Карикатуры карандашом для начинающих. Поэтапное рисование шаржа

Шарж – это рисунок, на котором присутствуют элементы комизма, гротеска. Обычно с помощью шаржа изображают человека, при чем, это не является точным и правильным портретом. В этом стиле рисования присутствует изменение пропорций тела человека ради создания комического эффекта. Поскольку для рисования шаржа не требуется много времени и с ним справится даже любой новичок, то этот вид рисования является очень популярным.

Рисуем шарж поэтапно

Как нарисовать шарж, если отсутствуют навыки рисования подобного рода вещей? Все очень просто. Достаточно действовать поэтапно:

  1. Для начала нужно выбрать персону, на которую желаете сделать карикатуру. Затем на листе бумаги стоит начертить квадрат или овал для лица. Это зависит от того, какую Вы выберете форму, главное, чтобы голова была крупнее туловища.
  2. Далее чертятся линии на лице, поскольку такие элементы как глаза и уши должны быть симметричны. Затем рисуется шея и туловище.
  3. Для создания более комичного эффекта шею можно изобразить либо слишком короткой, либо, наоборот, тонкой и длинной.
  4. После того, как основа готова, переходим к более мелким деталям. Рисуем волосы, глаза, нос, рот. Также не забывайте про морщинки на лице, которые придают рисунку реальности.
  5. После этого заканчиваем элементы туловища и одежды. Как видите в том, как рисовать шаржи, нет ничего сложного, и с этим справится даже новичок. Для окончательного завершения рисунка, его можно заштриховать карандашом или раскрасить акварелью.
  1. Самое главное при рисовании шаржа, это обладать умением сделать акцент на каком-либо качестве человека, поскольку шарж – это карикатура или же высмеивание человека, только в хорошем значении этого слова, поскольку шаржи используют, чтобы повеселить человека, а не обидеть его.
  2. Если Вы затрудняетесь при выборе формы лица, туловища или любых других элементов, то можно воспользоваться готовыми шаржами и использовать их за основу. Для этого можно в интернете найти рисунки-шаржи и выбрать необходимую заготовку. Если у Вас не получится с первого раза, то не стоит отчаиваться и бросать это дело. Чем больше Вы будете рисовать, тем лучше будет получаться. Нарисованным собственноручно шарж – является отличным подарком для друзей и близких.

В курортных городах Вы не раз встречали художников, которые предлагают такую услугу, как рисование шаржей. Обычно желающих приобрести собственный веселый портрет очень много. Поэтому, если у Вас есть способности и желание рисовать, то зачем искать художника и ждать пока подойдет очередь, если можно нарисовать это самостоятельно.

У Вас может возникнуть вопрос, как же нарисовать себя? Все очень просто, нужно нарисовать шарж по фотографии. Ведь разницы нет, рисовать с живого человека или с его изображения на фотографии. Этапы рисования остаются прежними. Главное, помнить про то, что на шарже должно обязательно присутствовать доброе чувство юмора, чтобы не обидеть этим рисунком человека.

Это достаточно сложный урок, поэтому вам может потребоваться достаточно много усилий, чтобы его повторить. Если с первого раза не получилось нарисовать шарж — не отчаивайтесь и попробуйте еще раз. Попробуйте приложить максимум усилий, чтобы выполнить этот урок. Если же, все-таки не получится — можете попробовать выполнить урок « ». Но я верю, что у вас всё получится.

Что понадобится

Для того, чтобы нарисовать шарж нам может понадобиться:

  • Бумага. Лучше брать среднезернистую специальную бумагу: начинающим художникам будет гораздо приятней рисовать именно на такой.
  • Наточенные карандаши. Советую брать несколько степеней твердости, каждую нужно использовать для разных целей.
  • Ластик.
  • Палочка для растирания штриховки. Можно использовать обычную бумагу, скрученную в конус. Ей лего будет растирать штриховку, превращая её в монотонный цвет.
  • Немного терпения.
  • Хорошее настроение.

Поэтапный урок

Рисовать персонажей фильмов, мультиков и рассказов гораздо проще, чем настощих людей и животных. Тут не нужно придерживаться правил анатомии и физики, но каждый персонаж уникален по-своему. Авторы создавали их по специальным лекалам, которые необходимо повторить достаточно точно. Но если хотите, когда буете рисовать шарж — всегда можете сделать глаза чуточку больше. Это придаст большей мультяшности.

Кстати, кроме этого урока советую обратить своё внимание на урок « ». Он поможет повысить ваше мастерсово или просто доставит немного удовольствия.

Все сложные рисунки должны создаваться с помощью перспективного мышления и видения. Предмет должен быть не только формой на листе. Вы должны его рисовать объемно, то есть создавая из простых геометрических тел так, как будто они друг на друге: вот шар на кубе, а вот два шара рядом. Из этих примитивных форм и состоит всё живое и не живое на земле.

Совет: создавайте набросок как можно менее толстыми штрихами. Чем толще будут штрихи наброска — тем трудней их будет стереть в последствии.

Первым шагом, точнее нулевым, всегда нужно размечать лист бумаги. Это даст вам понять где конкретно будет находиться рисунок. Если вы расположите рисунок на половине листа — вторую половину вы сможете использовать для другого рисунка. Вот пример разметки листа по центру:

Обычно опытные карикатуристы, рисуя шаржи редко задаются вопросом: как они это делают.

Если вы спросите художника объяснить вам, почему он, рисует так, он скорее всего скажет, что рисует чисто интуитивно, полагаясь на свой творческий опыт. И это, в какой то степени, объяснимо тем, что пока что, теория, в области рисования шаржа, не достаточно изучена и систематизирована. Те теоретические знания знания, которые существуют, не преподаются в художественных училищах, по той простой причине, что они пока что не носят прикладного характера. У каждого художника, однако есть свои приемы рисования шаржа и с некоторыми из них я хочу познакомить вас на страницах сайта.

В основе карикатуры лежит подвижность формы . В портрете мы находим эту форму статичной, художник рисует черты лица такими какими они существуют в реальности. В шарже пропорции искажаются, преувеличиваются, они двигаются, деформируются и при этом сходство с оригиналом совершенно не теряется. За счет чего это происходит? Подчиняется ли рисунок шаржиста каким либо точным измерениям или рождается в результате не объяснимой творческой экзальтации?

Глядя на работу шаржиста непосвященного зрителя не покидает чувства удивления, которое слегка напоминает то чувство которое мы испытываем при виде работы фокусника. Если рисунок портрета вполне укладывается в рамки нашего понимания (мы видим как, художник всего лишь копирует натуру), то рисование шаржа, иной раз наводит на мысль об чудесной способности, которой шаржист наделен с детства. Способности которой научиться практически невозможно.

Попробуем разобраться теперь так ли на самом деле все безнадежно, или, все-таки, не смотря ни на что существуют определенные способы и механизмы, при помощи которых шаржи может научиться рисовать любой, мало-мальски подготовленный человек.

Пропорции лица

Лица всех людей отличаются друг от друга незначительными деталями: размер носа, рта, овал лица, уши у всех людей различны, но пропорции - отношения расстояний между носом, глазами и ртом у каждого человека примерно одинаковы. Классические пропорции делят человеческое лицо на три равных части. Это расстояния между бровями и корнями на лбу, расстояние между основанием носа и бровями, и расстояния между основанием подбородка и основанием носа.

Также расстояние между бровями и кончиком носа равно размеру ушей, а линия проведенная у основания нижней губы делит нижнюю часть лица на две симметричные части

На рисунке хорошо видно, как линии a, b, c, d делят лицо на равные части, и как размер глаза может пропорционально укладываться в лице. Но, мне могут возразить. Как быть если черты человека не пропорциональны? Неужели законы соотношений работают так же безотказно? Ведь есть же люди с длинными, короткими носами, маленькими, широко посаженными глазами. В качестве примера можно сравнить два совершенно разных лица. Одно с совершенно идеальными пропорциями, и другое совершенно непропорциональное.

На этом портрете видно как выглядит совершенно пропорциональное лицо. Однако если взять другое лицо, лишенное на первый взгляд пропорций и провести те же линии, то мы обнаружим совершенно неожиданным образом, что соотношения размеров между ними останется примерно тем же

Можно поэтому сделать вывод, что пропорции очень удобная вещь, для художника. Без знания основных пропорций, почти невозможно правильно нарисовать портрет, ведь на глаз очень трудно ухватить соотношение размеров различных частей лица. В основном ошибки которые делают начинающие портретисты, это ошибки связанные с нарушением пропорций

Но давайте вернемся к карикатуре, ради которой мы собственно и затеяли наше исследование. В карикатурном изображении лица, законы пропорций так же важны, как и при рисовании портрета. Что обычно происходит в том случае, если художник вместо короткого носа рисует длинный, оставляя все остальные пропорции неизменными? В таком случае нарисованный портрет кажется нам лишенным сходства с оригиналом. Не обязательно только удлинять нос, можно слишком уменьшить расстояние между глазами или наоборот слишком увеличить его. Так если сравнить рисунки a и b, то явно заметно, что увеличив расстояние между глазами на рисунке b мы, создали что то странное, уродливое не пропорциональное. Наше сознание, механизм восприятия которого основан на чисто геометрических законах идентификации человеческих лиц, мгновенно сигнализирует о нарушении, допущенном художником, и воспринимается нами как негативный, неприятный факт.

Здесь важно понять тот факт, что пропорции являются одним из подсознательных механизмов восприятия человеческого лица. В нашей повседневной жизни мы постоянно считываем подсознательно информацию с многочисленных лиц, встречающихся нам. Даже наше эстетическое восприятие основано на пропорциональности. Чем больше лицо человека вписывается в классический канон, тем более приятных эмоций и желания общаться оно вызывает в нас, и наоборот, люди с непропорциональными, ассиметричными лицами вызывают у нас если не чувства сожаления, то по крайней мере смех. В конце XIX века была популярна теория одного итальянского психолога Ломброзо Чезаре, который опубликовал книгу «Преступник», в которой доказывал, что существуют определенные биологические признаки, в основном связанные с диспропорциональностью лица, которые способствуют совершению преступлений. Так, по его теории, люди с массивными подбородками и развитыми челюстями - потенциальные преступники и негодяи.

И как ни странно, но даже сегодня его теория находит сторонников именно благодаря нашему психологическому стремлению к идеальным пропорциям.

Может быть отсюда пошло разделения на карикатуру и шарж. Эту разницу между карикатурой и шаржем многие не могут понять. На мой взгляд те, или иные искажения пропорций лица воспринимаются нами комически и вызывают смех, а другие напротив вызывают чувство отвращения. Мы как правило испытываем положительные эмоции при виде дурачка и простофили, нам смешно. Вспомните хотя бы советские анекдоты про чукчей или Василия Ивановича Чапаева с Петькой. Совсем иной образ рисуют в своих работах английский карикатурист Джон Ло. Его карикатуру на Маргарет Теттчер никак нельзя назвать смешной, она скорее вызывает чувство отвращения.

Когда я был еще начинающим шаржистом, и делал свои первые шаги в этом жанре искусства, я тренировался в метро, разглядывая лица сидящих напротив меня пассажиров, мысленно представляя себе каким будет шарж того или иного человека. Эти упражнения потом оказали мне неоценимую помощь. Я научился очень важному для художника качеству - видеть свою работу в законченном виде еще до того, как приступить к ее рисованию. Правда потом мне стало казаться, что лица людей на глубине 100 метров под землей кажутся более карикатурными чем на поверхности. Возможно наше восприятие зависит он того положения в пространстве, на котором мы находимся в данный момент, но это уже тема для другого исследования.

Давайте постараемся понять на чем основываются пропорции. Несомненно их основой является тесное взаимодействие между собой. Совершенно невозможно изменять какую либо часть лица без того чтобы не воздействовать на другие части. Из физики мы знаем, что каждое действие, вызывает равное противодействие. В шарже изменения в отношении носа, ведет к определенному изменению основной формы, положения глаз, рта. Так на рисунке c увеличение расстояния между глаз ведет к укорочению носа и расширению овала лица, становится шире и в свою очередь короче. Далее укорачивание верхней части головы ведет к удлинению ее нижней части: рисунок d.

Таким образом, шаржирование лица все же основано на изменении пропорций, но не произвольном, когда мы просто берем и делаем нос больше, или увеличиваем уши или глаза, а подчиненном определенному методу, основанному на взаимоотношениях различных его частей. Для наглядности нам потребуется ввести некоторое упрощение формы, объединив между собой нос и глаза в виде буквы Т. Теперь попытаемся рассмотреть некоторые вариации, которые принимает буква Т на различных типах лиц.

Как видно на рисунке, буквы Т принимают различную форму, вариаций которых бесчисленное множество, но нас интересуют лишь самые характерные из них, которые и показаны на рисунке. Для меня форма буквы Т является в шарже основополагающим элементом при помощи которого я могу с легкостью растягивать преувеличивать лицо, не на секунду не опасаясь сделать какие либо ошибки, связанные с общей выразительностью рисунка. Для начала, вы можете взять для себе за основу эти шесть наиболее характерных форм буквы Т и попробовать шаржировать лица по этим схемам, самое важное в работе, это первоначальное наблюдение формы лица: либо это прямой, длинный, тонкий нос, либо толстый, большой, или вздернутый к верху. Форма глаз соотносится с формой носа в прямой последовательности, главное мысленно представить какую форму буквы Т будет иметь лицо в каждом конкретном случае. Когда я говорю о букве Т, я говорю о геометрической форме, созданной глазами и носом в каждом отдельном случае. Как правило глаза и нос всегда работают вместе в пределах отношений между собой. Чтобы представить себе это нагляднее, вообразите, что глаза и нос связаны нитью между собой, нитью которая движется через колесики, закрепленные в центре глаз и кончика носа.

Если глаза у человека, широко расположены относительно переносицы, то веревочки тянут нос ближе к глазам, а более длинный нос стягивает глаза ближе друг к другу. Рот, нос и подбородок имеют подобную связь. Поскольку расстояния между ними постоянно, то рот расположенный близко к носу, приводит к удалению подбородка. Таким образом легко сделать вывод, что деформация какой либо части лица незамедлительно приводит к обратной деформации другой, непосредственно прилегающей к ней части.

Таким образом видно, как на достаточно простом основании, базируется не хитрая формула, воспользовавшись которой, можно без труда научиться шаржировать лицо. Для начала я бы порекомендовал вам просто начать с рисования контура головы, и схематического изображения буквы Т. Это необходимо что бы развить свою способность динамической трансформации лица. Как минимум десять рисунков в день позволят вам овладеть техникой в течении довольно короткого времени.

©Борис Шаров

Филиппо Балдинуччи - один из значимых художественных критиков XVII столетия, определяет создание шаржи и карикатуры в своем «Словаре художественных понятий», появившемся в 1681 году, следующим образом: «Метод создания портрета, в котором возможны различные достижения наивысшего сходства с образом, может достигаться с помощью различных способов выявления каких-либо особенностей, которые заставят смеяться, а чтобы смеяться, необходимо вносить некоторые изменения, подчеркивать определенные дефекты и компоненты преувеличенно и усиленно, но так, чтобы портрет в целом не потерял сходства». Итальянский критик хотел этим сказать, что карикатура создается посредством сокращения или преувеличения определенных частей лица, тела, каких-либо контрастов для того, чтобы придать образу сатирический характер. Возникает это между действительностью и невероятностью, сходством и эквивалентом.
Другой выразился так: «Черты позволяют увлекать себя автоматически и интуитивно». В то время как другой художественный гений, Пабло Пикассо, пояснил: «Я не ищу, я нахожу». Он приглашал, например, сидящего напротив него человека довериться ему именно в работе, так как в начале каждого творения художника стоят разведка и анализ, немного вдохновения и случай. Поэтому мы приглашаем вас без всякой волокиты порисовать до тех пор, пока не найдете свой собственный стиль в искусстве шаржи и карикатуры.
Чтобы легче было добиться своей цели, мы объединим в этой теме различные рисунки, исполненные известными профессиональными шаржистами и художниками-карикатуристами. Наша задача состоит в том, чтобы показать вам, какие шаги потребуется сделать, чтобы попять основы искажений, которые составляют карикатурные рисунки. Так как они основываются не только на «формулах», но и па различных стилях, назовем вам некоторые верные общие нормы, которые будут полезны, и попытаемся остановиться на собственном взгляде каждого из представленных карикатуристов (что приведет вас к интересному многообразию искажения). Еще мы отправляем вас в захватывающий мир белого листа бумаги и карандаша.

Давайте узнаем, как правильно нарисовать шарж. Для этого изучим советы выдающихся шаржистов и и мастеров карикатуры.

Приучитесь работать по возможности как минимум с тремя фотографиями модели (вид спереди, в профиль и анфас). Это поможет вам выявить объемные черты образа. Кроме того, таким образом можно яснее понять черты лица.

В этой статье мы учимся рисовать шаржи поэтапно. В этом уроке Энтони Гарнер шаржирует популярного французского генерала Чарльза де Голля, политического руководителя, который отличайся довольно торжественным видом и большим носом. Побочно вы находите две фотографии, которые свидетельствуют именно о вышесказанном. Художник выполняет первоначально один полный, абсолютно линейный рисунок и покрывает его сначала многочисленной лазурью. Прозрачные акварельные краски подходят лучше всего для данной работы: с помощью них происходит сближение с реалистическим рисунком.

Рассмотрим, как нарисовать дружеский шарж поэтапно. Здесь у нас пример, в котором художник показывает, как нужно рисовать все формы и детали, которые принадлежат к выработанному юмористическому представлению. Есть необходимое условие, что тональным вариациям телесных , а также структуре одежды и коже уделяется большое внимание и необходимо щедро заботиться о каждом цветовом разнообразии, каким будет отмечена характерный готовый дружеский шарж.

Рассмотрим, как нарисовать карикатуру с фотографии. Эксперементы будем проводить над образом американского кинорежиссёра, актёра и сценариста Орсона Уэллсса. Карикатурист Альфонсо Лопез показывает нам несколько фотографий Орсона Уэллсса, из которых он развивает карикатуру с тонким психологическим обозрением, как это соответствует сильной личности модели. Наш первый шаг состоит из определения характерных черт образа.

Рассмотрим, как нарисовать Мерлин Монро поэтапно. Давайте сделаем веселый карикатурный портрет Мерлин Монро, секс-символа экрана. Чтобы не изобретать велосипед изучим, как это сделал знаменитый шаржист Энтони Гарнер.

Рассмотрим, как научиться рисовать шарж поэтапно карандашом. Выполним на этом занятии карикатуру известного кинопродюсера Вуди Аллена в психологическом обобщенном стиле. Психологическая карикатура требует дальнейшего устранения от реалистических канонов. и детали теряют всякий смысл ввиду больших абстракции и определенных воздействий интеллектуального характера на наблюдателя. Для проведения этого занятия честь была оказана карикатуристу Альфонсо Лопесу, который работает в совершенно другом стиле.

Шарж на Альберта Эйнштейна (мастер-класс шаржа)

Продолжаем серию мастер-классов рисунка. На этот раз займемся головой одного из известных ученых - Альберта Эйнштейна. Почему он? Да, стариков, тем более таких лохматых, рисовать одно удовольствие. У него много характерных черт. Это и большой нос, и львиная грива, большие, по детски наивные глаза, густые, напоминающие мочалку усы. Фотографию я нашел в интернете.

Рисую как обычно. Начинаю с наброска. Для начала определяю общую форму, слегка преувеличивая ее в области, где располагаются волосы. Так что, в отличии от фотографии, где лицо смотрится больше чем волосы, я делаю лицо наоборот меньше, преувеличивая шевелюру.

Сразу же прорисовываю нос. На нем сделаем акцент. Вообще, когда рисуешь стариков, то всегда приходится рисовать большой нос. Это связано с возрастными изменениями пропорций лица. Именно в старческом возрасте нос выглядит более массивно по сравнению с другими частями лица.

По сути то, что получилось - это и есть основа для будущего шаржа. В изобразительном искусстве подобный прием называется "от общего к частному ". Мы сначала находим общую форму нашего будущего шаржа, а потом начинаем анализировать детали.

Прорисовываем форму носа. Конечно, не копируя ее такой, какая она есть на фото, а стараясь существующую форму как бы вытянуть вниз и в стороны, по направлению от переносицы к подбородку.

При этом глаза должны были бы смещаться к переносице. Однако не спешите делать быстрые выводы. У всякого правила есть свои исключения. В случае, если глаза большие, вытаращенные, их лучше немного увеличить. Главное при этом не упустить характерное выражение, которое обычно имеет человеческий взгляд.

На следующем этапе прорабатываем рисунок более детально. В шарже не обязательно точно следовать натуре, как это делают художники портретисты. Отнесемся к рисунку творчески. Попробуем создать некий образ, опираясь на имеющиеся у нас знания о том как нужно рисовать глаза, нос, волосы.

Постараемся передать объем. Для этого определим источник освещения. С освещением есть небольшой нюанс, который известен многим художникам, но который они держат в глубокой тайне от новичков. Еще начиная с Эпохи Возрождения, старые мастера обнаружили, что есть несколько выгодных точек освещения лица. Они то и стали рисовать портрет освещая его определенным образом, так чтобы тени как можно лучше подчеркивали форму лица. Чтобы получше познакомиться с этими шаблонами, советую посетить галерею художника Шилова. Почти все портреты, которые вы там увидите написаны при искусственном освещении определенного направления.

Это пожалуй самые распространенные шаблоны для освещения лица при рисовании портрета. Эти шаблоны служили сотни лет, они служат сейчас и они будут служить еще долго художникам. Поэтому советую заучить их и использовать в своем творчестве. Они дадут вам фору по сравнению с теми, кто этого не знает. Рисуете ли вы портрет или шарж, используйте шаблонное освещения и ракурс головы. Посмотрите, потом насколько я был прав.


Открываем еще один нижний слой, на котором мы будем раскрашивать наш рисунок.


Выбираем цвет для лица и закрашиваем им всю поверхность лица целиком, вместе с глазами, все, кроме волос и усов.

Как вы видите, верхний слой прозрачный. Цвет ложиться под нашим рисунком не закрашивая его. Это происходит благодаря тому, что в палитре слоев, мы установили флажок Multiply . Благодаря этому нам не нужно ломать глаза делая рисунок в Photoshop . Хватит с нас раскраски, если учесть тот фактор, что с непривычки рисовать на планшете не так-то легко.

А вот с раскраской все обстоит иначе. Единственное условие, о котором нужно не забывать. Перед тем, как начать раскрашивать что-либо, не забывайте открывать для этого новый слой.

Это даст вам возможность использовать весь набор инструментов программы, когда вы захотите скорректировать, цвет, тон или какое-нибудь иное свойство закрашиваемой поверхности. Может вы захотите, чтобы пиджак был темнее или светлее. Тогда вам не придется выделять его.

Вот волосы я крашу уже на другом слое. А вдруг чего? Мало ли.

А кофточку на другом слое. Ведь открыть новый слой в палитре намного быстрее, чем выделять ту или иную область рисунка.


Медленно, не торопясь. Выбирая в палитре более темные или более светлые оттенки того же цвета, добиваемся более сильного объемного изображения.


Лучше не экспериментировать с цветами. В подобного рода работах импрессионизм нам не нужен. Попробуйте добиться ощущения живости работы используя минимальный набор цветов.


Как вы видите, в этом шарже я использую всего три цвета. Вполне достаточно. Даже темно-коричневые глаза - это всего лишь более темный оттенок телесного.


Немного приводим в порядок детали. Тут нужно быть очень осторожными, чтобы не переборщить. Иногда чрезмерное увлечение деталями приводит к потере выразительности целого.

Лично я прорабатываю детали настолько, насколько они важны для общего восприятия рисунка в целом.

Сегодняшняя идея бизнеса подойдет всем тем, кто не представляет свою жизнь без холста бумаги и карандаша в руках. Мы поговорим о создании шаржей и карикатур, как о бизнесе с минимальными вложениями. В этом деле самое важное – это умение рисовать портреты и определять, глядя на человека, главные черты лица. А также, быть способным передать их на холсте. Как правило, хорошие карикатуристы и шаржисты получаются из студентов и выпускников художественных школ и ВУЗов. Многие из них промышляют подобными делами в свободное от учебы время. И, нужно сказать, обеспечивают себя дополнительным (а у кого-то он является основным) источником дохода. Прежде чем мы перейдем непосредственно к бизнес-идее, давайте немного разберемся в терминах.

Шарж и карикатура – не одно и то же?

В обществе прижилось ошибочное мнение, утверждающее, что шарж и карикатура – это один и тот же художественный жанр. Оказывается, это не так. Предлагаем вашему вниманию определения шаржа и карикатуры.

Шарж – это жанр изобразительного искусства, при котором главный герой (человек, животное или какой-либо предмет) изображается в добродушном юмористическом ключе. При этом художник намеренно отображает на холсте присущие именно этому герою внешние черты и особенности характера. Шаржи бывают разных видов, в зависимости от отображаемых объектов. На портретном изображается один человек. На групповом – несколько лиц, объединенных общей атмосферой. Есть шаржи с животными и какими-то особенными для заказчика предметами (например, изображающие дом, машину и т.п.). Особое место занимают сюжетные картины, где, помимо основного героя, рисуется еще и окружающая обстановка. На наш взгляд, это самый интересный и красивый вид шаржа.

Карикатура – прародитель жанра шаржа. Это сатирико-юмористические рисунки, изображающие человека или предмет с преувеличением присущих ему черт, как внешних, так и внутренних. Отличается от шаржа социальной или политической остротой. Чаще всего, на таких картинах изображают известных политиков, бизнесменов, звезд шоу-бизнеса.

Теперь, когда вы имеете представление об этих двух жанрах, предлагаем вернуться к нашей идее бизнеса.

Как научиться рисовать шаржи и карикатуры?

Это первый вопрос, который задаст любой человек, заинтересованный в реализации данной идеи, но не умеющий создавать юмористические портреты. Специалисты утверждают, что основополагающим принципом является знание анатомии и мимики человеческого лица. И, конечно же, умение рисовать портреты. Всему этому можно обучиться самостоятельно, изучая книги и уроки в сети интернет. Но, не стоит себе врать. На такое обучение потребуется очень много времени. Есть более короткий и правильный путь – записаться в художественную школу, на курсы или даже в ВУЗ. Тамошние преподаватели научат вас основам и хитростям изобразительного искусства и за относительно короткий срок сделают из вас специалиста.

Особое внимание стоит уделить обучению рисования человеческого тела и лица, так как эти умения будут крайне полезны при создании шаржей и карикатур.

Как только вы научитесь рисовать лица, можно переходить к следующему этапу. Необходимо научиться выделять главные черты лица того или иного человека, а также те черты, которые минимально отражают его внешний вид и характер. Шарж и карикатура строятся на умении преувеличить более важные черты и способности убрать неважные.

Полезным станет наблюдение за работой художника-шаржиста. Вы увидите, как создается портрет. С чего начинается рисунок. Чему уделяется наибольшее внимание. И т.д. Самое главное – практика. Садитесь за свой рабочий стол, доставайте бумагу, карандаш и вперед. Чем больше вы будете рисовать, тем быстрее научитесь. Для начала потренируйтесь рисовать с фотографии. После нескольких успешных карикатур или шаржей можно попробовать рисовать с натуры. Попросите своих друзей или родственников позировать вам.

Оттачивайте свое умение до тех пор, пока не научитесь создавать отличные юмористические картины быстро и легко. Как правило, профессиональному шаржисту или карикатуристу достаточно 10 минут, чтобы предоставить клиенту готовый портрет. После этого вы готовы к предложению своих услуг широкой публике.

Как организовать свой бизнес на шаржах и карикатурах?

Мы выделили три способа реализации данной идеи бизнеса. Первый – открыть собственную мастерскую по созданию подобных рисунков. Для этого вам потребуется небольшое помещение. Оптимальная площадь – 12-15 кв. м. Здесь и клиенту будет, где развернуться и у вас будет пространство для творчества. На стены, конечно же, стоит повесить результаты своих предыдущих работ. Они станут дополнительным портфолио. Кстати, красиво оформленное портфолио понадобится вам при реализации идеи любым из трех предложенных способов.

Второй вариант – прием заказов через интернет. Преимущества данного способа – охват огромного количества клиентов, независимо от их местонахождения. Готовые работы вы можете отправить им в электронном виде по email или же в печатном варианте по почте. Минусом является невозможность рисования с натуры. Рисовать с фотографии несколько сложнее и дольше. Но, думаем, это не такая уж помеха. Возможность работать с клиентами по всей стране и за ее пределами с лихвой перекрывает данный недостаток. Для реализации не нужен офис, но зато понадобится собственный сайт и его дальнейшая раскрутка.

И последний вариант (хотя, вы можете придумать и другие способы реализации данной бизнес-идеи) – создание шаржей в реальном времени. То есть, мы предлагаем вам стать уличным художником-шаржистом. Для реализации понадобится небольшой стенд. Можно самодельный. На него вы повесите несколько своих работ и расценки. Несколько небольших стульев. На одном будете сидеть вы, на других – ваши клиент. И, как и везде, вам понадобятся художественные принадлежности и бумага. Здесь очень важно оказаться в нужное время в нужном месте. Наиболее удачные места – парки, скверы, площади, пляжи. Последние – это, наверное, вообще самое денежное место в мире для «рисовальщиков юмористических картин». Наиболее благоприятное время – праздничные дни с утро до вечера, в будние дни вечером, по выходным можно пробовать с обеда и до темноты. Как показывает практика, около таких художников-карикатуристов (шаржистов) скапливаются кучи народа. Кто-то просто посмотреть, кто-то ждет своей очереди.

Сколько можно заработать?

Как мы уже сказали в начале, создание шаржей и карикатур – это бизнес с минимальными вложениями. К примеру, чтобы начать деятельность в качестве уличного художника, достаточно небольшого мольберта, нескольких листов бумаги и простого карандаша (угля, красок – зависит от вашей техники). Стульчики можно взять из дома.

Стоимость одного шаржа, даже самого простого, составляет 500-600 рублей. Если это сюжетный рисунок, выполненный акварелью или пастелью, то его цена может доходить до 5-6 тысяч рублей. Что касается времени, потраченного на рисование одной картинки, то оно составит максимум полчаса. Дальше считайте сами.

Одно можно сказать с уверенностью. Умение рисовать шаржи и карикатуры способно обеспечить своего обладателя серьезным источником дохода. Основным или дополнительным.



Транспорт