Задания для самостоятельной работы. Клише к сочинению по русскому языку М.В.Ломоносов. Вечернее размышление о божием величестве











Материал к сочинению Что такое…? Какого человека можно назвать…? Такие вопросы привлекли внимание Симона Соловейчика. Размышляя над поставленной проблемой, автор подчеркивает, что культурным принято называть… Соловейчик проводит аналогию между… Публицист пишет о… По его мнению, дикарь в наши дни –это… Таким образом, приходит к следующему выводу


Что такое культура? Какого человека можно назвать культурным?Такие вопросы привлекли внимание Симона Соловейчика. Размышляя над поставленной проблемой, автор подчеркивает, что культурным принято называть человека, которого хорошо воспитали.Соловейчик проводит аналогию между дикой яблоней и невоспитанными людьми. По его мнению, «дикарь в наши дни- это не тот, кто ходит в набедренной повязке и ест сырое мясо,- дикарь тот,кто не умеет управлять собой» Автор пишет о том, что у культурного человека есть культура чувств, культура интересов, культура желаний, культура тела, культура мысли. Эти виды культуры не приходят сами собой.Необходимо самовоспитание!

ТРЕНИНГИ К ЗАДАНИЯМ 20-24

Текст № 1

(1)Я считаю, что литература, поэзия родились из желания человека высказать чувство - чувство любви к детёнышу своему, чувство любви мужчины и женщины, восхищения перед красотой мира. (2)Это было рождение искусства. (3)Оно помогало выразить чувство, и, выражая его, человек своё чувство совершенствовал, начинал в нём разбираться, то, что было невнятно, становилось тогда ясным для него самого.

(4)В любви человек гораздо выше себя, он поднимается над собой, над другими своими страстями, привязанностями и мечтами, становится способен на бескорыстие и жертвенность.

(5)Я считаю, что существует некая высшая сила, условно назовем её Провидение, или Абсолют, или Бог (наша интеллигенция не хочет осваивать слово Бог, видимо, это остаточные явления вдолбленного в нас атеизма или материализма), или Творец - не важно. (6)Так вот, этот Творец всего сущего - любовь.

(7)Если любовь - это и есть Бог, то соприкосновение с Космосом помогает человеку понять и его красоту, и свою жизнь.

(8)Почти все философы прошлого безапелляционно полагают: любовь - это лучшее изобретение человечества. (9)Оно появилось не сразу. (10)Поэтому, когда Адама и Еву изгнали из рая, они ощущали не любовь друг к другу, а общую беду - потерю любви Божьей...

(11)Считаю: если человек не любил, то он жизнь напрасно прожил, потому что он себя не видел. (12)Громко, может быть, сказано, но так оно и есть. (13)Не любил - значит, не раскрыл всех возможностей своей души, не соприкоснулся с ней, многого о себе не узнал.

(14)Только любовь даёт возможность испытать радость самопожертвования, радость созерцания любимого человека, когда забываешь о том, красив он или некрасив, поскольку каждая его черта - глаза или руки - кажутся так прекрасны, что ничто не может с их красотой сравниться. (15)Наслаждение красотой, совершенством другого человека - женщины, ребенка - вот что даёт любовь. (16)И если любви не было, то что вообще может быть взамен?

(17)Кто-то скажет: карьера, успех, путешествия, новый дом, автомобиль, костюм... (18)Но ведь эти радости - такие мелкие, такие временные и такие смешные!

(19)Я написал три десятка книг, но даже если бы у меня было собрание сочинений томов в девяносто, как у Льва Толстого, а любви в моей жизни не было, то никакого удовлетворения эти тома мне бы не принесли.

(20)Сейчас, к концу жизни, я не думаю про книги, которые написал, и не угрызаюсь,
что мог бы написать их больше. (21)Вспоминаю людей, которых любил, с которыми чувст-
вовал себя совершенно счастливым. (22)Вспоминаю и то, как был несчастен, как мучился,
когда, помимо моей воли, наступал разрыв отношений. (23)А как терзался, когда не получа-
лась какая-то фраза - да, это тоже бывало, - про это не вспоминаю, ведь это пустяк. (24)Все
познаётся в сравнении... (25)Счастье в любви было бы мне защитой.

(26)Позволю себе заметить, что главный недостаток нашего общества - это дефицит любви. (27)Дефицит любви друг к другу, отсутствие культа любви, а ведь только любовь рождает уважение к человеку, понимание, какое это чудо - человек. (28)Любовь показывает, каким красивым, каким хорошим человек может быть. (29)А у нас человек сплошь и рядом существует исключительно как функция труда и исполнения неких обязанностей, в качестве электората или демографической единицы.

(30)Давайте вспомним Дон Кихота. (31)Его любовь к Дульсинее - это любовь к им же самим созданному образу. (32)Но этот вымышленный образ что-то делает с Дон Кихотом: настолько его возвышает, что Дон Кихот действительно становится человеком, достойным любви.

(33)Можно не зацикливаться на отношениях “мужчина-женщина”.

(34)Разве мы не любим своих друзей? (35)Или детей не любим? (36)Любовь к ребенку - вот истинная, горячая любовь, способная на самопожертвование. (37)Это всё жанры любви, так же как существуют жанры искусства.

(38)Любовь раскрывает человека так красиво и полно, что это возвышает окружаю-
щих и внушает им не менее возвышенные чувства. (По Д. Гранину)

ЗАДАНИЯ 20-24

К ТЕКСТУ № 1

20. Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Как и различные жанры живописи, существуют различные жанры любви.

2) Любовь к Дон Кихоту возвышает Дульсинею.

3) В современном обществе наблюдается дефицит любви.

4) В любви подавляются эгоистические порывы человека.

5) Дефицит любви рождает уважение к человеку.

Ответ:______

21.

1) В предложениях 1-3 содержится рассуждение.

2) Предложения 13, 15 подтверждают суждение, высказанное в предложении 11.

3) Предложения 8-10 содержат описание.

4) В предложениях 30-32 представлено повествование.

5) Предложение 38 содержит основной тезис текста.

Ответ:______

22. Из предложений 20-29 выпишите фразеологизм.

23. Среди предложений 26-38 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью
притяжательного местоимения. Напишите номер этого предложения.

Ответ:______

«Чтобы вовлечь читателя в разговор, Д. Гранин использует такой приём, как__ (предложение 15), и такое синтаксическое средство выразительности, как (Б)__ («вспоминаю» в предложениях 21-22). Такой троп, как (В)__(«разрыв отношений» в предложении 22), и синтаксическое средство (Г)__(«как у Льва Толстого» в предложении 19) задают тон размышлениям автора, позволяют понять суть поставленных в тексте проблем».

Список терминов:


1) лексический повтор

2) эпитеты

3) анафора

5) фразеологизм

6) сравнительный оборот

8) метафора

9) инверсия


А Б В Г

Текст № 2

(1)Что такое неряшливость в одежде? (2)Это прежде всего неуважение к окружающим вас людям, да и неуважение к самому себе. (3)Дело не в том, чтобы быть одетым щегольски. (4)В щегольской одежде есть, может быть, преувеличенное представление о собственной элегантности, и по большей части щёголь стоит на грани смешного. (5)Надо быть одетым чисто и опрятно, в том стиле, который больше всего вам идёт и в зависимости от возраста. (6)Спортивная одежда не сделает старика спортсменом, если он не занимается спортом. (7)“Профессорская” шляпа и чёрный строгий костюм невозможны на пляже или в лесу за сбором грибов.

(8)А как расценивать отношение к языку, которым мы говорим? (9)Язык в ещё большей мере, чем одежда, свидетельствует о вкусе человека, о его отношении к окружающему миру, к самому себе.

(10)Бравированйе грубостью в языке, как и бравирование грубостью в манерах, неряшеством в одежде, - распространённейшее явление, и оно в основном свидетельствует о психологической незащищённости человека, о его слабости, а вовсе не о силе. (11)Говорящий стремится грубой шуткой, резким выражением, иронией, циничностью подавить в себе чувство страха, боязни, иногда просто опасения. (12)Грубыми прозвищами учителей именно слабые волей ученики хотят показать, что они их не боятся. (13)Это происходит полусознательно. (14)Ведь я уж не говорю о том, что это признак невоспитанности, неинтеллигентности, а иногда и жестокости. (15)Но та же самая подоплека лежит в основе любых грубых, циничных, бесшабашно-иронических выражений по отношению к тем явлениям повседневной жизни, которые чем-либо травмируют говорящего. (16)Этим грубо говорящие люди как бы хотят показать, что они выше тех явлений, которых на самом деле они боятся. (17)В основе любых жаргонных, циничных выражений и ругани лежит слабость.

(18)“Плюющиеся словами” люди потому и демонстрируют свое презрение к травмирующим их явлениям в океане жизни, что они их беспокоят, мучают, волнуют, что они чувствуют себя слабыми, не защищенными против них.

(19)По-настоящему сильный и здоровый, уравновешенный человек не будет без нужды говорить громко, не будет ни с того ни с сего ругаться и употреблять жаргонных слов.

(20)Ведь у него есть уверенность, что сказанное слово и так весомо.

(21)Наш язык - это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. (22)И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности, степень его возможной “закомплексованности” (есть такое печальное явление в психологии некоторых слабых людей, но объяснять его сейчас я не имею возможности - это большой и особый вопрос).

(23)(Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно - прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. (24)Но хоть и трудно - это надо, надо. (25)Наша речь - важнейшая часть не только нашего поведения (как я уже сказал), но и нашей личности, нашей души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она “затягивает”. (По Д.С. Лихачёву)

ЗАДАНИЯ 20-24 К ТЕКСТУ № 2

20.

1) Манера одеваться, как и манера разговаривать, свидетельствует об отношении человека к самому себе.

2) Научиться интеллигентной речи невозможно: это врождённая способность человека.

3) Грубыми прозвищами учителей сильные духом ученики хотят показать, что они не боятся этих педагогов.

4) По речи можно определить степень интеллигентности человека, но нельзя сделать вывод о степени его психологической уравновешенности.

5) Грубость в речи не свидетельствует о внутренней силе человека.

Ответ:_____

21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) В предложениях 19-20 представлено повествование.

2) В предложениях 1-7 содержатся элементы описания.

3) Предложения 21-22 представляют собой рассуждение.

4) Предложение 23 содержит основной тезис текста.

5) Предложение 10 поясняет содержание предложений 11, 12.

Ответ:_____

22. Из предложений 18-20 выпишите фразеологизм.

Ответ:_____

23. Среди предложений 10-20 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью частицы и личного местоимения. Напишите номер этого предложения.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20-23.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста.

Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

24. «Автор начинает беседу с читателем, используя такой приём, как (А)__(предложения 1-2). Стремясь показать актуальность поднятой проблемы, Д.С.Лихачёв прибегает к использованию такого синтаксического средства, как (Б)__ (например, в предложениях 14, 15), а также такого приёма, как (В)__(в предложении 10). Рассуждая о степени интеллигентности человека, автор применяет такой троп, как (Г)__(«печальное явление» в предложении 22)».

Список терминов:


1) лексический повтор

3) инверсия

5) фразеологизм

6) сравнительный оборот

7) противопоставление

8) метафора

9) ряды однородных членов


А Б В Г

Текст № 3

(1)Оглядываясь на прошлое, я могу сказать, что всегда страдал при виде тех бедствий, которые наблюдал в мире. (2)Непринуждённой детской радости жизни я, собственно, никогда не знал и думаю, что, что у многих детей дело обстоит так же, хотя внешне они казались весёлыми и беззаботными.

(3)Особенно удручало меня то, что так много боли и страдания приходится выносить бедным животным. (4)Вид старого хромого коня, которого один крестьянин тащил за собой, тогда как другой подгонял его палкой - коня гнали на бойню, - преследовал меня неделями.

(5)Я не мог понять - это было ещё до того, как я пошёл в школу, - почему я в своей вечерней молитве должен упоминать только людей. (6)Поэтому, когда матушка, помолившись вместе со мной и поцеловав меня на сон грядущий, уходила, я тайно произносил ещё одну, придуманную мной самим молитву обо всех живых существах. (7)Вот она: (8)«Отец Небесный, защити и благослови всякое дыхание, сохрани его от зла и позволь ему спокойно спать!»

(9)Глубокое впечатление произвёл на меня случай, происшедший, когда мне было семь или восемь лет. (10)Генрих Бреш и я смастерили рогатки из резиновых шнуров, из них можно было стрелять маленькими камешками. (11)Была ранняя весна, стоял великий пост. (12)Как-то воскресным утром он предложил мне: (13)«Давай пойдём на Ребберг, постреляем птичек». (14)Это предложение ужаснуло меня, но я не осмелился возразить из страха, что он высмеет меня. (15)Так мы оказались с ним возле старого дерева, на ветвях которого бесстрашно и весело распевали птицы, приветствуя утро. (16)Пригнувшись, как индеец на охоте, мой спутник вложил гальку в кожанку своей рогатки и натянул её. (17)Повинуясь его настойчивому взгляду и мучаясь страшными угрызениями совести, я сделал то же самое, твёрдо обещая себе промахнуться. (18)В этот миг сквозь солнечный свет и пение птиц, откуда ни возьмись, до нас донёсся звон церковных колоколов. (19)Это был благовест, звонили за полчаса до главного боя. (20)Для меня он прозвучал гласом небесным. (21)Я отшвырнул рогатку, вспугнул птиц, чтобы спасти их от рогатки моего спутника, и побежал домой. (22)С тех пор всякий раз, когда я слышу сквозь солнечный свет и весенние голые деревья звук колоколов великого поста, я взволнованно и благодарно вспоминаю, как во мне тогда зазвучала заповедь: (23)«Не убий!».

(24)С того дня я научился освобождаться от страха перед людьми. (25)В том, что затрагивало мои глубочайшие убеждения, я теперь меньше считался с мнением других, и меня уже не так смущали насмешки товарищей.

(26)Тот путь, каким вошла в моё сердце заповедь, запрещающая нам убивать и мучить, стал величайшим переживанием моих детских лет и моей юности. (27)Всё остальное рядом с ним поблекло. (По А. Швейцеру)

ЗАДАНИЯ 20-24 К ТЕКСТУ № 3

20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) В детстве мама научила рассказчика упоминать в вечерней молитве не только людей, но и всех живых существ.

2) Предложение пойти пострелять из рогатки птичек ужаснуло рассказчика, но, боясь насмешек, он всё-таки вынужден был согласиться.

3) Генрих Бреш, услышав звон церковных колоколов, бросил рогатку и побежал домой.

4) Когда рассказчику было десять лет, с ним произошёл случай, после которого в его
сердце вошла заповедь, запрещающая убивать и мучить животных.

5) Целясь из рогатки в птиц, рассказчик обещал себе промахнуться, так как его совесть противилась совершению антигуманного поступка.

Ответ:_____

21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) В предложениях 6-8 представлено описание.

2) Предложения 15-18 представляют собой повествование с элементами описания.

3) В предложениях 1-2 содержится рассуждение.

4) Предложение 21 содержит основной тезис текста.

5) Предложение 3 поясняет содержание предложения 4.

Ответ:_____

22. Из предложений 10-23 выпишите фразеологизм.

Ответ:_____

23. Среди предложений 15-23 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью личного местоимения. Напишите номер этого предложения.

Ответ:_____

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20-23.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста.

Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ №1 справа от номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

24. «Вспоминая о своём детстве, А. Швейцер рассказывает о событии, которое повлияло на его дальнейшую жизнь. Такие тропы, как (А)__(«во мне зазвучала заповедь» в предложении 22), (Б)__(«бедным животным» в предложении 3), и такое синтаксическое средство, как (В)__(предложения 21, 26), помогают передать чувства автора. А такое средство выразительности, как (Г)__(«как индеец на охоте» в предложении 16), делает авторскую речь ещё более эмоциональной».

Список терминов:


1) анафора

2) инверсия

4) вопросно-ответная форма изложения

5) фразеологизм

6) сравнительный оборот

8) метафора

9) ряды однородных членов


А Б В Г

ТЕКСТ № 4

(1)Для России классическая литература - это точка отсчёта, идеологический и нравственный фундамент, который объединяет общество и крепче цементирует. (2)Можно как угодно интерпретировать историю, политику, религию, но стоит произнести «Пушкин», как радостно и согласно закивают головами ярые антагонисты.

(3)Нет никакого сомнения, что для подобного взаимопонимания годится только та литература, которую признают классической. (4)Именно классика - тот универсальный язык, который понятен для людей разных взглядов, поскольку основан он на абсолютных ценностях, не подверженных духовной инфляции. (5)В этом смысле русская литература обладает совершенно уникальным потенциалом. (6)Впрочем, с таким же - если не большим - успехом можно говорить не об уникальности русской литературы, а об уникальности русского читателя, склонного видеть в любимых книгах самую священную национальную собственность. (7)3адеть классика для него все равно что оскорбить Родину. (8)Подобное читательское отношение к классике является неслучайным. (9)Оно складывается и закрепляется с малых лет.

(10)Главный инструмент освящения классиков у нас школа. (11)Уроки литературы играли и играют грандиозную роль в формировании российского общественного сознания. (12)Классические книги противостоят воспитательным претензиям государства, раскрывают глаза на неоднозначность и противоречивость мира, рождают в читателе стремление к свободному выбору (Пьер Безухов и Павел Корчагин, являясь положительными героями, тем не менее, герои абсолютно разных романов). (13)Поэтому образцы классики, знакомые с детства, становятся для нас эталонами литературы вообще.

(14)Но, к сожалению, во взрослой жизни мы, читатели, так же редко достаем их с полки, как достают из музея парижский эталон метра. (15)Твердо усвоенное в школе преклонение перед классикой иногда мешает увидеть в ней жизнь, почувствовать ее душу, а недостаток времени и будничная суета мешают попыткам еще раз прочитать знакомые книги. (16)Тот же, кто решается перечитать классику без предубеждения, с чистого листа, сталкивается не только со старыми авторами, но и со своими школьными, так и не повзрослевшими стереотипами. (17)Перечитывая главные книги русской литературы, он понимает, что необходимо изменить, пересмотреть прежнее отношение к ним. (18)Такая переоценка трудна, но вполне возможна и, видимо, закономерна. (19)Мы растём вместе с книгами, книги растут и меняются вместе с нами. (По П. Вайлю и А. Генису)

ЗАДАНИЯ 20-24 К ТЕКСТУ № 4

20. Какое утверждение ПРОТИВОРЕЧИТ точке зрения автора текста? Укажите номер ответа.

1) Русский читатель трепетно относится к национальной классической литературе.

2) Перечитывая классику после школы, мы оказываемся не в состоянии пересмотреть
свое прежнее отношение к ней.

3) В России классическая литература обладает особой значимостью и играет важную воспитательную роль.

4) В вопросе о значении национальной классической литературы среди русских чита-
телей присутствует полное взаимопонимание.

5) Уроки литературы играли и играют грандиозную роль в формировании российского общественного сознания.

Ответ:_____

21. Какое из перечисленных утверждений является верным? Укажите номер ответа.

1) Предложения 6-8 содержат описание.

2) В предложениях 3-5 содержится рассуждение.

3) Предложения 10-13 содержат повествование.

4) Предложения 14-15 содержат элементы описания.

5) В предложении 16-17 присутствует элемент описания и повествования.

Ответ:_____

22. Из предложений 14-19 выпишите фразеологизм.

Ответ:_____

23. Среди предложений 12-19 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи указательного местоимения. Напишите номер этого предложения.

Ответ:_____

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20-23.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста.

Некоторые термини, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, В, B, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

Последовательность цифр запишите в бланк ответов № 1 справа от номера задания 24, начиная с первой клеточкщ без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Каждую цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

24. «В предложенном тексте П. Вайля и А. Гейнса серьёзные авторские размышления сочетаются с элементами лёгкой иронии. Синтаксис авторов малоэмоционален, сдержан, не случайно основными выразительными средствами в нём являются привычные в письменной речи (А)__(предложения 2, 12, 17). Авторская ирония проглядывает через нечастые (Б)__(в предложениях 7, 14). Достаточно традиционные, неяркие (В)__ (предложения 1, 15, 19) позволяют авторам глубже раскрыть тот или иной тезис. Пояснить авторскую мысль помогает и (Г)__(«так и не повзрослевшие стереотипы» из предложения 16)».

Список терминов:


1) сравнение(-ия)

2) ряды однородных членов

3) фразеологизм(-ы)

4) эпитет(-ы)

5) риторический(-ие) вопрос(-ы)

6) неполное предложение

7) гипербола(-ы)

8) метафора(-ы), олицетворение(-я)

9) восклицательное(-ые) предложение(-ия) (риторическое(-ие) восклицание(-ия))


А Б В Г

ЗАДАНИЯ 20-24 К ТЕКСТУ № 5

(1)Говорят, глаза - зеркало души. (2)Но зеркало лишь отражает, не запечатлевает образы, и обратной стороны его не обнаружено. (3)Глаза же выражают, погружают в себя, пропускают сквозь внешние картины и всё узнанное передают в неисповедимую область души, сердца и сознания. (4)Глаза созданы из нервов, они играют от чувств, озаряются светом, когда здоровое нутро, иль наоборот - мелеют, тускнеют, мертвеют, когда хворь уже вплотную угнездилась в человеке и терзает его каждый день. (5)Взгляд - это умышление поступка, знак о грядущем действии иль происходящем переживании. (6)Накладываясь на сетчатку глаза, как на экран, взгляд внезапно обнаруживает огненную, испепеляющую силу, от которой становится страшно иль стыдно за себя. (7)Через взгляд, как через беззвучный вопль, человек освобождается от внутреннего гнёта. (8)Взгляд в спайке со словом может привести в безумие массы народу...

(9)Так что же такое взгляд? (10)Он же не фотографирует слепо увиденное? (11)Но и глаза не создают взгляда, а только пропускают его, усиливая или ослабляя. (12)Взгляд исходит изнутри чрез зрак, как сгущённый пучок энергии, и непонятная сила его недоступна расшифровке, как безусловная божественная тайна; так же и слово, и мысль. (13)Взгляд нельзя зачерпнуть пригоршней, измерить метром, взвесить на скалке весов, записать прибором силу его, разъять на волокна, передать на расстояние. (14)Непонятно, как синтезируется взгляд, каким образом участвуют в его создании душа, сердце и сознание. (15)Но мы уверены, что взгляд существует как форма энергии. (16)Именно взгляду в русском поэтическом языке даны десятки обозначений. (17)Взгляд бывает задумчивый и печальный, нежный и ненавидящий, грустный, тоскливый, радостный, любящий, тревожный, мужественный и трусливый, обворожительный, чуткий, честный, презрительный... (18)Каждый может продолжить этот ряд. (19)Есть взгляд прямой и косой, искренний и предательский, боевой и плутовской, взгляд внутренней гармонии или распада... (20)Взгляд переносит сконцентрированное чувство из областей внутренних во внешние, чувство, которое уже не может держаться в человеке, иначе грудь иль голова его лопнут от напора. (21)И наоборот: извне – в себя. (По В. Личутину)

ЗАДАНИЯ 20-24 К ТЕКСТУ № 5

20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Глаза человека, как зеркало, лишь отражают образы внешнего мира

2) Взгляд каждого человека создаётся только его глазами

3) По взгляду человека можно понять, какой поступок он готовится совершить, что
он сейчас переживает

4) Взгляд ставит заслон на пути проникновения чувств из внешнего мира.

5) Взгляд, будучи формой энергии, всё-таки не подаётся измерению приборами.

Ответ:______

21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) Предложения 1-3 содержат повествование.

2) Предложение 17 поясняет содержание предложения 16.

3) В предложениях 9-15 представлено повествование и описание.

4) В предложениях 20-21 представлено рассуждение.

5) Предложения 7-8 представляют собой описание.

Ответ:_____

22. Из предложений 6-11 выпишите антонимы (антонимическую пару).

Ответ:_____

23. Среди предложений 1-8 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи союза и лексического повтора. Напишите номер этого предложения.

Ответ:_____

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировалиу выполняя задания 20-23.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста.

Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ №1 справа от номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

24. «Размышляя о феномене человеческого взгляда, автор использует такие синтаксические средства, как (А)__(предложения 9,10), а также (Б)__(например, в предложениях 5, 13, 14). Автору удаётся передать своё видение рассматриваемого явления при помощи таких тропов, как (В)__(например, «огненную, испепеляющую силу» в предложении 6) и (Г)__(например, «как сгущённый пучок энергии» в предложении 12)».

Список терминов


1) сравнительный оборот

2) олицетворение

3) фразеологизм

5) парцелляция

7) ряды однородных членов

8) вопросительное предложение

9) разговорная и просторечная лексика


А Б В Г

Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1.

№ задания Ответ
сплошьирядом
В8
Основные проблемы Авторская позиция
1) Проблема роли любви в жизни человека (Ка- кое влияние оказывает любовь на человека и его внутренний мир?) 1) Любовь помогает человеку преодолеть соб- ственные эгоистические побуждения, и он ста- новится способным на бескорыстные поступки и самопожертвование.
2) Проблема дефицита любви в современном обществе (Почему опасен дефицит любви в со- временном обществе?) 2) Только любовь рождает уважение к чело­веку, поэтому дефицит любви в современном обще- стве опасен.

ОТВЕТЫ К ЗАДАНИЯМ 20-24 ТЕКСТА № 2

ОТВЕТЫ К ЗАДАНИЯМ 20-24 ТЕКСТА № 3

№ задания Ответ
откуданивозь­мись
В8
Основные проблемы Авторская позиция
1) Проблема бережного отношения к жи­вотно- му миру. 1) Нельзя убивать и мучить животных, потому что они живые существа, страдающие от жес- токого отношения к ним.
2) Проблема боли и страданий животных от действий людей. 2) Много боли и страданий приходится выно- сить бедным животным; человек должен бе- режно относиться к ним.
Основные проблемы Авторская позиция
3) Проблема преодоления зависимости от мнения других людей. 3) Надо следовать собственным убеждениям, порой вопреки мнению других людей, избав- ляться от страха насмешек товарищей.

ОТВЕТЫ К ЗАДАНИЯМ 20-24 ТЕКСТА № 4

№ задания Ответ
с чистого листа
2 184
Примерный круг проблем Авторская позиция
1) Проблема особой значимости классиче­ской литературы для русских читателей. (В чем причина особой значимости русской классики для отечественного читателя?) 1) Классическая литература для русского чи­тате- ля является идеологическим и нравственным фундаментом, основанным на абсолютных цен- ностях.
2) Проблема повторного обращения к рус­ской классике после школы. (С какими трудностями сталкивается читатель, обращаясь к знакомым со школьной скамьи произведениям русской классической литературы?) 2) Перечитывая главные книги русской литера- туры, читатель пересматривает «школьное» от- ношение к ним.

ОТВЕТЫ К ЗАДАНИЯМ ТЕКСТА № 5 (20-24)

№ задания Ответ
усиливая, ослабляя
Примерный круг проблем Авторская позиция
1) Проблема оценки высказывания «Глаза - зеркало души». (Можно ли назвать глаза зер- калом?) 1) В отличие от зеркала, глаза не просто отража- ют окружающую действительность, а запечатле- вают образы и доносят их до сердца и сознания; глаза выражают то, что происходит в душе чело- века.
2) Проблема определения сущности чело­вече- ского взгляда. (В чём заключается феномен человеческого взгляда?) 2) Взгляд обладает великой силой, которая не- доступна расшифровке, непонятно, как он синте- зируется; взгляд выпускает чувства человека во- вне и переносит их из внешнего мира в области внутренние.

(1)Говорят, глаза - зеркало души. (2)Но зеркало лишь отражает, не запечатлевает образы, и обратной стороны его не обнаружено. (3)Глаза же выражают, погружают в себя, пропускают сквозь внешние картины и всё узнанное передают в неисповедимую область души, сердца и сознания. (4)Глаза созданы из нервов, они играют от чувств, озаряются светом, когда здоровое нутро, иль наоборот - мелеют, тускнеют, мертвеют, когда хворь уже вплотную угнездилась в человеке и терзает его ежедень. (5) Взгляд - это умышление поступка, знак о грядущем действии иль происходящем переживании. (6) Накладываясь на сетчатку глаза, как на экран, взгляд внезапно обнаруживает огненную, испепеляющую силу, от которой становится страшно иль стыдно за себя. (7)Через взгляд, как через беззвучный вопль, человек освобождается от внутреннего гнёта. (8)Взгляд в спайке со словом может привести в безумие массы народу...

(9)Так что же такое взгляд? (10)Он же не фотографирует слепо увиденное? (11)Но и глаза не создают взгляда, а только пропускают его, усиливают или ослабляют. (12)Взгляд исходит изнутри чрез зрак, как сгущённый пучок энергии, и непонятная сила его недоступна расшифровке, как безусловная божественная тайна; так же и слово, и мысль. (13) Взгляд нельзя зачерпнуть пригоршней, измерить метром, взвесить на скалке весов, записать прибором силу его, разъять на волокна, передать на расстояние. (14) Непонятно, как синтезируется взгляд, каким образом участвуют в его создании душа, сердце и сознание. (15) Но мы уверены, что взгляд существует как форма энергии. (16) Именно взгляду в русском поэтическом языке даны десятки обозначений. (17)Взгляд бывает задумчивый и печальный, нежный и ненавидящий, грустный, тоскливый, радостный, любящий, тревожный, мужественный и трусливый, обворожительный, чуткий, честный, презрительный... (18)Каждый может продолжить этот ряд. (19)Есть взгляд прямой и косой, искренний и предательский, боевой и плутовской, взгляд внутренней гармонии распада... (20)Взгляд переносит сконцентрированное чувство из областей внутренних во внешние, чувство, которое уже не может держаться в человеке, иначе грудь иль голова его лопнут от напора. (21)И наоборот: извне - в себя.

(По В. Личутину)

ЗАДАНИЯ (А28-А30, В1-В8)

А28. Какое высказывание соответствует содержанию текста?

1)Глаза человека, как зеркало, лишь отражают образы внешнего мира

2)Взгляд каждого человека создаётся только его глазами

3)По взгляду человека можно понять, какой поступок он готовится совершить, что он сейчас переживает

4)Взгляд ставит заслон на пути проникновения чувств из внешнего мира

А29. Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложениях 9-15?

1) описание

2) повествование

3) рассуждение

4) повествование и описание

А30. Укажите предложение, в котором нет антонимов.

1)6 2) 11 3) 17 4) 20

В1. Определите способ образования слова ПЕРЕЖИВАНИЕ (предложение 5).

В2. Из предложений 1-3 выпишите все местоимения.

В3.Из предложения 18 выпишите словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.

В4.Среди предложений 1-8 найдите сложные предложения, в состав которых входит односоставное безличное. Напишите номера этих сложных предложений.

В5.Среди предложений 1-8 найдите предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. Напишите его номер.

В6.Среди предложений 9-15 найдите сложноподчинённые предложения, в состав которых входит (-ят) придаточное (-ые) изъяснительное (-ые). Напишите номера этих сложноподчиненных предложений.

В7. Среди предложений 1-8 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи союза и лексического повтора. Напишите номер этого предложения.

В8. «Размышляя о феномене человеческого взгляда, автор использует такие синтаксические средства, как ________(А) (предложения 9, 10), а также _______(Б) (например, в предложениях 5,13,14). Автору удаётся передать своё видение рассматриваемого явления при помощи таких тропов, как _______(В) (например, «огненную, испепеляющую силу» в предложении 6) и _____ (Г) (например, «как сгущённый пучок энергии» в предложении 12)».

Композиция сочинения.

  1. Вступление . Формулировка одной из проблем исходного текста.

  2. .

  3. Формулировка позиции автора по прокомментированной проблеме.


    1. тезис;

    2. аргументы:
а) первый аргумент;

б) второй аргумент.
V. Заключение.

Как показывает опыт, учащиеся, использующие такой план при подготовке к ЕГЭ, не нарушают логику сочинения – рассуждения, абзацное членение не вызывает затруднения.

Вступление в сочинении.
Вступление - важная часть сочинения. Оно формулирует темуи проблему всей работы (Приложение №3) , настраивает читателя на восприятие дальнейшего повествования. Поэтому вступлению при написании сочинения нужно уделить самое пристальное внимание.
Учитываю уровень подготовленности учащихся и предлагаю разные варианты начала сочинения:
1. Речевые клише (слабые учащиеся заучивают наизусть):

В этом тексте ставится проблема …

В данном тексте рассказывается о …

Текст … заставляет задуматься о …

Автор в своей статье пишет (говорит, спорит, размышляет) о (взаимоотношениях человека и общества; нравственных качествах человека; роли влияния среды на человека; значении искусства в духовном становлении личности).

И действительно, сколько уже написано…, сколько уже сказано о… Но, странное дело, каждый, кто обращается к этой злободневной теме, находит свои особенные слова, чтобы высказать…

2. Обозначение ключевого понятия, которое является темой текста:
Доброта… Мы часто произносим это слово, не особенно задумываясь над его смыслом…

3. Вопрос:
Что такое честь?

Какова цена человеческой свободы?

О чём размышляет автор в своём тексте, какие вопросы он ставит перед читателями? Ответ как будто очевиден! Автор размышляет о…
4. Начитанным учащимся предлагаю начать с удачно подобранной цитаты:
«И вечный бой! Покой нам только снится…» , - писал когда-то А.Блок.
Основная часть.
Основная часть сочинения должна отражать понимание учениками исходного текста. Именно в этой части работы они должны показать связь своей позиции и проблем, сформированных автором. Поэтому провожу поэтапный разбор каждого содержательного критерия:


  1. Обозначить проблему, поднимаемую в тексте.

Проблема – это тот вопрос, над которым размышляет автор текста, рассуждает, пытается найти ответы на него.


Способы формулировки проблемы:
Можно задать вопрос и ответить на него:
Как сохранить чувство собственного достоинства?

Можно использовать цитату из текста:

Проблема данного текста такова:…Она всегда волновала людей, но автору удалось придать ей своеобразное звучание…

Автор поднимает в своём тексте нравственную проблему
2. Сформулировать позицию автора и аргументировать её.
Позиция автора - это вывод, к которому приходит автор, раздумывая над какой-либо проблемой.

Можно предложить различные способы формулирования авторской позиции.

Можно дать комментированный пересказ текста:
Стремление убедить читателя, «заразить» его своими мыслями и чувствами проявляется в построении статьи. В самом начале автор пишет о том, что….Затем он размышляет о… В конце статьи автор говорит о том, что…Такое построение статьи придаёт выводам автора глубину и убедительность.
Можно обратить внимание на средства художественной выразительности, которые использует
Автор использует сравнение…., которое отражает его веру в нравственные возможности человека.

Можно использовать следующие формулы:
Автор использует ряд убедительных аргументов, чтобы привлечь читателя к проблеме…


  1. Сформулировать свою проблему и аргументировать её.

Аргумент - довод, основание, суждение (или их совокупность), приводимые в доказательство высказанной мысли.
Аргументировать - т.е. приводить доказательства, аргументы.
Можно сформулировать проблему, поставленную в тексте и предложить свои способы решения этой проблемы:
Я полностью разделяю точку зрения автора на проблему и считаю, что…

В этом меня убеждает и недавно просмотренный фильм.

Прочитав этот текст, начинаешь понимать, что..

Злободневна ли проблема? Безусловно! Статья заставила нас внимательно посмотреть внутрь себя, помогла открыть в себе что-то новое.

Когда я прочитал этот текст, то подумал о том, что мало говорить о защите природы. Надо, чтобы каждый человек понял свою ответственность перед будущим… Например, в повести… говорится о …
Если вы не согласны с позицией автора, можно начать так:
Вызывает возражение, сомнение следующие утверждения автора…

Статья вызывает противоречивые чувства: с одной стороны…, а с другой-…


  1. Аргументация собственного мнения по проблеме:

Из жизни (придумать аналогичную ситуацию). (Приложение 4)

С опорой на читательский опыт.
Заключение.
Оно должно быть небольшим по объёму и служит для выхода из темы.
Нужно показать ещё раз, что прочитанный текст учащимися понят:
Прочитав этот текст, начинаешь с новой силой понимать, что…

Когда я прочитал этот текст, то подумал о том, что…

- … вот та мысль, которую помог понять нам … И мы должны…
Можно рассказать о тех чувствах, намерениях, которые возникли в душе после прочтения текста :
Все мы должны понять, что..

Не могу не написать о своих чувствах, которые возникли во мне после прочтения статьи. Раньше я никогда не задумывалась о том, что…
Если проблема, поднятая автором, очень сложна и не допускает простого решения, то конец может быть открытым, как правило в виде риторического вопроса:
Когда же человек придёт к осознанию своей высокой ответственности перед…?

… приводит нас к очень важному пониманию: …
На этом этапе работы учащиеся обращаются к памятке «Советы по построению сочинения» (Приложение 5 ). При написании собственного текста также используют памятку «Алгоритм работы с текстом» (Приложение 6 ).

Результативность.
Практическое использование данного опыта позволило повысить качество подготовки по предмету. 83 % выпускников 2007-2008 учебного года сдали ЕГЭ по русскому языку на «4» и «5». В 2010 – 2011 учебном году учащиеся получили высокий балл на экзамене (средний балл – 74,25 ).

Результаты ЕГЭ по русскому языку в 11 классах

(2007- 2008 учебный год).


Колич.

%

Успеваемость

36

100%

Качество знаний

30

83%

Выполнили на «5»

14

39%

«4»

16

44%

«3»

6

17%

«2»

-

-

Часть С.


Справились с заданиями высокого уровня сложности.

Высокий уровень

выполнения части «С»*


Средний уровень

выполнения части «С»

(14 - 9б)


Низкий уровень

выполнения части «С»

(8 – 0 б.)


Кол-во чел

%

Кол-во чел

%

Кол-во чел

%

Результаты ЕГЭ за курс средней школы показали высокий уровень подготовки учащихся.

Результаты ЕГЭ по русскому языку в 11 а классе

(2010- 2011 учебный год).

Часть С.


Кол-во

%

К1

Верно сформулирована одна из проблем

1б.

27

100%

0б.

0

0

К2

Проблема прокомментирована

2б.

16

59%

1б.

11

41%

0б.

0

0

К3

Позиция автора сформулирована

1б.

27

100%

0б.

0

0

К 4

Экзаменуемый изложил свое мнение о проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), привел не мене 2 примеров, один –из литературы

3б.

14

52%

2б.

13

48%

1б.

0

0

0б.

0

0

К 5

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, композиционной стройностью, связностью изложения; в работе нет

нарушений абзацного членения текста. Логические ошибки

отсутствуют.


2б.

24

89%

1б.

3

11%

0б.

0

0%

К 6

Точность и выразительность речи

Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, разнообразием грамматических форм, уместным использованием средств выразительности.


2б.

24

89%

1б.

3

11%

0б.

0

0

Часть С.

В результате все мои выпускники справились с аттестационной работой, а средний балл оказался выше городского и областного показателей.

Приложение № 1.

Критерии проверки и оценки выполнения задания с развернутым ответом.




Критерии оценивания ответа на задание С 1

Баллы

1

Содержание сочинения

К 1

Формулировка проблем исходного текста

Экзаменуемый верно сформулировал одну из проблем исходного текста. Фактических ошибок нет

1

Экзаменуемый не смог верно сформулировать ни одну из проблем исходного текста.

0

К 2

Комментарий к сформулированной проблеме текста

Сформулированная проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Фактических ошибок в комментариях нет.

2

Сформулированная проблема исходного текста прокомментирована,

но без опоры на исходный текст,

в комментариях допущена 1 фактическая ошибка, связанная с

пониманием исходного текста.


1

Сформулированная экзаменуемым проблема не прокомментирована

в комментариях допущено более 1 фактической ошибки, связанной с пониманием исходного текста,

прокомментирована другая, не сформулированная экзаменуемым проблема,

в качестве комментариев дан простой пересказ текста или егофрагмента,

в качестве комментариев цитируется большой фрагмент исходного текста.


0

К 3

Отражение позиции автора исходного текста

Экзаменуемый верно сформулировал позицию автора (рассказчика) исходного текста по прокомментированной проблеме.

Фактических ошибок, связанных с пониманием позиции автора исходного текста, нет.


1

Позиция автора исходного текста сформулирована неверно,

0

К 4

Аргументация собственного мнения по проблеме

Экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2-х аргументов, один из которых взят из художественной, публицистической или научной литературы ).

3

Экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2-х аргументов, опираясь на знания, жизненный опыт),

привёл только 1 аргумент из художественной, публицистической или научной литературы.


2

Экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированной им

1

Речевое оформление сочинения

К 5

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:

– логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;

– в работе нет нарушений абзацного членения текста


2

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения,

допущена 1 логическая ошибка,

и/или

в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста.


1

В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,

допущено более 1 логической ошибки,

и/или

имеется 2 случая нарушения абзацного членения текста


0

К 6

Точность и выразительность речи

Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, разнообразием грамматических форм

2

Работа характеризуется точностью выражения мысли, но прослеживается однообразие грамматического строя речи

1

Работа отличается бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи

0

Грамотность

К 7

Соблюдение орфографических норм

Орфографических ошибок нет (или одна негрубая)

3

Допущено не более 2 ошибок

2

Допущены3-4 ошибки

1

допущено более 4 ошибок

0

К 8

Соблюдение пунктуационных норм

Пунктуационных ошибок нет (или 1 негрубая)

3

допущены 1-3 ошибки

2

допущено 4-5 ошибок

1

допущено более 5 ошибок

0

К 9

Соблюдение языковых норм

Грамматических ошибок нет

2

допущены 1-2 ошибки

1

допущено более 2 ошибок

0

К 10

Соблюдение речевых норм

допущено не более 1 речевой ошибки

2

допущены 2-3 ошибки

1

допущено более 3 ошибок

0

К 11

Соблюдение этических норм

Этические ошибки в работе отсутствуют

1

допущены этические ошибки (1 и более)

0

К 12

Соблюдение фактологической точности в фоновом материале

Фактические ошибки в фоновом материале отсутствуют

1

допущены 1 и более ошибок в фоновом материале

0

Максимальное количество баллов за всю письменную работу (К1-К12) 23 балла

23

Приложение № 2 .

Теоретический минимум.

Текст (от латинского textus - ткань, сплетение, соединение) – группа последовательно расположенных предложений или абзацев, связанных общей темой и основной мыслью и характеризующихся смысловой завершенностью. Показателем завершенности текста является возможность подобрать к нему заголовок.
Тема текста – это то, о чем говорится в тексте, что описывается, о чем развертывается рассуждение, это смысловое ядро текста. Текст может включать несколько микротем, то есть составных частей общей темы.

Основная мысль – это определенная идея, замысел речевого произведения, то, ради чего оно создается. Основная мысль передает авторскую позицию, оценку изображаемого.
Проблема текста – это сложный вопрос, задача, которые требуют разрешения. Проблемой может быть такой вопрос, который не допускает однозначного ответа, например: «Бывает ли абсолютное счастье?» Проблема предполагает наличие противоречия во взглядах, противостояния, конфликта между теми или иными явлениями, между желаемым и действительным.

Проблематика – несколько проблем, затронутых в тексте.

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения

Ответами к заданиям 1–24 являются слово, словосочетание, число или

слова РАСПОЛОЖЕНИЕ. Определите значение, в котором это слово

последовательность слов, чисел. Запишите ответ в поле ответав тексте

употреблено впервом (1) предложении текста. Выпишите цифру,

работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа отномера

соответствующую этому значениюв приведённом фрагменте словарной статьи.

задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятыхи других

1) Расположить (1 зн.) иРасположиться (1 зн.). Заняться расположением книг

дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишитев отдельной

на полках. Место расположения отряда.

клеточке в соответствии с приведёнными в бланкеобразцами.

2) Район размещения войск. Вторгнуться в р. противника. Подойти вплотную

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

к вражескому расположению.

3) Порядок или способ размещения чего-л. Получить квартиру с удобным

(1)Столетия ученые-египтологи пытались выяснить существует ли какая-

расположением комнат. Изменить р. мебели в интерьере. Тематическое р.

нибудь закономерность в расположении великих пирамид Египта, а если

фотографий в альбоме.

существует, то какая. (2)Однажды инженер Роберт Бьювел,который долго

4) (к кому-чему). Хорошее, благоприятное отношение к кому-л.; симпатия.

жил в Египте и интересовался загадками пирамид, увидел по телевизору карту

Проявлять особенное р. к кому-л. Сердечное, искреннее р. Чувствовать,

звездного неба, на которой был изображен Млечный путь и созвездие Ориона.

испытывать р. Заметить чье-л. р.

(3)….. инженер понял: расположение пирамид относительно Нила полностью

5) обычно с опр. Внутреннее психическое состояние, настроение. Проснуться в

повторяет расположение звезд Ориона относительно Млечного пути.

хорошем расположении духа. Пребывать в плохом расположении духа. Нет

1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ

информация, содержащаяся в тексте?

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке

1) Египтологи всего мира долго не могли раскрыть тайну расположения

древних пирамид.

ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук.

2) Роберт Бьювел раскрыл одну из тайн пирамид, догадавшись, что их

Выпишите это слово.

расположение повторяет расположение звезд Ориона относительно Млечного

избалОванный

3) Много лет было неизвестно, существует ли какая-нибудь закономерность в

слИвовый

расположении пирамид на землях Древнего Египта.

вручИт (медаль)

4) Древние пирамиды Египта раскрыли свои бесчисленные тайны современным

Ответ: ___________________________.

5)Увидев по телевизору карту звездного неба, Бьювел понял, что расположение

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено

пирамид Египта повторяет расположение звезд Ориона относительно Млечного

выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте

Людям, недавно приехавшим в чужую страну, бывает сложно преодолеть

ЯЗЫКОВОЙ барьер.

пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово.

Мощности кондиционеров в кабинах некоторых самолётов не хватает для

КОМФОРТНОГО состояния пилота.

таким образом

Сергей вставал в шесть утра, так как в армии привык к ЖЁСТКОЙ

дисциплине.

потому что

Издалека послышался КОННЫЙ топот, и вскоре на дороге показалась

группа всадников.

Ответ: ___________________________.

Наш посёлок славится своим СТЕКОЛЬНЫМ производством.

Ответ: ___________________________.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы

слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. пара носок шестьюдесятью годами обеих сестёр узаконивать постройку пара чулок

Ответ: ___________________________.

7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А) Книги знакомят и дают некоторое

неправильное употребление

представление о жизни русского

падежной формы существительного с

общества того времени.

предлогом

Б) Никто из тех, кто находится вне

нарушение связи между

этой комнаты, не услышат ни звука.

подлежащим и сказуемым

В) Одним из знаменитых учёных

нарушение в построении

двадцатого века, оказавшим

предложения с несогласованным

значительное влияние на развитие

приложением

лингвистики, был Фердинанд де

ошибка в построении предложения

с однородными членами

Г) Накануне премьеры «Обручение в

неправильное построение

монастыре» − оперы Сергея

предложения с деепричастным

Прокофьева − мы спорили о

оборотом

подробностях сюжета.

нарушение в построении

Д) Согласно древней легенды именно

предложения с причастным оборотом

эдельвейс вырос на крови

неправильное построение

прикованного к скале Прометея.

предложения с косвенной речью

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласнаякорня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву. Прил..гается Благосл..вить Эксп..римент Обм..кнуть Прик..сновение

Ответ:____________________

9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та

же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву. ра…цепить,..дание пр…карманить, пр..милый от…граться, пост…нфарктный с…ёжиться, ин…екция

вз..мать, под..гратьОтвет: ___________________________.

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е. сирен…вый позвяк…вать задумч...вый диков...нка

талантл..вый Ответ: ___________________________.

11 . Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И. Зала..вший Закле..вший Застел..шь Дремл..шь

Вынес..шьОтвет: ___________________________.

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

(Не)знавшая поражений эскадра Ушакова завоевала неприступную крепость Корфу, очистила Ионические острова, Неаполь и Мальту от французских полчищ.

Александр прошёл мимо, (не)сказав ни слова.

В цветнике высокие стебли полыни смотрятся (не)обыкновенно эффектно. Механизм взаимодействия обоняния с другими системами восприятия до сих пор до конца (не)раскрыт.

На столе лежало ещё (НЕ)отправленное письмо.

Ответ: ___________________________.

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(НЕ)СМОТРЯ на то что сотрудников (В)ПОПЫХАХ забыли оповестить о произошедших переменах, всё прошло благополучно.

ЧТО(БЫ) ни случилось, родители всегда придут ему на помощь – в этом Максимка был уверен, (ОТ)ТОГО легко пошёл на риск.

Алексей всё ТАК(ЖЕ) часто воспоминал о доме, и в этих своих воспоминаниях он (ПО)НАСТОЯЩЕМУ отдыхал душой.

Ответ: ___________________________.

14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Прочитайте текст и выполните задания 20 – 25.

И вот решилась Авдотья идти в монастырь. Продала свои сто душ и столько же

(1)Над вещами, нужными нам для счастья, властны и судьба,

оставле(1)ых ей мужем, шесть лет жила на послушании, пять лет как

и обстоятельства, и другие люди – повторим мы вслед за древними

постриже(2)а в монахини, половину капитала отдала монастырю, остальное –

философами. (2)Тут и соперники, и случайности, и болезни. (3)Иногда от нас

родстве(3)икам покойного мужа.

зависит мало, а иногда и вовсе ничего не зависит. (4)Землетрясение,

Ответ: ___________________________.

наводнение, пожар – и ты нищий. (5)Неожиданно возникший конкурент – и

15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых

ты без работы или без места в сборной. (6)Война, кризис, преступление

нужно поставить ОДНУ запятую.

подчиненного – и прощай карьера. (7)Только денег подкопил, только

1) К вечеру руки ноги плечи ныли и тосковали по отдыху.

размечтался о новой квартире… (8)Комнаты просторные, на потолке

2) Там были нарциссы и тюльпаны анютины глазки и незабудки георгины и

лепнина. (9)Полы с подогревом. (10)В кухне посудомоечная машина…

(11)Тут шарах – банк лопнул, и с ним сбережения всей твоей жизни.

3) Нам обещали увлекательное путешествие по заповедному Красному берегу

(12)Чем больше земного имеешь, тем от большего количества неприятностей

цветущим степям и предгорьям Крыма.

и случайностей ты хочешь застраховаться. (13)Тем больше забот, которые

4) Гончаров стремится изобразить национальную сущность русского человека и

усложняют жизнь. (14)Крутишься как белка в колесе. (15)Работа, дом,

его природные свойства.

срочные выплаты, страховки, деловые связи, поддержание имиджа,

5) Луна поднималась и освещала как дорогу и поле, так и дома спящей деревни.

самоконтроль в поведении... (16)Однако счастья, которое планировалось, не

Ответ: ___________________________.

наступает. (17)Ведь зачастую в такой кутерьме некогда ощутить себя

16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в

счастливым!

предложении должны стоять запятые.

(18)Зато никто не может нам отдать приказ думать и чувствовать не так, а

Симонов (1) выудив из межоконья плавленый сыр или обрезки ветчины (2)

иначе. (19)В чем наименее властны другие люди и внешние обстоятельства –

ставил пластинку и начинал свой холостяцкий пир (3) на аккуратно

в нашем внутреннем мире, подчиненном только нам самим. (20)Никто не

расстеленной (4) газете.

запретит мне любить те вещи, что я люблю. (21)Вот как я всегда относился к

Ответ: ___________________________.

чему-то, так я к этому и отношусь, и ничего вы со мной не сделаете. (22)Сам-

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в

то я со своими чувствами всегда при себе.

предложениях должны стоять запятые.

(23)Допустим, засадили человека в камеру-одиночку. (24)Наказали?

Поэзия в творчестве Ф. Сологуба (1) по мнению критиков (2) играет важную

(25)Ничего подобного! (26)Да он, может, всю жизнь мечтал, чтобы его

роль и (3) без сомнения (4) наряду с романом «Мелкий бес» составляет

оставили в покое! (27)К гастрономии он равнодушен, открытые

наиболее ценную часть творческого наследия автора.

пространства его пугают, много двигаться не любит, от яркого света

Ответ: ___________________________.

глаза болят. (28)Службу ненавидит. (29)А здесь питание, режим, жена не

18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых

пилит, дети не теребят … (30)Дают бумагу и ручку, писать разрешают

сколько влезет. (31)Чего ему еще?! (32)Он, может, всю жизнь хотел книги

Небольшой дом (1) рассказать (2) о котором (3) я считаю своим долгом (4)

писать! (33)Наслаждается всеми условиями для творчества и спокойной

стоял на другой стороне озера.

Ответ: ___________________________.

(34)Ведь и такое, согласитесь, теоретически вполне возможно. (35)Чем

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых

меньше внешних вещей человеку нужно для счастья, тем легче ему быть

в предложении должны стоять запятые.

счастливым. (36)Ни зависти, ни конкуренции, ни изматывающей гонки в

У Алёшки было необычайно развито воображение (1) и (2) когда мы вместе

борьбе за жизнь. (37)Счастье-то – это твое внутреннее состояние, а не вещи и

читали одну и ту же книгу (3) он всегда очень живо представлял себе

портреты в газетах.

описываемые события (4) и добавлял в них что-то своё.

(38)Так, может быть, надо обратить взор внутрь себя и устремить усилия

Ответ: ___________________________.

не к внешним вещам, над которыми часто не властен, а к внутреннему

состоянию. (39)К такому, когда даже при малом ты счастлив. (40)Это

надежнее, вернее, здесь твоя воля и власть больше, она максимальна.

(По М. И. Веллеру*)

*Михаил Иосифович Веллер (род.в 1948 г.)– современный русский прозаик, драматург, публицист.

20. Какое высказывание соответствует содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Вопрос о счастье невозможно рассматривать без обращения к проблеме нравственного долга и смысла жизни.

2) Удачное стечение внешних обстоятельств жизни позволяет каждому человеку обрести душевный покой.

3) Богатство, успехи в профессиональной деятельности являются непременными условиями для того, чтобы человек чувствовал себя счастливым.

4) Человеческие ценности и убеждения наименее всего зависят от внешних обстоятельств.

5) Счастье человека не исчисляется материальными благами.

21. Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов.

Какое из утверждений является ошибочным?

1) В предложениях 8–10 представлено описание.

2) В предложениях 18–22 представлено повествование.

3) Предложения 4–6 разъясняют суждение, высказанное в предложении 3 текста.

4) В предложениях 23–31 представлено рассуждение.

5) В предложениях 38-40 представлено повествование.

Ответ:______________

22. Из предложений 10-12 выпишите просторечные слова.

Ответ:_________________________________

23. Среди предложений 15–21 найдите такое, которое соединяется с предыдущими при помощи указательного местоимения. Напишите номер этого предложения.

Ответ: ___________________________.

24. Размышляя над философской проблемой, М. Веллер использует

целый арсенал приемов острой публицистической полемики. В синтаксисе текста встречается__________ (предложения 12–13, 38–39), присутствует целый ряд __________ (предложения 17, 26, 32).

Среди лексических средств выразительности отметим сочетание________

«шарах» (предложение 11), «пилит» (предложение 29) и_______: «властны» (предложение 1), «земное» (предложение 12), «устремить» (предложение

1) разговорная и просторечная лексика

2) синтаксический параллелизм

3) фразеологизм(-ы)

4) эпитет(-ы)

5) риторическое(-ие)восклицание(-я)

6) ряд(-ы)однородных членов

7) парцелляция

8) книжное(-ые)слово(-а)

9) вопросительное (-ые)предложение(-я)(риторический(-е)вопрос(-ы)) Ответ:

25. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

2-таким образом

5-конский

7- А-4, б- 2, в-6, г-3, д-1 8- благословить 9- взымать подыграть 10сиреневый 11заклеивший 12необыкновенно

13несмотря впопыхах

22-шарах лопнул

Проблемы:

Проблема зависимости счастья от внешних обстоятельств. (Зависит ли человеческое счастье от внешних обстоятельств?)

Проблема связи богатства и житейского благополучия со счастьем. (Приближает ли человека к счастью обладание земными благами?)

Проблема независимости человеческих ценностей и убеждений от внешних обстоятельств жизни. (В какой степени внешние обстоятельства могут влиять на систему ценностей и убеждения человека?) Проблема взаимосвязи счастья и жизненного успеха. (Обязательно ли счастье человека связано с богатством, успехом и материальным благополучием?)

«Вещи, нужные для счастья», часто зависят не от самого человека, а от внешних, не контролируемых им обстоятельств жизни.

Обладание земными благами не приближает человека к счастью, а, наоборот, отдаляет от него. Человеческие ценности и убеждения почти независимы от внешних обстоятельств.

Счастье – это состояние внутреннего мира, оно может быть никак не связанным с внешними атрибутами жизненного успеха



Материнский капитал