Психологические игры для старшеклассников. Из какого полотна нельзя сшить рубашку? Сын моего отца, а мне не брат

Игры для разделения аудитории на несколько групп

1. Жребий

Учащиеся выбирают карточки с цифрами, листочки разного цвета, фигурки и т.п., а затем по подобию формируются группы.

2. Художники

Учащимся предлагается дорисовать что-либо (корабль, дом, машину и т.п.). Затем определяют 3-5 дорисованных элемента, по которым формируются группы (парус, весла, крыша, окна, колеса и т.п.).

3. Составление мозаики

Каждый участник получает одну часть какой-то фотографии, документа, четверостишия, известного высказывания и должен найти тех, кто имеет другие недостающие части разделенного материала.

4. Знаменитости

Учащиеся получают имена исторических личностей. Затем они должны объединиться в группы в зависимости от сферы общественной жизни, от исторической эпохи или от страны, в которой жили исторические деятели.

5. Мне нужна поддержка

Выбирается столько ведущих, сколько должно быть образовано групп. Ведущие по очереди выбирают себе помощников, произнося фразу: «Мне нужна сегодня поддержка… (называется имя), потому что он (она) … (называется положительное качество)». Так набирается необходимое количество групп. Каждого следующего участника, произнося ключевую фразу, называет тот, кто был выбран последним в группе. Нужно нацелить ребят на то, чтобы они выбирали не своих друзей, а тех, с кем они мало общаются, так как в каждом человеке можно найти положительные, ценные качества, которые очень важно заметить.

Игры на групповое сплочение и «эмоциональный разогрев»

6. Место справа от меня свободно

Все участники садятся в круг на стулья, при этом один стул остается свободным. Сутью данного упражнения является простое предложение «Место справа от меня свободно, и я бы хотел, чтобы это место занял…». Это предложение вслух произносит участник, который сидит рядом со свободным стулом. Он должен объяснить, почему он хочет, чтобы названный им одноклассник занял это место. Нельзя использовать клише типа «потому что он мой хороший друг», а необходимо давать более определенные описания.

7. Я - Джон Леннон

Каждый пишет имя какой-нибудь знаменитости, но при этом он должен быть абсолютно уверен, что эта личность известна всем. Это может быть актер, спортсмен, певец, писатель. Имя прикрепляется к спине наугад выбранного участника. Все превращаются в известных людей, но никто не знает, в кого именно. Затем играющие ходят по комнате и задают друг другу вопросы для выяснения своей личности. Ответ на вопрос должен быть только «да» или «нет». После четырех-пяти вопросов игрок подходит к другому участнику. Игра продолжается до тех пор, пока каждый не выяснит, кем он является.

8. Слепой

Игроки разбиваются на пары. Затем партнеры договариваются, кому из них завязать глаза. После этого партнер ведет «слепого» по комнате таким образом, чтобы его не ушибить, но чтобы слепой мог опознать окружающие его предметы. В игре есть одно важное условие: партнерам нельзя разговаривать. «Слепой» полностью зависит от своего партнера, который решает, куда идти и как быстро. Через пять минут они меняются ролями. По окончании игры можно провести обсуждение, сначала в парах, а затем и общее:

  • В какой момент игры я чувствовал себя комфортнее?
  • Что мне больше подходило - вести или следовать?
  • Когда я чувствовал дискомфорт?
  • Что мне понравилось в моем партнере?
  • Что бы я ему посоветовал?

9. Услышь меня

Выберите одного игрока и попросите его выйти из комнаты. С другими подберите пословицу (например, «Лес рубят - щепки летят»). Затем поручите разным участникам произнести по одному слову из пословицы одновременно. Отрепетируйте, произнесите пословицу как минимум три раза. Затем пригласите вышедшего игрока и попросите его в произнесенном вами словесном хаосе узнать известную пословицу.

10. Раскачивание в круге

Поставьте в круг 5-7 ребят и одного в центр круга. Последний скрещивает руки на груди и замирает. Ему нужно, не сдвигая с места ступней, падать в чью-либо сторону - с закрытыми глазами. Стоящие в круге выставляют руки перед собой и мягко отталкивают его, перебрасывая друг другу. Цель игры - научиться доверять людям.

11. Шарада о чувствах

Участникам игры раздаются полоски бумаги с написанными на них названиями чувств.

Ведущий говорит: «У каждого есть чувства! Чувства не могут быть плохими или хорошими. Плохими или хорошими они становятся тогда, когда мы их переводим в действия. Каждому из нас порой бывает нелегко обозначить свои чувства».

Попросите участвующих в игре поразмышлять в одиночку над своим словом и придумать, как это чувство может быть сыграно. Пусть каждый сыграет свое чувство, а остальные догадаются, что это за чувство. Затем можно обсудить вопросы:

    Все ли одинаково выражают свои чувства? Есть ли такие чувства, которые труднее выразить, чем другие? Какие это чувства? Почему это происходит? Почему людям важно выражать свои чувства?

Список чувств:

12. Шляпа вопросов

Приготовьте полоски бумаги с написанными на них вопросами и сложите их в шляпу. Шляпа передается по кругу, и каждый участник, вытягивая вопрос, отвечает на него. Шляпа ходит по кругу до тех пор, пока не кончатся вопросы.

Вопросы:

  1. Какое время из проведенных дней в кругу семьи в минувшем году вам больше всего понравилось?
  2. Что вы планируете сделать вместе с домашними в предстоящее полугодие?
  3. Какими тремя качествами вы восхищаетесь в своем папе?
  4. Какими тремя качествами вы восхищаетесь в своей маме?
  5. Назовите одну из ваших семейных традиций.
  6. Назовите что-то одно из того, чего вы ждете от жизни.
  7. Назовите одну из лучших книг из тех, что вам довелось прочесть.
  8. Какой день вы бы назвали совершенным? Что бы вы делали?
  9. Назовите три вещи, которые вас ужасно расстраивают.
  10. Назовите что-то, что делает вас счастливым.
  11. Назовите что-то, чего вы боитесь.
  12. Расскажите об одном из своих счастливейших воспоминаний. Почему именно оно?
  13. Назовите одно из мест, куда вы больше всего любите ходить с друзьями.
  14. Назовите две вещи, которые вы сделали, если бы стали президентом страны.
  15. Какие есть два секрета прочной и долгой дружбы?
  16. Расскажите об одном из дней минувшего года, когда вам было очень весело со своими друзьями.
  17. Назовите что-нибудь из съестного, чего вы терпеть не можете.
  18. Какие три качества вы желали бы видеть в своих друзьях?
  19. Какой, по вашему мнению, будет жизнь на Земле через 100 лет?
  20. Как бы вы описали рай?
  21. Какой совет вы бы дали родителям, которые хотят лучше воспитывать своих детей?
  22. Согласны ли вы, что применение наказания - лучший способ добиться от детей послушания? Почему «да» или почему «нет»?
  23. Назовите один из подарков, которые вам хотелось бы получить.
  24. Если бы вы могли поехать куда угодно, куда бы вы отправились? Почему?
  25. Был ли такой день в минувшем году, когда вы чувствовали себя особенно близкими со своими родителями?
  26. Назовите три вещи, которые вызывают дружный смех в вашей семье.
  27. Мое любимое животное - это…
  28. Я чувствую страх, когда думаю о…
  29. Мы с друзьями по-настоящему веселимся, когда…
  30. Когда у меня выдается свободное время, я люблю…
  31. Моя любимая телевизионная программа - это…, потому что…
  32. Мне нравится есть…
  33. В школе мне нравится…
  34. Мне больше всего нравятся люди, которые…
  35. Через 10 лет я вижу себя…

Добавьте собственные вопросы.

13. Похвали меня

Вариант 1. Игрокам раздаются листки бумаги, на которых они записывают свое имя. Затем, собрав и перетасовав листки, раздайте их участникам. Ребята должны написать, что им нравится в человеке, имя которого они получили, а потом согнуть листок так, чтобы закрыть написанное («гармошкой»), и передать другому, пока каждый не оставит свою запись. Подписываться не надо. Соберите листки и прочитайте вслух, что на них написано. (Обязательно просматривайте каждое описание перед чтением, чтобы удостовериться, что оно положительное.) Тот, кто получил похвалу, обязательно говорит: «Спасибо».

Вариант 2. Игроки встают в круг. Каждый участник, по очереди, говорит своему соседу справа, что ему нравится в нем. Затем проделывается то же, но по отношению к соседу слева.

14. Какой я хороший!

Игроки всего за одну минуту должны записать перечень всех качеств, которые им в себе нравятся. Затем дайте им еще одну минуту, чтобы они записали те качества, которые им не нравятся. Когда оба списка будут готовы, пусть сравнят их. Обычно перечень отрицательных качеств бывает длиннее. Обсудите этот факт.

15. Рискни сказать

Участники садятся в круг. Им дается пакет с бумажными полосками, на которых записаны незаконченные рискованные утверждения. Пакет передается по кругу, все по очереди вытягивают из него свою полоску, читают, что на ней написано, и заканчивают фразу.

Примерные фразы:

  • Очень люблю заниматься…
  • У меня неплохо получается…
  • Меня беспокоит…
  • Я особенно счастлив, когда…
  • Мне особенно грустно, когда…
  • Я злюсь, когда…
  • Когда печалюсь, я…
  • Я представляю себя…
  • Я привлекаю внимание с помощью…
  • Я добился(ась)…
  • Я притворяюсь… хотя на самом деле…
  • Другие люди вызывают во мне…
  • Самое лучшее во мне - это …
  • Самое плохое во мне - это …

Продолжите перечень фраз сами.

16. Блюз одинокого сердца

Раздайте опросники и карандаши. Дайте игрокам 10 минут, чтобы ответить на вопросы, затем соберите группу в круг. Пройдите по кругу, задайте каждому по одному вопросу и выслушайте ответы. Позвольте остальным участникам задавать уточняющие вопросы. Выслушайте ответы на все вопросы в опроснике. Если есть вопрос, представляющий интерес для всех, обсудите его группой.

Опросник

  1. Опиши то время, когда тебе было одиноко.
  2. Что тебе помогло справиться с одиночеством?
  3. Что ты сделал, чтобы помочь страдающим от одиночества?
  4. Что дали тебе дни испытания одиночеством?

17. Три правды и одна ложь

Каждый участник получает карандаш и лист бумаги с надписью: «Три правды и одна ложь» и записывает три правдивых высказывания о себе самом и одно ложное. Записанное предлагается вниманию всей группы, и все пытаются решить, какое из утверждений ложное. Затем автор оглашает настоящее ложное утверждение.

18. Поводырь

Члены группы встают в линию, держась за руки. Все, кроме ведущего-поводыря, с закрытыми глазами. Поводырь должен безопасно провести группу через препятствия, объясняя, куда они направляются. Шагать нужно медленно и осторожно, чтобы группа прониклась к ведущему доверием. Спустя 2-3 минуты остановитесь, смените поводыря и продолжите игру. Пусть каждый попробует себя в роли поводыря. После игры обсудите, всегда ли игроки могли доверять ведущему; в роли кого они чувствовали себя лучше - ведущего или ведомого?

19. Дай мне руку

Каждый член группы получает по листку бумаги и маркеру. Им нужно обвести по контуру свою кисть. Переходя от одного листка к другому, все члены группы записывают что-нибудь на «руке» каждого своего товарища. Не забудьте подчеркнуть, что все записи должны быть положительными. Все игроки могут взять листки домой в качестве сувенира.

20. Любишь ли ты своего ближнего?

Игроки сидят в кругу на стульях, один человек в середине. Тот, кто в середине, подходит к кому-либо из сидящих в круге и спрашивает: «Любишь ли ты своего ближнего?» Если тот отвечает «да», то все, за исключением двух ближних, вскакивают и бросаются занимать какой-нибудь другой стул из тех, что стоят в круге. Водящий тоже старается завладеть стулом, так что в центре окажется кто-то другой. Если же последует ответ «нет», водящий выпытывает: «Кого ты любишь?» Тот, кого спрашивают, может ответить что угодно, например: «Всех в красном». Все, на ком есть красный цвет, остаются сидеть, а остальные, вместе с водящим, бросаются занимать другие стулья. Тот, кто остался без стула, становится водящим.

21. Сердце класса

Вырежьте заранее из красного картона большое сердце.

Учитель говорит: «Знаете ли вы, что у нашего класса есть свое сердце? Я хочу, чтобы сейчас вы сделали друг другу что-нибудь приятное. Напишите свое имя на листе бумаги и сложите его, чтобы каждый мог потом вытянуть жребий с чьим-нибудь именем. Если кто-то вытянет собственное имя, он должен поменять бумажку».

Пусть каждый придумает дружескую и приятную фразу в адрес того, чье имя он вытянул по жребию, и запишет ее фломастером на «сердце класса». Учитель должен проконтролировать то, что собираются записать участники. Повесьте сердце на стене так, чтобы к нему можно было подойти со всех сторон. Сердце класса может стать прекрасным украшением помещения.

Мудрые мысли

  • Чтобы обладать свободой, следует ее ограничить. Э. Берк
  • Легче опуститься до рабства, чем дорасти до свободы. Ибн-Сина (Авиценна)
  • Цена свободы - это вечная бдительность. Д. Керран
  • Лишь глупцы называют своеволие свободой. Тацит
  • Наша жизнь есть то, что мы думаем о ней. М. Аврелий
  • Жизнь как пьеса в театре: важно не то, сколько она длится, а насколько хорошо сыграна. Сенека
  • Жизнь - это то, что люди больше всего стремятся сохранить и меньше всего берегут. Ж. Лабрюйер
  • Для чего приобретаю я друга? Чтобы было за кого умереть. Сенека
  • По отношению к друзьям необходимо быть как можно менее тягостным. Деликатнее всего - не требовать от своих друзей никаких услуг. Гегель
  • Скрывая истину от друзей, кому ты откроешься. Козьма Прутков
  • Не имей друзей, которые бы уступали тебе в моральном отношении. Конфуций
  • Друг любит во всякое время и, как брат, явится во время несчастья. Царь Соломон
  • Чтобы быть свободным, нужно подчиняться законам. Античный афоризм
  • Воля в нас всегда свободная, да не всегда добрая. Августин
  • Свобода не в том, чтобы сдерживать себя, а в том, чтобы владеть собой. Ф.М. Достоевский
  • Чтобы быть нравственно свободным, человек должен привыкнуть управлять собою. Н.В. Шелгунов
  • Свобода - только то, что никогда, Ничьей свободе не несет вреда. Ирано-таджикское изречение
  • Свобода - это цена победы, которую мы одержали сами над собой. К. Мати
  • Опьянение - не что иное, как добровольное безумье. Продли это состояние на несколько дней, - кто не усомнится, что человек сошел с ума? Но и так безумье не меньше, а только короче. Сенека
  • Судьба и характер - это разные названия одного и того же понятия. Новалис
  • То, что людьми принято называть судьбою, является, в сущности, лишь совокупностью учиненных ими глупостей. А. Шопенгауэр

МБОУ «Большереченская СОШ №2»

педагог-психолог

Отраднова Светлана Александровна.

Коммуникативный тренинг для старшеклассников

«Я - хороший, ты - хороший»

«Хорошими людьми становятся

больше от упражнений,

чем от природы».

Демокрит

Цель: развитие коммуникативных навыков.

Задачи:

Рассмотреть значение понятия «общение»;

Научиться устанавливать контакты с другими людьми;

Получить навык эффективной самопрезентации;

Потренироваться давать и получать обратную связь.

Продолжительность тренинга: совмещенная пара уроков (1,5 часа).

Ход тренинга.

Психолог: Здравствуйте, ребята! Вы вместе уже более десяти лет. За это время вы многое узнали друг о друге. Вам легко общаться? Не всегда! А совсем скоро каждый из вас попадёт в совершенно незнакомое окружение. Это будет студенческая группа, соседи в общежитии или рабочий коллектив. Тому как научиться успешно общаться с другими людьми и будет посвящено наше занятие. Для того, чтобы наша работа была эффективной необходимо принять некоторые правила поведения в тренинге:

  1. Активное участие в работе группы.
  2. Общение по принципу «здесь и сейчас»
  3. Высказывание своих мнений и чувств по поводу происходящего в группе, а не оценивание по принципу «хорошо-плохо» или «правильно-неправильно»
  4. Конфиденциальность. Всё, что происходит на тренинге, не выносится за пределы группы.

Упражнение 1. «Представление имени»

Время: 10 минут

Цель: создать благоприятную обстановку в группе.

Группа встает в круг.

Инструкция: каждый участник поочередно выходит в центр круга и называет своё имя, сопровождая его каким-либо жестом или позой. Выбор жеста или позы произволен – по желанию участника. Главное в том, чтобы через это движение был передан образ представляющегося человека.

Затем идет групповое обсуждение.

Упражнение 2. «Мы картина»

Время: 15 минут

Цель: создать эмоциональное единство группы.

Инструкция: Группе предлагается создать «картину» из самих себя. Каждый участник решает, кем он будет на этой «картине». Он выходит, и, называя себя, занимает место, затем следующий участник должен дополнить сюжет «картины», выбрав себе роль и т. д., пока «картина» не будет закончена.

Психолог: Когда вы работаете в группе, очень важно уметь слушать друг друга и чувствовать друг друга. Этому учит данное упражнение.

Так как наш тренинг это тренинг общения, то давайте выясним, что же для каждого из вас означает слово «общение».

Высказывание участников фиксируются на доске.

Психолог: А теперь посмотрите, как понятие «общение» трактуется в психологии:

Общение – это процесс, имеющий три составляющие: перцептивную (восприятие человека человеком), коммуникативную (передачу и обмен информацией) и интерактивную (взаимодействие, взаимовлияние).

Давайте попробуем проиграть каждую из сторон процесса общения.

Упражнение 4. «Волшебный стул»

Время: 10 минут

Цель: развитие наблюдательности в общении, способности позитивно принимать мнение о себе со стороны других людей.

Инструкция: Один из ребят по желанию садится на «волшебный стул» в центре класса. Так как стул волшебный, человек «превращается» в растение, время года, музыкальный инструмент. Каждый участник, глядя на сидящего на «волшебном стуле», называет с каким растением, временем года, музыкальным инструментом он его ассоциирует.

Участники обсуждают впечатления. Легко или трудно было подбирать ассоциации? В чем были трудности восприятия человека?

Психолог: Итак. В первые минуты общения мы воспринимаем друг друга, обращаем внимание на внешность человека, его выражение лица, позу, жесты. Мы ещё ни слова не сказали друг другу, а так называемое, первое впечатление, уже сложилось! Обмен информацией может проходить при помощи слов, вербально, так и без них. Большую часть информации в процессе общения мы получаем именно невербально.

Упражнение 5. «Инсценировка песни»

Время: 15 минут

Цель: развитие навыков невербального общения, умения устанавливать контакты с другими людьми.

Инструкция: группа делится на две команды, и каждая получает задание подготовить и затем показать инсценировку какой-либо известной песни. Инсценировка происходит без слов. Участники должны угадать эту песню.

Психолог: Кому удалось донести смысл песни? За счет чего? Какие трудности были при передаче и расшифровке информации? Замечаем ли мы сигналы жестов, мимики? Насколько часто в жизни мы пользуемся этими каналами передачи информации?

Упражнение на расслабление.

Психолог: Мы немного устали, давайте расслабимся и представим, что наш класс наполняется фиолетовым цветом, нам прохладно и неуютно, но чтобы стать ближе давайте пожмём друг другу руки. Теперь почувствуйте прохладу моря, класс наполняется голубым цветом, давайте прикоснёмся друг к другу плечом, нам станет теплее. А теперь мы на зелёной лужайке, улыбнитесь друг другу. Сколько красивых жёлтых цветов вокруг, солнышко согревает нас, пожелаем удачи друг другу и процветания! И стало совсем тепло от наших улыбок и сотрудничества, красный цвет радости, давайте похлопаем друг другу!

Психолог: Продолжаем нашу работу.

Упражнение «Последний билет»

Время: 20 минут

Цель: отработка навыков просьбы и отказа в общении, эффективной самопрезентации.

Инструкция: Для этого упражнения по желанию выбирается подгруппа из 6-7 участников. Они будут играть роль очереди в кассу автовокзала. Остальные ребята станут зрителями. Выбирается также 1 участник на роль кассира. Задача каждого человека убедить кассира продать именно ему единственный оставшийся билет. Можно использовать любые средства и приемы общения. Задача кассира, выслушав просьбу, отказать любым способом.

В конечном счете, кассир всё же отдает последний билет одному из участников.

Психолог: Почему билет достался именно этому человеку? Кто не согласен с решением кассира?

Известно, что люди, вступая в отношения с другими людьми, занимают определенную позицию. Английский психолог Эрик Берн определил 4 позиции по отношению к себе и к другим:

  1. Я - хороший, ты - хороший. (Человек не ругает себя, не зацикливается, оптимист, творческая личность, в ладу с самим собой и с окружающими.)
  2. Я - хороший, ты - плохой. (Человек смотрит на других сверху вниз. Самооценка завышена, способности других им явно занижаются)
  3. Я - плохой, ты - хороший. (Человек себя считает менее удачливым, менее способным; заниженная самооценка.)
  4. Я - плохой, ты – плохой. (Человек думает, что всё плохо, полный пессимист.)

Узнал ли кто-нибудь из вас, какую позицию по отношению к нашему кассиру занимал победитель? В общении с окружающими мы должны стремиться к взаимодействию на равных, «я-хороший и ты-хороший»!

Упражнение «Ладошка»

Время: 10 минут

Цель: получение обратной связи, рефлексия.

Инструкция: участникам на листах бумаги предлагается нарисовать свою ладонь. На каждом пальце им необходимо дописать незаконченное предложение:

Большой палец - «Мне понравилось…»

указательный – «Я узнал…»

средний – «Меня удивило…»

безымянный – «Я понял…»

мизинец – «Я почувствовал…»

Завершение тренинга: Все участники встают в круг, руки кладут друг другу на плечи и по очереди говорят соседу справа пожелание на букву его имени. Затем все участники хором кричат «Спасибо!» и аплодируют.

Воспитывает ребенка каждая минута жизни
и каждый уголок земли, каждый человек,
с которым, формирующаяся личность соприкасается”.
В.А. Сухомлинский

Актуальность.

В современном мире воспитание личности с активной позицией в области ответственности и самостоятельности, терпимости и уважения к людям, личности, впитавшей лучшие достижения культуры, приобретает особую актуальность. Именно в школе необходимо заложить в учащихся основы самовоспитания и создать устойчивую доминанту на самосовершенствование, осознанное и целенаправленное развитие в себе личности.

Цель: помочь школьнику в самореализации в качестве личности, ориентированной на успех, обладающей социально необходимыми качествами культурного человека.

  • демонстрация специфики работы на различных этапах творческого процесса;
  • отработка навыков командного взаимодействия на каждом из этих этапов;
  • тренировка умений для групповой творческой работы;
  • формирование спонтанности беглости мышления.

Личностный рост – это поиск самого себя и реализация. Это движение вперед, навстречу к своему предназначению. Это постоянное самосовершенствование и саморазвитие личности. Это ежедневные победы над собой, над своими страхами и другими отрицательными эмоциями. Личностный рост – это путь к счастью и успеху.

Для того, чтобы сделать себя счастливым, в первую очередь важно взять ответственность за свою жизнь.

Еще важно поверить в себя. Вера - ваш лучший помощник, ваш вдохновитель. Вера – важное условие для личностного роста

И последнее – это ваша активность. Без действий и самодисциплины вы не придете к нужному результату.

I этап. Знакомство

(организация группового взаимодействия)

Упражнение 1. “Приветствие”

Участникам предлагается назвать свое тренинговое имя и высказать пожелание группе по поводу дальнейшей совместной работы.

В конце выполнения упражнения группа повторяет краткое содержание прозвучавших пожеланий в виде лозунгов, которые фиксируются на листе ватмана.

Упражнение 2. “Комплимент”

1. Каждый участник по кругу должен сказать комплимент соседу основываясь на его конкретном качестве (внешность, поведение, характер) выразив комплимент одной фразой: “Вы…”

2. Каждому участнику предлагается сказать комплимент группе в целом: “Вы все…”

В конце выполнения упражнения проводится обобщение высказываний: “Оказывается мы…”

II этап. Развивающий

Метод “Фруктовый сад”

Цель – метод позволят лучше понять класс и каждого ученика, полученные материалы можно использовать при подготовке и проведении уроков, для обеспечения личностно-ориентированного подхода к обучающимся.

Обучающимся данный метод позволит более четко определиться со своими образовательными целями, озвучить свои ожидания и опасения, с тем, чтобы педагоги могли их знать и учитывать в образовательном процессе.

Время – 20 минут.

Подготовка: Заготовленные заранее из цветной бумаги шаблоны яблок и лимонов, фломастеры, плакат, скотч.

Проведение:

Заранее готовятся два больших плаката с нарисованным на каждом из них деревом. Одно дерево подписано “Яблоня”, второе – “Лимонное дерево”. Обучающимся раздаются также заранее вырезанные из бумаги крупные яблоки и лимоны.

Учитель предлагает обучающимся попробовать более четко определить, что они ожидают (хотели бы получить) от обучения и чего опасаются. Ожиданий и опасений может быть несколько. К числу ожиданий/опасений относятся формы и методы обучения, стиль и способы работы на уроках, атмосфера в классе, отношение учителей и одноклассников и т.д.

Свои ожидания ученикам предлагается записать на яблоках, а опасения – на лимонах. Те, кто записал, подходят к соответствующим деревьям и при помощи скотча прикрепляют фрукты к ветвям. После того, как все ученики прикрепят свои фрукты к деревьям, учитель озвучивает их. После озвучивания ожиданий и опасений можно организовать обсуждение и систематизацию сформулированных целей, пожеланий и опасений. В процессе обсуждения возможно уточнение записанных ожиданий и опасений. В завершении метода учитель подводит итоги выяснения ожиданий и опасений.

Упражнение “Гример”

В первом случае состояние человека - играющие пытаются передать через мимику и цвет, а во втором – через грим. И в том, и в другом случае учитывается, насколько достоверно ребенок передал увиденное состояние человека.

Играющие тянут жетоны и устанавливают порядок участия. Затем рассаживаются полукругом. Первый игрок тянет карточку с заданием, а затем только при помощи мимики (без жестов) изображает заданное ему чувство или состояние человека. Остальные должны угадать. Задания могут быть такими: выразить злобу, усталость, веселье, хитрость, уныние, жалость и прочее.

Затем те же самые состояния необходимо выразить через цвет. Это поможет детям в дальнейшем наиболее правильно подобрать грим для следующего задания. Каждому ребенку выдаются лист бумаги, краски и кисти. На выполнение этой части игры отводится 3 минуты. После подбора цвета играющие должны объяснить, почему они считают, что именно этот цвет передает данное состояние человека. Выигрывает тот, кто правильнее изобразит заданное состояние человека и подберет ему цвет.

Во втором варианте игроки должны разделиться на пары и нанести на лицо партнера грим, характеризующий состояние человека, которое им было задано. Это также может быть веселье и радость (розовые щеки, морщинки у глаз), боль (сдвинутые брови, темный цвет лица), усталость (опухшие веки, опущенные уголки губ) и иные эмоции. Кроме грима, можно использовать и различные дополнения – парики, очки, банты и прочее. При этом о самом задании не должен знать никто, кроме самого гримера, чтобы потом проверить результат труда. То есть – выставить на суд зрителей загримированного и попросить их определить его состояние и чувства.

Релаксация.

Метод “Земля, воздух, огонь и вода”.

Цель – повысить уровень энергии в классе.

Время – 8-10 минут.

Проведение:

Учитель просит обучающихся по его команде изобразить одно из состояний – воздух, землю, огонь и воду.

Воздух. Ученики начинает дышать глубже, чем обычно. Они встают и делают глубокий вдох, а затем выдох. Каждый представляет, что его тело, словно большая губка, жадно впитывает кислород из воздуха. Все стараются услышать, как воздух входит в нос, почувствовать, как он наполняет грудь и плечи, руки до самых кончиков пальцев; как воздух струится в области головы, в лицо; воздух заполняет живот, область таза, бедра, колени и стремится дальше – к лодыжкам, ступням и кончикам пальцев.

Ученики делают несколько глубоких вдохов и выдохов. Можно предложить всем пару раз зевнуть. Сначала это получается скорее искусственно, но иногда после этого возникает настоящий зевок. Зевота – естественный способ компенсировать недостаток кислорода. (Зевание может использоваться и по-другому: вы можете на первой встрече предложить зевать сознательно, чтобы группа быстрее “взбодрилась”).

Земля. Теперь ученики должны установить контакт с землей, “заземлиться” и почувствовать уверенность. Учитель вместе с обучающимися начинает сильно давить на пол, стоя на одном месте, можно топать ногами и даже пару раз подпрыгнуть верх. Можно потереть ногами пол, покрутиться на месте. Цель – по-новому ощутить свои ноги, которые находятся дальше всего от центра сознания, и благодаря этому телесному ощущению почувствовать большую стабильность и уверенность.

Огонь. Ученики активно двигают руками, ногами, телом, изображая языки пламени. Учитель предлагает всем ощутить энергию и тепло в своем теле, когда они двигаются подобным образом.

Вода. Эта часть упражнения составляет контраст с предыдущей. Ученики просто представляют себе, что комната превращается в бассейн, и делают мягкие, свободные движения в “воде”, следя за тем, чтобы двигались суставы – кисти рук, локти, плечи, бедра, колени.

Можно дать дайте дополнительные 3 минуты времени, чтобы каждый мог создать свою индивидуальную комбинацию элементов.

Примечание: Если учитель сам принимает участие в этом упражнении, помимо пользы для себя, он поможет также и неуверенным и стеснительным ученикам активнее участвовать в упражнении.

III этап. Контрольный

Упражнение “Сила внушения”

Время: 20 минут.

Задумайтесь о Силе самовнушения!

Однажды некий человек был приглашен в дом друга. Когда он собирался выпить предложенную чашу вина, ему показалось, что он видит внутри чаши змеёныша. Не жалея обидеть хозяина привлечением внимания к этому обстоятельству, он мужественно осушил чашу.

Вернувшись домой, он почувствовал страшные боли в желудке. Было испробовано множество лекарств, но все оказалось тщетным, и человек, теперь серьезно больной, чувствовал, что умирает. Его друг, услышав о состоянии больного, ещё раз позвал его в свой дом. Усадив человека на то же место, он снова предложил ему чашу вина, сказав, что в ней – лекарство. Когда страждущий поднял чашу, он опять увидел в ней змеёныша. На этот раз он обратил на это внимание хозяина. Без единого слова хозяин показал на потолок над головой гостя, где висел лук. Больной тут же понял, что змееныш был только отражением висящего лука. Оба человека посмотрели друг на друга и рассмеялись. Боль гостя мгновенно прошла, и он поправился.

Участники становятся в круг и все вместе повторяют:

Я самое большое сокровище.

Для меня нет ничего невозможного.

Это не каприз судьбы.

Это только мой каприз.

Никто не может заставить меня отказаться мечтать.

Только я могу помешать мечтам, претвориться в реальность.

Мои достижения определяются вашими собственными желаниями.

Я верю в свое занятие.

Я мечтаю, я могу мечтать, о чем хочу.

Я могу идти туда, куда я хочу пойти.

Я могу быть тем, кем пожелаю.

Потому что у меня только одна жизнь и один шанс, чтобы сделать все, что я желаю сделать!

Ведущий: и да наградит вас жизнь счастьем, чтобы сделать вас светлыми! Проблемами, чтобы сделать вас сильными! Печалью, чтобы сделать вас человечными! Надеждой, чтобы сделать вас счастливыми!

Поверьте в свои силы! Вы можете всё!

Добрый вечер!

Мы рады приветствовать вас в этом зале, всех вас: кто учится в этой школе, и кто учился, тех, кто учит…

«Учиться никогда не поздно», «На ошибках учатся» - так гласят известные нам пословицы и поговорки.

Учиться всегда интересно – узнаешь много нового и интересного.

А что это мы всё про учебу, про учение?

А потому, что сегодня всемирный день Знаек и Почемучек!

В этом зале собрались все красивые и замечательные, очаровательные, и, безусловно, умные и смышленые. Проверим это на деле?

Мы предлагаем игру «Учение с увлечением»

А соревноваться в эрудиции и смекалке будут 2 команды, которые сейчас придумают себе название и представятся.

А судить будут наши старшие друзья, которые знают много и может больше нас, потому что уже покинули стены нашей школы. И наши учителя, которые дают нам знания.

Команды, представьтесь!

(представление команд)

1. Мы начинаем игру. Первым конкурсом будет разминка. Каждой команде задается вопрос, на который команда дает ответ. Если ответа не последовало или он неверный, то вопрос переходит другой команде. Так из правильных ответов вы набираете баллы. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

Сколько будет, если полсотни разделить наполовину? (25)

Какие местоимения мешают водителям на дорогах? (я-мы)

Какие местоимения саамы чистые? (вы-мы-ты)

Почему канарейки называются канарейками? (родом с Канарских островов)

Откуда родом сибирские кошки? (из Южной Азии)

У каких птиц крылья покрыты чешуей? (у пингвинов)

Какое животное всю жизнь прикреплено к одному месту? (кораллы)

Что легче: килограмм железа или килограмм ваты? (весят одинаково)

  1. Один нерадивый ученик перепутал начало и окончание пословиц. Надо исправить: составить пословицы правильно и записать их на листе.
  1. Как дела с математикой? Отгадайте загадку: Проживают в трудной книжке

Хитроумные братишки

Десять их, но братья эти

Сосчитают все на свете. (цифры)

Загадку отгадали вы легко, а как легко вы справитесь с задачками?

(решают задачи)

  1. Следующий конкурс: найдите заблудившуюся букву. Каждая команда по очереди исправляет букву в стихотворении А.Шибаева

Закричал охотник: Ой!

Двери гонятся за мной!

На виду у детворы

Крысу красят маляры.

Посмотрие-ка, ребятки,

Раки выросли на грядке.

Куклу выронив из рук,

Маша мчится к маме:

Так ползет зеленый лук

С длинными усами

Говорят, один рыбак:

В речке выловил башмак.

Но зато ему потом

На крючок попался дом.

Тает снег, течет ручей.

На ветвях полно врачей.

На пожелтевшую траву

Роняет лев свою листву.

Мама с бочками пошла

По дороге вдоль села.

Синеет море перед нами,

Летают майки над волнами.

Молодцы! Отлично справились!

5. Устали? Теперь, пока жюри подводит предварительные итоги, предлагаем вам поиграть. Мы часто просимся к доске, а как правило вызывают не нас… Теперь даем возможность командам выбрать одного участника выручить свою команду. Просим вас к доске.

(участники выходят)

У вас две руки и есть возможность задействовать их обе сразу. Предлагаем взять мел и одновременно нарисовать одной рукой круг, другой – квадрат. Выигрывает та команда, участник которой лучше справится с заданием – более четко и быстро нарисует фигуры.

(участники рисуют)

Предлагаем «классу», т.е. зрителям и жюри оценить итог аплодисментами. Выше балл будет у той команды, кому громче будут аплодировать.

На этом наши конкурсные задания заканчиваются, предлагаем жюри подвести итог игры, а мы надеемся вам понравилось. Мы благодарит участников за их старание.

(слово жюри для подведения итогов)


Цель игры: неформальный срез знаний учащихся 9-11 классов в ходе решения задач интегрированного содержания по предметам естественнонаучного цикла.

Ход игры: игра проводится методическими объединениями учителей естественнонаучного цикла и математики. Участвуют команды 9–11-х классов по 7 человек от класса. Игра состоит из 4 туров.

1-й тур. Презентация одного гениального открытия человечества.

2-й тур. Аукцион знаний: на представленные вопросы команды дают ответы, вопросы читаются всем сразу, кто быстрее даст правильный ответ.

3-й тур. Спринт эрудитов: каждой команде задается 15 вопросов, нужно за определенное время ответить на большее число вопросов.

4-й тур. Риск-версия “Энциклопедия здорового образа жизни”: каждой команде предлагается по 4 вопроса, если команда рискует, т.е. отвечает без подготовки, она получает 2 балла за правильный ответ. Если команда играет, т.е. обсуждает ответ 20 секунд, она получает 1 балл за правильный ответ. Если команда не дает правильного ответа, соперники могут попытаться на заданный вопрос и получить 1 балл в случае правильного ответа.

Оборудование: компьютер и медиапроектор, черный ящик, портреты великих ученых.

Сценарий.

Ведущие старшеклассники:

Ведущий 1: Здравствуйте дорогие друзья!

Ведущий 2: Сегодня мы проводим интеллектуальную игру “Гениальное рядом”, 10 ноября весь мир отмечал День науки. В этот день чествовали ученых, изобретателей за непредсказуемый полет мысли, за величайшие и не очень открытия, которые изменили и изменяют нашу жизнь.

Ведущий 1: В игре принимают участия команды учащихся 9–11-х классов. Участники- это интеллектуальная элита классов, те, кто своими знаниями, умом, эрудицией имеют честь представлять свой класс. Мы желаем всем удачи!

Ведущий 2: Разрешите представить жюри.

Председатель жюри:

Члены жюри:

  1. Эксперт по математике
  2. Эксперт по физике
  3. Эксперт по химии
  4. Эксперт по биологии

Ведущий 1: Дорогие друзья прослушайте правила нашей игры. Игра состоит из 4 туров:

1-й тур. Презентация одного гениального открытия или изобретения, качественно изменивших жизнь человечества. Необязательно таких масштабных как адронный коллайдер, но зато в отличие от него ощутимо полезных и нужных. Это было домашнем заданием каждой команде и оценивается по десяти бальной шкале.

2-й тур. Аукцион знаний: на представленные вопросы команды дают ответы, вопросы читаются всем сразу, кто быстрее даст правильный ответ. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

3-й тур. Спринт эрудитов: каждой команде задается 15 вопросов, нужно за определенное время ответить на большее число вопросов. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

4-й тур. Риск-версия “Энциклопедия здорового образа жизни”: каждой команде предлагается по 4 вопроса, если команда рискует, т.е. отвечает без подготовки, она получает 2 балла за правильный ответ. Если команда играет, т.е. обсуждает ответ 20 секунд, она получает 1 балл за правильный ответ. Если команда не дает правильного ответа, соперники могут попытаться на заданный вопрос и получить 1 балл в случае правильного ответа.

Прежде чем мы начнем нашу игру, предлагаем каждой команде продумать название команды.

Ведущий 2: Итак, начинаем первый тур.

1-й тур “Гениальные открытия человечества”

Команды представляют презентации гениальных открытий человечества из предложенных:

  • открытие компьютера
  • открытие пенициллина
  • открытие телефона
  • открытие фотографии
  • открытие телевидения
  • открытие рентгеновских лучей
  • открытие телескопа

2-й тур “Аукцион знаний”

1. Галлерея великих людей.

Этому выдающемуся ученому принадлежат известный слова: “Наука-это драма идей”. Как-то в интервью у него спросили: “Как появляются изобретения, которые переделывают мир” “Очень просто,- ответил он, -все знают, что сделать это невозможно. Случайно находится невежда, который этого не знает. Он то и делает изобретения”. Этот ученый родился в Германии в городе Ульме, который принято считать “Городом математиков”. Пристрастия к точным наукам и музыке в ущерб остальным дисциплинам служило причиной отрицательный отзывов о его способностях со стороны учителей. Необычайно плодотворными стали 9 лет его работы в федеральном бюро патентов, где он создает знаменитые теории физики, принесшие ему мировую славу, Нобелевскую премию (Альберт Эйнштейн).

2. Почему ручные часы рекомендуют заводить утром, а не вечером, при снятия их с руки? (Ответ: В только что снятых с руки часах пружина нагрета от руки. Будучи заведенные до отказа, остывая, пружина, сжимаясь, укорачивается и может лопнуть).

3. 2010 год объявлен Годом Учителя. Всем известна эмблема и главный приз всероссийского конкурса “Учитель года”- хрустальный пеликан. Почему именно пеликан считается символом бескорыстного самопожертвования? (Ответ: птенцы пеликана, залезая глубоко в глотку родителей, кормятся принесенной для них пищей, часто вырывая ее с кровью.)

5. Если верить древнему историку, во время похода А.Македонского в Индию офицеры его армии страдали от желудочно-кишечных заболеваний реже, чем солдаты. Еда и питьё у них были одинаковы, а вот металлическая посуда разная. Из какого металла была изготовлена офицерская посуда? (Ответ: Из серебра, оно обладает бактерицидными свойствами.)

6. Внимание! Чёрный ящик.

В ящик помещён прибор, о пользе которого знал ещё Пётр I. М.В.Ломоносов, первый учёный, систематически применявший его в своих научных работах, писал о нем в своем стихотворении:

Прибавив рост вещей, оно, коль нам потребно.
Являет трав разбор и знание врачебно.
Коль много… нам тайностей открыл,
Невидимых частиц и тайных в теле жил.
Что это за прибор? (Ответ: Микроскоп.)

7. Может ли звук сильного взрыва на Луне быть слышен на земле? (Ответ: Нет, звук не распространяется в вакууме, так как нет упругой среды.)

8. Можно ли использовать оцинкованные ведра и бочки для приготовления побелочных растворов? (Ответ: Цинк – химически активный металл, легко реагирует с кислотами и щелочами. Побелка имеет щелочную реакцию, поэтому цинк в ней медленно растворяется.)

9. Почему крышки уличных люков делают круглыми, а не квадратными? (Ответ: Если квадратную крышку поставить на ребро, то она может соскользнуть в люк.)

10. Внимание! Черный ящик.

Выдающийся англичанин. Сначала в школьные годы он плохо учился и физически был слабым. Затем начинает упорно работать и занимает первое место в школе и удерживает его до окончания. Впоследствии стал известен всему миру. Его биномом, аппаратом вычисления бесконечно малых, оптическими исследованиями, основами его механики мы пользуемся постоянно и сегодня, решая как земные, так и космические задачи. (Ньютон.)

11. Алюминий более распространен в земной коре, чем железо. Почему он дороже? (Ответ: И алюминий и железо встречаются как соединения. Но железо восстанавливают в доменных печах, а алюминий – электролизом, что более трудоемко и дороже.

12. Почему когда зимой идет снег становится теплей? (Ответ: При кристаллизации выделяется энергия.)

13. Внимание! Черный ящик.

Когда он сделал самое главное открытие, ему было 35 лет. К этому времени он уже стал профессором Петербургского университета, автором учебников, известным ученым. Его интересовали воздухоплавание, переработка нефти, производство бездымного пороха, метеорология, астрономия, химия. Он приобрел на Псковщине небольшое имение, в котором выращивал диковинные плоды. Изучать его опыт приезжали профессора из Сельскохозяйственной академии. Он работал в Главной палате мер и весов. Он являлся членом 71 иностранного научного общества. Его имя увековечено в названии одного из химических элементов (Ответ: Д.И.Менделеев).

14. Какой химический элемент состоит из двух животных?

(Ответ: мышьяк)

15. Задача – шутка.

Муж весит шесть пудов. Сколько весит вся семья? (Веса мужа достаточно для решения задачи) (Ответ: жена – его половина, дети – их произведение: 6 + 3 + 18 = 27 пудов).

Ведущий 1: На этом второй тур завершен, пока жюри совещается, подведя итоги, у нас музыкальная пауза.

Ведущий 2: Просим жюри огласить итоги второго тура.

3 тур “Спринт эрудитов”

Ведущий 1: Каждой команде будут задаваться 15 вопросов, в вашем распоряжении будет 2 минуты. За это время нужно ответить на большее число вопросов, если вы не знаете ответа на предложенный вопрос, говорите “дальше”.

Ведущий 2: Итак, команды готовы? Начинаем!

Вопросы команде 1:

  1. Отрезок, соединяющий две соседние вершины многоугольника. (Сторона)
  2. На что делить нельзя? (Ноль)
  3. Значение произведения взаимно обратных чисел. (Единица)
  4. Параллелограмм, у которого есть прямой угол. (Прямоугольник)
  5. Чему равна половина от половины? (1\4)
  6. Угол, указывающий направление. (Азимут)
  7. Где самые длинные сутки? (Везде по 24 часа)
  8. Сколько козлят было у многодетной козы? (7)
  9. “Эврика!” – воскликнул он и открыл закон. (Архимед)
  10. Прибор для определения направления ветра. (Флюгер)
  11. Груз, подвешенный на нитке. (Отвес)
  12. Химический элемент, недостаток которого приводит к кариесу зубов. (Фтор)
  13. Неметалл, являющийся лесом. (Бор)
  14. Чего у куба и человека ровно по дюжине. (Ребер)
  15. Центр управления организмом. (Головной мозг)

Вопросы команде 2:

  1. Какое число делится на все числа без остатка? (0)
  2. Сторона, лежащая в треугольнике против прямого угла. (Гипотенуза)
  3. Равенство с переменной. (Уравнение)
  4. Чему равна дюжина? (12)
  5. Сколько вершин у куба? (8)
  6. Сколько музыкантов в квинтете? (5)
  7. Сколько лет спал Илья Муромец? (33 года)
  8. Автор теории относительности. (Эйнштейн)
  9. Растяжение, сжатие, изгиб, кручение – называется… (деформация)
  10. Реакция, между кислотой и основанием. (Нейтрализация)
  11. В название, какого металла входит дерево? (Никель)
  12. Основной компонент воздуха. (Азот)
  13. Хобот – это нос или губа? (Губа)
  14. Какое вещество Леонардо Да Винчи назвал соком жизни? (Вода)
  15. Самая редкая группа крови? (Четвертая)

Вопросы команде 3:

  1. Сумма сторон n-угольника. (Периметр)
  2. Хорда, проходящая через центр окружности. (Диаметр)
  3. Чему равно значение числа Пи? (3, 14)
  4. Дробь, у которой числитель меньше знаменателя. (Правильная)
  5. Путь от условия к ответу. (Решение)
  6. Какой вал изображен на картине Айвазовского? (Девятый)
  7. В математике он бывает натуральным. (Ряд)
  8. Ученый, открывший закон всемирного тяготения. (Ньютон)
  9. Физическое явление, на котором основано применение полотенец. (Капиллярность)
  10. Какой химический элемент всегда рад? (Радон)
  11. Где у рыбы орган осязания? (В коже)
  12. Что общего у пушки с деревом? (Ствол)
  13. Кто из животных относится к стопоходящим? (Медведь)
  14. Главная артерия кровеносной системы. (Аорта)
  15. Птица, летающая быстрее всех. (Стриж)

Вопросы команде 4:

  1. Часть прямой, ограниченная двумя точками. (Отрезок)
  2. Постоянная величина. (Константа)
  3. С чего начинается натуральный ряд? (С 1)
  4. Число, обратное пяти. (1\5)
  5. Отрезок, соединяющий две любые точки окружности. (Хорда)
  6. В каком месяце есть 28 дней? (В любом)
  7. Название треугольного платка. (Косынка)
  8. Прибор, для измерения работы тока, у всех есть дома. (Счетчик)
  9. Линия, по которой движется тело. (Траектория)
  10. Весьма могучий химический элемент. (Титан)
  11. Разрушение металла под воздействием окружающей среды. (Коррозия)
  12. Пушной зверек, символ русской державы. (Соболь)
  13. Плесневый грибок. (Пенициллин)
  14. Какую туфельку не надеть даже золушке? (Инфузорию)
  15. Есть у растения и у уравнения. (Корень)

Вопросы команде 5:

Ведущий 1: На этом третий тур завершен, пока жюри совещается, подведя итоги, у нас музыкальная пауза.

Ведущий 2: Просим жюри огласить итоги третьего тура.

4-й тур. Риск-версия “Энциклопедия здорового образа жизни”.

Вопросы команде 1:

  1. Эти “отважные войны” в организме человека смело бросаются в “бой” с болезнетворными бактериями. (Антитела)
  2. Этот великий русский писатель, доживший до 82 лет, всю жизнь придерживался очень строгого режима дня. (Л.Н.Толстой)
  3. Тому, кто начинает каждое утро с этого действия, надо в два раза меньше времени, чтобы собраться и настроиться на рабочий лад. Что это за действие? (Утренняя зарядка).
  4. Выработки у сосудов кожи и нервной системы, способности быстро реагировать на смену температуры, помогает не только плавание в проруби, но и традиционное русское средство. (Русская баня)
  5. Внимание! Черный ящик.

В ящике – портрет ученого, которому была в 1908 году присуждена Нобелевская премия за теорию иммунитета. (И.И.Мечников)

Вопросы команде 2:

  1. Для чего уже в древнем Китае и Персии, здоровые люди наносили на царапину немного крови больных оспой? (Зараженные таким способом люди, переносили это заболевание легче)
  2. Если вы не соблюдаете это, то пропадает аппетит, нарушается сон, уменьшается работоспособность. (Режим дня)
  3. Французский врач Тиссо еще в 18 веке писал: “Движение может заменить…. любое лекарство, но все лечебные средства не в состоянии заменить действие…” Чего? (Движения)
  4. Моржами называют людей, которые купаются зимой в проруби. А как называют людей, которые проделывают тоже, но за Полярным кругом? (“Белые медведи”)
  5. Внимание! Черный ящик.

В ящике – вещества, которые необходимы человеку, в количестве лишь нескольких миллиграммов в день, но без них человек болеет и быстро устает. Не зря же и название их образованно от латинского слова “жизнь”. (Витамины, vita – жизнь)

Вопросы команде 3:

  1. Для того чтобы стать по-настоящему выдающимся специалистам в своей профессии, нужны одаренность, трудолюбие, настойчивость, вера в себя и … Что еще? (Хорошее здоровье)
  2. После долгой ходьбы усталые путники прилегли на траву. Правильно ли они поступили? (Да, только надо лечь так, чтобы ноги оказались выше головы)
  3. Что выращивали на “аптекарский огородах” в России в 18 веке? (Лекарственные растения)
  4. Перед выступлением на школьном конкурсе или сдачей экзаменов поможет умение управлять собой или … Что еще? (Аутогенная тренировка, самовнушение)
  5. Внимание! Черный ящик.

В ящике – чай, в состав которого входят натуральные компоненты, экстракты плодов и растений, как он называется? (Фиточай)

Вопросы команде 4:

  1. Отец медицины Гиппократ называл этот необходимый для жизни компонент “пастбищем жизни”. (Воздух)
  2. Почему весной далеко не так полезны, как осенью? (От долгого хранения витамины в них разрушаются)
  3. В этом состоянии люди проводят треть своей жизни. В Древнем Китае одной из страшнейших пыток было лишение человека этого состояния. (Сон)
  4. Автоматизация, компьютеризация и другие блага, конечно, облегчают жизнь, но приводят к этой “болезни цивилизации”. (Гиподинамия)
  5. Внимание! Черный ящик.

В ящике – витамин, который вырабатывается в организме человека только под действием солнечный лучей. (Витамин Д)

Вопросы команде 5:

  1. Надо ли зимой проветривать комнату, в которой находиться больной с воспалением легких? Почему? (Надо, при температуре 1–2° С болезнетворные бактерии погибают).
  2. Для нормального функционирования человеку необходимо в день 2,5 кг этого вещества. (Вода)
  3. Это занятие представляет собой естественный массаж, повышает тонус мышц, улучшает работу сердца. (Плавание)
  4. Такая вода по своему составу представляет собой сложный комплекс солей, макро- и микроэлементов. Не зря ее называют также “живой водой”. (Минеральная вода)
  5. Внимание! Черный ящик.

В ящике - квадратик бумаги “цвета земли”, который рекомендуется для обоев. Назовите этот цвет. (Коричневый)

Ведущий 1: Просим жюри огласить итоги.

(Подведение итогов, награждение).



Материнский капитал