Тьютор: кто это и зачем он нужен. Тьюторство в образовании - это что такое? Описание

Рассмотрим, основные линии содержания работы тьютора.

Сейчас мы рассмотрим собственно деятельность тьютора в образовательном процессе.

Посмотрим на деятельность тьютора в образовательном процессе с нескольких точек зрения: с точки зрения функций тьютора, ис-полняемых им ролей, уровней компетентности, построения карьеры, осо-бенностей психологии (рис. 3).

Рис. 3. Схема деятельности тьютора

Функциональный взгляд на деятельность показывает то, что тьютор должен делать в ходе образовательного процесса с обучающимися. Под функциями тьютора, здесь рассмотрим - задачи, которые тьютор должен решать с обучающимися.

Ролевой взгляд на деятельность покажет особое поведение тьютора, которое максимально способствует осуществлению функций. Рассмотрим роли, которые тьютор может играть в отношениях с обучающимися, чтобы успешно влиять на образовательный процесс.

Компетентностный взгляд на деятельность тьютора подчеркивает необходимые знания, умения, навыки, способности и другое, что характеризует тьютора как профессионала. Карьерный взгляд на деятельность тьютора показывает его развитие. Этот аспект деятельности (по мнению многих авторов) важен для тех, кто мыслит процессами, а не состояниями, кто лучше понимает любое явление, когда видит его в из-менениях.

Психологический взгляд на деятельность тьютора показывает тонкие грани внутренней готовности в ее исполнении. Этот аспект деятельности дополняет ее внешнюю сторону различением ее внутренних событий.

Задачи тьютора.

Придадим деятельности тьютора характер задач, которые он должен решать, занимаясь с обучающимися. Это могут быть деловые игры, групповые дискуссии, концептуальные упражнения и другое, но все это -- лишь формы, в которых тьюторы работают над содержанием образовательной деятельности.

Выделяют следующие инвариантные функции, кото-рые тьютор должен исполнять.

· Управленческая функция.

· Диагностическая функция.

· Функция целеполагания.

· Мотивационная функция.

· Функция планирования.

· Коммуникативная функция.

· Функция контроля.

· Функция рефлексии.

· Методическая функция.

В отличие от дея-тельности традиционного педагога высшей школы, деятельность тьютора гораздо больше связана с целенаправленным развитием познавательной самостоятельности обучающихся. Это обстоятельство требует освоения управленческой функции , которая включает следующие конкретные действия:

· определение цели собственной деятельности и деятельности обучаю-щихся;

· наблюдение за ходом деятельности обучающихся;

· оценку соответствия хода познавательной деятельности обучающихся желаемому облику этой деятельности;

· оценку результатов взаимодействия тьютор - обучающийся и учебно-го процесса в целом;

· разработку решений по изменению деятельности обучающихся.

· реализацию решений по изменению и стимулированию познаватель-ной деятельности обучающихся;

· корректировку собственной деятельности, а также деятельности обу-чающихся путем осуществления необходимых регулятивных действий, способных изменить ситуацию, ликвидировать нежелательные откло-нения от направления обучения.

Управлять деятельностью означает следующее:

· изменять людей -- исполнителей деятельности;

· изменять цели деятельности;

· изменять процессы деятельности;

· изменять отношения между людьми, целями и процессами деятельности.

В образовательной деятельности все это приобретает особое значение, поскольку здесь люди - познающие субъекты, цели - желаемые уровни знаний, умений, способностей. Данные объекты управления объединяют в две большие группы:

· управление мыслительной деятельностью обучающихся,

· управление познавательной деятельностью обучающихся.

Диагностическая функция связана с участием тьютора в реализации од-ного из важнейших, пронизывающих всю его работу действия - анализа.

Под аналитической деятельностью тьютора понимают, синоним его мыслительной, интеллектуальной дея-тельности по переработке профессионально значимой информации. Ана-лиз понимается как проникновение в суть дела, как действие, рас-крывающее причины учебных событий, результатом которого является ди-агноз - оценка действительного состояния учебной деятельности обучаю-щихся. Диагностическая функция позволяет взвешенно оценить происхо-дящее, положительные и негативные стороны деятельности обучающихся.

В работе тьютора эта функция проявляется в следующих действиях:

· изучение исходных данных об обучающихся (возраст, место работы, стаж в занимаемой должности, степень занятости на работе, уровень образования, наличие предыдущего опыта обучения и др.);

· определение индивидуальных особенностей обучающихся (стиль обучения, доминирующий тип мышления, уровень развитости спо-собностей и др.);

· определение установок обучающихся на обучение, их потребностей, мотивов, ожиданий, опасений и причин, их вызывающих;

· определение и анализ опыта, знаний и умений обучающихся по со-держанию курса, а также успешного или неуспешного предыдущего опыта обучения;

· диагностика степени усвоения обучающимися содержания изучае-мого курса (идей, моделей и концепций).

Функция целеполагания составляет основу работы тьютора. Тьютор должен устанавливать и формулировать разнообразные цели, например, долгосрочные и краткосрочные цели образования и обучения обучающих-ся. Первые относятся ко всему периоду обучения, вторые -- к конкретному элементу учебного процесса. Это цели конкретных упражнений с обучающимися, цели того или иного собственного действия. Это учебные и организационные цели.

Для реализации функции целеполагания тьютору требуется решить следующие задачи:

· анализ целей модели обучения;

· определение содержания и специфики деятель-ности обучающихся;

· выделение типовых (наиболее часто встречающихся) задач, которые должны решать обучающиеся;

· определение наиболее типичных, связанных с личностными качествами затруднений и проблем, с которы-ми сталкивается в своей деятельности обучающийся;

· формулирование предполагаемых результатов деятельности обучаю-щихся (что они должны знать, уметь, чем должны владеть и какими должны быть);

· согласование целей, определенных Вами, с целями обучающихся;

· согласование целей с возможностями обучающихся по их дости-жению.

Вопрос целеполагания не последний в работе тьютора. Выделяют простую связь ведущую к проблеме: цель следует за осознанием чьего-то «хочу». Вся трудность целеполагания состоит в том, что-бы перед этим субъективным «хочу» сознавалось объективное «надо».

Мотивационная функция тьютора состоит в создании и поддержании включенности обучающихся в обучение и эффективное продвижение в курсе. Для осуществления этой функции необходимо уметь решать такие задачи:

· выяснять исходные ожидания обучающихся от обучения, индивиду-альные потребности и мотивы;

· формировать установки на продуктивную, главным образом само-стоятельную, деятельность;

· создавать в группе обучающихся атмосферу заинтересованности, до-верия и поддержки;

· стимулировать учебную мотивацию различными интерактивными методами обучения;

· организовывать и поддерживать общение обучающихся друг с дру-гом, что обычно способствует эффективной работе на занятиях.

Функция планирования заключается в упорядочении действий обучаю-щихся и своих в соответствии с задуманной целью. В какой-то мере эта функция напоминает построение стратегии достижения цели, но только планирование более детализировано, более конкретно.

Эффективное планирование в образовательном процессе основывается на умении:

· формировать учебные цели на основе четырехступенчатой модели развития специалиста (что он должен знать, уметь, чем должен вла-деть и кем должен быть) и с учетом анализа результатов предвари-тельной диагностики (потребностей обучающихся, их исходного уровня подготовки, профессионального опыта и др.);

· формировать стратегии и тактики собственной деятельности с обу-чающимися;

· определять последовательность действий в соответствии с постав-ленными целями и ожидаемыми результатами;

· разрабатывать структуру занятий с обучающимися как завершенный цикл деятельности (введение, ос ионная часть, заключение) с учетом доминанты совместной, а не индивидуальной деятельности обучаю-щихся;

· распределять время занятий с учетом целей, содержания и техноло-гий обучения, а также особенностей группы (специ-фикой индивидуальных стилей обучения обучающихся).

Не последней функцией тьютора является установление коммуника-ций . Данная функция особенно важна на первых этапах вза-имодействия тьютора с обучающимися - при формировании группы, уста-новлении взаимоотношений как между тьютором и обучающимися, так и между самими обучающимися. Выделяют следующие требования:

· быть открытым и доступным для обучающихся;

· понимать и реализовывать в своей деятельности тезис: «Все обучаю-щиеся одинаковые, все обучающиеся разные»;

· устанавливать между собой и обучающимися, а также между сами-ми обучающимися доброжелательные и партнерские взаимоотно-шения;

· организовывать совместную деятельность обучающихся в группе на основе сотрудничества, согласования целей групповой деятельности и способов их совместного достижения;

· формировать в группе благоприятный эмоциональный настрой, ат-мосферу поддержки и взаимопомощи, чувство сопричастности к группе;

Функция контроля . Никакое обучение, ни при каких условиях не мо-жет обойтись без обратной связи, без контроля выполнения работы, на-правленной на достижение намеченных целей. В широком смысле к функ-ции контроля относят также коррекцию и оценку. Тьютор должен по-мнить, что успешность выполнения этой функции закладывается и обеспе-чивается задолго до контроля, как такового, - в процессе планирования, так как именно на этом этапе формируются цели, критерии и показатели их достижения.

Рассмотрим, что должен выполнять тьютор в своей дельности с позиции функции контроля:

· анализировать задания обучающихся, определяя сте-пень успешности обучения и образования;

· комментировать недочеты и ошибки обучающихся в письменных за-даниях;

· оценивать качество выполненных заданий;

· корректировать деятельность обучающихся в соответствии с резуль-татами проверки заданий (ошибками и затруднениями обучающихся);

· вести мониторинг заданий;

· оценивать достижения отдельных обучающихся и группы в целом.

Роль функции рефлексии в деятельности тьютора, как и любого специа-листа, обучающего других людей, незаменима. Рефлексия является смыс-ловым центром личности и механизмом развития человека. Поэтому и тьютор, реализуя эту функцию, имеет возможность индивидуально и про-фессионально развиваться. Что становится объектом рефлексии, объектом мыслительного отражения тьютора? С одной стороны, рефлексия может быть направлена на цели и со-держание курса, на технологии его воплощения в учебном процессе, на достигнутые результаты (их соответствие целям, меры этого соответст-вия и др.), на характер и средства коммуникации, на стиль общения, на распределение ролей в группе и т.п. С другой стороны, предметом ре-флексии становятся способы организации собственной деятельности, общения и мышления тьютора, его самоизменения. Следовательно, функция рефлексии реализуется в таких задачах деятельности:

· организация анализа возможностей тьютора;

· организация рефлексии собственной деятельности и общения тью-тора на предмет выявления его индивидуальных особенностей (идеи и принципы, которыми тьютор руководствуется в работе, предпочитаемый стиль обучения и др.), его затруднений, ошибок и достижений;

· идентификация движущих сил развития тьютора и сил, препятству-ющих этому;

· создание в деятельности обучающихся «поводов» для рефлексии - проблемных ситуаций;

· организация рефлексии деятельности обучающихся с целью анали-за их деятельности, понимания места «проблемных точек» (затруд-нений), вызвавших их причин и версий устранения затруднений, а также понимания того, что необходимо знать и уметь самому обуча-ющемуся.

Методическая функция тьютора относится к числу важных функций.

К действиям составляющих данную функцию от-носятся:

· создание необходимых средств для организации учебного процесса (специальных заданий, комплектов вопросов, набора конкретных ситуаций, иллюстративного материала и др.);

· разработка различных контрольно-диагностических методик: пе-речня контрольных вопросов, анкет, опросных листов, информаци-онных карт, тестовых материалов и др.;

· анализ и описание собственного тыоторского опыта;

· внедрение в собственную деятельность эффективного опыта других тьюторов.

Широкое поле деятельности тьютора позволят проявлять себя с самых разных сторон. Большинство из рассмотренных функций приходится вы-полнять всем тьюторам: это потребно-стями образовательного процесса. Однако на разных этапах обучения со-вокупность доминирующих функций тьютора изменяется.

В 2008 г. в Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов появилась новая строка «тьютор», кто это, тогда практически никто не знал. Да и сейчас тьюторство редко встречается в российской образовательной системе, а собственно к этой области и относится данная профессия.

Кто такие тьюторы в университете?

Традиция тьюторства возникла в средние века в университетах Англии, и сохранилась до настоящего времени в Европе и США, где каждый человек знает, кто такой тьютор в вузе. Студент сам выбирает лекции, которые он будет посещать. А тьютор помогает сделать этот выбор эффективным, курирует процесс самообразования. Таким образом, тьютор – это наставник, специалист, работающий индивидуально с одним или несколькими учащимися.

Тьютор - должностные обязанности

Тьюторская деятельность не связана непосредственно с процессом передачи знаний. Тьютор в образовании – это не учитель, а персональный наставник. Существует разница между индивидуализацией учебного процесса и индивидуальным подходом:

  1. Хороший педагог при подаче учебного материала учитывает особенности своих учеников. Индивидуальный подход к каждому учащемуся способствует лучшему усвоению академической программы (общей для всех), состоящей из учебных дисциплин (одинаковых для всех).
  2. Индивидуализация дает студентам свободу выбора изучаемых дисциплин, специализаций, посещаемости лекций, но не освобождает от необходимости показать надлежащий объем знаний на экзаменах. Чтобы процесс обучения при таком подходе проходил успешно, необходима помощь тьютора.

В его должностные обязанности входит:

  • выявление интересов ученика, его и талантов;
  • содействие школьникам и студентам в профессиональной ориентации и выборе профилирующих учебных предметов;
  • согласование академического плана образовательного учреждения с индивидуальными наклонностями воспитанников;
  • помощь учащимся в составлении персонального учебного плана, в выборе литературы и учебных материалов, необходимых для самообразования;
  • взаимодействие с преподавателями, администрацией, родителями или попечителями с целью создания условий для развития личности и самоопределения воспитанников.

Как стать тьютором?

Тьютор – профессия новая. Методика подготовки таких специалистов до конца еще не разработана. В ряде случаев Курсы повышения квалификации предлагают перепрофилирование педагогов. Однако с учетом специфики работа тьютором требует академического образования. Поэтому некоторые педагогические институты начали обучение данной профессии. Например, в Московском педагогическом государственном университете есть магистратура Тьюторство в сфере образования, где учат на тьютора.

Качества тьютора

Характеристика тьютора включает как , так и профессиональные навыки:

  • общение с людьми разными по возрасту и состоянию здоровья (коммуникативные);
  • обучение и создание условий для развития гармоничной личности (педагогические);
  • создание внутреннего психологического настроя подопечного (психологические);
  • знание возрастной физиологии и гигиены;
  • юридическая грамотность в вопросах образования.

Сколько зарабатывает тьютор?

Если перефразировать известное выражение, то на вопрос «тьютор, кто это?» ответом будет – «человек, работающий не за гонорар, а за совесть». Конкретные условия и особенности работы тьютора определяют время его занятости и способы оплаты. Тьюторское сопровождение в образовательном процессе особенно необходимо в 3 случаях:

  1. В инклюзивном образовании работа с детьми-инвалидами (помощь в обучении, в общении со сверстниками и преподавателями) требует долгосрочного участия наставника, с которым заключается договор о тьюторских услугах с ежемесячной оплатой 30-50 тыс. руб.
  2. Старшеклассникам и студентам помощь в самообразовании и профориентации с учетом их интересов и наклонностей может оказывать консультант с почасовой оплатой от 500 до 5000 руб.
  3. Взрослым людям оказывать содействие в смене профессиональной деятельности и в получении новых знаний тьютор может дистанционно (в скайпе или по электронной почте) с оплатой за каждое проведенное занятие от 70 до 100 $.



Одно из распространенных направлений реформирования современного образования связано с введением новых профессий и педагогических специальностей. Сегодня мир отличается ростом самосознания, актуальным становится право на индивидуальную траекторию развития. Главным источником совершенствования образования становятся компьютерные инновации. Современный студент показывает неповторимость в способах приобретения знаний, навыков и умений. С одной стороны, он является обучающимся с большими интеллектуальными и познавательными способностями, с другой - нередко это безучастный, получающий информацию человек, не проявляющий тяги к знанию.

Сейчас главной целью образования становится необходимость воспитать выпускника, которому возможно придётся не раз в жизни поменять свои жизненные стратегии, профессиональные обязанности, что на данном этапе развития общества сменяются ситуативно, как индивидуальные, а не имеющие регламентированной «формы». Образование не может не быть индивидуализированным, это меняет взгляд на педагогические отношения. Из просветительской модели происходит трансформация в сопровождающую . Исходя из вышесказанного, введение принципа индивидуализации образования, является более чем актуальным вопросом современности. Поэтому сегодня появляются предпосылки для развития тьюторства как педагогической деятельности, отличающейся индивидуализированностью взаимодействия преподавателя с обучающимся.

Возникновение тьюторства

Институт тьюторства сформировался ещё в 12 веке в английских университетах и имел отпечаток монашеского, особого значения. Это обосновывается тем, что учебные заведения создавались на исторической основе монастырской жизни.

Тьюторство зародилось в старейших университетах, таких, как Кембридж и Оксфорд, которые являются образцом децентрализованного высшего образования, когда студенты обучаются и живут на протяжении всего учебного периода в университетском городке. В условиях отсутствия образовательных стандартов и большой академической свободы студенту необходим был наставник, способный помочь сориентироваться в большом объёме предоставляемых образовательных услуг и сопоставить их с личными возможностями и потребностями воспитанника. Тьютор, налаживая диалог со студентом, помогал определить какие практические занятия и лекции необходимо посетить, содействовал в составлении индивидуального плана учебной работы, наблюдал за выполнением профессорских требований и готовностью учеников к экзаменам.

К XVII в. тьютор становится основной фигурой учебного процесса, заменяя профессуру в организации индивидуальной учебной работы: сплотив возле себя одного или двух студентов, определивших его своим наставником, он выбирал объём и круг необходимых для воспитанников знаний и самостоятельно принимал экзамены и зачёты по итогам освоения выданных им же материалов. Джон Локк - знаменитый английский педагог, живший в XVII в. - указывал, что тьютор не только обеспечивает усвоение учеником знаний: «Задача тьютора - развить потенциальные возможности ребенка, что подготовило бы к делу его жизни. Тьюторское образование - это процесс формирования характера, построение склада ума и тела. Цель тьютора - не столько научить ребенка всему, что известно, сколько воспитать его в любви и уважении к знанию». Иначе говоря, в этот период тьютор стал преподавателем и воспитателем, производившим «уникальный», «единичный» образовательный продукт, который невозможно было измерить никакими стандартами, и в принципе не мог быть воспроизведён кем-либо ещё.

Трактовки тьюторства в современном образовании

Нельзя сказать, что данная профессия стала чем-то новым для России. Так, ещё в 2007 году организовали «Межрегиональную тьюторскую ассоциацию». Её появление связано с поиском новых образовательных технологий, непрерывным образованием личности, потребностью в самореализации.

Известно множество вариантов определения слова «тьютор». Например, перевод с английского языка звучит следующим образом: tutor - наставник, домашний учитель, репетитор, опекун. Из словаря «Терминология в системе дополнительного профессионального образования» следует, что тьютор - лицо, преподаватель облегчающий процесс обучения, чья задача - быть знающим наставником своих воспитанников .

Исследователи выделяют три главные составляющие современного понимание термина тьюторство .

1. Тьюторство - поддержка (вид педагогической деятельности, нацеленный на формирование самостоятельности и независимости субъекта в решении образовательных задач).

2. Тьюторство - сопровождение (помощь направленная на воплощение индивидуальных образовательных программ, проектных работ, исследовательской деятельности).

3. Тьюторство - фасилитация (деятельность направленная на помощь в профессиональном, культурном и личностном самоопределении).

Данная специальность внесена в «Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих», она утверждена приказом Минздравсоцразвития РФ (5 мая 2008 г., №216), и тьюторы уже работают российских в образовательных организациях. Однако на сегодняшний день тьюторство еще не имеет стандартизированного описания специфики как профессиональной педагогической деятельности и процесса подготовки к осуществлению. До сих пор актуальны вопросы: кто же такой тьютор, и чем он отличается от учителя? Импортируется ли эта профессия из зарубежных образовательных систем или вырастет из нашей почвы?

Основные виды тьюторства в высшем образовании

В настоящее время в российской образовательной системе тьютор, в европейском понимании этого термина, отсутствует. Однако в высшей школе его функции частично реализуются участниками данного процесса - самими студентами, активами студенческого самоуправления, преподавателями и научными руководителями различных проектов.

Существует несколько направлений, где тьютор может найти своё применение, в зависимости от своего педагогического опыта и уровня квалификации. Перечислим и кратко охарактеризуем виды тьюторской деятельности, встречающейся в вузах.

«Тьютор-стажёр» . Им может стать студент старших курсов, активист студенческого самоуправления. Они оказывают помощь абитуриентам, студентам младших курсов в адаптации к процессу обучения, вовлекают во внеучебную работу и помогают освоить университетское пространство.

«Академический тьютор» - магистр с обязательной тьюторской подготовкой, работа которого направлена на разработку и реализацию индивидуального учебного плана, что является актуальным при введении кредитно модульной системы обучения.

«Тьютор-наставник» - прошедший тьюторскую подготовку выпускник вуза, возможно, имеющий учёную степень. Основной задачей тьютера этого уровня будет сопровождение и помощь в процессе формирования личных и профессиональных компетенций будущего специалиста.

«Тьютор-супервизор» - профессор, непосредственной задачей которого становится «усиление» рефлексии и организацию работы тьюторов, формирование, поддержку и выявления специфического стиля педагога.

Перспективы развития тьюторства в российском профессиональном образовании

Тьютор - это педагог, однако особый педагог, цель которого заключается в помощи студенту научиться находить средства самостоятельного достижения поставленных задач. Он стремиться направить своего подопечного к свободе и самостоятельности, учит понимать свои возможности, чтобы действовать эффективно и успешно.

Тьюторская деятельность, как становящаяся и инновационная, предполагает определение перечня функций и обязанностей согласно определённым целям и задачам.

Исходя из нормативно-правовых документов, разработанных Межрегиональной тьюторской ассоциацией, главной целью деятельности тьютора в процессе обучения является «…профессиональная педагогическая организация реализации и формирования индивидуальной образовательной программы (ИОП), постройка избыточной прогрессивной образовательной среды и других условий для положительной реализации ИОП».

Так как образовательные потребности студентов разнообразны в одних учебных учреждениях развивается направление тьюторского сопровождения студентов с ограниченными возможностями здоровья, в других - сопровождение дистанционного обучения, в третьих особое внимание уделяется сопровождению внеучебной деятельности.

Все эти направления характеризуются своими особенностями и потребностями, но общие понимание целей и идей тьюторства объединяет их. Во взаимодействии студента и тьютора лежит субъективная активность учеников, основными аспектами ответственности тьютора в процессе образования становятся…

Помощь в определении личного участия обучающегося в разработке индивидуальной образовательной программы;

Помощь в адаптации первокурсников (абитуриентов) к новой учебной среде;

Помощь в организации самостоятельной работы;

Помощь при усвоении общих и профессиональных компетенций;

Контроль учебных проектов, исследований, участия в олимпиадах;

Контроль за усвоением профессиональных навыков при прохождении практики;

Помощь в подготовке дипломной работы.

Таким образом, спектр обязанностей тьютора очень широк. При этом стоит помнить, что основной задачей тьютора будет формирование индивидуальной образовательной программы для студентов. Индивидуализация такого плана, предполагает закрепление главного выбора содержания образования за студентом. Тьютор не должен выбирать цели за студентов, он помогает увидеть обучающимся альтернативные пути их движения, оказывает помощь в развитии необходимых личных черт и компетенций .

Выводы

Нужен ли тьютор в российской образовательной системе? На данный момент сложно однозначно ответить на поставленный вопрос, принимая во внимания своеобразие отечественной системы образования. Да и сами студенты ещё не готовы нести ответственность за свои образовательные потребности. Однако и преподаватели также не готовы передать ответственность за конечные итоги образовательного процесса в руки обучающихся. Такая тенденция объясняется традиционной авторитарно-знаниевой системой приобретения знаний, доминирующей в российском образовании.

Тем не менее, современное общество нуждается в специалистах самостоятельных, креативных, обладающих широким и полным набором профессиональных компетенций. И вполне вероятно, внедрение института тьюторства, поможет решить данную задачу.

Использованные источники
1. Чиркова Н.В. «Тьютор» versus «учитель»? // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2009. - Вып. 2. С. 38.
2. Терминология в системе дополнительного профессионального образования: словарь. - М.: ИПК госслужбы. - 2001. - 107 с.
3. Кокамбо Ю.Д. Тьюторство как новая форма взаимодействия участников образовательного процесса / Ю. Д. Кокамбо, О. В. Скоробогатова // Вестник Амурского государственного университета. - 2013. - Вып. 60: Сер.: Гуманитар. науки. С. 110-115.

Случайные материалы:

Тьютор обеспечивает эффективное индивидуальное обучение студента или школьника. Специалист разрабатывает уникальную программу обучения и сопровождает учащегося при прохождении всей программы.


Заработная плата

20.000–30.000 руб. (rabota.yandex.ru)

Место работы

Должность тьютора представлена в школах и детских садах, учреждениях дополнительного образования.

Обязанности

Тьюторство в России — принципиально новый вид обучения, подразумевающий максимальную индивидуализацию учебного процесса. По сути, тьютор — это посредник между обычным педагогом и учеником. Специалист отслеживает, какой материал проще усваивается ребёнком, а какой сложнее. Исходя из полученных данных, тьютор формирует интерес к сложной теме, выстаивая правильный маршрут обучения.

Важные качества

Работа тьютора предполагает любовь к детям, стрессоустойчивость, спокойствие, рассудительность, высокий уровень ответственности, доброжелательность.

Отзывы о профессии

«Это педагог, который сопровождает индивидуальную образовательную программу ребёнка или взрослого. Он не передает общих знаний, умений или навыков, он не воспитывает, его задача — помочь ребёнку (или взрослому) зафиксировать собственные познавательные интересы, определить какие-то предпочтения, помочь понять, где и каким образом можно это реализовать, помочь выстроить свою программу».

Ковалева Татьяна Михайловна,
президент МОО «Межрегиональная тьюторская ассоциация», д. п. н., профессор кафедры педагогики МПГУ, руководитель тьюторской магистратуры.

Стереотипы, юмор

Профессия относительно новая в России. Чаще тьюторами становятся учителя и психологи, желающие повысить профессиональный уровень.

Обучение

Чтобы стать тьютором, необходимо получить высшее педагогическое образование. Направление представлено в Российском государственном педагогическом университете им. А. И. Герцена.

Педагогические вузы Москвы: Московский социально-педагогический институт, Московский городской психолого-педагогический университет, Московский государственный областной университет, Московский педагогический государственный университет, Московский городской педагогический университет.



Беременность и роды