Школьная энциклопедия. "Ломоносов русской живописи": Антон Павлович Лосенко - художник исторического жанра второй половины XVIII в Картина жертвоприношение лосенко

Антон Павлович Лосенко родился в семье украинского казака. Рано осиротел и семилетним ребенком был отправлен в Петербург в придворный певческий хор. Не сломайся голос у юного украинского хлопчика, возможно, не было бы одного из зачинателей русской исторической живописи Антона Павловича Лосенко. В 1753 г., как «спавший с голоса», но проявлявший способности к искусству, молодой А. Лосенко был переведен из хора в ученики к известному живописцу И. П. Аргунову.

Пять с половиной лет, проведенных в мастерской художника стали хорошей школой для А. Лосенко, которая сказалась вскоре, когда через год после образования Академии художеств он становится ее воспитанником (1758). Подготовка А. Лосенко была столь основательной, что он становится помощником академических преподавателей и получает должность подмастерья. Оценив талант молодого живописца, в 1760 году А. Лосенко отправляют во Францию для совершенствования мастерства.

Чудесный улов

В сентябре 1760 года А. П. Лосенко вместе с архитектором В. К. Баженовым был направлен в пенсионерскую поездку в Париж. Там он совершенствовал свое мастерство в мастерской Ж. Рету (1692—1768), одного из последних представителей французской высокой исторической живописи.

В первый год занятий Лосенко приступил к картине со сложной многофигурной композицией «Чудесный улов». Работа молодого художника — видоизмененная копия одноименной картины Ж. Жувене (1705; Лувр, Париж). Закончено полотно не позднее 20 ноября 1762 года, когда Лосенко отбыл из Парижа в Петербург. Полотно «Чудесный улов» было высоко оценено Советом Академии. Однако впоследствии отношение к этому произведению сложилось неоднозначное.

О чудесном улове рыбы рассказано в Евангелии от Луки (Лк., 5:1-11). Христос вошел в рыбацкую лодку Симона Петра, чтобы из нее проповедовать собравшемуся народу, а затем сказал Петру и его спутникам, чтобы они закинули сети. И сети были настолько наполнены рыбой, что Иакову и Иоанну, находившимся в другой лодке, пришлось прийти к ним на помощь. Все они были поражены и испуганы.

Сцена на полотне Лосенко изображает берег моря Галилейского, на котором собрался народ, чтобы узреть чудо Господне. Петр припал на одно колено перед Иисусом Христом. Андрей вместе с Иаковом и Иоанном, сыновьями Зеведеевыми, тащат сети.

Надо полагать, «Чудесный улов» произвел впечатление на Екатерину II, так как она распорядилась приобрести картину для Императорского Эрмитажа

Жертвоприношение Авраама

Зачисленный воспитанником в Академию Художеств (1758), Лосенко очень скоро стал помощником академических преподавателей и получил должность подмастерья. Оценив талант молодого живописца, в 1760 г. его направили в Париж для совершенствования знаний и мастерства

Итогом обучения в Париже у Ж. М. Вьена (1763—1765) стала картина «Жертвоприношение Авраама». Сюжет заимствован из Ветхого завета (Быт 22:2-12), который часто использовался художниками как возможность показать столкновение противоречивых страстей.

По легенде, Бог предложил Аврааму принести в жертву единственного сына Исаака, но, увидев его готовность, предотвратил убийство. Посланный ангел указал Аврааму на агнца, запутавшегося в кустах.

Лосенко точно следует сказанному в Библии: композиция картины исполнена экспрессии. Наиболее выразительна фигура Авраама, одновременно динамичная и монументальная. Картина получила первую золотую медаль Парижской Академии художеств. В ней Лосенко стремился избежать излишней декоративности и продемонстрировал основные принципы своего живописного кредо: передачу «красоты натуры» и построение эмоционально насыщенной композиции.

Через князя Д. А. Голицына картина была отправлена в Петербург и прибыла в Академию художеств незадолго до публичной выставки, где экспонировалась в 1766 году как отчетная пенсионерская работа. На выставке в Академии демонстрировалась как одно из лучших достижений отечественной школы. В этой работе молодой художник предстает сложившимся мастером.

Товий с ангелом

Приключения Товии и его спутника и хранителя - архангела Рафаила - рассказаны в книге Товита (апокрифический Ветхий Завет).

История начинается в Ниневии во времена изгнания евреев в Ассирию в VIII в. до н. э., где Товит, набожный иудей, жил со своей женой Анной и их сыном. Он заботился о своих соплеменниках, находившихся в нужде, и пекся о подобающем погребении тех, кто встречал свою смерть от рук царя. За это он жестоко преследовался, имущество его было конфисковано, он с семьёй собрался бежать.

Однажды, когда он прилег отдохнуть на дворе (то есть, вне дома, поскольку был, согласно иудейскому закону, "нечистым", так как в этот день он погребал одного умершего), воробьиный помет упал ему на глаза, от этого у него образовались бельма, и он ослеп. Чувствуя, что смерть близка, Товит наказал своему сыну Товии отправиться в Мидию, чтобы раздобыть там немного денег (в свое время он положил 10 талантов серебра на хранение у израильтянина Гаваила, жившего в Гарах Мидийских).

Товия прежде всего стал искать спутника для своего путешествия и встретил архангела Рафаила, который согласился сопровождать его. (Товия принял ангела за обычного смертного. Отличительный признак ангела - крылья - были позднехристианской условностью, заимствованной у римского античного образа крылатой богини Победы). Получив благословение слепого Товита, эта пара отправилась в путь, оплакиваемая Анной, матерью Товии. Собака юноши следовала за ними по пятам. Добравшись до реки Тигр, Товия спустился к воде, чтобы помыться, как вдруг из воды на него кинулась большая рыба, желавшая поглотить его. По указанию Рафаила он схватил ее и выпотрошил, отделив сердце, печень и желчь. Архангел объяснил, что курение, сделанное из ее жареного сердца и печени, изгоняют демонов, а желчь этой рыбы излечивает бельма.

По прибытии к месту назначения Товия собрал деньги; затем, по совету ангела, они отправились к одному родственнику, дочь которого, Сарра, стала невестой Товии. Но Сарра, к несчастью, была околдована демоном, что уже было причиной смерти семерых ее предыдущих мужей. Тем не менее свадьба Товии и Сарры состоялась, хотя и не без опасений. Демона успешно изгнали с помощью печени и сердца пойманной рыбы, которые положили в кадильницу и курили. Тогда супружеская чета в спальне своей вознесла благодарственную молитву.

Когда они возвратились в Ниневию, Товия употребил желчь, чтобы вернуть зрение отцу. Архангел, когда Товия предложил ему вознаграждение за все, что он для него сделал, обнаружил себя, и отец и сын пали перед ним на колени. Хотя эта история в том виде, в каком она дошла до нас, датируется II в. до н. э., она включает в себя элементы далекого фольклора - ассирийского и персидского. Среди народных сказок Европы также имеются такие, которые напоминают ее, например, "Дорожный товарищ" Андерсена. Художники иллюстрировали большинство эпизодов, особенно "Товия и ангел" - оба одеты как странники, их сопровождает собака.

"Большая рыба" считалась крокодилом, чья печень и сердце использовались в древней магии в качестве талисмана, предохраняющего от демонов. Когда Товия показан вытаскивающим рыбу, она изображается размером не больше форели. Излечение слепоты Товита обычно представлено как своего рода помазание, хотя Рембрандт и другие северные художники, писавшие после него, изображают хирургическую операцию по удалению катаракты. Это объясняется использованием этого слова в голландской Библии для обозначения "белизны" в глазах Товита.

Концепция ангела-хранителя была распространена в ренессансной Италии, и сюжет с Товией использовался семьей, чтобы запечатлеть путешествие сына; в таком случае Товия изображается похожим на сына семейства.

Излечение слепоты Товита было сюжетом картин, заказывавшихся жертвами этой болезни, надеявшимися, что их зрение будет им возвращено.

Андрей Первозванный

Отчетная пенсионерская работа Лосенко, экспонировалась на публичной выставке Императорской Академии художеств в 1766 году.

Андрей Первозванный — один из двенадцати апостолов, брат Петра. Назван Первозванным, так как был первым, кого Иисус призвал к служению.

Поступила в 1923 году из Музея Академии художеств.

Смерть Адонисa

Занимаясь под руководством Ж. Рету, Лосенко создал большую историческую картину на евангельский сюжет «Чудесный улов» (1762). В ней он сумел сочетать требования классицизма со смягченной человеческой трактовкой образа Христа.

В 1766-69 гг. художник жил в Италии, где изучал античность, копировал произведения Рафаэля. В этот период много внимания уделял он живописным этюдам обнаженного тела; в результате появились известные полотна «Авель» и «Каин» (оба 1768). В них сказалось не только умение точно передать анатомические особенности человеческого тела, но и способность сообщить им богатство живописных оттенков, свойственных живой натуре.

Каин

Как истинный представитель классицизма, Лосенко изобразил Каина подобно этюду обнаженного натурщика. Эта отчетная пенсионерская работа Лосенко, экспонировалась на публичной выставке Императорской Академии художеств в 1770 году. Судя по рапортам А. П. Лосенко, писалась в Риме, с марта по сентябрь 1768 года.

Наименование «Каин» получила уже в XIX веке. Вторая картина, получившая название «Авель», находится в Харьковском музее изобразительных искусств.

Каин и Авель — сыновья Адама и Евы. Согласно библейскому мифу, старший, Каин, возделывал землю, младший — Авель, пас стада. Кровавый дар Авеля был угоден Богу, жертва Каина отвергнута. Завидуя брату, Каин убил его.

Авель

В 1769 г. Лосенко возвратился в Петербург, где ему было предложено написать картину на звание академика исторической живописи. Художник создает произведение на тему из русской истории — «Владимир и Рогнеда» (1770).

Владимир и Рогнеда

Согласно древней летописи, новгородский князь Владимир просил руки дочери полоцкого князя Рогвольда, но, получив отказ, напал на Полоцк, убил отца и братьев Рогнеды и силой взял ее в жены. В картине представлен кульминационный момент «прежалостной судьбы» Рогнеды, когда Владимир вторгся в ее покои и с нею «неволею сочетался». Однако Лосенко изобразил Владимира не вероломным завоевателем, а человеком, раскаявшимся в своих поступках, — в этом выразились высокие идеалы нравственности и гуманизма века Просвещения.

Новым было и содержание: национальное прошлое становилось сюжетом исторической картины, приравниваясь к общепринятым античным и библейским сюжетам по статусу иерархии жанра.

***************************

Успех картины принес ее создателю не только звание академика, но и назначение адъюнкт-профессором (с 1770 г.), а вскоре профессором и директором АХ (с 1772 г.). До конца жизни Лосенко оставался на этом посту. К тому же он вел практические занятия и создал учебный и теоретический курс «Изъяснение краткой пропорции человека...», ставший пособием для нескольких поколений художников.

Он полностью отдает себя многогранной деятельности. В 1773 г. Лосенко начал, но не успел закончить вторую свою историческую картину — «Прощание Гектора с Андромахой»; этим отчасти объясняется некоторая эскизность в живописной трактовке образов. Античный сюжет из «Илиады» Гомера воспевал героев, их патриотические чувства, готовность принести себя в жертву служению родине. Эти идеалы просветительского классицизма, которым художник был верен в течение всей своей творческой жизни, получили яркое выражение в «Гекторовом прощании» (как называли картину современники).

Прощание Гектора с Андромахой

Действие происходит у городских ворот. Герой Трои, cын троянского царя Приама, Гектор прощается, перед единоборством с Ахиллом, со своей верной женой Андромахой, держащей на руках грудного ребенка. Предчувствуя свою гибель, он просит покровительства богoв и молит, чтобы сын его вырос мудрым, храбрым и славным. Чувство гражданского долга в душе Гектора побеждает личные чувства привязанности к семье.

Образ Гектора наделен героическими чертами идеального героя — это мужественный и стойкий воин, благородный в своих помыслах. Предчувствие трагического исхода пронизывает патетическую сцену, представленную художником. Однако подлинно патетичен лишь главный герой — Гектор, в образах остальных персонажей Лосенко соединяет сдержанно-величавое и естественно-суровое начало, гармонически организуя композицию и жаркий колорит картины

Картина строго скомпонована, соразмерна в своих частях. Величественная архитектура усиливает её героическое звучание. Несмотря на известную условность и театральность, свойственную исторической живописи стиля классицизма, произведение Лосенко полно драматического действия и проникнуто высоким гражданственным пафосом.

Как все живописцы XVIII века, Лосенко не прошел мимо портрета, однако круг избранных им для этого лиц тесно связан с искусством: это основатель и куратор Академии художеств И. И. Шувалов, актеры Я. Д. Шумский и Ф. Г. Волков. Одухотворенностью и человеческим теплом пронизаны образы портретируемых.

Портрет актёра Я. Д. Шумского

Портрет актера Ф. Г. Волкова

Личность Федора Григорьевича Волкова, основателя театра в Ярославле и замечательного актера-трагика, была интересной и значительной. Портрет Волкова был написан Лосенко в 1763 году в Москве. Это единственное живописное изображение знаменитого актера. Волков представлен с театральными атрибутами: в плаще, с мечом и маской в руках. Лицо привлекает прямотой, интеллектом и активностью. Его поза кажется минутной остановкой во время игры. В этом Лосенко выступает как предшественник Рокотова с его углубленным интересом к конкретному живому человеку, его душевным движениям.

Портрет И. И. Шувалова

Портрет Ивана Ивановича Шувалова (1727 — 1797) был написан художником незадолго до отъезда в Париж. Шувалов происходил из бедной и незнатной дворянской семьи. Став фаворитом императрицы Елизаветы Петровны, он занял видное положение при дворе. Имея громадное состояние, действительный тайный советник, обер-камергер (1778), генерал-лейтенант, он содействовал развитию науки и искусства в России.

Основатель и первый куратор Московского университета (1755), первый президент Императорской Академии художеств, основанной по его проекту, меценат, Шувалов был другом и покровителем М. В. Ломоносова. С 1763 по 1777 год путешествовал по Западной Европе. Был знаком с Д. Дидро, Ф. Вольтером.

Изображен с орденами Белого Орла (лента и звезда) и св. Анны (крест с бриллиантами).

Портрет поэта и драматурга А. П. Сумарокова

На парадном портрете, подаренном Александром Петровичем Сумароковым Академии художеств в 1762 году, поэт изображен в бархатной мантии. Александр Петрович Сумароков (1717-1777) — поэт и драматург, автор трагедий «Хорев» (1747), «Синав и Трувор» (1750), комедий, басен, лирических песен.

Портрет императора Павла I в детстве

Павел Петрович (175-1801) - император Всероссийский, сын императора Петра III и императрицы Екатерины II.

********************************

Должность директора АХ, которую возложили на художника большого таланта, профессора, ежедневно преподававшего по многу часов в классах, была для Лосенко обременительна и тем, что невольно вовлекала его в клубок академических и придворных интриг, которые ему были чужды по своей природе. Недаром скульптор Э. М. Фальконе, заступаясь за него, писал Екатерине II:
«Преследуемый, утомленный, опечаленный, измученный тьмою академических пустяков, Лосенко не в состоянии коснуться кисти; его погубят несомненно. Он первый искусный художник нации, к этому остаются нечувствительны, им жертвуют...».

Императрица обещала перевести Лосенко из АХ в Эрмитаж, но не сделала этого. Силы художника были подорваны, он не смог справиться с обрушившейся на него тяжелой болезнью. В возрасте тридцати шести лет А. П. Лосенко умирает.

(* АХ - Петербургская Академия художеств)

Корнилова А. В. (Санкт-Петербург) - "Знаменитые русские художники" - 2000 г.
Коллекция советской открытки - 1964-1990 гг.

Антон Павлович Лосенко

Одним из крупнейших художников второй половины XVIII в. был А. П. Лосенко, видный деятель Академии художеств, много сделавший для развития исторического жанра.

"Ломоносов русской живописи" - так называли Антона Павловича Лосенко (1737-1773) его почитатели.

Антон Павлович Лосенко (1737 - 1773) происходил из крестьянской семьи.

Его детские годы прошли на Украине, затем в Петербурге, в придворном хоре певчих.

Он учился у И. П. Аргунова, потом в Академии художеств.

В двух заграничных командировках он хорошо ознакомился классическим и современным искусством, с памятниками античной культуры.

Уже в ранней работе «Жертвоприношение Авраамово» (1765) Лосенко создал полную движения композицию и вместе с тем проявил большой интерес к изучению натуры (прекрасно написаны обнаженная фигура Исаака, руки и ноги Авраама).

В произведениях конца 1760-х гг. - «Зевс и Фетида», «Каин» - отчетливо выражены ясность, спокойствие и строгость композиции - особенности, характеризующие стиль классицизма.

Современники высоко ценили эти работы Лосенко, подчеркивая их национальное значение: «Стыдитесь, бессмысленные подражатели иностранных, смотря на сего художника: никто вам не поверит, что в России не могут родиться великие люди».

Государственный Русский музей

В 1770 г. Лосенко написал картину «Владимир и Рогнеда».

В ней осуждено преступное злоупотребление властью: князь новгородский (затем - киевский) Владимир, отвергнутый полоцкой княжной Рогнедой, обрушился с дружиной на Полоцк, разгромил город и, убив отца и братьев Рогнеды, насильно взял ее в жены.

Картина должна была воспитывать зрителей в духе «разумности» и уважения к людям; она произвела чрезвычайно сильное впечатление на современников.

Образы картины отличаются большой жизненной конкретностью: драматические переживания Владимира и Рогнеды сопоставлены с тихим отчаянием прислужниц княжны и холодным любопытством воинов.

Картина «Владимир и Рогнеда» положила начало созданию в Академии ряда произведений живописи и скульптуры на сюжеты из национальной истории, - произведений, в которых затрагивались злободневные проблемы общественно-политической жизни.

Актуальность и гражданский пафос произведений Лосенко, выразительность образов, прекрасное знание натуры и уверенное мастерство сделали его основоположником прогрессивного направления в русском историческом жанре конца XVIII - начала XIX в. и дали право современникам называть его «Ломоносовым русской живописи».

Государственный Русский музей

Лосенко был незаурядным портретистом. В правдивых портретных работах он воплотил образы крупных деятелей русской культуры своей эпохи: основателя Академии художеств И. И. Шувалова, поэта и драматурга А. П. Сумарокова, актера Я. Д. Шумского.

Особенно значителен относящийся к 1763 г. портрет друга Лосенко, выдающегося общественного деятеля того времени, актера Федора Волкова, которого В. Г. Белинский назвал «отцом русского театра».

Личность Федора Григорьевича Волкова, основателя театра в Ярославле и замечательного актера-трагика, была интересной и значительной.

Портрет Волкова был написан Лосенко в 1763 году в Москве. Это единственное живописное изображение знаменитого актера. Волков представлен с театральными атрибутами: в плаще, с мечом и маской в руках. Лицо привлекает прямотой, интеллектом и активностью.

Его поза кажется минутной остановкой во время игры.

В этом Лосенко выступает как предшественник Рокотова с его углубленным интересом к конкретному живому человеку, его душевным движениям.

Лосенко Антон «Портрет А.П.Сумарокова» 1760г. Холст, масло 74х64,5 Государственный Русский музей

Лосенко Антон «Портрет И.И.Шувалова» 1760 Холст, масло 85х70,5 Государственный Русский музей

Прощание Гектора с Андромахой

Действие происходит у городских ворот. Герой Трои, cын троянского царя Приама, Гектор прощается, перед единоборством с Ахиллом, со своей верной женой Андромахой, держащей на руках грудного ребенка.

Предчувствуя свою гибель, он просит покровительства богoв и молит, чтобы сын его вырос мудрым, храбрым и славным.

Чувство гражданского долга в душе Гектора побеждает личные чувства привязанности к семье.

Образ Гектора наделен героическими чертами идеального героя - это мужественный и стойкий воин, благородный в своих помыслах. Предчувствие трагического исхода пронизывает патетическую сцену, представленную художником.

Однако подлинно патетичен лишь главный герой - Гектор, в образах остальных персонажей Лосенко соединяет сдержанно-величавое и естественно-суровое начало, гармонически организуя композицию и жаркий колорит картины

Картина строго скомпонована, соразмерна в своих частях.

Величественная архитектура усиливает её героическое звучание.

Несмотря на известную условность и театральность, свойственную исторической живописи стиля классицизма, произведение Лосенко полно драматического действия и проникнуто высоким гражданственным пафосом.

На сюжеты Библии

"Десять заповедей Моисея"

Жертвоприношение Авраама

Товий с ангелом

Приключения Товии и его спутника и хранителя - архангела Рафаила - рассказаны в книге Товита (апокрифический Ветхий Завет).

История начинается в Ниневии во времена изгнания евреев в Ассирию в VIII в. до н. э., где Товит, набожный иудей, жил со своей женой Анной и их сыном.

Он заботился о своих соплеменниках, находившихся в нужде, и пекся о подобающем погребении тех, кто встречал свою смерть от рук царя.

За это он жестоко преследовался, имущество его было конфисковано, он с семьёй собрался бежать.

Однажды, когда он прилег отдохнуть на дворе (то есть, вне дома, поскольку был, согласно иудейскому закону, "нечистым", так как в этот день он погребал одного умершего), воробьиный помет упал ему на глаза, от этого у него образовались бельма, и он ослеп.

Чувствуя, что смерть близка, Товит наказал своему сыну Товии отправиться в Мидию, чтобы раздобыть там немного денег (в свое время он положил 10 талантов серебра на хранение у израильтянина Гаваила, жившего в Гарах Мидийских).

Товия прежде всего стал искать спутника для своего путешествия и встретил архангела Рафаила, который согласился сопровождать его.

(Товия принял ангела за обычного смертного.

Отличительный признак ангела - крылья - были позднехристианской условностью, заимствованной у римского античного образа крылатой богини Победы). Получив благословение слепого Товита, эта пара отправилась в путь, оплакиваемая Анной, матерью Товии.

Собака юноши следовала за ними по пятам. Добравшись до реки Тигр, Товия спустился к воде, чтобы помыться, как вдруг из воды на него кинулась большая рыба, желавшая поглотить его.

По указанию Рафаила он схватил ее и выпотрошил, отделив сердце, печень и желчь. Архангел объяснил, что курение, сделанное из ее жареного сердца и печени, изгоняют демонов, а желчь этой рыбы излечивает бельма.

По прибытии к месту назначения Товия собрал деньги; затем, по совету ангела, они отправились к одному родственнику, дочь которого, Сарра, стала невестой Товии.

Но Сарра, к несчастью, была околдована демоном, что уже было причиной смерти семерых ее предыдущих мужей.

Тем не менее свадьба Товии и Сарры состоялась, хотя и не без опасений.

Демона успешно изгнали с помощью печени и сердца пойманной рыбы, которые положили в кадильницу и курили.

Тогда супружеская чета в спальне своей вознесла благодарственную молитву.

Когда они возвратились в Ниневию, Товия употребил желчь, чтобы вернуть зрение отцу.

Архангел, когда Товия предложил ему вознаграждение за все, что он для него сделал, обнаружил себя, и отец и сын пали перед ним на колени.

Хотя эта история в том виде, в каком она дошла до нас, датируется II в. до н. э., она включает в себя элементы далекого фольклора - ассирийского и персидского.

Среди народных сказок Европы также имеются такие, которые напоминают ее, например, "Дорожный товарищ" Андерсена. Художники иллюстрировали большинство эпизодов, особенно "Товия и ангел" - оба одеты как странники, их сопровождает собака.

"Большая рыба" считалась крокодилом, чья печень и сердце использовались в древней магии в качестве талисмана, предохраняющего от демонов.

Когда Товия показан вытаскивающим рыбу, она изображается размером не больше форели.

Излечение слепоты Товита обычно представлено как своего рода помазание, хотя Рембрандт и другие северные художники, писавшие после него, изображают хирургическую операцию по удалению катаракты.

Это объясняется использованием этого слова в голландской Библии для обозначения "белизны" в глазах Товита.

Чудесный улов

В сентябре 1760 года А. П. Лосенко вместе с архитектором В. К. Баженовым был направлен в пенсионерскую поездку в Париж.

Там он совершенствовал свое мастерство в мастерской Ж. Рету (1692-1768), одного из последних представителей французской высокой исторической живописи.

В первый год занятий Лосенко приступил к картине со сложной многофигурной композицией «Чудесный улов».

Работа молодого художника - видоизмененная копия одноименной картины Ж. Жувене (1705; Лувр, Париж).

Закончено полотно не позднее 20 ноября 1762 года, когда Лосенко отбыл из Парижа в Петербург. Полотно «Чудесный улов» было высоко оценено Советом Академии. Однако впоследствии отношение к этому произведению сложилось неоднозначное.

О чудесном улове рыбы рассказано в Евангелии от Луки (Лк., 5:1-11).

Христос вошел в рыбацкую лодку Симона Петра, чтобы из нее проповедовать собравшемуся народу, а затем сказал Петру и его спутникам, чтобы они закинули сети. И сети были настолько наполнены рыбой, что Иакову и Иоанну, находившимся в другой лодке, пришлось прийти к ним на помощь. Все они были поражены и испуганы.

Сцена на полотне Лосенко изображает берег моря Галилейского, на котором собрался народ, чтобы узреть чудо Господне.

Петр припал на одно колено перед Иисусом Христом. Андрей вместе с Иаковом и Иоанном, сыновьями Зеведеевыми, тащат сети.

Надо полагать, «Чудесный улов» произвел впечатление на Екатерину II, так как она распорядилась приобрести картину для Императорского Эрмитажа

Андрей Первозванный

Отчетная пенсионерская работа Лосенко, экспонировалась на публичной выставке Императорской Академии художеств в 1766 году.

Андрей Первозванный - один из двенадцати апостолов, брат Петра. Назван Первозванным, так как был первым, кого Иисус призвал к служению.

Поступила в 1923 году из Музея Академии художеств.

А.Н.Савинов

Автопортрет

Родился в украинской казачьей семье в 1737 г., рано осиротел. Когда ему было семнадцать его отправили в Санкт-Петербург в певческий хор при дворе. В 1753 году «спавший с голоса», со способностями к рисованию был взят в художественную мастерскую на обучение под руководством художника И.П. Аргунова, где А.П. Лосенко получил превосходную подготовку. Так, пять с половиной лет спустя А.П. Лосенко зачисляют в Академии художников. В Академии он получает должность подмастерья.

В 1760 г. направляется, как талантливый живописец в Париж для дальнейшего обучения. Здесь он учится у Ж. Рету и пишет историческую картину по евангельскому сюжету «Чудесный улов». В этой картине А.П. Лосенко сочетает классицизм с образом Христа, пронизанного мягкостью и человечностью.

Антон Павлович Лосенко создал галерею портретов современников: граф И.И. Шувалов, поэт А.П. Сумароков, актёр Я.Д. Шумский. Они были написаны в 1760 году. Позднее в 1763 году – портрет Ф.Г. Волкова. В них отражена сила духа и человечность изображённых им людей.

В Италии в 1766-1769 годах русский художник изучал античность, копировал картины Рафаэля. Здесь его работой стало полотно на античный сюжет «Зевс и Фтида». Уделяя большое внимание строению обнажённого человеческого тела, создал такие картины «Авель» и «Каин». Художник хорошо передал анатомию человеческого тела в живописных оттенках, которые свойственны только живой натуре.

После возвращения из Италии в Петербург русский художник по заданию, как выпускник Академии, пишет картину на историческую тему под названием «Владимир и Рогнеда» в 1770 году. По древней легенде данного сюжета Новгородский князь Владимир, просивший руки дочери полоцкого князя Рогвольда получает отказ. Князь Владимир напал на Полоцк, убил отца и братьев Рогнеды, силой взял её в жёны. Картина запечатлела кульминационный момент, когда князь Владимир вторгся в покои Рогнеды и «невольно сочетался»с нею. «Прежалостная судьба Рогнеды» в картине и образ Владимира, раскаявшегося в содеянном отражает высокие идеалы гуманизма века Просвещения.

Картина приносит ошеломительный успех, А.П. Лосенко становится не только академиком, а ещё получает назначение адъюнкт-профессором. В 1772 году – директором Академии художеств. Давал практические занятия ученикам, им был создан курс «Изъяснение краткой пропорции человека…» - пособие для следующих поколений художников.

Вторая историческая картина А.П. Лосенко «Прощание Гектора с Андрамахой», начал писать это произведение в 1773 году, к сожалению картина не была окончена. Этим объясняется некоторая эскизность образов. Снова Античный сюжет – «Илиада» Гомера. Картина вызывает патриотические чувства, её сюжет показывает готовность принести себя в жертву во имя Родины. Просветительский классицизм пронизывает весь творческий путь художника. В картине – прощание сына троянского царя Приама с женой, с ребёнком на руках, перед сражением. Неизбежная гибель, трагический конец, предчувствие оного представлена художником. Патетичный образ Гектора и величавое суровое начало, гармоничная композиция и яркий колорит, наверное, так можно охарактеризовать произведение русского знаменитого художника.

Талантливый художник был вовлечён в академические и придворные интриги, что было чуждо А.П. Лосенко. Из письма скульптора Э.М. Фальконе Екатерине II: «Преследуемый, утомленный, опечаленный, измученный тьмою академических пустяков, <...> Лосенко не в состоянии коснуться кисти; его погубят несомненно. Он первый искусный художник нации, к этому остаются нечувствительны, им жертвуют...»

Обещания императрицы перевести А.П. Лосенко в Эрмитаж не были исполнены. Художник погибает от бессилия и недуга.

  • Авель
  • Каин

  • Чудесный улов

  • Жертвоприношение Авраама

  • Смерть Адониса

  • Товий с ангелом

Украина - 23 ноября (4 января) 1773, Петербург) - русский художник, основоположник русской исторической живописи. Выходец из казацкой семьи Антон Лосенко рано осиротел, был отправлен в Петербург, где в 1744-1753 годах учился певческому искусству и служил в придворной капелле. Затем как «спавший с голоса», но проявивший способности в сфере изобразительного икусства, он был определен в живописную мастерскую И. П. Аргунова . С 1758 занимался в Академии художеств. Как «пенсионер» Академии жил в 1760-65 в Париже, где посещал мастерские Ж. Рету и Ж. М. Вьена. Затем изучал искусство античности, Ренессанса и барокко в Риме (1766-69). В свой зарубежный период написал картины «Чудесный улов» (1762) и «Зевс и Фетида» (1769), в которых продвинулся от риторической патетики барокко к более строгой композиционной гармонии классицизма. По возвращении в Петербург выставил в Академии художеств большой рисунок-копию с «Аллегории Правосудия» Рафаэля , а также композиции «Каин» (1768) и «Авель» (1769). Хотя это были лишь копия и два этюда с обнаженных натурщиков, проявленное здесь мастерство вызвало восторг современников, назвавших Лосенко «русским Рафаэлем».

В историю изобразительного искусства Лосенко вошел полотном «Владимир перед Рогнедой» (1770), за которое он получил звание академика исторической живописи. Впервые русское национальное прошлое (эпизод с молодым новгородским князем Владимиром , будущим Владимиром Святым, добивающимся руки дочери полоцкого князя Рогволода) стало сюжетом столь выразительного, хотя и несколько наивно-мелодраматичного, но все же достаточно психологически сложного, картинного действа. В специальном «Изъяснении к картине» Лосенко выразил ключевой постулат классицизма о единстве места и времени («живопись может брать только один момент»). В качестве этого момента избран приход князя, захватившего Полоцк, к Рогнеде и проявляющего к ней не свирепость победителя, а нежное благородство (как бы предвещающее его будущую судьбу «крестителя Руси»). Именно благодаря вдохновляющему примеру этой картины отечественная история заняла позднее в системе академических программ (т.е. тех сюжетов, которые задавались учащимся) практически те же позиции, что греко-римская античность и Библия.

С 1770 Лосенко был профессором, а с 1772 - директором Академии художеств. Создал множество великолепных по технике рисунков с натурщиков, репродукции с которых до сих пор используются в качестве учебных пособий. Написал «Изъяснения краткой пропорции человека, основанной на достоверном исследовании разных пропорций древних статуй… для пользы юношества, упражняющегося в рисовании, изданное» (1772). В 1773 начал работу над «Прощанием Гектора с Андромахой», и здесь проявив талант патетически-пылкого компоновщика и колориста, но смерть помешала ему довести работу до конца. В состав его наследия входит также ряд выразительных классицистических портретов, среди которых наиболее известен портрет актера Ф. Г. Волкова (1763); основатель первого русского профессионального театра представлен тут в живой, «говорящей» позе: как бы рассуждая со зрителем о своем любимом искусстве, он держит в одной руке бутафорскую золоченую корону, а в другой маску.

Рогнеда на холсте тобой изображения,

С Владимиром, в своей прежалостной судьбе,

Не столько смертию отцовой поражена,

Как сильно, кажется, стенает о тебе...

... Все живо, что твоя рука изобразила,

И будет живо все, доколь продлится свет.

Единого тебя смерть в младости сразила,

Единого тебя, Лосенко, с нами нет!

Василий Майков

Антон Павлович Лосенко родился летом 1737 года в украинском городе Глухово, в семье крестьянина. В возрасте семи лет, обладая хорошим голосом и музыкальным слухом, маленький Антон Лосенко был взят в придворный хор города Санкт-Петербург певчим. В 1753 году ему с его друзьями Иваном Семеновичем Саблуковым и Кириллом Ивановичем Головачевским пришлось отказались от счастливой карьеры из - за спавших голосов. В этот же год он попадает под крыло и покровительство художника Ивана Петровича Аргунова.

Посещая класс живописи Аргунова, Лосенко с друзьями значительно выделялись среди остальных учеников Академии, и в 1759 году Иван Петрович представил работы молодых учеников царскому двору с рекомендацией: "...эти певчие могут как рисовать и раскрашивать красками, так делать копии портретов и исторических картин, так и рисовать с натуры. Они показали прилежное трудолюбие и честность в своих поступках". В качестве подтверждения Аргунов показал успешную работу молодого художника "Товий с ангелом " (1759), а так же портретную живопись с натуры придворного музыканта В. Степанова .

Решено было продолжить обучение в Академии трех знатнейших художеств, которая включала в себя отделения живописи, архитектуры и скульптуры. Академия была учреждена в Петербурге в 1757 году по инициативе М.В. Ломоносова и мецената графа И.И. Шувалова, который и стал возглавлять Академию, а так же пригласил из-за границы высококвалифицированных педагогов. Именно Лосенко стал одним из первых учеников престижной Академии. В 1760 году Лосенко пишет портрет графа Шувалова , затем последовали портреты поэта и драматурга Александра Сумарокова (1760) и талантливого актера Якова Шумского (1760).

Работа над портретом Шумского особенно примечательна. Характерный внешний вид сосредоточен и сконцентрирован на сложном и остром образе модели. Изображение великого жизненного поста художник достиг непосредственно путем освещения лица и рук, тем самым заставив их выделяться на темном фоне. Золотисто - коричневые оттенки гармоничны и приглушенны; движение кисти художника явно ощутима, особенно там, где он выявляет текстуру лица и рук.

Граф Шувалов, первый директор Российской академии художеств, был осведомлен в необходимости создания национальной художественной школы с хорошо квалифицированными русскими художниками. Это увеличивало доверие молодых студентов. В сентябре 1760 года особо талантливые ученики Академии - А.П. Лосенко, и в будущем известный архитектор Василий Баженов, были отправлены учиться за границу. В Париже А.П. Лосенко учился у Жана Рету, представителя позднего французского академизма. Первый плод его исследований был многофигурный холст "Чудесный улов рыбы " (1762).

Академией художеств были подмечены достоинства и недостатки картины: "все, что мы находим признаки правильного рассуждения и трудолюбие. . . и талант, который обещает исключительные результаты, если бы ему дали возможность попрактиковаться". По возвращении из Парижа в Академию, А.П. Лосенко был отправлен в Москву, где он написал известный портрет первого русского актера - создателя национального театра, блестящего исполнителя и педагога многих других актеров - Федора Волкова (1763). Лосенко не только достиг точного сходства с Волковым, но и показал труд, который был достаточно сложным и постигал глубокие знания для своего времени.

Он раскрыл призвания и духовные богатства актера, который, по словам Новикова, был "человеком проницательного ума, с основательным, разумным решением и редким талантом".

Летом 1763 года Лосенко вернулся в Париж, где его рисунки на темы из античной мифологии были награждены золотыми медалями. В это время художник много внимания уделял художественному жанру НЮ, а в 1764 году он послал в Санкт-Петербург три работы: "Венера и Адонис " или "Смерть Адониса " (1764), "Андрей Первозванный "(1764) и этюд "Изгнание из храма " (1764) (местонахождение этюда неизвестно).
В 1765 году Лосенко отправляется в Петербург с картиной "Авраам приносит в жертву сына своего Исаака " (1765), где краски наиболее выразительней по цвету, чем на картине "Чудесный улов рыбы " (1762).

В декабре того же года художник переехал в Рим, где прожил более трех лет, изучая изучая классиков, совершенствуя свои навыки рисования, копируя рисунки с картин Рафаэля . Высокий уровень владения техникой рисования и композиционная грамотность стало результатом последующих работ художника "Авель " (1768) и "Каин " (1768). Лишенные какого - либо контекста (имена были лишь предлогом для изображения великолепия моделей), эти два известные полотна стали важным этапом в творческом развитии для Лосенко .

В укороченных картинах "Каин " и "Авель " художник мастерски облекает изображенную человеческую фигуру свободными тканями. Обнаженные модели подчеркнуты мягкими ниспадающими складками драпировки. Поражает четкая организация пространства холста. В "Каине " гармонируют зеленоватые оттенки. В двух картинах искусно прорисованы тела моделей, особенно шеи и плеч. Здесь очевидно, что работая с натурой, художник не испытывает трудностей при изображении на плоскости пространство, цветового и тонального состояния изображаемого объекта.

"Каин " - это одно из ясных и лаконичных работ художника. "Зевс и Фетида " (1769), написанная по заказу графа Шувалова для графа Разумовского, завершила цикл картин на тему греко - римской древности.

Весной 1769 года Лосенко возвращается в Россию. Лучшие его произведения "Каин ", "Авель ", "Правосудие " (по картине Рафаэля) были удостоены высшей похвалы. И уже осенью 1769 года Лосенко пишет картину "Владимир и Рогнеда " (1770). Тема исторической живописи была предложена академией, оставляя за художником право уточнить детали сюжета. Отражая национальный характер персонажей, Лосенко одевает их, как это было принято, в условные одежды.

Эта картина была действительно первая работа, написанная когда - либо на тему из русской истории. Новгородский князь Владимир Святославич, получив отказ от Полоцкой княжны Рогнеды, захватил Полоцк, убил ее отца Рогвольда и братьев, и неволею сочетался с высокомысленной Рогнедою.

В своей картине Лосенко запечатлел момент, где Владимир говорит с Рогнедой о зверствах в Полоцке и настаивает на супружестве. Но, в отличие от исторических фактов, здесь Владимир изображен в образе полного раскаяния, которое передается в его жестах, выражении его лица и глазах, направленных в сторону Рогнеды. Художник доказывает, что человечность одерживает верх над тиранией.

Обладая живым воображением, Лосенко пишет картины, которые подкупают непосредственностью изображенных сцен, как бы увиденных художником собственными глазами. На фигуративной живописи главные герои Владимир и Рогнеда моделированы светом. Художник подчеркивает эмоциональность, жесты и позы, которые контрастируют со статной женской фигурой и Владимирской обременительностью воинов.

Произведение "Владимир и Рогнеда " положило начало национальной исторической теме в русском искусстве, к чему всегда призывали академию М.В. Ломоносов и А.П. Сумароков. Кроме того, этот прецедент толкования исторических событий с моральной позиции, соответствовал наиболее прогрессивным взглядам в российском обществе, которое осуждало тиранию и насилие.

Представленная картина вызвала живой отклик у современников. Совет академии признал Лосенко как художника с выдающимся талантом, избрали его академиком и даровали звание профессора. Как профессор, а впоследствии и директор академии, А.П. Лосенко много сделал для своих студентов. Он подготовил первый учебник русского искусства: "Изъяснения краткой пропорции человека, основанной на достоверном исследовании разных пропорций древних статуй, старанием Императорской Академии художеств Профессора живописи господина Лосенко для пользы юношества, упражняющегося в рисовании, изданное". Экспозиция и рисунки Лосенко были использованы в течение длительного времени в Академии, а затем и в московском училище живописи и ваяния.

Последняя картина художника - "Прощание Гектора с Андромахой " (1773). Тему работы он берет из древнегреческого эпоса Гомера о Троянской войне "Илиада".

Картина также была удостоена академической грамотой, в которой говорилось, что "истинная и благородная цель искусства состоит в том, чтобы сделать добродетель ощутительной, увековечить славу великих людей, которые заслуживают благодарности за свою страну, и пробуждают огонь в сердцах и разуме к исследованию".

Будучи в молодом возрасте 36 лет, Антон Лосенко умер от водянки 4 декабря 1773 года. На его похоронах присутствовали художники и артисты, писатели и поэты.

Картины Лосенко всегда принимались и принимаются с восторгом. Они высоко ценимы современниками. Их неизменно окружали и окружают толпы восхищенных зрителей.



Беременность и роды