Тайная вечеря расшифровка картины. Тайна Леонардо да Винчи

C 15 октября по воскресенье 3 декабря 2017 г. на протяжении 8 воскресных дней увидеть шедевр Леонардо Да Винчи «Тайная Вечеря» можно до 22.00.
Продлённый график работы музея позволит увеличить число желающих на 3000 чел. Музей будет открыт до 22.00 (последний запуск в 21.45) :
15 октября
22 октября
29 октября
5 ноября (бесплатный вход в честь инициативы Una Domenica al Museo)
12 ноября
19 ноября
26 ноября
3 декабря (бесплатный вход в честь инициативы Una Domenica al Museo)
Только определённая часть билетов может быть забронирована предварительно по тел 02 92800360, остальная часть билетов будет продаваться к кассах музея с 14.00 в день посещения музея.

«Тайная Вечеря» («Cenacolo Vinciano»)

В самом центре Милана в церкви Санта-Мария-делле-Грацие (Santa Maria delle Grazie) хранится величайшее произведение мирового искусства Леонардо да Винчи «Тайная Вечеря» («Cenacolo Vinciano» по-итальянски) . Хотелось бы отметить, что данное произведение не картина, а именно фреска , которую талантливый художник нарисовал на стене трапезной монастыря .


Фреска, изображающая сцену последней трапезы Христа со своими учениками, была заказана миланским герцогом Людовико Мария Сфорцо. Роспись была начата Леонардо в 1495 году и завершена в 1498 году ; работа шла с перерывами.
Приблизительные размеры фрески составляют 880 на 460 см., примечательно, что художник выполнил произведение не на мокрой штукатурке, а на сухой, чтобы иметь возможность редактировать ее несколько раз. Художник нанёс на стену толстый слой яичной темпры, которая стала причиной разрушения фрески уже через 20 лет после своего написания.


Фреска “Тайная Вечеря”:

На этой фреске запечатлена самая страшная история предательства и проявление самой бескорыстной любви. Главные действующие лица- учитель и предавший его ученик. Оба знают о том, что произойдёт и оба не сделают попытки что-либо изменить.
Картину последней трапезы Иисуса с апостолами воссоздавали многие живописцы, но никто, ни до, ни после Леонардо да Винчи не смог передать с такой выразительность драматизм новозаветного повествования. В отличие от других художников, Леонардо не стал рисовать икону, его интересовали нецерковные догматы, а человеческие чувства Спасителя и его учеников . Благодаря приёмам, используемым мастером, наблюдатели словно попадают внутрь фрески . Ни одна другая картина на тему тайной вечери не может сравниться с уникальностью композиции и прорисовкой деталей шедевра Леонардо.


Считается, что на работе изображен момент, когда Иисус произносит слова о том, что один из апостолов предаст его («и когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня»), и реакция каждого из них.
Как и на других изображениях тайной вечери того времени, Леонардо располагает сидящих за столом на одной его стороне, чтобы зритель видел их лица . Большинство предыдущих произведений на эту тему исключали Иуду, помещая его одного за часть стола, противоположную той, за которой сидели остальные одиннадцать апостолов и Иисус, или изображая с нимбом всех апостолов, кроме Иуды. Иуда сжимает в руке небольшой мешочек, возможно, обозначающий серебро, полученное им за предательство Иисуса, или являющийся намеком на его роль среди двенадцати апостолов в качестве казначея. Он единственный поставил локоть на стол. Нож в руке Петра , указывающий в сторону от Христа, возможно, отсылает зрителя к сцене в Гефсиманском саду во время задержания Христа.


Жест Иисуса может интерпретироваться двояко. Согласно Библии, Иисус предсказывает, что его предатель протянет руку к еде одновременно с ним. Иуда тянется к блюду, не замечая, что Иисус тоже протягивает к нему правую руку. В то же время Иисус указывает на хлеб и вино, что символизирует безгрешное тело и пролитую кровь соответственно.
Фигура Иисуса расположена и освещена так, что внимание зрителя обращено, прежде всего, на него. Голова Иисуса находится в исчезающей точке для всех линий перспективы.

Роспись содержит неоднократные отсылки к числу три:

Апостолы сидят группами по три человека;
позади Иисуса - три окна;
контуры фигуры Христа напоминают треугольник.
Свет, освещающий всю сцену, исходит не из нарисованных сзади окон, а идёт слева, как и настоящий свет из окна на левой стене.
Во многих местах картины проходит золотое сечение; например, там, где Иисус и находящийся справа от него Иоанн положили руки, полотно разделяется в этом соотношении.

Как посетить фреску Тайная Вечеря Леонардо да Винчи в Милане:

Просмотр фрески осуществляется группами до 30 человек . Обязательно надо бронировать билет заранее , причём бронь должна быть сразу же оплачена. Существует множество сайтов, которые продают билеты втридорога, но выгоднее и надёжнее купить на официальном сайте министерства культуры Италии www.vivaticket.it .
Билеты можно приобрести онлайн, однако это очень сложно и практически невозможно в пик туристического сезона, так что желательно позаботится о покупке билетов задолго до поездки.
За 20 минут до сеанса в здании слева от церкви нужно обменять листки с бронью на сами билеты. Там же и находится вход на “Тайную вечерю”.

Стоимость билетов:

Взрослый билет стоит 10 евро + 2 евро сбор за бронь.

Бронировать по телефону: +39 02 92800360
Продажда билетов:
С 13 ДЕКАБРЯ продажа билетов на месяц Март
С 12 ЯНВАРЯ продажа билетов на месяц Апрель
С 8 ФЕВРАЛЯ продажа билетов на месяц Май
С 8 МАРТА продажа билетов на месяц Июнь

Время работы церкви Санта-Мария-делле-Грацие:

8.15 -19.00, перерыв с 12.00 до 15.00.
В предпраздничные и праздничные дни церковь работает с 11.30 до 18.30. Выходные: 1 января, 1 мая, 25 декабря.

Как добраться до Санта-Мария-делле-Грацие:

на трамвае 18 в направлении Magenta, остановка Santa Maria delle Grazie
на метро линия M2, остановка Conciliazione или Cadorna

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † - https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 18 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях... Подписывайтесь, мы Вас ждем. Ангела Хранителя Вам!

Сложно встретить хотя бы одного верующего человека, который не был бы знаком с иконой «Тайная вечеря». Верующие, которые регулярно ходят в церковь, видели ее много раз над главным входом. Те же, кто не посещает святые места, знают это изображение по фреске Леонардо да Винчи. Многие православные верующие интересуются, икона «Тайная вечеря» в чем помогает и какое смысловое значение имеет.

Значение иконы «Тайная вечеря»

На этой иконе изображено библейский сюжет, который описывает одни из последних дней Сына Божьего перед распятием. Он созвал всех своих учеников на ужин и угощал их хлебом, как символом Своего тела, что страдает за грехи, а также вином, которое означает кровь Иисуса, которой Он искупает грехопадение всех верующих. Эти два атрибута вскоре стали основой для проведения церковного таинства Причастие.

«Тайная вечера» имеет скрытый символизм. Она выступает, как знамя праведной веры и единения всего человеческого рода. Ученые выяснили, что Иисус за вечерей совершил древний ритуал иудеев. Этим Он не отверг старые традиции, а еще и усовершенствовал их. Таким образом, было показано, что служить Господу можно не отрываясь от людей, а наоборот всецело с ними взаимодействуя.

Никто не знает, когда именно происходил тайный ужин, где узнали о предательстве Иуды. Но это и не столь важно. Главное послание этой иконы состоит в том, чтобы православные христиане приняли жертву Христа, пропустили ее через свою душу и соединились с Ним.

О чем молятся иконе «Тайная вечеря»

Если верующий человек имел желание пополнить свой иконостас прекрасной иконой, подойдет на эту роль изображение с тайной вечерей. Не имеет икона «Тайная вечеря» значение, где вешать ее в доме. Но наиболее подходящим местом считается столовая, где трапезничают, или кухня, где готовится еда.

Полезные статьи:

В чем помогает этот образ:

  • дает возможность поговорить с Богом и рассказать ему о своих трудностях;
  • посылает благословение на приготовление пищи;
  • до и после принятия пищи молитва перед иконой означает благодарность за возможность вкушать еду;
  • в церкви перед ней молятся для разрешения принять Святые Дары;
  • часто перед этой иконой просят о прошении грехопадения.

Икона «Тайная вечеря» настолько сильно почитается в православии, что ее размещают над образами Пресвятой Богородицы и Спасителя. День памяти такой святыни всегда приходится на Великий или Чистый Четверг перед Пасхой. Именно в этот день начинаются приготовления к главному празднику, вспоминают жертву Христа, горе Его смерти и радость воскрешения.

Молится у этого образа принято такими словами:

Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника (причастницу) мя приими: не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем.

Да не в суд или во осуждение будет мне причащение Святых Твоих Таин, Господи, но во исцеление души и тела. Аминь.

Пусть хранит Вас Господь!

Вам будет интересно посмотреть еще и видео о Тайной Вечере:

В одном из тихих уголков Милана, затерявшихся в кружеве узеньких улиц, стоит церковь Санта Мария делла Грацие. Рядом с ней, в неприметном здании трапезной, вот уже более 500 лет живет и поражает людей шедевр шедевров — фреска « Тайная вечеря » Леонардо да Винчи.

Композицию «Тайной вечери» Леонардо да Винчи писал по заказу герцога Лодовико Моро, который правил Миланом в то время. Сюжет «Тайной вечери» изображался флорентийскими живописцами и до Леонардо, однако среди них можно отметить только работу Джотто (или его учеников) и две фрески Доменико Гирландайо.

Для своей фрески на стене трапезной монастыря Санта Мария делла Грацие да Винчи выбрал тот момент, когда Христос говорит своим ученикам: «Воистину говорю вам — один из вас предаст меня" и ледяное дыхание неотвратимого рока коснулось каждого из апостолов.

После этих слов на их лицах выразились самые различные чувства: одни были поражены, другие возмущены, третьи опечалены.

Готовый к самопожертвованию склонился к Христу юный Филипп, в трагическом недоумении развел руками Иаков, вот-вот готов броситься на предателя, схватившийся за нож Петр, правая рука Иуды сжимает кошель с роковыми серебренниками...

Впервые в живописи сложнейшая гамма чувств нашла такое глубокое и тонкое отражение. Все в этой фреске выполнено с удивительной правдой и тщательностью, даже складки на скатерти, покрывающей стол, выглядят настоящими.

У Леонардо так же, как и у Джотто, все фигуры композиции расположены на одной линии — лицом к зрителю. Христос изображен без ореола, апостолы без своих атрибутов, которые были характерны для них на старинных картинах.

Игрой лиц и движением выражают они свое душевное беспокойство. « Тайная вечеря » — одно из великих творений Леонардо, судьба которого оказалась очень трагичной. Любой, кто видел эту фреску уже в наши дни, испытывает чувство непередаваемой скорби от вида тех страшных утрат, которые нанесли шедевру неумолимое время и варварство людское.

А между тем сколько времени, сколько вдохновенного труда и самой пламенной любви вложил Леонардо да Винчи в создание своего произведения! Рассказывают, что часто можно было видеть, как он, внезапно бросив все дела, бежал среди дня в самую сильную жару в церковь Святой Марии, чтобы провести одну-единственную черту или поправить контур в «Тайной вечере».

Он был так увлечен своей работой, что писал беспрестанно, сидел над ней с утра до вечера, забыв о пище и питье. Бывало, однако, что несколько дней он совсем не брался за кисть, но и в такие дни он по два-три часа оставался в трапезной, предаваясь размышлениям и рассматривая уже написанные фигуры.

Все это весьма раздражало приора монастыря доминиканцев, которому (как пишет Вазари) «казалось странным, что Леонардо добрую половину дня стоит погруженный в раздумье и созерцание.

Он хотел, чтобы художник не выпускал из рук кисти, подобно тому, как не прекращают работу на огороде. Настоятель пожаловался самому герцогу, но тот, выслушав Леонардо, сказал, что художник тысячу раз прав. Как объяснил ему Леонардо, художник сначала творит в своем уме и воображении, а затем уже запечатлевает кистью свое внутреннее творчество».

Леонардо тщательно выбирал модели для образов апостолов. Он ежедневно отправлялся в те кварталы Милана, где обитали низшие слои общества и даже преступные люди. Там он искал модель для лица Иуды, которого считал величайшим негодяем на свете.

Вся композиция «Тайной вечери» пронизана движением, которое породили слова Христа. На стене, как бы преодолевая ее, развертывается перед зрителем древняя евангельская трагедия. Предатель Иуда сидит вместе с другими апостолами, а старые мастера изображали его сидящим отдельно.

Но Леонардо да Винчи выявил его мрачную обособленность куда более убедительно, окутав его черты тенью. Иисус Христос — центр всей композиции, всего того водоворота страстей, которые бушуют вокруг него. Христос у Леонардо — идеал человеческой красоты, ничто не выдает в нем божества. Его невыразимо нежное лицо дышит глубокой скорбью, он велик и трогателен, но он остается человеком. Точно так же страх, удивление, ужас, живо изображенные жестами, движениями, выражением лиц апостолов, не превосходят обыкновенных человеческих чувств.

Это дало французскому исследователю Шарлю Клеману основание задаться вопросом: «Превосходно выразив истинные чувства, дал ли Леонардо своему творению всю силу, какую требует такой сюжет?» Да Винчи был отнюдь не христианином и не религиозным художником, религиозная мысль не проявляется ни в одном из его произведений. Не найдено тому подтверждения и в его записях, где он последовательно записывал все свои мысли, даже самые тайные.

Христос и двенадцать апостолов сидят на этом возвышении, замыкая четырехугольником столы монахов, и как бы вместе с ними справляют свою вечерю.

Личности апостолов неоднократно были предметом споров,однако судя по надписям на копии картины,хранящейся в Лугано,это слева-направо:Варфоломей,Яков- младший,Андрей,Иуда,Петр,Иоанн,Фома,Яков- старший,Филипп,Матвей,Фаддей и Симон Зелот.

От центра — Иисуса Христа — движение растекается по фигурам апостолов вширь, пока в предельном своем напряжении не упирается в края трапезной. И тогда взгляд наш снова устремляется к одинокой фигуре Спасителя. Его голова освещена как бы естественным светом трапезной.

Свет и тень, растворяя друг друга в неуловимом движении, придавали лицу Христа особую одухотворенность. Но, создавая свою «Тайную вечерю», Леонардо никак не мог нарисовать лицо Иисуса Христа. Он тщательно написал лица всех апостолов, пейзаж за окном трапезной, посуду на столе. После долгих поисков написал Иуду. Но лицо Спасителя осталось на этой фреске единственным не завершенным.

Казалось бы, что « Тайная вечеря » должна была тщательно сохраняться, между тем на деле все обернулось иначе. Виной тому отчасти сам великий да Винчи. Создавая фреску, Леонардо применил новый (им самим изобретенный) способ грунтовки стены и новый состав красок. Это позволяло ему работать медленно, с остановками, внося частые изменения в уже написанные части произведения.

Результат сначала оказался прекрасным, но уже через несколько лет на росписи появились следы начинающегося разрушения: проступили пятна сырости, небольшими листиками стал отставать красочный слой. В 1500 году, через три года после написания «Тайной вечери», вода залила трапезную, коснувшись и фрески. Через 10 лет ужасная чума постигла Милан, и монашествующая братия забыла о том, какое сокровище хранится в их обители. К 1566 году она была уже в весьма жалком состоянии.

Монахи прорубили посреди картины дверь, которая нужна была для сообщения трапезной с кухней. Эта дверь уничтожила ноги у Христа и у некоторых апостолов, а потом картину обезобразили огромным государственным гербом, который прикрепили над самой картиной.

Позже картину многократно реставрировали,но не всегда удачно. Неповторимый характер "Тайной вечере” придает то, что в отличие от прочих картин подобного рода она показывает поразительное разнообразие и богатство эмоций персонажей, вызванных словами Иисуса о том, что один из учеников предаст его.

Никакая другая картина, написанная на сюжет Тайной вечери, не может быть даже близко сравнима с уникальной композицией и проработкой деталей в шедевре Леонардо.

Так какие же тайны мог зашифровать в своем творении великий художник? В книге "Открытие тамплиеров” Клайв Принс и Линн Пикнетт утверждают, что несколько элементов структуры "Тайной вечери” свидетельствуют о зашифрованных в ней символах.

Во-первых, они считают, что фигура по правую руку от Иисуса (для зрителя она находится слева) — не Иоанн, а некая женщина. На ней одеяние, цвет которого контрастирует с одеждами Христа, она наклонена в противоположную сторону от Иисуса, сидящего по центру. Пространство между этой женской фигурой и Иисусом имеет форму буквы V, а сами фигуры образуют букву М.

Во-вторых, на картине, по их мнению, рядом с Петром видна некая рука, сжимающая нож. Принс и Пикнетт утверждают, что эта рука не принадлежит никому из персонажей картины.

В-третьих, сидящий непосредственно слева от Иисуса (справа — для зрителей) Фома, обращаясь к Христу, поднял палец. По мнению авторов, это типичный жест Иоанна Крестителя.

И наконец, существует гипотеза, что сидящий к Христу спиной апостол Фаддей — на самом деле автопортрет самого Леонардо.

Недавно завершённая последняя реставрация картины позволила узнать о ней много нового.Но вопрос о тайных посланиях и забытых символах так и остаётся открытым.

Как бы то ни было,в будущем предстоит ещё многое сделать для разгадки этих тайн.Хотелось бы хотя бы в самой малой степени постичь замыслы великого мастера.

Вот уже два тысячелетия православные христиане причащаются каждое воскресенье и в дни великих церковных праздников. Они делают это под молитву, составленную Иоанном Златоустом с упоминанием события под названием Тайная вечеря. С чем оно было связано – разберемся в этой статье.

Тайная вечеря – что это за событие?

На этой встрече Иисус в последний раз собрал всех своих , чтобы вместе отпраздновать ветхозаветную иудейскую Пасху. Она символизировала избавление иудейского народа от Египетского ига. Кроме того, и другая задача лежала на таком событии, как Тайная вечеря -- Иисус и Иуда поняли все друг о друге. Первый предсказал предательство второго, а Иуда стал единственным, кто понял происхождение учителя и которому сын Божий открыл все таинства Царства небесного.

Почему вечеря называется тайной?

Потому что Иисус Христос в свой последний вечер установил таинство Святого Причащения. Тайная вечеря – это событие, которое поминается христианами в . Тогда было принято печь в этот день пресный хлеб и колоть агнца. Мяса последнего на столах апостолов и сына Божьего не было, потому как он сам шел на заклание, восходя на Крест за грехи всех последователей Адама. Беря в руки кусок хлеба и бокал вина, он говорил: «Сие творите в Мое воспоминание». Чаша с вином олицетворяет кровь Христа, проливаемую за людей, а хлеб – его плоть. То есть Господь совершил пасхальный седер.


Где происходила тайная вечеря?

Для поисков подходящего места Христос отправил в Иерусалим двух учеников. Он предсказал им, что по дороге они встретят путника с кувшином воды, который и окажется хозяином нужного дома. Тем, кто интересуется, где была Тайная вечеря, стоит ответить, что после того, как апостолы объявили хозяину волю учителя, он предоставил им горницу, где они смогли приготовить все для Пасхи.

Тайная вечеря – притча

Существует притча о создании полотна с одноименным названием, автором которого является Леонардо да Винчи. Всех героев своей картины он писал с натуры, подбирая подходящих моделей. Образ Христа он писал с юного певчего хора, а вот на роль Иуды долго никого не мог найти. И вот после продолжительных поисков в сточной канаве был найден молодой, но преждевременно состарившийся человек с печатью всех пороков на лице.

Когда он увидел себя на картине, то сказал, что три года назад он уже выступал в качестве модели, но тогда художник писал с него Христа. Смысл притчи Тайная вечеря в том, чтобы жить по велению Божьему, помня о подвиге Иисуса и уповая на спасение в царствии Божием. Вера может сделать нас святыми, даровать жизнь вечную, а неверие превратить в жалкое подобие человека, не имеющего возможности сопротивляться греху, силе Дьявола.

Тайная вечеря в Библии

На встрече с апостолами Иисус установил таинство Евхаристии. Оно состоит в освящении хлеба и вина, которые в последующем употребляются в пищу. Тем, кто спрашивает, что означает Тайная вечеря, стоит сказать, что на последней трапезе сын Божий преподал своим ученикам Пречистые Тело и Кровь свою, подарив самого себя в знак последующего воскресения и вечной жизни. Христос уже знает о предательстве и говорит об этом прямо. При этом по одной из версий он указывает на Иуду, протягивая ему кусочек хлеба, обмакнув в сосуде с вином.

По другой версии на Тайной вечере он одновременно с Иудой тянет руку к кубку, что является прямым доказательством его измены. Он опечален предстоящей разлукой с учениками и преподает им урок вечного смирения и любви, по очереди омывая всем ноги и вытирая собственным поясом. Первым омываемым был апостол Петр, и Тайная вечеря стала для него откровением. Он говорит: «Тебе ли омывать ноги мои?», но Иисус отвечает: «Если не умою тебя, не имеешь части со Мною». Господь не погнушался обязанностями раба во имя любви и единства.


Тайная вечеря – молитва

Не только в Великий четверг, но и в течение всего года перед причащением на литургии священник читает особую молитву, постоянно вспоминая то, что произошло на таком событии, как тайная вечеря, православная церковь даже восстановила чин омовения ног, осуществляемый архиереем после литургии. И хотя Великий четверг приходится на страстную неделю, его считают праздничным днем, начиная праздновать его вечером в среду. При этом читается канон «Сеченое сечется», исполняя ирмос 9 песни, а на литургии поется молитва «Вечери Твоея Тайныя».

В ней молящийся просит Господа принять его и сделать участником такого события, как Тайная вечеря. Он обещает не выдавать тайны врагам, не давать такого поцелуя, как дал Иуда, и просит помянуть его в Царствии Божьем. Вот так погиб за веру и людей Иисус Христос, Тайная вечеря знаменует это событие, а вместе с причастием апостолов это делает весь христианский народ, соединяя свои души с Богом и приобщаясь к его Божественной любви.


Истинно, нет на свете тайного, что когда-нибудь не стало бы явным, ибо рукописи не горят. И мы продолжаем развенчивать один из самых бессовестных исторических мифов, относительно опороченного христианской Церковью имени Марии Магдалины . От недавнего для нас стало иметь принципиально важное значение освещение этой темы, потому как сам Ригдена Джаппо с огромным уважением отзывается о ней и её "великом подвиге", в которому мы обязательно прийдем позднее, чему свидетельствуют изложенные в книге "Сэнсэй 4. Исконный Шамбалы " материалы, описывающие совершенно неизвестную историю этой загадочной и прекрасной женщины. Совсем скоро в разделе "Исконные Знания " мы выложим подробное содержание этого бесценного, на наш взгляд, литературного произведения.

А пока, вслед за статьей "Одна из тайн Марии Магдалины, любимого ученика Иисуса Христа ", мы продолжаем поиск неудобной для официальной Церкви правды, пытаясь разобраться, что и почему от нас - обыкновенных людей - скрывали на протяжении тысячелетий, уж что поделаешь, приходится говорить прямо, так называемые "священнослужители". Получив ключи-Знания, перед любым человеком "открываются двери и глаза", он начинает видеть окружающую реальность под кардинально иным углом зрения, и в первую очередь, ему становится непонятно, почему эти люди называют себя "священнослужители" и скрывают столько тайн? Узнай человек правду, и многое в этом мире могло бы измениться, причем убеждены, в лучшую для людей сторону.

Сегодня мы обратимся к монументальной росписи Леонардо да Винчи "Тайная вечеря ", изображающей сцену последнего ужина Иисуса Христа с учениками. Она написана в 1495-1498 годы в доминиканском монастыре Санта-Мария-делле-Грацие в Милане. Причина нашего обращения в ней? Подобно многим непредвзятым библейским исследователям, нам стало очень интересно, почему ясно видно, рядом с Иисусом находится женщина , тогда как Церковь тысячелетиями настоятельно убеждает поверить в версию - о некоем апостоле Иоанне, из под пера которого вышло четвертое, одно из канонических Евангелий "от Иоанна Богослова", - "возлюбленного ученика" Спасителя.

Итак, рассмотрим сперва оригинал:

Месторасположение


Церковь Санта-Мария-делле-Грацие в Милане, Италия.

"Тайная вечеря" (официальные сведения, по версии Википедии)

Общие сведения

Размеры изображения - примерно 460×880 см, оно находится в трапезной монастыря, на задней стене. Тема является традиционной для такого рода помещений. Противоположная стена трапезной покрыта фреской другого мастера; к ней приложил свою руку и Леонардо.

Техника

Он писал «Тайную вечерю» на сухой стене, а не на влажной штукатурке, поэтому роспись не является фреской в истинном значении слова. Фреску нельзя изменять во время работы, и Леонардо решил покрыть каменную стену слоем смолы, габса и мастики, а затем писать по этому слою темперой. Из-за избранного метода роспись начала разрушаться уже через несколько лет после окончания работы.

Изображенные фигуры

Апостолы изображены группами по три человека, расположенными вокруг сидящей в центре фигуры Христа. Группы апостолов, слева направо:

Варфоломей, Иаков Алфеев и Андрей ;
Иуда Искариот (в одежде зелёного и голубого цвета) , Петр и Иоанн (?) ;
Фома, Иаков Зеведеев и Филипп ;
Матфей, Иуда Фаддей и Симон .

В XIX веке были найдены записные книжки Леонардо да Винчи с именами апостолов; до этого с уверенностью идентифицировали только Иуду, Петра, Иоанна и Христа.

Анализ картины

Считается, что на работе изображен момент, когда Иисус произносит слова о том, что один из апостолов предаст его ("и когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня"), и реакция каждого из них. Как и на других изображениях тайной вечери того времени, Леонардо располагает сидящих за столом на одной его стороне, чтобы зритель видел их лица. Большинство предыдущих произведений на эту тему исключали Иуду, помещая его одного за часть стола, противоположную той, за которой сидели остальные одиннадцать апостолов и Иисус, или изображая с нимбом всех апостолов, кроме Иуды. Иуда сжимает в руке небольшой мешочек, возможно, обозначающий серебро, полученное им за предательство Иисуса, или являющийся намеком на его роль среди двенадцати апостолов в качестве казначея. Он единственный поставил локоть на стол. Нож в руке Петра, указывающий в сторону от Христа, возможно, отсылает зрителя к сцене в Гефсиманском саду во время задержания Христа. Жест Иисуса может интерпретироваться двояко. Согласно Библии, Иисус предсказывает, что его предатель протянет руку к еде одновременно с ним. Иуда тянется к блюду, не замечая, что Иисус тоже протягивает к нему правую руку. В то же время Иисус указывает на хлеб и вино, что символизирует безгрешное тело и пролитую кровь соответственно.
Фигура Иисуса расположена и освещена так, что внимание зрителя обращено, прежде всего, на него. Голова Иисуса находится в исчезающей точке для всех линий перспективы.
Роспись содержит неоднократные отсылки к числу три:

Апостолы сидят группами по три человека;
позади Иисуса - три окна;
контуры фигуры Христа напоминают треугольник.

Свет, освещающий всю сцену, исходит не из нарисованных сзади окон, а идёт слева, как и настоящий свет из окна на левой стене. Во многих местах картины проходит золотое сечение; например, там, где Иисус и находящийся справа от него Иоанн положили руки, полотно разделяется в этом соотношении.

"Тайная вечеря. Рядом с Христом сидит Мария Магдалина!" ( Линн Пикнетт, Клайв Принс. "Леонардо да Винчи и Братство Сиона")

(книга, заслуживающая внимания, благодаря своему тревому аналитическому взгляду)

Есть в мире одно из самых знаменитых - бессмертных - произведений искусства. Фреска Леонардо да Винчи «Тайная Вечеря» является единственной уцелевшей росписью в трапезной монастыря Санта-Мария дель Грация. Она выполнена на стене, которая осталась стоять после того, как все здание превратилось в груду мусора в результате бомбардировки союзников во время Второй мировой войны. Хотя свои варианты этой библейской сцены представили миру и другие замечательные художники - Никола Пуссен и даже такой вызывающий идиосинкразию автор, как Сальвадор Дали, - именно творение Леонардо по каким-то причинам поражает воображение больше, чем любое другое полотно. Варианты на эту тему можно увидеть повсюду, и они охватывают весь спектр отношений к теме: от преклонения до осмеяния.

Иногда изображение выглядит настолько знакомым, что его практически не рассматривают в деталях, хотя оно открыто взору любого зрителя и требует более тщательного рассмотрения: его истинный глубокий смысл остается закрытой книгой, а зритель скользит взглядом лишь по ее обложке.

Именно это произведение Леонардо да Винчи (1452-1519) - страдающего гения Италии эпохи Возрождения - указало нам дорогу, которая привела к открытиям, столь захватывающим по своим последствиям, что поначалу они казались невероятными. Невозможно понять, почему целые поколения ученых не заметили того, что оказалось доступно нашему изумленному взгляду, почему такая взрывоопасная информация терпеливо ждала все это время писателей, подобных нам, оставалась вне основного русла исторических или религиозных исследований и не была обнаружена.

Чтобы быть последовательными, мы должны вернуться к «Тайной Вечере» и посмотреть на нее свежим, непредвзятым взглядом. Сейчас не время рассматривать ее в свете знакомых представлений об истории и искусстве. Сейчас наступил момент, когда более подходящим будет взгляд человека, которому совсем незнакома эта столь известная сцена - пусть пелена предвзятости падет с наших глаз, позволим себе посмотреть на картину по-новому.

Центральной фигурой, разумеется, является Иисус, которого Леонардо в своих записях, относящихся к этой работе, называет Спасителем. Он задумчиво взирает вниз и чуть влево от себя, руки простерты по столу перед ним, как бы предлагая зрителю дары Тайной Вечери. Поскольку именно тогда, согласно Новому Завету, Иисус ввел таинство Причастия, предложив ученикам хлеб и вино в качестве своей «плоти» и «крови», зритель вправе ожидать, что на столе перед ним должна быть чаша или кубок с вином, чтобы жест выглядел оправданным. В конечном итоге для христиан эта вечеря непосредственно предшествует страстям Христовым в Гефсиманском саду, где он горячо молится «да минует меня чаша сия...» - еще одна ассоциация с образом вино - кровь, - а также святая кровь пролилась перед Распятием во искупление грехов всего человечества. Тем не менее вина перед Иисусом нет (и даже символического его количества на всем столе). Могут ли эти простертые руки означать то, что на лексиконе художников называется пустым жестом?

Учитывая отсутствие вина, возможно, не случайно и то, что из всех хлебов на столе очень немногие «преломлены». Поскольку Иисус сам ассоциировал со своей плотью хлеб, который следует преломить при высшем таинстве, не послан ли нам едва различимый намек на истинный характер страданий Иисуса?

Однако все это лишь верхушка айсберга ереси, отраженной в этой картине. По Евангелию, апостол Иоанн Богослов был физически столь близок к Иисусу во время этой Вечери, что приник «к его груди». Однако у Леонардо этот молодой человек занимает совсем не такое положение, как требуют того «сценические указания» Евангелия, но, напротив, преувеличенно отклонился от Спасителя, склонив голову в правую сторону. Непредвзятого зрителя можно простить, если он заметит только эти любопытные особенности в отношении единственного образа - образа апостола Иоанна. Но, хотя художник в силу собственных пристрастий, конечно, был склонен к идеалу мужской красоты несколько женственного типа, иных толкований быть не может: в данный момент мы смотрим на женщину. Все в нем поразительно женственное. Каким бы старым и поблекшим ни было изображение из-за возраста фрески, нельзя не обратить внимания на крошечные, изящные руки, тонкие черты лица, явно женскую грудь и золотое ожерелье. Это женщина, именно женщина, что отмечено одеянием, особо ее выделяющим . Одежды на ней представляют собой зеркальное отражение одежды Спасителя: если на нем синий хитон и красный плащ, то на ней красный хитон и синий плащ. Ни у кого из сидящих за столом нет одеяний, представляющих собой зеркальное отражение одежд Иисуса. И за столом нет других женщин.

Центральной в композиции является огромная, уширенная буква «М», которую образуют фигуры Иисуса и этой женщины, взятые вместе. Они будто буквально соединены в бедрах, но страдают из-за того, что расходятся или даже растут из одной точки в разные стороны. Насколько нам известно, ни один из академиков никогда не ссылался на этот образ иначе, чем «святой Иоанн», не замечена ими и композиционная форма в виде буквы «М». Леонардо, как мы установили в своих исследованиях, был великолепным психологом, который посмеялся, представив своим патронам, заказавшим ему традиционное библейское изображение, в высшей степени неортодоксальные образы, зная, что люди будут спокойно и невозмутимо смотреть на самую чудовищную ересь, поскольку обычно видят только то, что хотят видеть. Если вас призвали написать христианскую сцену и вы представили публике нечто, на первый взгляд, подобное и отвечающее ее пожеланиям, люди никогда не станут искать двусмысленный символизм.

Вместе с тем Леонардо должен был надеяться, что, возможно, есть другие, разделяющие его необычное толкование Нового Завета, кто распознает в картине тайную символику. Или же кто-то когда-то, некий объективный наблюдатель однажды поймет образ таинственной женщины, связанной с буквой «М», и задаст вопросы, с очевидностью из этого вытекающие. Кто была эта «М» и почему она столь важна? Почему Леонардо рискнул своей репутацией - даже жизнью в те дни, когда еретики повсюду горели на кострах, - чтобы включить ее в основополагающую для христианина сцену? Кто бы она ни была, ее судьба не может не вызывать тревоги, поскольку протянутая рука режет ее изящно выгнутую шею. Угроза, заключенная в этом жесте, сомнений вызвать не может.

Поднятый прямо перед ликом Спасителя указательный палец другой руки с очевидной страстностью угрожает и ему самому. Но и Иисус и «М» выглядят людьми, не замечающими угрозу, каждый из них полностью погружен в мир своих дум, каждый в собственной манере безмятежен и спокоен. Но все вместе выглядит так, будто тайные символы использованы не только для того, чтобы предупредить Иисуса и сидящую рядом женщину (?), но и сообщить (а может быть, напомнить) наблюдателю о некой информации, которую обнародовать другим способом было бы опасно. Не использовал ли Леонардо свое творение для обнародования каких-то особых верований, провозгласить которые обычным способом было бы просто безумием? И не могли бы эти верования быть посланием, адресованным гораздо более широкому кругу, а не только ближнему его окружению? Может быть, они были предназначены и для нас, для людей нашего времени?

Юный апостол Иоанн или Мария Магдалина?

Вернемся к рассмотрению этого поразительного творения. На фреске справа, с точки зрения наблюдателя, высокий бородатый мужчина согнулся почти вдвое, что-то рассказывая ученику, сидящему у края стола. При этом он практически полностью повернулся спиной к Спасителю. Моделью для изображения этого ученика - Святого Фаддея или Святого Иуды - служил сам Леонардо. Отметим, что изображение художников эпохи Возрождения, как правило, либо случайны либо делались тогда, когда художник был красивой моделью. В данном случае мы имеем дело с примером использования образа приверженцем double entendre (двойного смысла). (Он был озабочен поиском нужной модели для каждого из апостолов, о чем можно судить по его бунтарскому предложению, сделанному самому разгневавшемуся приору монастыря святой Марии, послужить моделью для Иуды.) Так почему Леонардо изобразил себя столь явно отвернувшимся от Иисуса?

Более того. Необычная рука целит кинжалом в живот ученика, сидящего всего через одного человека от «М». Эта рука не может принадлежать никому из тех, кто сидит за столом, поскольку для удержания кинжала в таком положении подобный изгиб физически невозможен для людей, находящихся рядом с изображением руки. Однако действительно поразительным является не сам факт существования не принадлежащей телу руки, но отсутствие в трудах о Леонардо, которые мы прочитали, упоминания об этом: хотя в паре работ эта рука упоминается, ничего необычного авторы в ней не находят. Как и в случае апостола Иоанна, который выглядит как женщина, ничто не может быть более очевидным - и более странным, - стоит лишь обратить на это обстоятельство внимание. Но эта неправильность чаще всего ускользает от внимания наблюдателя просто потому, что факт этот - экстраординарный и возмутительный.

Мы часто слышим, что Леонардо был ревностным христианином, религиозные картины которого отражают глубину его веры. Как мы видим, по меньшей мере в одной из картин присутствуют образы, очень сомнительные, с точки зрения ортодоксального христианина. Нашими дальнейшими исследованиями, как мы покажем, установлено: ничто не может быть столь далеким от правды, как представление, что Леонардо был истинно верующим - подразумевается, верующим по канонам общепринятой или хотя бы приемлемой формы христианства. Уже по любопытным аномальным особенностям одного из его творений мы видим, что он пытался рассказать нам о другом пласте смыслов в знакомой библейской сцене, о другом мире веры, скрытом в общепринятых образах настенной росписи в Милане.

Что бы ни значили эти еретические неправильности - а значение этого факта преувеличить невозможно, - они были абсолютно несовместимыми с ортодоксальными догматами христианства. Само по себе это вряд ли будет новостью для многих современных материалистов/рационалистов, поскольку для них Леонардо был первым настоящим ученым, человеком, у которого не было времени на какие-либо суеверия, человеком, являвшим собой антитезу всякой мистике и оккультизму. Но и они не смогли понять того, что предстало перед их глазами. Изобразить Тайную Вечерю без вина равносильно изображению сцены коронации без короны: получается либо бессмыслица, либо картина наполнена другим содержанием, причем до такой степени, что представляет автора абсолютным еретиком - человеком, который имеет веру, но веру, противоречащую догматам христианства. Может быть, не просто иную, но находящуюся в состоянии борьбы с догматами христианства. И в других работах Леонардо мы обнаружили его собственные особые еретические пристрастия, выраженные в тщательно проработанных соответствующих сценах, которые он вряд ли написал бы именно так, будучи просто атеистом, зарабатывающим себе на жизнь. Этих отклонений и символов слишком много, чтобы их можно было истолковать как насмешку скептика, вынужденного работать по заказу, нельзя их назвать и просто выходками, подобными, например, изображению святого Петра с красным носом. То, что мы видим в Тайной Вечере и других работах, есть тайный код Леонардо да Винчи, который, как мы полагаем, имеет поразительную связь с современным нам миром.

Можно спорить, во что верил или не верил Леонардо, но его действия были не просто причудой человека, несомненно неординарного, вся жизнь которого была полна парадоксов. Он был замкнутым, но вместе с тем душой и жизнью общества; он презирал гадалок, но в его бумагах обозначены большие суммы, заплаченные астрологам; он считался вегетарианцем и нежно любил животных, но его нежность редко простиралась на человечество; он рьяно препарировал трупы и наблюдал за казнями взглядом анатома, был глубоким мыслителем и мастером загадок, трюков и мистификаций.

При столь противоречивом внутреннем мире вполне вероятно, что религиозные и философские воззрения Леонардо были необычными, даже странными. Только по этой причине возникает искушение не обращать внимания на его еретические верования как на нечто, не имеющее значения для нашей современности. Общепризнано, что Леонардо был чрезвычайно одаренным человеком, но современная тенденция оценивать все в терминах «эпохи» ведет к значительной недооценке его достижений. В конце концов, в те времена, когда он пребывал в расцвете творческих сил, даже книгопечатание было новинкой. Что один изобретатель-одиночка, живший в столь примитивные времена, может предложить миру, который купается в океане информации через глобальную сеть, миру, в считаные секунды через телефон и факс обменивающемуся информацией с континентами, в его времена еще не открытыми?

Есть два ответа на этот вопрос. Первый: Леонардо не был, воспользуемся парадоксом, заурядным гением. Большинство образованных людей знает, что он сконструировал летательный аппарат и примитивный танк, но вместе с тем некоторые его изобретения были столь несвойственны времени, в котором он жил, что люди с эксцентричным складом ума могут вообразить, будто ему было дано провидеть будущее. Его конструкция велосипеда, например, стала известна только в конце шестидесятых годов двадцатого века. В отличие от мучительной эволюции методом проб и ошибок, которую претерпел викторианский велосипед, пожиратель дорог Леонардо да Винчи имеет уже в первой редакции два колеса и цепную передачу. Но еще более поражает не конструкция механизма, но вопрос о причинах, которые побудили изобретать велосипед. Человек всегда хотел летать как птица, но мечта о балансировании на двух колесах и нажимании на педали, принимая к тому же во внимание плачевное состоянии дорог, уже отдает мистикой. (Вспомним, кстати, что в отличие от мечты о полетах она не фигурирует ни в одном классическом сюжете.) Среди многих других высказываний о будущем Леонардо предсказал также и появление телефона.

Будь Леонардо даже еще большим гением, чем говорят о том исторические книги, все равно остается без ответа вопрос: какими возможными знаниями он мог обладать, если им предложенное обрело смысл или получило широкое распространение только через пять веков после его времени. Можно, конечно, выдвинуть аргумент, что учение проповедника первого века, казалось бы, должно иметь еще меньшее отношение к нашему времени, но остается непреложным факт: некоторые идеи универсальны и вечны, истина, найденная или сформулированная, по прошествии веков не перестает быть истиной...

(продолжение следует)

"Код да Винчи" (скандальный роман Дэна Брауна)

Особенно острые споры разразились в мире после экранизации скандального романа Дэна Брауна "Код Да Винчи ", где, кроме всего прочего, он утверждает, что Мария Магдалина была не только возлюбленным учеником Иисуса, но и супругой, то есть женой . Книга переведена на 44 языка и издана общим тиражом более чем 81 миллионов экземпляров. «Код да Винчи» возглавляет список бестселлеров журнала «Нью-Йорк Таймс», многие считают роман лучшей книгой десятилетия. Роман, написанный в жанре интеллектуального детективного триллера, смог пробудить широкий интерес к легенде о Святом Граале и месту Марии Магдалины в истории христианства.

Однако христианский мир очень остро отреагировал на выход книги и фильма, версию Дэна Брауна разгромили тысячей критических откликов и замечаний. Наиболее ркасноречиво выразился один из ревностных служителей религии, призвавший даже бойкотирвать фильм: «пронзительно антихристианской, полной клеветы, преступлений и исторических и теологических ошибок относительно Иисуса, Евангелия и враждебную церкви». Впрочем, отбрасывая религиозную зашоренность, одно можно утверждать наверняка, ни один из критиков тогда не жил, и реальной истории знать не может. Её может знать тот, чье имя начертано в заглавии нашего сайта, и мы еще вернемся к его словам.

ЭСКИЗ "ТАЙНОЙ ВЕЧЕРИ"

Ну теперь посмотрим на заготовку Леонардо Да Винчи, сохранившийся эскиз к "Тайной вечере". Вторая фигура слева, в верхнем ряду, отчетливо просматриваются женственные очертания, более плавные и светлые формы. Кто это, как не женщина?

РЕЗЮМЕ

Каждый видит то, что хочет увидеть, таков один из таинственных законов человеческого сознания. И если сознание человека верит в то, что белое - это черное, оно будет с уверенностью доказывать свою правоту. Мы не присутствовали при написании знаменитой монументальной росписи гениального художника, как и не присутствовали при эпохальных событиях жизни Иисуса Христа, и посему справедливей будет закончить данную статью утверждением о том, что мы не можем знать достоверно, Иоанн это или Мария, однако субъективно, на картине Леонардо Да Винчи - женщина, а стало быть никто иной как возлюбленный ученик Иисуса - Мария Магдалина. В такой же степени субъекивности находится и мнение Церкви о том, что на картине апостол Иоанн Богослов. 50 / 50 - не более того!!!

Подготовил Дато Гомартели (Украина-Грузия)

PS: еще одна репродукция, фото мозаики “Тайная вечеря” из Исаакиевского собора Санкт-Петербурга, и снова мы видим женщину:




Планирование беременности