Шедевры государственной третьяковской галереи. Самые известные шедевры третьяковской галереи







































Третьяковская галерея является одним из крупнейших музеев мира. В нем собраны работы мастеров, созданные с 10 по 20 век. Здесь представлены все направления русской живописи - от икон до авангарда. Третьяковская галерея в Москве, которую часто называют Третьяковкой, – одна из тех достопримечательностей столицы, которую посещают не только ценители искусства, но и все, кто хоть чуточку неравнодушен к культурному наследию России. Третьяковская галерея – один из ведущих научно-художественных и культурно-просветительных центров России, крупнейший в мире музей русского искусства.

Третьяковская галерея – из истории

Датой основания Третьяковки считается 1856 год. Именно тогда Павел Михайлович Третьяков, купец по роду деятельности, приобрел две первые картины русских художников «Искушение» Н.Г.Шильдера и «Стычка с финляндскими контрабандистами» В.Г.Худякова. В конце 50-х годов он пополняет свою коллекцию работами И.И. Соколова и В.И. Якоби, А.К. Саврасова и М.П.Клодта. В это время у Павла Третьякова появилась мечта создать музей, в котором будут представлены работы русских живописцев. Свою коллекцию он начал собирать с нуля. Коллекционер приобретал все лучшее, что было на художественном рынке из работ русских художников. По складу характера Павел Третьяков был не просто коллекционером. Он обладал широкими познаниями в области литературы и живописи, театра и музыки. Как писал про него художник и критик А.Н. Бенуа "…Третьяков по натуре и знаниям был ученый". Он безошибочно выбирал все лучшее, что создавала русская живопись. Как сказал про него художник Крамской: «Это человек с каким-то, должно быть, дьявольским чутьем». Он был на открытии всех выставок в Москве, в Петербурге. Картины еще не развесили в выставочных залах, а он успевал осмотреть их в мастерских и прицениться. Он был впереди всех. Бывали случаи, что даже царь, подойдя к понравившейся картине, читал, что «куплено господином Третьяковым». Он говорил: «Мы работаем для русского народа».

В своем первом завещании в 1860 году, Третьяков оставил 150 тысяч рублей серебром на создание в Москве «художественного музеума или общественной картинной галереи…». Он создавал первый в России музей, отражающий развитие русского искусства и хотел, чтобы музей стал общедоступным. Будучи богатым, он старался не переплачивать посредникам. И считал: «Чем больше средств сэкономишь, тем больше картин произведений искусств можно собрать». Павел Михайлович Третьяков избегал роскоши и излишеств. Он помогал нуждающимся художникам, вдовам и сиротам. Достраивал и расширял музей.

В 1867 году открылась галерея, в которой была представлена коллекция Павла и его брата Сергея. Посетители увидели 1276 картин, 471 рисунок и 10 скульптур русских художников, а также 84 картины иностранных мастеров. Картины Павел Михайлович размещал в своем доме в Лаврушинском переулке. С 1872 по 1874 гг. были построены два музейных зала, которые сообщались с жилыми помещениями. В 1882 году, когда необходимо было разместить Туркестанскую коллекцию, были пристроены 6 новых залов. Дополнительные залы появились также в 1885 и 1892 гг. 1892 год стал для музея знаменательным, в этом году Павел Михайлович Третьяков передал ее в дар городу Москве. Тогда в коллекции было 1287 картин, 518 рисунков и 9 скульптур русских художников XVIII-XIX веков, а также работы западноевропейских мастеров. А через год состоялось официальное открытие Московской городской галереи Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых. После смерти Павла Третьякова в 1898 году его дело продолжили другие меценаты.

В 1902-1904 гг. под руководством архитектора А.М. Калмыкова был построен знаменитый Васнецовский фасад, который стал эмблемой Третьяковки. Фасады здания были разработаны архитектором В.Н. Башировым по рисункам художника В.М. Васнецова. 2 апреля 1913 года попечителем музея был избран художник и архитектор Игорь Эммануилович Грабарь. Благодаря ему Третьяковка была сформирована по европейскому типу - по хронологическому принципу. В декабре 1913 года музей был открыт для посетителей. После революции в 1918 году музей стал называться Государственной Третьяковской галереей и был объявлен государственной собственностью Российской Федеративной Советской Республики. Директором музея стал И.Э.Грабарь. Большой вклад в развитие музея, в том числе в его расширение и оснащение, внес академик архитектуры А.В. Щусев. Во время войны большинство экспонатов были эвакуированы в Новосибирск. Само здание пострадало от бомбежки. К 100-летию музея в 1956 году его коллекция насчитывала более 35 000 произведений искусства. Большой вклад в расширение музея внес также Ю.К. Королев, директор музея с 1980 по 1992 гг. В 1989 году был сооружен новый инженерный корпус, где разместились конференц-зал и информационно-вычислительный центр, детская студия и выставочные залы. После реконструкции в музейный ансамбль Третьяковки был включен памятник архитектуры XVII века - храм Святителя Николая в Толмачах. Он был восстановлен, освящен и стал домовым храмом музея.

Третьяковская галерея - картины

Музей имеет множество залов. И в каждом можно найти шедевр искусства. Павел Михайлович высоко ценил творчество В.Г.Перова. В 1860-е годы были приобретены несколько его картин, в том числе «Сельский крестный ход на Пасхе» и «Тройка», а также портреты.

В коллекции появляются картины, отражающие русскую историю. Как любитель пейзажей он заказывает картины, в которых хотел видеть правду и поэзию жизни. Приобретаются и портреты, созданные К.П. Брюлловым, В.А. Тропининым, В.Г. Перовым. Создается портретная галерея композиторов, писателей, художников России – А.Н. Островского и Ф.М. Достоевского, И.С. Тургенева и Н.А. Некрасова, В.И. Даля и других известных деятелей искусства.

Третьяков поддерживал образованное в то время Товарищество передвижных художественных выставок (ТПХВ). Многие картины были приобретены на этих выставках. В 1870-е годы Павел Третьяков приобрел такие известные картины как «Христос в пустыне» И.Н. Крамского и «Сосновый бор» И.И. Шишкина, «Грачи прилетели» А.К. Саврасова и «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича» Н.Н. Ге. Одной из самых дорогостоящих приобретений Третьякова были работы В.В.Верещагина - коллекция туркестанских картин и этюдов. Позже коллекция пополняется картинами В.И. Сурикова и И.Е Репина, В.М. Васнецова и И.И. Шишкина, И.Н. Крамского и других известных мастеров. В Третьяковской галерее мы увидим работы Репина и Иванова, Куинджи и Брюллова, Крамского и многих других. Порадуются и ценители творчества Врубеля. Одним из самых обсуждаемых экспонатов является «Черный квадрат» Малевича.

Третьяковская галерея – информация для туристов

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Хотя бы для того, чтобы своими глазами увидеть картины «Девочка с персиками», «Грачи прилетели», «Явление Христа народу», «Утро в сосновом лесу» и многие другие произведения русского изобразительного искусства, знакомые даже всем далеким от живописи людям по конфетным оберткам и интернет-мемам.

сайт покопался в коллекции художественного музея и выбрал 10 картин с интересной историей. Надеемся, они вдохновят вас на поход в Третьяковскую галерею.

«Апофеоз войны» Василий Верещагин

Картина была написана в 1871 году под впечатлением военных действий в Туркестане, поразивших очевидцев своей жестокостью. Изначально полотно называлось «Торжество Тамерлана», войска которого оставляли за собой такие пирамиды черепов. Согласно истории, однажды к Тамерлану обратились женщины Багдада и Дамаска, которые жаловались на своих мужей, погрязших в грехах и разврате. Тогда жестокий полководец приказал каждому солдату из своей 200-тысячной армии принести по отрубленной голове мужей-развратников. После того, как приказ был исполнен, было выложено 7 пирамид из голов.

«Неравный брак» Василий Пукирев

На картине изображен процесс венчания в православной церкви. Юная невеста-бесприданница против воли выходит замуж за старого чиновника. По одной из версий, на картине - любовная драма самого художника. Прототипом в образе невесты изображена несостоявшаяся невеста Василия Пукирева. А в образе шафера, изображенного у края картины за невестой, с руками сложенными на груди, - сам художник.

«Боярыня Морозова» Василий Суриков

Гигантская по размерам (304 на 586 см) картина Василия Сурикова изображает сцену из истории церковного раскола в XVII веке. Картина посвящена Морозовой Феодосии Прокопиевне - сподвижнице духовного вождя сторонников старой веры протопопа Аввакума. Около 1670 она тайно постриглась в монахини, в 1671 была арестована и в 1673 отправлена в Пафнутьев-Боровский монастырь, где ее уморили голодом в земляной тюрьме.

На картине изображен эпизод, когда боярыню Морозову провозят по Москве к месту заточения. Рядом с Морозовой - ее сестра Евдокия Урусова, разделившая судьбу раскольницы; в глубине - странник, в лице которого читаются черты художника.

«Не ждали» Илья Репин

На второй картине, написанной в 1884–1888 годах, изображен момент неожиданного возвращения домой политического ссыльного. Мальчик и женщина за фортепьяно (видимо, его жена) рады, девочка смотрит настороженно, горничная - недоверчиво, в сгорбленной фигуре матери на переднем плане чувствуется глубокое душевное потрясение.

В настоящее время обе картины являются частью собрания Третьяковской галереи.

«Троица» Андрей Рублев

Третьяковская галерея обладает богатейшим собранием древнерусской живописи XI–XVII веков, включающим произведения Дионисия, Симона Ушакова и Андрея Рублева. В 60 зале галереи висит одна из самых известных и прославленных в мире икон - «Троица», написанная Андреем Рублевым в первой четверти XV века. Три ангела собрались вокруг стола, на котором стоит жертвенная чаша, для тихой, неспешной беседы.

«Троица» хранится в зале древнерусской живописи Третьяковки, в специальном стеклянном шкафу, в котором поддерживается постоянная влажность и температура, и который защищает икону от любых внешних воздействий.

«Неизвестная» Иван Крамской

Место действия картины сомнений не вызывает - это Невский проспект в Петербурге, Аничков мост. А вот образ женщины до сих пор остается загадкой художника. Ни в письмах, ни в дневниках Крамской не оставил упоминаний о личности неизвестной. Критики соединяли этот образ с Анной Карениной Льва Толстого, с Настасьей Филипповной Федора Достоевского, назывались имена известных дам света. Существует также версия, что на картине изображена дочь художника, София Ивановна Крамская.

В советское время «Неизвестная» Крамского стала почти что русской Сикстинской мадонной - идеалом неземной красоты и духовности. И висела в каждом приличном советском доме.

«Богатыри» Виктор Васнецов

Почти двадцать лет писал Васнецов эту картину. 23 апреля 1898 года она была закончена и вскоре куплена П. М. Третьяковым для своей галереи.

В былинах Добрыня всегда молод, как и Алеша, но Васнецов почему-то изобразил его зрелым человеком с роскошной бородой. Некоторые исследователи полагают, что чертами лица Добрыня напоминает самого художника. Прообразом для Ильи Муромца послужил крестьянин Владимирской губернии Иван Петров, которого Васнецов ранее запечатлел на одном из этюдов.

К слову сказать, Илья Муромец не сказочный персонаж, а историческое лицо. История его жизни и ратных подвигов - это реальные события. Состарившись и закончив свои труды по охране родины, он стал монахом Киево-Печерского монастыря, где и скончался в 1188 году.

«Купание красного коня» Кузьма Петров-Водкин

Картина «Купание красного коня», поразившая современников своей монументальностью и судьбоносностью, принесла художнику Кузьме Петрову-Водкину мировую известность. Красный конь выступает в роли Судьбы России, которую не в силах удержать хрупкий и юный седок. По другой версии Красный конь и есть сама Россия. В этом случае нельзя не отметить провидческий дар художника, символически предсказавшего своей картиной «красную» судьбу России XX века.

Коня Петров-Водкин писал с реального жеребца по имени Мальчик. Для создания образа подростка, сидящего на коне верхом, художник использовал черты своего ученика - художника Сергея Калмыкова: «К сведению будущих составителей моей монографии. На красном коне наш милейший Кузьма Сергеевич изобразил меня. ...В образе томного юноши на этом знамени изображен я собственной персоной».

«Царевна-Лебедь» Михаил Врубель

Картина была написана в 1900 году на основе сценического образа героини оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» по сюжету одноименной сказки А. С. Пушкина. Врубель оформлял этот спектакль, а партию Царевны-Лебедь исполняла жена художника Надежда Забела-Врубель. «Все певицы, поют, как птицы, а Надя - как человек!» - говорил о ней Врубель.

Содержание статьи

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ крупнейший музей русского искусства, имеющий мировую известность. Галерея названа по имени московского купца и промышленника Павла Михайловича Третьякова (1832–1898), коллекционировавшего с 1856 произведения современных ему художников, желая «собрать русскую школу как она есть в последовательном своем ходе».

Историю музея принято отсчитывать от 1856 года, когда Третьяковым были приобретены первые картины. Галерея была задумана как национальный музей русского искусства, доступный широкому зрителю. Собиратель пользовался особым доверием художников и получил право осматривать их новые работы еще в мастерских, либо уже на выставках накануне вернисажа. Он покупал заинтересовавшие его картины нередко вопреки мнению критики, запрету цензуры, давлению признанных авторитетов или даже наперекор собственному художественному вкусу.

Почти все лучшее, что было создано членами Товарищества передвижных художественных выставок (сущ. с 1870), вошло в собрание галереи еще при жизни П.М.Третьякова. Однако уже в начале 1860-х в коллекции стали появляться работы живописцев 18–1 пол. 19 в., а позже и памятники древнерусского искусства.

К концу 1860-х Третьяков задумывает создание портретной галереи лучших людей нации – «писателей, композиторов и вообще деятелей по художественной части», она должна была составить особый раздел картинной галереи – национальную портретную галерею. Третьяков руководствовался просветительской и весьма актуальной для мировоззрения людей 19 в. идеей о роли личности в истории, получившей широкий резонанс после открытия в 1856 Национальной портретной галереи в Лондоне, в которой Третьяков бывал во время поездок в Великобританию. Привлечение к реализации этой идеи ведущих русских живописцев 1870–1880-х стимулировало развитие портретной живописи. Многие портреты Перова, Крамского, Репина, Ярошенко исполнялись если не по прямому заказу Третьякова, то с заведомой ориентацией на его портретное собрание.

Внимание Третьякова привлекали и значительные работы мастеров вне круга передвижников. Так, в 1874 им была куплена Туркестанская серия В.В.Верещагина . Значительно меньше интересовали Третьякова работы художников-академистов, не разделял он увлечения современников творчеством Айвазовского, с настороженностью отнёсся к некоторым новшествам в живописи 1890-х.

Гораздо реже, чем живопись, Третьяков приобретал скульптуру и графику. Произведения этих видов искусства существенно пополнили музей уже после смерти его основателя.

Дар городу.

Намерение передать собрание картин городу впервые было высказано Третьяковым в завещательном письме 1860. В 1892 Третьяков передал свое собрание, а также коллекцию своего брата Сергея Михайловича, перешедшую к нему по завещанию (картины и скульптуры, исполненные, по преимуществу, западноевропейскими мастерами), в дар Москве.

Коллекция насчитывала 1287 живописных и 518 графических произведений, 9 скульптур русских мастеров, 75 картин и 8 рисунков европейских художников 2 пол. 19 в., главным образом французских и немецких.

В августе 1893 музей открылся для всеобщего бесплатного обозрения. С этого момента и до 1918 музей именовался Московской городской художественной галереей Павла и Сергея Третьяковых.

П.М.Третьяков был удостоен звания почетного гражданина Москвы.

Оставаясь до конца жизни попечителем Галереи, П.М.Третьяков продолжал приобретать произведения на деньги, ассигнованные для этих целей московской Городской думой и завещанные С.М.Третьяковым. Картины, купленные на собственные деньги, Павел Михайлович передавал в Галерею уже в качестве дара.

Каталог собрания, составленный Третьяковым незадолго до смерти (опубликован в 1899), содержал уже 1635 живописных произведений.

Галерея в начале 20 века.

С 1898, после смерти П.М.Третьякова, галереей руководил Совет попечителей, избранный Московской городской думой, в который входили крупнейшие художники и художественные деятели: В.А.Серов, И.С.Остроухов, дочь П.М.Третьякова А.П.Боткина и другие. По воле Третьякова коллекция должна была сохраняться в неизменном виде и после его смерти.

Однако в 1899 Совет принял решение пополнять собрание, но новые поступления размещать отдельно от основного собрания.

В 1904 Дума приняла «Положение о Третьяковской галерее», где закреплялась ее роль музея русского искусства, отражающего все этапы его развития. Вскоре был приобретен ряд значительных полотен художников 18 и 1 пол. 19 в., а также произведений рубежа веков.

С 1910 по 1925 в Галерее находились картины, поступившие в дар по завещанию московского промышленника М.А.Морозова, среди которых были полотна Э.Мане , О.Ренуара , В.Ван Гога , Э.Мунка и др. Вместе с собранием С.М.Третьякова, они составили раздел новой западной живописи.

В 1925 произведения западных мастеров были переданы в Музей изящных искусств (ныне Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина).

В 1913 на должность попечителя Галереи был избран художник и историк искусства И.Э.Грабарь , с 1917 по 1925 исполнявший обязанности директора Третьяковской галереи.

В 1913–1925 Грабарь занимался созданием новой экспозиции музея. Развеской картин достигалась цель показать эволюцию искусства с выделением главных «монографических узлов». Зритель, проходя по залам, знакомился с последовательной историей русского искусства.

3 июня 1918 Третьяковская галерея была национализирована. В связи с общей перестройкой музейной системы, Третьяковская галерея окончательно определилась как ведущий музей русского искусства.

В первое послереволюционное десятилетие шел процесс централизации памятников искусства в государственных хранилищах. Собрание Галереи пополнялось через Государственный музейный фонд, в который стекались национализированные частные коллекции. Уже в 1919, из-за значительного притока работ, музейные площади были разделены на экспозицию и запасник.

В 1925 в ее собрание влились Музей иконописи и живописи (бывшее собрание И.С.Остроухова); Цветковская галерея, которая славилась коллекцией рисунков и акварелей русских художников 18–19 вв., картины и рисунки русских художников из Румянцевского музея, ядром которого были две значительные частные коллекции – Ф.И.Прянишникова и К.Т.Солдатенкова, сформировавшиеся во 2 пол. 19 в. Из Румянцевского музея поступила большая часть находящегося ныне в Третьяковской галерее наследия Александра Иванова , в том числе картина Явление Христа народу (включена в экспозицию после постройки специального зала в 1932).

С поступлением коллекции Музея живописной культуры, Галерея получила произведения художников «левых» течений и мастеров русского авангарда.

С 1930-х фонды галереи постоянно пополнялись произведениями, приобретаемыми государственной закупочной комиссией.

В результате в собрании появились великолепные коллекции художников, работавших на рубеже 19 и 20 вв.: М.В.Нестерова, К.А.Коровина, М.В.Добужинского, А.А.Осьмеркина, А.В.Шевченко и др.

Собрание музея не только выросло количественно, но и претерпело качественные изменения. Оформились самостоятельные коллекции графики и скульптуры, были созданы новые разделы – советского искусства, древнерусского искусства. Произошли изменения в составе старых коллекций, которые были доукомплектованы. Основными принципами комплектования коллекции были приобретения произведений крупнейших мастеров, в частности подготовительных работ (эскизов, этюдов) для полотен, уже находящихся в собрании галереи, приобретение произведений авторов, ранее не представленных в коллекции, в т.ч. малоизвестных художников, чье творчество имело значение для общего процесса развития русского искусства.

Коллекции в послевоенные годы

(1952–1982) продолжала пополняться, особенно значительно изменился раздел живописи 18 в. Так, Портрет М.Д.Бутурлина и Портрет неизвестного в синем кафтане расширили представление о творчестве А.П.Антропова. Портрет М.И.Мюссар существенно дополнил коллекцию работ Д.Г.Левицкого; миниатюрный Портрет Темкиной в образе Дианы В.Л.Боровиковского, видимо, предшествовал большому портрету, находящемуся в собрании галереи уже с 1925.

Долгие годы была неизвестна судьба Портрета Н.А.Грибовской (1795) работы Н.А.Аргунова. Сотрудники музея обнаружили портрет в одном из частных собраний Москвы и приобрели его для галереи.

К новым поступлениям относятся лирические пейзажи Сильвестра Щедрина и Портрет князя Н.П.Трубецкого О.А.Кипренского. Крайне редко встречаются работы основоположника крестьянского жанра в русском искусстве А.Г.Венецианова, поэтому большой удачей стало приобретение Портрета дочери (1820-е), относящегося к лучшей поре творчества художника и Портрет детей Путятиных (начало 1830-х).

Исключительную ценность представляют картины мастеров 1 пол. 19 в. В первую очередь, это картина У богородицкого дуба (1835) К.П.Брюллова и его же Портрет М.А.Алексеевой , один из лучших камерных женских образов художника..

Галерея Третьякова обладала лучшим и наиболее полным собранием картин, этюдов и эскизов А.А.Иванова. Ранний Автопортрет художника , Пейзаж с лестницей , законченный этюд Голова Иоанна Крестителя существенно обогатили коллекцию.

Тщательное изучение живописных работ, с привлечением архивного и литературного материала, позволило ввести в научный оборот вновь открытые произведения пейзажиста И.А.Иванова, И.П.Якимова, А.А.Васильева, Ф.Г.Торопова, которые ранее либо приписывались другим мастерам, либо считались работами неизвестных авторов.

Одной из главных задач при собирании живописи 2 половины 19 в. было показать важнейшие поиски художников этого времени – создание большой тематической картины. Значительно расширен был круг подготовительных работ к известным полотнам художников, находящихся в коллекции ГТГ: приобретены этюды к картинам И.Е.Репина Не ждали , Иван Грозный и его сын Иван , Крестный ход в курской губернии и т.д.

Значительно увеличилось собрание этюдов В.И.Сурикова, в частности, для картины Боярыня Морозова : Голова боярыни Морозовой (1886), Стрелец в красном кафтане , Голова юродивого и др.

Были приобретены подготовительные работы к картинам В.Г.Перова Утопленница , В.В.Пукирева Неравный брак , К.А.Савицкого В ожидании приговора суда , Спор на меже.

Одновременно заполнялся и ряд существенных лакун в широком монографическом показе творчества крупнейших мастеров этой поры. Картина 1857 Приезд станового на следствие характеризует самый ранний этап творчества В.Г. Перова. Представление о работе Перова во Франции обогатили картины Уличная сцена в Париже и Праздник в окрестностях Парижа.

Раннее творчество В.И. Сурикова пополнилось его академической программной картиной Апостол Павел объясняет догматы веры (1875) и Сценой из римского карнавала – единственным живописным произведением, написанным во время первого путешествия за границу. Были приобретены также поздние картины мастера: Посещение царевной женского монастыря (1912), Портрет О.В.Суриковой в детстве (1888), Портрет доктора А.Д. Езерского (1909).

В послевоенные годы в Третьяковскую галерею поступили пейзажи А.К.Саврасова и И.И.Левитана. Среди этих поступлений – и такие знаменитые вещи как картина Тихая обитель (1890), принесшая автору широкое признание современников, Озеро (1899) – эскиз последнего незавершенного произведения, которое художник замышлял как обобщенный образ Родины.

Одновременно с закупками Третьяковская галерея получила щедрые дары от коллекционеров. В 1977 собрание пополнилось переданной в дар коллекцией живописи и графики русского авангарда Г.Д.Костаки.

К наиболее значительным дарам относится эскиз-вариант В.А.Серова Похищение Европы (1910), полотно В.Э.Борисова-Мусатова Гармония (1899–1900), Купание красного коня (1912) К.С.Петрова-Водкина, картины Ф.А.Малявина Зеленая шаль ( 1914), П.В.Кузнецова Вечер в степи (1912), М.С.Сарьяна Константинополь. Собаки. (1910).

Круг работ ведущих московских живописцев конца 1900–1910-х существенно пополнился целыми группами картин. В первую очередь, это серии А.В.Лентулова Натюрморт с синим кувшином и Москва (1900–1913), Звон (1915), Тверской бульвар (1917); натюрморты 1908–1916 А.В.Куприна; группы ранних работ Р.Р.Фалька, П.П.Кончаловского.

В коллекции находятся картины официально гонимых или незаслуженно забытых мастеров 1920–1930-х, а также работы художников андеграунда 1950–1970-х.

В 2001 в Галерею были переданы произведения, представляющие новейшие течения в искусстве.

В настоящее время собрание Третьяковской галереи насчитывает более 130 тысяч экспонатов, в том числе – свыше 50 тысяч произведений искусства 20 в.

В 1985 Галерея получила статус Всесоюзного музейного объединения, в который были включены ряд московских мемориальных музеев: Дом-музей В.М.Васнецова, Музей-квартира А.М.Васнецова, Музей-мастерская А.С.Голубкиной, Дом-музей П.Д.Корина. С 1989 начал формироваться Дом-музей Н.С.Гончаровой и М.Ф.Ларионова.

Здания Третьяковской галереи.

Первоначально все собрание размещалось в жилом доме Третьяковых в Лаврушинском переулке, приобретенном семьей в начале 1850-х. Для быстро растущей коллекции особняк оказался мал, и весной 1874 картины были размещены в новом двухэтажном здании картинной галереи, отстроенном по проекту архитектора Александра Каминского – мужа сестры Третьякова. Эта галерея, состоящая из двух просторных залов, соединялась внутренним переходом с жилой частью, но имела отдельный вход с улицы, что позволило посещать экспозицию посторонним. В 1881, юридически оставаясь частной, галерея стала общедоступной для бесплатного посещения публикой, «без различия рода и звания». К концу 1880-х галерея была достроена, она с трех сторон окружила жилой дом и состояла из 14 залов.

В настоящее время галерея по-прежнему размещается в реконструированном доме Третьякова и пристройках к нему, главный фасад сооружен в 1902–1904 по проекту В.М.Васнецова.

Во время Великой Отечественной войны экспонаты Третьяковской галереи были эвакуированы в Новосибирск и Пермь. Здание частично пострадало от бомбежки. В 1944, перед возвращением коллекций, встал вопрос о расширении музейных площадей. Еще в 1936 по проекту арх. А.В.Щусева с северной стороны основного здания был построен двухэтажный корпус. Планировалась постройка аналогичного корпуса с южной стороны.

В 1982 было принято распоряжение правительства о ремонте и реконструкции Третьяковской галереи. При реконструкции предполагалось сохранить исторические постройки, к которым с севера и юга пристраивались два новых здания для административных служб. В единый архитектурный ансамбль зданий ГТГ был включен храм Святителя Николая в Толмачах 17 в., который в 1997 стал отделом Третьяковской галереи, функционируя как музей-храм.

Строительство началось в 1983, в 1985 введен в строй северный корпус, в котором расположились депозитарий (хранилище) и реставрационные мастерские. В 1989 сооружен южный корпус (Инженерный), где были построены выставочные помещения, конференц-зал, а также разместились инженерные системы и службы.

Реконструкция основного здания длилась с 1986 по 1995. Фасад, оформленный по проекту В.М.Васнецова, был сохранен и реставрирован.

За реконструкцию Третьяковской галереи архитекторы И.М.Виноградский, Г.В.Астафьев, Б.А.Климов и др., а также директор музея народный художник Ю.К.Королев (посмертно) были удостоены Государственной премии Российской Федерации.

В 1985 было принято решение об объединении Третьяковской галереи и Государственной картинной галереи СССР, располагавшейся в здании на Крымском валу, 10 (1964 – конец 1970-х, архитекторы Ю.Н.Шевердяев, Н.П.Сукоян, М.Н.Круглов и др.), с сохранением исторического названия – Государственная Третьяковская галерея. В мае 2000 на Крымском валу открылась первая в России развернутая экспозиция искусства 20 века (1910–1990), ставшая продолжением экспозиции в Лаврушинском переулке.

В перспективе – планомерное развитие музея: создание в Лаврушинском переулке «квартала искусств», открытых запасников икон и Дома графики, которые будут располагаться в историко-архитектурных памятниках в непосредственной близости к основному зданию.

Существуют проекты строительства нового здания на углу Лаврушинского переулка и Кадашевской набережной, а также реконструкции здания на Крымском валу.

Ольга Морозова



Планирование беременности