Презентация "предсказания в искусстве". Художественные произведения, предсказавшие будущее

План-конспект урока в 9 классе.

Учитель: Гоголева Е.Т.

Тема: Предсказание в искусстве

Цель урока: формирование у учащихся представления о многочисленных функциях искусства, умение соотносить новые науки с искусством, формирование грамотно высказывать своё отношение к произведениям искусства.

Задачи: расширить знания учащихся о научном значении художественного знания на примерах шедевров литературы, музыки, изобразительного искусства, воспитывать мотивацию к учебной деятельности .

Тип урока : урок усвоения новых знаний.

Форма урока: рассказ учителя с элементами творческой работы учащихся.
Техническое оснащение урока : компьютерная презентация, тесты, репродукции картин, отрывок из фильма «Таинственное путешествие Ж. Верна», видеоролик игры на терменвоксе, «Фуга и токката ре минор» И.С.Баха.


План урока:

1.Вступление. Эмоциональный настрой с помощью эпиграфа :

«Искусство не достигает своего значения, когда ограничивается тем, что чарует людей, не вызывая в них в то же время воодушевления ко всему, что составляет величие жизни» Ж. Ренье

Постановка проблемы:

У: Посмотрите на вопросы, которые я предлагаю Вам. Как вы с читаете, на какие вопросы вы уже можете дать ответ, что вам хочется узнать в первую очередь? Какой будет тема нашего урока? На какие вопросы вы уже сможете ответить, а что хотите узнать? Какую цель мы поставим сегодня перед собой?

Учащиеся знакомятся с вопросами:

    На что обратить внимание помогает искусство?

    Какое открытие проявилось в картине «Шоколадница» Ж.Э.Лиотара?

    Какое открытие предсказал писатель Жюль Верн? И в каком романе?

    Какое открытие предсказал русский писатель XX века Алексей Николаевич Толстой и в каком произведении?

    Кто разработал теорию влияния цвета на эмоции человека и приблизился к решению задач современной психологии и арт-терапии?

    Приведите пример из кинофильма, рассказывающего о научных открытиях. Как он называется? Кто кинорежиссер?

    Как ученые доказали, что французский художник Винсент Ван Гог обладал уникальным даром видеть воздушные потоки?

    Какова манера письма художника Ван Гога?

    Какое научное открытие предвосхищал Ван Гог?

    О чем догадывался немецкий композитор Иоганн Себастьян Бах и отразил это в своей музыке, а именно в фугах?

    Кто подтвердил это открытие через 250 лет?

(Ответы обучающихся, определение темы урока, постановка цели и задачи урока.)

У: Итак, тема нашего урока: Предсказание в искусстве.

Актуализация знаний:

Прежде чем начать изучение новой темы нашего урока, нам необходимо повторить, о чем мы говорили на предыдущих уроках.

    Почему выражение «пророчество Кассандры» стало иносказательным?

    Происходят ли предсказания в искусстве?

    Какие качества особо необходимы для умения предсказывать в искусстве?

    У каких людей выявляются такие способности и почему?

    Что предвосхищали не раз произведения искусства?

    Какие предвидения в произведениях искусства особо важны для людей?

У: Молодцы! Подводя итог сказанному, отмечу, что предвидение действительно можно считать формой утверждения духовных ценностей. Поэтому сегодня мы попытаемся с вами оценить произведения искусства с позиции предвосхищения будущего, реальности и вымысла.

У: Предлагаю всем самостоятельно поработать с текстом учебника и найти ответы на данные вопросы, а 2 человека поработают с индивидуальными заданиями.

Самостоятельная работа учащихся с учебником

Сообщение нового материала.

У: Искусство помогает людям обратить внимание на то, что в обыденной жизни они сами не всегда видят. Оно как бы открывает привычные вещи и явления с новой стороны. Особенно важно, что искусство дает людям знания порой незаметно ненавязчиво. Какие же ответы вы нашли в учебник?

2 .В истории человечества искусство не раз открывало знания, имеющие научное значение. Например, художник XVIII в. Ж.-Э. Лиотар в картине «Шоколадница» разложил свет по законам, в то время еще неизвестным физике.

3. Французский писатель-фантаст XIX в. Ж. Верн в романе «20 тысяч лье под водой» предсказал появление подводной лодки, один из основателей жанра научной фантастики, предсказал полеты на Луну в то время, когда ни самолетов, а тем более ракет еще не было. Во многих произведениях писателя звучит протест против использования науки в преступных целях. Значит и эту возможность он предвидел!

Сообщение о Ж. Верне. Просмотр отрывка из фильма «Таинственное путешествие Ж. Верна»

4. Художник Василий Кандинский, разработав теорию влияния цвета на эмоции человека, приблизился к решению задач современной психологии и артерапии (исцеления искусством).
5. Ученые, оцифровавшие и математически рассчитавшие произведения французского художника Винсента ван Гога , утверждают, что он обладал уникальным даром видеть то, что простым смертным не дано, - воздушные потоки. Своеобразная, будто хаотично закольцованная манера письма художника, как выяснилось, не что иное, как распределение яркости, соответствующее математическому описанию турбулентного потока, теория которого была заложена великим математиком А. Колмогоровым лишь к середине XX в. Ученые, объяснив явление турбулентности, решают серьезную проблему в авиации: ведь сегодня причиной многих воздушных катастроф становится именно турбулентность.

5. Одной из уникальных догадок о многоголосии Вселенной стало величайшее музыкальное творческое открытие XVII в. - фуга - жанр полифонической музыки, который получил свое развитие в творчестве И.-С. Баха. Через два с половиной столетия А. Эйнштейн, создатель теории относительности, скажет, что Вселенная - слоеный пирог, где в каждом слое свое время и своя плотность, структура, формы движения и существования. Это, по сути, образ, который приближает нас к пониманию фуги. Именно фуга с ее разновременно вступающими голосами представляет собой некую образную модель строения Вселенной.

Прослушивание музыки И.-С.Баха «Фуга и токката ре минор»

У: Конечно, для искусства предсказание будущего или открытие новых научных фактов не является главной целью, это всего лишь одна из его многочисленных функций. Можно сказать, побочный результат. Но он очень показателен для понимания значимости художественно-образного мышления в культурном развитии человечества. Как известно, культурное развитие включает в себя и достижения технического прогресса. В истории культуры много различных фактов, подтверждающих это.

Наука и искусство - это две области деятельности, которые сопровождают развитие человечества на всем протяжении его существования.


На примерах деятельности Леонардо да Винчи можно понять, насколько неразрывно научное и художественное творчество. Рисунок «Витрувианский человек» символизирует внутреннюю симметрию, Божественную пропорцию человеческого тела. Две наложенные одна на другую фигуры вписаны в круг и квадрат. Этот рисунок определил канонические пропорции изображения человека для европейского искусства последующего времени. В XX в. на основе этого рисунка была оставлена шкала пропорций, которая повлияла на образные решения современной архитектуры.

Гений эпохи Возрождения Леонардо да Винчи уже в XV в. разработал модель летательного аппарата! Его, правда, тогда так и не построили, но чертежи сохранились.
Удивительны тексты Леонардо да Винчи, которыми он сопровождает свои рисунки компаса и плуга: «Настойчивое упорство», «Препятствие не сгибает меня. Всякое препятствие разрушается упорством. Не оборачивается тот, кто устремлен к звезде».

Сообщение о Леонардо да Винчи.

Русский писатель, граф Алексей Николаевич Толстой (1882-1945), автор известных исторических романов, написал и несколько не менее популярных научно-фантастических произведений. В них он предсказал появление лазера и космических кораблей.

Русский инженер Лев Сергеевич Термен (1896-1993) предвидел появление современного синтезатора и звучание электронной музыки. В 1920 г. им был изобретен терменвокс - электромузыкальный инструмент, на котором звук извлекается путем перемещения рук исполнителя в электромагнитном поле вблизи металлической антенны. Терменвокс может звучать как скрипка, виолончель, флейта. Инструмент предназначен для исполнения любых (классических, эстрадных, джазовых) музыкальных произведений, а также для создания различных звуковых эффектов (пение птиц, свист и др.), которые находят применение при озвучании кинофильмов, в театральных постановках, цирковых программах. Л. Термен считал, что самое удачное произведение для демонстрации возможностей терменвокса - «Вокализ» С. Рахманинова.

Просмотр видеоролика игры на терменвоксе.

У: Научная фантастика не только проектировала технический прогресс человечества, но и стремилась предугадать будущее человека и общества.


Подведение итогов.

У: И.Гёте писал: «Для того,чтобы какая-нибудь наука сдвинулась с места, чтобы расширение её стало совершеннее, гипотезы необходимы так же, как показания опыта и наблюдения».

    Согласны ли вы с мнением И. Гёте?

    Какие предсказания вас поразили больше всего?

    Приведите примеры предсказания в произведениях искусства будущих открытий и достижений науки.

Урок окончен. Спасибо за работу.

Урок №13 Тема: Художник и ученый
Многие выдающиеся ученые ценили искусство и признавались, что без занятий музыкой, живописью, литературным творчеством они не совершили бы своих открытий в науке. Возможно, именно эмоциональный подъем в художественной деятельности подготовил и подтолкнул их к творческому прорыву в науке.


Для того чтобы открыть как для науки так и для искусства законы пропорции золотого сечения, древнегреческие ученые должны были в душе быть художниками. И это действительно так.

Интересовали же Пифагора музыкальные пропорции и соотношения. Более того, музыка являлась основанием всего пифагорейского учения о числе. Для Пифагора музыка была произ­водной от божественной науки мате­матики, и ее гармонии жестко конт­ролировались математическими про­порциями. Пифагорейцы утвержда­ли, что математика демонстрирует точный метод, которым Бог устано­вил и утвердил Вселенную, Числа, следовательно, предшествуют гармо­нии, так как их неизменные законы управляют всеми гармоническими пропорциями. После открытия этих гармонических соотношений Пифа­гор постепенно посвятил своих по­следователей в это учение, как в вы­сшую тайну своих Мистерий. Он раз­делил множественные части творения на большое число плоскостей или сфер, каждой из которых он приписал тон, гармонический интервал, число, имя, цвет и форму. Затем он перешел к доказательству точности его дедукций, демонстрируя их на различных плоскостях разума и суб­станций, начиная с самых абстракт­ных логических посылок и кончая наиболее конкретными геометриче­скими телами. Из общего факта со­гласованности всех этих различных методов доказательства он установил безусловное существование опреде­ленных естественных законов."

Известно, что А. Эйнштейну, в ХХ в. перевернувшему многие устоявшиеся научные представления, в его творчестве помогала музыка. Игра на скрипке доставляла ему столько же удовольствия, сколько работа. Близкие знакомые описывают Эйнштейна как человека общительного, дружелюбного, жизнерадостного, остроумного, с превосходным чувством юмора, отмечают его доброту, готовность помочь в любую минуту, полное отсутствие , покоряющее человеческое обаяние .

Эйнштейн страстно любил музыку, особенно сочинения . В разные годы среди предпочитаемых им композиторов были , , , и , а в последние годы - . Хорошо играл на скрипке, с которой нигде не расставался. Из художественной литературы с восхищением отзывался о прозе , , , пьесах . Увлекался также , , (даже написал статью о теории управления яхтой). В частной жизни был неприхотлив, в конце жизни неизменно появлялся в любимом тёплом свитере.

Несмотря на свой колоссальный научный авторитет, он не страдал излишним самомнением, охотно допускал, что может ошибаться, и если это случалось, публично признавал своё заблуждение. Так произошло, например, в

Многие открытия ученых оказали неоценимую услугу искусству.

Французский физик XIX в. Пьер Кюри провел исследования по симметрии кристаллов. Он обнаружил интересную и важную для науки и искусства вещь: частичное отсутствие симметрии порождает развитие предмета, в то время как полная симметрия стабилизирует его вид и состояние. Это явление было названо диссимметрией (не симметрия). Закон Кюри гласит: диссимметрия творит явление.

В середине ХХ в. в науке появилось еще и понятие
«антисимметрия », т. е. против (противоположно) симметрии. Если общепризнанное понятие «асимметрия» как для науки, так и для искусства означает «не совсем точная симметрия», то антисимметрия - некоторое свойство и его отрицание, т. е. противопоставление. В жизни и в искусстве - это извечные противоположности: добро - зло, жизнь - смерть, лево - право, верх - низ и т. д.

«Забыли, что наука развивалась из поэзии: не принимали во внимание соображение, что в ходе времен обе отлично могут к обоюдной пользе снова дружески встретиться на более высокой ступени». И.-В. Гете

Сегодня это пророчество сбывается. Синтез научных и художественных знаний приводит к появлению новых наук (синергетика, фрактальная геометрия и др.), формирует новый художественный язык искусства.

Голландский художник и геометр Мауриц Эшер (1898-1972 ) на основе антисимметрии строил свои декоративные работы. Он, так же, как Бах в музыке, был очень сильным математиком в графике. Изображение города в гравюре «День и ночь» зеркально симметрично, но в левой его части день, в правой - ночь. Образы белых птиц, улетающих в ночь, формируют силуэты черных птиц, устремившихся в день. Особенно интересно наблюдать, как из неправильных асимметричных форм фона постепенно проявляются фигуры.
Задание:
Найдите в справочной литературе понятия «синергетика», «фрактал», «фрактальная геометрия». Подумайте, как эти новые науки соотносятся с искусством.

Вспомните знакомое вам явление цветомузыки, получившее свое распространение благодаря творчеству композитора XX в. А. Н. Скрябина.

Назовите литературные произведения с антисимметричными названиями (пример «Принц и нищий»). Вспомните народные сказки, в основе сюжета которых лежали антисимметричные события.

Под влиянием открытий радиоактивности и ультрафиолетовых лучей в науке русский художник Михаил Федорович Ларионов (1881-1964) в 1912 г. основал одно из первых в России абстрактных течений - лучизм . Он считал, что изображать надо не сами предметы, а идущие от них энергетические потоки, представляемые в виде лучей.

Изучение проблем оптического восприятия натолкнуло французского живописца Робера Делоне (1885-1941) в начале ХХ в. на идею образования характерных кругообразных поверхностей и плоскостей, которые, создавая разноцветную бурю, динамично овладевали пространством картины. Абстрактный цветовой ритм возбуждал эмоции зрителей. Взаимопроникновение основных цветов спектра и пересечение криволинейных поверхностей в работах Делоне создают динамику и истинно музыкальное развитие ритма.



Одним из первых его произведений стал цветной диск, по форме напоминающий мишень, но цветовые переходы составляющих его соседних элементов имеют дополнительные цвета, что придает диску необычайную энергию.

Русский художник Павел Николаевич Филонов (1882-1941) выполнил в 20-е гг. ХХ в. графическую композицию - одну из «формул Вселенной». В ней он предугадал движение субатомных частиц, с помощью которых современные физики пытаются найти формулу мироздания.

Художественно-творческие задания

> Сделайте эскиз герба, товарного знака или эмблемы (карандаш, перо, тушь; коллаж или аппликация; компьютерная графика), используя разные виды симметрии.

> Выполните декоративную работу, используя антисимметрию как принцип получения изображения (по типу гравюр М. Эшера).


Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

«искусствО» 9 класс Урок №10 Учитель Делюкина Е.Б. Искусство предвосхищает будущее. Дар предвосхищения. СПб 2012

2 слайд

Описание слайда:

Искусство предвосхищает будущее ПЛАН Зарождение основных видов искусства Предвосхищение будущих открытий Миф о Кассандре Открытия Леонардо да Винчи Изобретения и открытия в сказках, литературных произведениях, живописи Словарь терминов Предупреждения художников Домашнее задание

3 слайд

Описание слайда:

Первобытное искусство По представлениям ученых вид хомосапиенс, существенно не изменился за последние 150 тыс лет. Однако рисовать люди начали только около 35-30 тыс лет назад. Об этом свидетельствуют наскальные изображения, найденные в пещерах Франции и Испании (Монтеспан, Ласко, Ла-Мут, Ла Мадлен, Труа Фрер, Фон-де-Гом, Альтамира), а также в Африке на плато Тассилин-Анджер. Первобытные художники положили начало изобразительному искусству, предвосхищая создание великих шедевров будущего

4 слайд

Описание слайда:

Рисунки пустыни Наско, Перу Рисунки пустыни Наско были обнаружены сравнительно недавно. Они хорошо видны с борта самолета. Среди изображений мы можем видеть: животных, птиц, насекомых, космонавтов, взлетные полосы. Эти рисунки намного предвосхитили изобретения будущего. Кем и с какой целью они были выполнены до сих пор остается предметом горячих споров ученых

5 слайд

Описание слайда:

Искусство Древнего Египта В искусстве Древнего Египта появились и оформились основные виды искусств: архитектура, скульптура, живопись. В архитектуре можно выделить такие виды сооружений как: пандус, пирамида, пилоны. Изобретенные в Древнем Египте все эти формы используются архитекторами и по сей день. В живописи впервые были созданы каноны (правила изображения), что в дальнейшем широко применялось в иконописи

6 слайд

Описание слайда:

Искусство Древней Греции Искусство Древней Греции дало миру такие шедевры литературного искусства, как «Иллиада» и «Одиссея» Гомера, «Мифы Древней Греции», в которых говорится о крылатых пегасах, крылатых сандалиях Гермеса, небесной колеснице Фаэтона и о многом другом

7 слайд

Описание слайда:

8 слайд

Описание слайда:

Миф о Касандре Кассандра - в древнегреческой мифологии троянская царевна, дочь Приама и Гекубы. Согласно большинству мифов, Кассандра обладала даром пророчества, который она получила от Аполлона, пожелавшего любви красавицы Кассандры (в "Илиаде" Кассандра названа прекраснейшей из дочерей Приама). Получив дар пророчества, Кассандра нарушила обещание, данное Аполлону. В отместку Аполлон сделал так, чтобы пророчествам Кассандры никто не верил. Согласно другому мифу, Кассандра и её брат-близнец были однажды забыты взрослыми в храме Аполлона и там священные храмовые змеи наделили близнецов даром пророчества. Кассандра первая узнала в пастухе по имени Парис, явившемся на спортивные состязания в Трою, и хотела его убить, чтобы избавить Трою от грядущих несчастий. Потом Кассандра уговаривала Париса отказаться от брака с Еленой. В конце Троянской войны Кассандра убеждала троянцев не вводить в город деревянного коня. Однако прорицаниям Кассандры никто не поверил. Елена и Кассандра

9 слайд

Описание слайда:

Выражение «пророчество Кассандры» стало иносказательным. В ночь падения Трои Кассандра искала убежища у алтаря Афины, однако Аякс Малый (не путать с Аяксом Теламонидом) овладел Кассандрой.За это святотатство Одиссей призвал побить Аякса камнями, тогда Аякс сам прибег к защите алтаря Афины, который ахейцы не посмели нарушить. Однако кара настигла Аякса при возвращении домой: Афина разбила корабль Аякса, метнув в него перун. Аякс спасся, уцепился за скалу и стал похваляться, что жив вопреки воле богов. Тогда Посейдон своим трезубцем расколол скалу и Аякс погиб. Но даже после этого земляки Аякса, жители Локриды, тысячу лет искупали святотаство Аякса, ежегодно посылая в Трою двух дев, которые прислуживали в храме Афины, никогда не покидая его. Этот обычай прекратился лишь в 4 веке до н.э.

10 слайд

Описание слайда:

11 слайд

Описание слайда:

12 слайд

Описание слайда:

Леонардо Да Винчи Гениальный художник и скульптор, автор всех значимых изобретений и открытий человечества, сделанных в XV веке. Леонардо да Винчи – Гений, неподвластный времени. Великий, загадочный, притягивающий.Такой далекий и такой современный. Сколько о нем написано, сколько издано, но никогда не будет достаточно. Но главным образом Леонардо принадлежит к тем художникам, которым мы должны быть благодарны за синтез и совершенство всех устремлений Ренессанса. К открытиям Леонардо относятся: парашют, батискаф, дельтаплан, винт для поднятия воды, самоходный танк и многое другое

13 слайд

Описание слайда:

Предсказания в литературе Создатели произведений искусства и литературы обладают удивительным даром предсказывать будущее, но им редко верят, несмотря на то, что их предсказания сбываются. Достаточно вспомнить мифы, сказки, легенды. Произведения писателей-фантастов (Ж.Верна, Стругацкие, Р. Бредбери и др.) такие как «20 000 лье под водой», «С Земли на Луну», «Путешествие к центру земли» и др. (Сбывшиеся предсказания: электрический стул, самолет, вертолет. Несбывшиеся предсказания: ядро Земли – холодное, подземный пролив под Суэтским каналом, земля на северном полюсе Земли)

14 слайд

Описание слайда:

Что помогает предугадывать будущее Что же помогает этим людям предугадывать события? Может быть интуиция? Умение сделать предположение, решить проблему, не имея всех необходимых данных, которые в этом случае домысливаются? Это качество может быть только у людей с хорошо развитым образным мышлением.

15 слайд

Описание слайда:

Люди искусства Поскольку художественное мышление лучше, чем у других людей, развито у художников, композиторов, писателей – людей, чьей профессией является творческое достраивание реальности, именно они чаще всего и делают удивительные прогнозы, которые часто через какое-то время сбываются

16 слайд

Описание слайда:

Энергия искусства Произведения искусства не раз предвосхищали исторические события, научные открытия, развитие технического прогресса и др. Энергия искусства пробуждает чувства и сознание авторов произведений, и людей, их воспринимающих

17 слайд

Описание слайда:

Предупреждение Не менее важны произведения искусства, в которых авторы, остро чувствуя свое время, предвидят его дальнейшее развитие и стремятся предупредить людей о социальных и политических опасностях, заставить их быть терпимее, внимательнее, добрее и сдержаннее

18 слайд

Описание слайда:

Любое художественное произведение устремлено в будущее. Задание: Вспомните сказки, народные предания, легенды, персонажи которых предвосхитили явления и события будущего. Объясните понятия: иносказание, метафора, аллегория, олицетворение - на примере известных вам произведений разных видов искусства.

19 слайд

Описание слайда:

Словарь терминов Иносказа́ние - выражение, заключающее в себе скрытый смысл; употребляется как литературный приём. Иносказательными могут быть целые произведения - басни, сказки, рассказы (например, В. М. Гаршина) романы (например, «Остров пингвинов» Анатоля Франса. Мета́фора (от др.-греч. - «перенос», «переносное значение») - троп, слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака. Аллегория (от греч. allegoria - иносказание), в искусстве воплощение явления, а также умозрительной идеи в наглядном образе (например, фигура с голубем в руке - аллегория Мира; женщина с повязкой на глазах и весами в руке - аллегория Правосудия).

20 слайд

Описание слайда:

Альбрехт Дюрер (1471-1528) Гравюры «Апокалипсис» (греч. apokalypsis - откровение -это слово служит названием одной из древних церковных книг, которая содержит пророчества о конце света)

21 слайд


План-конспект урока в 9 классе.

Учитель: Гоголева Е.Т.

Цель урока: формирование у учащихся представления о многочисленных функциях искусства, умение соотносить новые науки с искусством, формирование грамотно высказывать своё отношение к произведениям искусства.

Задачи: расширить знания учащихся о научном значении художественного знания на примерах шедевров литературы, музыки, изобразительного искусства, воспитывать мотивацию к учебной деятельности.

Тип урока : урок усвоения новых знаний.

Форма урока: рассказ учителя с элементами творческой работы учащихся.
Техническое оснащение урока : компьютерная презентация, тесты, репродукции картин, отрывок из фильма «Таинственное путешествие Ж. Верна», видеоролик игры на терменвоксе , «Фуга и токката ре минор» И.С.Баха.


План урока:

1.Вступление. Эмоциональный настрой с помощью эпиграфа :

«Искусство не достигает своего значения, когда ограничивается тем, что чарует людей, не вызывая в них в то же время воодушевления ко всему, что составляет величие жизни» Ж. Ренье

Постановка проблемы:

У: Посмотрите на вопросы, которые я предлагаю Вам. Как вы считаете, на какие вопросы вы уже можете дать ответ, что вам хочется узнать в первую очередь? Какой будет тема нашего урока? На какие вопросы вы уже сможете ответить , а что хотите узнать? Какую цель мы поставим сегодня перед собой?

Учащиеся знакомятся с вопросами:


  1. На что обратить внимание помогает искусство?

  2. Какое открытие проявилось в картине «Шоколадница» Ж.Э.Лиотара?

  3. Какое открытие предсказал писатель Жюль Верн? И в каком романе?

  4. Какое открытие предсказал русский писатель XX века Алексей Николаевич Толстой и в каком произведении?

  5. Кто разработал теорию влияния цвета на эмоции человека и приблизился к решению задач современной психологии и арт-терапии?

  6. Приведите пример из кинофильма, рассказывающего о научных открытиях. Как он называется? Кто кинорежиссер?

  7. Как ученые доказали, что французский художник Винсент Ван Гог обладал уникальным даром видеть воздушные потоки?

  8. Какова манера письма художника Ван Гога?

  9. Какое научное открытие предвосхищал Ван Гог?

  10. О чем догадывался немецкий композитор Иоганн Себастьян Бах и отразил это в своей музыке, а именно в фугах?

  11. Кто подтвердил это открытие через 250 лет?
(Ответы обучающихся, определение темы урока, постановка цели и задачи урока.)

У: Итак, тема нашего урока: Предсказание в искусстве.

Актуализация знаний:

Прежде чем начать изучение новой темы нашего урока, нам необходимо повторить, о чем мы говорили на предыдущих уроках.


  1. Почему выражение «пророчество Кассандры» стало иносказательным?

  2. Происходят ли предсказания в искусстве?

  3. Какие качества особо необходимы для умения предсказывать в искусстве?

  4. У каких людей выявляются такие способности и почему?

  5. Что предвосхищали не раз произведения искусства?

  6. Какие предвидения в произведениях искусства особо важны для людей?
У: Молодцы! Подводя итог сказанному, отмечу, что предвидение действительно можно считать формой утверждения духовных ценностей. Поэтому сегодня мы попытаемся с вами оценить произведения искусства с позиции предвосхищения будущего , реальности и вымысла.

У: Предлагаю всем самостоятельно поработать с текстом учебника и найти ответы на данные вопросы, а 2 человека поработают с индивидуальными заданиями.

Самостоятельная работа учащихся с учебником

Сообщение нового материала.

У: Искусство помогает людям обратить внимание на то, что в обыденной жизни они сами не всегда видят. Оно как бы открывает привычные вещи и явления с новой стороны. Особенно важно, что искусство дает людям знания порой незаметно ненавязчиво. Какие же ответы вы нашли в учебник?

2 .В истории человечества искусство не раз открывало знания, имеющие научное значение. Например, художник XVIII в. Ж.-Э. Лиотар в картине «Шоколадница» разложил свет по законам, в то время еще неизвестным физике.

3. Французский писатель-фантаст XIX в. Ж. Верн в романе «20 тысяч лье под водой» предсказал появление подводной лодки, один из основателей жанра научной фантастики, предсказал полеты на Луну в то время, когда ни самолетов, а тем более ракет еще не было. Во многих произведениях писателя звучит протест против использования науки в преступных целях. Значит и эту возможность он предвидел!

Сообщение о Ж. Верне. Просмотр отрывка из фильма «Таинственное путешествие Ж. Верна»

4. Художник Василий Кандинский, разработав теорию влияния цвета на эмоции человека, приблизился к решению задач современной психологии и артерапии (исцеления искусством).
5. Ученые, оцифровавшие и математически рассчитавшие произведения французского художника Винсента ван Гога , утверждают, что он обладал уникальным даром видеть то , что простым смертным не дано, - воздушные потоки. Своеобразная, будто хаотично закольцованная манера письма художника, как выяснилось, не что иное, как распределение яркости, соответствующее математическому описанию турбулентного потока, теория которого была заложена великим математиком А. Колмогоровым лишь к середине XX в. Ученые, объяснив явление турбулентности, решают серьезную проблему в авиации: ведь сегодня причиной многих воздушных катастроф становится именно турбулентность.

5. Одной из уникальных догадок о многоголосии Вселенной стало величайшее музыкальное творческое открытие XVII в. - фуга - жанр полифонической музыки , который получил свое развитие в творчестве И.-С. Баха. Через два с половиной столетия А. Эйнштейн, создатель теории относительности, скажет, что Вселенная - слоеный пирог, где в каждом слое свое время и своя плотность, структура, формы движения и существования. Это, по сути, образ, который приближает нас к пониманию фуги. Именно фуга с ее разновременно вступающими голосами представляет собой некую образную модель строения Вселенной.

Прослушивание музыки И.-С.Баха «Фуга и токката ре минор»

У: Конечно, для искусства предсказание будущего или открытие новых научных фактов не является главной целью, это всего лишь одна из его многочисленных функций. Можно сказать, побочный результат. Но он очень показателен для понимания значимости художественно-образного мышления в культурном развитии человечества. Как известно , культурное развитие включает в себя и достижения технического прогресса. В истории культуры много различных фактов, подтверждающих это.

Наука и искусство - это две области деятельности, которые сопровождают развитие человечества на всем протяжении его существования.


На примерах деятельности Леонардо да Винчи можно понять, насколько неразрывно научное и художественное творчество. Рисунок «Витрувианский человек» символизирует внутреннюю симметрию, Божественную пропорцию человеческого тела. Две наложенные одна на другую фигуры вписаны в круг и квадрат. Этот рисунок определил канонические пропорции изображения человека для европейского искусства последующего времени. В XX в. на основе этого рисунка была оставлена шкала пропорций, которая повлияла на образные решения современной архитектуры.

Гений эпохи Возрождения Леонардо да Винчи уже в XV в. разработал модель летательного аппарата! Его, правда, тогда так и не построили, но чертежи сохранились.


Удивительны тексты Леонардо да Винчи, которыми он сопровождает свои рисунки компаса и плуга: «Настойчивое упорство», «Препятствие не сгибает меня. Всякое препятствие разрушается упорством. Не оборачивается тот , кто устремлен к звезде».

Сообщение о Леонардо да Винчи.

Русский писатель, граф Алексей Николаевич Толстой (1882-1945), автор известных исторических романов, написал и несколько не менее популярных научно-фантастических произведений. В них он предсказал появление лазера и космических кораблей.


Русский инженер Лев Сергеевич Термен (1896-1993) предвидел появление современного синтезатора и звучание электронной музыки. В 1920 г. им был изобретен терменвокс - электромузыкальный инструмент, на котором звук извлекается путем перемещения рук исполнителя в электромагнитном поле вблизи металлической антенны. Терменвокс может звучать как скрипка, виолончель, флейта. Инструмент предназначен для исполнения любых (классических, эстрадных, джазовых) музыкальных произведений , а также для создания различных звуковых эффектов (пение птиц, свист и др.), которые находят применение при озвучании кинофильмов, в театральных постановках, цирковых программах. Л. Термен считал, что самое удачное произведение для демонстрации возможностей терменвокса - «Вокализ» С. Рахманинова.

Просмотр видеоролика игры на терменвоксе.

У: Научная фантастика не только проектировала технический прогресс человечества, но и стремилась предугадать будущее человека и общества.




Подведение итогов.

У: И.Гёте писал: «Для того,чтобы какая-нибудь наука сдвинулась с места, чтобы расширение её стало совершеннее, гипотезы необходимы так же, как показания опыта и наблюдения».


  • Согласны ли вы с мнением И. Гёте?

  • Какие предсказания вас поразили больше всего?

  • Приведите примеры предсказания в произведениях искусства будущих открытий и достижений науки.

  • Надеюсь, вам захочется прочитать книги Г. Уэльса, А Толстого, Ж. Верна, Р.Бредбери - это и будет для вас домашним заданием.
Урок окончен. Спасибо за работу.

Многие выдающиеся ученые ценили искусство и признавались, что без занятий музыкой, живописью, литературным творчеством они не совершили бы своих открытий в науке. Возможно, именно эмоциональный подъем в художественной деятельности подготовил и подтолкнул их к творческому прорыву в науке.


Для того чтобы открыть как для науки так и для искусства законы пропорции золотого сечения, древнегреческие ученые должны были в душе быть художниками. И это действительно так.

Интересовали же Пифагора музыкальные пропорции и соотношения. Более того, музыка являлась основанием всего пифагорейского учения о числе. Для Пифагора музыка была произ­водной от божественной науки мате­матики, и ее гармонии жестко конт­ролировались математическими про­порциями. Пифагорейцы утвержда­ли, что математика демонстрирует точный метод, которым Бог устано­вил и утвердил Вселенную , Числа, следовательно, предшествуют гармо­нии, так как их неизменные законы управляют всеми гармоническими пропорциями. После открытия этих гармонических соотношений Пифа­гор постепенно посвятил своих по­следователей в это учение, как в вы­сшую тайну своих Мистерий. Он раз­делил множественные части творения на большое число плоскостей или сфер, каждой из которых он приписал тон, гармонический интервал, число, имя, цвет и форму. Затем он перешел к доказательству точности его дедукций, демонстрируя их на различных плоскостях разума и суб­станций, начиная с самых абстракт­ных логических посылок и кончая наиболее конкретными геометриче­скими телами. Из общего факта со­гласованности всех этих различных методов доказательства он установил безусловное существование опреде­ленных естественных законов."

Известно, что А. Эйнштейну, в ХХ в. перевернувшему многие устоявшиеся научные представления, в его творчестве помогала музыка. Игра на скрипке доставляла ему столько же удовольствия , сколько работа. Близкие знакомые описывают Эйнштейна как человека общительного, дружелюбного, жизнерадостного, остроумного, с превосходным чувством юмора, отмечают его доброту, готовность помочь в любую минуту, полное отсутствие снобизма , покоряющее человеческое обаяние .

Эйнштейн страстно любил музыку, особенно сочинения XVIII века . В разные годы среди предпочитаемых им композиторов были Бах , Моцарт , Шуман , Гайдн и Шуберт , а в последние годы - Брамс . Хорошо играл на скрипке, с которой нигде не расставался. Из художественной литературы с восхищением отзывался о прозе Льва Толстого , Достоевского , Диккенса , пьесах Брехта . Увлекался также филателией , садоводством , плаванием на яхте (даже написал статью о теории управления яхтой). В частной жизни был неприхотлив, в конце жизни неизменно появлялся в любимом тёплом свитере.

Несмотря на свой колоссальный научный авторитет , он не страдал излишним самомнением, охотно допускал, что может ошибаться, и если это случалось, публично признавал своё заблуждение. Так произошло, например, в 1922 году , когда он раскритиковал статью Александра Фридмана , предсказавшего расширение Вселенной . Получив затем письмо от Фридмана с разъяснением спорных деталей, Эйнштейн в том же журнале сообщил, что был неправ, а результаты Фридмана ценны и «проливают новый свет» на возможные модели космологической динамики.

Многие открытия ученых оказали неоценимую услугу искусству.

Французский физик XIX в. Пьер Кюри провел исследования по симметрии кристаллов. Он обнаружил интересную и важную для науки и искусства вещь: частичное отсутствие симметрии порождает развитие предмета, в то время как полная симметрия стабилизирует его вид и состояние. Это явление было названо диссимметрией (не симметрия). Закон Кюри гласит: диссимметрия творит явление.

В середине ХХ в. в науке появилось еще и понятие «антисимметрия », т. е. против (противоположно) симметрии. Если общепризнанное понятие «асимметрия» как для науки, так и для искусства означает «не совсем точная симметрия», то антисимметрия - некоторое свойство и его отрицание , т. е. противопоставление. В жизни и в искусстве - это извечные противоположности: добро - зло, жизнь - смерть, лево - право, верх - низ и т. д.

«Забыли, что наука развивалась из поэзии: не принимали во внимание соображение, что в ходе времен обе отлично могут к обоюдной пользе снова дружески встретиться на более высокой ступени». И.-В. Гете

Сегодня это пророчество сбывается. Синтез научных и художественных знаний приводит к появлению новых наук (синергетика, фрактальная геометрия и др.), формирует новый художественный язык искусства.

Голландский художник и геометр Мауриц Эшер (1898-1972 ) на основе антисимметрии строил свои декоративные работы. Он, так же, как Бах в музыке, был очень сильным математиком в графике. Изображение города в гравюре «День и ночь» зеркально симметрично, но в левой его части день, в правой - ночь. Образы белых птиц, улетающих в ночь, формируют силуэты черных птиц, устремившихся в день. Особенно интересно наблюдать, как из неправильных асимметричных форм фона постепенно проявляются фигуры.
Задание:
Найдите в справочной литературе понятия «синергетика», «фрактал», «фрактальная геометрия». Подумайте, как эти новые науки соотносятся с искусством.

Вспомните знакомое вам явление цветомузыки , получившее свое распространение благодаря творчеству композитора XX в. А. Н. Скрябина.

Назовите литературные произведения с антисимметричными названиями (пример «Принц и нищий»). Вспомните народные сказки, в основе сюжета которых лежали антисимметричные события.


Под влиянием открытий радиоактивности и ультрафиолетовых лучей в науке русский художник Михаил Федорович Ларионов (1881-1964) в 1912 г. основал одно из первых в России абстрактных течений - лучизм . Он считал, что изображать надо не сами предметы, а идущие от них энергетические потоки, представляемые в виде лучей.

Изучение проблем оптического восприятия натолкнуло французского живописца Робера Делоне (1885-1941) в начале ХХ в. на идею образования характерных кругообразных поверхностей и плоскостей, которые, создавая разноцветную бурю, динамично овладевали пространством картины. Абстрактный цветовой ритм возбуждал эмоции зрителей. Взаимопроникновение основных цветов спектра и пересечение криволинейных поверхностей в работах Делоне создают динамику и истинно музыкальное развитие ритма.


Одним из первых его произведений стал цветной диск, по форме напоминающий мишень, но цветовые переходы составляющих его соседних элементов имеют дополнительные цвета , что придает диску необычайную энергию.

Русский художник Павел Николаевич Филонов (1882-1941) выполнил в 20-е гг. ХХ в. графическую композицию - одну из «формул Вселенной». В ней он предугадал движение субатомных частиц, с помощью которых современные физики пытаются найти формулу мироздания.

Художественно-творческие задания

> Сделайте эскиз герба, товарного знака или эмблемы (карандаш, перо, тушь; коллаж или аппликация; компьютерная графика), используя разные виды симметрии.

> Выполните декоративную работу, используя антисимметрию как принцип получения изображения (по типу гравюр М. Эшера).

Развитие технологий приводит к тому, что рано или поздно сбываются предсказания, которые делали футурологи прошлого. Не все, конечно, но тоже интересно. Предлагаем ознакомиться с несколькими предсказаниями будущего в рисунках, книгах и музыке, которые позже стали реальностью, порой, с жуткими последствиями, как, например, гибель круизного лайнера "Титаник" после столкновения с айсбергом.

Французы мечтали увидеть людей с крыльями

Более века назад французские художники пытались предугадать, как могли бы выглядеть новейшие современные технологии спустя сто лет, то есть в 2000 году. И на выпущенных в 1990 году почтовых картинках можно заметить, что некоторые их версии оказались похожи на современные средства передвижения.

Одним из самых влиятельных людей в литературе конца 19-го - начале 20-го века был француз Жюль Верн - географ и писатель, классик приключенческой литературы, один из основоположников научной фантастики. Он первым описал параллельные цивилизации с другими технологиями, не похожими на земные. Именно его книги Котэ брал за основу, чтобы нарисовать картины будущего.

Для того, чтобы выполнить работу в назначенный срок, Котэ пригласил нескольких своих коллег. Всего ими было нарисовано порядка сотни почтовых карточек, однако в процессе изготовления что-то пошло не так и большинство не вышли в свет. Сохранился лишь один комплект. Впервые он был показан на публике в 1986 году, а сейчас свободно доступен в Интернете.

В частности, 100 лет назад предполагалось, что люди будут летать на воздушных аппаратах различной конструкции, массово кататься на роликах, а подводные аппараты будут передвигаться с помощью китов.

Фантазии немцев: подглядывание и монстры на рельсах

Примерно в то же время, что и во Франции (рубеж XIX-XX веков), картинки с изображением будущего были сделаны в Германии. На них можно увидеть и подводные лодки, и гигантских монстров на рельсах.

Немецкие футурологи предполагали, что в начале XХI века люди смогут путешествовать под водой (подводный дирижабль), самостоятельно скользить по воде на специальных лыжах, изобретут крылья для полетов, изобретут камеры слежения, поезда будут перевозить сразу целые кварталы домов.

В отличие от французов, работы немецких художников были выполнены на дощечках для шоколада и обрели большую популярность.

Гибель Титаника описали за 14 лет до трагедии

В 1898 году в США была опубликована повесть "Тщетность", ее автор - американский журналист, писатель, бывший морской офицер Морган Робертсон. Большой известности повесть Робертсону тогда не принесла и вплоть до крушения лайнера "Титаник" в 1912 году она не переиздавалась. Зато потом автора объявили ясновидцем: было много совпадений плодов его фантазии с реальными фактами катастрофы.

Тема "Титаника" после его крушения была очень популярна, и в 1912 году Робертсон переиздал повесть под новым названием: "Тщетность - крушение "Титана". Вот тогда к автору и пришла слава. Все последующие переиздания "Тщетности" делались как раз по варианту книги образца 1912 года.

В книге Робертсона, в частности, было предсказано, что в апреле гигантский лайнер выйдет из Европы в Америку, в северной Атлантике врежется в айсберг и пойдет на дно. В реальности кораблекрушение тоже произошло в апреле, большинство пассажиров обоих кораблей погибли, при кораблекрушении не всем хватило спасательных лодок. Оба корабля пытались установить рекорд скорости и оба затонули примерно в 740 км от острова Ньюфаундленд. В общем, все как и предсказывал Робертсон.

Однако энтузиасты из американского общества "Память "Титаника" разыскали оригинальный текст "Тщетности". Оказалось, что Робертсон во втором издании многие технические параметры своего мифического "Титана" изменил так, чтобы максимально приблизить их к реальным размерам "Титаника". Например, поменял водоизмещение и мощность своего корабля, "убрал" с палубы паруса.

Кстати, в оригинале "Тщетности" столкновения лайнера с айсбергом не является кульминацией сюжета. В первом издании корабль идет на полном ходу, по дороге разносит в щепки деревянную рыбацкую шхуну (но не останавливается, чтобы подобрать выживших) и только потом "ловит" айсберг. Главный герой и его любимая успевают с корабля перескочить на ледяную глыбу, терпят лишения, сражаются с белыми медведями, а в итоге все заканчивается хеппи-эндом.

Что касается почти совпадения названий вымышленного и реального круизного лайнеров, то скептики заявляют, что во второй половине XIХ века у берегов США затонуло сразу три британских судна под названием "Титания" (имя королевы фей из комедии "Сон в летнюю ночь" Уильяма Шекспира). Робертсон как эксперт в судоходстве и морской журналист, конечно, знал об этих случаях. Исчезновение судов во все времена считалось серьезным событием, такие истории широко освещали газеты. Возможно, эти факты и натолкнули писателя на мысль назвать свой чудо-корабль "Титаном".

Роман-антиутопия "Пляж" талантливого английского писателя Алекса Гарленда о самосознании его молодых современников, выросших в городских джунглях в условиях глобальной коммерциализации мира, вышел в свет в 1997 году.

В романе рассказывается о юношах, которые находят один из последних уголков на Земле, нетронутый цивилизацией, - тропический остров, где они наслаждаются жизнью, понемногу забывая остальной мир. Все меняется 11 сентября, когда о себе напоминает "настоящий мир", принеся на остров ужас и смерть.

Книга "Пляж" стала абсолютным бестселлером, хотя поначалу издатели не обратили на нее внимания. Архетипический мотив поисков земного рая, его обретение и разрушение показывают внутреннюю противоречивость и духовный трагизм поколения, все это не вызывало у издателей энтузиазма.

Тем не менее, в 1999 году режиссер Дэнни Бойл снял знаменитую одноименную экранизацию романа - художественный фильм "Пляж", с Леонардо Ди Каприо в главной роли.

До 11 сентября 2001 года никто не придавал значения символическим знакам, описанным в этой книге. А вот после обрушения нью-йоркских башен близнецов появились различные теории заговора. Тогда же фанаты "Пляжа" обратили внимание на дату, указанную в книге.

Британский комик предсказал смерть Каддафи

Британский актер Джозеф Мейхер в эпизоде шоу "Второй шанс", вышедшем в эфир в 1987 году, заявил, что бывший ливийский лидер Муаммар Каддафи погибнет в 2011 году.

В одном из эпизодов "Второго шанса" комик Джозеф Мейхер предстал в образе апостола Петра, который определял, кто из знаменитостей после смерти отправится в рай, а кто в ад. По сюжету, Петр отправил в ад Муаммара Каддафи за связь с террористами. По тексту шоу, умереть ливийский лидер должен был 2 июля 2011 года.

В реальности, бывший лидер Ливии прожил всего на три месяца дольше. После революции в Ливии полковник был убит повстанцами при попытке бегства из Сирта 20 октября 2011 года.

Судьба крутого рэпера - предугадать свою судьбу

Музыкальная тематика очень широка, особенно это относится к жанру рэпа, где главное - текст, которым можно сказать все, что угодно. Это не запрещает многим фанатам рэпа в любых текстах искать (и находить!) тайные знаки и даже предсказания будущего.

Например, есть такой популярный американский рэпер Шон Кори Картер, более известный как Jay-Z. Лишенный чего-то в детстве, человек может потратить всю жизнь, чтобы компенсировать эти пробелы. Некоторые так увлекаются, что остановить их уже невозможно, даже если им покорились самые заоблачные вершины.

Сенсационный дебют рэпера Jay-Z в 1996 году положил начало его стремительной и очень плодовитой карьере. Он выпускает по альбому в год с обязательными тиражами, выстреливает хиты обоймами, словно из пулемета.

В 1998 году в песне рэпера под названием "Money, Cash, Hoes" были такие слова: "S**t, I led a life you can write a book on/Sex, murder, mayhem, and романс for the streets/Мне and I"ll tell ya, it"ll be a best seller"(…, Я живу жизнь, о которой можно написать книгу /Секс, убийства, увечья, уличная романтика/Старичок, я тебе говорю, это будет бестселлер").

В 2010 году рэпер Jay-Z действительно стал соавтором книги о своей жизни. Его автобиография быстро оказалась в тройке самых продаваемых книг в США.

Кстати, в 2012-м капитал Jay-Z составлял более $500 млн., а его 12 альбомов отметились на вершине Billboard 200 - рекорд среди всех сольных исполнителей и второе место в истории после The Beatles.

Еще более показательными кажутся слова из песни рэпера 2Pac (настоящее имя Тупак Амару Шакур) под названием "If I Die Tonight": "I hope they bury me and send me их my rest/Headlines reading Murdered to Death, my last breath"("Я надеюсь, что меня похоронят и позволят отдохнуть/ Заголовок будет таким "Убит до смерти", до своего последнего вздоха").

Тупак Амару Шакур - американский рэпер, киноактер и общественный деятель. Подавляющее большинство его песен повествуют о тяжелой жизни в гетто, насилии, бедности, расизме, проблемах современного общества и конфликтах с другими рэп-исполнителями. Общественная деятельность Тупака была направлена на защиту политического, экономического, социального и расового равенства, а его ранние записи - о насилии, проблемах наркомании и алкоголизма, конфликтах с законом.

Тупак был убит в 1996 году, убийцы так и не были найдены. Тело 2Pac было кремировано, а часть праха смешана с марихуаной и выкурена его друзьями. Это первый рэпер, которому поставили памятник.

Некоторые газеты, сообщая о смерти рэпера, действительно использовали заголовок "Murdered to Death". Впрочем, скорее всего, выбор журналистов был не случаен, а сознательно использованы слова из песни 2Pac.

Гитарист, спевший о своей смерти

Легендарный гитарист Джими Хендрикс умер спустя примерно три года после того, как спел песню "The Ballad of Jimi". В ней были такие слова: "Many things he would try, for he knew he"d soon die… Now Jimi"s gone, he"s not alone, his memory lives on… Five years, this he said. He"s not gone he"s чувствовать dead" ("Много дел он попробовал бы, если бы знал, что скоро умрет… Теперь Джими ушел, он не один, но память живет дольше… Пять лет, так он говорил. Он ушел, он умер".

Хотя Хендрикс еще при жизни заявлял, что песня посвящается одному из его друзей, которого также звал Джими, но в конце записи первой песни можно расслышать слова автора: "это - моя история". После смерти гитариста его фанаты дали волю фантазии.

Хендрикс был найден мертвым утром 18 сентября 1970 года в номере отеля Samarkand в Лондоне. Он провел ночь со своей подругой, немкой Моникой Шарлотт Данеман, и умер в постели, захлебнувшись рвотными массами после приема девяти таблеток снотворного. Данеман заметила, что с Джими происходит что-то не то, однако боялась вызвать скорую из-за находившихся повсюду в квартире наркотиков.

В фильме-биографии Хендрикса врач, дежуривший тогда на скорой, сказал, что к тому моменту, когда Джими увезли в больницу, спасти его уже было невозможно. Джими Хендрикс был похоронен в Гринвудском Мемориальном Парке в Рентоне, вопреки его желанию быть похороненным в Англии.

У Марса два естественных спутника
Такую удивительно точную догадку
можно найти на страницах книги
«Путешествия Гулливера»,
написанной Джонатаном Свифтом в
1735 году. Лишь 142 года спустя, в
1872-м спутники Красной планеты -
Фобос и Деймос - были обнаружены
астрономами.

Солнечные паруса
В 1865 году в фантастическом
романе «С земли на Луну»
Жюль Верн выдвинул идею
солнечных парусов. Эта смелая
догадка получила воплощение
через 145 лет, когда был
использован первый солнечный
парус (IKAROS).

Подводная лодка на
электричестве
В книге «20000 лье под водой»
(1870 г.) всё того же Верна
удивительная подлодка «Наутилус»
работает на электричестве.
Реальные субмарины с
электрическим двигателем
появились спустя 90 лет – в 60-е
годы ХХ века.

Кредитные карты
Эдвард Беллами предсказал
появление кредитных карт в
своём фантастическом
произведении «Взгляд назад» за
62 года до их изобретения,
которое произошло в 1962 году.

Танки
А ещё через несколько лет
Уэллс написал рассказ
«Сухопутные броненосцы»
(1903 г.), в котором описал танки.
Спустя 13 лет эти боевые
машины появились на полях
сражений Первой мировой
войны..

Детектор лжи
В художественной литературе
первое упоминание о детекторе лжи
можно встретить в произведении Э.
Балмера и В. Макхагена «Лютер
Трент» (1910 г.). Первое
применение реального полиграфа
произошло в 1924 году.

Солнечная энергия
В 1911 году Хьюго Гернсбек в
романе «Ральф 124C 41+»
предсказал использование
энергии солнца на благо
человечества. Прошло 67 лет – и
в 1978 году появились первые
калькуляторы, которые
подзаряжались энергией нашего
светила.

Атомная бомба
Одно из самых мрачных предсказаний, сделанных Гербертом Уэллсом,–
изобретение атомной бомбы и ядерная война, описаны в книге
«Освобождённый мир» (1914 г.).
Прошло чуть больше трёх десятилетий и атомные бомбы упали на
японские города. Кстати, в этом же романе английский фантаст
рассказал и о дешёвой атомной энергии.

Голосовая почта
Около 57 лет понадобилось для
осуществления предсказания
Уэллса об использовании
голосовой почты (роман «Люди как
боги»). Распространение это
техническое новшество получило
после 1980 года.

Наушники типа «капли»
Описание такого типа
миниатюрных наушников можно
прочитать на страницах романа
Рэя Брэдбери «451 градус по
Фаренгейту», изданного в 1950
году. Меломанам пришлось
подождать чуть больше полувека,
пока компания «Apple» выпустила
на рынок первые наушники такого
вида.

Спутники связи
В «Космической одиссее 2001
года» (1951 г.) американский
писатель-фантаст Артур Кларк
предсказал появление на орбите
Земли искусственных спутников
связи. Ждать пришлось недолго –
уже в 1965 году был запущен
первый такой спутник.

Виртуальная реальность
Пятью годами позже Кларк
написал «Город и звезды», где
упоминаются видеоигры в
виртуальной реальности. В 1966
году, то есть всего 10 годами
позже, был разработан первый
авиасимулятор, воплотивший в
жизнь эту догадку гениального
фантаста.

Водяные кровати
Отличился на ниве предсказаний и
другой знаменитый фантаст –
Роберт Хайнлайн. В книге 1961 года
«Чужак в чужой стране» даётся
описание водяных кроватей, а
первый патент на них был выдан в
1971 году.

Бионическое протезирование
Мартин Кайдин высказал эту идею
на страницах своего «Киборга»
(1972 г.). 41 год спустя, в 2013-м,
был создан первый бионический
протез ноги.

Лучший игрок в шахматы среди людей
будет обыгран компьютером до 2000
года
Именно такой прогноз был сделан Реймондом Курцвейлом в книге «Век
интеллектуальных машин», изданной в 1990 году, когда шахматные
компьютеры почти без проблем обыгрывались гроссмейстерами.
Однако спустя всего 7 лет суперкомпьютер Дип Блю обыграл Гарри
Каспарова – сильнейшего шахматиста планеты.
Сегодня же шахматные программы настолько сильны, что матч между
человеком и компьютером потерял всякий спортивный смысл.

Лунный модуль будет запущен во
Флориде и, вернувшись к Земле,
приводнится в океане
За 104 года до полёта «Аполлона 11» к Луне именно так всё было
описано в романе Жюля Верна «С Земли на Луну» (1865 г.).
По такому же сценарию всё прошло и в реальности - команда
американских астронавтов во главе с Нилом Армстронгом приводнилась
в специальном модуле и вскоре была подобраны авианосцем «Хорнетт».

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

СПАСИБО
СПАСИБО ЗА
ЗА
ВНИМАНИЕ
ВНИМАНИЕ
Учитель русского языка и
литературы
МКОУ «ЛИЦЕЙ с. В. МАМОН»
Спицына Татьяна Викторовна.

Пособия и алименты