Кто такой лесков николай семенович. Лесков – краткая биография

16 февраля 1831 года родился Николай Семенович Лесков - писатель, которого Лев Толстой окрестил «самым русским». Уникальный писательский стиль, внимание к языковым тонкостям и бытовым мелочам делают произведения Лескова важными не только с литературной, но и с исторической точки зрения. Но, к сожалению, Николай Лесков также известен как самый непрочитанных «пророк» русской литературы.

Наиболее известное произведение Николая Лескова - «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе» - об умельце, подковавшем блоху. Но со временем не меньшую известность приобрела «Леди Макбет Мценского уезда». По мотивам этой повести Дмитрий Шостакович написал оперу, а Родион Щедрин создал одноимённую музыкальную драму в девяти частях для смешанного хора а капелла. По мотивам этой же повести в 1962 году польский режиссер Анджей Вайда снял фильм «Сибирская леди Макбет».

Популярность к Николаю Лескову пришла спустя годы после его смерти, на что во время его жизни было немало причин. Многие считали писателя белой вороной за его жизненную позицию, хотя во многом взгляды Николая Лескова были пророчествами. Предлагаем вам ознакомиться с ключевыми моментами из жизни писателя, которые во многом повлияли на творчество Николая Лескова .

ДВА ГОДА ЗА ПЯТЬ

До 10 лет получал образование дома, после чего был принят в Орловскую губернскую гимназию. С детства его считали одаренным и прилежным учеником, но поступив гимназию, мальчик стал сильно отставать в учебе от своих сверстников. Проводя аналогию с Николаем Некрасовым, литературовед Борис Бухштаб предположил: «В обоих случаях, очевидно, действовали — с одной стороны, безнадзорность, с другой — отвращение к зубрёжке, к рутине и мертвечине тогдашних казённых учебных заведений при жадном интересе к жизни и ярком темпераменте». После пяти лет обучения вместо аттестатаполучил справку об окончании только двух классов гимназии, потому что отказался от несправедливой, по его мнению, переэкзаменовки в четвертый класс. К сожалению, такая радикальность детских взглядов навсегда закрыла для писателя возможность получить дальнейшее образование.

«СТРАНСТВОВАНИЯ ПО РОССИИ»

После учёбы Лесков часто менял места работы. И, когда его уволили из очередного места, то Николай Семенович устроился работать в фирму англичанина А.Я. Шкота, мужа своей тёти, — «Шкотт и Вилькенс». За время службы Лескова часто отправляли в командировки по России, и как позже сам он напишет: «Это самые лучшие годы моей жизни, когда я много видел и жил легко». Именно в этих путешествиях у писателя появилась возможность познакомиться с бытом и особенностями речи в разных частях России. И именно этот опыт помог Лескову в его будущей писательской карьере.

Артур Бенни и Николай Лесков

ПОЗДНИЙ ДЕБЮТ

Впервые начал печататься весьма поздно для своего времени — в 26 лет. Тогда он начал пробовать себя в роли публициста, печатая статьи в таких изданиях как «Петербургские ведомости», «Современная медицина», «Отечественные записки», «Русские речи» и «Северная пчела», сотрудником которой Лесков позже становится. Но своей первой работой Николай Лесков считал публицистический материал «Очерки винокуренной промышленности (Пензенская губерния)», опубликованный в «Отечественных записках».

А литературный дебют Лескова состоялся еще позже, когда писателю было 32 года. Его первая повесть «Житие одной бабы» была опубликована в 1863 году на страницах «Библиотеки для чтения».

НЕ ВЕЗЕТ В ЛЮБВИ

Личная жизнь Николая Лескова складывалась весьма неудачно. Первая жена писателя, Ольга Васильевна, страдала психическим заболеванием. Первый их сын Дмитрий умер в младенческом возрасте. А в 1878 году жена Лескова была помещена в психиатрическую лечебницу. Лесков продолжал регулярно её навещать. И, во время одного из визитов, у Ольги Васильевны спросили, помнит ли она кого-то по фамилии лесков, на что она ответила: «Вижу... вижу... Он черный…». После этого в 1865 году вступил в гражданский брак с вдовой Екатериной Бубновой, но этот союз также длился недолго.

ПЕРВЫЙ ВЕГЕТАРИАНЕЦ

Был в числе одних из первых вегетарианцев. Во многом на это его решение повлияло общение со Львом Толстым, который также считал неприемлемым употребление животных в пищу. В те времена такое решение писателя было весьма неординарным, поэтому пресса не упускала возможности бросить какое-то колкое замечание по поводу диеты Лескова. Но это мало его заботило. Вегетарианство повлияло не только на образ жизни Николая Семеновича, но и на его творчество. Он активно пропагандировал такой образ жизни на страницах газеты «Новое время», и даже настаивал на создании кулинарной книги, содержащей только вегетарианские блюда. Вопрос вегетарианства и отношения к животным поднимал во многих своих произведениях. Он был первым писателем в России, кто ввёл в свое произведение персонажа-вегетарианца.


Репродукция иллюстрации художника Николая Кузьмина к повести Николая Лескова «Левша», 1957 год.

САМЫЙ РУССКИЙ ПИСАТЕЛЬ

Многие литературные критики и писатели всегда подчеркивали уникальность русской народной речи и её использования в произведениях Лескова. Некоторые даже считали написанное им чересчур уж витиеватым и нарочито приукрашенным, но Николай Семенович ни разу не изменил своему стилю в угоду критиков. Сам писатель, напротив, считал что то, как говорят его персонажи, индивидуальные особенности их языка, является самым важным в характеристике героев.

Помимо использования в своих произведениях различных русских диалектов, Лесков обожал вводить в произведения писательские неологизмы. Особенно была ему по духу народная этимология — прием, основанный на переосмыслении слова, исходя из его внешнего, случайного звукового совпадения. Микроскоп - «мелкоскоп», аксельбанты - «выксельбанты», таблица умножения - «долбица умножения».

Такую точку зрения разделяли и другие писатели, восхищавшиеся Лесковым. К примеру, Максим Горький писал, что в плане образности слова и мысли Лесков стоит в одном ряду с Толстым, Тургеневым, Гоголем и Гончаровым. Антон Чехов подчеркивал, что для него бывал одним из главных учителей. А Льва Николаевича Толстого всегда привлекал кругозор Лескова, внимание к бытовым деталям, поиск тонких значений слов, за что он и окрестил Николая Лескова «самым русским из наших писателей».

ПОЛИТИЧЕСКЯА ПОЗИЦИЯ

На протяжении первых 30 лет жизни политические взгляды Николая Лескова были весьма переменчивы. В молодости, находясь в окружении литераторов-радикалов, писатель был ярым приверженцем социализма. Но уже к 30 годам его взгляды сильно изменились, и он стал противником революционных преобразований. Лучше всего позиция Лескова была описана в статье о пожарах, опубликованной 30 мая 1862 года в «Северной пчеле». Власти обвиняли в ряде пожаров революционную молодежь, а Николай Лесков в своем материале требовал подтвердить данную позицию фактами или же опровергнуть её. После этого в адрес писателя посыпалось множество нападок со стороны радикальных либералов, после чего Лесков был отправлен редакцией «Северной пчелы» в длительную командировку. К сожалению высказывания Николая Лескова против радикально настроенной и нигилистской молодежи привели к тому, что многие из лучших его рассказов, в том числе «Леди Макбет Мценского уезда», «Воительница»(1866), хроники «Старые годы в селе Плодомасове» и «Захудалый род» прошли почти незамеченными.

ПОСЛЕДНЕЕ ДЕЛО

За несколько лет до своей смерти опубликовал «Полное собрание сочинений» в 12 томах у издателя Алексея Суворина. Книги пользовались огромной популярностью и принесли Лескову хорошую прибыль и, что важнее, долгожданное признание. К сожалению, этот триумф стал единственным при жизни Лескова. Дело в том, что 6 том, в котором находились церковные произведения писателя, не пропустила цензура. Об этом Николаю Лескову сообщили в типографии, что стало причиной первого приступа, приведшего впоследствии к кончине писателя.

Сегодня, 16 февраля, исполнилось 185 лет со Дня рождения Николая Семеновича Лескова . И спустя столько лет популярность писателя выросла в разы. К сожалению, слава к Николаю Лескову пришла лишь в ХХ веке, когда его произведения не просто стали одними из самых читаемых, но и послужили основой для других произведений искусства.

Николай Семенович Лесков — сын обедневшего дворянина из Орловской губернии, появился на свет 4 февраля 1831 года. Его детство прошло сначала в городе Орле, а потом и в селе Панино, где у будущего писателя была возможность близко познакомиться с жизнью простого народа.

Детство и юность

В десятилетнем возрасте Николай был отдан в гимназию. Учеба давалась ему тяжело. В результате за пять лет учебы Лескову удалось закончить только два класса.

Когда Николаю исполнилось шестнадцать лет, отец помог ему устроиться на работу в канцелярию по уголовным делам орловского суда. В этом же году Лесков теряет не только отца, умершего от холеры, но и все имущество, которое сгорело при пожаре.

На помощь юноше приходит дядя, поспособствовавший его переводу в Киев на должность чиновника в казенную палату. Старинный город очаровал молодого человека. Ему по душе пришлись его пейзажи; особый нрав местных жителей. Поэтому даже после трехлетнего периода работы в компании дяди, которая требовала его частых поездок по России и Европе, по завершении карьеры он снова возвратился в Киев. Именно 1860 год можно считать той самой «отправной точкой» в его писательском творчестве. Вначале это были периодические журнальные статьи. А после переезда в Санкт-Петербург началась серьезная литературная деятельность в газете «Северная пчела».

Творческий путь

Благодаря корреспондентской деятельности Лескову удалось объездить территорию Польши, Чехии, Западной Украины. В это время он тщательно изучает быт местного населения.

1863 год стал годом окончательного возвращения в Россию. Переосмыслив все то, с чем ему пришлось столкнуться в годы странствий, Лесков пытается изложить свое видение жизни простого народа в первых масштабных произведениях, романах «Некуда», «Обойденные». Его позиция отличается от взглядов многих писателей того времени: с одной стороны Лесков не принимает крепостного права, а с другой — не понимает революционного способа его свержения.

Поскольку позиция писателя шла в разрез с идеями тогдашних революционных демократов, его не особенно охотно печатали. Только главный редактор «Русского вестника» Михаил Катков шел на встречу и помогал писателю. Причем сотрудничество с ним давалось Лескову неимоверно трудно: Катков постоянно правил его произведения, практически изменяя кардинально их суть. При несогласии — просто не печатал. Дело доходило до того, что некоторые свои произведения Лесков просто не мог дописать именно из-за разногласий с редактором «Русского вестника». Так произошло с романом «Захудалый род». Единственной повестью, которую совсем не правил Катков, оказалась «Запечатленный ангел».

Признание

Несмотря на богатое литературное творчество, в историю Лесков вошел как создатель знаменитого рассказа «Левша». В его основу легла легенда о мастерстве тогдашних оружейников. В рассказе косой мастер Левша сумел искусно подковать блоху.

Последним масштабным произведением писателя стала повесть «Заячий ремиз». Она вышла из-под пера в 1894 году. Но поскольку в ее основе лежала критика политического устройства России того времени, повесть смогла быть опубликованной только после Октябрьской революции 1917 года.

Не совсем удачно складывалась и личная жизнь писателя. Его первая жена Ольга Смирнова болела психическим расстройством, а первенец-сын умер маленьким. Не сложилась жизнь и со второй женой Екатериной Бубновой, с которой расстался через 12 лет брака.

Умер писатель от астмы 21 февраля 1895 года. Похоронен в Санкт-Петербурге на Волковском кладбище. И сегодня почитатели таланта писателя могут почтить память на его могиле.

Николай Семенович Лесков

Николай Семёнович Лесков (1831 - 1895) - прозаик, самый народный писатель России, драматург. Автор известных романов, повестей и рассказов, таких как: «Некуда», «Леди Макбет Мценского уезда», «На ножах», «Соборяне», «Левша» и многих других, создатель театральной пьесы «Расточитель».

Ранние годы

Родился 4 февраля (16 февраля) 1831 года в селе Горохове Орловской губернии в семье следователя и дочери обедневшего дворянина. У них было пятеро детей, Николай был старшим ребенком. Детство писателя прошло в городе Ореле. После ухода отца с должности, семья переезжает из Орла в село Панино. Здесь и началось изучение и познание Лесковым народа.

Образование и карьера

В 1841 году в возрасте 10 лет Лесков поступил в Орловскую гимназию. С учебой у будущего писателя не складывалось - за 5 лет учебы он окончил всего 2 класса. В 1847 году Лесков благодаря помощи друзей отца устроился на работу в Орловскую уголовную палату суда канцелярским служащим. Когда Николаю было 16 лет, от холеры умер отец, а все имущество сгорело при пожаре.
В 1849 Лесков при помощи дяди-профессора перевелся в Киев чиновником казенной палаты, где позже получил должность столоначальника. В Киеве у Лескова появился интерес к украинской культуре и великим писателям, живописи и архитектуре старого города.
В 1857 Лесков ушел с работы и поступил на коммерческую службу в большую сельскохозяйственную компанию своего дяди-англичанина, по делам которой за три года объездил большую часть России. После закрытия фирмы, в 1860 году вернулся в Киев.

Творческая жизнь

1860 год считают началом творческого пути Лескова, в это время он пишет и публикует статьи в различные журналы. Через полгода он переезжает в Санкт-Петербург, где планирует заниматься литературной и журналистской деятельностью.
В 1862 году Лесков стал постоянным сотрудником газеты «Северная пчела». Работая в ней корреспондентом, посетил Западную Украину, Чехию и Польшу. Ему была близка и симпатична жизнь западных народов-побратимов, потому он углубился в изучение их искусства и быта. В 1863 году Лесков вернулся в Россию.
Долго изучая и наблюдая за жизнью русского народа, сочувствуя его горестям и нуждам, из-под пера Лескова выходят рассказы «Погасшее дело» (1862), повести «Житие одной бабы», «Овцебык» (1863), «Леди Макбет Мценского уезда» (1865).
В романах «Некуда» (1864), «Обойденные» (1865), «На ножах» (1870) писатель раскрыл тему неготовности России к революции.
Имея разногласия с революционными демократами, Лескова отказывались публиковать многие журналы. Единственным, кто печатал его работы, был Михаил Катков, редактор журнала «Русский вестник». Лескову с ним было невероятно сложно работать, редактор правил практически все произведения писателя, а некоторые и вовсе отказывался печатать.
В 1870 - 1880 он написал романы «Соборяне» (1872), «Захудалый род» (1874), где раскрыл национальную и историческую проблематику. Роман «Захудалый род» не был дописан Лесковым из-за разногласий с издателем Катковым. Также в это время он написал несколько повестей: «Островитяне»(1866), «Запечатленный ангел»(1873). К счастью, «Запечатленного ангела» не коснулась редакторская правка Михаила Каткова.
В 1881 году Лесков написал рассказ «Левша (Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе)» - старинной легенде о мастерах оружейного дела.
Повесть «Заячий ремиз»(1894) была последним большим произведением писателя. В нем он критиковал политическую систему России того времени. Повесть была опубликована лишь в 1917 году после Революции.

Личная жизнь писателя

Первый брак Лескова сложился неудачно. Женой писателя в 1853 году стала дочь киевского коммерсанта Ольга Смирнова. У них было двое детей - первенец, сын Митя, который умер в младенчестве, и дочь Вера. Жена заболела психическим расстройством и лечилась в Петербурге. Брак распался.
В 1865 году Лесков жил с вдовой Екатериной Бубновой. У пары появился сын Андрей (1866-1953). Со второй женой он разошелся в 1877 году.

Последние годы

Последние пять лет жизни Лескова мучали приступы астмы, от которой впоследствии он и скончался. Умер Николай Семенович 21 февраля (5 марта) 1895 года в Санкт-Петербурге. Похоронили писателя на Волковом кладбище

Очарованный странник ( 1873 )

Краткое содержание повести

Читается за 7 мин

4 ч

По дороге к Валааму на Ладожском озере встречаются несколько путников. Один из них, одетый в послушничий подрясник и по виду «типический богатырь», рассказывает, что, имея «Божий дар» к приручиванию лошадей, он, по родительскому обещанию, всю жизнь погибал и никак не мог погибнуть. По просьбе путников бывший конэсер («Я конэсер-с, <…> я в лошадях знаток и при ремонтёрах состоял для их руководствования», - говорит о себе сам герой) Иван Северьяныч, господин Флягин, рассказывает свою жизнь.

Происходя родом из дворовых людей графа К. из Орловской губернии, Иван Северьяныч с детства пристращается к лошадям и однажды «смеха ради» забивает до смерти монаха на возу. Монах является ему ночью и корит за лишение жизни без покаяния. Он же рассказывает Ивану Северьянычу, что тот - «обещанный» Богу сын, и даёт «знамение», что будет он много раз погибать и ни разу не погибнет, до того как придёт настоящая «погибель» и Иван Северьяныч пойдёт в чернецы. Вскоре Иван Северьяныч по прозвищу Голован спасает своих хозяев от неминуемой гибели в страшной пропасти и впадает в милость. Но отрубает хвост хозяйской кошке, которая таскает у него голубей, и в наказание его жестоко порют, а потом отсылают в «аглицкий сад для дорожки молотком камешки бить». Последнее наказание Ивана Северьяныча «домучило», и он решается покончить с жизнью. Уготовленную для смерти верёвку обрезает цыган, с которым Иван Северьяныч уходит от графа, прихватив с собой лошадей. С цыганом Иван Северьяныч расстаётся, и, продав чиновнику серебряный крест, он получает отпускной вид и нанимается «нянькой» к маленькой дочери одного барина. За этой работой Иван Северьяныч сильно скучает, водит девочку и козу на берег реки и спит над лиманом. Здесь он встречает барыню, мать девочки, которая умоляет Ивана Северьяныча отдать ей ребёнка, но он неумолим и даже дерётся с нынешним мужем барыни офицером-уланом. Но когда видит разгневанного приближающегося хозяина, отдаёт ребёнка матери и бежит вместе с ними. Офицер отсылает беспаспортного Ивана Северьяныча прочь, и он идёт в степь, куда татары пригоняют конские косяки.

Хан Джанкар продаёт своих лошадей, а татары назначают цены и за коней борются: садятся друг напротив друга и друг друга плетьми стегут. Когда на продажу выставляют нового красавца коня, Иван Северьяныч не сдерживается и, выступая за одного из ремонтёров, запарывает татарина до смерти. По «христианскому обычаю», его отводят за убийство в полицию, но он убегает от жандармов в самые «Рынь-пески». Татары «подщетинивают» ноги Ивана Северьяныча, чтобы не убежал. Иван Северьяныч передвигается лишь ползком, служит у татар лекарем, тоскует и мечтает о возвращении на родину. У него несколько жён «Наташ» и детей «Колек», которых он жалеет, но слушателям признается, что полюбить их не смог, потому как они «некрещёные». Иван Северьяныч совсем отчаивается попасть домой, но в степь приходят русские миссионеры «свою веру уставлять». Они проповедуют, но отказываются платить за Ивана Северьяныча выкуп, утверждая, что перед Богом «все равны и все равно». Спустя некоторое время одного из них убивают, Иван Северьяныч хоронит его по православному обычаю. Слушателям он объясняет, что «азията в веру надо приводить со страхом», потому как они «смирного бога без угрозы ни за что не уважат». Татары пригоняют из Хивы двух человек, которые приходят коней закупать, чтобы «войну делать». В надежде запугать татар они демонстрируют могущество своего огненного бога Талафы, но Иван Северьяныч обнаруживает ящик с фейерверком, сам представляется Талафой, обращает татар в христианскую веру и, найдя в ящиках «едкую землю», вылечивает ноги.

В степи Иван Северьяныч встречает чувашина, но отказывается с ним идти, потому как тот одновременно почитает и мордовского Керемети, и русского Николая Чудотворца. На пути попадаются русские, они крестятся и пьют водку, но прогоняют «беспаспортного» Ивана Северьяныча. В Астрахани странник попадает в острог, откуда его доставляют в родной город. Отец Илья отлучает его на три года от причастия, но сделавшийся богомольным граф отпускает «на оброк», и Иван Северьяныч устраивается по конской части. После того как он помогает мужикам выбрать хорошую лошадь, о нем идёт слава как о чародее, и каждый требует рассказать «секрет». В том числе и один князь, берущий Ивана Северьяныча к себе на должность конэсера. Иван Северьяныч покупает для князя лошадей, но периодически у него случаются пьяные «выходы», перед которыми он отдаёт князю на сохранность все деньги для покупок. Когда князь продаёт прекрасную лошадь Дидону, Иван Северьяныч сильно печалится, «делает выход», но на этот раз оставляет деньги при себе. Он молится в церкви и отправляется в трактир, где встречает «препус-тейши-пустого» человека, утверждающего, что пьёт, потому как «добровольно на себя слабость взял», чтобы другим легче было, и бросить пить ему христианские чувства не позволяют. Новый знакомый накладывает на Ивана Северьяныча магнетизм для освобождения от «усердного пьянства», а с тем чрезвычайно его поит. Ночью Иван Северьяныч попадает в другой трактир, где тратит все деньги на прекрасную певунью цыганку Грушеньку. Повинившись князю, он узнает, что хозяин и сам за Грушеньку полсотни тысяч отдал, выкупил её из табора и поселил в своём доме. Но князь - человек переменчивый, ему надоедает «любовное слово», от «изумрудов яхонтовых» в сон клонит, к тому же кончаются все деньги.

Отправившись в город, Иван Северьяныч подслушивает разговор князя с бывшей любовницей Евгенией Семеновной и узнает, что его хозяин собирается жениться, а несчастную и искренне полюбившую его Грушеньку хочет выдать замуж за Ивана Северьяныча. Вернувшись домой, он не застаёт цыганку, которую князь тайно отвозит в лес на пчельню. Но Груша сбегает от своих охранниц и, грозя, что станет «стыдною женщиной», просит Ивана Северьяныча её утопить. Иван Северьяныч просьбу исполняет, а сам в поисках скорой смерти выдаёт себя за крестьянского сына и, отдав все деньги монастырю как «вклад за Грушину душу», идёт на войну. Он мечтает погибнуть, но «ни земля, ни вода принимать не хочет», а отличившись в деле, рассказывает полковнику об убийстве цыганки. Но слова эти не подтверждаются направленным запросом, его производят в офицеры и отправляют в отставку с орденом святого Георгия. Воспользовавшись рекомендательным письмом полковника, Иван Северьяныч устраивается «справщиком» в адресный стол, но попадает на ничтожную букву «фиту», служба не ладится, и он уходит в артисты. Но репетиции проходят на страстной неделе, Ивану Северьянычу достаётся изображать «трудную роль» демона, да к тому же, заступись за бедную «дворяночку», он «треплет за вихры» одного из артистов и уходит из театра в монастырь.

По словам Ивана Северьяныча, монастырская жизнь его не тяготит, он и там остаётся при лошадях, но принимать старший постриг не считает для себя достойным и живёт в послушании. На вопрос одного из путников он рассказывает, что вначале ему являлся бес в «соблазнительном женском образе», но после усердных молитв остались только маленькие бесы, «дети». Однажды Иван Северьяныч зарубает беса топором, но он оказывается коровой. А за другое избавление от бесов его на целое лето сажают в пустой погреб, где Иван Северьяныч открывает в себе дар пророчества. На корабле Иван Северьяныч оказывается потому, что монахи отпускают его на богомоление в Соловки к Зосиме и Савватию. Странник признается, что ожидает близкой смерти, потому как дух внушает ополчаться и идти на войну, а ему «за народ умереть хочется». Закончив рассказ, Иван Северьяныч впадает в тихую сосредоточенность, вновь ощущая в себе наитие таинственного вещательного духа, открывающегося лишь младенцам.

Николай Лесков – русский писатель, публицист и мемуарист. В своих произведениях он уделял большое внимание русскому народу.

В поздний период своего творчества Лесков написал ряд сатирических рассказов, многие из которых не прошли цензуру. Николай Лесков был глубоким психологом, благодаря чему мастерски описывал характеры своих героев.

Более всего его знают по известному произведению «Левша», которое удивительным образом передает особенности русского характера.

В Лескова было много интересных событий, с главными из которых мы вас познакомим прямо сейчас.

Итак, перед вами краткая биография Лескова .

Биография Лескова

Николай Семенович Лесков родился 4 февраля 1831 г. в селе Горохове, Орловской губернии. Его отец, Семен Дмитриевич, был сыном священника. Он тоже окончил семинарию, однако предпочел работать в Орловской уголовной палате.

В будущем, рассказы отца-семинариста и деда-священника серьезно отразятся на формировании взглядов писателя.

Отец Лескова был очень одаренным следователем, способным распутать самое трудное дело. Благодаря своим заслугам, он был удостоен дворянского титула.

Мать писателя, Мария Петровна, была родом из дворянской семьи.

Кроме Николая, в семье Лесковых родилось еще четверо детей.

Детство и юность

Когда будущему писателю едва исполнилось 8 лет, отец серьезно поссорился со своим руководством. Это привело к тому, что их семейство переехало в деревню Панино. Там они купили дом и начали вести простой образ жизни.

Достигнув определенного возраста, Лесков отправился учиться в Орловскую гимназию. Интересен факт, что практически по всем предметам юноша получал низкие оценки.

После 5 лет учебы ему было выдано свидетельство об окончании всего 2-х классов. Биографы Лескова предполагают, что в этом были виноваты преподаватели, которые жестко относились к ученикам и часто наказывали их физически.

После учебы Николаю пришлось устроиться на работу. Отец определил его в уголовную палату канцелярским служителем.

В 1848 г. в биографии Лескова произошла трагедия. От холеры скончался отец, в результате чего их семья осталась без опоры и кормильца.

На следующий год, по собственному прошению Лесков устроился в казенную палату в Киеве. На тот момент он проживал у своего родного дяди.

Находясь на новом рабочем месте, Николай Лесков серьезно заинтересовался и чтением книг. Вскоре он начал посещать университет в качестве вольнослушателя.

В отличие от большинства учеников юноша внимательно слушал лекторов, с жадностью поглощая новые знания.

В данный период биографии он серьезно увлекся иконописью, а также завел знакомство с разными старообрядцами и сектантами.

Затем Лесков устроился работать в компанию «Шкотт и Вилькенс», принадлежавшую его родственнику.

Его часто отправляли в командировки, в связи с чем ему удалось побывать в разных . Позже этот отрезок времени Николай Лесков назовет лучшим в своей биографии.

Творчество Лескова

Впервые Николаю Семеновичу Лескову захотелось взяться за перо во время работы в «Шкотт и Вилькенс». Каждый день ему приходилось встречаться с различными людьми и быть свидетелем интересных ситуаций.

Изначально он писал статьи на повседневные социальные темы. Например, он обличал чиновников в незаконной деятельности, после чего на некоторых из них были заведены уголовные дела.

Когда Лескову исполнилось 32 года, он написал повесть «Житие одной бабы», которую потом опубликовали в петербургском журнале.

Затем он представил еще несколько рассказов, которые были положительно восприняты критиками.

Окрыленный первым успехом, он продолжил писательскую деятельность. Вскоре из-под пера Лескова вышли очень глубокие и серьезные очерки «Воительница» и «Леди Макбет Мценского уезда».

Интересен факт, что Лесков не только мастерски передавал образы своих героев, но и украшал произведения интеллектуальным юмором. Нередко в них присутствовал сарказм и искусно замаскированная пародия.

Благодаря этим приемам, Николай Лесков выработал свой собственный и уникальный литературный стиль.

В 1867 г. Лесков попробовал себя в качестве драматурга. Он написал множество пьес, многие из которых ставились на сценах театров. Особенную популярность приобрела пьеса «Расточитель», повествующая о купеческой жизни.

Затем Николай Лесков издал несколько серьезных романов, в числе которых были «Некуда» и «На ножах». В них он критиковал разного рода революционеров, а также нигилистов.

Вскоре его романы вызвали волну недовольства со стороны властной элиты. Редакторы многих изданий отказывались публиковать его произведения в своих журналах.

Следующим трудом Лескова, который сегодня входит в обязательную школьную программу, стал «Левша». В нем он в красках описывал мастеров оружейного дела. Лескову удалось настолько хорошо изложить сюжет, что о нем начали говорить, как о выдающемся писателе современности.

В 1874 г. по решению Министерства народного просвещения, Лескова утвердили на должность цензора новых книг. Таким образом, ему приходилось определять, какая из книг имеет право выходить в печать, а какая нет. За свою работу Николай Лесков получал очень маленькую заработную плату.

В этот период биографии им была написана повесть «Очарованный странник», опубликовать которую не захотело ни одно издательство.

Повесть отличалась тем, что многие ее сюжеты намеренно не имели логического завершения. Критики не поняли идею Лескова и весьма саркастично отозвались о повести.

После этого Николай Лесков выпустил сборник рассказов «Праведники», в котором он описывал судьбы простых людей, повстречавшихся на его пути. Однако и эти произведения были отрицательно восприняты критиками.

В 80-е годы в его работах начали отчетливо появляться признаки религиозности. В частности, Николай Семенович писал о раннем христианстве.

На позднем этапе своего творчества Лесков писал произведения, в которых обличал чиновников, военнослужащих и церковных деятелей.

К данному периоду творческой биографии относятся такие труды, как «Зверь», «Пугало», «Тупейный художник» и другие. Кроме этого, Лескову удалось написать ряд рассказов для детей.

Стоит заметить, что говорил о Лескове, как о «самом русском из наших писателей», а и считали его одним из главных своих учителей.

Отзывался о Николае Лескове так:

«Как художник слова Н. С. Лесков вполне достоин встать рядом с такими творцами русской, каковы Л. Толстой, Тургенев, . Талант Лескова силою и красотой своей немногим уступает таланту любого из названных творцов священного писания о русской земле, а широтою охвата явлений жизни, глубиною понимания бытовых загадок её, тонким знанием великорусского языка он нередко превышает названных предшественников и соратников своих».

Личная жизнь

В биографии Николая Лескова было 2 официальных брака. Его первой женой стала дочь богатого предпринимателя Ольга Смирнова, на которой он женился в 22-летнем возрасте.

Со временем у Ольги начались психические расстройства. Позже ее даже пришлось отправить на лечение в клинику.


Николай Лесков и его первая жена Ольга Смирнова

В этом браке у писателя родилась девочка Вера и мальчик Митя, который умер в раннем возрасте.

Оставшись фактически без жены, Лесков начал сожительствовать с Екатериной Бубновой. В 1866 г. у них родился сын Андрей. Прожив в гражданском браке 11 лет, они решили расстаться.


Николай Лесков и его вторая жена Екатерина Бубнова

Интересен факт, что Николай Лесков практически на протяжении всей своей биографии был убежденным вегетарианцем. Он являлся ярым противником убийства ради пропитания.

Более того, в июне 1892 г. в газете «Новое время» Лесков опубликовал призыв под названием «О необходимости издания на русском языке хорошо составленной обстоятельной кухонной книги для вегетарианцев».

Смерть

На протяжении всей жизни Лесков страдал от приступов астмы, которая в последние годы начала прогрессировать.

Похоронен в Санкт-Петербурге на Волковском кладбище.

Незадолго до смерти, в 1889-1893 гг., Лесков составил и издал у А. С. Суворина «Полное собрание сочинений» в 12 томах, куда вошли большей частью его художественные произведения.

Впервые по-настоящему полное (30-томное) собрание сочинений писателя стало выходить в издательстве «Терра» с 1996 г. и продолжается до сих пор.

Если вам понравилась краткая биография Лескова – поделитесь ею в социальных сетях. Если же вам нравятся биографии великих людей вообще, и в частности – подписывайтесь на сайт . С нами всегда интересно!

Понравился пост? Нажми любую кнопку.

Имя: Николай Лесков (Nikolay Leskov)

Возраст: 64 года

Деятельность: писатель

Семейное положение: был в разводе

Николай Лесков: биография

Николая Лескова называют родоначальником русского сказа - в этом плане писатель встал в один ряд с . Автор прославился как публицист с острым, обличающим пороки общества пером. А позднее удивил коллег знанием психологии, нравов и обычаев народа родной страны.

Детство и юность

Лесков родился в поселке Горохово (Орловская губерния). Отец писателя, Семен Дмитриевич, был выходцем из старинного духовного рода – его дед и отец служили священниками при церквушке в селе Лески (отсюда и фамилия).


Да и сам родитель будущего писателя окончил семинарию, но затем работал в Орловской уголовной палате. Отличался большим талантом следователя, способного распутать даже самое сложное дело, за что быстро поднялся по служебной лестнице и получил дворянский титул. Мама Мария Петровна происходила из московского дворянства.

В семье Лесковых, которая обосновалась в административном центре губернии, подрастало пятеро детей – две дочери и три сына, Николай был старшим. Когда мальчику исполнилось 8 лет, отец сильно повздорил с начальством и, прихватив семейство, удалился в деревню Панино, где занялся сельским хозяйством – сам пахал, сеял, ухаживал за садом.


С учебой у юного Коли отношения складывались отвратительные. Пять лет мальчик учился в Орловской гимназии, а в итоге имел на руках свидетельство об окончании всего двух классов. Биографы Лескова винят в этом систему образования тех времен, которая зубрежкой и косностью отбивала желание постигать науки. Особенно у таких неординарных, творческих личностей, как Коля Лесков.

Пришлось Николаю идти работать. Отец пристроил отпрыска в уголовную палату служащим, а через год скончался от холеры. В то же время на семью Лесковых обрушилось еще одно горе – дотла сгорел дом со всем имуществом.


Молодой Николай отправился знакомиться с миром. По собственному прошению юношу перевели в казенную палату в Киев, где жил и профессорствовал в вузе родной дядя. В украинской столице Лесков окунулся в интересную, насыщенную событиями жизнь – увлекся языками, литературой, философией, сидел за партой в качестве вольнослушателя в университете, крутился в кругах сектантов и старообрядцев.

Обогатила жизненный опыт будущего писателя работа у другого дядя. Муж-англичанин маминой сестры позвал племянника в свою компанию «Шкотт и Вилькенс», должность предполагала длительные и частые командировки по всей России. Это время писатель называл лучшим в своей биографии.

Литература

Мысль посвятить жизнь искусству слова посещала Лескова давно. Впервые молодой человек задумался о писательском поприще, колеся по российским просторам с заданиями от компании «Шкотт и Вилькенс» - поездки дарили яркие события и типажи людей, которые так и просились на бумагу.

Первые шаги в литературу Николай Семенович сделал как публицист. Писал статьи «на злобу дня» в петербургские и киевские газеты, на чиновников и полицейских врачей обрушилась критика в коррупции. Успех публикаций был грандиозным, завели несколько служебных расследований.


Проба пера как автора художественных произведений случилась только в 32 года – Николай Лесков написал повесть «Житие одной бабы» (сегодня мы знаем ее как «Амур в лапоточках»), которую получили читатели журнала «Библиотека для чтения».

С первых же работ о писателе заговорили как о мастере, умеющем ярко передать женские образы с трагичной судьбой. А все потому, что вслед за первой повестью вышли гениальные, проникновенные и сложные очерки «Леди Макбет Мценского уезда» и «Воительница». Лесков умело вплетал в представленную темную строну жизни индивидуальный юмор и сарказм, демонстрируя уникальный стиль, который позже признали разновидностью сказа.


В круг литературных интересов Николая Семеновича входила и драматургия. Начиная с 1867 года писатель начал создавать пьесы для театров. Одна из популярных – «Расточитель».

Лесков громко заявил о себе и как романист. В книгах «Некуда», «Обойденные», «На ножах» высмеивал революционеров и нигилистов, заявляя о неготовности России к радикальным переменам. Такую оценку творчеству писателя после прочтения романа «На ножах» дал :

«…после злого романа «На ножах» литературное творчество Лескова сразу становится яркой живописью или, скорее, иконописью, - он начинает создавать для России иконостас ее святых и праведников».

После выхода романов, критикующих революционных демократов, редакторы журналов устроили Лескову бойкот. Не отказывался от сотрудничества с писателем только Михаил Катков, возглавляющий «Русский вестник», но работать с этим литератором было невозможно – нещадно правил рукописи.


Следующим произведением, вошедшим в сокровищницу родной литературы, стала легенда о мастерах оружейного дела «Левша». В ней неповторимый стиль Лескова заблистал новыми гранями, автор сыпал оригинальными неологизмами, наслаивал друг на друга события, создав сложный каркас. О Николае Семеновиче заговорили как о сильном писателе.

В 70-х годах писатель переживал трудные времена. Министерство народного просвещения поставило Лескова на должность оценщика новых книг – он решал, можно пропускать издания к читателю или нет, и получал за это мизерный оклад. К тому же очередную повесть «Очарованный странник» отвергли все редакторы, включая Каткова.


Это произведение литератор задумывал как альтернативу традиционному жанру романа. Повесть объединила несвязанные сюжеты, причем они не закончены. «Свободную форму» критики разбили в пух и прах, и Николаю Семеновичу пришлось публиковать обрывки своего детища в россыпи изданий.

В дальнейшем автор обратился к созданию идеализированных персонажей. Из-под его пера вышел сборник рассказов «Праведники», включивший зарисовки «Человек на часах», «Фигура» и другие. Писатель представил прямодушных совестливых людей, утверждая, что всех встретил на жизненном пути. Впрочем, критики и коллеги приняли работы с сарказмом. В 80-х годах праведники приобрели религиозные черты – Лесков писал о героях раннего христианства.


На закате жизни Николай Семенович вновь обратился к изобличению чиновников, военных, представителей церкви, подарив литературе произведения «Зверь», «Тупейный художник», «Пугало». А еще именно в это время Лесков написал рассказы для детского чтения, которые с радостью брали редакторы журналов.

Среди гениев литературы, прославившихся позже, нашлись верные поклонники Николая Лескова. считал самородка из орловской глубинки «самым русским писателем», а и возводили мужчину в ранг своих наставников.

Личная жизнь

По меркам 19 века личная жизнь Николая Семеновича складывалась неудачно. Писатель успел сходить под венец дважды, причем второй раз при живой первой жене.


Лесков женился рано, в 22 года. Избранницей стала Ольга Смирнова, наследница киевского предпринимателя. В этом браке родилась дочь Вера и сын Митя, который умер еще маленьким. Супруга страдала расстройством психики и позже часто лечилась в петербургской клинике Святого Николая.

Николай Семенович, по сути, лишился жены и решил вступить в гражданский брак с Екатериной Бубновой, вдовствующей уже несколько лет. В 1866 году Лесков стал отцом в третий раз – на свет появился сын Андрей. По этой линии в 1922 году родилась будущая знаменитость балета Татьяна Лескова, правнучка автора «Очарованного странника». Но и со второй женой Николай Семенович не ужился, спустя 11 лет супруги разошлись.


Лесков слыл идейным вегетарианцем, считал, что животных нельзя убивать ради пропитания. Мужчина опубликовал статью, в которой разделил веганов на два лагеря – тех, кто ест мясо, соблюдая своеобразный пост, и тех, кто жалеет невинных живых существ. Себя относил к последним. Писатель призывал создать поваренную книгу для российских единомышленников, которая бы включала «зеленые» рецепты из доступных для россиян продуктов. И в 1893 году такое издание появилось.

Смерть

Николай Лесков всю жизнь страдал от астмы, в последние годы болезнь обострилась, приступы удушья стали случаться все чаще.


21 февраля (5 марта по новому стилю) 1895 года писателю не удалось справиться с обострением недуга. Похоронили Николая Семеновича в Санкт-Петербурге на Волковском кладбище.

Библиография

  • 1863 – «Житие одной бабы»
  • 1864 – «Леди Макбет Мценского уезда»
  • 1864 – «Некуда»
  • 1865 – «Обойденные»
  • 1866 – «Островитяне»
  • 1866 – «Воительница»
  • 1870 – «На ножах»
  • 1872 – «Соборяне»
  • 1872 – «Запечатленный ангел»
  • 1873 – «Очарованный странник»
  • 1874 – «Захудалый род»
  • 1881 – «Левша»
  • 1890 – «Чертовы куклы»


Беременность и роды