Появление реализма. Реализм в литературе

Реализм (от позднелат. reālis - вещественный) - художественный метод в искусстве и литературе. История реализма в мировой литературе необычайно богата. Само представление о нем менялось на разных этапах художественного развития, отражая настойчивое стремление художников к правдивому изображению действительности.

    Иллюстрация В. Милашевского к роману Ч. Диккенса «Посмертные записки Пиквикского клуба».

    Иллюстрация О. Верейского к роману Л. Н. Толстого «Анна Каренина».

    Иллюстрация Д. Шмаринова к роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

    Иллюстрация В. Серова к повести М. Горького «Фома Гордеев».

    Иллюстрация Б. Заборова к роману М. Андерсена-Нексё «Дитте - дитя человеческое».

Однако понятие правды, истины - одно из наиболее трудных в эстетике. Так, например, теоретик французского классицизма Н. Буало призывал руководствоваться истиной, «подражать природе». Но и ярый противник классицизма романтик В. Гюго убеждал «советоваться только с природой, истиной и своим вдохновением, которое также есть истина и природа». Таким образом, оба защищали «истину» и «природу».

Отбор явлений жизни, их оценка, умение представить их как важные, характерные, типические - все это связано с углом зрения художника на жизнь, а это, в свою очередь, зависит от его мировоззрения, от умения уловить передовые движения эпохи. Стремление к объективности нередко заставляет художника изображать реальную расстановку сил в обществе даже вопреки собственным политическим убеждениям.

Конкретные особенности реализма зависят от тех исторических условий, в которых развивается искусство. Национально-исторические обстоятельства определяют и неравномерность развития реализма в разных странах.

Реализм не есть нечто раз навсегда данное и неизменное. В истории мировой литературы можно наметить несколько основных типов его развития.

В науке нет единого мнения о начальном периоде реализма. Многие искусствоведы относят его к весьма отдаленным эпохам: говорят о реализме наскальных рисунков первобытных людей, о реализме античной скульптуры. В истории мировой литературы обнаруживаются многие черты реализма в произведениях древнего мира и раннего средневековьянародном эпосе, например, в русских былинах, в летописях). Однако формирование реализма как художественной системы в европейских литературах принято связывать с эпохой Ренессанса (Возрождения), величайшим прогрессивным переворотом. Новое понимание жизни человеком, отвергающим церковную проповедь рабской покорности, нашло отражение в лирике Ф. Петрарки, романах Ф. Рабле и М. Сервантеса, в трагедиях и комедиях У. Шекспира. После того как средневековые церковники веками проповедовали, что человек - это «сосуд греха», и призывали к смирению, литература и искусство Возрождения прославили человека как высшее создание природы, стремясь раскрыть красоту его физического облика и богатство души и ума. Для реализма Возрождения характерна масштабность образов (Дон Кихот, Гамлет, король Лир), поэтизация человеческой личности, способности ее к большому чувству (как в «Ромео и Джульетте») и одновременно высокий накал трагического конфликта, когда изображается столкновение личности с противостоящими ей косными силами.

Следующий этап в развитии реализма - просветительский (см. Просвещение), когда литература становится (на Западе) орудием непосредственной подготовки буржуазно-демократической революции. Среди просветителей были сторонники классицизма, на их творчество оказывали влияние и другие методы и стили. Но в XVIII в. складывается (в Европе) и так называемый просветительский реализм, теоретиками которого были Д. Дидро во Франции и Г. Лессинг в Германии. Мировое значение приобрел английский реалистический роман, основоположником которого явился Д. Дефо, автор «Робинзона Крузо» (1719). В литературе Просвещения выступил демократический герой (Фигаро в трилогии П. Бомарше, Луиза Миллер в трагедии «Коварство и любовь» И. Ф. Шиллера, образы крестьян у А. Н. Радищева). Просветители все явления общественной жизни и поступки людей оценивали как разумные или неразумные (а неразумное они видели прежде всего во всех старых феодальных порядках и обычаях). Из этого они исходили и в изображении человеческого характера; их положительные герои - это прежде всего воплощение разума, отрицательные - отступление от нормы, порождение неразумия, варварства прежних времен.

Реализм Просвещения часто допускал условность. Так, обстоятельства в романе и драме не обязательно были типичными. Они могли быть условными, как в эксперименте: «Допустим, что человек оказался на необитаемом острове...». При этом Дефо рисует поведение Робинзона не таким, каким оно могло быть на самом деле (прототип его героя одичал, даже утратил членораздельную речь), а таким, каким он хочет представить человека, во всеоружии его физических и умственных сил, как героя, победителя сил природы. Так же условен и Фауст у И. В. Гёте, показанный в борьбе за утверждение высоких идеалов. Черты известной условности отличают и комедию Д. И. Фонвизина «Недоросль».

Новый тип реализма складывается в XIX в. Это критический реализм. Он существенно отличается и от ренессансного, и от просветительского. Расцвет его на Западе связан с именами Стендаля и О. Бальзака во Франции, Ч. Диккенса, У. Теккерея в Англии, в России - А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова.

Критический реализм по-новому изображает отношение человека и окружающей среды. Человеческий характер раскрывается в органической связи с социальными обстоятельствами. Предметом глубокого социального анализа стал внутренний мир человека, критический реализм поэтому одновременно становится психологическим. В подготовке этого качества реализма большую роль сыграл романтизм, стремившийся проникнуть в тайны человеческого «я».

Углубление познания жизни и усложнение картины мира в критическом реализме XIX в. не означают, однако, некоего абсолютного превосходства над предыдущими этапами, ибо развитие искусства отмечено не только завоеваниями, но и утратами.

Утрачена была масштабность образов эпохи Возрождения. Неповторимым оставался пафос утверждения, свойственный просветителям, их оптимистическая вера в победу добра над злом.

Подъем рабочего движения в странах Запада, формирование в 40-х гг. XIX в. марксизма не только оказывают влияние на литературу критического реализма, но и вызывают к жизни первые художественные опыты изображения действительности с позиций революционного пролетариата. В реализме таких писателей, как Г. Веерт, У. Моррис, автор «Интернационала» Э. Потье, намечаются новые черты, предвосхищающие художественные открытия социалистического реализма .

В России XIX век является периодом исключительного по силе и размаху развития реализма. Во второй половине века художественные завоевания реализма, выводя русскую литературу на международную арену, завоевывают ей мировое признание.

Богатство и многообразие русского реализма XIX в. позволяют говорить о разных его формах.

Формирование его связано с именем А. С. Пушкина, который вывел русскую литературу на широкий путь изображения «судьбы народной, судьбы человеческой». В условиях ускоренного развития русской культуры Пушкин как бы наверстывает ее прежнее отставание, прокладывая новые пути почти во всех жанрах и своей универсальностью и своим оптимизмом оказываясь сродни титанам Возрождения. В творчестве Пушкина закладываются основы критического реализма, развитого в творчестве Н. В. Гоголя и за ним в так называемой натуральной школе.

Выступление в 60-е гг. революционных демократов во главе с Н. Г. Чернышевским придает новые черты русскому критическому реализму (революционный характер критики, образы новых людей).

Особое место в истории русского реализма принадлежит Л. Н. Толстому и Ф. М. Достоевскому. Именно благодаря им русский реалистический роман приобрел мировое значение. Их психологическое мастерство, проникновение в «диалектику души» открывали путь художественным исканиям писателей XX в. Реализм в XX в. во всем мире несет на себе отпечаток эстетических открытий Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского.

Нарастание русского освободительного движения, которое к концу века переносит с Запада в Россию центр мировой революционной борьбы, приводит к тому, что творчество великих русских реалистов становится, как сказал В. И. Ленин о Л. Н. Толстом, «зеркалом русской революции» по своему объективному историческому содержанию, при всех различиях их идейных позиций.

Творческий размах русского социального реализма сказывается в жанровом богатстве, особенно в области романа: философско-исторического (Л. Н. Толстой), революционно-публицистического (Н. Г. Чернышевский), бытового (И. А. Гончаров), сатирического (М. Е. Салтыков-Щедрин), психологического (Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой). К концу века новатором в жанре реалистического рассказа и своеобразной «лирической драмы» выступает А. П. Чехов.

Важно подчеркнуть, что русский реализм XIX в. не развивался изолированно от мирового историко-литературного процесса. Это было началом эпохи, когда, по словам К. Маркса и Ф. Энгельса, «плоды духовной деятельности отдельных наций становятся общим достоянием».

Ф. М. Достоевский отмечал как одну из особенностей русской литературы ее «способность к всемирности, всечеловечности, всеотклику». Здесь речь идет не столько о западных влияниях, сколько об органическом развитии в русле европейской культуры ее многовековых традиций.

В начале XX в. появление пьес М. Горького «Мещане», «На дне» и в особенности романа «Мать» (а на Западе - романа М. Андерсен-Нексё «Пелле-завоеватель») свидетельствует о формировании социалистического реализма. В 20-х гг. крупными успехами заявляет о себе советская литература, а в начале 30-х гг. во многих капиталистических странах возникает литература революционного пролетариата. Литература социалистического реализма становится важным фактором мирового литературного развития. При этом следует отметить, что советская литература в целом сохраняет больше связей с художественным опытом XIX в., чем литература на Западе (в том числе и социалистическая).

Начало всеобщего кризиса капитализма, две мировые войны, ускорение революционного процесса во всем мире под влиянием Октябрьской революции и существования Советского Союза, а после 1945 г. образование мировой системы социализма - все это сказалось на судьбах реализма.

Критический реализм, продолжавший развиваться в русской литературе до Октября (И. А. Бунин, А. И. Куприн) и на Западе, в XX в. получил дальнейшее развитие, при этом претерпев существенные изменения. В критическом реализме XX в. на Западе более свободно усваиваются и перекрещиваются самые различные влияния, в том числе некоторые черты нереалистических течений XX в. (символизма, импрессионизма, экспрессионизма), что, конечно, не исключает борьбы реалистов против нереалистической эстетики.

Примерно с 20-х гг. в литературах Запада сказывается тенденция к углубленному психологизму, передаче «потока сознания». Возникает так называемый интеллектуальный роман Т. Манна; приобретает особое значение подтекст, например, у Э. Хемингуэя. Эта сосредоточенность на личности и ее духовном мире в критическом реализме Запада существенно ослабляет его эпическую широту. Эпическая масштабность в XX в. составляет заслугу писателей социалистического реализма («Жизнь Клима Самгина» М. Горького, «Тихий Дон» М. А. Шолохова, «Хождение по мукам» А. Н. Толстого, «Мертвые остаются молодыми» А. Зегерс).

В отличие от реалистов XIX в. писатели XX в. чаще прибегают к фантастике (А. Франс, К. Чапек), к условности (например, Б. Брехт), создавая романы-притчи и драмы-притчи (см. Притча). Одновременно в реализме XX в. торжествует документ, факт. Документальные произведения появляются в разных странах в рамках как критического реализма, так и социалистического.

Так, оставаясь документальными, являются произведениями большого обобщающего смысла автобиографические книги Э. Хемингуэя, Ш. О"Кейси, И. Бехера, такие классические книги социалистического реализма, как «Репортаж с петлей на шее» Ю. Фучика и «Молодая гвардия» А. А. Фадеева.

Реализмом принято называть направление в искусстве и литературе, представители которого стремились к реалистичному и правдивому воспроизведению действительности. Иными словами, мир изображался как типичный и простой со всеми его достоинствами и недостатками.

Общие черты реализма

Реализм в литературе отличается рядом общих признаков. Во-первых, жизнь изображалась в образах, которые соответствовали действительности. Во-вторых, реальность для представителей данного течения стала средством познания себя и мира вокруг. В-третьих, образы на страницах литературных произведений отличались правдивостью деталей, конкретикой и типизацией. Интересно, что искусство реалистов с их жизнеутверждающими положениями стремилось рассматривать реальность в развитии. Реалисты обнаруживали новые социальные и психологические отношения.

Возникновение реализма

Реализм в литературе как форма художественного создания возник еще в эпоху Возрождения, развивался в эпоху Просвещения и проявил себя как самостоятельное направление только в 30-х годах 19 века. К первым реалистам в России относят великого русского поэта А.С. Пушкина (его иногда даже называют родоначальником данного течения) и не менее выдающегося писателя Н.В. Гоголя с его романом «Мертвые души». Что касается литературной критики, то в ее пределах термин «реализм» появился благодаря Д. Писареву. Именно он ввел термин в публицистику и критику. Реализм в литературе 19 века стал отличительной чертой того времени, располагая своими особенностями и характерными чертами.

Особенности литературного реализма

Представители реализма в литературе многочисленны. К самым известным и выдающимся относятся такие писатели, как Стендаль, Ч. Диккенс, О. Бальзак, Л.Н. Толстой, Г. Флобер, М. Твен, Ф.М. Достоевский, Т. Манн, М. Твен, У. Фолкнер и многие другие. Все они работали над развитием творческого метода реализма и воплощали в своих произведениях самые яркие его черты в неразрывной связи со своими уникальными авторскими особенностями.

На вопрос Литература первой половины XIX в. заданный автором Европейский лучший ответ это В первой половине XIX в. литература занимала доминирующее положение в системе духовной культуры. Она являлась главной и, пожалуй, единственной областью, где была возможность выразить требования и чаяния народа. Процесс развития и смены художественных направлений происходил в условиях разложения феодально-крепостнической системы и оживления общественной мысли. Этими направлениями были: классицизм, сентиментализм, романтизм. Окончательно сложился реализм. В конце своего творчества к классицизму пришел поэт Г. Р. Державин. Виднейшим представителем сентиментализма являлся писатель и историк Н. М. Карамзин (повести «Бедная Лиза» , «Наталья - дочь боярская»). Русский сентиментализм просуществовал недолго". Героические события войны 1812 г. способствовали возникновению романтизма. Одним из создателей русского романтизма стал В. А. Жуковский (1783-1852). Его поэзия проникнута меланхолическими мечтаниями, романтически переосмысленными образами народной фантастики (баллады «Людмила» , « Светя - лада»). Другое направление - гражданский, революционный романтизм проявился в творчестве К. Ф. Рылеева (1795-1826). Его лирика, исторические «Думы» , поэмы «Войнаровский» , «Наливайко» насыщены политическими ассоциациями. Оды, поэмы К. Кюхельбекера (1797-1846) звали к борьбе с самодержавно-крепостническими порядками.
Романтизм оказал влияние и на раннее творчество А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова.
Основоположник русского реализма - гениальный А. С. Пушкин (1799-1837). Именно с его творчеством связано начало золотого века в литературе. Пушкин явился родоначальником новой литературы, откликнувшись на вопросы, волновавшие общество, и отразив русскую действительность в непревзойденных художественных образах. Он создал замечательные произведения различных жанров как в стихах, так и в прозе: роман в стихах «Евгений Онегин» , первые произведения классической прозы «Повести Белкина» , историческую драму «Борис Годунов» , хронику обнищания крепостной деревни «История села Горюхина» , историческую повесть «Капитанская дочка» , исследование философских и нравственных проблем человечества - трагедию «Моцарт и Сальери» , гениальное воплощение образа России как вставшего на дыбы всадника, удерживавшего ее железной уздой самодержца, - поэму «Медный всадник» , лирические стихи образцы лирики, освещенной идеями свободы, любви, патриотизма.
Он первым пришел к выводу, что истинная народность - это не описание русского сарафана, а жизненная достоверность, правда о взаимоотношениях людей, личности и общества. А. С. Пушкин обратился к сокровищам народного творчества и проникся глубоким пониманием души, психологии и характера русского человека. Его гений трезво оценил прошлое российской истории, ее настоящее и предугадал некоторые страницы будущего России. Н. В. Гоголь писал: «При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте. В самом деле, никто из поэтов наших не выше его и не может более называться национальным; это право решительно принадлежит ему... В нем русская природа, русский язык, русский характер. »
А. С. Пушкин внес вклад в создание научной историографии, доказывая необходимость опоры на объективный анализ фактов и явлений, добросовестное исследование жизни, утверждал, что личность - полноправное действующее лицо большой человеческой истории. Значение творчества А. С. Пушкина огромно, он стоит в ряду величайших и неповторимых явлений мировой культуры. В своем творчестве и воззрениях он принадлежит не только XIX в. , не только России. В конце XX в. он приходит к людям разных стран как современник и воспитатель благородных чувств.
А. С. Пушкин ушел из жизни, имея наследница и продолжателя его общественно-литературного дела - М. Ю. Лермонтова (1814-1841), замечательного поэта и художника, который уже в 16 лет заявил о могучем таланте. В полную силу он выступил в 1837 г. со стихотворением «На смерть поэта» , в котором резко обличал самодержавие и нравы придворной знати.

Что такое реализм в литературе? Он является одним из наиболее распространенных направлений, отражающий в себе реалистичное изображение действительности. Главной задачей данного направления выступает достоверное раскрытие явлений, встречающихся в жизни, при помощи детального описания изображенных героев и тех ситуаций, которые с ними происходят, посредством типизации. Важным является отсутствие приукрашивания.

Вконтакте

Среди прочих направлений только в реалистическом особое внимание уделяется верному художественному изображению жизни, а не появившейся реакции на определенные жизненные события, например, как в романтизме и классицизме. Герои писателей-реалистов предстают перед читателями именно такими, какими они были представлены авторскому взору, а не такими, которыми бы их хотел видеть писатель.

Реализм как одно из распространенных направлений в литературе, обосновалось ближе к середине 19 века после своего предшественника – романтизма. 19 век впоследствии обозначается как эпоха реалистичных произведений, однако романтизм не прекратил свое существование, он лишь замедлился в развитии, постепенно превратившись в неоромантизм.

Важно! Определение этого термина было впервые введено в литературную критику Д.И. Писаревым.

Основные признаки данного направления следующие:

  1. Полное соответствие действительности, изображенной в каком-либо произведении картины.
  2. Правдивая конкретная типизация всех деталей в образах героев.
  3. Основой является конфликтная ситуация между человеком и обществом.
  4. Изображение в произведении глубоких конфликтных ситуаций , драматизм жизни.
  5. Особое внимание автора уделено к описанию всех явлений окружающей среды.
  6. Значительной чертой данного литературного направления считается значительное внимание писателя к внутреннему миру человека, его душевному состоянию.

Основные жанры

В любом из направлений литературы, в том числе и в реалистичном, складывается определенная система жанров. Особое влияние на ее развитие оказали именно прозаические жанры реализма, вследствие того, что больше остальных подходили для более правильного художественного описания новых реалий, их отражения в литературе. Произведения этого направления подразделяется на следующие жанры.

  1. Социально-бытовой роман, который описывает жизненный уклад и определенный тип характеров, присущий для данного уклада. Хорошим примером социально-бытового жанра стала «Анна Каренина».
  2. Социально-психологический роман, в описании которого можно увидеть полное детальное раскрытие человеческой личности, его личности и внутреннего мира.
  3. Реалистический роман в стихах является особенной разновидностью романа. Замечательным примером данного жанра является « », написанный Александром Сергеевичем Пушкиным.
  4. Реалистический философский роман содержит в себе извечные размышления на такие темы как: смысл существования человека , противостояние добрых и злых сторон, определенное предназначение человеческой жизни. Примером реалистического философского романа является « », автор которого – Михаил Юрьевич Лермонтов.
  5. Рассказ.
  6. Повесть.

В России его развитие началось 1830-х годах и стало последствием конфликтной обстановки в различных сферах общества, противоречия высших чинов и обычного народа. Писатели стали обращаться к актуальным проблемам своего времени.

Таким образом начинается быстрое развитие нового жанра – реалистического романа, в котором, как правило, описывалась тяжелая жизнь простого народа, их тягости и проблемы.

Начальным этапом развития реалистического направления в русской литературе является «натуральная школа». В период «натуральной школы» литературные произведения в большей степени стремились к описанию положения героя в обществе, его принадлежности к какому-либо роду профессии. Среди всех жанров ведущее место занимал физиологический очерк .

В 1850–1900-х годах реализм стал называться критическим, так как главной целью стала критика происходящего, отношения между определенным человеком и сферами общества. Рассматривались такие вопросы, как: мера влияния общества на жизнь отдельного человека; действия, способные изменить человека и окружающий его мир; причина отсутствия счастья в человеческой жизни.

Данное литературное направление стало крайне популярным в отечественной литературе, так как русские писатели смогли сделать мировую жанровую систему более богатой. Возникли произведения с углубленными вопросами философии и морали .

И.С. Тургенев создал идеологический тип героев, характер, личность и внутреннее состояние которого напрямую зависело от оценивания автором мировоззрения, нахождения определенного смысла в концепциях их философии. Такие герои подвластны идеям, которым следуют до самого конца, развивая их как можно сильнее.

В произведениях Л.Н. Толстого развивающаяся в период жизни персонажа система идей определяет форму его взаимодействия с окружающей действительностью, зависит от нравственности и личных характеристик героев произведения.

Родоначальник реализма

Звание зачинателя данного направления в отечественной литературе было по праву присуждено Александру Сергеевичу Пушкину. Он общепризнанный основоположник реализма в России. «Борис Годунов» и «Евгений Онегин» считаются ярким примером реализма в отечественной литературе тех времен. Также отличающими образцами стали такие произведения Александра Сергеевича, как «Повести Белкина» и «Капитанская дочка».

В творческих произведениях Пушкина постепенно начинает развиваться классический реализм. Изображение личности каждого героя писателя всесторонен в стремлении описать сложность его внутреннего мира и состояния души , которые раскрываются очень гармонично. Воссоздание переживаний определенной личности, ее нравственного облика помогает Пушкину преодолеть присущие иррационализму своеволие описания страстей.

Герои А.С. Пушкина выступают перед читателями с открытыми сторонами своего существа. Писатель уделяет особое внимание описанию сторон человеческого внутреннего мира, изображает героя в процессе развития и становления его личности, на которые влияют действительность общества и окружающей среды. Этому послужило его осознания в необходимости изображения конкретного исторически-национального своеобразия в чертах народа.

Внимание! Реальность в изображении Пушкина собирает в себе точное конкретное изображение деталей не только внутреннего мира определенного персонажа, но и мира, который его окружает, включая в себя его детальное обобщение.

Неореализм в литературе

Новые философско-эстетические и бытовые реалии рубежа XIX–XX веков поспособствовали видоизменению направления. Реализованное в два раза, это видоизменение приобрело название неореализм, которое обрело популярность в период XX века.

Неореализм в литературе состоит из многообразия течений, так как его представители имели различных художественный подход к изображению реальности, включающий в себя характерные черты реалистичного направления. В его основе лежит обращение к традициям классического реализма XIX века, а также к проблемам в социальной нравственной, философской и эстетической сферах действительности. Хорошим примером, содержащим в себе все эти черты, является произведение Г.Н. Владимова «Генерал и его армия», написанное в 1994 году.


В 1849 году на выставке в Академии художеств показывались три картины художника Федотова «Свежий кавалер», «Разборчивая невеста» и «Сватовство майора». Возле них толпились зрители, с любопытством рассматривая сцены современной жизни, запечатленные на маленьких холстах. Академические стены не привыкли к таким картинам.

Чаще всего их украшали большие полотна, на которых изображались события из библейских легенд или древнегреческого эпоса. К тому же сам автор этих маленьких жанровых картин позволял себе такие вольности, которые не были предусмотрены академическими правилами: он появлялся перед зрителями возле своих работ и начинал читать нараспев сочиненные им стихи, в которых описывались изображенные сцены.

«Честные господа, пожалуйте сюда! - декламировал он, как раешник, зазывая публику. - Милости просим, денег не спросим…».

Картины, показанные на выставке, сразу прославили Федотова. Но этот успех был и недолгим и запоздалым. Вскоре от художника отвернулись, а через три года после выставки его уже не стало - он умер 37 лет от роду.

Но и за те немногие годы, которые проработал художник, он оставил неизгладимый след в русском искусстве. Каковы же черты его творческой биографии и особенности его произведений?

Павел Андреевич Федотов родился 4 июля 1815 году в Москве в семье отставного офицера. Сначала он и не помышлял стать художником. Родители с трудом устроили мальчика в кадетский корпус. Блестяще окончив его, Федотов получил право служить в гвардии и был направлен в Петербург.

В полку он начал заниматься рисованием: набрасывал сцены городской жизни, делал портреты, карикатуры, батальные картинки - и не раз поощрялся начальством за успехи в художествах. Ему даже предлагали выйти в отставку, чтобы целиком отдаться живописи. Но Федотов долго не решался совершить этот шаг и вышел в отставку уже 28 лет. Он и до этого знал дорогу в Академию художеств и даже пользовался советами «великого Карла», как звали тогда К. П. Брюллова. А после отставки начал посещать батальный класс академии.

Однако искусство Федотова развивалось своим путем. Продолжая зарисовывать сцены повседневной жизни, он берется за новую задачу - сочиняет несколько эскизов-композиций на нравственно-критические сюжеты. В этих композициях все строится на рассказе, в каждой из них - много действующих лиц, характерных деталей, различных предметов, которые тоже «ведут» рассказ. Здесь мы встречаем старого художника, женившегося без приданого в надежде на свой талант, а теперь прозябающего в нищете; хозяйку дома, в котором все идет вверх дном из-за смерти любимой собачки. В этих, казалось бы, безобидных сценках зритель находит не только юмор; в них есть и сатирические черты. Федотов высмеивает нравы, утверждая тем самым новый путь в русском изобразительном искусстве - путь критического реализма.

Критические черты в творчестве художника все больше усиливаются. Он создает свои знаменитые полотна: «Свежий кавалер», «Разборчивая невеста», «Сватовство майора», «Завтрак аристократа» - произведения, которым суждено было занять столь важное место в истории русской живописи.

В этих картинах Федотова - гоголевский «смех сквозь слезы». Смеясь и плача, художник обличает гнусные законы, господствовавшие тогда в жизни, - законы, превращающие брак в торговую сделку, возвышающие на служебной лестнице людей низких и подлых. Федотовский рассказ становится глубоким и убедительным. За смешными ситуациями и незадачливыми героями незримо встает страшный мир, в котором живут мелкие людишки, процветает пошлость и властвует чудовищная несправедливость.

Обличительной сути федотовских картин нельзя было не заметить. Не случайно, когда царское правительство, испугавшись революции, прокатившейся по Европе, и настроений передовой части русского общества, обратило все возможные средства против свободомыслия, меценаты отвернулись от Федотова, а цензура стала его преследовать.

Но Федотов продолжал творить. В последние годы жизни он создает прекрасные картины - «Вдовушка», «Анкор, еще анкор», «Игроки». Здесь уже не остается места для смеха. Во «Вдовушке» Федотов разворачивает перед зрителем скорбную повесть о горькой участи обездоленной женщины. В «Игроках» и «Анкоре» рассказывает о людях, которые томятся в безделье, ни во что не веря, ни на что не надеясь, зря «коптя небо». В этих картинах - гневный протест, вся душевная боль Федотова, вся томившая его тоска.

Федотов не сдавался до конца. Но жизнь все же одолела его. Художник скончался 14 ноября 1852 года в лечебнице для душевнобольных. А слава его продолжала расти, по заслугам возведя в ранг великих русских живописцев.



Планирование беременности