Ведущая толстая. Биография феклы толстой

Режиссер и журналистка Фёкла Толстая (настоящее имя Анна Никитична Толстая), её биография в Википедия, история псевдонима, личная жизнь и фото в Инстаграм интересуют многих телезрителей.

Фёкла Толстая – биография

Родилась Анна в 1971 году в Москве. Ее родители – профессиональные филологи, а великий русский писатель Лев Николаевич Толстой приходится ей прапрадедушкой.

В детстве отец девочки называл её Фекляндией или Фёклой, и в дальнейшем это детское прозвище Анна взяла себе в качестве творческого псевдонима.

Притом что любовь к русской литературе и языку была у девочки в крови, родители дали ей ещё и прекрасное образование – она занималась музыкой и изучением нескольких иностранных языков. После окончания средней школы девушка пошла по стопам родителей и поступила в МГУ на филологический факультет, окончив его в 1994 году, а затем продолжила учебу в аспирантуре.

В 1995 года она поступила на режиссерский факультет ГИТИСа, который окончила в 2000 году.

Ещё во время учебы в этом вузе Анна стала пробовать себя на телевидении, сначала как режиссер, а затем и как ведущая канала «Культура». Позже она была приглашена на НТВ, где стала соведущей Петра Фадеева в программе «Всё сразу!». Работа в этой программе дала ей неоценимый профессиональный опыт, и возможность познакомиться со многими известными и интересными людьми, у которых она брала интервью.

Как говорит сама Фёкла, она вышла на новый уровень самостоятельности, когда начала работать на телеканале «Россия», где была ведущей таких передач, как «Народный артист» и «Стань звездой!».

Постепенно Фёкла зарекомендовала себя, как профессионал, которому не нужны заготовки в эфире, поскольку она обладала моментальной реакцией и личным взглядом на многие вещи. Вот почему, когда на Первый канал понадобилась ведущая для шоу «Большой обед», руководство сделало предложение именно Толстой.

Затем ей предложили участвовать ещё в одном грандиозном проекте этого канала – «Великие династии», который представлял собой цикл из документальных фильмов, рассказывающих о великих русских фамилиях – Голициных, Демидовых, Шереметевых, Трубецких, Толстых и других.

Кроме этой деятельности, Толстая является куратором проектов интернет-чтения, заключающихся в том, что сотни чтецов, среди которых известные актеры, режиссеры и обычные люди читают произведения русских классиков, таких как А. П. Чехов, Л. Н. Толстой, М. А. Булгаков и другие.

Фёкла Толстая – личная жизнь

Телеведущая не то что держит свою личную жизнь в тайне, но распространяться на эту тему не любит, поэтому многие её отношения остаются загадкой.

Доподлинно известно, что в официальном браке Фёкла не состоит. Как-то в одном из интервью она обмолвилась о том, что у неё был сожитель — женатый мужчина, но распространяться о подробностях не стала.

Ходят слухи, что в 2014 году Фёкла Толстая родила дочку, но никаких официальных подтверждений этой информации нет.

Ну а то, что некоторые СМИ писали о том, что Толстая вышла замуж за Чубайса, вызывает смех даже у неё самой, ведь столичный бомонд знает, что за известного политика вышла замуж совсем другая женщина – ведущая программы «Школа злословия» Авдотья Смирнова.

Фекла Толстая родилась в семье филологов. По паспорту - Анна, но с детства все называли ее Феклой. Так детское прозвище стало узнаваемым и изящным творческим псевдонимом. Окончив две школы - английскую и музыкальную - Фекла поступила на филфак МГУ. По образованию она филолог-славянист, переводчик с польского, но, помимо этого, знает еще сербский, французский и английский.

На телевидение Фекла Толстая попала тогда, когда решила получить второе образование и поступила в ГИТИС на режиссерский факультет. Во время учебы пришла на телевидение работать режиссером. Но вскоре стала еще и ведущей программ «Времечко» и «Ночной полет» Авторского ТВ (канал «Культура»).

В 2002 году Феклу пригласили на телеканал НТВ в качестве ведущей программы «Все сразу!» с Петром Фадеевым. Ее задача - освещение новостей мировой индустрии развлечений. Съемки в этой программе стали огромным и очень важным опытом. Она брала интервью у Табакова и Ахеджаковой , у Николаса Кейджа и Брайана Ферри, встречалась с великим множеством людей искусства, но самое главное - смогла преподнести зрителям легко и доступно все грани современной культуры.

Хорошей школой стало для Феклы участие в программах канала «Россия» «Стань звездой!» и «Народный артист». В ее карьере это были первые проекты такого масштаба. Как заметила сама ведущая, работа на РТР подняла ее на совсем иной уровень самостоятельности.

На Первом канале Фекла появилась в роли ведущей интерактивного шоу «Большой обед».

Этот проект был попыткой расширить границы привычного телевидения. Никогда еще актуальные проблемы и вечные темы не преподносились так, как в «Большом обеде». На роль ведущих нужны были профессионалы с моментальной реакцией и своими взглядами на каждый неоднозначный момент.

Продюсер программы Лариса Кривцова ни минуты не сомневалась в правильности выбора: «Я сразу решила, что Фекла Толстая идеально подходит для роли ведущей этого проекта. Она быстро реагирует на происходящее, не нуждается в заготовках - умеет думать в кадре, артистична, динамична и ненавязчива. С Володей - вторым ведущим - они "разыгрывают" эдакую интеллигентную семейную пару, члены которой хорошо и давно друг друга знают, но между которыми, что называется, "есть жизнь". Они ироничны по отношению друг к другу, сыплют экспромтами...»

Следующий проект Первого канала, над которым работала Фекла - документальный цикл «Великие династии». Это истории о великих российских фамилиях - Шереметевых, Долгоруких, Демидовых, Трубецких, Голицыных, Воронцовых, Пушкиных... В поисках «знати перекатной» съемочная группа объехала половину земного шара, побывала и в американском городке Голицын, и на римской вилле Зинаиды Волконской. В результате серьезные генеалогические изыскания были поданы в художественной, интересной форме.

Кому, как не Фекле Толстой, вести подобные передачи. Праправнучка Льва Толстого , многочисленные родственники которой и сейчас - известные журналисты и писатели, знает не понаслышке, какие бремя и гордость достаются человеку вместе с громкой фамилией. «Мой отец всегда отвечал, что есть здесь как плюсы, так и минусы. С одной стороны, приятно чувствовать себя причастным к большой хорошей семье. Я очень люблю свою семью. Недавно, в августе, была встреча Толстых со всего мира.

С другой стороны, иметь фамилию, которая немножко как красная тряпка, не всегда приятно. Особенно если ты что-то пытаешься писать, даже какие-то мелочи в периодические издания. Я редко подписываюсь своей фамилией. Мне кажется, уже достаточно людей написали под этой фамилией много всего хорошего. А еще в женском варианте фамилии все норовят перепутать ударение...»

Как и представители большинства знатных родов, Толстые со всего мира регулярно встречаются в Ясной Поляне. Однажды в интервью Фекла призналась: «В этом году я на съезде была всего один день и старалась пообщаться со всеми - подходила, представлялась, и уже через несколько минут казалось, что мы полжизни вместе прожили. Надеюсь, Лев Николаевич признал бы нас и захотел бы присоединиться...»


Дарья Печорина

Изначально биография Феклы Толстой не могла быть обычной, так как она является праправнучкой одного из великих русских писателей, Толстого Льва Николаевича. Его бессмертный роман «Война и мир» известен и любим не только в России, но и во всем мире.

Однако и сама она является известным человеком, харизматичной и уверенной в себе женщиной, которой прекрасно удается все, за что она берется. Она известна как превосходная радио- и телеведущая, преданная делу журналистка, высказывающая свое мнение по важным для жизни общества вопросам. Подробнее о биографии и личной жизни Феклы Толстой будет рассказано в статье.

Ранее детство и семья

Излагая биографию Феклы Толстой, нельзя не отметить, что на свет она появилась в семье, где родители являлись научными работниками и занимались филологией. Произошло это в 1971 году в Москве. В свидетельстве о рождении она записана как Анна Никитична Толстая. А сегодняшнее ее имя - это не более чем творческий псевдоним. В детстве Феклой или Фекляндией девочку называл отец, это имя понравилось окружающим и закрепилось за ней на всю жизнь.

Воспитание девочки, которое прошло на улице Ордынке, в основном лежало на плечах ее бабушки, ни о каком детском саде в семье речи не велось. Сама она была весьма образованной женщиной, так как росла с тремя гувернантками.

Время от времени бабушка обращалась к услугам некоей дамы, которая присматривала за детьми за умеренную плату. Часто она сидела на лавочке в Лаврушинском переулке, а дети играли неподалеку от нее.

Школьные годы

В школу Фекла пошла без особого волнения, ведь там в то время уже шесть лет училась ее старшая сестра, круглая отличница, которую зовут Марта. По всем предметам у Феклы были пятерки, но вот ее поведение «подкачало». Характер ее был довольно ершистым, что несказанно удивляло учителей, которые постоянно сравнивали девочку с ее покладистой старшей сестрой.

В результате Фекла единственная из всей семьи окончила школу без золотой медали. В друзьях у нее ходили в основном мальчишки, с ними она любила играть в футбол. Для своих юных лет девочка была на редкость самостоятельной. Уже с первого класса в гости к своим бабушкам она ездила на метро одна.

Во время учебы в школе будущая журналистка и телеведущая получила роль в кино, хотя и эпизодическую. Уже тогда обнаружилось творческое начало, заложенное природой. Это был фильм под названием «Просто ужас!». Кроме общеобразовательной Фекла окончила музыкальную школу.

Студенчество

Продолжая биографию Феклы Толстой, нужно сказать о ее студенческих годах. Окончив школу, девушка поступила в МГУ, на филологический факультет. Сначала она решила повторить родительскую стезю и окончила университет в 1994 году. Она свободно владела такими языками, как английский, французский, польский, сербский, окончила аспирантуру. Некоторый период времени Анна Никитична работала преподавателем в РГГУ.

Однако затем она ощутила некую неудовлетворенность. Она чувствовала, что хочет заниматься и еще чем-то кроме филологии. На тот момент ее подругой была актриса Анна Ардова, которая и посоветовала ей пойти учиться в ГИТИС и помогала ей в подготовке к экзаменам. Толстая успешно сдала их и обучалась у известного театрального и кинорежиссера Марка Захарова. В 2000 году она окончила режиссерский факультет.

На телевидении

Анна стала пробовать себя на телевидении еще в годы студенчества. Она работала там режиссером. Позже на канале культура Фекла Толстая стала телеведущей. Затем ее пригласили на канал НТВ, где она вместе с Петром Фадеевым вела программу под названием «Все сразу!». Они освещали новости, касающиеся мировой индустрии развлечений. Здесь она приобрела весьма ценный опыт: познакомилась со многими интересными людьми, в числе которых были Олег Табаков, Лия Ахеджакова, Николас Кейдж, научилась говорить об искусстве с легкостью и убедительностью. По словам самой Феклы, работа на НТВ позволила ее подняться на новый уровень самостоятельности.

«Большой обед» на Первом канале

В процессе подготовки на Первом канале шоу «Большой обед» выбор пал на ведущую Феклу Толстую сразу. Тогда нужен был человек с очень быстрой реакцией и обоснованным собственным взглядом на неоднозначные вещи. И руководители шоу не ошиблись. Будучи к тому моменту уже серьезным профессионалом, Фекла работала без домашних заготовок, молниеносно реагируя на неожиданности в кадре. Несмотря на кулинарное название, программа отнюдь не являлась таковой. В нее приглашали для общения интересных людей, известных и не очень, для того чтобы они рассказывали о различных событиях, которым они нередко были свидетелями.

Другие проекты на Первом

Еще в биографии Феклы Толстой было участие в двух крупных проектах на Первом канале, посвященных известным семьям, одна из которых - семья Толстых.

Первый из них представлял собой документальный цикл, посвященный великим фамилиям России, который назывался «Великие династии». Во время съемок передачи Толстая вместе с группой колесила по всему миру и проводила генеалогические исследования, которые затем были преподнесены зрителям в художественной форме. Были сняты передачи, посвященные Пушкиным, Трубецким, Долгоруким, Демидовым, Голицыным, Воронцовым, Шереметевым.

Особенно интересной для Феклы была работа над серией фильмов о семье Толстых. Будучи праправнучкой великого Льва Толстого, Фекла не понаслышке знакома со многими своими родственниками. Естественно, что работа над этим проектом стала для нее наиболее эмоциональной. Ей довелось исследовать свои корни в продолжение семи веков российской истории.

Еще на одном из проектов канала Фекла получила возможность оказаться в роли пилота самолета и исполнять некоторые из фигур пилотажа. Затем было шоу «Танцы на льду», где она выступала в паре с Жеромом Бланшаром. Хотя Анна и не дружит со спортом, ей захотелось испытать и преодолеть себя. Этот проект ей очень понравился, она получила от него огромное удовольствие и очень благодарна своему партнеру, который во всем ей помогал.

Фекла Толстая: личная жизнь

Анна Никитична предпочитает публично не распространяться о ней, она не зарегистрирована в "Инстаграме". Поэтому ее поклонникам трудно следить за перипетиями ее взаимоотношений, которые по сегодняшний день остаются загадкой.

Известно, что официально она не замужем. По некоторым сведениям, у нее есть мужчина по имени Василий. Журналисты утверждают, что на момент начала их связи у него уже имелась жена и дети, однако ничего более по этому вопросу им неизвестно. Как, впрочем, и о детях Феклы Толстой. По слухам, в 2014 году у нее родилась дочь по имени Вера, но слухи эти на сегодняшний день официально не подтверждены.

Свободное время Толстая любит проводить на даче, предпочитая активный отдых. Своими руками она мастерит деревянную незатейливую мебель, смело обращается с рубанком и лобзиком. Она может самостоятельно наколоть дров и научила этому делу некоторых из своих друзей.

Фекла очень любит читать, благо на даче имеется огромная библиотека, где есть книги, написанные и ее великим прапрадедушкой, и ее родителями. Она и ее мама часто принимают гостей, их дом является всегда открытым для родных и друзей.

Сегодня

На сегодняшний день Фекла Толстая является одной из самых востребованных телеведущих. Ее чувство такта, высокий интеллект, эрудированность, интеллигентность привлекают образованную публику. На развлекательных каналах Толстую не увидишь. Ее любимым каналом, с которым она сотрудничает наиболее активно, является канал «Культура». А также она работает преподавателем в институте телевидения и радиовещания «Останкино», ведет блоги и участвует в интервью.

Фекла Толстая – яркая и неординарная актриса, успешная телеведущая, родилась 27.02.1971 года, москвичка.

Детство

Феклой девочку прозвал еще в раннем детстве отец за румяные круглые щечки. Прозвище подхватили родственники, и хотя в свидетельство о рождении вписано имя Анна, актрису сейчас так почти никто не называет. Она сама полюбила имя Фекла настолько, что выбрала его в качестве псевдонима для творческой деятельности.

Актриса утверждает, что является праправнучкой великого писателя Льва Толстого. Так это или нет, мы не знаем достоверно. Возможно, это лишь пиар ход. Но вот то, что ее родители – профессиональные филологи – известно наверняка. Именно они привили девочке еще в раннем возрасте любовь к родному языку и качественной литературе.

Но в основном ее воспитывала бабушка, которая категорически была против детских дошкольных учреждений. Это неудивительно – ее саму вырастили сразу три гувернантки, поэтому она была твердо убеждена, что за ребенком нужен глаз да глаз. Ее второй парой глаз иногда была интеллигентная старушка из Лаврушинского переулка, к которой приводили на дом детей.

Но, несмотря на все старания, бабушка так и не смогла сделать из Феклы настоящую интеллигентку. Уж слишком живой и своенравный оказался у девочки характер. И, как только она пошла в школу и уже на могла постоянно находиться под неусыпным бабушкиным оком, он проявился во всей красе.

Училась она великолепно. Прекрасная память и выраженные творческие способности помогали ей легко добывать отличные отметки, даже не просиживая часами над домашними заданиями. Свободное время она проводила во дворе, озорничая с соседскими мальчишками. Частенько проказничала Фекла и в школе, за что по поведению имела сплошные тройки и замечания.

Ей постоянно ставили в пример старшую сестру – круглую отличницу, активистку и гордость школы, получившую за свои старания золотую медаль. Но Фекле это было совершенно неинтересно, и когда выяснилось, что она такой награды не получит, она абсолютно не расстроилась. Кстати, по настоянию бабушки она училась и в музыкальной школе параллельно с общеобразовательной, .

Карьера

То, что девочки продолжат родительскую династию, даже не обсуждалось. По примеру старшей сестры Фекла подала документы на филфак МГУ и с легкостью сдала вступительные экзамены. За время учебы она овладела несколькими европейскими языками и окончательно разочаровалась в этой профессии.

После получения диплома ей предложили место преподавателя в одном из университетов, и Фекла начала учить студентов польскому языку. Но она постоянно чувствовала внутреннюю неудовлетворенность тем, что делает. Тем более, что еще в школьные годы она снялась в небольшом эпизоде в кино и запомнила ощущение работы перед камерами.

К счастью, ее поддержала близкая подруга, актриса Анна Ардова. Она предложила Фекле попробовать поступить в театральное. Эта идея показалась девушке несколько экстравагантной, но она все же решилась попробовать. Но выбрала она для себя не актерский, а режиссерский факультет и попала на курс к знаменитому Марку Захарову.

Сразу же после окончания ГИТИСа ее приняли на работу на канал «Культура». Феклу это очень порадовало, так как ей совершенно неинтересна была политика. Другое дело – знакомиться и общаться с талантливыми людьми и знакомить людей с интересными культурными событиями.

Она вела сразу несколько интересных программ, гостями которых были знаменитые актеры и музыканты. Ей самой особенно нравился проект «Все и сразу», который раскрывал секреты и освещал события мировой развлекательной индустрии. Его она вела совместно с Петром Фадеевым.

Регулярно принимает участие Фекла и в радиопрограммах. А с 2014 года активно занимается развитием интернет-чтения. Стала инициатором и куратором проектов живого чтения, в рамках которого уже прозвучали такие произведения как «Мастер и Маргарита», «Анна Каренина», чеховские рассказы.

Фекла считает, что ее миссия – нести культуру в массы. Она старается сделать классику живой, а информацию о культурных событиях – максимально интересной. Когда она общается со знаменитостями, то ставит своей целью в первую очередь раскрыть их личностные качества, показать какими людьми они являются. В настоящее время она продолжает работать на канале «Культура».

Личная жизнь

О своей личной жизни она никогда никому и ничего не рассказывает, искренне считая, что даже у публичного человека должно оставаться частное пространство, в которое нет доступа журналистам. Достоверно известно лишь то, что у нее не было официально заключенных браков и нет детей.

Любимое место отдыха у Феклы – их дача в родовом поместье Толстых в Ясной Поляне. Большой удачей она считает, когда может выбраться туда на несколько дней подряд, но такое случается крайне редко. Тогда она с удовольствием читает, пишет заметки или статьи и даже выпиливает лобзиком.

Фекла ввела прекрасную семейную традицию – съезд Толстых. В эти дни в усадьбу съезжается множество потомков великого писателя, которые сейчас разбросаны по всему миру. Они общаются, устраивают литературные чтения и прекрасно проводят вместе время.

- ФЁКЛА, не нужно быть Нострадамусом, чтобы предсказать, что в детстве вас подразнивали. Толстой не дразнили?

Меня и сейчас дразнят, ну и что! А в школе друзья меня звали «Графин» - производное от «графиня». Я очень горжусь своей фамилией, рада, что в такой семье родилась. И спасибо Ленину, что он в своё время написал статью «Лев Толстой как зеркало русской революции», - эта статья множество жизней спасла моим родственникам во время cоветской власти. По крайней мере, я свою фамилию никогда не поменяю.

- Интересно, как воспитывают в таких семьях, как ваша? Наверное, заставляли учиться с утра до вечера?

Разумеется, я окончила музыкальную школу и ещё много чего. Но мне кажется, что у меня было хорошее детство. Обычное московское. Я родилась в Замоскворечье. И мы всегда в Кадашевских переулках, на Ордынке, на Пятницкой гуляли, играли в казаки-разбойники. Правда, я никогда не ходила в детский сад, потому что моим воспитанием занималась бабушка. И хотя я была девчонка очень разбитная, но при этом воспитывалась в старых традициях нашей семьи. Бабушка вспоминала, что у неё было три гувернантки, она выросла в большом имении, у неё была своя лошадь. И она меня учила всем правилам приличия, как вести себя за столом…

Например, для меня совершенно естественным было говорить «Благодарю вас» или «Можно выйти из-за стола?». Бабушка учила меня делать книксен и прочее, прочее. Говорят, что встречают человека по одёжке, а для меня важнее - как и что человек говорит (возможно, потому, что у меня лингвистическое образование и «ухо настроено» на речь) и как он ест.

- Страшно с вами разговаривать. Лингвист, полиглот, графское бабушкино воспитание, ещё слово не то скажешь и…

Да ладно вам… А про воспитание могу сказать. Мама всегда надо мной издевается: я могу чинно есть и восклицать «Ах, где моя крахмальная салфетка?», а через мгновение соскрёбывать и доедать какую-нибудь холодную жареную картошку со сковородки. Мне нравится знать правила и приличия и нравится иногда их нарушать. Порой это специальный эпатаж, порой хулиганство, к которому я очень склонна. Возвращаясь к детству, могу сказать, что оно у меня было прекрасным, - мы прекрасно тусовались…

Летом я жила на даче или мы с родителями ездили в фольклорные экспедиции на Украину или в Белоруссию. Родители профессионально занимались традиционной славянской духовной культурой, и мы колесили по деревням, сёлам. Кроме того, в детстве несколько лет (в смысле летних каникул) я провела на съёмочной площадке, потому что во втором классе меня взяли сниматься в кино. Для меня это было очень важным.

Лучшие дня

- Интересно, какие ленты запечатлели ваш юный возраст?

Помню, был такой двухсерийный фильм «Просто ужас». Он снимался Одесской киностудией, и всё лето я провела в Одессе. Было замечательно! Там играл, например, Семён Морозов, прославившийся к тому времени главной ролью в картине «Семь невест ефрейтора Збруева». Потом были ещё какие-то съёмки, и в итоге я уже была «отравлена» актёрством. И в восьмом классе пошла заниматься в театральную студию к Владимиру Владимировичу Книпперу, который, если не ошибаюсь, приходился племянником Ольге Леонардовне Книппер-Чеховой. И тут началась для меня новая эра - мы всё время там пропадали, играли. Я помню конец своей школы уже как время, целиком посвящённое театральным занятиям, а школа была так-сяк - как придётся. Поэтому я окончила школу со всеми пятёрками и тройкой по… поведению. Золотой медали не получила, а у нас все всегда были медалисты. И я единственная в семье, кто изменил профессии, - я не стала филологом-славистом, как родители и сестра, хотя и училась этому. Но я из-за этого не переживала. Думаю, наука ничего не потеряла.

- Такие юношеские «грехи», как курение, мини-юбки, зависание на дискотеках, появление домой на рассвете и прочее, вам были свойственны?

У меня были очень демократичные родители. Мне всё всегда было можно, и, мне кажется, это меня спасло от очень многих бед. Понятно, что все в старших классах пробовали курить. Я потом курила в университете несколько лет. Мне разрешалось выпивать, более того, папа с детства наливал вина, когда мы сидели за столом. Он вырос на Балканах, а там детям иногда в соску добавляют вино.

- Это правда, что папа был резко против вашей театральной карьеры?

Он не был против увлечения театром, но не считал театральный вуз образованием. Ему, профессору МГУ, академику, очень известному учёному, казалось, что у меня тоже есть голова на плечах и мне нужно получить хорошее образование. Поэтому я как-то очень естественно сначала пошла по семейным стопам. При том, что всегда с удовольствием учила языки, окончила английскую спецшколу. В МГУ получила диплом переводчика с польского языка. Последний год училась в Варшавском университете, затем в аспирантуру даже поступила и преподавала в РГГУ…

Но когда я попала в ГИТИС (правда, на режиссёрский факультет), то была приятно изумлена. Нам читали курсы потрясающие люди. Кроме того, я училась у Марка Анатольевича Захарова, который в представлениях не нуждается. Это я к тому, что в том же ГИТИСе вполне можно получить блестящее образование.

- На режиссуру пошли потому, что актриса из вас не получилась?

Во-первых, я была уже не так молода для актрисы - поступала в 25 лет. Да и потом мне посоветовали. Говорили: «Вы всё через голову делаете, у вас главный «инструмент» - голова! Попробуйте на режиссёрский».

- Но, насколько я знаю, вы не сделали даже дипломной работы. Почему?

На съёмках сериала о великих династиях России у Фёклы появился двойник

Потому что ещё на третьем курсе я попала на телевидение, и как-то оно меня засосало. И потом мне не хватает силы воли заниматься режиссурой, это трудная работа и во многом мужская. К тому же никто не хочет быть средним режиссёром, а всю жизнь пыжиться и в одиночку считать себя гениальным - на это не каждый способен… Вот когда я работала в программе «Народный артист», там были люди, которых браковало жюри, и они, выходя за дверь, ругали это жюри на чём свет стоит и буквально вопили: «Я всё равно стану звездой и буду петь! Всем назло!!!» Уверена, что только у таких упорных людей всё получится. Я не видела себя режиссёром.

- А вы могли бы стать хорошей актрисой?

Конечно. Я жалею, что эта часть моей судьбы не реализована.

- Куда же смотрел Марк Анатольевич?

Думаю, он смотрел на других актрис, которые лучше меня и талантливее. Ничего страшного. Марк Анатольевич всё правильно делал. Но хорошей актрисой я всё равно могла бы быть, без ложной скромности.

- Давайте конкретно о вас поговорим. Что вы за человек?

Я очень хорошая. (Смеётся.)

- К тому же личность популярная, узнаваемая…

Меня не узнают на улице. Мне это не нужно. Мне легче, когда меня не видят. Естественно, что при желании я могла бы чуть-чуть по-другому выглядеть, немножко по-другому себя «подавать». Кто-то только войдёт в помещение - и со всех сторон слышится: «О-о-о!!!»

«Для меня с детства совершенно естественно говорить: «Можно выйти из-за стола?»

Нет, мне очень приятно, когда люди смотрят программы, в которых я принимаю участие. Но мне спокойней так, как есть. Я спокойно езжу на метро, хожу в магазины, люблю посещать строительные рынки. Иногда бывает, что в каком-нибудь ресторанчике вдруг кто-то присылает букет цветов или бутылку шампанского. И это тоже приятно, не скрываю, и я с удовольствием могу с этими людьми пообщаться. Самое удивительное, что наибольшее любопытство к своей персоне я испытываю в Ясной Поляне, где бываю по разным поводам. Вот там у меня часто берут автографы, особенно дети и студенты. Самое смешное, что молодёжь, которая берёт автографы, спрашивает: «А что вы здесь делаете? Какими судьбами?» Они знают, что я Фёкла Толстая, но соединить Фёклу Толстую со Львом Николаевичем Толстым им не приходит в голову. Я им говорю: «А это имение моего прапрадедушки». Они сразу: «Да? Как интересно!» И дарят всякие необычные подарочки.

- Что может так вывести из себя?

Всё, что угодно! Толстые - люди довольно страстные.

- А влюбчивые?

И влюбчивые тоже.

- Вы изящно ушли от ответа, не рассказав про свою первую любовь. Про первый конфликт с родителями по поводу неприхода домой ночевать, первый скандал, потому что «этот мальчик не нашего круга»… Было?

Конечно, всё это было, потому что я всегда делала всё, что хотела. Не было только «мальчика не нашего круга», потому что он был… сыном кинорежиссёра. (Смеётся.) И потом для меня всегда было важно, что он за личность, а не чей он сын.

- Кстати, какие мужчины вам нравятся?

Сейчас, по прошествии времени, я думаю, что идеал мужчины у всех женщин почти одинаков. По крайней мере, словами вам опишут одно и то же. Лучше высокий, чем низкий, красивый, чем некрасивый. Но ведь наше приятие или неприятие людей происходит на том уровне, который невозможно осознать. Лично я хотела бы, чтобы этот человек был умён, хотя бы потому, что мужчина-дурак - это совсем плохо. «Мой тип» обязательно должен быть умён, должен быть творческой личностью. Не в смысле «писатель, музыкант, поэт», а человеком с мозгами, способными творить на любом поприще. Для меня важна в мужчине его способность на поступки, готовность принимать важные решения, иметь свою точку зрения. И я считаю, что эти качества не зависят ни от внешности, ни от возраста, ни от профессии. Ещё для меня важно, чтобы у мужчины было хорошее чувство юмора. А не люблю я подлых людей, терпеть не могу пафосных пустозвонов, болтунов, когда воду льют и лабудой занимаются…

- Например, какой мужской поступок может вызвать ваше восхищение?

Меня можно поразить просто письмом. Один мой поклонник писал мне, но каждое его письмо было произведением искусства. Я не знаю, как складывались любовные отношения у других женщин, но всякий мой роман сопровождался любовной перепиской.

- Не буду вас спрашивать, сколько у вас было романов. Но спрошу: вы влюбчивая, как все Толстые?

Мне кажется, что да. Хотя, может быть, теперь меньше с возрастом. Но я влюбчивая не только в отношении мужчин и романов, но и в отношении просто людей - я могу увлечься каким-то человеком по-дружески. Я очень увлекаюсь людьми - мы познакомились, и мне хочется общаться ещё и ещё. Это происходит как вспышка…

- Для вас важны материальные проявления чувств - шикарные подарки, шубы, бриллианты?

Нет. Шубы я не ношу вообще. Когда я была совсем ещё молоденькой и вырабатывала свои принципы, то страшно боялась всегда, чтобы финансы или вообще материальные блага влияли на человеческие отношения. И я очень тщательно охраняла все свои отношения от какого-либо финансового влияния. Может быть, даже чрезмерно.

- Но попытки были?

Люди же умные и, как правило, дарят подарки те, которые хотят получить. Знаете, есть такое французское представление о том, что можно дарить женщине, - оно мне кажется очень справедливым. Женщине можно дарить то, что не оставляет следов, то есть то, что исчезает и не обременяет её. Духи, цветы, конфеты…

- Судя по разбросу ваших трудовых специальностей, вы достаточно всеядный и любознательный человек: официантка в клубе, журналист в газете, ГИТИС, телеведущая, языки опять же…

Но всё же легко объяснимо. Официантка - потому что закончила университет и мне надо было где-то элементарно зарабатывать на жизнь. А тут моя подруга открыла ресторан, позвала к себе. Были такие времена, когда люди для души занимались одним, а зарабатывали другим. Между прочим, в нашей смене работали начинающие актрисы, ныне известный спортивный тележурналист, режиссёр из вахтанговского театра у нас подрабатывал водителем, бухгалтером была студентка Лит-института. И это нормально было! Я работала секретаршей, переводила, давала уроки русского, английского языка. Чем только не занималась! Даже писала какие-то рекламные статьи, потом статьи про телевидение, позже была телевизионным обозревателем.

- Признайтесь: мужчины вас боятся?

Надеюсь, что нет. Я вообще очень не люблю людей, которые меня боятся, меня это страшно раздражает. И самое неприятное, что я начинаю давить на них гораздо больше. Не зря же говорят: «Нельзя бояться собаку, она почувствует твой страх и тогда укусит». Вот я, к сожалению, веду себя как собака. Если меня начать бояться, могу укусить… Я сама стараюсь никогда не бояться начальников или властей предержащих, и мне кажется, что люди, перед которыми лебезят, сами этого не любят. И, наоборот, с уважением смотрят на людей, которые не дрожат перед ними.

- Готовясь к этому интервью, я прочитал историю, способную выжать слёзы из камня. О том, как ваш чудом не умерший от тифа, трижды чуть не расстрелянный большевиками дедушка и ваша бабушка, разлучённые Гражданской войной, случайно встретились много лет спустя в Югославии. Буквально на улице… Есть ли в вашей семье какая-нибудь легенда или предание, передающееся от поколения к поколению, которую вы расскажете своим внукам?

Конечно, эту историю я тоже буду рассказывать. А семейные легенды? Я могу рассказать другую историю, которая меня до сих пор трогает до глубины души. Мой отец купил на рынке такую чугунную лапу - инструмент сапожника, - на которую надевается сапог или ботинок, чтобы его удобнее было латать. Ещё у него были специальный сапожный молоток с набалдашником, коробочка с гвоздями, набор подмёток. Иногда он ремонтировал обувь. Помню, мы часто подсмеивались над ним по поводу этого его увлечения. А он, повторюсь, академик и тому подобное, на полном серьёзе говорил: «Если что-то случится, у меня есть профессия, которая нас всех прокормит. Я буду сапожником!» Теперь-то я понимаю, что это говорил человек, который, как и его семья, пережил очень много на своём веку. Но для меня не это важно, а то, что самые главные вещи заложены у человека внутри. И что мой папа ничуть не изменился бы, если бы стал сапожником. И ещё важное ощущение и от него, и от дедушки исходило: всё можно пережить. Конечно, не мне меряться с ними. Мой дедушка пережил две войны, родился в одной стране, уехал в другую, а вернулся в третью. Это страшные катаклизмы, которые невозможно пересказать словами, но главная идея, которую они все вынесли, - всё можно пережить. И они мне её передали. Может, это я и должна передать дальше - следующим поколениям.

- А у вас есть своя «чугунная лапка»?

Свой «отходной манёвр»? Думаю, что есть. Во-первых, я хорошая официантка - без дураков. Во-вторых, могу электропроводкой заниматься. Убираю неплохо - могла бы быть уборщицей в богатых домах. Могу переводить, языки преподавать…

- Известно, что ваш муж - журналист. И больше ничего.

А что вы хотите, чтобы я вам рассказала?

- Трогательную историю. Или что вы родственные души, а познакомились на боях без правил - интересно же.

Нас «свёл» мой папа. Вася работал в немецкой телекомпании, а её руководство захотело взять интервью у моего отца. А папа сказал: «Немецкой телекомпании про сербов говорить не хочу!» Вдруг Вася, увидев меня в каких-то гостях, стал меня окручивать, чтобы я, в свою очередь, «охмурила» папу. В конце концов мы поехали к нам на дачу, интервью получилось. Ну а потом Вася решил, что надо отдать мне кассету, то да сё, и понеслось-поехало на долгие 8 лет.

Я считаю, что наш союз держится на том, что мы абсолютные противоположности. Я - человек эмоциональный, он - спокойный. Муж говорит, что у меня «шило в заднице», я не могу сидеть на месте. А Вася любит полежать на диване, почитать книжку. С другой стороны, он очень работящий и последовательный, сидит в кабинете с утра до вечера. А я начну пятьсот дел, потом не успеваю, и он меня тихо спасает. Мы, скорее, дополнение друг друга, потому что всё, что Васе нравится, мне абсолютно не нравится.

- Плавно подошли к теме ваших вредных привычек.

Я очень люблю сладкое и поэтому постоянно… толстею. Постоянно опаздываю, и это ужасно. Я очень ленивая. У меня есть список самых важных дел, которые необходимо срочно сделать, но они бесконечно переносятся с одной недели на другую. Не курю. Выпиваю, но я не считаю любовь к хорошему вину вредной привычкой.

- Говорят, вы проводите свободное время чуть ли не за рубанком или пилой «Дружба».

Это правда. Если меня изолировать от общества и уложить на диван «отдыхать» - для меня это верный путь к депрессии. А вот физический труд очень лечит людей. Что-то есть правильное в древних методиках… Как ещё отдыхаю? Сейчас увлечена итальянским. Люблю на велосипеде ездить. Обожаю играть в пинг-понг.

- Что от вас ожидать не в ближайшем, а в достаточно перспективном будущем - лет через десять-двадцать? Может, напишете книгу?

Знаете, я давно решила, что с моей фамилией книги писать уже не нужно. Говорю абсолютно серьёзно: это закрытая тема. А если отвечать на ваш вопрос… Дело в том, что я раздираема между двумя направлениями. С одной стороны, я люблю развлекательные программы и с удовольствием их делаю. А с другой - мне интересно делать документальное кино. Поэтому у меня есть предложения и такие и сякие. И я выбираю иногда так, иногда сяк.

- А нет желания уйти глубоко в семью и нарожать кучу вундеркиндов - Толстых XXI века?

По-моему, в жизни места должно хватать всему - тому, и другому, и третьему. И желательно, всему одновременно. Тогда всё в жизни успеешь.



Беременность и роды