Что такое семейные традиции и какие они бывают.

1.2 Сущность традиций и обычаев, их социальные функции

В мире нет ни одного народа, который не имеет своих традиций и обычаев, передающих новым поколениям его опыт, знания и достижения. Традиции, обычаи и обряды играют важную роль в воспроизводстве культуры и всех сфер духовной жизни, в реализации многовековых усилий сменяющих друг друга поколений сделать жизнь богаче, краше, содержательнее, в обеспечении преемственности нового и старого, в гармоническом развитии общества и личности. Они существуют, поддерживаются народными массами во всех сферах общественной жизни: трудовой, социально-политической, семейно-бытовой, социально-культурной и т. д. Соответственно особенностям различных форм и видов общественных отношений выделяются традиции национальные, революционные, интернациональные, патриотические, религиозные, социально-культурные, семейно-бытовые и т. п. Существуют особые традиции в школьной, студенческой, научной, творческой, в сельской и городской среде и т. д.

Традиции - это прочно установившиеся, унаследованные от предшествующих поколений и поддерживаемые силой общественного мнения формы поведения людей и их взаимоотношений или принципы, по которым развивается общечеловеческая культура (например, реалистические традиции в литературе и искусстве). Когда речь идет о семейно-бытовой сфере, чаще употребляется слово «обычай», который является древнейшей формой хранения и передачи от поколения к поколению стандартных действий и поведения людей в определенных типичных обстоятельствах и конкретных ситуациях.

«Обычай - это общепризнанная норма поведения, неофициально «узаконенная» властью массовой привычки, традиций и общественного мнения (хотя сам факт обязательности данного обычая может и не осознаваться людьми) и стихийно воспроизводимая действиями множества людей».

У традиций и обычаев есть определенное сходство. Оно основывается, во-первых, на выполнении одинаковой роли в жизни общества; во-вторых, они обладают одинаковыми чертами и признаками (устойчивость, нормативность, связь с общественным мнением, нравственными нормами, общественными привычками, стандартами поведения и т. п.); в-третьих, они имеют одинаково широкое распространение. Через систему традиции и обычаев новые поколения общества наследуют выработанные в нём отношения и весь общественный опыт, вплоть до самых конкретных поступков и действий. Наследование социального опыта с его критическим осмыслением позволяет обществу с меньшими издержками идти по пути социального развития. Способствуя этому, обычаи и традиции сами воспроизводятся, причём некоторые из них отмирают, а другие появляются или постепенно видоизменяются.

Традиции и обычаи, будучи включёнными в моральную систему, а также в систему общественной психологии, выполняют функцию общественного регулятора. Усвоение традиций и обычаев способствует формированию у людей социально необходимых качеств, привычек и навыков общественной деятельности и поведения. Традиции и обычаи выполняют также познавательную и воспитательную функции. Без выполнения этих функций они в значительной степени лишились бы общественного смысла. Традиции и обычаи сближаются, так как выполняют сходные по своей общественной направленности функции. Однако это ещё не свидетельствует об их абсолютном сходстве. Как раз их различие обнаруживается в том, что свои функции они выполняют в обществе различными путями и в различной форме.

Содержанием обычая является правило поведения, детальное предписание поступка в конкретной ситуации, а содержанием традиции - общая норма, принцип поведения. «Обычай жёстко фиксирует действие или запрет какого-то действия, реализация строго регламентированного действия - цель обычая. Традиция не имеет жёсткой связи с конкретным действием в определенной ситуации».

Через обычаи люди приобретают необходимые знания, навыки поведения, опыт, связанный с непосредственным окружением, а через традиции происходит в самой большей степени приобщение к социальному опыту человечества (интернациональные, революционные традиции и т. п.).

Различен и характер воспитательного воздействия на людей обычаев и традиций. На основе усвоения обычаев и следования им формируются простые привычки, стереотипные навыки поведения, а следование традициям способствует формированию не только сложных привычек, но и сложных социальных чувств (патриотического, интернационального и т. п.).

Различие между обычаями и традициями отнюдь не свидетельствует о преимуществе одних перед другими. Например, воспитательное воздействие обычаев очень велико в том отношении, что люди, следуя им, исподволь прививают себе определённые духовные черты и качества, воспитываются незаметно для себя, естественно и просто. Поэтому правдивость как нравственная черта личности у детей формируется намного раньше, чем содержание понятия «правда», и именно под влиянием обычаев, в частности семейно-бытовых.

Основной закономерностью формирования обычаев и традиций является обусловленность их экономическим развитием, определенным уровнем и характером производства. Влияние социально-экономических отношений велико и на такой вид традиций и обычаев, как семейно-бытовые.

Очень важно учитывать особенности семейно-бытовых традиций и обычаев. Изменения в быту происходят медленнее, чем в экономике, в системе образования и социального воспитания, а также в некоторых других сферах общественной жизни. Консерватизм семейно-бытовых отношений обусловлен интимностью, специфичностью, относительной самостоятельностью и замкнутостью семьи. Здесь порой сказывается и длительное, весьма глубокое влияние религии, националистической психологии, трудностей и противоречий в развитии индивидуального сознания. Именно в семейно-бытовой сфере мы чаще всего встречаемся с рецидивами старых, потерявших и экономическую, и идейную основу обычаев и традиций. Ведь бывают случаи, когда после торжественной регистрации брака молодожёны тайно где-нибудь в другом месте венчаются в церкви. Таким же образом совершается крещение новорожденных, освящение нового дома и т. п. Похороны с попом, поминки и другие религиозные обряды пока не изжиты в нашем быту. И причиной тому не только живучесть старых обычаев и обрядов, но и недостаточно активная организаторская и воспитательная работа.

Старые семейно-бытовые традиции, обычаи и обряды далеко не все так уж плохи и вредны, чтобы их надо было начисто искоренять. Многие из них имеют непреходящее нравственно-эстетическое значение.

Традиции эти формировались под влиянием экономической необходимости, они являлись самым действенным средством воспитания трудолюбия, не говоря уже о влиянии на физическое развитие и закалку детей. И уважение к результатам труда, и понятие о долге и многие другие нравственные качества формировались у подрастающего поколения непосредственно. Правда, в самой семейно - бытовой жизни было прежде значительно больше объектов для приложения посильного труда детей.

Но вот под влиянием роста материального благосостояния, развития техники в быту убавилось этих объектов, да и сама традиция стала угасать. И последствия не заставили себя ждать; чётко обозначилась тенденция снижения трудолюбия у детей.

Некоторые другие семейно-бытовые традиции и обычаи, несмотря на значительные социальные изменения в нашей жизни, необходимо сохранять и совершенствовать, потому что в них в значительной степени выражен народный идеал тех человеческих качеств, формирование и наличие которых предопределяет семейное счастье, благоприятный микроклимат семьи и в целом человеческое благополучие. Так, большое значение имеет традиционная дружба семей, как бы породнившихся при рождении детей, дружба семей передовиков труда и т. п.

Неотъемлемой частью социалистической эстетической культуры является возрождение некоторых народных праздников (русская масленица, татарский сабантуй - «праздник плуга» и др.). Однако вряд ли можно считать полезными те изменения в народных обычаях и обрядах, которые извращают их суть и снижают эстетическую ценность.

В среднеазиатских республиках наблюдается возрождение позорного обычая прошлого - ненавистного калыма - выкупа за невесту. Пышные свадьбы, разорительные похоронные обряды нельзя выдавать за народные обычаи и обряды, как и нельзя красивые народные обычаи превращать в мещанский культ. Некоторые обычаи и традиции обретают такой вред, что в борьбу с ними приходится включать силу государственной власти. Поэтому необходимо строго разграничивать традиции, обряды и обычаи, в том числе и возрождённые, несущие в себе положительные нравственно-эстетические ценности, и те, которые не только не содержат ничего социально полезного, но и наносят вред развитию социалистической культуры.

Народные традиции, обряды и обычаи, в том числе традиционные празднества, должны служить средством развития эстетической культуры, коллективного развлечения и отдыха, совершенствования социалистического быта. Не надо забывать при этом, что, кроме праздников, есть будни, а в них важнейшим элементом эстетической культуры являются хорошие трудовые и семейно-бытовые традиции. Недаром труд и семейная жизнь так нерасторжимы в сознании трудового народа, недаром они нашли такое широкое отражение в народных пословицах и поговорках, в былинах, народных песнях и сказках, представляющих в совокупности идейное содержание народных традиций и обычаев. Во всем народном творчестве, составляющем важнейший элемент эстетической культуры, прославляется дружба в семье, уважение к родителям, любовь к труду, а осуждается лень, тунеядство, обжорство, нечестность, мотовство и другие человеческие пороки, происходящие от стремления жить обеспеченной жизнью, не прилагая для этого труда. И это вполне естественно, потому что труд всегда был, есть и будет основой народного образа жизни.

Трудовые традиции советского народа отличаются от других его традиций, потому что за годы социалистического строительства резко изменился характер труда вообще, семейно-бытового в частности. Неотъемлемой чертой прежнего образа жизни, особенно сельского, было неизбежное участие детей в общем семейном труде (по содержанию жилища, уходу за животными, обработке земли и т. п.). Семейно-бытовой уклад предполагал обязательное трудовое участие детей, потому что трудовых дел и по характеру, и по объёму было в семье значительно больше, чем в настоящее время. Сейчас семейно-бытовой уклад изменился, и весьма значительно. И совершенно не случайно нередко в работящей, честной семье вырастают дети бездельники. А одна из причин тому - некоторое угасание названной выше вековой традиции. Угасает и традиция потомственности профессионального труда: раньше дети приобретали профессиональные навыки и умения чаще всего от родителей, работая рядом с ними. Теперь эту функцию почти полностью выполняет система государственного профессионального обучения.

Но значит ли это, что в советском семейно-бытовом укладе исчезают трудовые традиции? Отнюдь нет. Другое дело, что в прежние времена они формировались под влиянием материальных трудностей семейной жизни, а в настоящее время их в каждой семье надо формировать с целью организации трудового воспитания детей. В тех семьях, где этой важной задаче придаётся должное значение, хорошей традицией является посильное и справедливое распределение постоянных трудовых обязанностей между всеми членами семьи.

Ныне преемственность трудовой культуры заключается не в передаче узкопрофессиональных навыков и умений или, как раньше нередко было, секретов профессии отцов и дедов, а в привитии глубокого уважения к труду и его результатам, в формировании здорового желания быть полезным людям, обществу, навыков и привычек организованности, самодисциплины, работоспособности и собранности.

Если традиции и привычки органически спаяны в жизнедеятельности людей, то первые должны устанавливаться, а вторые тренироваться с помощью старших в семье, тех, кто имеет больший по сравнению с другими жизненный опыт и моральный авторитет. Таких маленьких и больших традиций, в каждой семье по-своему поддерживаемых, но подчинённых общему принципу, может быть немало.

Хорошей семейной традицией для поддержания всеобщей заинтересованности в заботах и успехах каждого члена семьи является постоянный обмен мнениями о делах трудовых, общественных, впечатлениями о виденном, слышанном, о важных событиях. В семье очень важно формировать здоровое общественное мнение. Это тоже должно 6ыть традицией.

Обрядовое оформление событий семейного значения, советских праздников и других важных общественных событий играет очень важную роль во всестороннем развитии личности, в обеспечении эффектности воспитания и т. д.

Специфика обряда, как и ритуала, состоит, прежде всего, в символическом, порой строго определённом характере. В любой традиции (особенно в обычаях) существует их обрядная, ритуальная сторона. Свадьба как традиция и обычай по своему смыслу содержанию, пожалуй, мало, чем отличается в разных странах. Но обрядовое оформление этого события имеет существенные различия у разных народов.

Обряд как составная часть обычая, той или иной традиционной деятельности подчиняет поведение и действия людей единому эмоциональному настрою, создаёт такой нравственно-эстетический фон, на котором разум и чувство, рациональные и эмоциональные побуждения и действия людей сливаются, направляются в единое русло. Для обряда характерна впечатляющая, яркая, оказывающая эстетическое и психологическое воздействие форма. Многие обряды, их эстетическое оформление включают все основные виды искусства.

Одна из особенностей обряда заключается в том, что, несмотря на различие ролей в том или ином обрядовом ритуале, все участники его внутренне активны, переживают одинаковые чувства.

Обряды особым образом выполняют важные социальные функции: массового общения, воспитательную, социально-нормативную функцию социального наследования. Обряд представляет собой особый способ передачи новым поколениям идей, социальных норм, ценностей и чувств. Эта передача осуществляется путём непосредственных личных контактов.

Социальная природа обряда обусловила его коллективистский характер. Люди при этом удовлетворяют потребность коллективных переживаний, соучастия и общественной оценки важных для них событий. Обряд не только формирует, но и углубляет чувства людей, обогащает их эмоциональный мир, что в нашу эпоху - эпоху научно-технической революции с её социальными последствиями - особенно важно. Торжественные символические акты формируют у каждого их исполнителя чувство принадлежности к коллективу, обществу. Если учесть, что в большинстве своём обряды совершаются в узловые моменты жизни человека, семьи, коллектива, народа, государства, общества, то станет ясным, насколько велико их воспитательное значение.

Характерной чертой обряда является его консерватизм, устойчивость к внешним воздействиям, стереотипность действий людей. В этом его общественная сила и слабость. Обслуживая общество на протяжении ряда исторических эпох, он весьма эффективно обеспечивает преемственность в развитии человеческой культуры. Но во время социальных революций консервативная сила обрядов играет трудно преодолимую антисоциальную роль, становится препятствием на пути общественного прогресса. Поэтому в коммунистическом строительстве, в развитии и совершенствовании нового образа жизни особое значение имеет как борьба против старой обрядности, так и создание новой, соответствующей новым формам жизни и быта, общения и социального развития обрядности.

Оформление стенда. Июнь – август Тема "Нижний Новгород - прежде и теперь" · Семейная экскурсия по городу с профессиональным экскурсоводом. · Тематический план работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей подготовительной к школе группы Сентябрь Тема "Моя семья" Содержание занятия по развитию речи: · Разгадывание ребуса "7 Я". · Работа...

Эти психологические факторы (а не находится в противоречии с ними), то качество образования будет повышаться. Это и касается качества школьного исторического образования. 3.3. Практическая деятельность школьного музея на базе МОУ «Большеутинская средняя общеобразовательная школа» Территория села Большой Ут и близко расположенных деревень находится в пределах западных предгорий Уральской...

ОБЫЧАИ, ТРАДИЦИИ, УСТОИ.

Обычай - унаследованный от предков способ поведения, который воспроизводится в обществе или социальной группе и является привычным и логичным для их членов. Термин «обычай» часто отождествляется с терминами «традиция.

Традиция (от лат. «предание», обычай) - множество представлений, обрядов, привычек и навыков практической и общественной деятельности, передаваемых из поколения в поколение, выступающих одним из регуляторов общественных отношений.

Некоторые люди такие понятия, как обычаи и традиции объединяют в одно целое. Однако это не совсем верно. Чаще всего, когда речь заходит о передаче основ общественного устройства своим потомкам, речь идёт о передаче традиций. Если речь идёт о передаче обрядов свадеб, похорон, праздников, то говорят об обычаях.
Если речь идёт об общепринятой национальной одежде народа, то это традиция, поскольку касается всего народа в целом. Если у какой-то части народа к национальной одежде добавляется своё украшение, то это уже обычай, касающийся данной части народа. Такой обычай может превратиться в традицию, если будет принят всем народом. Скорее всего, именно так разные обычаи становились общей традицией.

То есть различные обычаи в комплексе и создают общепринятые традиции. Поэтому люди и отождествляют традиции, обычаи и обряды в одно понятие, хотя это и не так. Традиция сразу не рождается. Она появляется из устоявшихся обычаев. А обычаи рождаются из жизни и поведения людей сами.

В начале 20 века русский фотограф изобретатель С.М. Проскудин-Горский изобрёл технику цветного фотографирования. Сделал он это автономно в одно время с французами, братьями Огюстом и Луи Люмьер, которые и считаются официальными изобретателями цветного фото. Проскудин-Горский запечатлел на своих снимках именно людей в национальных одеждах, считая, что эту традицию нужно запомнить документально. Благодаря ему мы имеем представление о национальных одеждах народов России.

У всех народов традиционно была высока ценность слова человека. Были времена, когда даже письменности не было. Поэтому слово сказанное человеком не просто ценилось. Слову придавалось мистическое значение. Считалось, как, впрочем, и сейчас, что сказанное вслух пожелание, утверждение, обязательство, или даже проклятье, всегда имеют своё следствие и обязательно осуществляются. Причём это происходит независимо от того, хочет этого человек, который высказался, или нет. Пожелание здоровья и счастья у древних людей всегда воспринималось, как нечто вещественное. Случалось, что люди просили вернуть им их слова и пожелания, если оказывалось, что эти пожелания были высказаны не тому, кто этого заслуживал. Бывали случаи, когда от людей высказавших неправду требовали забрать назад свои слова.
Оттуда и берёт своё начало выражение "взять назад свои слова". Некоторые люди и сегодня считают, что слова материальны и стараются не разбрасываться ими. Другие не придают этому значения и их слова в глазах других людей не стоят ничего. И сегодня никто всерьёз не воспринимает слова болтунов и хвастунов, но слова людей достойных ценятся высоко. К ним прислушиваются. На них ссылаются.

Ценность слова была тем выше, чем крупнее был род человека, дающего слово. Не сдержать слово, это всё равно, что опозорить свой род в целом. Например у чеченцев существует такое понятие, которое определяет однозначно высокую цену слова мужчины. У них это называется "ДОШ". То есть, если мужчина заявил ДОШ, то за это отвечает не только он, но и весь его род. У чеченцев это понятие существует по сей день, поскольку у них сохранились родовые тейпы, каждый из которых объединяет множество людей. Я считаю, что такие понятия, как "ДОШ" существовали и у других народов, но с момента распада родовых отношений у людей уменьшалась доля родовой ответственности и верность слову осталась на уровне личной ответственности каждого человека в отдельности, а не целого рода. А там уж кто во что горазд. Кто и умереть готов за своё слово, а кто и соврёт, недорого возьмёт. Уровень личной ответственности неизмеримо ниже уровня ответственности целого рода, но ведь и родовая ответственность строится на личной ответственности каждого родственника. Другое дело, что однажды опозорившийся родственник лишается права сказать кому-либо "ДОШ".

Если человек что-либо утверждает, он должен это доказать тем, кто его слушает. Ведь он заинтересован в том, чтобы слушающие его ему поверили. Тогда в доказательство правдивости своих слов, он начинает приводить в пример слова авторитетных, достойных людей. Те слова и утверждения, которые проверены временем и в доказательствах честности уже не нуждаются. Если эти аргументы соответствуют словам говорящего, то люди ему начинают верить. Они убеждаюся в том, что человек не лицемерит и не лжёт.

Впрочем, есть ещё одна традиция, которая появилась сравнительно недавно и тоже относится к ценности сказанного слова. Эту традицию придумал Гитлер. Он утверждал: если вам хочется, чтобы вашей лжи поверили, не нужно говорить одну ложь. Нужно ложь смешивать с правдой и тогда вам все поверят.

Это лживая традиция, но и в ней есть определённая ценность. Стремление обмануть слушающих людей лишний раз подчёркивает, как важна ценность человеческого слова для всех без исключения. И для честных людей, и для лжецов. Так что, хотим мы того, или нет, но наша традиция ценить слово,живёт с нами и по сей день. Даже и мошенники пытаются пользоваться этой традицией.

Кроме ценности слова существует ещё и ценность человеческого поступка. Поступки бывают разными. Значительными и не очень. Но все они бывают положительными, или отрицательными. Всё человечество трудится для обеспечения потребностей людей. Очень многие люди каждый день трудятся на своих должностях и совершают те поступки, которые должны совершать. Эти поступки не считаются необычными, но именно они позволяют обеспечить общество всем необходимым. Это положительные поступки. Однако отдельные люди совершают и отрицательные поступки. Это преступления. Для того, чтобы обезопасить себя от преступлений, общество придумывает законы защищающие честных и порядочных людей. Но в истории человечества были времена, когда законы не защищали людей. Тогда люди защищали себя сами. На любое преступление против друзей, или родственников они отвечали местью. Месть, это один поступок, или серия поступков логически связанных между собой. Месть врагам считалась делом обязательным. Отказ от мести должен был иметь веские обоснования, иначе он становился позором.

В одном из своих рассказов писатель пишущий под псевдонимом "Конт", бывший воин афганец, описывает случай, который произошёл в одном из афганских селений. Рядом с ним был размещён блок пост советской армии. Это была маленькая крепость, ощетинившаяся пулемётами и автоматами. Бойцы постоянно ждали нападений моджахедов откуда угодно, только не со стороны селения. Чтобы не навлекать беды на жителей, моджахеды в селение не входили и на этот счёт существовал негласный договор с советскими бойцами. Однажды ночью произошло невероятное. Блок пост был атакован откуда не ждали. Со стороны посёлка. Атака была встречена кинжальным огнём блокпоста. Когда расцвело, бойцы увидели, что на земле лежали убитые старики, жители селения вооружённые кто чем. Лишь у нескольких из них были старые, бесполезные в бою, охотничьи ружья. Рядом с остальными лежали сабли, кинжалы, топоры. Расследование показало, что один из бойцов блокпоста ночью проник в один из домов и сначала изнасиловал, а потом зарезал 13 летнюю девочку. Его увидели, но он успел скрыться. Ни у кого из стариков селения не возникло сомнений относительно того, что их слишком мало и они все в возрасте. Они не видели для себя никакого другого развития событий, кроме мести. Не дожидаясь утра, они ринулись в последнюю в своей жизни атаку. Сказать, что возможности для мести у них были ничтожными, это всё равно, что ничего не сказать. Отомстить они бы не смогли, но упрекнуть их в том, что они не отомстили никто бы не смог. Как говорил русский князь Святослав: "Мёртвые сраму не имут". Только не думали старики о том, что кто-то что-то скажет. Они шли мстить, потому что так были воспитаны.

Законы появились в каждой стране, но месть всё равно осталась среди людей. Законы не всегда работают. Мести всегда боялись больше, чем закона. Это очень древний обычай.Каждый народ имел свои особенности проявления мести, но все они отличались жестокостью. Жестокость никого не делает лучше. Жестокость порождает другую жестокость и тогда злу не видно конца. В древнегреческой Спарте месть должна была быть ожесточена убийством всех родственников виновного. Чтобы мучился он от каждого известия о гибели родных. Виновного убивали в последнюю очередь. Понятно, что последнему не оставалось ничего другого, как начать войну против своих мстителей.

Когда Иисус Христос пришёл учить людей, он призвал всех прощать друг друга. Именно он сказал, что если тебя ударят по правой щеке, подставь левую. Так Спаситель положил начало обычаю всепрощенья. Для многих этот обычай непонятен, поскольку противоречит обычаю мести к которому люди привыкли. Но ведь месть не останавливает зла, а продолжает его. Убийства же бывают и случайными. У древних евреев, например были выделены несколько городов, в которых убийца мог скрыться от мести и преследовать его в этих городах запрещалось.

1. Ежегодные обычаи.

Практически у всех народов существовал ПРАЗДНИК УРОЖАЯ. Исключение составляли народы, которые могли получать в год по 2-3 урожая. Для них это не было таким знаменательным событием. Тогда придумывались другие традиции. Основная же масса населения Земли получала урожай один раз в году и старалась это событие пышно отпраздновать. Этот праздник был символом изобилия. После этого праздника принято было играть свадьбы, причём не только у христиан, мусульман, или представителей других религий. Весной продуктов уже не хватало. Этот обычай пришёл к нам из языческих времён. Свадьбы праздновали все, поскольку сразу после сбора урожая продуктов было вдоволь, а работы прекращались по причине окончания уборки. Праздник урожая, естественный и логичный праздник.

Сегодня праздник урожая празднуется не так пышно как раньше. Празднуют его только крестьяне. Происходит это по нескольким причинам.
- Уборкой урожая занимается не всё население, а лишь малая его часть. Например, в США в сельском хозяйстве работает всего 3% населения. Для остальных людей это ни о чём не говорит. В средние века в сельском хозяйстве работало около 90% населения.
- Сейчас с окончанием уборки урожая, работы на земле не заканчиваются и практически продолжаются круглый год. Новая система агротехники интенсивно эксплуатирует почву. Раньше люди использовали одно поле один раз в два, или в три года. То есть один год поле работало, а два года отдыхало. Сегодня поля не отдыхают. Их активно удобряют минеральными удобрениями. Часть полей засеивается на зиму, а раньше так делали достаточно редко. Иными словами, в сельском хозяйстве зимнего простоя сейчас не бывает.
- Появилось много других пышных праздников, которых раньше не было, в том числе и таких, которые отмечаются в одно время с праздником урожая.

Очень пышно праздновались в народе проводы зимы. На Руси этот праздник известен под названием МАСЛЕНИЦА. Пережить зиму было не просто. Центрального отопления у крестьян не было. Необходимо было заготовить дрова. Избы были небольшие, с тем, чтобы легче было их согреть одной печкой. В этой же печи и готовили пищу. Зимой всё население было привязано к своим домам, как источникам тепла. Поэтому проводы зимы люди праздновали с большой радостью. Приходился этот праздник на период весеннего равноденствия. Во время празднования Масленицы на Руси было принято сжигать чучело зимы. В разных местах Руси этот обычай праздновался со своими деталями. Где-то сжигали чучело, обмотанное гороховой соломой. Она хорошо горит. Такое чучело называли шутом гороховым. В Костроме чучело называли «костромой».

В разных местах этому празднику посвящали разные песнопения, но смысл и время праздника всегда остаётся прежним. Этот обычай так же пришёл в наше время из языческих времён. Православная церковь масленую неделю празднует накануне начала строгого пасхального поста. Всю масляную неделю люди пекли блины, пироги и шли народные гуляния. В четверг считалось традицией тёщам приготовить блины своим зятьям и угостить их. Масляное воскресенье называется прощённым. В этот день все люди просят друг у друга прощенье. До революции в прощённое воскресенье устраивались кулачные бои стенка на стенку. Это особый обычай. То есть, выстраивались напротив друг друга взрослые парни и мужики в количестве до нескольких десятков человек. По команде сближались и начинали биться. Правила были строгие. Если боец падал, то выбывал из боя. Бить лежачего бойца было нельзя. Бой не должен был быть травматичным и неоправданно жестоким, но кровь от травм считалась обычным явлением. Продолжался бой до полной победы. После боя, противники обнимались и просили друг у друга прощенье.

Наиболее яркими обычаями по праву считаются свадьбы. В наши дни этот обряд сохранён и люди устраивают пышные свадьбы, чтобы оставить память об этом событии. Но не только. Свадьба не просто радостный праздник. Это событие, которое не только делает многих людей ответственными за жизни и счастье молодой семьи, но и молодую семью делает ответственной перед всеми присутствующими за свою совместную жизнь, которую они обещают создать на свадьбе. То есть, свадьба, это не только праздник, но и взаимные обязательства. А как иначе? Жених с невестой и их родители приглашают на свадьбу всех тех, кого они уважают. Это приглашение можно рассматривать как заявление о том, что они не просто приглашают гостей, но обещают честно и достойно создать семью. В свою очередь, каждый, кто приглашён на свадьбу, должен в дальнейшем оказывать посильную помощь молодой семье в случае, если к нему за помощью обратятся. Так что свадьба, это не просто застолье. Это не просто сбор подарков. Это важное жизненное событие.

У мусульман до сих пор, но не везде, принято платить выкуп - калым. Считается, что мужчина, заплативший калым достаточно состоятелен для содержания собственной семьи. Величина калыма обговаривается индивидуально, но этот обычай практикуется не во всех исламских странах. На свадьбах принято дарить только деньги. Эти деньги отдаются родителям молодых. Но родители должны предоставить детям, и жильё, и мебель, и всё необходимое для жизни вплоть до одежды и посуды. Соответственно они несут все затраты по организации свадьбы. Деньги, полученные на свадьбе от гостей, как правило, не могут возместить родительские расходы.

У христиан можно дарить всё. И деньги, и подарки. Всё отдаётся молодым. Выкуп за невесту не платится, зато невеста должна принести с собой приданое. Величина приданного зависит от достатка семьи невесты. Родители платят за свадьбу. Но в этом смысле различия у мусульман и христиан не существенны.

Перед свадьбой у христиан принято договариваться о свадьбе. Это называется сговор и оканчивается он помолвкой, или обручением. Старшие представители жениха приходят договариваться с родителями невесты. Представителями могут быть и не родственники. Обычно это сваты, но присутствие родителей жениха обязательно.

Сваты соблюдают обрядность события. Родители жениха и невесты узнают о намерениях молодых и если они положительны, то происходит договор о сроках свадьбы. Жениха и невесту обручают обручальными колечками. С этих пор им можно общаться на людях, но до свадьбы жить вместе нельзя. Для чего это делается?

В случае, если кто-то из молодых передумает жениться, то все приготовления будут остановлены и свадьба не состоится. В этом случае молодые не связаны никакими обстоятельствами и могут найти себе других избранников. То есть, молодым даётся время, для того, чтобы приглядеться друг к другу получше. Кольца возвращаются жениху, поскольку их покупают родители жениха для обручения.

Договор может и не состояться. Если жених не нравится невесте, она может сразу отказаться от него. Это событие становится позорным для жениха, поэтому он должен быть уверен в том, что девушка даст согласие на брак.

На Украине, в Белоруссии, в Молдавии, в России и у многих других народов, принято было выносить незадачливому жениху тыкву (гарбуза). Это был позорный знак отказа. Почему позорный? Потому что, если жених видит, что не нравится девушке, но продолжает проявлять настойчивость, то получив тыкву, он уже не имеет права прислать к этой девушке сватов во второй раз. То есть, девушка имеет возможность избавиться от назойливого жениха раз и навсегда.

У мусульман тоже существует подобный обычай. Если невеста на свадьбе ударит при всех жениха плетью, то свадьба не состоится. Однако и жених и сама невеста считаются опозоренными в глазах гостей и всего общества.

Сегодня многие молодые люди стремятся заработать большие деньги и только потом жениться, чтобы самим оплатить свои расходы. Не хотят зависеть от родителей. В этом случае возникают две проблемы, из которых трудно выбрать худшую. Во-первых; такое положение может быть оскорбительным для родителей. Родители, как правило, готовы влезть в любые долги, чтобы исполнить свой долг перед детьми. Во-вторых; процесс зарабатывания денег может продлиться неизвестное количество лет. Это может лишить человека возможности создать собственную семью.

Отдать девушку замуж без сватовства всегда считалось позором. По логике свадеб получалось, что никто не заинтересован в защите интересов молодых. Никто даже не знает о том, что появилась новая семья. Нет свидетелей тех обязательств, которые берёт на себя жених и его родители. Поэтому девушку не принято отдавать за муж тайно. И не важно, платится ли за неё калым, или она венчается в православном храме, смысл всегда один. Семейные обязательства должны быть публичными и откровенными.

В трудные времена, когда гости не в состоянии были сделать подарки, а родители собрать богатое застолье, свадьбу всё равно старались сыграть. Зачастую это делалось общими усилиями, но свадьба всё равно становилась запоминающимся, радостным событием. Даже и подарки делались самые скромные, но свадьбы делались.

Любые спекуляции в этом плане ничего хорошего не обещают. Раньше, зачастую, родители сами решали за кого выдавать своих дочерей и на ком женить своих сыновей. Многие действовали по принципу материальной заинтересованности. То есть, старались породниться с богатым женихом, или богатой невестой. Зачастую молодые невесты выходили замуж за престарелых женихов и наоборот.

Такая ситуация породила ещё один обычай. Это похищение невесты. Поступок радикальный, но решающий сразу все проблемы, в том числе и с затратами на свадьбу. Логика похищения проста. Похищение незамужней девушки женихом ставит её в разряд то ли опозоренных, то ли замужних женщин. Зато похититель может тут же отказаться от неё и оставить опозоренной. Родители невесты, которые не смогли помешать похищению, выглядят нелицеприятно среди людей и готовы отдать дочь за похитителя, лишь бы соблюсти все необходимые обряды и заручиться поддержкой родственников и свидетелей. Даже, если перед этим они данному жениху публично отказали. При этом они стараются сделать всё, чтобы похищение осталось в тайне. Если же родители принципиально не признают жениха-похитителя, то невеста без свадьбы становится его женой. Это и понятно. Ни один жених, после похищения, её уже не посватает.

Впрочем, нередкими были и случаи предварительного сговора о похищении, жениха с невестой, жениха с родителями, жениха с родителями и с невестой для того, чтобы избежать расходов связанных с проведением большой свадьбы. Здесь логика очень проста. Если девушку похитили, но замуж не взяли, то это считается позором. Если же её похитили, но после многочисленных разбирательств и выяснений отношений, (порой переходящих в драки,) семья всё же создалась, то имидж невесты даже приобретает некий романтический оттенок. Поэтому похищения иногда даже инсценируются на богатых свадьбах.

ПОГРЕБЕНИЕ.
Что может быть не менее значимым, чем свадьба? Конечно похороны умершего человека. В Библии упоминается о том, что человек предавший земле покойника достойно выглядит перед Богом, но после похорон он должен очиститься. И сегодня существует обычай мыть руки после участия в похоронах.

Как показывает жизнь, женятся далеко не все люди, а умирают все. Смерть делает обряд погребения обязательным. Наши предки хоронили умерших в земле, чтобы их не оскверняли звери и птицы. Ведь речь щла об умерших родственниках. Но отношение и к незнакомым умершим было таким же. Впоследствии были придуманы обряды захоронения в гробах. Гроб символизирует лодку, в которой умерший отправляется в другой мир. Среди верующих людей принято придавать похоронам особый смысл. Ведь это последний путь человека в другой мир. У православных христиан принято хоронить людей в земле. В Индии, Японии и других странах, мёртвых людей кремируют. Сжигают. Материалисты следуют и общим религиозным традициям и кремируют покойников.

У христиан принято покойников держать дома от одного, до двух дней. Это делается для того, чтобы с покойным могли попрощаться те, кто находится далеко и не может быстро приехать на похороны. В день похорон умершего принято отпевать в церкви, или дома. Из дома гроб принято нести на руках по улице, где жил покойник. На кладбище происходит обряд прощания, когда родственники целуют покойного в лоб. Желающие могут высказаться о покойном вслух, но об умерших принято говорить или хорошо, или ничего. После опускания гроба в могилу, каждый присутствующий бросает в могилу три щепотки земли в знак прощания. После похорон люди отправляются на поминки. За поминальным столом не принято стукаться бокалами. Застолье бывает недолгим. Поминается похороненный человек, а так же вспоминаются умершие родственники. На похоронах умерших детей спиртное не употребляется.

Потом родственники собираются на поминание умершего через 7 дней. Более пышно поминается умерший на сороковой день. Считается, что в течение 40 дней душа умершего человека ещё скитается, а на 40 день оказывается там, где ей должно быть. В день похорон на могиле устанавливается крест, а через год, к годовщине смерти, принято ставить памятник. Но всё это по достатку.

У мусульман похороны принято завершать до захода солнца в день смерти человека. Никого не ждут. Мулла совершает свои молитвы и обряды. Умершего несут на кладбище только мужчины. Женщины на кладбище не ходят. Поминают умершего семь дней подряд. Эти поминки не столько застольные, сколько рассудительные. В каждый день люди говорят о жизни, смерти, о Боге, о вере итд. Семью умершего стараются не оставлять без внимания, чтобы ей легче было привыкнуть к утрате. 40 день у мусульман так же отмечается, как и годовщина.

Похоронные обычаи и ритуалы довольно разнообразны и описать их можно только в специализированной работе в очень большом объёме. Все они логически обусловлены. Здесь описываются только самые общие правила. Люди учатся им, участвуя в похоронах умерших людей. На похороны наиболее известных и уважаемых людей приходит большое количество людей. Но количество людей на похоронах не говорит о том, каким был человек при жизни. Важно с какими мыслями приходят люди на похороны и как потом вспоминают умершего. Хорошо, или плохо.

ОБЩЕПРИНЯТЫЕ ОБЫЧАИ.

Таких обычаев немало. Они присущи каждому народу, поскольку логически обусловлены одинаковыми обстоятельствами. Возьмём простой случай, связанный с тем, что молодой человек уступает место в транспорте. Это не просто элемент воспитанности. Это общепринятый обычай, который видоизменился, но суть его осталась той же. Общественного транспорта ещё не было, но у каждого народа было принято, чтобы младшие не просто уступали место, но вставали в то время, когда к ним подходил старший по возрасту. Причём разница в возрасте значения не имела. И сегодня принято вставать если к вам подошёл человек и начал с вами разговор. Причём даже если он одного с вами возраста. Просто считается невежливым, если вы будете разговаривать сидя с человеком, который стоит перед вами.

В древней Спарте разрешалось не вставать перед старшим по возрасту, если у него не было детей. Объяснялось это просто. Его дети ни перед кем не встанут.

Не принято было сидя разговаривать с женщинами. Это считалось правилом дурного тона и воспитанная женщина не стала бы продолжать разговор с сидящим перед ней собеседником, если он, конечно, не инвалид. Сегодня у многих народов принято уступать место стоящим в транспорте не только пожилым людям или беременным женщинам, но просто людям более старшего возраста. Это воспринимается не как помощь в трудной ситуации, а как дань уважения.
Такое уважение до революции проявляли к женщинам все мужчины, но с развитием феминизма люди стали воспринимать вежливость мужчин к женщинам в транспорте, как домогательство.

Интересно, что до революции у аристократов и мещан был обычай при встрече с беременной женщиной снимать шляпу. Дань уважения материнству.

ИНТЕРЕСНЫЕ ТРАДИЦИИ НЕКОТОРЫХ НАРОДОВ.
Мне представляется интересными некоторые обычаи у японцев. В году у них отмечается день мальчиков, и отдельно день девочек. Эти дни посвящены именно детям до 6-7 лет. В эти дни они обязательно наряжаются в самую красивую одежду и им всё можно.

В японских школах традиционно проводится урок еды. Каждый день двое учащихся занимаются сервировкой школьного обеда для своего класса. Таким образом, ученики изучают японские застольные традиции сервировки, приёма пищи, поведения за столом.

В Италии, в канун наступления нового года, принято выбрасывать из окон на улицу старые вещи. Считается, что они останутся в старом году, а семья в новом году приобретёт новые.

В Финляндии и Норвегии не принято хвалить публично человека. Это считается грубой лестью и может даже повредить тому, кого ты хвалишь.

В Китае не принято дарить ничего связанное с числом 4. Это число символизирует смерть. Там же не принято даже этажи обозначать цифрой 4. Они так и идут 1,2,3,5,6,

В Индии не принято благодарить за подарок. Это считается правилом плохого тона. Можно хвалить подаренную вещь.

В США не принято платить за женщину в такси, открывать ей дверь, доносить за неё вещи... поскольку она может это принять за сексуальное домогательство и обратиться в органы с жалобой.

В Греции не принято хвалить в гостях утварь или картины хозяев. Согласно обычаям, хозяин должен будет её вам подарить.

В Грузии не принято оставлять бокалы гостей пустыми. Гость может пить, или не пить, но его бокал всегда будет полным.

Слова приветствия у разных народов разные. Китаец при встрече спрашивает: "ты ел?", иранец скажет: "будь весел", зулус предупредит: "я тебя вижу".

Человеческая жизнь состоит из ритуальных действий, которые мы выполняем по привычке – не задумываясь об их истинном смысле. Празднование Нового года и дня рожденья, пожелание доброго утра и ночи, правила поведения – откуда всё это взялось и для чего нужно? Кто сказал, что чёрная кошка приносит неудачу, а свободное место в транспорте нужно обязательно уступать пожилым людям? Разумеется, наличие большого количества примет и ритуалов связано с наличием традиций и обычаев. Чем отличаются эти понятия, или они обозначают одни и те же привычки?

Традиции – это комплекс ритуальных действий, который включает в себя обряды, ежедневные действия, правила поведения в обществе, передающиеся из поколения в поколение на протяжении длительного периода времени. Главное отличие данного феномена – его всеобщность и универсальность, территориальная (национальная) привязка. Традиции никому не принадлежат, они могут либо соблюдаться, либо игнорироваться.

Обычаи – это действие, укоренившееся в общественном сознании и повторяющееся снова и снова. К ним относятся также правила, сформировавшиеся в определённой сфере деятельности (спорт, политика, экономика). Обычай может быть правовым, религиозным, культурным и в определённых случаях – обязательным для соблюдения. За отказ от исполнения предусмотрены общественные санкции (порицание, остракизм, принуждение).

Таким образом, обычай и традиция – понятия практически равнозначные, и выделение различий между ними зависит от толкования определений. Тем не менее, при внимательном анализе можно заметить некоторые особенности. Так, традиции – это глубокие обычаи, которые сформировались на протяжении нескольких поколений и стали частью культуры. В то же время, это ни в коей мере не касается объёма понятий. Обычаи – шире, так как они охватывают большую часть человеческой жизни. Традиции могут быть и профессиональными, и семейными, что зависит от уклада жизни относительно небольшой группы людей.

Как обычаи, так и традиции поддерживаются широкими общественными массами и одобряются ими. Это своеобразная отдушина, где каждый человек может ощутить связь со своими предками, единение с близкими. Так, традиция встречать гостей хлебом и солью демонстрирует радушие народа. Обычай – посидеть перед долгой дорогой, помогает собраться с мыслями и немного отдохнуть.

Стоит заметить, что народные привычки серьёзно затрудняют развитие общества и в критической ситуации могут оказаться не только бесполезными, но и вредными. Глубокие традиции свидетельствуют о культуре народа, его длительной жизни и развитии. Обычаи демонстрируют уважение к предкам, тому наследию, которое они передали своим потомкам.

Выводы сайт

  1. Объём понятия. Обычай – явление более широкое, нежели традиция. Это очень легко проследить на конкретных примерах. Обычаи могут быть народными, племенными, территориальными, а традиции – семейными, личными, профессиональными.
  2. Уровень. Если обычай – это всего лишь привычка, которая повторяется автоматически, то традиция – направленность деятельности, более сложная и многогранная.
  3. Укоренение в сознании. Обычай, как правило, менее продолжителен, нежели традиция. Это связано с глубиной усвоения данной привычки. Переходя из поколения в поколение, обычай становится традицией.
  4. Направленность. Соблюдение традиций в большей степени направлено на информирование народных масс. Обычай – это, прежде всего, активное действие, которое преследует определённую цель, изначально – практическую.

Каждый человек когда-либо в своей жизни сталкивался с такими понятиями, как традиция, обычай или обряд. Их смысловое значение уходит корнями глубоко в древность, и со временем, их историческая суть и ценность сильно изменились. Определенные ритуалы являются неотъемлемым атрибутом жизни людей, а мы, не задумываясь, следуем обычаям и традициям, вряд ли отличая одно от другого. Наша статья поможет разобраться, в чем между ними разница.

Обычай – это способ поведения в обществе, основанный на привычке, который воспроизводится в социальной группе или в обществе, и является логичным для всех членов. Значение этого слова несет в себе религиозный, культурный и правовой порядок, который может иметь даже принудительный характер. Когда речь идет об обычаях, подразумевается передача из поколения в поколение обрядов, ритуалов, праздников, правил поведения на похоронах или свадьбах.


Если мы говорим о передаче основ поведения и устройства общества как такового, то подразумевается такое понятие, как традиция. Отличием традиции от обычая считается его национальная привязка: к традициям можно отнести общепринятую национальную одежду, а вот атрибут к этой одежде, добавленный какой-то группой общества, будет носить уже понятие обычая. Существуют семейные, общественные, народные традиции, которые могут оказывать на человека как положительное, так и отрицательное влияние.


Примеры обычаев и традиций

Для наглядности хотелось бы привести несколько примеров национальных обычаев и традиций:

  • Самым известным обычаем является празднование Нового Года и Дня Рождения, а традицией – на Новый Год ставить и наряжать елку, а на день рождения - дарить подарки.
  • Празднование Великой Пасхи – еще один старый христианский обычай. Традиционным на Пасху считается печь куличи и красить яйца.
  • В Таиланде, по обычаю, отмечают Лой Кратонг – день духа воды, который приходит
  • в полнолуние. Традицией этого праздника считается пускать по реке лодочки со свечами, цветами и монетками.
  • В США считается обычаем отмечать праздник Хэллоуин. По традиции в этот день из тыквы вырезают различные физиономии, а внутрь овоща помещают горящие свечи.
  • Интересной традицией празднования именин в Дании является вывешивание флага на окне.

Совет

Если вы планируете поездку в азиатские страны, помните, что там существует обычай на праздники подавать «беш бармак». Чтобы не обидеть гостеприимных хозяев дома, это блюдо едят только руками, а перевод его так и звучит – «пять пальцев».

Вопреки нашим традиционным и общепринятым понятиям, в других странах существует много странных и нелогических для нашего понимания обычаев. Вразрез с привычным рукопожатием, которым мы привыкли обмениваться при встрече, японцы приседают, у некоторых аборигенов принято тереться носами, в Замбези делают реверанс и хлопают в ладоши, а кенийцы попросту плюют во встречного. По традиции вежливости у нас принято спрашивать «как дела?», китайцы задают вопрос «ел ли ты?», ирландец высказывает пожелание «будь весел», в Зулу тебе просто сообщат «я тебя вижу».


Для чего нужны традиции

Обычай - это исторически возникшее стереотипное правило поведения, которое воспроизводится в какой-либо социальной группе или обществе и становится для его членов привычным. В основе обычая лежит детализированный образец поступков в конкретной ситуации, например, каким образом относиться к членам своей семьи, как разрешать конфликты, как выстраивать деловые отношения и т.п. Устаревшие обычаи чаще всего сменяются с течением времени новыми, более соответствующими современным требованиям.

«Обычай старше закона», - так утверждает словарь Ушакова. Давайте рассмотрим и попытаемся определить, что они собой представляют в разных сферах общественной жизни.

Всегда ли поведенческий образец становится обычаем?

Как уже упоминалось выше, обычай предполагает наличие поведенческого образца. Но последний не всегда может выступать в роли правила поведения, так как каждый человек имеет возможность выбирать один из возможных способов действия в зависимости от своих интересов, целей или задач.

А обычаев формируются только при соблюдении условия стереотипности и привычности конкретного образца поведения человека в сложившейся ситуации. Если следование обычаю естественно и не требует наличия механизма принуждения или контроля над выполнением, то он становится социальной нормой поведения.

Пример возникновения правового обычая

Если обычай - это закрепившийся стереотип поведения, который санкционируется государственной властью, - значит, он получил статус правового.

Формирование правовых обычаев происходит в результате многолетнего опыта (и этим они заметно отличаются от писаного права). Например, на создание системы права у народов Кавказа (относящихся к РФ) оказало огромное влияние не только российское законодательство и нормы шариата, но и многовековые традиции горцев.

К ним, безусловно, можно отнести почитание старших в семье (с чем, между прочим, связывают и знаменитый феномен долгожительства кавказцев). Или, например, обычай, ограничивающий в семье контакт между людьми, имеющими разное кровное родство (невестка со свекром в доме не могут встретиться даже случайно) - все эти нормы обычаев приобрели статус правовых, закрепившись в законодательстве.

Став правовыми, обычаи получают и юридическое значение: то есть суд или иной государственный орган может ссылаться на них как на источник права.

Если же они не поддерживаются государственной властью, то остаются на уровне бытовых норм поведения. Например, обычай на Кавказе, запрещенный официально, но фактически продолжающий существовать, или национальный обычай славян «обмывать» каждое значимое событие в семье или на работе, с которым также пока безуспешно борется закон.

Что такое правовой обычай: пример

Кстати, обратите внимание на то, что санкционирование правового обычая осуществляется в виде отсылки именно к нему, а не к его текстуальному закреплению в законе. Если же закрепление состоялось, то источником права становится не обычай, а нормативный акт, в котором он воспроизведен.

Как пример можно привести неписаный порядок, который в свое время был выработан в представительных органах власти: право открытия первого заседания новоизбранного парламента предоставлялось старейшему по возрасту депутату. В новой Конституции РФ (ч. 3 ст. 99) данный обычай получил правовое подтверждение и, соответственно, высшую законодательную силу.

Взаимодействие права и обычаев

Отдельно стоит рассмотреть отношения между и существующими в любом обществе обычаями. Как взаимодействуют законодательно закрепленные правила и народные обычаи, присущие отдельным социальным группам или слоям общества?

Чаще всего такие взаимоотношения сводятся к нескольким основным вариантам.

  • Полезные для государства и общества обычаи поддерживаются юридическими нормами и для их реализации создаются условия (уважительное отношение к старшим, забота о детях, приоритеты в имущественных отношениях и т. п.).
  • Юридические нормы периодически служат и для вытеснения вредных для общества обычаев, таких как, например, неумеренное потребление алкоголя или, у отдельных народностей, калым, кровная месть, выкуп невесты и некоторые нормы шариата. Существуют обычаи, связанные с расовой или религиозной нетерпимостью, которые естественно отсекаются государством.
  • В некоторых же случаях юридические нормы безразличны к обычаям, в основном, если они касаются межличностных отношений или бытового поведения.

Примеры законодательного закрепления народных обычаев

После того как обычай приобретает правовой характер и его соблюдение обеспечивается государственным механизмом контроля, он получает более устойчивое положение.

В качестве примера можно привести древние обычаи, характерные для общинного строя в российских деревнях. Они до начала 20 в. лежали в основе нормативно-правовых актов землепользования и земельных отношений. Все споры, возникавшие в процессе пользования наделом, решались на деревенском сельском сходе, а в суд обращались лишь в случаях, когда одна из сторон считала, что вынесенное решение несправедливо.

Принцип решения в суде таких, например, вопросов, как потрава посевов, перекос (нарушение межи во время косьбы), засев соседнего клина и др. в основном был продиктован именно обычаями возмещать нанесенный ущерб равным действием или определять ему цену: «ты засеял мою полосу, а я засею твою», «за урожай зерновых, собранный с самовольно засеянного клина - 8 копен хозяину, а 8,5 - за работу».

Взаимоотношение гражданского и обычного права в России

Правда, в судебной практике Российской Федерации в наше время редко применяются ссылки на так как до сих пор еще не сложилась окончательно и не просуществовала достаточное время стабильная правовая система, а общественное сознание продолжает меняться, что мешает созданию системы устоявшихся обычаев, которые могут быть источником права.

Зато в стране интенсивно развивается практика заключения гражданско-правовых договоров, основанных на соблюдении обычных норм, практикуется также и формирование подобным образом корпоративных кодексов. Обычай - это источник права, который применим в первую очередь в области так как там участники правовых отношений имеют определенную свободу выбора.

Что такое обычаи делового оборота?

Как уже было сказано выше, правовой обычай получил возможность наиболее широкого распространения в гражданском праве. Гражданский Кодекс РФ определяет, что обычай делового оборота - это устоявшееся правило поведения, повсеместно применяющееся в той или иной области предпринимательской деятельности, не предусмотренное законодательно и вне зависимости от того, фиксировалось ли оно в каком-то документе или нет.

Например, каждый понедельник на предприятиях в России принято проводить планерки, проезд в маршрутном такси в большинстве городов страны оплачивают сразу при входе, а в Иркутске, наоборот - при выходе или во время переговоров, проходящих в кафе или ресторане, если это не оговаривается дополнительно, дамы за себя не платят. К таким обычаям можно отнести и рукопожатие, подкрепляющее итог какой-либо договоренности и юридическую силу, которая есть у расписки, заверенной лишь подписью и т. п.

Развитие предпринимательства явилось толчком для возникновения новых правил в ведении бизнеса и обычаев делового оборота. Они дополняют имеющиеся законодательные акты в тех случаях, когда последние не могут полностью удовлетворить потребности какой-либо сфер деловых отношений. Так, в упоминается, например, что выполнение обязательств должно в точности соответствовать требованиям закона или правовых актов, а в случае отсутствия таковых - обычаям делового оборота. Аналогичную ссылку имеет и ст. 82, содержащаяся в Таможенном кодексе РФ.

Как сосуществуют многонациональные обычаи в России?

Народы, населяющие Россию, представляют собой множество этнических групп, имеющих разную культуру, традиции и обычаи. Это положение на протяжении всей истории государства диктовало потребность учитывать и национальный фактор при правовом регулировании.

В разное время отношение государства к возможности применения норм обычаев было разным: от следования принципу свободного развития национальных меньшинств до определения уголовной ответственности за принятие решений, исходящих из обычаев коренного населения.

Но в России, независимо от официальной позиции, всегда существовали традиционные правовые системы, создавая временами ситуацию двойного регулирования. Кстати, она сохранилась и до нынешнего времени, правда, перейдя на новый уровень взаимодействия между позитивным (государственным) и традиционным правом.

Заключение

Как видно из сказанного выше, обычай - это стереотип поведения, который может оказаться и источником права. Обычаи видоизменяются: часть из них привносится социальной практикой, некоторые - навязываются определенными слоями общества, некоторые - устаревают и отпадают.

Обычаи выступают в роли нормы, дополняющей закон, а также указателей должного и возможного в жизни каждого члена общества, они создаются людьми, и применение их способствует подъему уровня правовой культуры, а также накоплению опыта отношений между гражданами государства, стремящегося к установлению всесторонней демократии.



Пособия и алименты