Когда был создан политехнический музей. Политехнический музей закрывается на реконструкцию

Указом Президента РСФСР от 18.12.1991 N 294 музей объявлен особо ценным объектом культурного достояния страны

Телевизионная программа (Россия, 2007).
Режиссер Евгений Хмелев.
Художественный руководитель Лев Николаев.


Олеся Семенова
«Прекрасен фасад Политехнического музея…»

(в сокращении, полностью - по заголовку-ссылке)
"Наше Наследие" № 99 2011

Музейное здание — не просто «внешний футляр учреждения», это его лицо, которое отражает индивидуальные особенности, отличает от многих других подобных учреждений; с него начинается контакт посетителя с музеем, оно само по себе является важнейшим экспонатом, особенно в таком музее, как Политехнический.

Центральный фасад Политехнического музея с южным и северным крыльями. Чертеж И.А.Монигетти.
Архив Политехнического музея

Здание Политехнического принадлежит к числу заметных построек в самом центре Москвы, является памятником архитектуры, упоминается во многих архитектурных словарях, справочниках, монографиях, в том числе в связи с именами зодчих, которые принимали участие в его проектировании или строительстве.

Еще до открытия Политехнической выставки Комитет ИОЛЕАиЭ (Императорское общество любителей естествознания, антропологии и этнографии) рассматривал некоторые варианты размещения будущего музея: на месте дома бывшего Горного управления на Воздвиженке, на университетском дворе напротив Манежа, на Театральной площади.

Решение вопроса ускорилось, когда он был передан на обсуждение в Московскую Думу. По мнению думской комиссии, «местность, предназначаемая для такого учреждения, как музей, должна соответствовать двум условиям: во-первых, она не должна быть удалена от центра города для удобства посещения его публикой, и во-вторых, она должна быть достаточно обширна для возможности расширения музея в будущем…». В качестве такой местности предлагалась Лубянская площадь, «имеющая значительное протяжение и близкая к центральным частям города».

8 февраля 1872 года было принято решение о безвозмездной уступке на Лубянской площади территории, необходимой для постройки здания. Также решено было ассигновать из государственного казначейства от 400 до 500 тыс. рублей для будущего музея.

Первоначально привлекательной казалась мысль о монументальном, многоэтажном здании, которое могло бы постоянно расти и увеличиваться, а по архитектуре и стилю служило бы украшением столицы, памятником веку. Затем, основываясь на предложении президента ИОЛЕАиЭ профессора А.П.Богданова, решено было разделить музейный фонд на две части, причем для естественно-исторической его части устроить павильоны в первом Александровском саду. Комитету по устройству музею удалось получить территорию в Александровских садах в свое распоряжение, были составлены проекты зданий для зоологического, сельскохозяйственного и других «естественных» отделов музея, но нехватка средств не позволила осуществить эти планы. В 1897 году музей возвратил территорию в Александровском саду Дворцовому ведомству.

10 июня 1874 года Московская городская дума передала Комитету 2504 квадратных сажени земли вдоль каменной стены Китай-города, между Лубянской площадью и Ильинскими воротами. Таким образом решился вопрос относительно места для будущего здания музея.

Из-за проблем, прежде всего, с финансированием, строительство проходило в три очереди. Объемно-пространственная структура здания формировалась более тридцати лет.

Центральный корпус музея. Фотография конца XIX века.
Архив Политехнического музея

В 1877 году был выстроен центральный корпус, через десять лет приступили к строительству южного крыла, а спустя тридцать три года после начала стройки — завершены работы по возведению правого крыла.

Южный фасад музея. Вид с Ильинской площади. Литография начала ХХ века.
Архив Политехнического музея

В результате, при сохранившемся общекомпозиционном решении здания, принятом в первоначальном проекте И.А.Монигетти, в процессе стройки возникали стилистические изменения в исполнении его составных частей. Правая часть здания, выстроенная в тех же, казалось бы, традициях «русского стиля», приобретает новые черты — композиционные элементы фасада «растянуты», сокращены декоративные элементы, смещен уровень этажей. Левая часть — яркий образец стиля модерн в его национальном исполнении. Асимметричное построение композиции боковых фасадов подчеркивает доминирующее значение центрального корпуса, а трехчастный северный фасад с выступающим аттиком выявляет главенствующее по отношению к окружающей застройке положение Политехнического и достойно замыкает Лубянскую площадь с юга.

9 сентября (22 сентября по новому стилю) 1904 года в газете промелькнуло короткое сообщение о том, что «…состоялась закладка левого крыла здания Политехнического музея, воздвигаемого инженером Г.И.Макаевым…» с Большой аудиторией. Кроме помещений Большой на третьем этаже располагались еще две изолированные аудитории на 200 человек, так называемые, «Малые аудитории», а также химическая и физическая лаборатории. На последнем этаже помещалась метеорологическая станция. В стеклянном фонаре на крыше была помещена физиологическая теплица. Все это — «для устройства лекций образовательного порядка». Строительство растянулось до 1908 года. По мнению Г.Е.Медведевой, другие здания, в которых бы сохранилась «подлинная лаборатория с обстановочным комплексом в полном сборе <имеется в виду лаборатория при химической аудитории XIX века, где готовились демонстрационные реактивы и приборы>, — нам не известны»

Двухсветная аудитория, оборудованная системой вентиляции, перекрытая плоским потолком без единой промежуточной опоры, со световым фонарем в центре сооружалась по проекту и под наблюдением инженера А.А.Семенова, и сразу же творение удостоилось похвал. Хотя основной инженерно-архитектурный план, задуманный автором проекта, остался до наших дней прежним, начиная с 1948 года интерьеры Большой аудитории постоянно менялись. Прежде здесь вместо нынешних кресел стояли березовые скамейки, на сцене, позади трибуны лектора, находилась стеклянная камера (вытяжной шкаф) для химических опытов, а над ней таблица с изображением Периодической системы элементов Менделеева. В центре потолка имелось застекленное пространство размером 8Ч4 метра, через которое падал дневной свет. Общая площадь Аудитории равнялась 122,8 квадратным саженям, в ней было 842 нумерованных и 60 ненумерованных места. Стоимость полного оборудования составила 50000 рублей. Первая лекция была проведена 11 октября 1907 г. Обществом Народных университетов.

Слушатели сразу оценили безукоризненную акустику, расчеты которой провел А.А.Семенов. Профессор Д.Н.Анучин отмечал в отчете за 1910 год, что «новая Большая аудитория Политехнического музея является лучшей аудиторией в Москве». Комитет Политехнического музея постановил в честь авторов проекта поместить в аудитории мемориальную доску с надписью: «Аудитория сооружена в 1907-1908 годах по проекту и под наблюдением инженера Анатолия Александровича Семенова, при ближайшем сотрудничестве архитектора И.П.Машкова, 3.И.Иванова и инженера путей сообщения Н.А.Алексеева». За свои труды по устройству Большой аудитории Политехнического музея он был награжден чином Действительного Статского Советника. Возглавлял Семенов и специально созданную Комиссию Политехнического музея, следившую за строительством левого крыла.

Увы, ни эта мемориальная доска, ни память о Действительном статском советнике Семенове не сохранились. А между тем вклад этого военного инженера в создание Политехнического музея и в целом, как увидим в дальнейшем, музейного дела в Москве — огромен.

Имена архитекторов принято указывать в путеводителях и специальной литературе, а об инженерах, создававших наравне с ними памятники архитектуры, вспоминают не всегда. Алексей Семенов (1841-1917) родился в Вятской губернии, сначала учился в Константиновском военном училище, затем окончил по первому разряду курс в Николаевской инженерной академии, а позже работал в инженерном управлении Московского военного округа. В течение первых семи лет удостоился трех наград: ордена святого Станислава 3-й и 2-й степеней и ордена святой Анны 3-й степени. Летом 1871 года вышел в отставку и принял участие в организации Севастопольского отдела Политехнической выставки. Воспоминания о Крымской войне 1853-1856 годов тогда были свежи, и возникла идея «представить по возможности полную картину славной обороны Севастополя, как в боевом, так и в военно-санитарном отношении, и тем самым распространить в народе верное понимание той памятной эпохи». Павильон Севастопольского отдела не уступал Морскому и располагался в Кремле на площади перед Николаевским дворцом. Еще в декабре 1871 года главный устроитель отдела Н.И.Чепелевский выдвинул идею создать для собранных к Севастопольскому отделу материалов постоянное хранилище — Русский национальный музей: «Этот храм, воздвигнутый во славу вековой жизни русского народа, — писал он в докладе, представленном цесаревичу, — должен собрать воедино со всех концов земли русской заветные святыни народа, памятники и документы всего русского государства, изобразить в образах и картинах имена великих подвижников и деятелей и замечательнейшие события». И уже 9 февраля 1872 года император повелел строить таковой в Москве, ставший Историческим музеем. Архитектор В.О.Шервуд, по проекту которого возводилось здание, взял А.А.Семенова в соавторы «по технической части». Шервуд полагал, что «приходит момент ясного народного сознания, и от этого момента зависит вся наша будущность. Народу нужен ясно воплощенный образ его собственного чувства, нужен идеал, к которому стремиться». Этой исторической потребности должно было отвечать и здание Исторического музея. «Необходимо строить в России по-русски!»

А.А.Семенов активно участвовал в этой стройке. Более поздние его работы: храм во имя святителя Тихона Задонского в Сокольничьей роще (1875, воссоздание; первоначальный несохранившийся проект П.П.Зыкова); Петровско-Александровский пансион-приют дворянства (с 1945 года — НИИ нейрохирургии им. Н.Н.Бурденко); жилой дом (там же) для врачей и воспитателей с лазаретом; главный корпус (там же) с храмом во имя святителя Николая Чудотворца (все эти постройки начала 1900-х годов) и многие другие.

Кроме блока помещений, относящихся к Большой аудитории (вход, вестибюль, лестницы, «раздевальни»), вся остальная площадь крыла была занята торговыми помещениями. По поперечной оси, соединяющей Большой Лубянский и Китайский проезды был устроен двухсветный пассаж, то есть, на него выходили витрины и окна первого и антресольного этажей. Из пассажа был свободный выход на оба проезда. Впрочем, по условиям застройки во всем комплексе здания подвальный, первый и антресольный этажи сдавались в аренду под торговые помещения.

Северный фасад Политехнического музея

Уличные фасады Политехнического музея сохранили свой первоначальный декор и дошли до нашего времени лишь с незначительными изменениями, обусловленными ликвидацией торговых помещений.

Деталь центрального фасада

Фонари советского времени, вписавшиеся в облик северного фасада

Начальные исследования цветового решения фасадов показали, что они не были монохромными как сегодня, а поверхности стен представляли сочетание белого и охристого цветов. Специалисты считают, что вероятна и более сложная окраска, характерная как для эпохи модерна, так и для эпохи эклектики. На фасаде северного крыла в трех архивольтах видна пострадавшая от времени, но укрепленная и законсервированная монументальная живопись. Исследователи приписывают ее эскизную разработку архитектору князю Г.И.Макаеву, одновременно с проектированием основавшему фонд, на средства которого и было построено крыло.

Фресковый триптих в архивольтах северного фасада

Триптих выполнен в технике фрески, которая, вообще говоря, для эпохи модерна характерна, однако в Москве не привилась: здесь чаще в фасадах использовали майолику. Так что фреска на фасаде северного крыла Политехнического — редчайший памятник.

Акварельные эскизы этих фресок без подписи автора хранятся в отделе письменных источников Политехнического музея. Они символизируют поэтику человеческого труда в образах крестьянина, вспахивающего поле, и двух рабочих в кузнице, а также знание, которое олицетворяется книгой в руках ребенка в семейной группе на фоне лучей восходящего солнца. С определенной вероятностью можно утверждать, что в создании фресок принял участие художник Илья Павлович Машков, брат архитектора Ивана Павловича Машкова, участвовавшего в проектировании Большой аудитории.

Во внутреннем убранстве музея важное место занимает парадная лестница. Первоначально она «предполагалась из четырех маршей, ведущих только в 1 эт<аж>, а из 2 эт<ажа> в верхний две особые лестницы, но по непредвиденным обстоятельствам эта лестница была заменена более шикарной, но для ходьбы не совсем удобной». Сегодня сохранился лишь эскиз светильников парадной лестницы с автографом Шохина и разрез лестницы, подписанный им же, но ни одного подписанного чертежа найти не удалось. Парадная лестница украшена декоративными элементами, символизирующими древнерусские формы.

Гипсовые балясины парадной лестницы

Архитектурно-декоративное оформление центрального корпуса сохранилось в вестибюлях, в экспозиционных залах стены и потолки оформлены профилированными тягами, геометрическим лепным орнаментом, лепными плафонами.

Интерьеры залов музея

Присутствуют система разнообразных сводов; полуциркульные вверху двух - и четырехстворчатые двери с оригинальным орнаментом в филенках и латунными ручками-скобами; лестницы с чугунными литыми балясинами сложной формы; фигурные лестничные ограждения; чугунные ступени и перила винтовых лестниц; напольное покрытие (кафельная плитка, паркет, металлические плиты, метлахская плитка); кафельные печи; мебель; зеркала. Интерьеры Политехнического музея пострадали больше всего в зонах, не использовавшихся под музейные цели. «При расчистках стен под 20-25 слоями краски обнаружена первоначальная отделка — гипсовая штукатурка, имеющая специфическую пропитку, внешне делающая ее похожей на искусственный мрамор. Поверх нее накладывались очень тонко градированные колера. Подобную систему покраски еще предстоит изучить. Что касается самих лестниц, то первые расчистки поручней показали здесь наличие искусственного мрамора».

Не только уникальные коллекции, которые видят посетители, но и практически все элементы, образующие внутренние пространства музея — стены, полы, лестницы, плафоны, светильники, — являются подлинными экспонатами. И даже если в результате грядущей реконструкции музея их по причинам естественной ветхости не удастся сохранить на своих местах, образцы их могут войти в фонд ныне, увы, не существующего, однако бывшего в начале ХХ века Архитектурного отдела музея.

Архитектурный отдел музея. Фотография конца XX века.
Архив Политехнического музея

Помимо хорошо известных, в Политехническом музее множество внутренних лестниц, недоступных посетителям, причем все они не похожи друг на друга. Например, у лестницы в подвальной части даже самые простые марши монументальны: крашеное литье, доломитовые ступени, колонки с кубическими капителями — это стилистические русско-византийские элементы, проходящие через многие помещения музея.

Перила и балясины крашеного чугунного литья музейной лестницы

Уникальные гипсовые торшеры парадной лестницы

До самого последнего времени торшеры парадной лестницы были окрашены привычной для современных посетителей белой краской. Сегодня они предстают в соответствующем стилю ярком облачении, как, считают реставраторы, они и были замыслены. Исследования показали, что сделаны торшеры из гипса, что является беспрецедентным для предметов декоративно-прикладного искусства конца XIX века.

В интерьерах сохранились подлинные стеклянные плафоны; керамические полы и паркетные, из колотого дуба. Есть и редкие элементы советского периода, достаточно удачно вписанные в исторические интерьеры.

На здание Политехнического музея долгое время не обращали должного внимания. Лишь в конце 1990-х годов оно было внесено в список вновь выявленных объектов культурного наследия. «Политехнический — современник Исторического музея. Но если здание последнего общепризнанно уникальным памятником архитектуры федерального значения, то, что касается Политехнического, федеральный статус памятника имеет только его Большая аудитория».

Большая аудитория Политехнического музея

Политехнический музей — одно из первых в России зданий общественного назначения, внутренняя и наружная отделка которого была выполнена в русском стиле. Он открыл целую серию построек подобного рода в центре Москвы. «Спутник зодчего по Москве» за 1895 год сообщал: «Можно надеяться, что возрождение русского зодчества, начатое Москвою, будет продолжаться и постепенно прогрессировать; первыми из общественных зданий, построенных в русском стиле, являются Политехнический и Исторический музеи, позднее театры Корша и Парадиз, Городская дума, Верхние и Средние городские торговые ряды».

Хочется привести совершенно справедливые слова И.П.Машкова, относящиеся к архитектуре первопрестольной последних десятилетий XIX века: «В рассматриваемый период времени Москва значительно изменила свою физиономию, вследствие множества появившихся новых зданий, как общественных, так и частных. В это сравнительно короткое время некоторые части города стали совершенно неузнаваемы; между прочим, появилось несколько грандиозных зданий, которые по значению и размерам своим, являются одними из выдающихся зданий Европы».

Одно из них — здание Политехнического музея на Лубянской площади — и в наши дни зримо свидетельствует о таланте и высоком профессионализме отечественных зодчих, сумевших в конце XIX — начале ХХ века украсить древний город прекрасным архитектурным памятником, требующим от нас, людей XXI века, заботы и внимания.

PS :
В ближайшие шесть лет здание музея планируют существенно перестроить . За него возьмётся японский архитектор Джунио Ишигами, победивший в конкурсе проектов в октябре минувшего года.
Подробнее - Прикультуренное место
"Аргументы недели" , 05.04.2012

Мало кто об этом знает, но Политехнический музей в Москве является одним из старейших научно-технических музеев в мире!

Сегодня при взгляде на это монументальное здание вряд ли кто-то, не ознакомленный с его историей, догадается, что музей был основан ещё в XIX веке…В 1872 году прошла Политехническая выставка, на основе фондов которой и было принято решение создать

В 1871 году власти Москвы выделили на строительство музея немаленькие по тем временам 500 000 рублей и участок на Лубянке, благодаря чему основание музея стало возможным. Официальное же открытие Политехнического музея состоялось в 1872 году, пока ещё во временном здании. На фото - один из экспонатов музея - настоящая авиационная турбина


Экспозиции музея



На строительство Политехнического музея ушло три десятилетия. Центральная часть здания музея была завершена в 1877 году, южное крыло закончили строить в 1883 году, а северный корпус возвели лишь к 1907 году


Светильник на лестнице Политехнического музея

Экспозиция музея включает более 160 000 предметов и около 150 коллекций по различным областям науки и техники, а также более 3 миллионов книг, входящих в его библиотеку. Такое количество экспонатов делает Политехнический музей крупнейшим в России


Памятник героям Плевны на фоне Политехнического музея


Московский Политехнический музей был основан во второй половине 19 века — в 1872 году. Основание музея на базе научной выставки было приурочено к 200-летию со дня рождения великого императора Петра I. В настоящее время Политехнический музей Москвы является одним из самых старинных музеев подобного профиля в мире.

С 1991 года Политехнический музей входит в перечень особо ценных объектов культурного наследия России.

Историческое здание музея, в котором он был открыт изначально (Новая площадь столицы), на реконструкции до 2020 года. Главная экспозиционная площадка находится на ВДНХ, в павильоне № 26. Она носит название «Россия делает сама». Также функционируют площадки в Культурном центре ЗИЛа на станции метро «Автозаводская» (Научные лаборатории музея) и в Текстильщиках, на площадке бывшего АЗЛК, нынешнего технополиса «Москва» (Библиотека Политеха и Открытые коллекции).

Политехнический музей: билеты и время работы

Цены на билеты в Политехнический музей Москвы зависят от площадки — на каждую приобретается отдельный билет.

  • ВДНХ

Посетить выставку «Россия делает сама» можно со вторника по пятницу с 11:00 до 19:00, в выходные дни — с 11:00 до 21:00, понедельник — выходной.

Взрослый билет обойдется в 350 рублей в будни, 400 рублей в выходные. Студенческий билет — 200 рублей в будни, 250 рублей в выходные. Билет для пенсионеров — 150 рублей в будни, 200 рублей в выходные. Дети до 14 лет могут посещать выставку только в сопровождении взрослых. Возможна организация экскурсий для групп и проведение открытых уроков по физике и химии для учеников старших классов.

  • Технополис «Москва»

Посещение выставки «Открытые коллекции» возможно только в рамках экскурсии. Групповые экскурсии проходят каждый вторник, среду и четверг в 10:00, 12:00 и 15:00. Длительность одной экскурсии — полтора часа. Запись на экскурсию осуществляется не менее, чем за неделю до начала, обязательно с полной предоплатой.

Стоимость экскурсии зависит от численности вашей группы: 1200 рублей за группу до 5 человек, 2400 рублей за 6-12 человек. Подробный прайс для школьных групп на этой странице официального сайта Политехнического музея.

  • Научные лаборатории в Культурном центре ЗИЛа

На базе научных лабораторий проходят открытые уроки и практические занятия по химии, биологии, физике и математике, а также по робототехнике для детей и подростков. Здесь проходит подготовка учащихся к ЕГЭ. Стоимость занятий зависит от выбранной дисциплины и уточняется у администрации площадки.

Купить билеты на экспозиции музея можно онлайн, на , используя кнопку «Купить». Приобретенный онлайн-билет необходимо распечатать — платежная квитанция не является пропускным билетом.

Экспозиция

Выставочные пространства Политеха поделены между двумя площадками — ВДНХ и технополисом «Москва».

ВДНХ

Временная экспозиция под названием «Россия делает сама» повествует о великих отечественных ученых прошлого и настоящего, о легендарных научных открытиях и малоизвестных разработках современности. Стандартная обзорная экскурсия по выставке включает в себя: истории о самых необычных идеях использования атомной энергии; нескучное повествование об электромагнитных волнах и «приручении» молнии; рассказ об известных открытиях, на которые ученых вдохновила природа. Можно заказать индивидуальную экскурсию на интересующую тему из области физики, биологии и химии.

Технополис «Москва

В технополисе экспонируется коллекция Политеха, накопленная за почти 150-летнюю историю. Среди экспонатов выставки: первые велосипеды, автомобили и компьютеры; старинные часовые механизмы; первые космические костюмы и макеты ракет. Обзорная экскурсия по выставке под названием «Тайная жизнь музея» в нескучной форме повествует о всемирно известных и ранее не выставлявшихся экспонатах, о развитии научной мысли в России. Также можно приобрести билеты на участие в интерактивной программе «Я — музейный эксперт». Программа предназначена для школьников младших классов и включает викторины и конкурсы, рассказы о внутренней жизни музея и его работников.

Как добраться до Политехнического музея Москвы

Так как выставки Политехнического музея Москвы находятся в разных частях столицы, универсального маршрута не существует. До каждой из выставок свой индивидуальный путь.

Как доехать до выставки «Россия делает сама»

Экспозиция находится на ВДНХ, в выставочном павильоне № 26. Путь от станции метро «ВДНХ» займет не менее 15 минут. Нужно пройти вход ВДНХ и держаться левой стороны. Павильон № 26 расположен рядом с моделью вертолета МИ-8Т. Также до ВДНХ можно доехать на троллейбусах, трамваях, автобусах, маршрутках до одноименной остановки. Чтобы не идти практически через весь выставочный центр до павильона № 26, можно сесть на специальную маршрутку, курсирующую по территории ВДНХ, схема ее маршрута доступна по ссылке .

Как доехать до выставки «Открытые коллекции»

Адрес экспозиции «Открытые коллекции»: Волгоградский проспект, д. 42, стр. 5. Чтобы добраться до технополиса «Москва», вам нужно доехать на метро до станции «Текстильщики» (последний вагон из центра). Далее: повернуть направо и пересечь Шоссейную улицу, пройти мимо проходной № 3 и зайти во вход с надписью «Открытые коллекции». Перед комплексом технополиса находится остановка общественного транспорта «Волгоградский проспект 47», до которой курсируют автобусы № 161, 193, 703.

Как доехать до «Научных лабораторий»

До Культурного центра ЗИЛа можно доехать на метро — до станции «Автозаводская». От станции метро до центра ЗИЛ — 11 минут пешком по улице Восточная. Ближайшая остановка наземного транспорта, «Восточная», находится в 8 минутах пешком. До нее курсирует автобус № 9.

До выставок также можно доехать на такси. В Москве вызвать автомобиль с водителем можно с помощью всех самых популярных приложений-такси: Такси Везёт, Яндекс. Такси, Uber, Gett, Maxim.

Видео с выставки в ВДНХ

Московский политехнических музей - это интереснейший выставочно-образовательный комплекс, он входит в число крупнейших и старейших научно-технических музеев мира.

До 2017 года историческое здание музея будет закрыто, ведется реконструкция, так что выставки и мероприятия проходят на других площадках. В их числе - технополис "Москва" (открытые фонды Политеха с 10 экскурсионными программами и библиотека), павильон №26 на ВДНХ (интерактивная экспозиция "Россия делает сама") и культурный центр ЗИЛ рядом со станицей метро "Автозаводская" (научные лаборатории и детские кружки).

Фото московского Политехнического музея






История Политехнического музея

История Политехнического музея началась в 1863 году, когда появилось общество любителей естествознания, антропологии и этнографии. Сам музей открылся в 1872 году: основой экспозиции стала коллекция Политехнической выставки, посвященной 200-летию со дня рождения императора Петра I. Специально для музея было возведено здание на Новой площади, строительство завершилось в 1907 году. В Большой аудитории этого здания выступали поэты и ученые, в том числе такие выдающиеся деятели как Нильс Бор и Илья Мечников.

Лекторий Политехнического музея

Лекторий - один из самых известных и популярных проектов Политеха. Музей организовывает лекции выдающихся ученых и популяризаторов науки из России и других стран мира. Это уникальная возможность узнать о том, что происходит в мире науки и техники из первых уст. При этом лекции рассчитаны, в первую очередь, не на специалистов, а на широкую аудиторию. Вход, как правило, бесплатный.

Политехнический музей — один из старейших научно-технических музеев мира, расположен в самом центре Москвы на Новой площади. Добраться до музея можно на метро, ну или проехать на машине. Находится он недалеко от Кремля на станции метро Лубянка или Китай-город.

Знакомство с музеем, в зависимости от времени, которым располагает посетитель, может занять до нескольких часов. Лично я пробежал почти все выставочное пространство за полтора часа, а это не много ни мало 65 выставочных залов в рамках большого четырёхэтажного здания.


На каждом этаже свои разделы и экспонаты. На первом - транспорт; на втором: авиация, энергетика, метеорология, связь, оптика, радиоэлектроника, металлургия, горный раздел и химия; на третьем и четвёртом: автоматика, кибернетика, вычислительная техника, приборы времени и космонавтика

Сегодня Политехнический музей — крупнейший технический музей России, хранит свыше 160 тыс. музейных предметов, около 150 музейных коллекций по различным областям техники и научных знаний. Экспозиции музея рассказывают об истории техники и её творцах, поясняют принципы действия различных технических устройств.

Некоторые крупные инсталляции размещены прямо в фойе.

1-2. Первая русская ядерная бомба. Её подарили Политехническому музею в 1995 г. после выставки «Атомной отрасли России - 50 лет».

В зале авиации представлены макеты различных моделей самолётов и летательных аппаратов.

Хотя, для того чтобы увидеть самолеты, достаточно чаще поднимать глаза к потолку.

Очень понравился зал про фототехнику.

В 1839 году был открыт первый практический способ фиксации светописных изображений - дагеротипия. Одновременно с ним на свет появились и первые дагеротипные аппараты, в конструкцию которых вошли элементы ящичной камеры-обскуры: светонепроницаемый корпус, оптическая схема, механизм наведения на резкость

9. Фотоаппарат «OP-3000»

11. Вся химия справа, в то время, входила в комплектацию фотоаппарата

12. Стереофотоаппарат 1880 — 1920 г.

13. Изображение было действительно объемным. Я проверял.

14. Собрание первых советских серийных фотоаппаратов, среди которых “ФАГ”, “Пионер”, “ФЕД”, “Репортер”, “Спорт”.

15. Я уверен такой фотоаппарат был у каждого. Polaroid.

16. А это его «дедушка» из далекого прошлого, тоже «Polaroid»

18. Фотографии далекого прошлого

Следующий зал - зал радиоэлектроники.

Изобретение радио - одно из самых замечательных достижений в истории техники. Как средство связи, радио не знает препятствий ни на суше, ни в океанских просторах. Оно является единственным средством связи с движущимися и труднодоступными объектами.

Первым практически пригодным устройством механической записи и воспроизведения звука был фонограф, созданный известным американским изобретателем Томасом Эдисоном в 1877 году. В 1887 году немецкий инженер Эмиль Берлинер запатентовал граммофон — устройство для воспроизведения звука с дискового звуконосителя.

20. Граммофон со струнным резонатором.

Для улучшения качества звучания используется "цитра" - струнный резонатор, реагирующий на выходящие звуковые волны так, что их амплитуда и частотный диапазон при акустическом резонансе возрастают, увеличивая при этом громкость и качество звучания.

В зале компьютерной техники посетители смогут познакомиться с краткой историей развития процессоростроения на примере Intel. Выставка "От песка до процессора" рассказывает о том, с чего все начиналось, как организовано современное производство и каковы перспективы отрасли. С помощью интерактивного монитора желающие могут рассмотреть в увеличенном масштабе, из чего состоит "мозг компьютера" - микропроцессор.

21. Исходный материал.

22. 300-mm кремниевая пластина с готовыми процессорами

23. Готовые микропроцессоры. Процесс производства микропроцессора занимает порядка 2 месяцев.

Зал часов.

Экспозиция построена на отдельных рассказах по истории мирового и отечественного искусства хронометрии. Прослеживается эволюция приборов времени — от древнейших, солнечных, до современных, электронных, часов.

Представлены часы различных конструкций, механические — с традиционными и оригинальными устройствами; электромеханические и электронные эталоны — хранители времени, часовые системы общественного пользования, приборы времени бытового и технического назначения.

Космонавтика.
Существующая экспозиция “История космонавтики” создана в начале 1980—х годов. Но уже в 1957 году Политехнический музей первым в стране стал знакомить посетителей с достижениями космонавтики.

Для детей была бы полезной прогулка или экскурсия по Политехническому музею. Да и взрослым хотя бы раз в него сходить стоит, чтобы знать, как создавались те или иные вещи, без которых мы сейчас не представляем себе нашу комфортную жизнь.

Анонс:



Планирование беременности