Как нарисовать журавли караваном летят. Технологическая карта по ИЗО на тему: Традиции встречи Нового года в современной культуре

Журавль – птица красивая, встречается в разных странах. Оказывается, окрас у журавля разный. Например, белого журавля можно встретить в теплых странах, а серый журавль встречается в Европе. Размах крыльев взрослой птицы достигает 1 м 90 см, а рост чуть больше метра. Красив журавль в полете и сохранить в памяти эти моменты можно, если нарисовать журавля.

Как рисовать журавля. Рисунок 1

Проще всего нарисовать птицу простым карандашом. Постепенно, не спеша, шаг за шагом добавлять все новые и новые линии, чтобы получился красивый рисунок.

Как нарисовать журавля поэтапно:

  • Сначала нужно обозначить размер птицы на листе бумаги. Визуально разделить поле на 4 сегмента.
  • Рисуют птицу в полете, начиная с обозначения контуров. В данном случае карандашный рисунок – это несколько прямых или кривых линий. Поэтому сначала по центру листа необходимо нарисовать вертикальную линию.
  • Следующий шаг – размах крыльев – и снова нужно нарисовать 2 линии горизонтально, а потом обозначить размер крыла, также прочертив тонкую линию карандашом.
  • Набросок еще сыроват, нужно обозначить четче голову, корпус и крылья.
  • Силуэт журавля практически узнаваем, если воспользоваться цветными карандашами и сделать контрастный фон. Птицу желательно заштриховать черным карандашом, добавляя светлые «мазки» простым карандашом. Фон – на выбор.

Как нарисовать журавля. Рисунок 2

И снова пригодится простой карандаш, чтобы нарисовать пошагово красивую птицу:

  • рисунок начинаем с прорисовки головы и клювика. Сразу же рисуем глаз;
  • следующий штрих – это контур шеи и обозначение размеров туловища;
  • каждый карандашный набросок постепенно превращается в фигуру птицы. Продолжим рисовать и выполним наброски длинных ног птицы. Затем рисуя плавную кривую, обозначаем тело, а также дорисовываем перья на хвосте;
  • несколько штрихов – и птица готова. Рекомендуем выполнить прорисовку простым карандашом наброска, затемняя участки, чтобы изображение получилось реалистичным.


Как научить ребенка рисовать журавля

Птица журавль – необычная, с интересными повадками. Встретить журавля можно на болоте, на окраинах селений, когда журавль вьет гнездо или в полете. Журавли летают высоко и разглядеть птицу детально очень трудно, чтобы нарисовать красивый рисунок. Но для ребенка пока это и не нужно, потому что главное – это научиться рисовать силуэт птички. А потом, постепенно можно перейти и к более сложным задачам.

Рисуем журавля вместе с ребенком:

  • на листе бумаги нарисуйте большую цифру «9»;
  • головка цифры – это и будет голова птицы;
  • нужно научить ребенка, как нарисовать клювик;
  • попросите малыша показать, где будет глазик у птички – пусть сам поставит точечку карандашом;
  • ребенку постарше расскажите, что хвостик цифры «9» может превратиться в красивую птицу, и предложите дорисовать три перышка;
  • пожалуй, рисунок практически готов, только нужно дорисовать ноги – это будут 2 прямые линии, а потом нарисовать болотце в виде овала.


I .Работа над новым материалом.

У художника-пейзажиста основная цель- это передать ощущение глубины пространства. Огромной похвалой послужат слова зрителей: «В вашу картину хочется войти». И это не является чудом, достаточно знать законы воздушной перспективы, с которыми вы и познакомитесь на уроке.


  1. Воздух и атмосфера редко бывают идеально прозрачными. Дым, пыль, водяные пары часто создают дымку.даже в ясные дни эту дымку прекрасно видно, горизонт затуманен, а вдали преобладают серые и серо-голубые тона. Естественно, главную роль играет погода. Этот эффект называется воздушной перспективой.
(Слайд 1)

На переднем плане предметы кажутся более контрастными, четкими, а с расстоянием становятся менее ясными и на горизонте полностью исчезают, растворяясь в сплошных голубых или серых тонах. (2 слайд)

Оттенки красок с увеличением расстояния теряют яркость, бледнеют. (3 слайд)

Цвета теплые на переднем плане сменяются на заднем плане холодными. (4слайд)

Посмотрите на цветовую гамму картины «Золотая осень» художника Левитана. Кто вспомнил стихотворенье, которое может описать настроение этой картины(5 слайд)

На прошлом уроке вы рисовали закат солнца, где научились путем смешивания красок передать переходы цвета и тона передать характер картины.

Сегодня предлагаю изобразить восход солнца, а на восходе журавлиную стаю. (8 слайд)

Журавли являются перелетными птицами.(9 слайд)

Посмотрите, какие это красивые, грациозные птицы. (10 слайд)

Рассмотрите внимательно и опишите картин Жан-Марка Янячика «Журавлинная песня» словами.

4. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Вы наверное устали? Раз, два, три, четыре, пять,


Начинаем отдыхать! (потянулись)
Спинку бодро разогнули,
Ручки кверху потянули!
Раз и два, присесть и встать,
Чтобы отдохнуть опять.
Раз и два вперед нагнуться,
Раз и два назад прогнуться.
Вот и стали мы сильней, (показать силу)
Здоровей и веселей! (улыбнулись друг другу)

IV Практическая часть урока.

Перед выполнением практического задания давайте вспомним правила работы:

С чего начинается работа красками?

С какого цвета начинаем работу? Почему?

Положите альбом горизонтально или вертикально(13 слайд)

С чего начинается работа в пейзаже?

(Учитель выполняет поэтапно задание, вслух объясняя все действия).

Небо – легкие горизонтальные мазки. Утром цвета восхода солнца более холодные, чем вечером.

Поверхность земли - кое-где вертикальными мазками показать нежную травку из-под земли.(14 слайд)

Коричневым цветом покажите стволы и скелетные ветки деревьев. Вдалеке светлым цветом, вблизи более насыщенным.

(15 слайд)

На восходе, вдали или на переднем плане летит косяк журавлей. На переднем плане полностью стаю вы не сможете увидеть, а только несколько птиц, их изображаете крупным планом. А на заднем плане видна стая птиц, ее изображаете мельче.

Легкими быстрыми движениями добавьте нежно-розовые цветы на ветках деревьев.

Что еще можно изобразить на рисунке?

Дополните свою композицию самостоятельно

(Во время практической работы учитель делает целевые обходы):

1) контроль организации рабочего места;

2) контроль правильности выполнения приемов работы;

3) оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;

Используй цвет как основное выразительное средство в своей работе.

4) контроль качества выполняемой работы.
V . Итог урока.

1. Выставка работ учащихся.

2. Заключительное слово учителя.

Основные этапы организации учебной деятельности. Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

    Организационный момент

    Приветствие

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Алина Фидаилевна и я проведу у вас урок изобразительного искусства. Итак, начнем наш урок рисования. Рисование – это не просто увлечение, а навыками овладение. Мы учимся фантазировать, воображать – а затем на бумаге акварелью изображать.

    Проверка готовности учащихся к уроку.

У всех на столах лежат: краски, белая бумага, кисточки, карандаши, ластик, палитра.

Что мы будем делать на уроке? (учиться, рассуждать, рисовать, оценивать)

Приветствуют учителя.

Проверяют рабочее место

    Актуализация знаний

У художника-пейзажиста основная цель- это передать ощущение глубины пространства. Огромной похвалой послужат слова зрителей: «В вашу картину хочется войти». И это не является чудом, достаточно знать законы воздушной перспективы, с которыми вы и познакомитесь на уроке.

    Организация восприятия и первичного осмысления учащимися нового материала.

    Работа над новым материалом.

1. Воздух и атмосфера редко бывают идеально прозрачными. Дым, пыль, водяные пары часто создают дымку, даже в ясные дни эту дымку прекрасно видно, горизонт затуманен, а вдали преобладают серые и серо-голубые тона. Естественно, главную роль играет погода. Этот эффект называется воздушной перспективой. (Слайд 1)

А теперь, посмотрим картину И.И.Шишкина «Лесные дали».

Внимательно, посмотрите, какие деревья на переднем плане? А с расстоянием какие?

На переднем плане предметы кажутся более контрастными, четкими, а с расстоянием становятся менее ясными и на горизонте полностью исчезают, растворяясь в сплошных голубых или серых тонах.

С увеличением расстояния что делают оттенки красок?

Оттенки красок с увеличением расстояния теряют яркость, бледнеют.

Цвета теплые на переднем плане сменяются на заднем плане холодными.

На прошлом уроке вы рисовали закат солнца, где научились путем смешивания красок передать переходы цвета и тона передать характер картины.

Сегодня предлагаю изобразить восход солнца, а на восходе журавлиную стаю.

Журавли какие птицы?

Журавли являются перелетными птицами.\

Посмотрите, какие это красивые, грациозные птицы.

    ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Вы, наверное, устали? Раз, два, три, четыре, пять,

Начинаем отдыхать! (потянулись)

Спинку бодро разогнули,

Ручки кверху потянули!

Раз и два, присесть и встать,

Чтобы отдохнуть опять.

Раз и два вперед нагнуться,

Раз и два назад прогнуться.

Вот и стали мы сильней, (показать силу)

Здоровей и веселей! (улыбнулись друг другу)

Слушают учителя

Делают физкультминутку

    Закрепление и обобщение полученных знаний.

    Практическая часть урока

Перед выполнением практического задания давайте вспомним правила работы:

С чего начинается работа красками?

С какого цвета начинаем работу? Почему?

Положите альбом горизонтально или вертикально

С чего начинается работа в пейзаже?

Небо – легкие горизонтальные мазки. Утром цвета восхода солнца более холодные, чем вечером.

Поверхность земли - кое-где вертикальными мазками показать нежную травку из-под земли.

Коричневым цветом покажите стволы и скелетные ветки деревьев. Вдалеке светлым цветом, вблизи более насыщенным.

На восходе, вдали или на переднем плане летит косяк журавлей. На переднем плане полностью стаю вы не сможете увидеть, а только несколько птиц, их изображаете крупным планом. А на заднем плане видна стая птиц, ее изображаете мельче.

Легкими быстрыми движениями добавьте нежно-розовые цветы на ветках деревьев.

Что еще можно изобразить на рисунке?

Дополните свою композицию самостоятельно

Начинаем работу. Соблюдаем правила.

(Во время практической работы учитель делает целевые обходы):

1) контроль организации рабочего места;

2) контроль правильности выполнения приемов работы;

3) оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;

Используй цвет как основное выразительное средство в своей работе.

4) контроль качества выполняемой работы.

Отвечают на вопросы.

Слушают учителя

    Рефлексия учебной деятельности.

Вы были художниками, и я хочу узнать, какие у вас чувства после выполненной работы?

Я рада, что есть радость, восторг, грусть.

Молодцы, вы все хорошо потрудились. Урок окончен.

Оценивают себя

Тема: Освоение понятий «перспектива» и «воздушная перспектива». Изображение полёта журавлиной стаи в композиции. «Журавлиная стая на восходе солнца». Передача ритмического рисунка журавлиного клина. Работа в смешанной технике.

Цель: передача настроения через цвет, создание определенного колорита;

Задачи:

Образовательные:

    активизировать познавательный интерес к искусству и природе;

    обеспечить понимание изобразительного термина «композиция»;

    закрепить с учащимися с правилами компоновки рисунка на листе;

    сформировать навыки и умения в самостоятельном построении композиции;

Развивающие:

    способствовать развитию эстетического вкуса, чувства меры, формы, цвета и стиля;

    содействовать развитию творческой заинтересованности, активности;

    научить работать коллективно, давать адекватную оценку результатам работ одноклассников, видеть недостатки и ошибки своего рисунка;

    развивать память, внимание и кругозор учащихся;

    развивать творческое и художественное мышление, воображение и фантазию;

    обогащать словарный запас детей.

Воспитательные:

    помочь выявлению и раскрытию неординарных способностей, собственного видения;

    возбуждать интерес к процессу творчества;

    создавать условия для развития устойчивого положительного эмоционального отклика на занятие творчеством;

    воспитывать бережное отношение к природе.

Планируемые результаты:

Предметные: научить пользоваться художественными материалами и применять главные средства художественной выразительности живописи, декоративно-прикладного искусства в собственной художественно-творческой деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные: целеполагание - как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.

Коммуникативные: - уметь совместно договариваться о правилах поведения, общения на уроках и следовать им ; - оказывать взаимопомощь и осуществлять взаимный контроль

Личностные: уметь видеть и исправлять ошибки; уметь работать самостоятельно; уметь самостоятельно оценить свою работу . Видеть различия в художественно-выразительном языке разных мастеров. Уметь находить образы природы в произведениях живописи, проявление познавательных мотивов .

Тип урока: Комбинированный урок

Оборудование, необходимое для урока:

Для учащихся:

    Альбом или листы А4

    Акварель;

    Кисти;

    Баночка с водой;

    Простые карандаши.

Министерство образования и науки Республики Татарстан

ГАОУ СПО «Арский педагогический колледж им. Г.Тукая»

План-конспект

урока по изобразительному искусству в 3 «Б» классе

Выполнила:

студентка 411 группы

Хасбиуллина Алина

Методист:

Фаздалова А.Г.

_____________

Учитель:

Ахметгалиева Л.Р

_____________

Оценка за урок:

_____________

Дата: 8. 10. 2015

Журавль — птица из отряда Журавлеобразных семейства Журавлиные. Это птица водных и околоводных пространств. Селится она возле водоемов. У журавля длинные ноги и шея. Когда он летит, то всегда вытягивает ноги и шею в длину. Голова обычно маленькая. Может ходить по воде на мелководье, благодаря своим длинным и тонким ногам. Питается он водными насекомыми, которых вылавливает из толщи воды или достает, выкапывая из водного илистого грунта. Также может кушать семена, побеги и корни растений. На период размножения, как и многие птицы, образует пары. Строит гнездо на краю водоема, прячет его обычно в густой растительности. Птенцов бывает 2-5. Журавли — герои многих русских народных сказок. Часто они представлены в них очень умными созданиями. Нарисуем журавля поэтапно карандашом здесь на уроке.

Этап 1. Рисуем линии-помощники. Маленькая круглая головка, от которй спереди сразу же проводим две прямые черты, сходящиеся на конце и разделенные посередине прямой. Это клюв. От головы намечаем плавную S-изогнутую линию длинной шеи. Она соединяется с овальным туловищем. Снизу от него чертим ноги, согнутые в суставе.


Этап 2. Прорисовываем контуры головы, переходящей в шею. На голове обозначаем глаз со зрачком.

Этап 4. На боку туловища рисуем верхние перья крыла, сложенного в покое. После этого под первыми перьями показываем нижние перья.

Этап 5. Под брюхом журавля вдоль набросочных линий обозначаем ноги журавля. Они довольно тонки, утолщены лишь сверху и в месте сустава.

Этап 6. Внизу нарисуем его стопу с большими пальцами, три из которых направлены вперед, а один повернут назад. На пальцах покажем острые изогнутые когти.

Этап 7. А теперь оформим красивый пышный хвост птицы. Сзади туловища делаем перья, сначала верхний слой, затем нижний слой перьев.

Этап 8. Детализируем перышки, показывая ствол и бороздки первого порядка (см. наш урок по рисованию пера).

Этап 9. Вот так выглядит нераскрашенный журавль.

Технологическая карта урока

Предмет: Изобразительное искусство
Класс: 6
Тема урока: Традиции встречи Нового года в современной культуре.
Цель урока:
- знакомство с традициями встречи нового года в разных странах мира;
- знакомство с историей и культурой других народов.
.
Задачи урока:
- научить выполнять изображения атрибутов к новому году;
- развивать навыки практической и самостоятельной работы, аккуратность, умение ценить фактор времени;
- развитие фантазии, наблюдательности и внимания;
- развитие эстетического отношения к миру; потребности в художественном творчестве и в общении;
- решить технологическую задачу проблемного обучения (исследовательский метод)
- воспитывать бережное отношение к произведениям искусства.
Тип урока: Комбинированный, сообщение нового материала, постановка и решение учебной задачи.
Методы и формы обучения: Объяснительно-иллюстративный, практический; индивидуальная, фронтальная.
Вид деятельности: Индивидуальная работа.

Необходимое оборудование:
Для учителя:
- репродукция картин и эскизов художников на тему нового года и карнавала;
- карандаш, формат.

Для учащихся:
- форматы, простой карандаш.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Формируемые УУД

1
2
3
4
5

1.
Организационный момент. (1 мин.)
Приветствие. Проверка готовности к уроку.
Ученики рассаживаются по местам. Проверяют наличие принадлежностей.
Л:имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности.

2.
Подведение к теме.
(2 мин.)
- Ребята! Послушайте загадку.
Дни его всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи.
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдет,
Мы встречаем Новый год.

О каком месяце говорится в загадке? (декабрь).
- А какой праздник скоро будет?
Правильно. Самый сказочный и долгожданный Новый год!

Определяют тему урока.
Участвуют в коллективном обсуждении,делятся впечатлениями, отвечают на вопросы.
Л:проявляют интерес к художественной деятельности.
К:принимают учебную задачу, отвечают на вопросы, делают выводы.
Р:принимают и сохраняют учебную задачу.

3.
Актуализация знаний.(3 мин.)
- Ребята! А вам нравится праздник Новый год?
- Почему?
- Как вы думаете, одинаково ли встречают Новый год в разных странах?

А кто приходит в Россию вместе с новым годом? (Дед Мороз)
- Какой город объявлен официальной родиной Деда Мороза? (Великий Устюг)
- В какой день раньше в России праздновали Новый год? (1 сентября)
-Как празднуют новый год в России?
На кануне нового года приходит Дед Мороз со своей внучкой Снегурочкой, в каждом доме наряжают елку, а обычай наряжать новогоднюю елку пришел к нам от наших далеких предков, которые относились к деревьям как к живым существам.
Встреча нового года в России приходилась на 1 сентября. И только в 1700 году по указу Петра Великого новый год стали отмечать 1 января.
У нас – ёлка. А во Вьетнаме её заменяют ветки персика. В Японии к веткам сосны присоединяют бамбук и ветки сливы.

Новый год – одно из самых главных событий в жизни земледельца. Древнее, чем новогодний, у человечества праздников нет.

Сегодня мы отправимся в путешествие по разным странам, чтобы узнать.. когда и как отмечают Новый год, атрибуты празднования нового года и как называют Деда Мороза в разных странах мира.
Рассматривают иллюстрации, анализируют информацию, отвечают.
К:умеют слушать друг друга, строить понятные речевые высказывания, обосновывать и доказывать свою точку зрения
Л:осознание своих возможностей.
Р: принимают и сохраняют учебную задачу.
П: строят осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме

4.
Первичное восприятие и усвоение нового учебного материала.
(5 мин.)

Отправляемся в далекое путешествие и нас ждет Англия.

Как зовут деда мороза в Англии? (Санта Клаус.)
Хотя никто никого в гости не приглашает, существует неписаное правило, по которому в новогоднюю ночь или вечер каждый может без всяких приглашений прийти в любой дом, даже к незнакомым людям, и будет радушно принят. Гостю полагается принести с собой хотя бы маленький кусочек угля, бросить его в семейный очаг и пожелать, чтобы в этом доме огонь горел долго.
На Британских островах имеет большое распространение обычай «впуска Нового года». Когда часы бьют 12, открывают заднюю дверь дома, чтобы выпустить Старый год, а с последним ударом часов открывают переднюю дверь, впуская Новый год.
Именно в Англии возник обычай обмениваться к Новому году поздравительными открытками.
Санта Клаус курит трубку, путешествует по воздуху на оленях и входит в дом через трубу. Дети оставляют ему под ёлкой молоко и печенье.

Германия
В Германии считают, что Санта Клаус в Новый год появляется на ослике. Перед сном дети ставят на стол тарелку для подарков, которые им принесет Санта Клаус, а в башмаки кладут сено - угощение для его ослика.
Обычай приносить ёлку домой и украшать её возник в 16 веке в Германии. С тех пор в Новый год елку устанавливают в каждом доме

Италия
В городе Риме
Дождик.
Темно.
Ровно в двенадцать
Открылось окно,
И полетело
Наружу оттуда
Дырявое кресло,
Разбитое блюдо –
Все вещи,
Не нужные в этом году
По улице этой гулять не пойду.

В Италии Новый год начинается шестого января.
Итальянский Дед Мороз – Бобо Натале.
В этой стране – обычай: в новогоднюю ночь выбрасывать разбитую посуду, сломанную мебель, старые вещи - полагая, что это принесет семье благосостояние в Новом году.
Малышам рассказывают сказки о старой волшебнице Бефане, которая через печную трубу пробирается в дом и кладет подарки в башмачки.

Франция
Французский Дед Мороз - Пер Ноэль - приходит в новогоднюю ночь и оставляет подарки в детских башмаках. Тот, кому достается боб, запеченный в новогодний пирог, получает титул "бобового короля" и в праздничную ночь все подчиняются его приказам.

Финляндия
Финский Дед Мороз, который считается самым что ни на есть настоящим в мире, на самом деле зовется достаточно смешно – Йоулупукки. Переводится это, как ни странно - Рождественский Козел, просто много лет назад Дед Мороз носил не шубу, а козлиную шкуру и подарки развозил тоже на козлике.
В Новогоднюю ночь, преодолев долгую дорогу из Лапландии, в дома приходит Дед Мороз, раздавая подарки он сверяется по волшебной книге, где записаны все поступки и шалости ребят.

Венгрия



В Венгрии в "судьбоносную" первую секунду Нового года предпочитают свистеть - причем, используя не пальцы, а детские дудочки, рожки, свистульки.
Считается, что именно они отгоняют от жилища злых духов и призывают радость, благополучие.
Принято, чтобы на новогоднем столе был поросенок, причем не обязательно жаренный. Он может быть шоколадным. А вот птицу подавать не принято, считается, что счастье улетит из дома.

Чехия и Славения
Веселый человечек, одетый в мохнатую шубу, высокую баранью шапку, с коробом за спиной, приходит к чешским и словацким детям. Его зовут Микулаш. Для тех, кто хорошо учился, у него всегда найдутся подарки. К слову сказать в Румынии и Болгарии дед мороз тоже одет в вывернутую баранью шкуру, украшенную стручками красного перца.

Китай
В Китае сохранилась новогодняя традиция купания Будды. В этот день все статуи Будды в храмах и монастырях почтительно омывают в чистой воде из горных источников. А сами люди обливаются водой в тот момент, когда другие произносят в их адрес поздравления.
В праздник Нового года всюду преобладает красный цвет - цвет солнца, цвет радости.
В новогодние праздники устраивались театральнее представления, рассказывавшие об истории семьи, рода, проводились маскарадные шествия с изгнанием нечистой силы, всего злого и тёмного.

Япония
Бамбук, и сосна,
И луна в тишине.
Что хочет Сузуки
Увидеть во сне?
- Пусть мне приснятся
Папа и мама
И синее счастье-
Гора Фудзияма.

Здесь живет предание, по которому желание ребенка исполнится, если он положит под подушку рисунок с изображением того, о чем мечтает. Поэтому малыши в предновогоднюю ночь заняты рисованием. К празднику во всех семьях мастерят бумажных змеев и в первый день Нового года запускают в небо.
В новогоднюю ночь в Японии колокола в храмах бьют 108 раз. С последним ударом нужно лечь спать и встать с первыми лучами и на улице встретить новый день Нового года. Проспать нельзя – год будет неудачным.
К новогоднему столу хозяйки готовят рисовое печенье – символ изобилия, отваривают длинные тонкие макароны – символ долголетия, готовят гороховые блюда – символ здоровья, блюда из рыбы – символ силы.

Самый популярный новогодний аксессуар - грабли. Каждый японец считает, что иметь их необходимо, чтобы на Новый год было чем загребать счастье.
В первые секунды Нового года следует засмеяться - это должно принести удачу.

Австрия
По причине отсутствия снега, елок, оленей и прочих привычных атрибутов праздника - Дед Мороз появляется в плавательном костюме, на специальном ярко украшенном серфе на пляжах Сиднея.
Причем, соблюдая традиции Старого Света, в его одежде обязательно присутствуют белая борода и красная шапочка с помпончиком на конце.

Шотландия
В Шотландии действующими лицами Нового ода являлись гномы. В масках гномов и с тонкими овсяными лепёшками (символами солнца) приходили, как правило, мужчины и поздравляли с Новым годом. Считалось, что такой визит приносит в дом удачу.

Россия
В Россию обычай зажигать на Новый год ёлочные огни тоже пришёл из давних времён от жителей Англии и Германии. В те далёкие времена люди собирались в зимнем лесу вечнозелёной ели, зажигали возле неё костры, пели, плясали и веселились.
В народной культуре всё было чётко и логично. Рождество 25 декабря – начало Святок. Они продолжались две недели и разделялись Новым годом на две равные части. Одна святочная неделя завершала год, другая открывала. И сам год считался состарившимся. Это сохранилось и в эпоху современных праздников, когда новый год изображается ребёнком, а уходящий – стариком с седой бородой, прожившим целую человеческую жизнь.

Святками называется двенадцатидневный период между праздником Рождества Христова и праздником Крещения Господнего. До сегодняшнего дня сохранилось много традиций веселого празднования: колядки, игры, походы в гости. По церковному уставу этот период считается «сплошным», то есть без постных дней. Закончатся Святки 18 января Крещенским Сочельником.
Считается, что праздничный период получил такое наименование в честь того, что все двенадцать дней были освящены великим событием Рождества Христова. Либо, по одной из версий, слово «святки» произошло от глагола «святить», так как на святки народ «святит», то есть прославляет Христа и Рождение Христа.
Изначально народные корни святочных традиций отсылают ещё к языческим временам (во время зимнего солнцеворота древние славяне проводили обряды-заклинания об урожае, приплоде скота, гадания). Но христианская традиция празднования Святок также известна с древности. Обратим внимание, что гадания Церковь порицает. С пришествием христианства Святки начали наполняться новым смыслом.
Святки упоминают ещё церковные уставы VI века (они запрещали в дни Святок пост, коленопреклонение и таинство брака). Историки религии говорят, что даже в IV веке греческие христиане веселились и праздновали две недели после Рождества. Особое внимание уделялось тому, чтобы радостное настроение было у всех: бедняков, рабов, заключённых. В Византии стало обычаем на Святки приносить еду и подарки в тюрьмы и больницы, помогать бедным. Упоминания о Святках как об особом послерождественском торжестве можно встретить у Григория Нисского и Ефрема Сирина.
Со временем Святки окончательно стали периодом, когда народ сугубо славит Рождество Христово. Кстати, сам обычай дарить подарки на Святках восходит своими корнями к событиям Вифлеемской ночи, когда волхвы принесли в дар новорождённому Иисусу золото, ладан и смирну.
Что делали христиане на Святки? Существовала традиция помогать бедным и немощным, обмениваться подарками. Хозяйки накрывали столы, готовили вкусные угощения. Молодёжь и дети занимались колядованием, или славлением, наряжались и приходили в гости к односельчанам с большой самодельной рождественской звездой. Они распевали церковные песнопения тропарь и кондак праздника, а также колядки духовные песенки, посвящённые Рождеству.
На святки в старину устраивали праздники. Ряженые ходили в гости,
наряжались в костюмы, старались так, чтобы не угадали.Дети ходили, приносили кутью и получали сладости, читали стихи. Это очень интересный обряд, который жив и в наше время-это весёлые и радостные дни.
Слушают учителя,отвечают на вопросы, делятся впечатлениями.
П:извлекать необходимую информацию из прослушанного, структурировать знания.
К: вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
П:давать определения новым понятиям

5.
Динамическая пауза.(3 мин.)
Проводит физминутку.
Выполняют упражнения.
Л: положительно относятся к занятиям двигательной деятельностью.

6.
Целеполагание.
(2 мин.)
Рассмотреть произведения народных мастеров на темы Святок.
Разобрать:
- Какие персонажи изображены, какова их роль в святочном действе;
- Какие средства использовали ряженые для перевоплощения;
- Из чего изготавливалась маска-личина – обязательная и древнейшая святочная принадлежность.

Традиция встречи Нового года в карнавальном костюме пришла к нам с Запада. Как правило, делали такие костюмы вручную, каждый в единственном экземпляре. Чаще всего карнавальный наряд – это костюм героя литературного произведения либо исторической личности. Кого только не встретишь на новогоднем карнавале: ведьм и снегурочек. Рыцарей и пиратов, золушек, чертей, леших, зайцев и медведей, звездочётов и кощеев бессмертных, мушкетёров и прекрасных дам!

Обратить внимание на замечательные костюмы театральных персонажей, оправданных ситуацией маскарада, создал к балетным постановкам петербургский художник Л.С.Бакст (1866-1924) в конце XIX-начале XXв.
Участвуют в обсуждении

Л: осознание своих возможностей.
Р: умение регулировать свои действия.
К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
П: логические – анализ объектов с целью выделения признаков.

7.
Планирование работы.(3 мин.)
Обеспечить осмысленное усвоение и закрепление знаний (на доске вывешиваются таблички с названиями этапов работы или делается запись).

До начала работы:
- выбор наряда для новогоднего маскарада;
- отметить, что костюмы былинных и сказочных персонажей создаются на основе форм и деталей праздничного русского костюма;
- обратить внимание, что неотъемлемой частью театрального костюма является грим, поэтому художники обычно изображают в эскизах не только одежду, но и портрет действующего лица, который помогает актёру глубже понять и ярче выразить внутреннее содержание своего героя.

Работа над карнавальным костюмом:

Наметить условно лицо, руки и ноги персонажа в костюме с учётом пропорций фигуры человека, что поможет создать целостный комплект костюма с обувью и головным убором;
Дополнение маскарадного костюма маской. Она может быть очень простой по форме, любого цвета, украшенной орнаментом. Для костюма животного, птицы или фантастического существа маска является важной частью целостного образа персонажа и способствует передаче его характерных особенностей;
Передача костюма таким образом, чтобы он сам по себе уже говорил о персонаже. Использование цветного пятна как средства выразительности с дорисовкой мелких деталей фломастером, а также фактура и точно найденные пропорции помогут при создании эмоционально – образной характеристики костюма.

Работа над украшением ёлки, новогоднего стола, сувениров и подарков:
Выбор украшения: блестящие шары, разноцветные гирлянды, ярко горящие свечи или золотые и серебряные струи сверкающей канители, маски. Выполнить эти украшения отдельно или в композиции с ёлочными ветвями;
Придумать украшения для новогоднего стола: орнамент салфетки, скатерти, подсвечник, изображение животного по восточному календарю, гирлянду на дверь, стену, окно, маску;
Использование наиболее удачных рисунков и композиций в качестве новогоднего подарка своим родным и друзьям, в новогодней стенгазете, афише для новогоднего школьного бала.
Участвуют в беседе; формулируют выводы; проговаривают этапы работы.
Анализируют информацию.
Р: устанавливать последовательность действий по выполнению задания.
К: слушать и слышать собеседника.
П: применять полученные знания о выполнении композиции в цвете из овощей и фруктов с соблюдением законов воздушной перспективы.

8.
Творческая работа (20 мин.)
Выполнение работ на новогоднюю тему.
Учитель контролирует работу учащихся, консультирует, оказывает необходимую помощь.
Выполняют задание, выстраивая работу по намеченному плану
П: подготавливают рабочее место, соблюдая правила гигиены учебного труда.
Л: имеют желание рисовать, обучение самостоятельности в изобразительных видах деятельности.
К: принимают и находят пути решения учебной задачи.
Р: составляют план и последовательность действий.

9.
Рефлексия деятельности.
(3 мин.)
Организует закрепление пройденного материала.

Что нового узнали:
- традиции встречи Нового года насчитывает две с половиной тысячи лет;
- у каждого народа есть свои традиции встречи Нового года;
- в России обычай новогодней ёлки ведёт своё начало с Петровской эпохи;
- новогодний маскарад – это праздник удивительных превращений, когда каждый хоть ненадолго может предстать в образе любимого литературного героя.

Организует обсуждение качества работ в процессе просмотра рисунков.
Компановка.
Размер изображения.
Задумка.

Учитель подводит краткий итог урока и даёт домашнее задание.
Спасибо за работу!
Ребята высказывают свое мнение. С помощь цвета определяют настроение, которое возникло в процессе выполнения работы.

Р: оценивают свою работу,умеют адекватно воспринимать оценку товарищей и учителя.

К: умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.



Творчество и игры