Клише к сочинению по русскому языку. Задания для самостоятельной работы Все метафоры делятся на две группы

Композиция сочинения.

  1. Вступление . Формулировка одной из проблем исходного текста.

  2. .

  3. Формулировка позиции автора по прокомментированной проблеме.


    1. тезис;

    2. аргументы:
а) первый аргумент;

б) второй аргумент.
V. Заключение.

Как показывает опыт, учащиеся, использующие такой план при подготовке к ЕГЭ, не нарушают логику сочинения – рассуждения, абзацное членение не вызывает затруднения.

Вступление в сочинении.
Вступление - важная часть сочинения. Оно формулирует темуи проблему всей работы (Приложение №3) , настраивает читателя на восприятие дальнейшего повествования. Поэтому вступлению при написании сочинения нужно уделить самое пристальное внимание.
Учитываю уровень подготовленности учащихся и предлагаю разные варианты начала сочинения:
1. Речевые клише (слабые учащиеся заучивают наизусть):

В этом тексте ставится проблема …

В данном тексте рассказывается о …

Текст … заставляет задуматься о …

Автор в своей статье пишет (говорит, спорит, размышляет) о (взаимоотношениях человека и общества; нравственных качествах человека; роли влияния среды на человека; значении искусства в духовном становлении личности).

И действительно, сколько уже написано…, сколько уже сказано о… Но, странное дело, каждый, кто обращается к этой злободневной теме, находит свои особенные слова, чтобы высказать…

2. Обозначение ключевого понятия, которое является темой текста:
Доброта… Мы часто произносим это слово, не особенно задумываясь над его смыслом…

3. Вопрос:
Что такое честь?

Какова цена человеческой свободы?

О чём размышляет автор в своём тексте, какие вопросы он ставит перед читателями? Ответ как будто очевиден! Автор размышляет о…
4. Начитанным учащимся предлагаю начать с удачно подобранной цитаты:
«И вечный бой! Покой нам только снится…» , - писал когда-то А.Блок.
Основная часть.
Основная часть сочинения должна отражать понимание учениками исходного текста. Именно в этой части работы они должны показать связь своей позиции и проблем, сформированных автором. Поэтому провожу поэтапный разбор каждого содержательного критерия:


  1. Обозначить проблему, поднимаемую в тексте.

Проблема – это тот вопрос, над которым размышляет автор текста, рассуждает, пытается найти ответы на него.


Способы формулировки проблемы:
Можно задать вопрос и ответить на него:
Как сохранить чувство собственного достоинства?

Можно использовать цитату из текста:

Проблема данного текста такова:…Она всегда волновала людей, но автору удалось придать ей своеобразное звучание…

Автор поднимает в своём тексте нравственную проблему
2. Сформулировать позицию автора и аргументировать её.
Позиция автора - это вывод, к которому приходит автор, раздумывая над какой-либо проблемой.

Можно предложить различные способы формулирования авторской позиции.

Можно дать комментированный пересказ текста:
Стремление убедить читателя, «заразить» его своими мыслями и чувствами проявляется в построении статьи. В самом начале автор пишет о том, что….Затем он размышляет о… В конце статьи автор говорит о том, что…Такое построение статьи придаёт выводам автора глубину и убедительность.
Можно обратить внимание на средства художественной выразительности, которые использует
Автор использует сравнение…., которое отражает его веру в нравственные возможности человека.

Можно использовать следующие формулы:
Автор использует ряд убедительных аргументов, чтобы привлечь читателя к проблеме…


  1. Сформулировать свою проблему и аргументировать её.

Аргумент - довод, основание, суждение (или их совокупность), приводимые в доказательство высказанной мысли.
Аргументировать - т.е. приводить доказательства, аргументы.
Можно сформулировать проблему, поставленную в тексте и предложить свои способы решения этой проблемы:
Я полностью разделяю точку зрения автора на проблему и считаю, что…

В этом меня убеждает и недавно просмотренный фильм.

Прочитав этот текст, начинаешь понимать, что..

Злободневна ли проблема? Безусловно! Статья заставила нас внимательно посмотреть внутрь себя, помогла открыть в себе что-то новое.

Когда я прочитал этот текст, то подумал о том, что мало говорить о защите природы. Надо, чтобы каждый человек понял свою ответственность перед будущим… Например, в повести… говорится о …
Если вы не согласны с позицией автора, можно начать так:
Вызывает возражение, сомнение следующие утверждения автора…

Статья вызывает противоречивые чувства: с одной стороны…, а с другой-…


  1. Аргументация собственного мнения по проблеме:

Из жизни (придумать аналогичную ситуацию). (Приложение 4)

С опорой на читательский опыт.
Заключение.
Оно должно быть небольшим по объёму и служит для выхода из темы.
Нужно показать ещё раз, что прочитанный текст учащимися понят:
Прочитав этот текст, начинаешь с новой силой понимать, что…

Когда я прочитал этот текст, то подумал о том, что…

- … вот та мысль, которую помог понять нам … И мы должны…
Можно рассказать о тех чувствах, намерениях, которые возникли в душе после прочтения текста :
Все мы должны понять, что..

Не могу не написать о своих чувствах, которые возникли во мне после прочтения статьи. Раньше я никогда не задумывалась о том, что…
Если проблема, поднятая автором, очень сложна и не допускает простого решения, то конец может быть открытым, как правило в виде риторического вопроса:
Когда же человек придёт к осознанию своей высокой ответственности перед…?

… приводит нас к очень важному пониманию: …
На этом этапе работы учащиеся обращаются к памятке «Советы по построению сочинения» (Приложение 5 ). При написании собственного текста также используют памятку «Алгоритм работы с текстом» (Приложение 6 ).

Результативность.
Практическое использование данного опыта позволило повысить качество подготовки по предмету. 83 % выпускников 2007-2008 учебного года сдали ЕГЭ по русскому языку на «4» и «5». В 2010 – 2011 учебном году учащиеся получили высокий балл на экзамене (средний балл – 74,25 ).

Результаты ЕГЭ по русскому языку в 11 классах

(2007- 2008 учебный год).


Колич.

%

Успеваемость

36

100%

Качество знаний

30

83%

Выполнили на «5»

14

39%

«4»

16

44%

«3»

6

17%

«2»

-

-

Часть С.


Справились с заданиями высокого уровня сложности.

Высокий уровень

выполнения части «С»*


Средний уровень

выполнения части «С»

(14 - 9б)


Низкий уровень

выполнения части «С»

(8 – 0 б.)


Кол-во чел

%

Кол-во чел

%

Кол-во чел

%

Результаты ЕГЭ за курс средней школы показали высокий уровень подготовки учащихся.

Результаты ЕГЭ по русскому языку в 11 а классе

(2010- 2011 учебный год).

Часть С.


Кол-во

%

К1

Верно сформулирована одна из проблем

1б.

27

100%

0б.

0

0

К2

Проблема прокомментирована

2б.

16

59%

1б.

11

41%

0б.

0

0

К3

Позиция автора сформулирована

1б.

27

100%

0б.

0

0

К 4

Экзаменуемый изложил свое мнение о проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), привел не мене 2 примеров, один –из литературы

3б.

14

52%

2б.

13

48%

1б.

0

0

0б.

0

0

К 5

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, композиционной стройностью, связностью изложения; в работе нет

нарушений абзацного членения текста. Логические ошибки

отсутствуют.


2б.

24

89%

1б.

3

11%

0б.

0

0%

К 6

Точность и выразительность речи

Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, разнообразием грамматических форм, уместным использованием средств выразительности.


2б.

24

89%

1б.

3

11%

0б.

0

0

Часть С.

В результате все мои выпускники справились с аттестационной работой, а средний балл оказался выше городского и областного показателей.

Приложение № 1.

Критерии проверки и оценки выполнения задания с развернутым ответом.




Критерии оценивания ответа на задание С 1

Баллы

1

Содержание сочинения

К 1

Формулировка проблем исходного текста

Экзаменуемый верно сформулировал одну из проблем исходного текста. Фактических ошибок нет

1

Экзаменуемый не смог верно сформулировать ни одну из проблем исходного текста.

0

К 2

Комментарий к сформулированной проблеме текста

Сформулированная проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Фактических ошибок в комментариях нет.

2

Сформулированная проблема исходного текста прокомментирована,

но без опоры на исходный текст,

в комментариях допущена 1 фактическая ошибка, связанная с

пониманием исходного текста.


1

Сформулированная экзаменуемым проблема не прокомментирована

в комментариях допущено более 1 фактической ошибки, связанной с пониманием исходного текста,

прокомментирована другая, не сформулированная экзаменуемым проблема,

в качестве комментариев дан простой пересказ текста или егофрагмента,

в качестве комментариев цитируется большой фрагмент исходного текста.


0

К 3

Отражение позиции автора исходного текста

Экзаменуемый верно сформулировал позицию автора (рассказчика) исходного текста по прокомментированной проблеме.

Фактических ошибок, связанных с пониманием позиции автора исходного текста, нет.


1

Позиция автора исходного текста сформулирована неверно,

0

К 4

Аргументация собственного мнения по проблеме

Экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2-х аргументов, один из которых взят из художественной, публицистической или научной литературы ).

3

Экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2-х аргументов, опираясь на знания, жизненный опыт),

привёл только 1 аргумент из художественной, публицистической или научной литературы.


2

Экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированной им

1

Речевое оформление сочинения

К 5

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:

– логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;

– в работе нет нарушений абзацного членения текста


2

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения,

допущена 1 логическая ошибка,

и/или

в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста.


1

В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,

допущено более 1 логической ошибки,

и/или

имеется 2 случая нарушения абзацного членения текста


0

К 6

Точность и выразительность речи

Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, разнообразием грамматических форм

2

Работа характеризуется точностью выражения мысли, но прослеживается однообразие грамматического строя речи

1

Работа отличается бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи

0

Грамотность

К 7

Соблюдение орфографических норм

Орфографических ошибок нет (или одна негрубая)

3

Допущено не более 2 ошибок

2

Допущены3-4 ошибки

1

допущено более 4 ошибок

0

К 8

Соблюдение пунктуационных норм

Пунктуационных ошибок нет (или 1 негрубая)

3

допущены 1-3 ошибки

2

допущено 4-5 ошибок

1

допущено более 5 ошибок

0

К 9

Соблюдение языковых норм

Грамматических ошибок нет

2

допущены 1-2 ошибки

1

допущено более 2 ошибок

0

К 10

Соблюдение речевых норм

допущено не более 1 речевой ошибки

2

допущены 2-3 ошибки

1

допущено более 3 ошибок

0

К 11

Соблюдение этических норм

Этические ошибки в работе отсутствуют

1

допущены этические ошибки (1 и более)

0

К 12

Соблюдение фактологической точности в фоновом материале

Фактические ошибки в фоновом материале отсутствуют

1

допущены 1 и более ошибок в фоновом материале

0

Максимальное количество баллов за всю письменную работу (К1-К12) 23 балла

23

Приложение № 2 .

Теоретический минимум.

Текст (от латинского textus - ткань, сплетение, соединение) – группа последовательно расположенных предложений или абзацев, связанных общей темой и основной мыслью и характеризующихся смысловой завершенностью. Показателем завершенности текста является возможность подобрать к нему заголовок.
Тема текста – это то, о чем говорится в тексте, что описывается, о чем развертывается рассуждение, это смысловое ядро текста. Текст может включать несколько микротем, то есть составных частей общей темы.

Основная мысль – это определенная идея, замысел речевого произведения, то, ради чего оно создается. Основная мысль передает авторскую позицию, оценку изображаемого.
Проблема текста – это сложный вопрос, задача, которые требуют разрешения. Проблемой может быть такой вопрос, который не допускает однозначного ответа, например: «Бывает ли абсолютное счастье?» Проблема предполагает наличие противоречия во взглядах, противостояния, конфликта между теми или иными явлениями, между желаемым и действительным.

Проблематика – несколько проблем, затронутых в тексте.

B8 № 38.
«Фрагмент из романа Л. Леонова «Русский лес» подтверждает мысль о том, что даже о сложных философских проблемах можно говорить доступно. Достигается это с помощью тропов: _____ («купель зрелости» в предложении 24), _____ («пытливые, вопросительные глаза» в предложении 21), _____ («на солнце полуденное в тысячу раз легче глядеть» в предложении 21). Усиливает эффект от прочитанного _______ («отступаем» в предложении 12, «я не трус» в предложении 21). Этот приём фиксирует внимание читателя на главном, подчеркивает важнейшие мысли автора.

Список терминов:
1) анафора
2) метафора
3) гипербола
4) профессиональная лексика
5) парцелляция
6) лексический повтор
7) противопоставление
8) эпитеты
9) контекстные синонимы


(1)Воспалённое состояние Поли, а главное, её сбивчивая, двусмысленная речь – всё подсказывало худшие догадки, много страшнее, чем даже плен Родиона или его смертельное ранение.

(2)–Да нет же, тут другое совсем, – содрогнулась Поля и, отвернувшись к стенке, вынула из-под подушки смятый, зачитанный треугольничек.

(3)Впоследствии Варя стыдилась своих начальных предположений. (4)Хотя редкие транзитные эшелоны не задерживались в Москве, но вокзалы находились поблизости, и Родиону был известен Полин адрес. (5)Конечно, командование могло и не разрешить солдату отлучки из эшелона в Благовещенский тупичок, тогда почему же хоть открытки не черкнул своей-то, любимой-то, проездом в действующую армию?..

(6)Итак, это была его первая фронтовая весточка с более чем двухнедельным запозданием. (7)Во всяком случае, сейчас выяснится, с какими мыслями он отправлялся на войну. (8)Варя нетерпеливо развернула листок, весь проткнутый карандашом, – видно, писалось на колене. (9)Пришлось к лампе подойти, чтобы разобрать тусклые, полузаконченные строки.

(10)Варя сразу наткнулась на главное место.

(11)«Пожалуй, единственная причина, дорогая моя, почему молчал всё это время, – негде было пристроиться, – кратко, с неожиданной полнотой и прямолинейно, как на исповеди, писал Родион. (12)– Мы всё отступаем пока, день и ночь отступаем, занимаем более выгодные оборонительные рубежи, как говорится в сводках. (13)Я очень болел к тому же, да и теперь не совсем ещё оправился: хуже любой контузии моя болезнь. (14)Самое горькое – то, что сам я вполне здоров, весь целый, нет пока на мне ни единой царапины. (15)Сожги это письмо, тебе одной на всём свете могу я рассказать про это, – Варя перевернула страничку.

(16)Происшествие случилось в одной русской деревне, которую наша часть проходила в отступлении. (17)Я шёл последним в роте... а может, и во всей армии последним. (18)Перед нами на дороге встала местная девочка лет девяти, совсем ребёнок, видимо, на школьной скамье приученная любить Красную Армию... (19)Конечно, она не очень разбиралась в стратегической обстановке. (20)Она подбежала к нам с полевыми цветами, и, так случилось, они достались мне. (21)У неё были такие пытливые, вопросительные глаза – на солнце полуденное в тысячу раз легче глядеть, но я заставил себя взять букетик, потому что я не трус, матерью моей клянусь тебе, Поленька, что я не трус. (22)Зажмурился, а принял его у неё, покидаемой на милость врага... (23)С тех пор держу тот засохший веничек постоянно при себе, на теле моём, словно огонь за пазухой ношу, велю его в могилу положить на себя, если что случится. (24)Я-то думал, семь раз кровью обольюсь, прежде чем мужчиной стану, а вот как оно происходит, всухую… и это купель зрелости! – (25)Дальше две строчки попались вовсе неразборчивые. – (26)И не знаю, Поленька, хватит ли всей моей жизни тот подарок оплатить...»

(27)–Да, он очень вырос, твой Родион, ты права... – складывая письмо, сказала Варя, потому что при подобном строе мыслей вряд ли этот солдат оказался бы способен на какой-либо предосудительный поступок.

(28)Обнявшись, подружки слушали шелест дождя и редкие, затухающие гудки автомашин. (29)Темой беседы служили события истекшего дня: открывшаяся на центральной площади выставка трофейных самолётов, незасыпанная воронка на улице Весёлых, как они уже привыкли её называть в обиходе между собой, Гастелло, чей самозабвенный подвиг прогремел в те дни на всю страну.

(По Л. Леонову*)
*Леонид Максимович Леонов (1899–1994) – русский писатель, общественный деятель.

Спрятать текст

Пояснение.
Метафора - скрытое сравнение (переносное значение слова): "купель зрелости".

Эпитет - образное определение (переносное значение слова): "пытливые, вопросительные глаза".

Гипербола - преувеличение: "в тысячу раз легче".

Лексический повтор слов «отступаем» в предложении 12, «я не трус» в предложении 21 является средством выразительности, потому что фиксирует внимание читателя на главном, подчеркивает важнейшие мысли автора.

Ответ: 2, 8, 3, 6 | 2836

Разберем по порядку композицию сочинения.

Проблема

Проблема (какая?)
Сложная, важная, серьезная, глубокая, актуальная, злободневная, острая, нерешённая.

Проблема (чего?)
Воспитания, образования, патриотизма, героизма, благородства, интеллигентности, смысла жизни, отцов и детей, формирования личности, сохранения родного языка, влияние красоты природы на человека.

Типовые конструкции

Автор размышляет над проблемой
Автор текста затрагивает проблему
В центре внимания автора проблема
В тексте (ФИО автора в р.п) поднимается проблема
Текст (ФИО автора в р.п) заставил меня задуматься над сложной проблемой
(ФИО автора в им.п) предлагает своим читателям задуматься над проблемой
Как (зачем, почему, и т.д)…? Именно эта проблема привлекает внимания автора.
Что такое долг (честь, благородство, интеллигентность и т.п) и какую роль это понятие играет в жизни человека и общества? Над этой проблемой размышляет автор.

Запомни!
Проблема (чего?) смысла жизни.
Вопрос (о чём?) о смысле жизни.

Вторым элементом в сочинении является - комментарий проблемы.

Комментарий – это пояснение замечание, рассуждения по поводу выделенной вами проблемы текста.

Художественный текст
Автор раскрывает проблему на примере случая из жизни …(взаимоотношение кого с кем)
Не случайно писатель изображает (кого, что)
Поступок героя свидетельствует о том, что…
Слова (мысли) героя показывают, что…
Автор осуждает/одобряет поступок(и) героя(ев)
Симпатии автора на стороне(кого)

Публицистический текст
Проблема раскрывается автором на примере…
В качестве примера раскрывает
Автор заставляет читателя задуматься (над чем)
Автор обращает проблему на
В размышлениях автора звучит мысль о том, что
Автор разделяет мнение (кого)
Автор искренне восхищён, огорчён (чем)
Автор приводит нас к выводу о том, что

Проблема(чего?) – одна из актуальных проблем нашего времени.
Данная социальная (нравственная и т.д) проблема имеет многовековую историю.
Каждый из нас не раз сталкивался с этой проблемой (где, когда).
Как и большинство из нас, автор считает, что
Автор подробно рассматривает
Автор обращает наше внимание на

Автор (Что делает?)
Отмечает, описывает, подчёркивает,останавливается на, приводит пример того, как…, отмечает важность, считает, цитирует, подтверждает свои мысли цитатами, опирается на мнение, анализирует, рассказывает, сопоставляет, противопоставляет, доказывает, убеждает, приходит к выводу.

Авторская позиция проявляется в следующих моментах: отношения автора к изображаемым явлениям, событиям, героям и их поступкам. Когда читаешь текст обращай внимание на языковые средства, в которых выражается отношение автора с помощью слов маркеров, оценочной лексике, средств, выразительности, вводных слов, побудительных предложений.

Позицию автора можно определить ответив на следующие вопросы
Положительные или отрицательные человеческие качества проявляются в поступках, словах, мыслях героя?
Как относятся к герою окружающие его персонажи?
Как сказываются поступки к герою окружающие его персонажи?
Как сказываются поступки героя на других героях произведения? Согласен с героем или нет?
Автор осуждает или одобряет поведения героя?
Что хотел сказать читателям автор, показывая речь, мысли, поступки героя?

Помни: Даже если автор прямо не говорит о своём отношения к герою, а герой поступает, с вашей точки зрения, неправильно, совершает поступки, несущие зло окружающим, то, скорее всего, автор думает так же, как и вы.
Помни: Позиция автора и героя-рассказчика могут не совпадать!

Автор считает, что
Автор подводит читателя в выводу о том, что
Рассуждая над проблемой, автор приходит к следующему выводу
Позиция автора такова
Позицию автора, как мне кажется, может быть сформулирована следующим образом
Автор нас призывает (к чему)
Автор убеждает нас в том, что
Автор осуждает (кого/что, за что)

Аргументация собственной позиции.

В сочинении вы должны выразить своё мнение, согласны вы или не согласны с автором. В своём ответе вы должны привести два или один аргумент из литературы или личной жизни.

Например: Трудно не согласиться с позицией автора. Я тоже считаю, что милосердие является главным достоинством человеческой натуры и что мы во что бы то ни стали должны сохранить его в наших сердцах.

Затем ты должен подкрепить свою позицию двумя аргументами.

Аргументация – это приведения доказательств, объяснений, примеров для обоснования какой –либо мысли перед слушателями (читателями) или собеседником

Аргументы – это доказательства, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения, объяснения всё, то что может подтвердить тезис.

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения

Ответами к заданиям 1–24 являются слово, словосочетание, число или

слова РАСПОЛОЖЕНИЕ. Определите значение, в котором это слово

последовательность слов, чисел. Запишите ответ в поле ответав тексте

употреблено впервом (1) предложении текста. Выпишите цифру,

работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа отномера

соответствующую этому значениюв приведённом фрагменте словарной статьи.

задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятыхи других

1) Расположить (1 зн.) иРасположиться (1 зн.). Заняться расположением книг

дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишитев отдельной

на полках. Место расположения отряда.

клеточке в соответствии с приведёнными в бланкеобразцами.

2) Район размещения войск. Вторгнуться в р. противника. Подойти вплотную

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

к вражескому расположению.

3) Порядок или способ размещения чего-л. Получить квартиру с удобным

(1)Столетия ученые-египтологи пытались выяснить существует ли какая-

расположением комнат. Изменить р. мебели в интерьере. Тематическое р.

нибудь закономерность в расположении великих пирамид Египта, а если

фотографий в альбоме.

существует, то какая. (2)Однажды инженер Роберт Бьювел,который долго

4) (к кому-чему). Хорошее, благоприятное отношение к кому-л.; симпатия.

жил в Египте и интересовался загадками пирамид, увидел по телевизору карту

Проявлять особенное р. к кому-л. Сердечное, искреннее р. Чувствовать,

звездного неба, на которой был изображен Млечный путь и созвездие Ориона.

испытывать р. Заметить чье-л. р.

(3)….. инженер понял: расположение пирамид относительно Нила полностью

5) обычно с опр. Внутреннее психическое состояние, настроение. Проснуться в

повторяет расположение звезд Ориона относительно Млечного пути.

хорошем расположении духа. Пребывать в плохом расположении духа. Нет

1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ

информация, содержащаяся в тексте?

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке

1) Египтологи всего мира долго не могли раскрыть тайну расположения

древних пирамид.

ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук.

2) Роберт Бьювел раскрыл одну из тайн пирамид, догадавшись, что их

Выпишите это слово.

расположение повторяет расположение звезд Ориона относительно Млечного

избалОванный

3) Много лет было неизвестно, существует ли какая-нибудь закономерность в

слИвовый

расположении пирамид на землях Древнего Египта.

вручИт (медаль)

4) Древние пирамиды Египта раскрыли свои бесчисленные тайны современным

Ответ: ___________________________.

5)Увидев по телевизору карту звездного неба, Бьювел понял, что расположение

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено

пирамид Египта повторяет расположение звезд Ориона относительно Млечного

выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте

Людям, недавно приехавшим в чужую страну, бывает сложно преодолеть

ЯЗЫКОВОЙ барьер.

пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово.

Мощности кондиционеров в кабинах некоторых самолётов не хватает для

КОМФОРТНОГО состояния пилота.

таким образом

Сергей вставал в шесть утра, так как в армии привык к ЖЁСТКОЙ

дисциплине.

потому что

Издалека послышался КОННЫЙ топот, и вскоре на дороге показалась

группа всадников.

Ответ: ___________________________.

Наш посёлок славится своим СТЕКОЛЬНЫМ производством.

Ответ: ___________________________.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы

слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. пара носок шестьюдесятью годами обеих сестёр узаконивать постройку пара чулок

Ответ: ___________________________.

7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А) Книги знакомят и дают некоторое

неправильное употребление

представление о жизни русского

падежной формы существительного с

общества того времени.

предлогом

Б) Никто из тех, кто находится вне

нарушение связи между

этой комнаты, не услышат ни звука.

подлежащим и сказуемым

В) Одним из знаменитых учёных

нарушение в построении

двадцатого века, оказавшим

предложения с несогласованным

значительное влияние на развитие

приложением

лингвистики, был Фердинанд де

ошибка в построении предложения

с однородными членами

Г) Накануне премьеры «Обручение в

неправильное построение

монастыре» − оперы Сергея

предложения с деепричастным

Прокофьева − мы спорили о

оборотом

подробностях сюжета.

нарушение в построении

Д) Согласно древней легенды именно

предложения с причастным оборотом

эдельвейс вырос на крови

неправильное построение

прикованного к скале Прометея.

предложения с косвенной речью

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласнаякорня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву. Прил..гается Благосл..вить Эксп..римент Обм..кнуть Прик..сновение

Ответ:____________________

9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та

же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву. ра…цепить,..дание пр…карманить, пр..милый от…граться, пост…нфарктный с…ёжиться, ин…екция

вз..мать, под..гратьОтвет: ___________________________.

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е. сирен…вый позвяк…вать задумч...вый диков...нка

талантл..вый Ответ: ___________________________.

11 . Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И. Зала..вший Закле..вший Застел..шь Дремл..шь

Вынес..шьОтвет: ___________________________.

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

(Не)знавшая поражений эскадра Ушакова завоевала неприступную крепость Корфу, очистила Ионические острова, Неаполь и Мальту от французских полчищ.

Александр прошёл мимо, (не)сказав ни слова.

В цветнике высокие стебли полыни смотрятся (не)обыкновенно эффектно. Механизм взаимодействия обоняния с другими системами восприятия до сих пор до конца (не)раскрыт.

На столе лежало ещё (НЕ)отправленное письмо.

Ответ: ___________________________.

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(НЕ)СМОТРЯ на то что сотрудников (В)ПОПЫХАХ забыли оповестить о произошедших переменах, всё прошло благополучно.

ЧТО(БЫ) ни случилось, родители всегда придут ему на помощь – в этом Максимка был уверен, (ОТ)ТОГО легко пошёл на риск.

Алексей всё ТАК(ЖЕ) часто воспоминал о доме, и в этих своих воспоминаниях он (ПО)НАСТОЯЩЕМУ отдыхал душой.

Ответ: ___________________________.

14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Прочитайте текст и выполните задания 20 – 25.

И вот решилась Авдотья идти в монастырь. Продала свои сто душ и столько же

(1)Над вещами, нужными нам для счастья, властны и судьба,

оставле(1)ых ей мужем, шесть лет жила на послушании, пять лет как

и обстоятельства, и другие люди – повторим мы вслед за древними

постриже(2)а в монахини, половину капитала отдала монастырю, остальное –

философами. (2)Тут и соперники, и случайности, и болезни. (3)Иногда от нас

родстве(3)икам покойного мужа.

зависит мало, а иногда и вовсе ничего не зависит. (4)Землетрясение,

Ответ: ___________________________.

наводнение, пожар – и ты нищий. (5)Неожиданно возникший конкурент – и

15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых

ты без работы или без места в сборной. (6)Война, кризис, преступление

нужно поставить ОДНУ запятую.

подчиненного – и прощай карьера. (7)Только денег подкопил, только

1) К вечеру руки ноги плечи ныли и тосковали по отдыху.

размечтался о новой квартире… (8)Комнаты просторные, на потолке

2) Там были нарциссы и тюльпаны анютины глазки и незабудки георгины и

лепнина. (9)Полы с подогревом. (10)В кухне посудомоечная машина…

(11)Тут шарах – банк лопнул, и с ним сбережения всей твоей жизни.

3) Нам обещали увлекательное путешествие по заповедному Красному берегу

(12)Чем больше земного имеешь, тем от большего количества неприятностей

цветущим степям и предгорьям Крыма.

и случайностей ты хочешь застраховаться. (13)Тем больше забот, которые

4) Гончаров стремится изобразить национальную сущность русского человека и

усложняют жизнь. (14)Крутишься как белка в колесе. (15)Работа, дом,

его природные свойства.

срочные выплаты, страховки, деловые связи, поддержание имиджа,

5) Луна поднималась и освещала как дорогу и поле, так и дома спящей деревни.

самоконтроль в поведении... (16)Однако счастья, которое планировалось, не

Ответ: ___________________________.

наступает. (17)Ведь зачастую в такой кутерьме некогда ощутить себя

16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в

счастливым!

предложении должны стоять запятые.

(18)Зато никто не может нам отдать приказ думать и чувствовать не так, а

Симонов (1) выудив из межоконья плавленый сыр или обрезки ветчины (2)

иначе. (19)В чем наименее властны другие люди и внешние обстоятельства –

ставил пластинку и начинал свой холостяцкий пир (3) на аккуратно

в нашем внутреннем мире, подчиненном только нам самим. (20)Никто не

расстеленной (4) газете.

запретит мне любить те вещи, что я люблю. (21)Вот как я всегда относился к

Ответ: ___________________________.

чему-то, так я к этому и отношусь, и ничего вы со мной не сделаете. (22)Сам-

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в

то я со своими чувствами всегда при себе.

предложениях должны стоять запятые.

(23)Допустим, засадили человека в камеру-одиночку. (24)Наказали?

Поэзия в творчестве Ф. Сологуба (1) по мнению критиков (2) играет важную

(25)Ничего подобного! (26)Да он, может, всю жизнь мечтал, чтобы его

роль и (3) без сомнения (4) наряду с романом «Мелкий бес» составляет

оставили в покое! (27)К гастрономии он равнодушен, открытые

наиболее ценную часть творческого наследия автора.

пространства его пугают, много двигаться не любит, от яркого света

Ответ: ___________________________.

глаза болят. (28)Службу ненавидит. (29)А здесь питание, режим, жена не

18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых

пилит, дети не теребят … (30)Дают бумагу и ручку, писать разрешают

сколько влезет. (31)Чего ему еще?! (32)Он, может, всю жизнь хотел книги

Небольшой дом (1) рассказать (2) о котором (3) я считаю своим долгом (4)

писать! (33)Наслаждается всеми условиями для творчества и спокойной

стоял на другой стороне озера.

Ответ: ___________________________.

(34)Ведь и такое, согласитесь, теоретически вполне возможно. (35)Чем

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых

меньше внешних вещей человеку нужно для счастья, тем легче ему быть

в предложении должны стоять запятые.

счастливым. (36)Ни зависти, ни конкуренции, ни изматывающей гонки в

У Алёшки было необычайно развито воображение (1) и (2) когда мы вместе

борьбе за жизнь. (37)Счастье-то – это твое внутреннее состояние, а не вещи и

читали одну и ту же книгу (3) он всегда очень живо представлял себе

портреты в газетах.

описываемые события (4) и добавлял в них что-то своё.

(38)Так, может быть, надо обратить взор внутрь себя и устремить усилия

Ответ: ___________________________.

не к внешним вещам, над которыми часто не властен, а к внутреннему

состоянию. (39)К такому, когда даже при малом ты счастлив. (40)Это

надежнее, вернее, здесь твоя воля и власть больше, она максимальна.

(По М. И. Веллеру*)

*Михаил Иосифович Веллер (род.в 1948 г.)– современный русский прозаик, драматург, публицист.

20. Какое высказывание соответствует содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Вопрос о счастье невозможно рассматривать без обращения к проблеме нравственного долга и смысла жизни.

2) Удачное стечение внешних обстоятельств жизни позволяет каждому человеку обрести душевный покой.

3) Богатство, успехи в профессиональной деятельности являются непременными условиями для того, чтобы человек чувствовал себя счастливым.

4) Человеческие ценности и убеждения наименее всего зависят от внешних обстоятельств.

5) Счастье человека не исчисляется материальными благами.

21. Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов.

Какое из утверждений является ошибочным?

1) В предложениях 8–10 представлено описание.

2) В предложениях 18–22 представлено повествование.

3) Предложения 4–6 разъясняют суждение, высказанное в предложении 3 текста.

4) В предложениях 23–31 представлено рассуждение.

5) В предложениях 38-40 представлено повествование.

Ответ:______________

22. Из предложений 10-12 выпишите просторечные слова.

Ответ:_________________________________

23. Среди предложений 15–21 найдите такое, которое соединяется с предыдущими при помощи указательного местоимения. Напишите номер этого предложения.

Ответ: ___________________________.

24. Размышляя над философской проблемой, М. Веллер использует

целый арсенал приемов острой публицистической полемики. В синтаксисе текста встречается__________ (предложения 12–13, 38–39), присутствует целый ряд __________ (предложения 17, 26, 32).

Среди лексических средств выразительности отметим сочетание________

«шарах» (предложение 11), «пилит» (предложение 29) и_______: «властны» (предложение 1), «земное» (предложение 12), «устремить» (предложение

1) разговорная и просторечная лексика

2) синтаксический параллелизм

3) фразеологизм(-ы)

4) эпитет(-ы)

5) риторическое(-ие)восклицание(-я)

6) ряд(-ы)однородных членов

7) парцелляция

8) книжное(-ые)слово(-а)

9) вопросительное (-ые)предложение(-я)(риторический(-е)вопрос(-ы)) Ответ:

25. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

2-таким образом

5-конский

7- А-4, б- 2, в-6, г-3, д-1 8- благословить 9- взымать подыграть 10сиреневый 11заклеивший 12необыкновенно

13несмотря впопыхах

22-шарах лопнул

Проблемы:

Проблема зависимости счастья от внешних обстоятельств. (Зависит ли человеческое счастье от внешних обстоятельств?)

Проблема связи богатства и житейского благополучия со счастьем. (Приближает ли человека к счастью обладание земными благами?)

Проблема независимости человеческих ценностей и убеждений от внешних обстоятельств жизни. (В какой степени внешние обстоятельства могут влиять на систему ценностей и убеждения человека?) Проблема взаимосвязи счастья и жизненного успеха. (Обязательно ли счастье человека связано с богатством, успехом и материальным благополучием?)

«Вещи, нужные для счастья», часто зависят не от самого человека, а от внешних, не контролируемых им обстоятельств жизни.

Обладание земными благами не приближает человека к счастью, а, наоборот, отдаляет от него. Человеческие ценности и убеждения почти независимы от внешних обстоятельств.

Счастье – это состояние внутреннего мира, оно может быть никак не связанным с внешними атрибутами жизненного успеха


Текст №44 По В. Солоухину. Мы говорим иногда о других людях: «Ограниченный человек»

(1)Мы говорим иногда о других людях: «Ограниченный человек». (2)Но что может значить это определение? (3)Каждый человек ограничен в своих знаниях или в своём представлении о мире. (4)Ограничено и человечество в целом.

(5)Вообразим горняка, который в угольном пласте разработал вокруг себя некоторое пространство , окружённое толщами непроницаемого чёрного камня. (6)Вот его ограниченность. (7)Каждый человек в незримом, но тем не менее непроглядном пласте мира и жизни разработал вокруг себя некоторое пространство знаний. (8)Он находится как бы в капсуле, окружённой безграничным, загадочным миром. (9)«Капсулы» разные по размерам, потому что один знает больше, а другой меньше. (10)Человек, прочитавший сто книг, самонадеянно говорит о том, кто прочитал двадцать книг: «Ограниченный человек». (11)Но что он скажет тому, кто прочитал тысячу? (12)И нет, я думаю, человека, который прочитал бы все книги.

(13)Несколько веков тому назад, когда информационная сторона человеческих знаний была не столь обширна, встречались учёные мужи, «капсула» которых приближалась к «капсуле» всего человечества и, может быть, даже совпадала с ней: Аристотель, Архимед, Леонардо да Винчи... (14)Теперь такого мудреца, который знал бы столько же, сколько знает человечество как таковое, найти нельзя. (15)Следовательно, про каждого можно сказать , что он ограниченный человек. (16)Но очень важно разделять знания и представления. (17)Чтобы пояснить свою мысль, возвращаюсь к нашему горняку в каменноугольном пласте.

(18)Допустим условно и теоретически, что некоторые из горняков родились там, под землей, и ни разу не вылезали наружу. (19)Не читали книг, не имеют никакой информации, никакого представления о внешнем, запредельном (находящемся за пределами их забоя) мире. (20)Вот он выработал вокруг себя довольно обширное пространство и обитает в нём, думая, что мир ограничен его забоем. (21)Под землёй же работает и другой, менее опытный горняк, у которого выработанное пространство меньше. (22)То есть он более ограничен своим забоем, но зато имеет представление о внешнем , наземном мире: он купался в Чёрном море, летал на самолёте, рвал цветы... (23)Спрашивается, кто же из них двоих более ограничен?

(24)То есть я хочу сказать, что можно встретить учёного человека с большими конкретными знаниями и вскоре убедиться, что он очень, в сущности, ограниченный человек. (25)И можно встретить человека, не вооружённого целым арсеналом точных знаний, но с широтой и ясностью представлений о внешнем мире.

(По В. Солоухину)


1)

сравнительный оборот

2)

парцелляция

3)

ряды однородных членов

4)

ирония

5)

метафора

6)

индивидуально-авторские слова

7)

вопросительные предложения

8)

диалектизм

9)

Эпитет
Ответы 7359 ????
1 ПРОБЛЕМА

Основные проблемы:

1. Проблема человеческой ограниченности. Какого человека можно считать ограниченным?

1. Ограниченность - понятие относительное. Человек может обладать большими конкретными знаниями и оставаться ограниченным, если он не имеет ясного представления о внешнем мире. В то же время не познанное человеком пространство настолько велико, что ограниченным можно считать каждого человека и человечество в целом.

Какого человека мы можем назвать ограниченным - вот проблема, поднимаемая В. Солоухиным в тексте.

Автор, рассуждая о том, кто из нас ограничен в своих знаниях или в своем представлении о мире, проводит интересную параллель. Он считает, что в наши дни найти мудреца, который знал бы все , как это было во времена Аристотеля, Архимеда, Леонардо да Винчи, невозможно, потому что неизмеримо вырос объем человеческих знаний. Значит, каждого в наши дни можно назвать «ограниченным» человеком? Да.Но один, по мнению В.Солоухина, ограничен знаниями темы, интересующей только его, зато другой, «не вооруженный целым арсеналом точных знаний», будет иметь широкое и ясное представление о внешнем мире.
В. Солоухин считает, что «ограниченный человек» - это тот, который замкнулся в изучении лишь одной какой-то науки, не замечая ничего, кроме нее.

Саша Черный. «Книги»
Есть бездонный ящик мира-

От Гомера вплоть до нас.

Чтоб узнать хотя б Шекспира,

Надо год для умных глаз.

Цитаты

1. Мы можем настолько, насколько мы знаем (Гераклит, древнегреческий философ).

2.Не всякое изменение есть развитие (древние философы).

3.Мы были достаточно цивилизованны, чтобы построить машину, но слишком примитивны, чтобы ею пользоваться (К. Краус, немецкий ученый).

4.Мы вышли из пещер, но пещера еще не вышла из нас (А. Регульский).

5. Джек Лондон. Мартин Иден

Ограниченные умы замечают ограниченность только в других.

Д. Лондон « Мартин Иден»

Главный герой одноименного романа американского писателя Джека Лондона Мартин Иден - рабочий парень, моряк, выходец из низов, примерно 21 года от роду, знакомится с Руфь Морз - девушкой из состоятельной буржуазной семьи. Руфь начинает учить полуграмотного Мартина правильному произношению английских слов и пробуждает в нем интерес к литературе. Мартин узнаёт, что журналы платят приличные гонорары авторам, которые в них печатаются , и твердо решает сделать карьеру писателя, заработать деньги и стать достойным своей новой знакомой, в которую он успел влюбиться. Мартин составляет программу по самосовершенствованию, работает над своим языком и произношением, читает много книг. Железное здоровье и несгибаемая воля движет его к цели. В конце концов, пройдя долгий и тернистый путь, после многочисленных отказов и разочарований, он становится знаменитым писателем. (Дальше он разочаровывается в литературе , своей возлюбленной, людях вообще и жизни, теряет ко всему интерес и кончает жизнь самоубийством. Это так, на всякий случай. Аргумент в пользу того, что исполнение мечты не всегда приносит счастье)

6. Джек Лондон.

Я просто робею, когда вижу свою человеческую ограниченность, мешающую мне охватывать все стороны проблемы, в особенности когда речь идет о коренных проблемах жизни.

То была извечная трагедия – когда ограниченность стремится наставлять на путь истинный ум широкий и чуждый предубеждений.

7. Мигель де Сервантес. Бывают люди, которым знание латыни не мешает все-таки быть ослами.

8. Евгений Замятин. Роман «Мы». Я не боюсь этого слова – «ограниченность»: работа высшего, что есть в человеке – рассудка – сводится именно к непрерывному ограничению бесконечности, к раздроблению бесконечности на удобные, легко переваримые порции – дифференциалы. В этом именно божественная красота моей стихии – математики.

9. М.В.Ломоносов. Вечернее размышление о божием величестве...

Взошла на горы черна тень;

Лучи от нас склонились прочь;

Открылась бездна звезд полна ;

Звездам числа нет , бездне дна .

Раннее Средневековье принято называть «темными веками». Набеги варваров, разрушение античной цивилизации привели к глубокому упадку культуры. Грамотного человека трудно было найти не только среди простолюдинов , но и среди людей высшего сословия. Так, например, основатель франкского государства Карл Великий не умел писать. Однако жажда знания изначально свойственна человеку. Тот же Карл Великий во время походов всегда носил с собою восковые дощечки для письма, на которых под руководством учителей старатель но выводил буквы.

Стремление познавать новое живет в каждом из нас, и порою это чувство настолько овладевает человеком, что заставляет его переменить жизненный путь. Сегодня мало кто знает, что Джоуль, открывший закон сохранения энергии, был поваром. Гениальный Фарадей начинал свой путь разносчиком в лавке. А Кулон трудился инженером по крепостным сооружениям и физике отдавал лишь свободное от работы время. Для этих людей поиск нового стал смыслом жизни.

Ограниченный- СИНОНИМЫ

глупый; тесный; ограничительный, конечный, финитный, односторонний, узкий, недостаточный, связанный,стесненный, сведённый; куцый, недалёкий, узколобый; скудоумный, узкопрофессиональный,узкоконкретный, узкоотраслевой, придурковатый, урезанный, недалекого ума, скромный, сжатый, локальный,секвестрованный, звезд с неба не рвет, узкоспециальный, секвестированный, глуповатый,локализированный, лимитный, недалекий, недальний, обусловленный, пороха не выдумает, недальнего ума,небольшой, суженный, тупой, куриные мозги, звезд с неба не хватает, контингентированный, неумный,локализованный, лимитированный, неполный, прокрустов, ущемленный, уменьшенный, небезграничный,сервитутный, притесненный, пустоголовый, с придурью, секвестрированный, простоватый, условный,свернутый, незначительный. Ant. широкий, многосторонний, многогранны

проблемы


  1. Проблема соотношения знаний отдельного человека и человеческих знаний всего мира.

  2. Проблема важности процесса познания в жизни человека.
Данная проблема волновала многие поколения. Еще во времена Геродота и Гомера люди размышляли о мироздании, они осознавали необходимость изучения для развития человеческой личности.

И во времена золотого века русской литературы , и в наши дни многие писатели раскрывают в своих произведениях проблему необходимости научного познания в жизни человека.


  1. Примером неотделимости познания от человека может служить произведение русского писателя И.А. Гончарова «Обломов» . Один из героев произведения Андрей Штольц с раннего детства упорно совершенствовал свои знания. Он развивал свои знания каждую минуту. Познание мира – являлось главной его целью. Благодаря его стремлению к раскрытию тайн мира, он стал человеком, способным решить любой вопрос.

  2. Очень наглядный пример - Евгений Базаров из романа «Отцы и дети» И.С.Тургенева . Герой сформировался как личность благодаря его тяге к познанию, он стал человеком твердого и глубокого ума.

  3. Несомненно, человек должен проявлять истинное желание и стремление к познанию, а не делать вид человека, познающего мир, как это представлено в произведении Д.И.Фонвизина «Недоросль» . Перед обществом главный герой Митрофанушка предстает человеком жаждущим знаний, а на самом деле был просто невеждой.


Творчество и игры