Что стало с сыном паганини ахиллесом. Последние дни паганини

Для современников он был загадкой. Одни видели в нем гения, другие - шарлатана и мошенника. Его имя было окутано легендами и тайнами.

Рождение гения

В конце октября 1782 года в Генуе в переулке Черная кошка в семье Антонио Паганини и Терезы Боччардо родился второй ребенок - сын Никколо. Мальчик родился слабеньким и болезненным. От экзальтированной и чувствительной матери он унаследовал хрупкость и восприимчивость к болезням. От отца ему достались темперамент, настойчивость, кипучая энергия.

Однажды его мать увидела во сне прекрасного ангела, который предрек, что быть ее второму сыну великим музыкантом. В это поверил и отец мальчика - любитель музыки. Антонио был сильно разочарован тем, что старший сын Карло не радовал родителей успехами в музыке. Именно поэтому всю свою энергию он направил на то, чтобы заставлять младшего сына постоянно упражняться в игре на скрипке. Так начиналась биография Паганини. Он практически был лишен детства. Оно проходило в изматывающих занятиях музыкой.

Необыкновенный дар

Словно компенсируя физическую слабость ребенка, природа щедро наградила его идеальным, до предела чувствительным слухом. Занимаясь музыкой, Никколо Паганини, фото которого вы видите в нашей статье, открывал для себя новый мир, окрашенный необыкновенными цветами. Он пытался воссоздать его, играя на гитаре, мандолине и маленькой скрипочке, которая была одновременно его лучшей подружкой и мучительницей.

Отец рано рассмотрел способности сына. С каждым днем он все отчетливее понимал - его сын наделен огромным талантом, который в дальнейшем приведет к славе и большим деньгам. Он прекрасно понимал, что его время в занятиях с сыном закончилось и пришло время нанимать профессиональных музыкантов. Чтобы занятия проходили практически постоянно, маленького музыканта запирали в темном чулане, и отец внимательно следил за тем, чтобы музыка лилась непрерывно. За лишали еды. Такие занятия подорвали и без того хрупкое здоровье мальчика.

Первые учителя

Никколо Паганини чувствовал музыку всей душой. Несмотря на то что занятия изматывали его физически, в музыке он находил покой и удовлетворение. Его первым учителем стал поэт из Генуи, композитор и скрипач Франческе Ньекко. Биография Паганини насыщена интересными встречами с творческими людьми.

Никколо очень рано стал сам создавать музыку. Уже в восемь лет он написал сонату для скрипки и несколько сложных вариаций. Постепенно слух о маленьком гениальном скрипаче стал распространяться по городу и на обратил внимание известный в городе скрипач из капеллы собора Сан-Лоренцо. Его звали Джакомо Коста. Он стал раз в неделю заниматься с Паганини, внимательно наблюдая за его развитием и передавая ему секреты мастерства. Эти занятия продолжались более полугода.

Начало концертной деятельности

После занятий с Коста жизнь Паганини изменилась. Он смог начать заниматься концертной деятельностью. Это произошло в 1794 году, когда юному музыканту едва исполнилось двенадцать лет. В этот время он познакомился с людьми, которые сильно повлияли на его дальнейшую судьбу. Необходимо отметить, что биография Паганини насыщена встречами с людьми, которые помогали юному дарованию совершенствовать свое мастерство.

Богатый аристократ и меломан Джанкарло ди Негро из Генуи стал не только поклонником творчества молодого скрипача, он стал его другом, взявшим на себя заботу о его дальнейшем образовании. Новым учителем Никколо стал Гаспаро Гиретти - хороший полифонист, сумевший привить молодому человеку отличную композиторскую технику. Он научил Паганини сочинять музыку без инструмента, используя внутренний слух.

Всего лишь за несколько месяцев музыкант сочинил двадцать четыре фуги для

фортепьяно, несколько пьес, которые, к сожалению, были утеряны и не дошли до нас, и два скрипичных концерта. После блестящего выступления в Парме молодого музыканта захотели послушать при дворе герцога Бурбонского.

Отец Никколо быстро сообразил, что настало время получать деньги за талант сына. Он взял на себя роль импресарио и организовал турне по Северной Италии. Во всех городах Никколо ожидал ошеломляющий успех. Молодой человек как губка впитывал новые невиданные впечатления, продолжая много тренироваться, совершенствуя свое мастерство.

Каприччо великого маэстро

В этот период рождаются знаменитые каприччо, в которых можно без труда увидеть изменение принципов и технических приемов, которые были введены Локателли. У учителя маэстро это были технические упражнения, а у Никколо - блестящие, оригинальные миниатюры. Каприччо Паганини совершили настоящий переворот в скрипичной музыке. Он смог добиться максимальной концентрации выразительности, собирая его художественный смысл в сжатую пружину.

Начало самостоятельной жизни

Итальянский темперамент Никколо, сформировавшийся характер стали все чаще приводить к конфликтам и ссорам в семье. Полная зависимость от отца становится для молодого человека все более утомляющей. Ему хочется свободы. Именно поэтому, когда ему предложили место первой скрипки в Лукке, он с радостью и благодарностью принял предложение. Он стал руководителем городского оркестра. К тому же у него появилась возможность концертировать. Он с огромным успехом выступает в Милане, Пизе, Ливорно. Восторженный прием публики кружит голову.

Паганини: биография, личная жизнь

Никколо был страстен и пылок не только в музыке. Именно в это время он встречает первую любовь, и его имя почти на три года исчезает с афиш. Появляются несколько гитарных сочинений, посвященных таинственной «синьоре Диде». В 1804 году музыкант возвращается в Геную, где занимается только сочинительством. Затем он снова возвращается в Лукку, где правил Феличе Бачокки, который в то время был женат на сестре Наполеона - княгине Элизе. Отношения композитора с княгиней в скором времени перестали быть сугубо официальными.

Паганини пишет и посвящает ей «Любовную сцену» для двух струн («Ля» и «Ми»). Во время исполнения сочинения другие струны снимались. Произведение произвело фурор. Затем княгиня пожелала, чтобы для нее была написана пьеса для одной струны, и Паганини принял вызов. Он создает сонату «Наполеон» для одной струны «Соль», которую с триумфом представил на Придворном концерте.

Через три года отношения с княгиней Элизой стали тяготить Никколо Паганини. Биография, маэстро насыщена любовными похождениями и скандалами. Однако таких чувств, которые он испытывал к своей первой пассии, знатной даме, которая вероятнее всего была старше его, он больше не испытывал ни к одной женщине.

В конце 1814 года маэстро приезжает с концертами на родину. Все его выступления

проходят с невиданным успехом. В газетах его называют гением независимо от того, ангел он или демон. Здесь он повстречал еще одну женщину, которой страстно увлекся - дочь портного Анджелину Каванну. Он взял девушку с собой в Парму. Очень скоро выяснилось, что у нее будет ребенок, и Паганини тайно отправляет ее к своим знакомым в пригород Генуи.

В мае того же года отец забрал Анджелину и подал на Паганини в суд. продлился два года. Анжелина родила ребенка. К сожалению, он вскоре умер. Суд постановил выплатить девушке три тысяч лир.

Цена таланта

Никколо Паганини, биография которого неразрывно связана с музыкой, к сожалению, очень мало времени уделял своему здоровью. В 1821 году его творческий путь был внезапно прерван пошатнувшимся здоровьем. Его все чаще стали мучить приступы сильнейшего кашля, боли в кишечнике и почках. Его состояние постоянно ухудшалось. Втирания ртутной мази, строжайшая диета ему не помогают. Появляются даже слухи, что маэстро скончался. Но это лишь слухи. Биография Паганини еще не закончена.

Состояние немного улучшилось, но даже выйдя из тяжелейшего кризиса великий музыкант не брался за скрипку.

Возобновление концертной деятельности

В апреле тысяча восемьсот двадцать четвертого года Никколо неожиданно для всех приезжает в Милан и сообщает о своем желании дать концерт. Затем он дает концерт в Павии и Генуе. В это время он возобновляет отношения с бывшей любовницей Антонией Бьянки, которая к тому времени стала известной певицей, имевшей успех в «Ла Скала». У них появляется сын Ахилл. Паганини много работает. В это время появляются новые произведения - «Военная соната», «Польские вариации», «Компанелла». Второй концерт для скрипки Си минор становится кульминацией творчества музыканта. После него он не создал ничего более легкого, захватывающего и радостного.

Биография Паганини состоит из переплетения счастливых и трагических событий. Весной 1830 года великий музыкант концертировал в Вестфалии, получил там титул барона, который передается по наследству.

В октябре тысяча восемьсот тридцать девятого года Никколо Паганини в последний раз в жизни посещает родную Геную. Он уже очень плохо себя чувствует. Последние пять месяцев своей жизни он не может выходить из дома, у него сильно опухают ноги, и он истощен настолько, что не в состоянии взять в руки смычок. Любимая скрипка лежала с ним рядом, и он пальцами перебирал ее струны.

Великий музыкант, композитор, виртуозный исполнитель умер в Ницце двадцать седьмого мая тысяча восемьсот сорокового года в возрасте пятидесяти восьми лет.

Сегодня мы познакомили вас с жизнью Николо Паганини. Биография, кратко изложенная в этой статье, конечно, не может дать полного представления об этой яркой и неординарной личности.

1840 год. Италия. Загородное поместье Паганини

Паганини дописал последнюю партитуру, и отложив ее в сторону взял чистый лист бумаги и начал писать. Спустя полчаса, он дописал письмо и протянув руку к колокольчику, позвонил в него, и когда в комнату вбежал его сын Ахилл, слабым голосом сказал:
- Сынок... Я умираю. Прошу тебя - когда я умру, ты поедешь в Америку и передашь вот это письмо Шарлотте Уотсон.
- Нет, нет папа - ты выздоровеешь, я верю! - возразил Ахилл. Николо усмехнулся и сказал:
- Спасибо что веришь в своего старика. Но я-то знаю что конец близок. Только об одном прошу - передай письмо.
- Хорошо папа. - Ахилл обнял своего отца, и встав, спрятал письмо в карман.
Спустя пару часов Никколо Паганини скончался...

Пару лет спустя. Америка. Нью-Йорк.

В двери двухэтажного особняка постучался молодой человек. Спустя пару минут ему открыл дворецкий:
- Вам кого, мистер?
- Здесь проживает Шарлотта Уотсон... ой то есть Шарлотта Уильямс?
- Да сэр, а вы по какому вопросу?
- Я по личному посланию старого друга миссис Уильямс. У меня письмо от ее друга, которое он велел передать ей лично в руки.
- Как вас представить ей?
- Ахилл. Ахилл Паганини.
- Прошу вас сэр. - дворецкий пригласил его внутрь дома - Я сейчас оповещу миссис Шарлотту.
Ахилл встал у окна, ожидая. В то время дворецкий поднялся наверх и постучав в спальню вошел и сказал:
- К вам посетитель.
- Кто такой? Очередной поклонник?
- Нет мэм. Он говорит что он посланник от вашего старинного друга, и у него послание, которое он должен передать лично вам.
- Я сейчас спущусь. - Сказала Шарлотта, и надев домашнее легкое платье, вышла из спальни и спустилась вниз. Ахилл, услышав ее приближение отвернулся от окна.
- Мне сказали что у вас послание от моего старинного друга? От какого именно друга и кто вы собственно говоря такой?
- Я - Ахилл Паганини. А вот это - он вытащил запакованное письмо из-за пазухи и протянул письмо Шарлотте - письмо от моего отца Никколо Паганини. Это было его последнее письмо и его последней просьбой было что бы я передал это письмо вам.
- То есть как «последнее письмо» и «последнее желание»? Вы хотите сказать что Никколо... - тут Шарлотта не выдержала и сев в близлежащее кресло, заплакала. Тут же выскочил малыш лет 10 и подбежав к Шарлотте и спросил ее:
- Мама, почему ты плачешь? Этот дядя тебя обидел? - и не дождавшись ответа, бросился на Ахилла, молотя его кулачками по сюртуку - Уйди отсюда! Ты злой!
- Стой Никколо, этот дядя не при чем. - сквозь слезы сказала Шарлотта. Вытерев слезы, она распечатала конверт и стала читать такой родной и знакомый почерк:
« Здравствуй моя дорогая Шарлотта. Это моя последнее письмо, и когда ты его будешь читать - я уже буду мертв. Стоя на пороге смерти я многое осмыслил и многое осознал. Моим главным счастьем была не возможность играть свою музыку на главных сценах театров, а ты. Я всю свою жизнь прожил словно в тумане, и лишь увидев тебя - как будто прозрел. Ты была моей путеводной звездой все это время и все что я делал - делал ради тебя. Возможно я совершил немало зла. Впрочем не "возможно" - а так оно и есть! Но я знаю что одним из немногих светлых пятен в моей душе была ты, моя любимая Шарлотта. И сейчас, находясь на смертном одре я прошу тебя об одном - прости меня за все то зло и все те страдания, что я причинил тебе. Навеки твой - Никколо Паганини.»

Дочитав до конца, она подняла влажные от слез глаза на Ахилла и спросила:
- Когда он скончался?
- Два года назад. И на стене в его комнате висел ваш портрет. Последние месяцы он лишь лежал в кровати, смотрел на ваш портрет и перебирал струны на скрипке - ибо он уже не мог держать смычок. И вот - он еще просил передать вот это вам. - Он вытащил из кармана второй сверток, в котором лежал сборник партитур и арий, написанных Никколо специально для Шарлотты.
- Спасибо вам Ахилл, за то, что передали его последнюю весточку.
- Прощайте мадам. - Ахилл поклонился и вышел из особняка, оставив Шарлотту и ее маленького сына, Никколо Уильямса в той гостиной.

Личность Никколо Паганини всегда приковывала внимание публики, одни видели в нем настоящего гения, другие же мошенника, отказываясь верить в такой необычайный талант. Даже сегодня никто не может отрицать тот факт, что он был настоящим Маэстро и хоть виртуозный скрипач ушёл в вечность, но его произведения, а также воспоминания о его феноменальном таланте остались. Вся жизнь великого музыканта окутана тайнами и недомолвками, сопровождавшими его повсюду.

Краткую биографию Никколо Паганини и множество интересных фактов о композиторе читайте на нашей странице.

Краткая биография Паганини

Родился будущий музыкант в Генуе 27 октября 1782 года. Его отец был мелким торговцем, но вместе с тем, Антонио Паганини очень увлекался музыкой и мечтал, чтобы его сын стал великим музыкантом. Практически все детство Никколо посвятил занятиям на инструменте. От природы ему достался необычайно острый слух, и с каждым днем его отец осознавал, что Никколо ждет слава настоящего виртуоза, поэтому было решено нанять ему профессионального учителя.


Так его первым наставником, не считая отца, стал Франческе Ньекко, который был композитором и скрипачом. Эти занятия помогли еще больше раскрыть талант маленького музыканта и уже в возрасте восьми лет он создает свою первую сонату.

Слух о маленьком гении постепенно разлетелся по всему небольшому городу и на Никколо обратил пристальное внимание скрипач Джакомо Коста, который теперь каждую неделю стал заниматься с мальчиком. Эти уроки принесли большую пользу начинающему музыканту и он,благодаря этому,смог начать концертную деятельность. Так, первый концерт будущего виртуоза состоялся в 12 лет, в 1794 году.


После этого на Никколо обратили внимание многие влиятельные люди. Например, Джанкарло ди Негро, известный аристократ, стал покровителем и настоящим другом талантливого музыканта, помогающий ему с дальнейшим обучением. Благодаря его поддержке, новым педагогом Паганини стал Гаспаро Гиретти, который обучал его композиции. В частности, он приучал музыканта пользоваться внутренним слухом во время сочинения мелодий. Под руководством учителя, за несколько месяцев Паганини смог сочинить 24 фуги, пьесы и даже концерты для скрипки.

Вдохновившись успехом своего талантливого сына, Антонио Паганини поспешил взять на себя обязанности импресарио и принялся готовить турне по стране. Выступление столь одаренного ребенка производило настоящий фурор. Именно в этот период из под его пера выходят знаменитые каприччио, совершившие самый настоящий переворот в мире скрипичной музыки.

Вскоре Никколо решает начать независимую от своих родителей жизнь и карьеру, тем более он получает заманчивое предложение – место первой скрипки в Лукке. Он становится не только управляющим городского оркестра, но и продолжает успешно выступать по всей стране. Концерты музыканта по-прежнему проходят блестяще и вызывают бурный восторг у публики.

Известно, что Паганини был очень влюбчив и именно в этот период времени, виртуозный скрипач встречает первую любовь. Он даже на три года прекратил гастролировать и всерьез увлекается композицией. Свои произведения, сочиненные в этот промежуток времени, Никколо посвящает «синьоре Диде». Не секрет, что Паганини приписывают множество романов, даже с августейшими особами. Речь идет о сестре Наполеона Элизе, которая была замужем за Феличе Бачокки (правителем в Лукке). Композитор даже посвятил ей «Любовную сцену», которую написал всего для двух струн. Это произведение очень понравилось публике, а сама княгиня предложила маэстро сочинить пьесу уже для одной струны. В биографии Пагании есть такой факт, что через некоторое время маэстро представил сонату «Наполеон» для струны «Соль». Известно также, что через несколько лет сам скрипач принял решение прекратить общение с Элизой.

Спустя время, вернувшись в родной город, Никколо уже увлекся дочерью портного – Анджелиной Каванной, которую даже взял с собой в Парму. Однако вскоре выяснилось, что девушка в положении, и поэтому она вынуждена была отправиться назад в Геную. Сохранились сведения, что отец Анджелины подал на музыканта в трибунал и суд, длившийся два года, который постановил выплатить пострадавшей значительную денежную сумму.


В 1821 году здоровье Паганини сильно пошатнулось, ведь он уделял много времени музыке и совсем не заботился о себе. Музыкант пытался облегчить приступы кашля и боли различными мазями, поездками на морские курорты, однако ничего не помогало. Из-за этого Николо был вынужден на время прекратить концертную деятельность.

Весной 1824 года скрипач неожиданно посещает Милан, где тут же принимается организовывать свой концерт. После этого он уже с успехом выступает в Павии и родном Генуе. Именно в этом время он вновь встречает свою прежнюю любовь Антонию Бьянку, известную певицу. Через некоторое время у них рождается сын Ахилл.

В этот промежуток времени Паганини очень много времени посвящает композиции, постоянно сочиняя очередные шедевры: «Военная соната», Концерт для скрипки №2 – эти произведения становятся настоящей кульминацией его творческого пути. В 1830 году, после успешного выступления в Вестфалии, он удостаивается титула барона.

В 1839 году Никколо отправляется в Ниццу, где снимает себе небольшой домик и несколько месяцев буквально не выходит никуда из-за плохого самочувствия. Его состояние настолько было ослаблено, что он не мог уже взять в руки свой любимый инструмент. Умер знаменитый скрипач и композитор в 1840 году.



Интересные факты

  • До сих пор неизвестно, посещал ли вообще известный музыкант когда-либо школу. Исследователи отмечают, что в его рукописях очень много грубых ошибок, причем даже в тех, которые написаны в зрелом возрасте.
  • Не секрет, что родился Паганини в семье мелкого торговца, хотя изначально его отец трудился даже грузчиком. Однако, как позже стало известно, при переписи населения Наполеон приказал указать в документах, что отец Паганини был "держателем мандолин".
  • Сохранилась история о том, что мать будущего виртуоза как-то во сне увидела ангела, который сообщил ей, что их сына Никколо ждет карьера великого музыканта. Отец Паганини, услышав это очень воодушевился и обрадовался, ведь он мечтал именно об этом.
  • Уже с 5 летнего возраста маленький Никколо начал заниматься на мандолине , а через год на скрипке . Отец часто запирал его на чердаке, чтобы он больше проводил время за инструментом, что впоследствии отразилось на здоровье музыканта.
  • Впервые на сцене Паганини выступил 31 июля 1795 года в театре Сант-Агостино, родного города. На вырученные от концерта средства, 12-летний Никколо смог поехать в Парму, чтобы продолжить обучение у Алессандро Ролла.
  • Когда Антонио Паганини вместе с сыном приехали к Алессандро Ролла, тот не смог их принять из-за плохого самочувствия. Рядом с комнатой музыканта лежал его инструмент и ноты сочиненного им же произведения. Маленький Никколо взял эту скрипку и исполнил то, что было записано на нотной бумаге. Услышав его игру, Алессандро Ролла вышел к гостям и сообщил, что не может ничему большему научить этого исполнителя, так как он и так уже все знает.
  • Концерты Паганини всегда производили настоящий фурор, а особо впечатлительные дамы даже теряли сознание. Он продумывал все до мельчайших мелочей, даже «внезапно лопнувшая струна» или расстроенный инструмент, все было частью его гениальной программы.
  • Из-за умения Паганини подражать на скрипке пению птиц, человеческому разговору, игре на гитаре и других инструментах, его называли «Южным колдуном».


  • Музыкант наотрез отказывался сочинять псалмы для католиков, навлекая на себя этим самым гнев церковнослужителей с которыми впоследствии долго конфликтовал.
  • Известно, что Паганини был масоном и даже сочинил масонский гимн.
  • Среди все слухов, ходивших вокруг персоны скрипача, выделяется легенда о том, что он специально обращался к хирургу для проведения тайной операции, позволившей ему значительно повысить гибкость рук.
  • Никколо был очень рассеянным, он с трудом мог запомнить даже дату своего рождения. Зачастую в документах он указывал неверный год, причем каждый раз это были разные даты.


  • В биографии Паганини есть история о том, как маэстро однажды, отказал самому английскому королю. Получив приглашение от него выступить при дворе за довольно скромный гонорар, Паганини пригласил короля на свой концерт в театре, чтобы тот смог еще более сэкономить на этом.
  • У Паганини было очень сильное увлечение азартными играми, из-за этого известный музыкант очень часто оставался без средств. Ему даже приходилось несколько раз закладывать свой инструмент и просить денег в долг у товарищей. Лишь после рождения наследника, он завязал с картами.
  • Он был весьма востребованным исполнителем, и за выступления Никколо получал огромные по тем меркам гонорары. После своей смерти он оставил наследство в несколько миллионов франков.
  • Удивительно, но музыкант не очень любил записывать свои сочинения на бумаге, так как хотел быть единственным их исполнителем. Однако, один скрипач смог его очень удивить, речь идет о композиторе Генрихе Эрнсте, который исполнил вариации Паганини на своем концерте.


  • Еще при жизни вокруг маэстро ходило множество слухов, даже его родителям «доброжелатели» посылали письма, в которых пытались запятнать имя музыканта. Чего только стоит легенда о том, что свою искусную игру он оттачивал в тюрьме. Даже в романе Стендаля упоминается об этой странной выдумке.
  • Пресса довольно часто в последние годы жизни музыканта сообщала ошибочно о его смерти, позднее им приходилось писать опровержение, а популярность Паганини только возрастала в связи с этим. Когда композитор умер в Ницце, печатные издания снова опубликовали некролог и даже сделали небольшую заметку, что надеются на то, что скоро опять напечатают опровержение.
  • В коллекции маэстро было несколько скрипок, среди них работы Страдивари, Амати, но свою самую любимую – Гварнери, он завещал городку, в котором родился. Один из его инструментов сейчас хранится в России. Речь идет о скрипке работы Карло Бергонци, которую приобрел Максим Викторов в 2005 году за 1.1 млн долларов.

История скрипки Паганини

Сам композитор дал весьма необычное название своему любимому инструменту – «Пушка». Связано это было с событиями, которые происходили в его стране в первой половине XIX века. Изготовил скрипку Бартоломео Джузеппе Гварнери в 1743 году. Исследователи указывают, что подарил 17-летнему музыканту инструмент один парижский купец. Скрипка сразу же привлекла внимание Никколо силой звучания и стала его любимой. Он очень трепетно к ней относился и однажды даже обратился к скрипичному мастеру, потому что инструмент потерял голос. Приехав через несколько дней к нему, Маэстро с облегчением услышал знакомое звучание скрипки и в награду отдал мастеру Вильому ценную шкатулку, усыпанную самоцветами. Свой щедрый дар он объяснил тем, что в свое время у него было две такие шкатулочки. Одну из них он презентовал своему врачу, за то, что тот вылечил его тело. Теперь же он подарил вторую мастеру, так как тот исцелил его «Пушку».

В своем завещании Паганини указал, чтобы вся его коллекция инструментов должна быть передана Генуе, где он родился и впредь не покидала города. Это касалось и «Пушки», которая впоследствии получила название «Вдова Паганини». Связано это было с тем, что никто больше не смог извлечь из нее подобное звучание, какое получалось у Маэстро.

Скрипка Паганини в настоящее время находится под пристальным наблюдением в музее Палаццо Дориа-Турси, там же есть и некоторые другие личные вещи музыканта. Несмотря на то, что инструмент хранится постоянно в музее, иногда его все же можно услышать в концертном зале. Правда играть на нем разрешается лишь победителю музыкального конкурса имени Паганини .

Секрет необычайного таланта Паганини

Вокруг необычайного таланта Паганини всегда ходили легенды, и какие только истории не выдумывали современники, чтобы попытаться объяснить его гениальную игру на скрипке. Сговор с потусторонними силами, специальная операция, мошенничество - все эти слухи, лишь малая часть из множества других, окружавших музыканта. Американский врач Майрон Шенфельд попытался тоже объяснит секрет скрипичной техники маэстро. По его мнению, все дело в наследственном заболевании, от которого страдал Паганини.

Наверное, ни об одном скрипаче не ходило столько сплетен, как о Паганини. Говорили, что он заключил сделку с дьяволом, а его скрипка исписана дьявольскими заклинаниями. Надо сказать, внешность Паганини располагала к таким слухам. Черные глаза, черные вьющиеся волосы, тонкие черты лица, высокий лоб, тонкий нос с горбинкой, тонкие губы, волевой упрямый подбородок. А если к этому прибавить разную длину рук и кособокость, гениальность и техническую виртуозность, становится понятным, почему его концерты пользовались невероятной популярностью. ТАКОГО хотели послушать все. Как к этим слухам относился сам музыкант? Он смеялся! Но смеялся он на людях, в душе ненавидя и презирая этих самых людей. Дьявольское перевоплощение, достойное пера великого Гете. Но нет дыма без огня. И в самом деле, в жизни Паганини много загадок и мистики. Начнем хотя бы с этой – будущий музыкант родился в бедном квартале Генуи, в переулке Черная кошка. Итальянцы, люди суеверные, и тут уж не сложно предугадать судьбу – появится на свет в маленьком узком переулок с дьявольским названием, мог только неудачник. И действительно, невезение и горе неотступно следуют за мальчиком. В четыре года Паганини заболел краснухой, семья жила бедно, так что денег на хорошего врача и лекарства не было – родителям ничего не оставалось, как терпеливо ждать чуда или… Однажды отец присел на край кровати, чтобы покормить мальчика, но тот больше не двигался. Посчитав его мертвым, Антонио Паганини завернул маленького Никколо в саван и положил в заранее приготовленный гроб. Спасла случайность. Перед тем, как начать заколачивать крышку, мать заметила, что грудь мальчика еле-еле поднимается — он дышал. С того времени смерть, словно тень, следовала за Паганини: постоянные болезни, приступы, нервные срывы. А может это некая мистическая расплата? Ведь мальчишка из бедного квартала Генуи, с переулка Черная кошка не сгинул, как тысячи других, а попал в Историю и занял место Великого Музыканта? Кто определил ему это место? Бог? Судьба? Отец? Антонио Паганини — обыкновенный торговый агент, мечтавший о музыкальной славе для своих детей? Но почему именно о музыкальной? Торговля – дело неблагодарное и неблаговидное. Самое дно жизни. Многие обыватели почему-то считают, что торговцы хорошо живут. Это неправда. Хорошо живут только те, кто ворует в особо крупных размерах. Так было во все времена. Исходя из того, что достопочтенный глава семейства не воровал, а честно зарабатывал на торговом деле, семья бедствовала. Паганини повезло в том, что отец любил музыку и не хотел, чтобы сыновья жили среди торгашей. Антонио Паганини мечтал о славе и богатстве. Он уверовал в то, что музыка хороший способ все это получить. Сам Антонио, амбициозный и честолюбивый, мало чего добился в жизни, поэтому все свои чаяния и надежды возлагал на сыновей. Больше всего на старшего Карло, ведь Никколо часто болел. Но видимо судьба уже взялась за странного хилого мальчика, который за свою короткую жизнь успел побывать в гробу. Старший брат ненавидел скрипку. От музыки его воротило! А пиликать приходилось каждый день! Но тут, как всегда помог случай. Однажды Тереза Боччардо увидела вещий сон. К ней явился ангел и предрек младшему сыну судьбу великого музыканта. Утром она все рассказала мужу. Можно только представить радость Антонио! Карло тут же был освобожден от музыкальной повинности и скрипку в руки взял маленький Никколо. Вот так сон матери определил жизнь и судьбу Никколо Паганини. Теперь он обязан был стать музыкантом, не торговым агентом, не пастухом, не авантюристом, а именно музыкантом.

Увы, Антонио Паганини не обладал тонкой душевной организацией, музыкальную науку он вколачивал в сына грубо и по-мужски. Не озадачивая себя тем, что Никколо еще ребенок, он купил ему скрипку, как для взрослого. Мальчику неудобно было ее держать и от этого одну руку приходилось постоянно вытягивать, а левое плечо держать выше правого. С утра до ночи, запертый в чулане он пытался издавать на скрипке какие-то звуки. Как и все одаренные люди, Паганини не разминулся со своим предназначением. За попытки играть с мальчишками на улице, за отказ заниматься музыкой — его били и лишали еды. Никколо воюет с отцом за самый маленький кусочек свободы. Но Антонио ни в чем не уступает – ведь сыновей у него больше не было. Кто тогда станет музыкантом и вытянет семью из нищеты? Результат борьбы отца с сыном получился неоднозначный. Паганини влюбился в скрипку. Через боль и жестокость, он открывал новый мир звуков, чувственности и восприятия. Музыка ворвалась в жизнь бедного мальчика, подчинив себе все желания, стремления и надежды. Это и есть самая большая странность Паганини. Всю жизнь он будет в плохих отношениях с отцом. И когда станет богатым и знаменитым, меньше всего на свете его будет интересовать судьба Антонио Паганини.

В 8 лет Никколо пишет первую скрипичную сонату. В двенадцать лет, в понедельник 26 мая 1794 г. дает первый концерт.

Молодой, горячий, темпераментный, под жестким контролем отца его концертная деятельность расписана на месяцы вперед. Несмотря на хилое здоровье сына, Антонио возит его по итальянским городам словно обезьянку, не испытывая ни капли сочувствия заставляет выступать и зарабатывать деньги для семьи.

Необыкновенная одаренность мальчика поражает. Перед первыми гастролями, учитель Никколо Паер разослал рекомендации во все крупные города Италии, в которых сообщалось «о появлении Паганини, как чуда в истории музыкального мастерства. В мире музыкальных чудес Паганини открывает собой новую страницу и что жизнь и история человечества не знали таланта подобного объема и мощи».

Парма, Флоренция, Пиза, Ливорно, Болонья, Милан – жизнь, словно калейдоскоп городов. Никколо музыкально одарен, у него необычайный музыкальный слух. Расплата за талант – хилое здоровье. Он постоянно простужен, часто болеет, но какие это все пустяки! – считает отец, — когда на кону большие деньги! Тайна отношений отца и сына — семейные тайны Паганини. Он ненавидел и презирал отца – человека, который дал ему в руки скрипку, помог начать концертную деятельность, поставил на крыло, был предан им при удобном случае. Приняв предложение занять место первого скрипача в Лукке, Паганини бежит из дома. Из ненавистного дома, без оглядки, только пятки сверкают.

Теперь он свободен! Сам себе хозяин. Вырвавшись из-под жесткой опеки отца, Паганини мог пуститься во все тяжкие – женщины, вино, карты. Но.

Да, свобода опьянила. Да, появились первые увлечения. Но уже слишком много принесено на жертвенный алтарь музыки, чтобы взять и все бросить. Глупо сгнить и пропасть среди тысяч обыкновенных судеб. Наука отца крепко вбита в голову – слава! Только слава! Тайна семейной ненависти.

С небывалым успехом Паганини выступает в Пизе, Милане, Ливорно.

И вдруг… первая любовь.

Первая страсть, по своей силе не уступающая одержимости музыкой. Надо попробовать. Хочется познать. На целых три года Паганини исчезает с поля зрения, не дает концерты, не гастролирует. Только в конце 1804 года он вновь появляется в Генуе. Ему 22 года. Можно только догадываться, как наслаждался он романтической идиллией и как переживал крах первой любви. А переживал ли? И с чем на самом деле было связано его исчезновение? Позже, кто-то пустил слух, что все это время Никколо сидел в тюрьме за убийство из-за женщины, а кто-то утверждал, что он занимался контрабандой и попался, за что также отсидел в тюрьме. Паганини умел скрывать личную жизнь. Тяжело представить нервного, хилого, одержимого музыкой Паганини – убийцей или контрабандистом. Но с годами шлейф нелепых слухов только нарастал.

В 23 года он едет в Лукку, где получает место дирижера оркестра, а по совместительству, место любовника Элизы Баччокки, жены герцога Феличе Баччокки и сестры Наполеона. Именно последнее обстоятельство позволяло Элизе не обременять себя нравственными вопросами, а Никколо воспользоваться шансом. Ведь не только женщины прокладывают путь к успеху через постель. Личная жизнь Паганини складывалась не просто. Открытый жизни и любви он привлекал женщин обаянием, остроумием, чувственностью. Некрасивый и кособокий он раздражал успешных и красивых мужчин. Если бы они знали, что завидовать-то было не чему! Влюбленность не перерастала в любовь, а флирт в искренние, глубокие, крепкие отношения. Успешный в творчестве, он был неудачником в личном. Но молодой Паганини верил, что все еще изменится!

…Говорили, что не было в мире оркестра более согласованного, более сыгравшегося, нежели луккский оркестр тех лет. Никколо выступал в качестве дирижера во всех оперных постановках, играл во дворце и через каждые пятнадцать дней давал большие концерты. Элиза ему покровительствовала: он ездил по Италии, писал музыку, наслаждался жизнью. Именно этой женщине он посвятил «Любовную сцену», специально написанную для двух струн. А она бросила смелый вызов его таланту и музыкальному гению. И Паганини принял вызов. Он был азартным человеком! Музыкант пишет произведение для одной струны – военная соната «Наполеон». Именно после этого концерта поползли слухи, что он вступил в сговор с дьяволом, а его скрипка исписана магическими заклинаниями. Тень дьявола, отныне будет преследовать его до самой смерти. Им восхищались, за его концерты платили огромные деньги, но не верили. Не верили, что человек, пусть и не совсем обыкновенный, способен так виртуозно играть. Музыка Паганини не обладала высокой художественностью, он брал зрителя технической сложностью исполнения. Чтобы поразить слушателей, он специально, перед выступлением, подрезал струны и когда они рвались, доигрывал на одной. Паганини срывал сумасшедшие овации, его маленькая хитрость стала легендой, и до наших дней дожил слух: «это от дьявола». Он жаждал быть единственным, непревзойденным, неподражаемым. С детства Паганини занимался музыкой по 15 часов в сутки, столько времени ему определил отец. Когда учителя развели руками и сказали, что ничему новому они уже не способны его научить, он составил специальную программу самообразования. Виртуозность, яркое исполнение – плод кропотливой и тяжелой работы, бессонные ночи и пот. Но публика… Ах, эта публика, легкомысленная и ветреная, с легкой руки все приписала дьяволу.

В Ливорно с Паганини произошел случай, который во многом изменил его жизнь и отношение к профессии. Как и отец, он был на острие азарта. Просиживал в казино сутками, и однажды заигрался до такой степени, что проиграл скрипку. Паганини умолял хозяина казино вернуть скрипку, но ничего не вышло. Это стало горьким унижением. Долг платежом красен. Денег ее выкупить не было. Но опять в его жизнь вмешивается случай. О том, что Паганини остался без скрипки узнает некий Гварнери дель Джезу, меломан, импресарио и негоциант. Он является к Паганини с просьбой взять у него подарок – скрипку, которую собственноручно смастерил. Паганини отказывается – ему стыдно. В конце концов, это позор! Скрипач остался без скрипки! И ладно бы разбил или потерял, так ведь проиграл! И все-таки Джезу удалось его уговорить. До самой смерти Паганини будет играть именно на этой скрипке, подаренной ему в Ливорно. Он даже придумает ей имя — «моя пушка». После того случая азарт, как рукой сняло. Паганини обходил казино десятой дорогой. Более того, он стал скуп и расчетлив. Завел специальные синие книжечки, в которые заносил все растраты.

Девять лет прожил Паганини с Элизой Баччокки, но уже на третий год начал тяготится отношениями. Самостоятельная, независимая, властная, решительная Элиза ему не подходила, но развязаться с ней, как с обычной женщиной, он не мог. Как никак сестра Наполеона. В 1808 г. воспользовавшись разрешением уехать на гастроли, маэстро предпринимает попытку сбежать. Он попросту не возвращается домой. Но… Элиза умело вернула его в Лукку. Свободолюбивый Паганини задыхался от зависимости, которую когда-то воспринял как помощь и поддержку своему таланту.

Перелом ситуации наметился после поражения Наполеона в России.

При дворе Элизы было запрещено носить военную форму. Паганини решает использовать этот запрет себе во благо, явившись в мундире капитана на придворный концерт. Приказ Элизы переодеться он демонстративно игнорирует. В ту же ночь, дабы не быть арестованным, маэстро бежит во Флоренцию. Так закончились отношения. Еще одна страница в жизни Паганини была перевернута.

Ему тридцать один год. Он состоявшийся итальянский музыкант. Но не более. Концертная деятельность не сделала его богатым человеком, а за пределами Италии о нем вообще никто ничего не знал. Но опять происходит мистическое совпадение. В один из хмурых дождливых осенних дней 1813 г немецкий журналист, по делам службы находящийся в Милане, решил зайти в «Ла Скалу» на концерт некоего Паганини. А после, под впечатлением виртуозной игры итальянского скрипача написал рецензию в «Лейпцигской музыкальной газете». Именно эта заметка и открыла европейским дворам имя Паганини. Посыпались приглашения — маэстро начинает готовиться к европейскому турне. Но…

Бывает же такое. То, к чему ты стремишься всю жизнь, к чему было приложено максимум усилий, тобою же и было разрушено.

В жизнь Паганини входит роковая женщина.

Наше воображение рисует некий образ таинственной богатой особы, невероятной красоты и обаяния.

Анджелина Каванна простая обыкновенная девушка, дочь портного. Паганини влюбился сильно и безнадежно. Он жил по велению сердца не задумываюсь о последствиях. Маэстро везет любимую в Парму, а узнав, что она беременна, тайком отправляет в Геную, к знакомым. Там ее находит отец. Он подает на Паганини в суд, обвинив последнего в похищении дочери и насилии над ней. Что двигало этим человеком? Чего хотел он добиться, вынося на общественность личную жизнь дочери? Погубить Паганини? Замарать его имя? Получить какие-то выгоды для себя? Для маэстро наступают тяжелые времена. Европейское турне сорвано, любимая женщина отнята, а любовь, трогательная, нежная и как ему казалось взаимная — растоптана. Два года тянулась судебная тяжба. Два года позора, сплетен, насмешек. Общественное мнение приняло сторону Анджелины, у которой в это время родился ребенок. Первый ребенок Паганини. Он умрет, прожив всего лишь несколько месяцев. Это стало большим горем для смятенного, пораженного бедой в самое сердце музыканта. Все были против него, те, кто вчера восторженно аплодировал ему, теперь глумились и плевали в лицо. Паганини терпит, пытается снисходительно относиться к обществу. А что еще ему остается? Зависть и ненависть толпы, словно черный дождь пролилась над ним. Суд признал Паганини виновным и обязал выплатить потерпевшей три тысячи лир и покрыть все издержки процесса. Эта история оставила в судьбе музыканта неизгладимый след. В нем начинают зарождаться сомнения в личной успешности, в собственной возможности создать семью.

Паганини ставит точку в своей горькой любви. Словно вернулись тяжелые черные годы детства. Нелюбимый и одинокий, разбитый и опустошенный он уезжает в Венецию. Где…

В это трудно поверить, что после такого скандала и поношения маэстро был способен на какие-то чувства. Но. Антонио Бьянки, молодая начинающая оперная певица, трогательная, нежная… Он берется обучать ее пению, возит за собой на концерты и привязывается. После всего пережитого наступает временное затишье.

В 1821 г. Паганини достигает предела своих физических возможностей. Бесконечные концерты окончательно подорвали хилое здоровье. Туберкулез, лихорадка, кишечные боли, кашель, ревматизм, вот то немногое, что терзало маэстро. Кто-то пускает слух, что Паганини умер. Он читает о своей смерти в газетной заметке. Ему горько и тяжело. Второй раз его хоронят живым. Паганини выкарабкивается из крепких объятий болезни, слабые руки еще не уверенно держат скрипку, но он уже объявляет о концерте в Милане. В преодолении Паганини проявляет характер, мужество, волю к жизни, к творчеству. Маэстро осознает свой вклад в музыку, понимает, что значит, как музыкант. Такой человек не может быть не отмеченным, не вознагражденным судьбой. В 1825 г. Антония родила сына Ахилла. Второй ребенок маэстро. Для общества он останется незаконнорожденным, сын проклятого Паганини, которому, как известно, помогает сам дьявол. Но для музыканта — родной и любимый человек. Однако и после рождения Ахилла он не женится на Антонии, нет…, не сможет. После Анджелины, после предательства, пережитого позора, нет…, не женится. Никогда.

Рождение сына зажигает Паганини новыми проектами. Он вновь возвращается к мысли о европейском турне. В марте 1828 г. взяв с собой Антонию с сыном, Паганини едет в Вену.

Здравствуй, Австрия, Германия, Франция, Польша, Англия, Шотландия!

В 46 лет к Паганини приходит европейская слава. Он восходит на вершину музыкального мира. Быть может, это должно было случиться немного раньше, но… Его история — это история Золушки XIX века. Нелюбимого и жестоко обижаемого в семье одинокого мальчика самостоятельно пробившего дорогу к мировой славе.

Париж. 9 марта 1830 г. Большая опера. На концерт Паганини пришли – Бальзак, Делакруа, Мендельсон, Жорж Санд, Мюссе, Обер, Лист, Берио, Малибран, Гюго, Россини. В тот вечер в великолепном зале Оперы собрались Титаны XIX века, дабы насладиться музыкой и виртуозностью себе подобного. Пик мировой славы и артистической карьеры маэстро. Он на вершине, после которой может быть только бессмертие или забвение. Что ждет его?

Паганини знакомится и дружит с писателем Стендалем, польским скрипачом Липиньски, с Гейне, Гете, Шуманом. Более того, на некоторых из них он оказывает судьбоносное влияние. В 1830 г. Р.Шуман пребывал на жизненном распутье — его привлекала литература, философия искусства и музыка. Услышав игру Паганини, Шуман потрясен, в тот день он окончательно решает стать музыкантом. Такое же огромное влияние маэстро оказал и на Листа. Однажды Гете спросили, может ли он одним словом охарактеризовать Паганини. «Демон, — ответил поэт – ибо все демоническое проявляется в положительной энергии».

В 1829 г. в Нюрнберге Паганини встречает Елену Добенек, дочь писателя Фейербаха, замечательную женщину, полюбившую маэстро с первого взгляда. Ради него она разводится с мужем, повсюду следует за ним. Но. Паганини страшится любви. Он придумывает тысячи отговорок, что семейная жизнь помешает концертам, что он не достоин такой женщины, что… Смелый и отважный в творчестве, в личных делах маэстро слаб. Он сдается и трусливо рвет отношения. Он сожалеет и страдает, но страх перед новым чувством оказывается намного сильнее. Привет от Анджелины Каванны! Елена Добенек всю жизнь будет любить этого некрасивого и одинокого человека. После его смерти она уйдет в монастырь.

…Именно в европейском турне Паганини начинает зарабатывать огромные деньги и становится богатым человеком. Еще в двенадцать лет, впервые выйдя на сцену, Паганини почувствовал, понял – он всегда себя прокормит. Что ж, мечта отца сбылась. А в 1830 г. сбывается и его личная мечта, безродного сына мелкого торгового агента. В Вестфалии ему жалуют титул барона. Нет, он получает этот титул не за заслуги в музыке. Просто наконец-то у него появилось именно столько денег, сколько требовалось заплатить за присвоение титула. Все покупается, а уж дворянство тем более. Но Паганини это безразлично, главное, что теперь Ахилл – барон!

В 1832 г. во Франции и Англии начинается холера. Паганини не остается в стороне, совершая акт личного мужества, играя бесплатные концерты в Париже и Лондоне, он бросает вызов трусливому обществу. А может быть, чтобы заглушить собственную личную трусость? «Я, бесстрашен в своем желании служить человечеству», так отвечает он друзьям, на вопрос во имя чего он рискует жизнью? Увы, но во имя любви, маэстро рисковать боялся. Добившись творческого успеха, став значительной фигурой в музыке, он оставался глубоко несчастным и одиноким человеком. Переживая глубокую потребность в семейном счастье и взаимной любви, он страдал и мучился оттого, что в этом вопросе судьба обходила его стороной.

Сорок шесть лет… Середина жизни или ее занавес? Паганини не тешил себя глупыми надеждами. Европейское турне окончательно подорвало его слабое здоровье. Войдя в зенит славы, став, наконец-то!, богатым человеком, маэстро чувствует — ему осталось немного. И в этот момент судьба преподносит неожиданный сюрприз. Его последним увлечением стала Шарлота Уотсон. Ей восемнадцать, ему пятьдесят шесть. И все бы ничего, если бы… Еще один привет от Анджелины Каванны! Горькая история любви, пережитая в молодости, точь-в-точь повторяется в зрелые годы. Мистический рок исполнил свою миссию. Отец Шарлоты обвиняет маэстро в ее похищении и надругательстве. Громкий скандал, общественность в ужасе, но в еще большем ужасе Паганини. Вобщем, все так, как уже было, дело доходит до суда, маэстро выплачивает откупные, его сердце разбито и растоптано людьми. Тогда в молодости он сумел найти в себе силы расправить крылья и взлететь, а нынче…

В 1838 г. больной, нервный, уставший, еле держащийся на ногах, Паганини уезжает из Парижа в Марсель. Вот уже десять лет он живет за пределами Италии, но возвращаться не торопится. Италия много дала – родину, гражданство, музыку, но еще больше отобрала – любовь, счастье. На чужбине он стал знаменит и богат и почти доволен жизнью, если бы не здоровье и та же самая любовь…

У маэстро опухают ноги – он больше не может встать с постели. Паганини настолько истощен, что не способен держать в руке даже смычок. Рядом с ним лежит скрипка, он перебирает ее струны пальцами, через которые иссякают последние капли жизни.

Чрезвычайно больного его перевозят в Ниццу. В надежде…

Весной… когда вовсю расцветали цветы, а на деревьях набухали почки, когда мир наслаждался и наполнялся жизнью и любовью.

Ему было 58 лет.

Но на этом злоключения Паганини не закончились. Дело в том, что папская курия запретила перевозить прах маэстро в Италию. Роковую шутку сыграли сплетни о его сговоре с дьяволом. Ведь Паганини ни разу не подал в суд за клеветничество. Логика церкви была проста, если не защищался, значит и впрямь дело темное. Даже после смерти он не переставал скандалить со своими земляками. Неугомонный Паганини.

И лишь спустя много лет, в 1876 г. благодаря стараниям Ахилла, а самое главное его деньгам, прах Паганини был перевезен в Италию и похоронен в Парме. В городе, где он прожил самое счастливое время с Анджелиной Каванной.

Антония Бьянки


Каких только слухов не ходило вокруг Паганини! Современники вполне серьезно считали, что великий скрипач заключил сделку с самим дьяволом, а вместо струн на его скрипке натянуты кишки замученных им любовниц. Женщины, действительно, сходили по Никколо с ума, несмотря на его, мягко говоря, непривлекательную внешность.

Дамы слетались на его концерты, как мотыльки на огонь, его игра доводила их до истерики. Но он, хоть и говорил, что хочет жениться, так и не обрел семейного очага. Среди его любовниц были сестры Наполеона — Элиза Бачокки и Паолина Боргезе, англичанка Карлотта Уотсон, дочь писателя Фейербаха баронесса Елена Добенек. История донесла до наших дней и его приключения с дочерью обычного портного, некой Анджелиной Каванна.
17-летняя девушка собрала по-следние деньги, чтобы попасть на концерт и посмотреть на таин-ственного виртуоза. Чтобы убедиться, что действительно, как говорят, выступает сам сатана, Анджелина проникла за кулисы — ей казалось, вблизи она сумеет разглядеть признаки нечистой силы. Страсть вспыхнула внезапно, и, закончив выступление, Паганини пригласил девушку поехать с ним на гастроли в Парму.
Вскоре стало ясно, что у Анджелины будет ребенок, и Паганини отправил ее тайком к друзьям, жившим в окрестностях Генуи. Но отец девушки разыскал дочь и подал на Никколо в суд за похищение и насилие над ней. Скрипача арестовали, посадили в тюрьму. Он вышел оттуда через девять дней, заплатив портному немалую сумму. Судебный процесс длился два года, за это время ребенок Анджелины успел родиться и умереть. В конце концов Паганини отделался еще одной денежной компенсацией и очередным пятном на репутации.
А самой длительной любовной связью Паганини стал его роман с певицей Антонией Бьянки. По-знакомился он с ней в 1816 году. Никколо было 34 года, Антонии — 22. Их отношения нельзя было назвать простыми: Антония, с одной стороны, поклонялась Никколо, с другой — слегка побаивалась его, но при этом без зазрения совести изменяла ему с певцами из хора, молодыми аристократами и простыми лавочниками.
Паганини то пытался мстить Антонии, заводя интрижку за интрижкой, то выгонял ее из дома, но за очередной ссорой всегда следовало примирение. В 1825 году Антония родила Паганини сына. Никколо души не чаял в наследнике, ему доставляло удовольствие купать ребенка, менять ему пеленки. Если Ахилл долго плакал, отец брал в руки скрипку и извлекал из инструмента пение птиц, скрип телеги или даже голос Антонии — малыш тотчас успокаивался.
После рождения сына отношения Никколо и Антонии вроде бы наладились, но оказалось, что это было всего лишь затишье перед бурей. Когда произошел очередной семейный скандал, Паганини расстался с Антонией Бьянки, добившись единоличной опеки над сыном. После этого он работал как одержимый. Давал один концерт за другим и просил за свои выступления немыслимые гонорары — Паганини старался обеспечить мальчику достойное будущее. С этой же целью скрипач-виртуоз купил себе титул барона.
Паганини умер во Франции в 1840 году в возрасте 57 лет, Ахиллу было около 15. Впоследствии сын музыканта все завещанные богатства и почти всю свою жизнь (56 лет) потратит на то, чтобы искупить отцов-ские грехи и получить разрешение церкви на перезахоронение Паганини на родине в Италии.



Пособия и алименты