3 жанра литературы. Какие жанры есть в литературе

Роды литературы – это общность словесно-художественных произведений по типу отношения автора к художественному целому.

В литературе определяют три рода: драма, эпос, лирика.

Эпос – (в переводе с древне-греческого – слово, повествование) - объективное изображение действительности, рассказ о событиях, судьбе героев, их поступках и приключениях, изображение внешней стороны происходящего. Текст имеет в основном описательно-повествовательную структуру. Автор прямо выражает свое отношение к изображаемым событиям.

Драма - (от древне-греческого - действие) - изображение событий и отношений между героями на сцене в действиях, столкновениях, конфликтах; особенностями являются: выражение авторской позиции через ремарки (пояснения), характеры создаются за счёт реплик героев, монологической и диалогической речи.

Лирика (от древне-греческого «исполняемый под звуки лиры, чувствительный») переживание событий; изображение чувств, внутреннего мира, эмоционального состояния; чувство становится главным событием; внешняя жизнь подаётся субъективно, через восприятие лирического героя. Лирика имеет особую языковую организацию (ритм, рифма, размер).

Каждый род литературы в свою очередь включает ряд жанров.

Жанр - свойственный определённому роду. Это исторически сложившаяся группа произведений, объединенных общими признаками содержания и формы. Литературные жанры подразделяются на эпические, драматические и лирические.

Эпические жанры:

  • роман-эпопея – всестороннее изображение народной жизни в переломную историческую эпоху;
  • роман – изображение жизни во всей её полноте и многообразии;
  • повесть – изображение событий в их естественной последовательности;
  • очерк – документальное изображение событий жизни одного человека;
  • новелла – остросюжетный рассказ с неожиданным финалом;
  • рассказ – небольшое произведение с ограниченным количеством действующих лиц;
  • притча – нравственное поучение в аллегорической форме.

Драматические жанры:

  • трагедия – буквальный перевод – козлиная песнь, неразрешимый конфликт, вызывающий страдание и гибель героев в финале;
  • драма – соединяет трагическое и комическое. В основе лежит острый, но разрешимый конфликт.

Лирические жанры:

  • ода - (жанр классицизма) стихотворение, хвалебная песнь, воспевающая достижения, достоинства выдающегося человека, героя;
  • элегия – грустное, печальное стихотворение, содержащее философские размышления о смысле жизни;
  • сонет - лирическое стихотворение строгой формы (14 строк);
  • песня – стихотворение, состоящее из нескольких куплетов и припева;
  • послание – стихотворное письмо, обращенное к одному лицу;
  • эпиграмма, эпиталама, мадригал, эпитафия и проч., - малые формы меткие короткие стихи, посвященные определённым целям сочинителя.

Лиро-эпические жанры: произведения, сочетающие в себе элементы лирики и эпоса:

  • баллада – сюжетное стихотворение на легендарную, историческую тему;
  • поэма – объёмное стихотворение с развёрнутым сюжетом, с большим количеством действующих лиц, имеющее лирические отступления;
  • роман в стихах – роман в стихотворной форме.

Жанры, будучи категориями историческими, появляются, развиваются и со временем «уходят» из «активного запаса» художников в зависимости от исторической эпохи: античные лирики не знали сонета; в наше время архаическим жанром стала родившаяся еще в древности и популярная в XVII-XVIII веках ода; романтизм XIX века вызвал к жизни детективную литературу и т.д.

Одним из основоположников русского литературоведения был В.Г.Белинский. И хотя еще в античности были сделаны серьезные шаги в разработке понятия литературного рода (Аристотель), именно Белинскому принадлежит научно обоснованная теория трех литературных родов, с которой вы можете подробно познакомиться, прочитав статью Белинского "Разделение поэзии на роды и виды".

Различают три рода художественной литературы: эпический (от греч. Epos, повествование), лирический (лирой назывался музыкальный инструмент, в сопровождении которого исполнялись нараспев стихи) и драматический (от греч. Drama, действие).

Представляя читателю тот или иной предмет (имеется в виду предмет разговора), автор выбирает к нему разные подходы:

Первый подход: можно подробно рассказать о предмете, о событиях, с ним связанных, об обстоятельствах существования этого предмета и и.т.; при этом позиция автора будет в той или иной степени отстраненной, автор выступит в роли своеобразного хрониста, рассказчика или выберет рассказчиком кого-нибудь из персонажей; главным в таком произведении станет именно рассказ, повествование о предмете, ведущим типом речи будет именно повествование; такой род литературы и именуется эпическим;

Второй подход: можно поведать не столько о событиях, сколько о том впечатлении , которое они произвели на автора, о тех чувствах , которые они вызвали; изображение внутреннего мира, переживаний, впечатлений и будет относиться к лирическому роду литературы; именно переживание становится главным событием лирики;

Третий подход: можно изобразить предмет в действии, показать его на сцене; представить читателю и зрителю его в окружении других явлений; такой род литературы является драматическим; в драме непосредственно голос автора будет реже всего звучать - в ремарках, то есть авторских пояснениях к действию и репликам героев.

Рассмотрите следующую таблицу и постарайтесь запомнить ее содержание:

Роды художественной литературы

ЭПОС ДРАМА ЛИРИКА
(греч. - повествование)

рассказ о событиях, судьбе героев, их поступках и приключениях, изображение внешней стороны происходящего (даже чувства показаны со стороны их внешнего проявления). Автор может прямо выразить свое отношение к происходящему.

(греч. - действие)

изображение событий и отношений между героями на сцене (особый способ записи текста). Прямое выражение авторской точки зрения в тексте содержится в ремарках.

(от названия муз. инструмента)

переживание событий; изображение чувств, внутреннего мира, эмоционального состояния; чувство становится главным событием .

Каждый род литературы в свою очередь включает ряд жанров.

ЖАНР - это исторически сложившаяся группа произведений, объединенных общими признаками содержания и формы. К таким группам относятся романы, повести, поэмы, элегии, рассказы, фельетоны, комедии и т.д. В литературоведении нередко вводится понятие литературного вида, это более широкое понятие, чем жанр. В этом случае роман будет считаться видом художественной литературы, а жанрами - различные разновидности романа, например, приключенческий, детективный, психологический, роман-притча, роман-антиутопия и т.д.

Примеры родо-видовых отношений в литературе:

  • Род: драматический; вид: комедия; жанр: комедия положений.
  • Род: эпический; вид: повесть; жанр: фантастическая повесть и т.д.

Жанры, будучи категориями историческими, появляются, развиваются и со временем "уходят" из "активного запаса" художников в зависимости от исторической эпохи: античные лирики не знали сонета; в наше время архаическим жанром стала родившаяся еще в древности и популярная в XVII-XVIII веках ода; романтизм XIX века вызвал к жизни детективную литературу и т.д.

Рассмотрите следующую таблицу, в которой представлены виды и жанры, относящиеся к различным родам искусства слова:

Роды, виды и жанры художественной словесности

ЭПОС ДРАМА ЛИРИКА
Народный Авторский Народная Авторская Народная Авторская
Миф
Поэма (эпос):

Героическая
Строговоинская
Сказочно-
легендарная
Историческая...
Сказка
Былина
Дума
Легенда
Предание
Баллада
Притча
Малые жанры:

пословицы
поговорки
загадки
потешки...
ЭпопеяРоман:
Историческ.
Фантастич.
Авантюрный
Психологич.
Р.-притча
Утопический
Социальный...
Малые жанры:
Повесть
Рассказ
Новелла
Басня
Притча
Баллада
Лит. сказка...
Игра
Обряд
Народная драма
Раек
Вертеп
...
Трагедия
Комедия:

положений,
характеров,
масок...
Драма:
философская
социальная
историческая
соц.-филос.
Водевиль
Фарс
Трагифарс
...
Песня Ода
Гимн
Элегия
Сонет
Послание
Мадригал
Романс
Рондо
Эпиграмма
...

Современное литературоведение выделяет также четвертый , смежный род литературы, совмещающий в себе черты эпического и лирического родов: лиро-эпический , к которому относится поэма . И действительно, рассказывая читателю какую-то историю, поэма проявляет себя как эпос; раскрывая перед читателем глубину чувств, внутренний мир лица, рассказывающего эту историю, поэма проявляет себя как лирика.

ЛИРИЧЕСКИМ называют род литературы, в котором внимание автора уделяется изображению внутреннего мира, чувств, переживаний. Событие в лирике важно лишь постольку, поскольку оно вызывает эмоциональный отклик в душе художника. Именно переживание становится в лирике главным событием. Лирика как род литературы возникла в глубокой древности. Слово "лирика" греческого происхождения, но не имеет прямого перевода. В Древней Греции стихотворные произведения, изображающие внутренний мир чувств и переживаний, исполняли под аккомпанемент лиры, так и появилось слово "лирика".

Важнейшим персонажем лирики является лирический герой : именно его внутренний мир и показан в лирическом произведении, от его имени художник-лирик говорит с читателем, а мир внешний изображается в разрезе тех впечатлений, которые он производит на лирического героя. Обратите внимание! Не перепутайте лирического героя с эпическим. Пушкин очень подробно воспроизвел внутренний мир Евгения Онегина, но это эпический герой, участник главных событий романа. Лирическим героем романа Пушкина является Повествователь, тот, кто знаком с Онегиным и рассказывает его историю, глубоко переживая ее. Онегин лишь однажды становится лирическим героем в романе - когда пишет письмо Татьяне, так же как и она становится лирической героиней, когда пишет письмо Онегину.

Создавая образ лирического героя, поэт может сделать его личностно очень близким себе (стихи Лермонтова, Фета, Некрасова, Маяковского, Цветаевой, Ахматовой и др.). Но иногда поэт словно бы "прячется" за маской лирического героя, совершенно далекого от личности самого поэта; так, например, А.Блок делает лирической героиней Офелию (2 стихотворения под названием "Песня Офелии") или уличного актера Арлекина ("Я был весь в пестрых лоскутьях…"), М.Цветаева - Гамлета ("На дне она, где ил…"), В.Брюсов - Клеопатру ("Клеопатра"), С.Есенин - крестьянского паренька из народной песни или сказки ("Матушка в купальницу по лесу ходила…"). Так что грамотнее, рассуждая о лирическом произведении, говорить о выражении в нем чувств не автора, а лирического героя.

Как другие роды литературы, лирика включает в себя ряд жанров. Некоторые из них возникли в далекой древности, другие - в эпоху средневековья, некоторые - совсем недавно, полтора-два века назад, а то и в прошлом веке.

Прочтите о некоторых ЛИРИЧЕСКИХ ЖАНРАХ :
Ода (греч. "Песнь") - монументальное торжественное стихотворение, славящее великое событие или великого человека; различают духовные оды (переложения псалмов), нравоучительные, философские, сатирические, оды-послания и др. Ода трехчастна: обязательно имеет тему, заявленную в начале произведения; развитие темы и аргументы, как правило, аллегорические (вторая часть); финальную, дидактическую (поучительную) часть. Образцы древних античных од связаны с именами Горация и Пиндара; в Россию ода пришла в XVIII веке, классическими стали оды М.Ломоносова ("На день восшествия на российский престол императрицы Елисаветы Петровны"), В.Тредиаковского, А.Сумарокова, Г.Державина ("Фелица", "Бог"), А.Радищева ("Вольность"). Отдал дань оде А.Пушкин ("Вольность"). К середине XIX века ода потеряла актуальность и постепенно перешла в разряд архаических жанров.

Гимн - стихотворение хвалебного содержания; также пришел из античной поэзии, но если в древности гимны сочинялись в честь богов и героев, то в более позднее время гимны писались в честь торжественных событий, праздненств, нередко не только государственного, но и личного характера (А.Пушкин. "Пирующие студенты").

Элегия (фригийск. "тростниковая флейта") - жанр лирики, посвященный раздумьям. Возник в античной поэзии; первоначально так называли плач над умершим. Элегия основывалась на жизненном идеале древних греков, в основе которого лежала гармония мира, соразмерность и уравновешенность бытия, неполные без грусти и созерцательности, эти категории и перешли в современную элегию. Элегия может воплощать как жизнеутверждающие идеи, так и разочарование. Поэзия XIX века еще продолжала развивать элегию в "чистом" виде, в лирике ХХ века элегия встречается, скорее, как жанровая традиция, как особое настроение. В современной поэзии элегия - это бессюжетное стихотворение созерцательного, философского и пейзажного характера.
А.Пушкин. "К морю"
Н.Некрасов. "Элегия"
А.Ахматова. "Мартовская элегия"

Прочтите стихотворение А.Блока "Из Осенней элегии":

Эпиграмма (греч. "надпись") - небольшое стихотворение сатирического содержания. Первоначально в древности эпиграммами называли надписи на бытовых предметах, надгробиях и статуях. Впоследствии содержание эпиграмм изменилось.
Примеры эпиграмм:

Юрий Олеша:


Саша Черный:

Эпистола , или послание - стихотворение, содержание которого можно определить как "письмо в стихах". Жанр также пришел из античной лирики.
А.Пушкин. Пущину ("Мой первый друг, мой друг бесценный…")
В.Маяковский. "Сергею Есенину"; "Лиличка! (Вместо письма)"
С.Есенин. "Письмо матери"
М.Цветаева. Стихи к Блоку

Сонет - это поэтический жанр так называемой жесткой формы: стихотворение, состоящее из 14 строк, особым образом организованных в строфы, обладающее строгими принципами рифмовки и стилистическими законами. По форме различают несколько видов сонета:

  • итальянский: состоит из двух четверостиший (катренов), в которых строки рифмуются по схеме ABAB или ABBA, и двух трехстиший (терцетов) с рифмовкой CDС DСD или CDE CDE;
  • английский: состоит из трех катренов и одного двустишия; общая схема рифмовки - ABAB CDCD EFEF GG;
  • иногда выделяют французский: строфика схожа с итальянским, но в терцетах другая схема рифмовки: CCD EED или CCD EDE; он оказал существенное влияние на развитие следующего вида сонета -
  • русского: создан Антоном Дельвигом: строфика также схожа с итальянским, но схема рифмовки в терцетах - CDD CCD.

Этот лирический жанр родился в Италии в XIII веке. Его создателем был адвокат Якопо да Лентини; через сто лет появились сонетные шедевры Петрарки. В Россию сонет пришел в XVIII веке; немногим позже он получает серьезное развитие в творчестве Антона Дельвига, Ивана Козлова, Александра Пушкина. Особый интерес к сонету проявляли поэты "серебряного века": К.Бальмонт, В. Брюсов, И.Анненский, В. Иванов, И.Бунин, Н.Гумилев, А.Блок, О.Мандельштам...
В искусстве стихосложения сонет считается одним из самых трудных жанров.
В последние 2 столетия поэты редко придерживались какой-то строгой рифмовки, нередко предлагая смешение различных схем.

    Такое содержание диктует особенности сонетного языка :
  • лексика и интонация должны быть возвышенными;
  • рифмы - точными и, по возможности, необычными, редкими;
  • знаменательные слова не должны повторяться в одном и том же значении и т.д.

Особую трудность - и потому вершину поэтической техники - представляет собой венок сонетов : цикл из 15 стихотворений, начальная строка каждого из которых является последней строкой предыдущего, а последняя строка 14-го стихотворения является первой строкой первого. Пятнадцатый сонет состоит из первых строк всех 14-ти сонетов цикла. В русской лирике самыми знаменитыми стали венки сонетов В.Иванова, М.Волошина, К.Бальмонта.

Прочитайте "Сонет" А.Пушкина и посмотрите, как разбирается сонетная форма:

Текст Строфа Рифма Содержание(тема)
1 Суровый Дант не презирал сонета;
2 В нем жар любви Петрарка изливал;
3 Игру его любил творец Макбета 1 ;
4 Им скорбну мысль Камоэнс 2 облекал.
катрен 1 А
B
A
B
История сонетного жанра в прошлом, тематика и задачи сонета классиков
5 И в наши дни пленяет он поэта:
6 Вордсворт 3 его орудием избрал,
7 Когда вдали от суетного света
8 Природы он рисует идеал.
катрен 2 A
B
A
В
Значение сонета в современной Пушкину европейской поэзии, расширение круга тем
9 Под сенью гор Тавриды отдаленной
10 Певец Литвы 4 в размер его стесненный
11 Свои мечты мгновенно заключал.
терцет 1 C
C
B
Развитие темы катрена 2-го
12 У нас еще его не знали девы,
13 Как для него уж Дельвиг забывал
14 Гекзаметра 5 священные напевы.
терцет 2 D
B
D
Значение сонета в современной Пушкину русской лирике

В школьном литературоведении называется такой жанр лирики, как лирическое стихотворение . В классическом литературоведении такого жанра не существует. В школьную программу его ввели для некоторого упрощения сложной системы лирических жанров: если яркие жанровые признаки произведения выделить нельзя и стихотворение не является в строгом смысле ни одой, ни гимном, ни элегией, ни сонетом и т.д., оно будет определяться как лирическое стихотворение. В этом случае следует обращать внимание на индивидуальные особенности стихотворения: специфику формы, тему, образ лирического героя, настроение и т.д. Так, к лирическим стихотворениям (в школьном понимании) следует относить стихотворения Маяковского, Цветаевой, Блока и др. Под это определение подпадает почти вся лирика ХХ века, если авторы специально не оговорили жанр произведений.

Сатира (лат. "смесь, всякая всячина") - как поэтический жанр: произведение, содержанием которого является обличение - общественных явлений, человеческих пороков или отдельных людей - путем осмеяния. Сатира в античности в римской литературе (сатиры Ювенала, Марциала и др.). Новое развитие жанр получил в литературе классицизма. Содержанию сатиры характерны ироническая интонация, аллегоричность, эзопов язык, нередко используется прием "говорящих имен". В русской литературе в жанре сатиры работали А.Кантемир, К.Батюшков (XVIII-XIX вв.), в ХХ веке как автор сатир прославился Саша Черный и др. Многие стихотворения из "Стихов об Америке" В.Маяковского также можно назвать сатирами ("Шесть монахинь", "Блэк энд уайт", "Небоскреб в разрезе" и др.).

Баллада - лиро-эпическое сюжетное стихотворение фантастического, сатирического, исторического, сказочного, легендарного, юмористического и т.д. характера. Баллада возникла в древности (предполагают, в раннем средневековье) как фольклорный ритуальный танцевально-песенный жанр, и этим обусловлены ее жанровые черты: строгий ритм, сюжетность (в древних балладах рассказывалось о героях и богах), наличие повторов (повторялись целые строки или отдельные слова как самостоятельная строфа), называемых рефреном . В XVIII веке баллада стала одним из самых любимых поэтических жанров литературы романтизма. Баллады создавали Ф.Шиллер ("Кубок", "Перчатка"), И.Гете ("Лесной царь"), В.Жуковский ("Людмила", "Светлана"), А.Пушкин ("Анчар", "Жених"), М.Лермонтов ("Бородино", "Три пальмы"); на рубеже XIX-ХХ веков баллада вновь возрождается и становится весьма популярной, особенно в революционную эпоху, в период революционной романтики. Среди поэтов ХХ века баллады писали А.Блок ("Влюбленность" ("Королевна жила на высокой горе…"), Н.Гумилев ("Капитаны", "Варвары"), А.Ахматова ("Сероглазый король"), М.Светлов ("Гренада") и др.

Обратите внимание! Произведение может сочетать признаки некоторых жанров: послание с элементами элегии (А.Пушкин, "К *** ("Я помню чудное мгновенье…"), лирическое стихотворение элегического содержания (А.Блок. "Родина"), эпиграмма-послание и т.д.

  1. Творец Макбета - Уильям Шекспир (трагедия "Макбет").
  2. Португальский поэт Луиш де Камоэнс (1524-1580).
  3. Вордсворт -английский поэт-романтик Уильям Вордсворт (1770-1850).
  4. Певец Литвы - польский поэт-романтик Адам Мицкевич (1798-1855).
  5. Смотрите материал темы №12.
Вам следует прочитать те художественные произведения, которые могут быть рассмотрены в рамках этой темы, а именно:
  • В.А.Жуковский. Стихотворения: "Светлана"; "Море"; "Вечер"; "Невыразимое"
  • А.С.Пушкин. Стихотворения: "Деревня", "Бесы", "Зимний вечер", "Пущину" ("Мой первый друг, мой друг бесценный…", "Зимняя дорога", "К Чаадаеву", "Во глубине сибирских руд…", "Анчар", "Редеет облаков летучая гряда…", "Узник", "Разговор книгопродавца с поэтом", "Поэт и толпа", "Осень", "…Вновь я посетил…", "Брожу ли я вдоль улиц шумных…", "Дар напрасный, дар случайный…", "19 октября" (1825 г.), "На холмах Грузии", "Я вас любил…", "К ***" ("Я помню чудное мгновенье…"), "Мадонна", "Эхо", "Пророк", "Поэту", "К морю", "Из Пиндемонти" ("Недорого ценю я громкие права…"), "Я памятник себе воздвиг…"
  • М.Ю.Лермонтов. Стихотворения: "Смерть Поэта", "Поэт", "Как часто, пестрою толпою окружен…", "Дума", "И скучно, и грустно…", "Молитва" ("Я, матерь Божия, ныне с молитвою…"), "Расстались мы, но твой портрет…", "Я не унижусь пред тобою…", "Родина", "Прощай, немытая Россия…", "Когда волнуется желтеющая нива…", "Нет, я не Байрон, я - другой…", "Листок", "Три пальмы", "Из-под таинственной, холодной полумаски…", "Пленный рыцарь", "Сосед", "Завещание", "Тучи", "Утес", "Бородино", "Тучки небесные, вечные страни ки…", "Узник", "Пророк", "Выхожу один я на дорогу…"
  • Н.А.Некрасов. Стихотворения: "Я не люблю иронии твоей…", "Рыцарь на час", "Умру я скоро…", "Пророк", "Поэт и гражданин", "Тройка", "Элегия", "Зине" ("Ты еще на жизнь имеешь право…"); другие стихи по вашему выбору
  • Ф.И.Тютчев. Стихотворения: "Осенний вечер", "Silentium", "Не то, что мните вы, природа…", "Еще земли печален вид…", "Как хорошо ты, о море ночное…", "Я встретил вас…", "Чему бы жизнь нас ни учила…", "Фонтан", "Эти бедные селенья…", "Слезы людские, о слезы людские…", "Умом Россию не понять…", "Я помню время золотое…", "О чем ты воешь, ветр ночной?", "Тени сизые сместились…", "Как сладко дремлет сад темно-зеленый…"; другие стихи по вашему выбору
  • А.А.Фет. Стихотворения: "Я пришел к тебе с приветом…", "Еще майская ночь…", "Шепот, робкое дыханье…", "Это утро, радость эта…", "Севастопольское сельское кладбище", "Облаком волнистым…", "Учись у них - у дуба, у березы…", "Поэтам", "Осень", "Какая ночь, как воздух чист…", "Деревня", "Ласточки", "На железной дороге", "Фантазия", "Сияла ночь. Луной был полон сад…"; другие стихи по вашему выбору
  • И.А.Бунин. Стихотворения: "Последний шмель", "Вечер", "Детство", "Еще холоден и сыр…", "И цветы, и шмели, и трава…", "Слово", "Витязь на перепутье", "У птицы есть гнездо…", "Сумерки"
  • А.А.Блок. Стихотворения: "Вхожу я в темные храмы…", "Незнакомка", "Сольвейг", "Ты - как отзвук забытого гимна…", "Земное сердце стынет вновь…", "О, весна без конца и без краю…", "О доблестях, о подвигах, о славе…", "На железной дороге", циклы "На поле Куликовом" и "Кармен", "Русь", "Родина", "Россия", "Утро в Кремле", "О, я хочу безумно жить…"; другие стихи по вашему выбору
  • А.А.Ахматова. Стихотворения: "Песня последней встречи", "Ты знаешь, я томлюсь в неволе…", "Перед весной бывают дни такие…", "Заплаканная осень, как вдова…", "Я научилась просто, мудро жить…", "Родная земля"; "Мне ни к чему одические рати…", "Не с теми я, кто бросил землю…", "Мужество"; другие стихи по вашему выбору
  • С.А.Есенин. Стихотворения: "Гой ты, Русь моя родная…", "Не бродить, не мять в кустах багряных…", "Не жалею, не зову, не плачу…", "Мы теперь уходим понемногу…", "Письмо матери", "Отговорила роща золотая…", "Я покинул родимый дом…", "Собаке Качалова", "Русь Советская", "Запели тесаные дроги…", "Неуютная жидкая лунность…", "Спит ковыль. Равнина дорогая…", "До свиданья, друг мой, до свиданья…"; другие стихи по вашему выбору
  • В.В.Маяковский. Стихотворения: "А вы могли бы?", "Послушайте!", "Нате!", "Вам!", "Скрипка и немножко нервно", "Мама и убитый немцами вечер", "Дешевая распродажа", "Хорошее отношение к лошадям", "Левый марш", "О дряни", "Сергею Есенину", "Юбилейное", "Письмо Татьяне Яковлевой"; другие стихи по вашему выбору
  • По 10-15 стихотворений (по вашему выбору): М.Цветаевой, Б.Пастернака, Н.Гумилева.
  • А.Твардовский. Стихотворения: "Я убит подо Ржевом…", "Я знаю, никакой моей вины…", "Вся суть в одном-единственном завете…", "Памяти матери", "К обидам горьким собственной персоны…"; другие стихи по вашему выбору
  • И.Бродский. Стихотворения: "Я входил вместо дикого зверя…", "Письма римскому другу", "К Урании", "Стансы", "Ты поскачешь во мраке…", "На смерть Жукова", "Ниоткуда с любовью…", "Примечания папоротника"

Постарайтесь все литературные произведения, которые названы в работе, прочитать в книге, а не в электронном виде!
Выполняя задания к работе 7, обратите особое внимание на теоретические материалы, так как выполнять задания данной работы по интуиции - значит обрекать себя на ошибку.
Не забывайте к каждому разбираемому стихотворному отрывку составлять метрическую схему, многократно ее проверяя.
Залог успеха при выполнении данной сложной работы - внимание и аккуратность.


Рекомендованная литература к работе 7:
  • Квятковский И.А. Поэтический словарь. - М., 1966.
  • Литературный энциклопедический словарь. - М., 1987.
  • Литературоведение: Справочные материалы. - М., 1988.
  • Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. - Л.: Просвещение, 1972.
  • Гаспаров М. Современный русский стих. Метрика и ритмика. - М.: Наука, 1974.
  • Жирмунский В.М. Теория стиха. - Л.: Наука, 1975.
  • Поэтический строй русской лирики. Сб. - Л.: Наука, 1973.
  • Скрипов Г.С. О русском стихосложении. Пособие для учащихся. - М.: Просвещение, 1979.
  • Словарь литературоведческих терминов. - М., 1974.
  • Энциклопедический словарь юного литературоведа. - М., 1987.

Инструкция

Изучите эпический род литературы. К нему относятся следующие :- рассказ: сравнительно небольшое по объему прозаическое произведение (от 1 до 20 страниц), описывающее случай, маленькое происшествие или острую драматическую ситуацию, в которую попадает герой. Действие рассказа обычно занимает не больше одного-двух дней по продолжительности. Место действия может не меняться на протяжении всего рассказа;
- повесть: достаточно произведение (в среднем 100 страниц), где рассматривается от 1 до 10 героев. Место действия может меняться. Время действия может охватывать значительный период, от одного месяца до года и больше. История в повести живо разворачивается во времени и пространстве. В жизни героев могут происходить значительные перемены - переезды, и встречи;
- роман: крупная эпическая форма от 200 страниц. Роман может прослеживать жизнь героев от самого и до . Включает в себя разветвленную систему сюжетных линий. Время может затрагивать прошедшие эпохи и уноситься далеко в будущее;
- роман-эпопея может рассматривать жизнь нескольких поколений.

Ознакомьтесь с лирическим родом литературы. К нему относят следующие жанры:
- ода: стихотворная форма, темой которой является прославление какой-то личности или события;
- сатира: стихотворная форма, ставящая задачей высмеять какой-либо порок, ситуацию или персону, достойную осмеяния
- сонет: стихотворная форма, имеющая строгую композиционную структуру. Например, английская модель сонета, имеющая в своем завершении две обязательные строфы, содержащие в себе какой-то афоризм;
- также известны следующие стихотворные жанры - элегия, эпиграмма, верлибр, хокку и т.д.

К драматическому роду литературы относят следующие жанры:- трагедия: драматическое произведение, в финале которого присутствует гибель героя. Такой финал для трагедии является единственным возможным разрешением драматической ситуации;
- : драматическое произведение, в котором основным смыслом и сутью является смех. Он может быть сатирическим или более добрым , но каждое происшествие в вызывает у зрителя/читателя смех;
- драма: драматическое произведение, в центре которого находится внутренний мир человека, проблема выбора, поиск истины. Драма является самым распространенным жанром в наше время.

Обратите внимание

В некоторых случаях жанры могут смешиваться. Особенно это распространено в драматургии. Вы, наверное, слышали такие определения жанров кино, как комедийная мелодрама, комедийный боевик, сатирическая драма и т.д. Те же самые процессы возможны и в литературе.

Полезный совет

Ознакомьтесь с трудами Аристотеля «Поэтика», М.М. Бахтина «Эстетика и теория литературы» и другими сочинениями, посвященными проблеме родов и жанров в литературе.

Определение жанра менялось в разные времена. Сейчас этим словом принято называть объединение художественных произведений в группы по общим признакам или соотнесение его с другими произведениями по тем же признакам. В каждом роде искусства существуют различные жанры.

Инструкция

Жанры литературы, особенно популярные : фэнтази, фантастика, детектив, драма, трагедия, комедия.
Фэнтази и фантастика – родственные , в основе сюжета лежит вымышленная, часто невозможная для нашего мира идея. Для фантастики (Лем, Лукьяненко, Стругацкие, Ефремов, Гаррисон) характерно находить логическое удаленностью во времени и от нашего времени. Фэнтази (Толкин, Говард) не имеет такой научной базы, а исходит из мифов и сказок, многих героев кажется нелогичным для нашего мира.

Драма, трагедия и комедия – литературно-драматические , становящиеся основами театральных и музыкально-театральных постановок. Первый жанр, драма (Шилер, Шекспир) имеет, как правило, приближенный к быту сюжет. Источник конфликта – несогласие героя с установками . Трагедия (Шекспир, Пушкин) отличается от драмы более возвышенным сюжетом и гибелью героя в финале.
Сюжет комедии (Бомарше, Мольер) основывается на обилии шуток и счастливом финале.

Видео по теме

Литературные жанры представляют собой исторически складывающиеся и развивающиеся литературные произведения, которые объединены общими формальными и содержательными формами.

Термин жанр (от франц. genre - род, вид) может быть применим к литературным группам, сформированным по различным признакам. Чаще всего употребляется в отношении объединенных по содержанию произведений (комедия, трагедия, драма). Существует классификация литературных жанров по форме: ода, роман, рассказ и т.д. И по родам: эпические ( , рассказ, миф и т.д.), лирические (ода, элегия и т.д.), лиро-эпические (баллада и ), драматические (комедия, трагедия, драма). Могут быть выделены в отдельные категории - жанры устного народного творчества ( , песнь, ) или малые жанры фольклора ( , пословица, частушка). К жанрам древнерусской литературы относят: житие (описание жизни светских и духовных лиц), поучение, хождение (описание путешествия, чаще всего к святым местам), воинская , слово (художественное прозаическое произведение поучительного характера) и летопись.

Жанр - это достаточно широкое понятие, в художественном творчестве. Еще Аристотель, в трактате «Поэтика», положил начало теоретическому разделению произведений, но до настоящего времени общепринятой трактовки таких понятий, как род, вид и жанр не существует. Так, основываясь на этимологическом значении слова, можно заменить роды на жанры, а виды на формы. Достаточно сложно выявить единый принцип деления родов поэзии и прозы на виды и жанры, особенно учитывая то, что литературные жанры постоянно «меняются и сменяются» с течением времени. Однако можно выделить наиболее часто употребляемый вариант, где под способ изображения (драматический, лирический или эпический); под видом - та или иная форма драматического, лирического и эпического произведения; под жанром - определенных видов литературных произведений (исторический роман, сатирическая поэма).

Видео по теме

Источники:

  • Литературные жанры

Понятие жанра существует с античных времен, с самых первых попыток осмысления феномена искусства в трудах Аристотеля и Платона. Тем не менее в литературоведении до сих пор нет единого мнения о его сущности и функциях в качестве фундаментального закона словесного творчества, что, в свою очередь, ведет к проблеме классификации произведений. Именно поэтому современное разделение по жанрам, основанное на тех или иных признаках, можно считать в достаточной степени условным.

Большинство из ныне известных жанров возникло в античную эпоху и, несмотря на все причуды эволюции, до сих пор сохраняет ряд устойчивых черт. Важнейшей из них является принадлежность отдельного литературного произведения к одному из трех родов – эпосу, лирике или драме в соответствии с «Поэтикой» Аристотеля. Вместе с тем выделяются и пограничные жанры: лиро-эпические, лиро-драматические, эпическая драма («неаристотелевская» или архаическая).

Современное литературоведение принимает античную классификацию только в качестве исходной. Тем более что со времен Аристотеля возникли и новые жанры, старые же утратили свое значение, а вместе с ним и ряд характерных признаков. Однако до сих пор нет более стройной системы, позволяющей хотя бы приблизительно объяснить природу жанра.

По данной классификации к эпосу можно отнести: эпопею, роман, повесть, рассказ, басню, эпическую поэму. К лирике – оду, элегию, балладу, эпиграмму. К драме – собственно драму, трагедию, комедию, мистерию, фарс, водевиль. Основной лиро-эпический жанр – поэма, лиро-драматический – «новая драма» конца XIX-начала XX вв. (Ибсен, Чехов).

Наряду с классической дифференциацией жанры можно разграничивать в зависимости от их содержательных и формальных признаков, а также от организации речи в произведении. Так, со времен классицизма басня, в отличие от античной (Эзоп, Федр), имеет стихотворную форму, но относится к эпосу, так как ее фабула основана на передаче событий и характеров персонажей. Жанр подразумевает, скорее, не , а содержательные признаки – мотивы одиночества, неразделенной любви, смерти. А баллада (также рондо, сонет) – одновременно (лирические), и формальные - рефрен в конце каждой строфы или строго определенное количество стихов.

Любые литературные жанры возникают только на определенной стадии развития искусства, постоянно меняются, исчезают и появляются вновь. Изменяются и принципы выделения отдельных жанров, их типы, характер, функции, значимость. Например, классицистическая трагедия предполагала наличие «благородных» героев, соблюдения правил «трех единств», кровавую развязку, александрийский стих. Много позже, в XIX-XX вв., все эти содержательные и формальные признаки перестали быть обязательными. Трагедией стало считаться любое драматургическое произведение, раскрывающее трагический конфликт.

В настоящее время многие произведения имеют достаточно неопределенную, «антижанровую» структуру, так как в них могут сочетаться элементы всех трех родов. Это своеобразный ответ на широкое распространение на протяжении последних двух веков массовой словесности, связывающей устойчивые формы и содержание произведений (например, исторический, любовный, приключенческий, фантастический, детективный роман).

В литературоведении существует и понятие «жанры текстов», применяющееся для разграничения исторически сложившихся форм произведений. Так, жанры могут быть монокультурными (древнеисландские саги, сказ) или поликультурными (былина, сонет). Некоторым из них присуща универсальность, то есть отсутствие прямой связи со спецификой национальной литературы ( , новелла).

В классификации литературных жанров главную роль играют критерии, по которым их определяют. Исходя из этого, жанры разделяют по родам, по содержанию и по форме.

Приведенные типы классификации не исключают друг друга, а демонстрируют разный подход к определению жанров. Поэтому одна и та же книга может относиться сразу к нескольким из них.

Классификация жанров литературы по родам

При классификации литературных жанров по родам отталкиваются от отношения автора к излагаемому . Основа этой классификации была заложена еще Аристотелем. Согласно этому принципу, выделяется четыре крупных жанра: эпические, лирические, драматические и лиро-эпические. Каждый из них имеет собственные «поджанры».

В эпических жанрах рассказывается о событиях, уже произошедших, и автор записывает их согласно своим воспоминаниям, при этом он максимально отстраняется от оценок сказанного. К ним относят , романы-эпопеи, новеллы, мифы, баллады, басни и былины.

Лирический жанр предполагает передачу чувств, испытываемых автором, в виде литературного произведения в стихотворной форме. К ним относятся оды, эпиграммы, послания и стансы.

Классический пример стансов - «Чайльд Гарольд» Байрона.

Лиро-эпический жанр в объединяет характеристики эпических и лирических жанров. К ним относят баллады и поэмы, в которых наличествуют и сюжет и авторское отношение к происходящему.

Драматический жанр существует на стыке литературы и театра. Номинально к нему относятся драмы, комедии и трагедии со списком участвующих персонажей в начале и авторскими замечаниями в основном тексте. Однако фактически им может быть любое произведение, записанное в форме диалога.

Классификация жанров литературы по содержанию

Если определять произведения по содержанию, то они объединяются в три большие группы: комедии, трагедии и драмы. Трагедия и драма, рассказывающие, соответственно, о трагической судьбе героев и о возникновении и преодолении конфликта, довольно однородны. Комедии же делятся на несколько совершенно типов, согласно происходящему действию: пародию, фарс, водевиль, комедию положений и характеров, скетч и интермедию.

Классификация жанров литературы по форме

При классификации жанров по форме принимается во внимание только такие формальные признаки, как структура и объем произведения, независимо от их содержания.

Наиболее четко этим способом классифицируются лирические произведения, в прозе границы более размыты.

Согласно этому принципу, выделяют тринадцать жанров: эпопею, эпос, роман, новеллу, скетч, пьесу, очерк, эссе, опус, оду и видения.

Источники:

  • «Теория литературы», В. В. Прозоров, 1987 г.
  • «Теоретическая поэтика: понятия и определения», Н. Д. Тамарченко, 1999 г.

Слово «жанр» произошло от французского genre, что переводится как «род» или «вид». У литературоведов нет единства в определении этого термина. Но чаще всего, под литературными жанрами понимают группы произведений, объединенные на основе совокупности формальных и содержательных свойств.

Теория литературы о жанрах

Теория литературы оперирует тремя основными понятиями: род, вид и жанр. Общепринятой трактовки этих понятий до настоящего времени нет. Одни основываются на этимологическом значении слов и называют жанрами роды. Другие придерживаются более употребительного деления. В этом случае под родом понимается способ изображения (лирический, или эпический); под видом – та или иная определенная форма лирической, драматической или эпической поэзии (к примеру, ода, комедия, ); а под жанром – разновидности существующих видов поэзии (например, сатирическая или исторический роман).

Жанр, как и остальные элементы художественной формы, является одним из основных средств раскрытия содержания. Сравнивая два жанра поэмы, героическую и сатирическую, можно заметить, что в первой на первый план выходит изображение важного в жизни народа события, в процессе совершения которого проявляются доблесть и сила представителей этого народа. Примером героической поэмы является «Слово о полку Игореве». В сатирической поэме, напротив, изображается какое-либо низкое событие, которое подвергается осмеянию. К сатирическим поэмам относится «Тамбовская казначейша» М.Ю. Лермонтова. Однако в обоих случаях жанр литературного произведения определяется характером изображаемого.

Разные типологии литературных жанров

Первым сделал попытку систематизировать еще Аристотель в своей «Поэтике». Сегодня приняты разные типологии жанров, основанные на различных критериях.

В этом случае выделяются следующие : новелла, роман, очерк, эссе, ода, поэма, пьеса, скетч.

Тематика

Жанры различаются по тематическим особенностям. К примеру, роман может быть научно-фантастическим, готическим, историческим, плутовским, психологическим. Та, «Петр I» А. Н. Толстого является историческим романом, его же «Аэлита» - фантастическим романом, а «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова – социально-психологическим.
оригинального названия страны. Такое поэтичное название появилось благодаря китайцам: именно они называли Японию «Родиной солнца» в династии Сун с японским императором. Связано это было с тем, что Япония находится восточнее Китая, на стороне, где восходит солнце.

Корея – «Страна утренней свежести»

«Страной утренней свежести» называют Корею. Связано это с древним названием Кореи, Чосон. Это название состоит из двух иероглифов, первый из которых сейчас означает в том числе «утро», а второй – «свежесть». Ученые склоняются к мнению, что слово «Чосон» изначально не несло подобной поэтичной смысловой нагрузки. Это название дошло до настоящего времени из китайских рукописей, которые исказили корейское произношение. К тому же и произношение китайских иероглифов со временем менялось. Сейчас название «Чосон» для Кореи используется только в КНДР. В Южной Корее же свою страну называют «Намхан».

Китай – «Поднебесная»

Часто можно услышать, как Китай называют «Поднебесная». Впервые это название появилось в Китае еще до нашей эры и первоначально обозначало весь известный китайцам мир. Затем «Поднебесной» называли только территорию, на которой распространялась власть китайского императора, который в конфуцианской идеологии был представителем неба на земле. В настоящее время в Китае под «Поднебесной» понимают весь мир, но в России так называют именно Китай.

Англия – «Туманный Альбион»

Англию называют «Туманным Альбионом». Альбион – это древнейшее название Британских островов, в переводе с латыни – «белые горы». Так древние римляне назвали открывшиеся им острова в связи с тем, что берега Англии образованы из меловых пород. Эпитет «туманный» объясняется тем, что острова Великобритании часто окутаны очень густым туманом.

Ирландия – изумрудный остров

Благодаря мягкому в Ирландии год много зелени. Именно поэтому эту страну называют «Изумрудным островом». К тому же, зеленый – национальный цвет Ирландии, крепко связанный с самым известным национальным праздником – Днем Святого Патрика.

Финляндия – страна тысячи озер

В Финляндии насчитывается около 190 000 озер, которые образуют разветвленную озерную систему. Озера играют особую роль в природе Финляндии. Неудивительно, что эта страна получила поэтическое название «Страна тысячи озер».

Нынче каких только книг не встретишь на полках магазинов! Основой нынешнего жанрового богатства литературы является как исторически сформировавшее наследие писателей прошлых лет, так и веяния времени настоящего. Так что сегодня вниманию читателей представлено множество направлений, течений и жанров.

Но особенно литературное разнообразие интересно писателям: ведь именно им решать, в каком жанре работать. А если вы – начинающий автор, то вам особенно важно уметь разбираться в особенностях и тонкостях жанровой литературы, чтобы наверняка понимать будущей работы. И от вашей точности и прозорливости в выборе жанра во многом будут зависеть шансы вашей рукописи на .

Для начала: что такое жанр?

Прежде всего, отметим, что есть два понятия жанра:

— литературоведческое (по форме произведения — рассказ, повесть, роман и т. п.);

— прикладное (по типу произведения — детектив, любовный роман, боевик и т. п.).

Мы будем подробно рассматривать именно прикладные жанры современной литературы.

Итак, жанр – это тип литературного произведения, который имеет строгие рамки (сюжет, основной конфликт и способ его решения, характеристики героя и т. п.). Жанр – это явление динамичное, и черты одного жанра зачастую проникают в другой, порождая поджанры.

Какие именно характерные черты объединяют произведения в конкретный жанр? Давайте разбираться.

Наиболее распространенные современные жанры

Динамичный и, как правило, кровавый жанр, к характерным чертам которого относятся:

  • максимум действия: герои не стоят на месте, даже оказавшись на развилке главной дороги, и постоянно передвигаются – по улицам города, из города в город, из страны в страну;
  • минимум смысла – даже на развилке герой не думает, а действует по обстоятельствам, которые редко обоснованы хотя бы тем, что «запад – там, где заходит солнце», минимум логики, никаких описаний, кроме сражений;
  • наличие положительного – спасителя мира, человечества, города, правительства. Герой незауряден, обучен воевать, обречен действовать в ситуации постоянного стресса и опасности, часто оказывается в гуще событий совершенно случайно и при этом всегда выживает;
  • наличие антагониста – отрицательного героя, которому противостоит герой положительный. Антагонист, как правило, весьма влиятелен, богат, неглуп, слегка не в себе, хочет погубить мир, страну, город, правительство и доживает до финала, чтобы там либо умереть, либо сесть в тюрьму;
  • описание драк, боев, ловушек для героя, различного оружия и военных технологий составляет две трети книги;
  • горы трупов и море крови с описанием травм, ушибов, пыток – обязательны; причем половина трупов – от злодея, половина – от положительного героя.

2. Детектив.

Жанр, основанный на разгадке тайны, убийства, похищения или кражи, с подробным описанием расследования.

Жанровые черты:

  • логичность построения — случайности исключены, причины и следствия взаимосвязаны и обоснованы, каждое предположение имеет фактологическое основание и обоснование;
  • полнота фактов – расследование строится только на той информации, которая передана читателю, и она должны быть максимально полной и достоверной. «А как я до этого додумался – вы узнаете в финале» — исключено. Читателю важно не только наблюдать за ходом действий, но и вести самостоятельное расследование;
  • наличие четких статичных : следователь (сыщик), помощник сыщика (напарник, стажер), преступник (убийца, похититель, вор), пострадавший (убитый, семья убитого), информатор (например, бабушка-соседка, которая все обо всех знает), свидетель (свидетели), подозреваемый (круг подозреваемых);
  • обыденность обстановки;
  • как правило, небольшой охват территории расследования;
  • в финале все загадки должны быть разгаданы, а на все вопросы – найдены ответы.

3. Любовный роман.

Лирическая история, основанная на чувствах и эмоциях влюбленных, жанровые черты которой — это:

  • наличие незаурядной главной героини с отличительной особенностью, которая выделяет ее из толпы: либо она серая мышка и синий чулок, либо сногсшибательная красавица с тайным дефектом, либо старая дева, либо импульсивная искательница приключений;
  • наличие главного героя – красивого и мужественного аристократа, очаровательного и обаятельного, часто при всем прочем – негодяя и мерзавца, еще чаще – имеющего побочную романтическую профессию (вора, пирата, разбойника или Робин Гуда);
  • наличие третьего лишнего (соперника) – влюбленного поклонника у героини (часто тот родом из детства), красивой и яркой соперницы (бывшей любовницы героя, его брошенной невесты или жены);
  • романтические и эмоциональные обстоятельства, которые сводят будущих влюбленных (брак по расчету, встреча на балу);
  • любовь (или плотское желание) – с первого взгляда (или прикосновения);
  • множество препятствий, которые герои должны преодолеть во имя любви друг к другу (разница социальных статусов, бедность и гордость одного из героев, семейная вражда и др.);
  • эмоциональные описания переживаний, бурных объяснений и выяснений отношений на фоне красивого (природы, бальных залов, балконов, оранжерей) занимают две трети книги;
  • яркие и чувственные описания первых поцелуев и прикосновений обязательны, постельных сцен – по обстоятельствам;
  • в финале герои обязательно должны преодолеть все трудности и препятствия, остаться вместе (пожениться, обручиться, переспать) и уверенно смотреть в светлое будущее.

4. Фантастика (научная фантастика, ).

Жанр, основанный на существовании и взаимодействии необычных или нереальных элементов или явлений.

Жанровые черты:

  • выдуманный или измененная реальность – другая планета, альтернативное прошлое или будущее Земли, космос и Вселенная, параллельный мир, игровая реальность, сказочный мир и т.д.;
  • система научных или псевдонаучных знаний, выдуманных (система магии) или значительно опережающих развитие современной науки, а также результаты научных достижений (техномагия, волшебные артефакты, космические корабли и др.);
  • несуществующие в природе явления и биологические виды растений, животных, гуманоидных рас и т. п.;
  • герои, наделенные необычными способностями, и сами способности, в выдуманном мире являющиеся обыденностью;
  • широкое, зачастую необъятное (планета или система миров, Вселенная), фантастические законы мироздания (возможность перемещаться в прошлое, преодолевать привычные законы притяжения), непривычная, отличная от нашей структура мироустройства, общества, порядка.

У каждого из четырех названных жанров есть, как мы уже говорили, множество поджанров : например, фэнтези-детектив, боевая фантастика (космоопера), любовное фэнтези и другие. Наверняка вы и сами встречали подобные . 🙂

А мы рассмотрим такие современные жанры, как мистика, исторический роман и приключения (авантюрный роман).

Следите за обновлениями! 😉

Понятие жанра. Принципы жанровой классификации

Литературные жанры (фр. genre – род, вид) – это сложившиеся в процессе развития художественной словесности виды произведений. Очевидно, проблема жанра в самой общей форме может быть сформулирована как проблема классификации произведений, выявления в них общих – жанровых – признаков. Основные трудности классификации связаны с историческим изменением литературы, с эволюцией жанров.

Количество и характер жанровых признаков (объем жанра) –величина переменная в истории литературы, что находит отражение в многообразии сменяющих друг друга жанровых теорий, а также господствующих в писательской и читательской практике представлений о Жанах. Так, для трагедии в реалистической драме XIX-XX вв. не обязательны многие признаки классицистической трагедии. В эпоху реализма трагедией считается любое драматическое произведение, раскрывающее трагический конфликт и выражающее соответствующий пафос. Таким образом, можно говорить об уменьшении жанрового объема трагедии от классицизма к реализму.

Большинство жанров возникло еще в глубокой древности. Эволюционируя в лит. процессе, они тем не менее сохраняют некоторые устойчивые содержательные и формальные черты, позволяющие говорить о жанровой традиции. Сами жанровые обозначения часто входящие в текст произведения, в его название («Евгений Онегин. Роман в стихах»), являются знаками лит. традиции; они вызывают в читателе определенное жанровое ожидание.

При изучении жанров следует разграничивать их наиболее устойчивые и преходящие признаки. В рамках теоретико-литературного курса основное внимание уделяется характеристике наиболее устойчивых жанровых признаков. Однако важно помнить, что лит. процессе жанр всегда предстает элементом жанровой системы, принципы которой зависят от конкретно-исторических особенностей художественного мышления. Так, в древних литературах развитие авторского самосознания было медленными, определяясь устойчивостью традиций и общими темпами национальной жизни. Поэтому жанровые системы древних литератур, отличаясь сложностью и разветвленностью, характеризуются большей устойчивостью по сравнению с литературами нового времени.

Подлинное освобождение от жестокого жанрового регламента стало возможным лишь с развитием реализма, оно было связано с преодолением субъективной односторонности в самом творчестве. А реалистической литературе, соотносящей развитие характеров с обстоятельствами в их исторической конкретности, следование традиции жанров могло осуществляться гораздо свободнее, что вело в целом к уменьшению их объемов. Во всех европейских литературах XIX в. происходит резкая перестройка жанровой системы. Жанры стали восприниматься как эстетически равноценные и открытые для творческого поиска типы произведений. Такой подход к жанрам свойствен и нашему времени.

Основные принципы жанровой классификации литературных произведений. Жанровые признаки, имеющие наиболее устойчивый, исторически повторимый характер, кладутся в основу литературоведческой классификации произведений. В качестве литературоведческих терминов в основном используются традиционные жанровые обозначения – басня, баллада, поэма и т. д. –стихийно возникавшие в литературе и обраставшие в процессе жанровой эволюции широким кругом ассоциаций.

Важнейшим жанровым признаком произведений является его принадлежностью к тому или иному литературному роду: выделяются эпические, драматические, лирические, лиро-эпические жанры. Внутри родов различаются виды– устойчивые формальные, композиционно-стилистические структуры, которые целесообразно назвать родовыми формами. Они дифференцируются в зависимости от организации речи в произведении – стихотворной или прозаической, от объема текста. Кроме того, основание для выделения родовых форм в эпосе могут быть принципы сюжетосложения, в стихотворной лирике – твердые строфические формы (сонет, рондо, триолет), в драме- то или иное отношение к театру (драма для чтения, для кукольного театре) и т. п.

Эпические жанры. Вследствие широты и многогранности изображения характеров в эпических произведениях, по сравнению с драмой и лирикой, особенно отчетливо и ярко выступает их жанровая проблематика. Она раскрывается в самых разных родовых формах. Так, национально-историческими по своей проблематике могут быть и песня, и сказка, и рассказ.

В классификации родовых форм важны различия в объеме текстов произведений. Наряду с малой (рассказ) и средней (повесть) прозаическими формами выделяют большую эпическую форму, которую часто называют романов. Объем текста произведения в эпосе определяется полнотой воссоздания характеров и отношений, а отсюда масштабами сюжета. В отличие от повести, рассказу не свойственны развернутая система персонажей, нет сложной эволюции характеров и подробной индивидуализации.

Героическая народная песня.

Повести, рассказы (новеллы, очерки)

Сатирические, бытовые сказки, басни

Драматические жанры. С характерной для них краткостью времени исполнения на сцене и вытекающими отсюда единством и концентрированностью конфликта создают благоприятную почву для выражения на определенных разновидностей пафоса в действиях и переживаниях персонажей. Поэтому деление драмы на жанры связано с пафосом пьесы. Но пафос вытекает из конфликта.

Дополнительным содержательными критерием деления в драме являются особенности жанровой проблематики.

1)Трагедия –конфликт между личными стремлениями и сверхличными «законами» жизни происходит в сознании главного героя (героев) и весь сюжет пьесы создается для развития и разрешения этого конфликта. Герой трагедии находится в состоянии конфликта не только с другими персонажами, он борется прежде всего с самим собой. Трагедия заканчивается обычного гибелью героя, хотя, как писал Белинский, «Сущность трагического не в кровавой развязке».

А)нравоописательные – в трагедиях Эсхила и Софокла персонажи выступают как носители определенных нравственно-гражданских норм, отражают столкновения старых и новых, более человечных, норм морали.

Б)национально-исторические(«Персы» Эсхила, «Борис Годунов» Пушкина)

2)Драма –самый разнообразный по тематике, отличающейся большой широтой изображаемых жизненных конфликтов. Пафос драматизма порождают столкновения персонажей с такими силами жизни, которые противостоят им извне. Однако конфликт в драме может быть также очень серьезным и острым и может приводить к страданиям, а иногда и к гибели героя.

А)национально-исторический конфликт («Воевода» Островского, «Враги» Горького)

Б)социально бытовым (романическим) («Венецианский купец» Шекспира, «Васса Железнова» Горького).

3) Комедия –пьеса, исполненная юмористического или сатирического пафоса. Такой пафос порожден комическими противоречиями воссоздаваемых характеров. Комизм характеров раскрывается с помощью сюжетных конфликтов, часто основанных на случайности. При этом сами характеры комедийных персонажей не меняются в связи с ходом событий. В комедии нет развития характеров. Изображение внутренней несостоятельности, нелепости, неполноценности комических характеров, их сатирическое или юмористическое отрицание- такова основная идейная направленность комедии.

Лирические жанры. Своеобразие лирики в том, что в ней выдвигается на первый план внутренний мир лирического героя, его переживания. Это ясно видно не только в произведениях, в которых отсутствуют сколько-нибудь наглядные образы внешнего мира, но и в описательной, повествовательной лирике, здесь переживание передано через эмоциональную экспрессию речи, характер тропов и др. Поэтому основой содержательного жанрового деления в лирике оказывается сам характер переживаний. Но переживание в лирике может быть предметов типологии в другом отношении. Как в эпосе и драме, в лирике могут быть прослежены различия в жанровой проблематике –национально-исторической, нравоописательной, романической, которые проявляются здесь через типизацию самого переживания лирического героя.

Жанры литературной лирики сформировались на основе народной лирической песни, в ее различных разновидностях.

1) Ода –стихотворение, выражающее восторженные чувства, которые возбуждает в поэте какой-то значительный предмет. В оде поэт приобщается прежде всего к чувствам коллективным – патриотическим, гражданским. Жанровая проблематика в оде может быть национально-исторической или нравоописательной.

2) Сатира –стихотворение, выражающее негодование, возмущение поэта отрицательными сторонами жизни общества. Сатира нравоописательна по жанровой проблематике, поэт в ней как бы рупор передовой части общества, озабоченной отрицательным его состоянием.

3) Элегия –стихотворение, исполненное грусти, неудовлетворенности жизнью. Грусть может быть вызвана какой-то причиной («Скорбные элегии» Овидия). Но возможна элегия, в которой воссоздаваемое переживание не имеет конкретной мотивировки(«Я пережил свои желанья…» Пушкина).

4)Эпиграмма, эпитафия, мадригал – малые формы лирик. В истории литературы известны широкое (древнегреческое) и узкое (позднейшее) значения эпиграммы. Древнегреческая эпиграмма (дословно «надпись») ведет свое начало от надписей на предметах культа. Видом эпиграммы была эпитафия – надпись на надгробии. Содержание, эмоциональный тон древнегреческих эпиграмм были разными. Оригинальность мысли и лаконизм ее выражения – вот что всегда ценилось в эпиграмме. Второе, узкое значение эпиграммы, закрепившееся за ней с 1 века н.э.– короткое юмористическое или сатирическое стихотворение, чаще всего высмеивающее определенное лицо. Антиподом эпиграммы (вузком значении слова) является мадригал – короткое полушутливое стихотворение комплиментарного характера (обычно обращенное к даме).

Лиро-эпические жанры. Сочетание лирической медитации и эпического повествования нередко встречается в произведениях разных жанров (например, в романтической поэме). Но есть жанры, природа которых всегда лиро-эпична.

1)Басня – нравоописательный жанры, заключающей в себе краткое аллегорическое повествование и вытекающие из него поучение («мораль»). Если даже поучение не «Формулируется» в тексте басни, оно подразумевается; взаимосвязь поучения с сюжетом басни и составляет ее лиро-эпическую основу.

2)Баллада – небольшое стихотворное сюжетное произведение, в котором само повествование пронизано лиризмом. В отличие от басни, где можно выделить лирическую («мораль») и эпическую (сюжет) частями, баллада представляет нерасторжимое слияние лирического и эпического начала. Жанровая проблематика в балладе может быть национально-исторической и романической.



Транспорт