одних и тех же приемов быстро надоедает, поэтому я предлагаю набор (далеко не исчерпывающий!) вариантов разделения участников тренинга на отдельные подгруппы.

Расчет

Это самый элементарный способ. Производится расчет на «первый-второй», «первый-второй-третий» и т.д., в зависимости от того, сколько требуется групп. Тут важно не перепутать: расчет нужно делать исходя из нужного количества групп, а не из количества участников в каждой группе. (Как вариант - апельсин, мандарин, банан...)

Сегментация круга

Если тренинг проходит в круге, то группу можно поделить пополам, проведя воображаемый диаметр круга от ведущего к участнику, сидящему напротив. В случае, если требуется более двух команд, круг просто разбивается на нужное число сегментов.

Цветоделение

Деление на группы проводится по внешним признакам участников, например по цвету одежды. Те, у кого преобладает зеленый цвет, получают название «зеленых» (можно и «Гринписом» назвать). Могут появиться и «красные», и «белые». Те, кто не попал ни в одну категорию, могут объединиться, например, в команду «пестрых».

Не советую создавать «содружество темных сил», даже если многие участники одеты в траурные цвета. Исключением может стать игра, где есть негативные персонажи, а также если ведущий рассматривает темный цвет одежды конкретных участников как бессознательное отражение их отрицательных эмоций, которые нуждаются в «отыгрывании».

Критериями для выделения отдельных групп могут быть не только цвета одежды, но и другие внешние признаки: наличие украшений, часов, цвет волос, цвет глаз и т.д.

Построение по ранжиру

Участники встают в шеренгу. По команде ведущего за минимальное время они должны молча перестроиться: по цвету глаз, по цвету волос, по росту (с закрытыми глазами), по высоте голоса и другим признакам.

Ведущий каждый раз должен четко обозначать, с какой стороны должны встать участники, например, «с самыми светлыми волосами», а с какой - «с самыми темными».

После того как построение по какому-либо признаку выполнено, ведущий делит шеренгу на нужное количество групп с разной степенью выраженности выбранного признака.

Стрельба глазами

Участники встают в круг, опустив глаза. По сигналу ведущего все подымают глаза, стремясь встретиться с кем-то взглядом. Если это удалось, то образовавшиеся пары покидают круг.

Игра продолжается до тех пор, пока все участники не окажутся разбитыми по парам. А дальше - по замыслу ведущего: либо организуется работа в парах, либо пары группируются в более крупные объединения.

Можно провести это несколько иначе: попытки повторяются до тех пор, пока вся группа одновременно не распадется на пары взаимно выбравших друг друга участников.

Драматичной может стать ситуация, когда число участников является нечетным и кто-то заведомо должен остаться без пары. В этом случае ведущий может, например, предложить какой-либо паре (или команде) тянуть жребий, кому достанется оставшийся игрок, или устроить между командами соревнование за право включить этого игрока в свой состав.

Атомы и молекулы

Участники группы разбредаются по тренинговой комнате под негромкую «космическую» музыку. Ведущий произносит: «Каждый из вас - одинокий атом, блуждающий в пространстве. Вы встречаетесь с другими атомами, иногда даже случаются легкие столкновения. Но иногда вы получаете возможность объединиться в молекулы. Вы будете делать это по моей команде. Число атомов в молекуле я назову».

Через некоторое время ведущий хлопает в ладоши, музыка останавливается, и он произносит, например: «Четыре». Участники быстро составляют группы по четыре человека. Те, кто не успел войти ни в одну «молекулу» (скажем, игроков осталось трое), выбывают из игры. «Молекулы» снова распадаются на атомы, продолжающие блуждать в пространстве до следующей команды ведущего.

В результате можно либо создать две команды (из тех, кто выбыл, и из тех, кто остался в игре), либо в определенный момент дать команду собраться в молекулы с таким числом атомов, какое нужно для дальнейших процедур (хорошо, если это число будет равно количеству выбывших участников, которые тогда смогут образовать свою группу).

Лидеры

Ведущий быстро и неожиданно командует: «Встаньте те, кто считает себя лидером!» Первые двое (трое, четверо - смотря сколько надо подгрупп) объявляются руководителями, имеющими право набрать свои команды.

Можно поступить иначе: каждому из лидеров предлагается выбрать только одного участника, которого он хочет видеть в своей команде. Затем выбранные участники по очереди выбирают следующих и так далее до тех пор, пока группа не окажется поделенной на две части.

Если участников нечетное количество, то возникает ситуация, когда кто-то один остается невостребованным. (Вы уже догадались, что эта процедура, как и вариант «Стрельба глазами», имеет социометрический характер.)

«Невостребованный» участник может почувствовать себя дискомфортно. Поэтому ведущий может предложить лидерам двух групп поспорить о праве на этого последнего участника: произнести краткий монолог, в котором доказать, что в силу таких-то достоинств этот человек необходим именно его команде. После этого участник сам выбирает для себя команду.

Футбольный метод

Для разбивки на группы этим способом потребуется определить 2-3 лидеров, активных ребят (число ребят зависит от количества мини-групп, которые вы хотите создать) и попросить их набрать себе команду, соблюдая следующее условие – первым делает выбор один из лидеров, другой в это время не предпринимает никаких действий. Когда выбор первого сделан, второй лидер может сделать свой выбор, и лишь после этого делает выбор третий. Причем принцип набора людей в команду таков: первый выбирает второго, второй третьего, третий четвертого и т.д.

Любое число

Ведущий называет по имени любого из игроков. Тот сразу же должен произнести какое-нибудь число - от единицы до числа, равного количеству участников.

По команде ведущего одновременно должно встать такое количество игроков, которое соответствует названному числу. При этом игрок, произнесший это случайное число, может и не вставать. Кто-нибудь может сообразить, что существуют беспроигрышные варианты: либо назвать «один» и вскочить самому, либо назвать число членов группы, и тогда встанут все.

После одной-двух удачных попыток участники испытывают чувство групповой сплоченности. Тут ведущему и нужно взять инициативу в свои руки. «А теперь я сам скомандую!» - заявляет он и называет число, которое, по его замыслу, соответствует необходимому количеству игроков в одной подгруппе.

Если игроков встало столько, сколько и было заказано, то ведущий просит их выйти из круга и продолжает игру с оставшимися.

Разбивка по критерию

Ведущий предлагает группе какие-либо критерии, которые подразумевают не ранжирование, а ясную классификацию с четким разделением участников на разные категории. Этот способ особенно удобен в тех случаях, когда в подгруппах необязательно должно быть равное количество игроков.

Например, в процессе тренинга ведущему необходимо получить информацию о чувствах участников. Тогда ведущий говорит: «Психологический тренинг можно сравнить с ужином в ресторане. Представьте, что вы посетители этого ресторана. Вы уже провели в нем какое-то время, попробовали некоторые блюда. Кому-то понравилось, кому-то не очень, кто-то уже насытился, а кто-то только-только заморил червячка. Давайте попробуем занять места в нашем «ресторане» в соответствии со своими ощущениями. Тех, кто попробовал, им понравилось, но свой голод они еще не утолили и желали бы отведать чего-нибудь еще из здешней кухни, - прошу в этот угол. Те, кто уже наелся и желал бы покинуть ресторан, занимают места в противоположном углу. Может быть, кому-то блюда из меню ресторана оказались не вполне по вкусу? Таких прошу расположиться в третьем углу. Ну, а четвертый угол займут те, кто еще не понял, удовлетворяет ли их здешняя кухня. Итак, располагайтесь!»

Далее можно, например, предложить каждой группе обсудить и обосновать свой выбор, высказать пожелания относительно рецептов, качества приготовления и преподнесения блюд. Вместо «ресторанной» метафоры можно использовать и другие. Допустим, можно повесить в разных углах тренинговой комнаты рожицы с изображением разных эмоциональных состояний - от беспросветной тоски до безудержного восторга - и попросить участников выбрать наиболее подходящее для себя место.

Задания образовавшимся группам можно дать в соответствии с их настроением. Например, «восторженным» участникам можно поручить придумать способы, как развеселить «тоскующую» подгруппу.

Кто на новенького?

Этот способ предполагает передачу инициативы по созданию подгрупп самим участникам. Ведущий просто предлагает каждому выбрать того, с кем в процессе тренинговой работы он взаимодействовал меньше всего, пообщаться с ним глазами, невербально договориться и подойти друг к другу.

Барабан

Вожатый стоит спиной,сзади подходит ребенок и коладет руку ему на плечо.и вожатый говорит направо или налево.

Расчет по кругу

Расчет в кругу на веники-савочки-наперстки и т.д. (зависит от того на сколько команд хотелось бы разбить отряд...) Просто если они будут стоять в кругу, то полюбому на каждую игру будут разные команды, т.к. они же не смогут каждый раз становиться одинаково. ;)

Упражнения для разбивки участников на группы

Задача разбивки тренинговой группы на отдельные под­ группы возникает у ведущего достаточно часто. Дело не только в том, что многие тренинговые упражнения подразумевают ра­боту в парах, тройках или четверках. Ведь задача интенсифи­ цировать процессы общения между участниками и вообще придать динамизм тренингу может быть решена именно через дробле­ ние на подгруппы. При этом следует помнить об очень важном условии - нельзя давать этим подгруппам «застыть» в опреде­ ленном составе. Нужно постоянно «перетасовывать» участ­ников, чтобы предоставить возможность каждому максимально пообщаться с другими участниками. А для этого следует ис­пользовать процедуры случайной разбивки на группы. Приме­ нение одних и тех же приемов быстро наскучит участникам. Поэтому предлагается набор (далеко не исчерпывающий!) вари­ антов разбивки участников тренинга на отдельные подгруппы. Конечно, интересней, если создание подгрупп носит не дирек­ тивный, а игровой характер.

Упражнение «Расчет»

Это самый элементарный способ. Произвести расчет на «пер­ вый - второй», «первый - второй - третий» и т. д. в зависимости от того, сколько требуется групп. Тут важно не перепутать: рас­ чет нужно делать исходя именно из нужного количества групп, а не из количества участников в каждой группе. Банальное пре­ дупреждение, однако опыт показывает, что начинающие тренеры, видимо, от волнения в таких ситуациях совершенно перестают ладить с арифметикой.

Упражнение«Сегментация круга»

Тоже из разряда элементарных. Группу можно поделить по­полам, проведя воображаемый диаметр круга от себя (ведущего) к участнику, сидящему напротив. В случае, если требуется более двух команд, круг просто разбивается на нужное число сегментов.

Упражнение «Цветоделение»

Деление на группы проводится по внешним признакам уча­ стников, например но цветам одежды. Те, у кого преобладает зеленый цвет, получают название «зеленых» (можно и «Гринпи-сом» назвать). Могут появиться «красные» и «белые». Те, кто не попал ни в одну категорию, образуют, скажем, «команду пестрых». Не советуем создавать «содружество темных сил», даже если мно­ гие участники одеты в траурные цвета, дабы на людей не «пове­ сить якорей», которые вам совсем не нужны. Впрочем, если вы как раз собираетесь провести игру типа «Страшноватого суда» (см. «Школьный психолог» 2000) или другую, в которой требу­ется группа негативных персонажей, а также если вы рассмат­ риваете темный цвет одежды этих конкретных участников как бессознательное отражение их отрицательных эмоций, нуждающих­ ся в «обыгрывании», то вполне приемлемо выделение их в отдель ную группу с особыми ролевыми функциями. Критериями вы­ деления отдельных групп могут быть не только цвета одежды, но и другие внешние признаки, такие как наличие украшений или часов; свитера или футболки; брюки или юбки (если группа по преимуществу женская); цвет волос; цвет глаз и т. д.

Упражнение «Построение по ранжиру»

Участники встают в шеренгу. По команде ведущего за ми­ нимальное время они должны молча построиться: по цвету глаз; по цвету волос; по росту (с закрытыми глазами); по высоте го­ лоса (после проведения игры проверяется, например, исполне­ нием ноты «ля», произнесением слова «мама» и другими спосо­ бами) и другим признакам. При этом ведущий каждый раз дол­ жен четко обозначать, с какой стороны должны встать участники, например, «с самыми светлыми волосами», а с какой - «с самыми темными». Обычно такие игры проводятся весело и с энтузиазмом. После того, как построение по какому-либо признаку выполнено, ведущий делит шеренгу на нужное количество групп с разной степенью выраженности выбранного признака.

Упражнение «Стрельба глазами»

Участники встают в круг, опустив глаза. По сигналу ведущего все поднимают глаза, стремясь встретиться с кем-то взглядом. Если это удалось, то образовавшиеся пары покидают круг. Игра продолжается до тех пор, пока все участники не окажутся раз­ биты по парам. А дальше - по замыслу ведущего: либо органи­ зуется работа в парах, либо пары группируются в более крупные объединения. Можно провести эту игру несколько иначе: вза­ имное попадание в «стрельбе глазами» не приводит к выходу из круга, а попытки повторяются до тех пор, пока вся группа не распадется на пары взаимно выбравших друг друга участников. Драматичность игре придают ситуации, когда число участников является нечетным и кто-то их них заведомо должен остаться

без пары. В этом случае ведущий может, например, предложить какой-либо паре (или команде) тянуть жребий, кому достанется оставшийся игрок, или устроить между ними соревнование за пра­ во включить этого игрока в свой состав, или найти другое реше­ние, оптимальное для этого конкретного случая.

Упражнение «Атомы и молекулы» (1 вариант)

Участники группы разбредаются по тренинговой комнате под негромкую «космическую» музыку. Ведущий говорит: «Каж­ дый из вас - одинокий атом, блуждающий в пространстве. Вы со­ вершаете броуновское движение, встречаясь с другими атомами и даже совершая легкие столкновения. Но иногда что-то проис­ ходит, и вы получаете возможность объединиться в молекулы. Вы будете делать это по моей команде. Число атомов в молеку­ ле я назову». Через некоторое время ведущий хлопает в ладоши, музыка останавливается, и он произносит, например: «Четыре». Участники быстро составляют группы по четыре человека. Те, кто не успел войти ни в одну «молекулу» (скажем, игроков ос­талось трое), выбывают из игры. «Молекулы» снова распада­ ются на атомы, продолжающие «блуждать в пространстве» до сле­ дующей команды ведущего. В результате игры можно либо создать две команды - из тех, кто выбыл, и из тех, кто остался В игре, - либо в определенный момент дать команду собраться в молекулы с таким числом атомов, какое нужно для дальнейших процедур (хорошо, если это число как раз будет равно количеству выбывших участников, которые тогда образуют свою группу).

Упражнение «Лидеры»

Ведущий быстро и неожиданно командует: «Встаньте те, кто считает себя лидером!». Первые двое (трое, четверо - смотря сколько надо подгрупп), кто вскочил со своего места, объявля­ются руководителями, имеющими право набрать свои команды.

Лидеры получают право по очереди называть имя человека, ко­ торого они берут в свою команду. Можно поступить и иначе: каждому из лидеров предлагается выбрать только одного участ­ ника, которого он хочет видеть в своей команде. Затем выбранные участники но очереди выбирают следующих, и так далее до тех пор, пока группа не окажется поделенной на две части. Если уча­стников нечетное количество, то возникнет ситуация, когда кто-то один останется невостребованным. «Невостребованный» участник может почувствовать себя очень дискомфортно. Поэтому веду­ щий должен обратить ситуацию в позитивную, скажем, предло­ жить лидерам двух групп поспорить о праве на этого последнего участника: произнести краткий монолог, в котором доказать, что в силу таких-то достоинств этот человек необходим именно в его команде. После этого участник сам выбирает для себя команду.

Упражнение «Любое число»

Еще одна игра, которая может быть использована для раз­ бивки на группы. Ведущий называет по имени любого из игро­ ков. Тот мгновенно должен назвать какое-нибудь число от одно­го до числа, равного количеству участников. Ведущий команду­ ет: «Три-четыре!». Одновременно должно встать столько игро­ ков, какое число названо. При этом игрок, назвавший это слу­чайное число, сам может встать, а может остаться сидеть. Кто-нибудь из игроков может сообразить, что существуют беспроиг­ рышные варианты: нужно назвать либо «один» и вскочить само­ му, либо назвать число членов группы, и тогда встанут все. После одной-двух удачных попыток участники испытывают чувство возросшей групповой сплоченности. Тут ведущему и нужно взять инициативу в свои руки. «А теперь я сам скомандую!» - заявляет он и называет число, которое (по его замыслу) означает необходи­ мое количество игроков в одной подгруппе. Если встало стольк о игроков, сколько и было заказано, хорошо. Ведущий просто про­ сит их выйти из круга и продолжает игру с оставшимися, на­звав то же самое число (в случае, если подгрупп должно быть более двух; если группу надо было поделить пополам, то дос­таточно назвать число, равное половине участников). Если же игроков встало больше или меньше, то ведущий добавляет или убавляет игроков по своему усмотрению.

Упражнение«Разбивка по критерию»

Ведущий предлагает группе какие-либо критерии, которые подразумевают не ранжирование, а ясную классификацию с чет­ ким разделением участников на разные категории. Этот способ разбивки особенно удобен в тех случаях, когда необязательным является равное количество игроков в подгруппах.

Например, в процессе групповой динамики возникает момент, когда необходимо проработать чувства участников относитель­ но событий, происходящих на тренинге, а для этого ведущему необходимо получить информацию об этих чувствах. Тогда ве­ дущий говорит участникам: «Психологический тренинг можно сравнить с ужином в ресторане.

Представьте, что вы - посетители этого ресторана. Вы уже провели в нем какое-то время, попробовали некоторые из блюд, предлагаемых в меню. Кому-то понравилось, кому-то не очень, кто-то уже насытился, а кто-то только-только "заморил червячка"\ Давайте попробуем рассесться в нашем "ресторане" в соответ­ ствии со своими ощущениями. Те, кто попробовал, им понра­ вилось, но свой голод они еще не утолили и желали бы отведать чего-нибудь еще из здешней кухни, прошу в этот угол. Те, кто уже наелся и желал бы сменить ресторан на какое-то иное ме­ сто, занимают места в противоположном углу. Может быть, для кого-то блюда из меню ресторана оказались не вполне в их вкусе.

Таких прошу расположиться в третьем углу. Ну, а четвертый угол займут те, кто еще не понял, насколько здешняя кухня их удовлетворяет, и потому пока в сомнении ковыряется вилкой в салате. Итак, располагайтесь!». В зависимости от складывающихся обстоятельств ведущий принимает решение о направлении даль­ нейшей работы. Можно, например, предложить каждой группе обсудить и обосновать свой выбор, может быть, высказать свои пожелания относительно качества приготовления, рецептов и пре­ поднесения блюд. Скажем, кто-то считает пищу «пресной», кому- то хочется «погорячее», кого-то устроили бы более изысканные блюда, меньше «общепитовских» и больше «эксклюзивных» ре­цептов и т. п. Вместо «ресторанной метафоры» можно предло­жить огромное количество других. Допустим, повесив в разных углах тренинговой комнаты рожицы с изображением разных эмо­ циональных состояний - от беспросветной тоски до безудержного восторга, - попросить участников выбрать наиболее подходящее для себя место.

Задания образовавшимся группам можно дать в соответствии с их настроением. Скажем, «восторженных» участников можно попросить придумать способы развеселить «тоскующую» под­ группу.

Упражнение «Кто на новенького?»

Этот способ предполагает передачу инициативы по созданию подгрупп самим участникам. Ведущий просто предлагает каждо­ му выбрать того, с кем в процессе тренинговой работы взаимо­ действовал меньше всего, пообщаться с ним глазами, невербаль­ но договориться и подойти друг к другу. Потом (если требуется работа в четверках или шестерках) найти пару или две партне­ ров, с которыми также у обоих членов пары общения было пока недостаточно.



Упражнение «Джунгли» дил», «верблюд», «бегемот»). Названия животных на листочках должны повторяться в таком количестве, чтобы на их основе можно было разделить группу на нужное число микрогрупп по 3-4 че­ ловека.

После инструкции ведущего участники отодвигают свои сту­ лья, освобождая пространство для движения, и находят листочки с названиями животных. Не обсуждая с другими содержание кар­ точки, по команде все начинают двигаться, изображая свое жи­ ского движения, иногда объединяясь в молекулы. Темп, направ­ление движения, количество атомов в молекулах и места соеди­ нений задает ведущий.


Например: «Молекулы, по три локтями!» - все должны раз­ биться на группки по три человека и прижаться друг к другу локтями. Скорость движения указывается цифрой: «плюс 20», «плюс 45», «плюс 80». Это значит в данном случае, что скорость растет, хотя она также может замедляться. Скорость «минус 50» означает, что надо двигаться спиной вперед. В конце выполне­ния упражнения надо образовать подгруппы («молекулы»).

Упражнения для разбивки участников на группы

Задача разбивки тренинговой группы на отдельные под­ группы возникает у ведущего достаточно часто. Дело не только в том, что многие тренинговые упражнения подразумевают ра­боту в парах, тройках или четверках. Ведь задача интенсифи­ цировать процессы общения между участниками и вообще придать динамизм тренингу может быть решена именно через дробле­ ние на подгруппы. При этом следует помнить об очень важном условии - нельзя давать этим подгруппам «застыть» в опреде­ ленном составе. Нужно постоянно «перетасовывать» участ­ников, чтобы предоставить возможность каждому максимально пообщаться с другими участниками. А для этого следует ис­пользовать процедуры случайной разбивки на группы. Приме­ нение одних и тех же приемов быстро наскучит участникам. Поэтому предлагается набор (далеко не исчерпывающий!) вари­ антов разбивки участников тренинга на отдельные подгруппы. Конечно, интересней, если создание подгрупп носит не дирек­ тивный, а игровой характер.

Упражнение «Расчет»

Это самый элементарный способ. Произвести расчет на «пер­ вый - второй», «первый - второй - третий» и т. д. в зависимости от того, сколько требуется групп. Тут важно не перепутать: рас­ чет нужно делать исходя именно из нужного количества групп, а не из количества участников в каждой группе. Банальное пре­ дупреждение, однако опыт показывает, что начинающие тренеры, видимо, от волнения в таких ситуациях совершенно перестают ладить с арифметикой.

Упражнение«Сегментация круга»

Тоже из разряда элементарных. Группу можно поделить по­полам, проведя воображаемый диаметр круга от себя (ведущего) к участнику, сидящему напротив. В случае, если требуется более двух команд, круг просто разбивается на нужное число сегментов.

Упражнение «Цветоделение»

Деление на группы проводится по внешним признакам уча­ стников, например но цветам одежды. Те, у кого преобладает зеленый цвет, получают название «зеленых» (можно и «Гринпи-сом» назвать). Могут появиться «красные» и «белые». Те, кто не попал ни в одну категорию, образуют, скажем, «команду пестрых». Не советуем создавать «содружество темных сил», даже если мно­ гие участники одеты в траурные цвета, дабы на людей не «пове­ сить якорей», которые вам совсем не нужны. Впрочем, если вы как раз собираетесь провести игру типа «Страшноватого суда» (см. «Школьный психолог» 2000) или другую, в которой требу­ется группа негативных персонажей, а также если вы рассмат­ риваете темный цвет одежды этих конкретных участников как бессознательное отражение их отрицательных эмоций, нуждающих­ ся в «обыгрывании», то вполне приемлемо выделение их в отдель ную группу с особыми ролевыми функциями. Критериями вы­ деления отдельных групп могут быть не только цвета одежды, но и другие внешние признаки, такие как наличие украшений или часов; свитера или футболки; брюки или юбки (если группа по преимуществу женская); цвет волос; цвет глаз и т. д.

Упражнение «Построение по ранжиру»

Участники встают в шеренгу. По команде ведущего за ми­ нимальное время они должны молча построиться: по цвету глаз; по цвету волос; по росту (с закрытыми глазами); по высоте го­ лоса (после проведения игры проверяется, например, исполне­ нием ноты «ля», произнесением слова «мама» и другими спосо­ бами) и другим признакам. При этом ведущий каждый раз дол­ жен четко обозначать, с какой стороны должны встать участники, например, «с самыми светлыми волосами», а с какой - «с самыми темными». Обычно такие игры проводятся весело и с энтузиазмом. После того, как построение по какому-либо признаку выполнено, ведущий делит шеренгу на нужное количество групп с разной степенью выраженности выбранного признака.

Упражнение «Стрельба глазами»

Участники встают в круг, опустив глаза. По сигналу ведущего все поднимают глаза, стремясь встретиться с кем-то взглядом. Если это удалось, то образовавшиеся пары покидают круг. Игра продолжается до тех пор, пока все участники не окажутся раз­ биты по парам. А дальше - по замыслу ведущего: либо органи­ зуется работа в парах, либо пары группируются в более крупные объединения. Можно провести эту игру несколько иначе: вза­ имное попадание в «стрельбе глазами» не приводит к выходу из круга, а попытки повторяются до тех пор, пока вся группа не распадется на пары взаимно выбравших друг друга участников. Драматичность игре придают ситуации, когда число участников является нечетным и кто-то их них заведомо должен остаться

без пары. В этом случае ведущий может, например, предложить какой-либо паре (или команде) тянуть жребий, кому достанется оставшийся игрок, или устроить между ними соревнование за пра­ во включить этого игрока в свой состав, или найти другое реше­ние, оптимальное для этого конкретного случая.

Упражнение «Атомы и молекулы» (1 вариант)

Участники группы разбредаются по тренинговой комнате под негромкую «космическую» музыку. Ведущий говорит: «Каж­ дый из вас - одинокий атом, блуждающий в пространстве. Вы со­ вершаете броуновское движение, встречаясь с другими атомами и даже совершая легкие столкновения. Но иногда что-то проис­ ходит, и вы получаете возможность объединиться в молекулы. Вы будете делать это по моей команде. Число атомов в молеку­ ле я назову». Через некоторое время ведущий хлопает в ладоши, музыка останавливается, и он произносит, например: «Четыре». Участники быстро составляют группы по четыре человека. Те, кто не успел войти ни в одну «молекулу» (скажем, игроков ос­талось трое), выбывают из игры. «Молекулы» снова распада­ ются на атомы, продолжающие «блуждать в пространстве» до сле­ дующей команды ведущего. В результате игры можно либо создать две команды - из тех, кто выбыл, и из тех, кто остался В игре, - либо в определенный момент дать команду собраться в молекулы с таким числом атомов, какое нужно для дальнейших процедур (хорошо, если это число как раз будет равно количеству выбывших участников, которые тогда образуют свою группу).

Упражнение «Лидеры»

Ведущий быстро и неожиданно командует: «Встаньте те, кто считает себя лидером!». Первые двое (трое, четверо - смотря сколько надо подгрупп), кто вскочил со своего места, объявля­ются руководителями, имеющими право набрать свои команды.

Лидеры получают право по очереди называть имя человека, ко­ торого они берут в свою команду. Можно поступить и иначе: каждому из лидеров предлагается выбрать только одного участ­ ника, которого он хочет видеть в своей команде. Затем выбранные участники но очереди выбирают следующих, и так далее до тех пор, пока группа не окажется поделенной на две части. Если уча­стников нечетное количество, то возникнет ситуация, когда кто-то один останется невостребованным. «Невостребованный» участник может почувствовать себя очень дискомфортно. Поэтому веду­ щий должен обратить ситуацию в позитивную, скажем, предло­ жить лидерам двух групп поспорить о праве на этого последнего участника: произнести краткий монолог, в котором доказать, что в силу таких-то достоинств этот человек необходим именно в его команде. После этого участник сам выбирает для себя команду.

Упражнение «Любое число»

Еще одна игра, которая может быть использована для раз­ бивки на группы. Ведущий называет по имени любого из игро­ ков. Тот мгновенно должен назвать какое-нибудь число от одно­го до числа, равного количеству участников. Ведущий команду­ ет: «Три-четыре!». Одновременно должно встать столько игро­ ков, какое число названо. При этом игрок, назвавший это слу­чайное число, сам может встать, а может остаться сидеть. Кто-нибудь из игроков может сообразить, что существуют беспроиг­ рышные варианты: нужно назвать либо «один» и вскочить само­ му, либо назвать число членов группы, и тогда встанут все. После одной-двух удачных попыток участники испытывают чувство возросшей групповой сплоченности. Тут ведущему и нужно взять инициативу в свои руки. «А теперь я сам скомандую!» - заявляет он и называет число, которое (по его замыслу) означает необходи­ мое количество игроков в одной подгруппе. Если встало стольк о игроков, сколько и было заказано, хорошо. Ведущий просто про­ сит их выйти из круга и продолжает игру с оставшимися, на­звав то же самое число (в случае, если подгрупп должно быть более двух; если группу надо было поделить пополам, то дос­таточно назвать число, равное половине участников). Если же игроков встало больше или меньше, то ведущий добавляет или убавляет игроков по своему усмотрению.

Упражнение«Разбивка по критерию»

Ведущий предлагает группе какие-либо критерии, которые подразумевают не ранжирование, а ясную классификацию с чет­ ким разделением участников на разные категории. Этот способ разбивки особенно удобен в тех случаях, когда необязательным является равное количество игроков в подгруппах.

Например, в процессе групповой динамики возникает момент, когда необходимо проработать чувства участников относитель­ но событий, происходящих на тренинге, а для этого ведущему необходимо получить информацию об этих чувствах. Тогда ве­ дущий говорит участникам: «Психологический тренинг можно сравнить с ужином в ресторане.

Представьте, что вы - посетители этого ресторана. Вы уже провели в нем какое-то время, попробовали некоторые из блюд, предлагаемых в меню. Кому-то понравилось, кому-то не очень, кто-то уже насытился, а кто-то только-только "заморил червячка"\ Давайте попробуем рассесться в нашем "ресторане" в соответ­ ствии со своими ощущениями. Те, кто попробовал, им понра­ вилось, но свой голод они еще не утолили и желали бы отведать чего-нибудь еще из здешней кухни, прошу в этот угол. Те, кто уже наелся и желал бы сменить ресторан на какое-то иное ме­ сто, занимают места в противоположном углу. Может быть, для кого-то блюда из меню ресторана оказались не вполне в их вкусе.

Таких прошу расположиться в третьем углу. Ну, а четвертый угол займут те, кто еще не понял, насколько здешняя кухня их удовлетворяет, и потому пока в сомнении ковыряется вилкой в салате. Итак, располагайтесь!». В зависимости от складывающихся обстоятельств ведущий принимает решение о направлении даль­ нейшей работы. Можно, например, предложить каждой группе обсудить и обосновать свой выбор, может быть, высказать свои пожелания относительно качества приготовления, рецептов и пре­ поднесения блюд. Скажем, кто-то считает пищу «пресной», кому- то хочется «погорячее», кого-то устроили бы более изысканные блюда, меньше «общепитовских» и больше «эксклюзивных» ре­цептов и т. п. Вместо «ресторанной метафоры» можно предло­жить огромное количество других. Допустим, повесив в разных углах тренинговой комнаты рожицы с изображением разных эмо­ циональных состояний - от беспросветной тоски до безудержного восторга, - попросить участников выбрать наиболее подходящее для себя место.

Задания образовавшимся группам можно дать в соответствии с их настроением. Скажем, «восторженных» участников можно попросить придумать способы развеселить «тоскующую» под­ группу.

Упражнение «Кто на новенького?»

Этот способ предполагает передачу инициативы по созданию подгрупп самим участникам. Ведущий просто предлагает каждо­ му выбрать того, с кем в процессе тренинговой работы взаимо­ действовал меньше всего, пообщаться с ним глазами, невербаль­ но договориться и подойти друг к другу. Потом (если требуется работа в четверках или шестерках) найти пару или две партне­ ров, с которыми также у обоих членов пары общения было пока недостаточно.



Упражнение «Джунгли» дил», «верблюд», «бегемот»). Названия животных на листочках должны повторяться в таком количестве, чтобы на их основе можно было разделить группу на нужное число микрогрупп по 3-4 че­ ловека.

После инструкции ведущего участники отодвигают свои сту­ лья, освобождая пространство для движения, и находят листочки с названиями животных. Не обсуждая с другими содержание кар­ точки, по команде все начинают двигаться, изображая свое жи­ ского движения, иногда объединяясь в молекулы. Темп, направ­ление движения, количество атомов в молекулах и места соеди­ нений задает ведущий.


Например: «Молекулы, по три локтями!» - все должны раз­ биться на группки по три человека и прижаться друг к другу локтями. Скорость движения указывается цифрой: «плюс 20», «плюс 45», «плюс 80». Это значит в данном случае, что скорость растет, хотя она также может замедляться. Скорость «минус 50» означает, что надо двигаться спиной вперед. В конце выполне­ния упражнения надо образовать подгруппы («молекулы»).



Беременность и роды