Аксаков сергей тимофеевич произведения. Произведения сергея тимофеевича аксакова

Приступая к описанию дичи, я считаю за лучшее начать с лучшей, то есть с болотной, о чем я уже и говорил, и притом именно с бекаса, или, правильнее сказать, со всех трех видов этой благородной породы, резко отличающейся и первенствующей между всеми остальными. Я разумею бекаса, дупельшнепа и гаршнепа, сходных между собою перьями, складом, вообще наружным видом, нравами и особенным способом доставания пищи.

К ним принадлежит и даже превосходит их вальдшнеп, но он займет свое место в разряде лесной дичи. Досадно, что мы не имеем для этих куликов своих русских названий и употребляем одно французское и три немецкие. Впрочем, народ зовет бекаса диким барашком, о чем было сейчас сказано, а вальдшнепа лесным куликом и красным куликом. Печатно называют последнего - слука и говорят, что это название древнее и доныне живущее в народной речи на юге России.

Cказка ключницы Пелагеи

В некиим царстве, в некиим государстве жил-был богатый купец, именитый человек.

Много у него было всякого богатства, дорогих товаров заморских, жемчугу, драгоценных камениев, золотой и серебряной казны и было у того купца три дочери, все три красавицы писаные, а меньшая лучше всех; и любил он дочерей своих больше всего своего богатства, жемчугов, драгоценных камениев, золотой и серебряной казны - по той причине, что он был вдовец и любить ему было некого; любил он старших дочерей, а меньшую дочь любил больше, потому что она была собой лучше всех и к нему ласковее.

Вот и собирается тот купец по своим торговым делам за море, за тридевять земель, в тридевятое царство, в тридесятое государство, и говорит он своим любезным дочерям:

«Дочери мои милые, дочери мои хорошие, дочери мои пригожие, еду я по своим купецким делам за тридевять земель, в тридевятое царство, тридесятое государство, и мало ли, много ли времени проезжу - не ведаю, и наказываю я вам жить без меня честно и смирно, и коли вы будете жить без меня честно и смирно, то привезу вам такие гостинцы, каких вы сами захотите, и даю я вам сроку думать на три дня, и тогда вы мне скажете, каких гостинцев вам хочется».

К числу дичи, как я уже сказал, принадлежат не одни птицы, но и звери, как-то: медведи, олени, кабаны, дикие козы и зайцы. Мне хорошо известны только зайцы, и о них-то я намерен поговорить теперь.

В Оренбургской губернии, да, кажется, и во всех других, зайцы водятся трех пород: русаки, беляки и тумаки. Я не причисляю к дичи земляного зайчика, или тушканчика, которого в пищу не употребляют. Имя русака происходит, вероятно, не от того, что он живет на Руси, а разве от того, что и зимою хребет спины остается у него серый, как будто русый. Беляк, очевидно, назван по совершенной белизне своей шерсти в зимнее время. Тумак, происходя от совокупления русака с беляком, получил имя, обличающее его происхождение: слово тумак значит помесь. Обыкновенное местопребывание русака и тумака - степь или безлесные горы, беляка - лес. Но всегда есть исключения: иногда и в степи попадаются беляки, иногда и в лесных местах, как, например, около Москвы, водятся русаки, только они почти никогда не ложатся на дневку в большом лесу, а всегда на открытых местах или в мелком кустарнике; старый русак, матерой, как говорят охотники, всегда крупнее и жирнее беляка одного с ним возраста и в то же время как-то складнее: уши у русака острее; лапки его, особенно передние, поменьше и поуютнее, и потому русачий малик (след) отличается с первого взгляда от белячьего.

Диких голубей три породы, но они так различны, что я о каждой буду говорить особо, предварительно сказав несколько слов вообще о их свойствах.

Голубь с незапамятных времен служит эмблемою чистоты, кротости и любви - и не напрасно: все эти три качества принадлежат ему по преимуществу. Чистота его доказана святыми, ветхо- и новозаветными словами. Любовь голубя к голубке и общая их нежность к детям признаны всем народом русским и засвидетельствованы его песнями и поговорками: авторитет убедительный и неопровержимый. Слова ласки и сожаления, голубчик и голубушка, постоянно слышны в речах простого народа. Хотят ли сказать, как ладно живет муж с женой, как согласны брат с сестрой, как дружны между собой приятели и приятельницы, и непременно скажут: «Они живут, как голубь с голубкой, не наглядятся друг на друга». Желая выразить чье-нибудь простодушие или доброту, говорят: «У него голубиная душа».

Глухой тетерев по его величине, малочисленности, осторожности и трудности добыванья беспрекословно может назваться первою лесною дичью. Он не отлетает на зиму; напротив, водится в изобилии в самых холодных местах Сибири. Имя глухаря дано ему не потому, что он глух, а потому, что водится в глухих, уединенных и крепких местах; точно так и последнее имя моховика происходит от моховых, лесных болот, в которых живут глухари. В молодости моей я еще встречал стариков охотников, которые думали, что глухие тетерева глухи, основываясь на том, что они не боятся шума и стука, особенно когда токуют. Мнение это совершенно ошибочно.

Вся лесная дичь живет более или менее в лесу, некоторые же породы никогда его не покидают. Итак, я предварительно рассмотрю и определю, сколько умею, разность лесов и лесных пород.

Я сказал о воде, что она «краса природы»; почти то же можно сказать о лесе. Полная красота всякой местности состоит именно в соединении воды с лесом. Природа так и поступает: реки, речки, ручьи и озера почти всегда обрастают лесом или кустами. Исключения редки. В соединении леса с водою заключается другая великая цель природы. Леса - хранители вод: деревья закрывают землю от палящих лучей летнего солнца, от иссушительных ветров; прохлада и сырость живут в их тени и не дают иссякнуть текучей или стоячей влаге. Убыль рек, в целой России замечаемая, происходит, по общему мнению, от истребления лесов.

Породы уток многочисленны и разнообразны. Я стану говорить только о тех, которые мне более или менее коротко известны. Оренбургская губерния по своему географическому положению и пространству, заключая в себе разные и даже противоположные климаты и природы, гранича к северу с Вятскою и Пермскою губерниями, где по зимам мерзнет ртуть, и на юг с Каспийским морем и Астраханскою губерниею, где, как всем известно, растут на открытом воздухе самые нежные сорты винограда, - представляет полную возможность разнообразию явлений всех царств природы и между прочим разнообразию утиных пород, особенно во время весеннего пролета. Но я не стану говорить об утках собственно пролетных: это завело бы меня слишком далеко и при всем том дало бы моим читателям слабое и неверное понятие о предмете. Пролетные утки не то, что пролетные кулики: кулики живут у нас недели по две и более весной и от месяца до двух осенью, а утки бывают только видимы весной, никогда осенью и ни одного дня на одном месте не проводят. Охотникам достаются они как случайная редкость.

Лебедь по своей величине, силе, красоте и величавой осанке давно и справедливо назван царем всей водяной, или водоплавающей, птицы. Белый, как снег, с блестящими, прозрачными небольшими глазами, с черным носом и черными лапами, с длинною, гибкою и красивою шеею, он невыразимо прекрасен, когда спокойно плывет между зеленых камышей по темно-синей, гладкой поверхности воды. Но и все его движения исполнены прелести: начнет ли он пить и, зачерпнув носом воды, поднимет голову вверх и вытянет шею; начнет ли купаться, нырять и плескаться своими могучими крыльями, далеко разбрасывая брызги воды, скатывающейся с его пушистого тела; начнет ли потом охорашиваться, легко и свободно закинув дугою назад свою белоснежную шею, поправляя и чистя носом на спине, боках и в хвосте смятые или замаранные перья; распустит ли крыло по воздуху, как будто длинный косой парус, и начнет также носом перебирать в нем каждое перо, проветривая и суша его на солнце, - все живописно и великолепно в нем.

Объемом собственно тела он менее, хотя подлиннее, дрофы и едва ли будет с большого старого гуся, но длинные перья на спине, боках и величина крыльев дают ему вид самой большой птицы. Журавль очень высок на ногах, шея его также очень длинна, и если б нос соответствовал другим членам, как то бывает у куликов, то ему следовало бы быть в пол-аршина длиною, но его нос, крепкий и острый к концу, темно-зеленоватого костяного цвета, не длиннее трех вершков, голова небольшая. Журавль весь светло-пепельного, сизого цвета; передняя часть его головы покрыта черными перышками, а задняя, совершенно голая, поросла темно-красными бородавочками и кажется пятном малинового цвета; от глаз идут беловатые полоски, исчезающие в темно-серых перьях позади затылка, глаза небольшие, серо-каштановые и светлые, хвост короткий: из него, начиная с половины спины, торчат вверх пушистые, мягкие, довольно длинные, красиво загибающиеся перья; ноги и три передние пальца покрыты жесткою, как будто истрескавшеюся, черною кожею.

Собираясь говорить о степной дичи, я считаю нужным рассказать все, что знаю о месте ее жительства.

Слово степь имеет у нас особенное значение и обыкновенно представляет воображению обширное пространство голой, ровной, безводной земной поверхности; многие степи таковы действительно, но в Оренбургской губернии, в уездах Уфимском, Стерлитамацком, Белебеевском, Бугульминском, Бугурусланском и Бузулуцком, степи совсем не таковы: поверхность земли в них по большей части неровная, волнистая, местами довольно лесная, даже гористая, пересекаемая оврагами с родниковыми ручьями, степными речками и озерами.

Произведения разбиты на страницы

Сергей Тимофеивич Аксаков вошел в литературу как автор стихов и рассказов, но прославился он благодаря доброй и яркой сказке "Аленький цветочек". Автор рос и взрослел попутно со своим временем, и вся его творческая жизнь отражает собой историю отечественной литературы периода жизни писателя.

Наша литература помнит в нем одного из талантливейших своих мемуаристов, непревзойдённого бытописателя, замечательного литератора, пишущего о природе и, самое главное, как классика русского языка. Любовь к его произведениям по прежнему жива и находит своих почитателей среди людей разных возрастов. Аксаков пытался писать просто и понятно, но также он прекрасно знал всю силу великого и могучего русского языка. Так как произведения автора входят в школьную программу, то читать рассказы и сказки Аксакова люди начинают с младшей школы. Его произведения помогают детям развивать воображение и бережно относиться к природе.

Аксаков Сергей Тимофеевич – известный русский писатель, государственный чиновник и общественный деятель, литературный и театральный критик, мемуарист, автор книг о рыбалке и охоте, лепидоптеролог. Отец русских писателей и общественных деятелей славянофилов: Константина, Ивана и Веры Аксаковых. Член-корреспондент Императорской Санкт-Петербургской Академии наук.
Родился Сергей Аксаков (20 сентября) 1 октября 1791 года в городе Уфе. Он происходил из старинной, но небогатой дворянской семьи. Отец его Тимофей Степанович Аксаков был провинциальным чиновником. Мать – Мария Николаевна Аксакова, урождённая Зубова, очень образованная для своего времени и социального круга женщина.
Детство Аксакова прошло в Уфе и в имении Ново-Аксаково. Значительное влияние на формирование личности Аксакова в раннем детстве оказал его дед Степан Михайлович. Дальние прогулки в лес или в степь заложили в нем глубокие, мощные пласты впечатлений, которые позднее, спустя десятилетия, стали неиссякаемыми источниками художественного творчества. Маленький Аксаков любил слушать рассказы крепостной няни Пелагеи, один из которых впоследствии обработал в известную сказку «Аленький цветочек». Воспоминания детства и юности Аксакова легли в основу его мемуарно-автобиографической трилогии: «Семейная хроника» (1856), «Детские годы Багрова-внука» (1858), «Воспоминания» (1856).
В возрасте восьми лет, в 1801 году, Аксаков был определен в Казанскую гимназию. Там с перерывами из-за болезни, он учился до 1804 года, после чего в возрасте 14 лет был переведен в только что открывшийся Казанский университет. В университете Аксаков успешно выступал в любительском театре и издавал рукописные журналы «Аркадские пастушки» и «Журнал наших занятий». В них он публиковал свои первые литературные опыты – стихи, написанные в наивно-сентиментальном стиле.
С 1806-го года Аксаков принимает участие в деятельности «Общества любителей отечественной словесности» при Казанском Университете. Свое участие в нём он прерывает в июне 1807 года в связи с переездом в Петербург.
В Петербурге произошло первое сближение Аксакова с литературными деятелями. В эти годы Аксаков жил то в Петербурге, то в Москве, то в деревне. После женитьбы (1816) на Ольге Семеновне Заплатиной, Аксаков пытался поселиться в деревне. Пять лет он прожил с родителями, но в 1820 году был выделен, получив в вотчину Надеждино (Оренбургской губернии). Переехав на год в Москву, зажил широко, открытым домом. Возобновились старые литературные связи, завязались новые. Аксаков вошел в писательскую и литературную жизнь Москвы. Пробыв год в Москве, Аксаков переехал, ради экономии, в Оренбургскую губернию и прожил в деревне до осени 1826 года.
В августе 1826 года Аксаков расстался с деревней навсегда. Наездом он бывал здесь, но, в сущности, до смерти оставался столичным жителем. В Москве он встретился со своим старым покровителем Шишковым, теперь уже министром народного просвещения, и легко получил от него должность цензора. Близость с Погодиным расширила круг литературных знакомых. От должности цензора он был отставлен за то, что пропустил в журнале И.В. Киреевского "Европеец" статью "Девятнадцатый век". При связях Аксакова ему не трудно было пристроиться, и в следующем году он получил место инспектора землемерного училища, а затем, когда оно было преобразовано в Константиновский межевой институт, был назначен первым его директором и устроителем.
В 1839 году Аксаков, обеспеченный большим состоянием, которое досталось ему после смерти отца, покинул службу и, после некоторых колебаний, уже не возвращался к ней. Писал он за это время: ряд театральных рецензий в «Драматических прибавлениях» к «Московскому Вестнику» и несколько небольших статей в «Галатее» (1828 - 1830). Его перевод мольеровского «Скупого» шел на московском театре в бенефис Щепкина. В 1830 году напечатан в «Московском Вестнике» (без подписи) его рассказ «Рекомендация министра».
Наконец, в 1834 году в альманахе «Денница» появился, также без подписи, его очерк «Буран». По мнению критиков, это – первое произведение, говорящее о настоящем писателе Аксакове. С тех пор творчество Аксакова развивалось плавно и плодотворно.
Вслед за «Бураном» начата была «Семейная хроника». Уже в эти годы известная популярность окружала Аксакова. Имя его пользовалось авторитетом. Академия Наук избирала его не раз рецензентом при присуждениях наград.
Временно оставив «Семейную хронику», он обратился к естественнонаучным и охотничьим воспоминаниям, и его «Записки об уженьи рыбы» (Москва, 1847) были первым его широким литературным успехом. «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии» вышли в 1852 году и вызвали еще более восторженные отзывы, чем «Уженье рыбы». Среди этих отзывов есть и статья И.С. Тургенева. Одновременно с охотничьими воспоминаниями и характеристиками назревали в мысли автора рассказы о его детстве и его ближайших предках.
Вскоре по выходе «Записок ружейного охотника» стали появляться в журналах новые отрывки из «Семейной хроники», а в 1856 году она вышла отдельной книгой.
Радости литературного успеха смягчали для Аксакова тяготы последних лет жизни. Материальное благосостояние семьи пошатнулось; здоровье Аксакова становилось все хуже. Он почти ослеп – рассказами и диктовкой воспоминаний заполнял то время, которое не так еще давно отдавал рыбной ловле, охоте и деятельному общению с природой.
Целый ряд работ ознаменовал эти уже последние годы его жизни. Прежде всего «Семейная хроника» получила свое продолжение в «Детских годах Багрова внука».
«Литературные и театральные воспоминания» Аксакова, вошедшие в «Разные сочинения», полны интересных мелких справок и фактов, но бесконечно далеки по значению от рассказов Аксакова о его детстве. Более глубокое значение имеет и могла бы иметь еще большее, если бы была закончена, «История моего знакомства с Гоголем».
Эти последние сочинения написаны в промежутках тяжкой болезни, от которой Аксаков скончался 30 апреля 1859 года в Москве.
В 1991 году, когда широко отмечалось 200-летие со дня рождения Сергея Аксакова, в Уфе был открыт Мемориальный дом-музей писателя.
Мало какое здание может похвастаться такой богатой историей, как этот деревянный дом близ реки Белой. Он был построен в первой половине XVIII века. В здании размещалась канцелярия уфимского наместничества. Здесь же жила семья деда писателя по материнской линии Николая Зубова. После смерти Н.С. Зубова, дом выкупил отец писателя – Тимофей Аксаков.
В 1795 году вся семья переехала сюда на постоянное место жительства. Здесь они жили до 1797 года. Первые детские впечатления об этом доме можно найти в известной книге Сергея Тимофеевича Аксакова «Детские годы Багрова-внука». Вот фрагмент из этой семейной хроники:
«Мы жили тогда в губернском городе Уфе и занимали огромный зубинский деревянный дом... Дом был обит тесом, но не выкрашен; он потемнел от дождей, и вся эта громада имела очень печальный вид. Дом стоял на косогоре, так что окна в сад были очень низки от земли, а окна из столовой на улицу, на противоположной стороне дома, возвышались аршина три над землей; парадное крыльцо имело более двадцати пяти ступенек, и с него была видна река Белая почти во всю свою ширину…»
С каждым уголком этого дома у Аксакова были связаны особые, теплые воспоминания. Этот дом интересен и сам по себе, как прекрасный образец архитектуры XVIII века.

Сергей Аксаков - русский писатель, поэт, критик. «Аленький цветочек» - сказка, известная всем с детства. Биография Аксакова изучается в школе вскользь. Этот писатель занимает в общеобразовательной программе весьма скромное место. Большая часть его трудов знакома лишь литературоведам. Кем был создатель «Аленького цветочка»? Какие художественные произведения он написал, помимо всем известной сказки? Биография Аксакова Сергея Тимофеевича - тема статьи.

Ранние годы

Будущий писатель родился в конце восемнадцатого столетия, в Уфе. Отец его был прокурором. Мать происходила из старинного дворянского рода, представители которого в восемнадцатом веке были сплошь чиновниками и людьми передовых взглядов. Биография Сергея Аксакова началась в атмосфере любви и внимания. Книги он полюбил с детства. Сергей декламировал стихи и пересказывал сказки, в четыре года уже свободно читал и, кроме того, обладал удивительной наблюдательностью. Словом, имел все шансы стать впоследствии выдающимся писателем.

Гимназия

Биография Сергея Аксакова содержит тяжелые годы болезни. С матерью в отрочестве он разлучался нечасто. В девятилетнем возрасте мальчик был отправлен в гимназию, однако вскоре возвращен в родной дом. Дело в том, что писатель с детства страдал эпилепсией. Мать не хотела разлучаться надолго с сыном, а приступы падучей у Сергея окончательно укрепили ее в решении перевести его на домашнее образование.

Спустя два года Аксаков все же вернулся в гимназию. Находилось это заведение в Казани и позже было реформировано в университет. Здесь будущий писатель впоследствии продолжил обучение.

Любитель словесности

Сочинять еще в студенческие годы начал Сергей Аксаков. Биография его свидетельствует о стремлении к писательству, проявившемся в юном возрасте. Он писал очерки и заметки для студенческой газеты. В годы учебы начал сочинять стихи. Ранние произведения Аксенова были созданы под влиянием поэтов-сентименталистов. Герою сегодняшнего повествования едва исполнилось шестнадцать, когда он вступил в общество любителей словесности и принял участие в организации студенческого театра.

Краткая биография Аксакова изложена в этой статье. Тем же, кто интересуется темой жизни и творчества русского литератора, стоит прочитать одну из его книг. Биография Аксакова как нельзя лучше изложена в «Семейной хронике», работу над которой автор начал в довольно зрелом возрасте.

Начало творчества

После окончания университета он уехал в Москву. Спустя год - в Петербург. Там свел знакомство с известными литераторами и прочими людьми искусства писатель Аксаков. Биография - жанр, который всегда интересовал его. А потому многим из своих товарищей писатель посвятил очерки. Так, из-под пера Аксакова вышли жизнеописания знаменитого в девятнадцатом веке актера Якова Шушерина и поэта Гавриила Державина.

В годы войны

В 1811 году писатель приехал в Москву, но спустя год, по понятным причинам, вынужден был покинуть столицу. Более пятнадцати лет Сергей Аксаков провел в Оренбургской губернии. Столицу он посещал лишь наездами. В этот период Аксаков серьезно увлекся переводом классической прозы. Интересовала его как современная ему литература, так и античная. Аксаков перевел трагедии Софокла, несколько произведений Мольера и Буало.

Семья

Женой писателя Аксакова была Ольга Семеновна Заплатина - дочь генерала, служившего под руководством Суворова. Спустя год после свадьбы на свет появился первенец Константин. Всего в этом браке было десять детей. Некоторые из них пошли по стопам отца и стали выдающимися литературными критиками. Аксаков с семьей прожил несколько лет в деревне под Оренбургом. Но вести самостоятельно хозяйство ему не удалось. А потому Аксаковы перебрались в Москву. Здесь писатель поступил на государственную службу.

Снова в столице

В Москве Аксаков занял должность цензора, но вскоре был уволен. В тридцатые годы произошло событие, которое негативно сказалось на судьбе писателя. В «Московском вестнике» был опубликован очерк, содержание которого вызвало негативные эмоции императора. В связи с этим произвели расследование. Арестовали цензора, который пропустил фельетон. Опасность нависла и над главным редактором журнала. Неожиданно в полицию явился автор опасного очерка. И это был не кто иной, как Сергей Аксаков. На писателя было заведено уголовное дело, и только знакомства с высокопоставленными чиновниками уберегли его от ареста.

Последующие годы писатель испытывал серьезные материальные затруднения. Ему долгое время не удавалось возвратиться на службу. Виной всему был тот злополучный фельетон. Когда же Аксакова восстановили в должности цензора, начались новые проблемы.

Писатель курировал журнал «Московский телеграф» и другие издания. В некоторых из них он числился, как сегодня бы сказали, внештатным сотрудником. Для того чтобы избежать обвинения в необъективности, он большую часть очерков опубликовал под псевдонимом.

Театр

В начале двадцатых годов девятнадцатого века, безусловно, существовало такое понятие, как «литературная критика». Что же касается театрального искусства, то здесь ни о какой оценке не могло быть и речи. Актеры, играющие на сцене императорских театров, находились «на службе Его Величества», а потому их работа не могла подвергаться критике.

В середине двадцатых годов произошло некоторое ослабление цензуры, после чего в периодических изданиях время от времени начали появляться относительно смелые статьи, посвященные новостям в мире искусства. Аксаков стал одним из первых театральных обозревателей в Москве. Большинство его статей все так же публиковалось под псевдонимом. Поэтому сегодня неизвестно, сколько именно рецензий и очерков принадлежит перу русского писателя.

Гоголь

Этому писателю Аксаков посвятил одну из своих книг. Встреча с Гоголем произошла в 1832 году. Это событие стало переломным в биографии Сергея Аксакова. Он восхищался талантом Гоголя, но вскоре между ними произошел разлад. Известно, что написание поэмы «Мертвые души» привело к тому, что русские критики разделились на два лагеря, к одному из которых принадлежал Белинский. Вторая часть этого произведения, недошедшая до сегодняшних дней, вызвала бурную полемику в литературных кругах. В основном современники Гоголя отнеслись в ней негативно. Возможно, в этом причина размолвки между автором «Мертвых душ» и Аксаковым.

Когда после смерти Гоголя герой этой статьи написал о нем в своей автобиографической трилогии, ему пришлось учитывать цензуру и возможное неприятие современников. Несмотря на это, книга «История моего знакомства с Гоголем» стала важнейшим источником для биографов и образцом русской мемуарной прозы.

Поздние произведения Аксакова повествуют о природе, охоте и рыбалке. Главные мысли творчества этого писателя - целительная сила природы, нравственность патриархального уклада жизни. Литератор ушел из жизни в возрасте 67 лет. В мае 1859 года, в Москве закончилась биография Аксакова.

«Аленький цветочек» и другие произведения для детей

Самые известные книги, созданные Аксаковым для юных читателей:

  1. «Детские годы Багрова-внука».
  2. «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии».
  3. «Аленький цветочек»

«Детские годы Багрова-внука» вошли в автобиографическую трилогию. Это произведение по жанру можно отнести к воспитательному роману. О чем эта книга?

Главный герой - болезненный и впечатлительный мальчик. Мать предпринимает всяческие меры, дабы излечить своего сына от тяжелого недуга. Но когда здоровье мальчика крепнет, заболевает и она. Врачи подозревают чахотку. Сергея отправляют в родовое имение, где он с удовольствием предается чтению. Книги ему дарит сосед Аничков.

Когда мать выздоравливает, отец приобретает у башкир огромный земельный участок под Уфой. Здесь Сережа проводит незабываемое лето. Вместе со своим родственником он охотится на перепелов, ловит бабочек.

Это произведение, по утверждению самого автора, представляет собой историю его детство. «Детские годы» лишены художественного вымысла. В них присутствуют лишь реально существующие лица. Автор изменил имена, поскольку родственники его возражали против огласки теневой стороны семейной жизни.

Другие книги

В статье изложено описание значимых периодов в творчестве такого выдающегося прозаика, как Сергей Тимофеевич Аксаков. Биография для детей создается на основе данных о раннем периоде знаменитой личности. Юным читателям малоинтересно, с каким из русских критиков Аксаков водил дружбу, за что едва не попал в тюрьму и какую должность занимал. Что касается взрослых, то им, чтобы узнать больше о личности русского классика, стоит прочитать следующие автобиографические произведения:

  1. «Литературные и театральные воспоминания».
  2. «Семейная хроника».

Другие произведения Аксакова: «Собирание бабочек», «Марфа и угар», «Женщина-лунатик», «История моего знакомства с Гоголем», «Новый Парис».

Отец Ивана и Константина Сергеевичей Аксаковых, род. 20 сентября 1791 года в гор. Уфе, умер 30 апреля 1859 г. в Москве. В «Семейной Хронике» и «Детских годах Багрова-внука» С. Т. Аксаков оставил правдивую летопись своего детства, а также характеристику своих родителей и родственников: первые изображены под фамилией Багровых, вторые - Куроедовы - под фамилией Куролесовых. Первоначальным воспитанием С. Т. Аксакова руководила его мать, урожденная Зубова, женщина по тому времени весьма образованная; четырех лет он умел уже читать и писать.
Дальнейшее воспитание и образование С. Т. Аксаков получил в Казанской гимназии и в Казанском же университете, о чем так подробно рассказано им в его «Воспоминаниях». Мать с трудом решилась на разлуку со своим любимым сыном, и эта разлука чуть не стоила жизни и сыну, и матери. Поступив первоначально в гимназию в 1799 году, С. Т. Аксаков вскоре был взят матерью обратно, так как в ребенке, вообще очень нервном и впечатлительном, стало развиваться, от тоски одиночества, нечто вроде падучей болезни, по собственному утверждению С. Т. Аксакова. Год он прожил в деревне, но в 1801 году уже окончательно поступил в гимназию. Отзываясь в своих «Воспоминаниях» вообще неодобрительно об уровне тогдашнего гимназического преподавания, С. Т. Аксаков отмечает, однако, нескольких и выдающихся учителей, каковы: воспитанники Московского университета И. И. Запольский и Г. И. Карташевский, надзиратель В. П. Упадышевский и учитель русского языка Ибрагимов. У Запольского и Карташевского С. Т. Аксаков жил в качестве пансионера. В 1817 году Карташевский породнился с ним, женившись на его сестре Наталье Тимофеевне, на той красавице Наташе, история которой составляет сюжет неоконченной повести того же названия, продиктованной автором незадолго до смерти.

В гимназии С. Т. Аксаков переходил в некоторые классы с наградами и похвальными листами, и 14-ти лет от роду, в 1805 г., поступил уже в число студентов только что основанного Казанского университета. Для помещения последнего была отведена часть гимназии, а некоторые преподаватели назначены профессорами, и лучшие ученики старших классов произведены в студенты. Слушая университетские лекции, С. Т. Аксаков в то же время продолжал по некоторым предметам учиться в гимназии. Разделения на факультеты в первые годы существования Казанского университета не было, и все 35 первых студентов слушали безразлично самые разнообразные науки - высшую математику и логику, химию и классическую литературу, анатомию и историю. В марте 1807 года С. Т. Аксаков оставил Казанский университет, получив аттестат с прописанием таких наук, какие он знал только понаслышке и каких в университете еще не преподавали.

В своих «Воспоминаниях» С. Т. Аксаков говорит, что в университетские годы «детски увлекался в разные стороны страстностью своей природы». Этими увлечениями, сохранившимися почти на всю жизнь, явились - охота во всех ее видах и театр. Кроме того, с 14-ти лет он начал писать, а вскоре и печатать свои произведения. Первое стихотворение его помещено было в гимназическом рукописном журнале «Аркадские пастушки», сотрудники которого старались подражать карамзинской сентиментальности и подписывались мифологически-пастушескими именами: Адонисов, Ирисов, Дафнисов, Аминтов и т. п. Стихотворение «К соловью» имело успех, и, поощренный этим, С. Т. Аксаков, вместе со своим другом Александром Панаевым и известным впоследствии математиком Перевозчиковым, основал в 1806 г. «Журнал наших занятий». В журнале этом С. Т. Аксаков явился уже противником Карамзина и последователем А. С. Шишкова, автора «Рассуждения о старом и новом слоге», отстаивая идеи первого начинателя славянофильства. Страсть к театру сказалось еще в университете тем, что С. Т. Аксаков устроил студенческую труппу, среди которой сам выделялся несомненным сценическим дарованием. В 1807 г. семейство Аксаковых, получившее большое наследство от тетки, Куроедовой, переехало из деревни сначала в Москву, а в следующем году - в Петербург, для лучшего воспитания дочери в столичных учебных заведениях: и здесь сценические интересы всецело овладели С. Т. Аксаковым, поступившим, по совету Карташевского, переводчиком в комиссию составления законов.

Страстное желание усовершенствоваться в декламации привело его к близкому знакомству с актером Я. Е. Шушериным, знаменитостью конца прошлого и начала нынешнего столетия, у которого молодой театрал, в разговорах о театре и в декламации, проводил большую часть свободного времени. Впоследствии С. Т. Аксаков рассказал об этом в очерке под заглавием: «Яков Емельянович Шушерин и современные ему театральные знаменитости», как Дмитревский, Яковлев, Семенова и др. Этот очерк, как и прочие театральные воспоминания (1812-1830), заключают в себе много ценных данных для истории русского театра первой трети настоящего столетия. Кроме театральных знакомств, С. Т. Аксаков приобрел и другие знакомства - с мартинистами В. В. Романовским, старинным приятелем семейства Аксаковых, и Лабзиным, а также с известным адмиралом А. С. Шишковым. Масонство не привлекало к себе С. Т. Аксакова, сближение же с Шишковым шло очень успешно, чему много способствовало декламаторское дарование молодого писателя. С Шишковым С. Т. Аксакова познакомил один из сослуживцев по комиссии составления законов - известный впоследствии своими литературными связями А. И. Казначеев, родной племянник адмирала. В доме Шишкова С. Т. Аксаков неоднократно устраивал спектакли. Оставив в 1811 году службу в комиссии, которая мало привлекала молодого театрала, он уехал сначала в 1812 году в Москву, а затем в деревню, где провел время нашествия Наполеона, записавшись вместе с отцом своим в милицию. Во время последнего московского пребывания С. Т. Аксаков через Шушерина близко познакомился с целым рядом московских литераторов - Шатровым, Николевым, Ильиным, Кокошкиным, С. Н. Глинкой, Вельяшевым-Волынцевыи и др. Несколько раньше этого времени он приступил к переводу Лагарпова переложения трагедии Софокла «Филоктет», предназначавшейся для бенефиса Шушерина. Эта трагедия напечатана в 1812 г. Годы 1814-1815 С. Т. Аксаков проводил в Москве и Петербурге. В один из приездов в Петербург он близко сошелся с Державиным, опять-таки благодаря своему уменью выразительно читать. В 1816 году С. Т. Аксаков написал «Послание к А. И. Казначееву», напечатанное впервые в «Русском Архиве» 1878 г. В нем автор негодует на то, что нашествие французов не уменьшило галломании тогдашнего общества.

В том же году С. T. Аксаков женился на дочери Суворовского генерала, Ольге Семеновне Заплатиной. Мать последней была турчанка Игель-Сюма, взятая 12-ти лет при осаде Очакова, окрещенная и воспитанная в Курске, в семействе генерала Воинова, Игель-Сюма умерла 30-ти лет. О. С. родилась в 1792 году. Тотчас после свадьбы С. Т. Аксаков отправился с молодой женой в заволжскую вотчину своего отца Тимофея Степановича. Эта заволжская вотчина - село Знаменское или Ново-Аксаково - описана в «Семейной Хронике» под названием Нового Багрова. Там у молодых в следующем году родился сын Константин. Пять лет прожил С. Т. Аксаков безвыездно в доме родителей. Семья ежегодно прибавлялась. В 1821 году Тим. Ст. согласился наконец выделить сына, у которого было уже четверо детей, и назначил ему в вотчину село Надежино, в Белебеевском уезде Оренбургской губ. Это самое село встречается в «Семейной Хронике» под именем Парашина. Прежде чем переехать туда, С. Т. Аксаков отправился с женой и детьми в Москву, где провел зиму 1821 года. В Москве он возобновил знакомства с театральным и литературным миром, завязав теснейшую дружбу с Загоскиным, водевилистом Писарев ым, директором театра и драматургом Кокошкиным, драматургом кн. А. А. Шаховским и др., и напечатал перевод 10-й сатиры Буало, за что его избрали в члены «Общества любителей российской словесности». Летом 1822 г. С. Т. Аксаков опять отправился с семейством в Оренбургскую губернию и оставался там безвыездно до осени 1826 года. Занятие хозяйством не удавалось ему; притом подрастали дети, их надо было учить; в Москве можно было искать должность.

В августе 1826 года С. Т. Аксаков простился с деревней навсегда. С этих пор до самой кончины, т. е. в течение тридцати трех лет, он был в Надежине только наездом всего три раза. Переехав с 6-ю детьми на постоянное жительство в Москву, С. Т. Аксаков возобновил еще с большей интимностью дружбу с Писаревым, Шаховским и проч. Он взялся за прозаический перевод «Скупого» Мольера (1828 г.), переведя еще раньше, в 1819 г., стихами «Школу мужей» того же автора; он явился деятельным защитником своих друзей от нападок Полевого, уговорил Погодина - издававшего в конце двадцатых годов «Московский Вестник» и от времени до времени и без того уделявшего место театральным заметкам С. Т. Аксакова -завести особое «Драматическое прибавление», которое сплошь писалось им одним. Враждовал с Полевым С. Т. Аксаков также и на страницах «Атенея» Павлова и «Галатеи» Раича. Наконец, в «Обществе любителей российской словесности» С. Т. Аксаков прочитал свой перевод 8-й сатиры Буало (1829 г.), обращая из нее к тому же Полевому резкие стихи. Вражду с Полевым со страниц журналов С. Т. Аксаков перенес на почву цензуры, сделавшись с 1827 г. цензором вновь учрежденного отдельного московского цензурного комитета; эту должность он получил благодаря покровительству А. С. Шишкова, бывшего тогда министром народного просвещения. Цензором С. Т. Аксаков прослужил 6 лет, несколько раз при этом временно исправляя должность председателя комитета. В 1834 г. он перешел на службу в межевое училище. Служба эта продолжалась тоже 6 лет, до 1839 г. Сначала С. Т. Аксаков состоял инспектором училища, а затем, когда оно было преобразовано в «Константиновский межевой институт», - директором его. В 1839 г. С. Т. Аксаков, расстроенный службой, которая дурно влияла на его здоровье, вышел окончательно в отставку и зажил довольно богато и открыто частным человеком, получив значительное наследство после отца, умершего в 1837 г. (мать умерла в 1833 г.).

В начале тридцатых годов круг знакомств С. Т. Аксакова изменился. Писарев умер, Кокошкин и Шаховской отошли на второй план, Загоскин поддерживал чисто личную дружбу. С. Т. Аксаков начал подпадать под влияние, с одной стороны, молодого университетского кружка, который составляли Павлов, Погодин, Надеждин и сын его, Константин Сергеевич, с другой же - под благотворное влияние Гоголя, знакомство с которым началось с 1832 г. и продолжалось 20 лет, вплоть до самой кончины великого писателя. В доме С. Т. Аксакова Гоголь обыкновенно читал в первый раз свои новые произведения; в свою очередь, С. Т. Аксаков Гоголю первому читал свои беллетристические произведения еще в то время, когда ни он сам, ни окружающие его не подозревали в нем будущего знаменитого писателя. Дружба с Гоголем поддерживалась и личными сношениями, и перепиской. Отрывки из воспоминаний С. Т. Аксакова о Гоголе напечатаны в 4-м томе полного собрания сочинений, под заглавием: «Знакомство с Гоголем». Под тем же заглавием в «Русском Архиве» 1889 г., а затем отдельным изданием появились не напечатанные еще черновые материалы для воспоминаний, выписки из писем, многие письма Гоголя к С. Т. Аксакову целиком и т. п. В 1834 г. в альманахе «Денница», изданном Максимовичем, известным ученым и другом Гоголя, С. Т. Аксаков поместил небольшой рассказ «Буран», который свидетельствовал о решительном повороте в его творчестве: С. Т. Аксаков обратился к живой действительности, окончательно освободившись от ложноклассических вкусов. Идя неуклонно по новому пути реалистического творчества, он уже в 1840 г. начинал писать «Семейную Хронику», которая, впрочем, в окончательном виде появилась только в 1846 г. Отрывки же из нее были без имени автора напечатаны в «Московском Сборнике» 1846 г. Затем в 1847 г. появились «Записки об ужении рыбы», в 1852 г. - «Записки ружейного охотника Оренбургской губ.", в 1855 г. - «Рассказы и воспоминания охотника». Все эти охотничьи «Записки» С. Т. Аксакова имели огромный успех. Имя автора стало известным всей читающей России. Его изложение было признано образцовым, описания природы - поэтическими, характеристики зверей, птиц и рыб - мастерскими изображениями. «В ваших птицах больше жизни, чем в моих людях», - говорил С. Т. Аксакову Гоголь. И. С. Тургенев в рецензии по поводу «Записок ружейного охотника» («Современник», 1853 г., т. 37, стр. 33-44) признал описательный талант С. Т. Аксакова первоклассным.

Ободренный таким успехом, уже на склоне лет, С. Т. Аксаков явился перед публикой с целым рядом новых произведений. Он принялся за воспоминания литературного и, главным образом, семейного характера. В 1856 г. появилась «Семейная Хроника», имевшая успех необычайный. Критика разошлась в понимании внутреннего смысла этого лучшего произведения С. Т. Аксакова. Так, славянофилы (Хомяков) находили, что он «первый из наших литераторов взглянул на нашу жизнь с положительной, а не с отрицательной точки зрения»; критики-публицисты (Добролюбов), наоборот, находили в «Семейной Хронике» факты отрицательного свойства. В 1858 г. появилось продолжение «Семейной Хроники» - «Детские годы Багрова-внука», имевшие успех меньший. «Литературные и театральные воспоминания обратили на себя малое внимание, хотя заключают много ценного материала и для историка литературы, и для историка театра. Для характеристики последних лет жизни С. Т. Аксакова важны сведения в «Литературных воспоминаниях» И. И. Панаева и воспоминания M. H. Лонгинова («Русский Вестник», 1859 г., No 8, а также статья в «Энциклопед. Слов.", изд. русск. писат. и учеными, т. II). Лонгинов рассказывает, что здоровье С. Т. Аксакова пошатнулось лет за 12 до кончины. Болезнь глаз принудила его надолго запереться в темной комнате, и, не приученный к сидячей жизни, он расстроил свой организм, лишившись притом одного глаза. Весной 1858 года болезнь С. Т. Аксакова приняла весьма опасный характер и стала причинять ему жестокие страдания, но он переносил их с твердостью и терпением.

Последнее лето провел он на даче близ Москвы и, несмотря на тяжкую болезнь, имел силу в редкие минуты облегчения диктовать свои новые произведения. Сюда относится «Собирание бабочек», появившееся в печати после его смерти в «Братчине» - сборнике, изданном бывшими студентами Казанского университета, под редакцией П. И. Мельникова, в конце 1859 г. Осенью 1858 г. С. Т. Аксаков переехал в Москву и всю следующую зиму провел в ужасных страданиях, несмотря на которые, продолжал еще иногда заниматься литературой и написал «Зимнее утро», «Встречу с мартинистами» (последнее из напечатанных при жизни его сочинений, появившееся в «Русской Беседе» 1859 г.) и повесть «Наташа», которая напечатана в том же журнале.

Сочинения С. Т. Аксакова много раз выходили отдельными изданиями. Так, «Семейная Хроника» выдержала 4 издания, «Записки об ужении рыбы» - 5, «Записки ружейного охотника» - 6. Первое полное собрание сочинений, составляющих почти полную автобиографию С. Т. Аксакова, появилось в конце 1886 г. в 6-ти томах, изданное книгопродавцем Н. Г. Мартыновым и редактированное частью И. С. Аксаковым, который снабдил его ценными примечаниями, а частью П. A. Ефремовым, который сообщил изданию значительную полноту в библиографическом отношении.

Сказки Аксакова совсем немногочислены, их всего пару штук, но достаточно сказать, что именно этот автор написал сказку "Аленький цветочек" и мы сразу понимаем, какой талант был у этого человека. Бесконечно добрая, наполненная трогательными и нежными чувствами - она неповторима.

Сам Аксаков рассказывал, как в детстве он заболел и к нему пригласили ключницу Пелагею, которая была мастером рассказывать всякие истории и сказки. Мальчик был настолько увлечен историей про Аленький цветочек, что и подавно не смог заснуть. Когда Аксаков вырос, он записал по памяти историю ключницы и как только она была издана, сказка стала любимой у многих мальчиков и девочек.

Об Аксакове

Родился Аксаков Сергей Тимофеевич в Москве в 1791 году. Детство Аксаков провел в Уфе под значительным влиянием своего дедушки, который серьезно повлиял на мировоззрение мальчика. Отучился в гимназии, переходящей в университет. Во время учёбы начал писать. Первоначально это были небольшие стихи, сентиментальные, может где-то даже по-юношески наивные. Позже он пишет различные очерки, однако литературное творчество – не является его основным занятием и к нему он возвращается лишь изредка. Цензор и критик Сергей Аксаков пишет множество заметок и занимает довольно весомое место в литературных кругах.

Произведения Аксакова начинаются с его первого прозаического очерка Буран. Текст замечателен, описания природы в нем захватывают дух. И это произведение заметили современники Аксакова. Чуть позже он обратил на себя внимание своими Записками о рыбалке и об охоте.

Сказки Аксакова. Аленький цветочек

В 63 года Сергей Аксаков приступает к написанию "Детских лет Багрова-внука", книге-биографии. Это произведение, в котором внутренние переживания Аксакова в детстве, его душевная жизнь описаны художественным языком. Сказка Аленький цветочек являлась своего рода приложением к этому изданию. Иногда эту сказку называют ещё сказкой ключницы Пелагеи. Сюжет известный: красавица и чудовище.

Сказки Аксакова и не скрывают, что являются всего лишь литературной обработкой, однако Аленький цветочек стала самым популярным произведением Аксакова.



Творчество и игры