Рисование медведя рисование тычком. Конспект НОД по рисованию на тему «Медведь» в старшей группе

Занятие по художественному творчеству (нетрадиционное рисование) в средней группе по теме: «Белый медведь»

Описание: Конспект ОД по «Художественно-эстетическому развитию» для детей среднего возраста с использованием нетрадиционной техники. Материал будет полезен педагогам-воспитателям и педагогам дополнительного образования, работающим с детьми среднего возраста.

Предварительная работа: рассматривание картин о жителях и животных Севера, чтение художественных произведений о Севере; рассматривание северное сияние.

Цель: познакомить детей с новым способом передачи изображения - рисование манкой; учить заполнять все изображение.

Задачи: расширять представления детей о животных севера, о белом медведе, (чем питается, где живет, характерные признаки), познакомить детей с новым явлением - северным сиянием, продолжать знакомить с нетрадиционными приемами рисования, учить детей рисовать манкой, продолжать формировать навык работы в нетрадиционной технике, развивать мелкую моторику рук, воображение, образное мышление, творческие способности, развивать познавательную активность и эстетическую восприимчивость, воспитывать интерес к нетрадиционным способам рисования, умение доводить начатое дело до конца, самостоятельность при выполнении работы
Материалы: манка, клей, кисточка, подставка для кисточки, салфетка, лист с готовым рисунком.

Ход работы:

1. Загадка про белого медведя.

Ребята отгадайте загадку:

«Сев на ледяную глыбу,

Я ловлю на завтрак рыбу.

Белоснежным я слыву

И на Севере живу»

Правильно, это белый медведь.

Давайте посмотрим на эту картину.
2. Рассматривание картины «Семья белых медведей»

Кого вы видите на этой картине?

Что делают медвежата? Какие они?

Что делает медведица? Какая она?

Ребята, что вы знаете о белом медведе? (ответы детей)

Еще что видите на картине? (Северное сияние)

А что такое северное сияние? Северное сияние бывает в ясные морозные ночи. Небо, озаренная светом луны и звездами, окрашивается в разные цвета. И становится очень светло, как днем.

Посмотрите на картину, ребята и скажите мне, пожалуйста, это красивое явление? (Да)

А какие цвета есть в северном сиянии? (Красноватый, светло зеленый, фиолетовый)

Как вы думаете, ребята, бывает ли северное сияние у нас? (Нет)

Правильно, северное сияние у нас не бывает.

3. Рассказ воспитателя.

«Белый медведь живет на северном полюсе, в Арктике. Там всегда зима, всегда лежит снег. Он - самый крупный хищник нашей планеты. Медведь хорошо плавает и ныряет. Быстро передвигается по льду. Белые медведи охотятся на тюленей, на детенышей моржей. Еще белые медведи едят рыбу, птиц и их яйца, мох, ягоды».

4. Динамическая пауза.

«Белый мишка на рыбалку

Не спеша идёт, вразвалку.

Чует старый рыболов,

Что богатый ждёт улов»

5. Постановка задачи перед детьми.

Сегодня я вам предлагаю нарисовать белого медведя, но рисовать мы с вами будем не красками, а клеем и манкой.

У вас на столах лежат заготовки, и все необходимое для работы.

Сначала нужно клеем закрасить медведя, потом засыпать весь нанесенный клей манкой, и лишнее стряхнуть.

6. Самостоятельная - практическая работа детей.

7. Подведение итогов. Оформление выставки.

Ребята, у вас получились очень красивые медведи, давайте мы их разместим на льдинах, и у нас получится самый настоящий северный полюс, где живут и гуляют белые медведи.

Ребята, вы знаете на северном полюсе бывает северное сияние. Северное сияние - это такое чудесное явление, когда небо сияет, всеми красками сразу. Волны то красного, то зелёного света, чередуясь, проносятся по нему с одного края до другого.

Давайте мы с вами посмотрим, как это происходит. (демонстрация видео)

А теперь вернемся к нашим работам, посмотрите, как чудно у нас получилось!

Ольга Пичугина
Конспект занятия по изобразительной деятельности в средней группе «Как медведь весну встречал. Рисование медведя»

Тема:«».

Рисование тычком жёсткой полусухой кистью.

Цель:

Продолжать совершенствовать умение передавать в рисунке образ медведя.

Продолжать учить рисовать детей нетрадиционными способами рисования, используя жёсткую кисть и гуашь (сухой способ).

Расширять детские представления о сезонных изменениях в природе.

Задачи : закрепить умение детей рисовать приёмом тычка жёсткой полусухой кистью, рисовать по контуру и внутри контура.

Образовательные:

Закрепить умения рисовать гуашью способом тычка.

Наносить рисунок по всей поверхности.

Передавать в рисунке особенности внешнего вида медведя.

Развивающие:

Развивать воображение и восприятие окружающего мира,

Познавательных способностей;

Способствовать развитию любознательности.

Воспитательные:

Воспитывать заботливое отношение к живой природе;

Закрепить знания о внешнем виде и о жизни медведя весной.

Воспитывать аккуратность во время работы.

Оборудование и материал: лист бумаги с контуром медведя, гуашь коричневого цвета, гуашь чёрного, жёлтого, зелёного, белого цвета, жёсткие кисти №6 и №3, ватные палочки, подставки для кисточек, салфетки для каждого ребёнка. Образец медведя, нарисованного «методом тычка» на доске.

Предварительная работа: Чтение русских народных сказок "Маша и медведь", "Три медведя", Е. Чарушин "Медведь" и др. рассказы о животных. Рассматривание иллюстраций Е. Чарушина. Рассматривание фото иллюстраций с животными весной, беседа о жизни животных весной, беседа о весенних изменениях в природе наблюдения на прогулке.

Настольно-печатная игра "У кого какое жилище?" Аппликация, лепка животных.

Ход занятия.

Вводная часть.

Какое время года на дворе? (весна)

Ребята, давайте подумаем, что происходит в природе ранней весной (ответы детей).

(на проекторе воспитатель показывает все перечисленные признаки весны, сопровождая рассказом).

Все живое просыпается, звенит ручеек, а на проталинках появляются первые цветы – подснежники, птицы прилетают из теплых стран. Наступила весна. (Тронулся лед на реке, подул теплый ветер, небо стало чистым, весенним, растаял снег, показалась земля).

А животные рады весне? (Да) Что происходит с теми животными, которые находились в зимней спячке? (Они просыпаются.). Верно ребята.

Сейчас я вам расскажу, как медведь встретил весну.

На проекторе появляется изображение медведя спящего в берлоге.

Без забот и без тревоги спал медведь в своей берлоге

Спал всю зиму до весны и, наверно, видел сны

Вдруг, проснулся косолапый, слышит, каплет – вот беда!

В темноте пошарил лапой и вскочил – кругом вода.

Заспешил медведь наружу: заливает – не до сна!

Вылез он и видит: лужи, тает снег, пришла весна.

–Когда станет тепло и появятся первые листочки, мишка проснется. Но ему одному будет грустно, у него пока нет друзей. Как мы можем помочь медведю? (Нарисовать для него друзей - медведей.)

Основная часть

Воспитатель приглашает детей рассмотреть изображение медведя. Спрашивает, какой мех у медвежонка. (пушистый, лохматый).

А вы хотели бы, нарисовать медвежонка с таким же красивым мехом? (ответы детей)

Каким методом мы можем его нарисовать? («Методом тычка»).

Да, дети мы нарисуем медвежонка необычным способом, используя жесткую кисть и гуашь.

(дети садятся на места).

Воспитатель:

Напомнить и показать детям, как правильно держать кисточку: так же, как карандаш, тремя пальцами, но выше металлической части кисточки.

Как вы думаете, с чего нужно начинать рисовать медвежонка? (Ответы детей)

Молодцы! Сначала мы «методом тычка» обводим медвежонка по контуру. Рисовать тело всегда начинают свержу вниз. Какая часть тела у медведя на верху. (Голова)

Правильно! Какой формы у медвежонка голова? (Круглая)

Хорошо. Какую часть тела нужно изобразить следующую? (Туловище/тело медвежонка)

Замечательно, на какую фигуру похоже туловище медвежонка? (Овал)

Какие части надо ещё прорисовать нашему медвежонку? (передние и задние лапы, они овальные, уши полукругом).

Когда контур готов, заполнить «методом тычка» пространство внутри.

Воспитатель сопровождает инструкцию показом, приглашает детей.

Чего же не хватает у нашего медвежонка? (Ответы детей)

Но сначала мы поиграем с нашими пальчиками.

Выполнить упражнение – разминку с кисточкой, при этом рука должна стоять на локте. (Дети выполняют движения в соответствии с текстом на маленьком листе бумаги).

Держим кисточку вот так - (Рука на локте. Кисточку держат

пальцами выше ее металлической части.

Это трудно? Нет, пустяк! - Движения кистью руки по тексту.

Вправо – влево, вверх и вниз

Побежала наша кисть.

А потом, а потом - Кисточку держат вертикально.

Кисточка бежит кругом. Выполняют тычки без краски

Закрутилась, как волчок. на листе.)

За тычком идет тычок!

Давайте нарисуем таких пушистых медвежат!

Самостоятельная работа детей.

Когда рисунок подсохнет, ватной палочкой, чёрным цветом мы дорисуем медвежонку глаза, нос, рот и когти. А чтобы наши медведи не скучали, мы дополним наши рисунки признаками весны. По желанию, дорисуем весеннее солнышко, облака и первую травку. Для этого используйте тонкие кисти.

Физкультминутка "Медвежата в чаще жили. "

Медвежата в чаще жили

Головой они крутили,

Вот так, вот так головой они крутили.

Медвежата мед искали,

Дружно дерево качали,

Вот так, вот так дружно дерево качали.

Медвежата воду пили,

Друг за дружкою ходили,

Вот так, вот так друг за другом все ходили.

Медвежата танцевали,

Кверху лапы поднимали,

Вот так, вот так кверху лапы поднимали.

Заключительная часть.

Воспитатель к магнитной доске прикрепляет, нарисованных медведей.

Молодцы, какие замечательные медвежата у нас получились. Теперь наш медведь проснётся от зимней спячки и найдет много новых друзей.

Дети, расскажите о своих медвежатах? Какой получился самый веселый, какой самый пушистый, какой самый мохнатый? А как мы сегодня рисовали? («Методом тычка»).

Публикации по теме:

Конспект открытого занятия по изобразительной деятельности в старшей группе (рисование) «Дымковская змея» Программное содержание: Продолжать знакомить детей с народно – прикладным искусством. Закреплять у детей знания о дымковских игрушках, дымковской.

Конспект занятия по изобразительной деятельности в нетрадиционной технике рисования – ватными палочками (пуантилизм) «Из-под снега расцветает,.

Конспект занятия по изобразительной деятельности (рисование гуашью) «Ёлочная игрушка» в 1 младшей группе МБДОУ ДС №35 «Ручеёк» г. Туапсе Конспект занятия по изобразительной деятельности (рисование гуашью) «Ёлочная игрушка» в 1 младшей группе.

Конспект занятия по изобразительной деятельности в нетрадиционной технике - рисование ватными палочками (пуантилизм) «Снегирь» Пуантилизм.

Конспект занятия по изобразительной деятельности в средней группе Задачи: 1. Закреплять умение рисовать по образцу; 2. Продолжать учить детей рисовать нетрадиционным способом: при помощи ватных палочек;.

Конспект НОД по рисованию «Медведь» в старшей группе

Тема: «Медведь»

Цель : учить рисовать медведя по контуру тычком; прививать интерес к рисованию и воспитывать познавательную активность. Учить находить сходство с реалистическим изображением и радоваться полученному результату.

Программное содержание:

Образовательные задачи:

Конкретизировать имеющиеся представления о медведях их особенностях.
Обеспечить условия для передачи структуры шерсти животного с помощью клеевой кисти приемом «тычка».

Развивающие задачи:

Развивать внимание, память, мышление, речь, мелкую моторику рук, воображение .

Воспитательные задачи:

Воспитывать интерес к окружающему миру, ценностное отношение к собственному труду и его результатам. Формировать умение детей отгадывать загадки, приобщать к развитию художественного восприятия и эстетического вкуса.

Методы и приёмы : словесный, наглядный, практический метод; игровые приёмы: развёрнутая воображаемая ситуация, ролевое обыгрывание (кукольный персонаж – медведь).

Предварительная работа : Рассматривание иллюстраций, беседы, чтение художественной литературы о лесных животных в летний период.

Оборудование : демонстрационный материал (иллюстрации с изображением бурого медведя в летний период), раздаточный материал (заготовки с контуром медведя), стаканчики, гуашь, клеенки, стихотворения про медведя и белку, музыкальный центр, запись музыки «Медведи» Е. Тиличеевой, образец для рисования, кисточки мягкие тонкие и толстые, клеевые кисточки, подставки, салфетки, вода, мягкая игрушка-медвежонок, фотография белого медведя.

Формы работы с детьми : коллективная, индивидуальная.

Ход занятия:

Организационный момент. Звучит музыка «Медведи» Е. Тиличеевой.

Воспитатель: Ребята, ка к вы думаете, кто к нам идет?

Бурый он и косолапый,
Ловит рыбу мощной лапой.
А ещё он любит мёд!
Кто сластёну назовёт?

Он коричневый, лохматый.
Угадайте-ка, ребята,
Кто, построив теплый дом,
Спит всю зиму в доме том?

Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой, под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой. (Медведь)

Воспитатель вносит мягкую игрушку-медвежонка.

Воспитатель:

Вышел из лесу медведь,
Начал топать и реветь.
- Чем ты, мишка, огорчен?
- Мне приснился страшный сон,
Видел девочку Алину -
В роще съела всю малину!

Мишка, Мишка, лежебока!
Спал он долго и глубоко,
Зиму целую проспал,
И на елку не попал,
И на санках не катался,
И снежками не кидался,
Все бы мишеньке храпеть.
Эх ты, мишенька-медведь!

Воспитатель: Медвежонок расстроен, он грустит. Почему ты грустишь, мишенька?
Медвежонок: Я грустный, потому что мой друг Умка с Северного полюса прислал мне фотографию и просит меня тоже прислать ему мое фото.

Показывает фото белого медведя.

Медвежонок: Но фотоаппарата у медведей нет, красок тоже, что же мне делать?

Воспитатель: Ребята, сможем ли мы помочь медведю?

Дети: Да, мы можем его нарисовать, сделать аппликацию!

Воспитатель: Давайте сначала поднимем настроение нашему гостю, будем передавать мишку по кругу и говорить какой он (мягкий, косматый, бурый, черноглазый, косолапый)!

Дети передают медвежонка друг другу и называют по одному его качеству.


Воспитатель : А, у медвежонка есть к вам вопросы, ребята! Вы сможете на них ответить?

Дети : Да!

Дидактическая игра «Вопрос-ответ»
Как называют маму медведя? (медведица)
Как называют папу медведя? (медведь)

Как называют братьев и сестер медведя? (медвежата)
Где спят медведи зимой? (в берлоге),
Когда впадают в спячку (осенью)?

Воспитатель: В просторечье говорится, что медведь впадает в спячку, биологи говорят – в зимний сон.

Перед залеганием в берлогу хозяину тайги необходимо накопить питательные вещества - жир. Медведь – всеядное животное, но большую часть его рациона составляют корма растительного происхождения: ягоды, травянистые растения, желуди, орехи. Кедровые шишки - одно из любимейших лакомств медведей. Молодые звери могут залезать за ними на деревья и обламывать ветки. Но в основном собирают упавшие шишки с земли. Чтобы добраться до орехов, медведь собирает шишки в кучу и раздавливает их лапами, откуда потом, лежа на земле, выбирает языком орешки вместе со скорлупой. Часто внимание мишек привлекают запасы орехов, сделанные бурундуками.

В благоприятные по кормам годы взрослые медведи накапливают слой подкожного сала до 8-12 см, а вес жировых запасов достигает 40% общего веса зверя. Именно этим накопленным за лето и осень жиром и питается организм медведя зимой.

Медведи, не успевшие набрать достаточный жировой запас, не могут залечь в спячку. Их называют - Шатуны. Часто они обречены на гибель от голода, морозов или от охотника. Встречаются зимой в лесу медведи, чей сон был потревожен человеком или другими обстоятельствами. Такой медведь вынужден искать новое, более спокойное, пристанище для сна.

Перед тем как отправится к берлоге, медведь старательно запутывает следы: петляет, идет по буреломам и даже идет задом наперед по собственным следам. Для берлог обычно выбирают глухие и надежные места по краям непроходимых болот, по берегам лесных озер и рек, в буреломах и на лесосеках, в углублениях под вывороченными корнями или стволами деревьев. Главное условие – жилище должно быть сухим, тихим и изолированным от присутствия нежданных гостей. Ветками зверь утепляет свое убежище, а пластами мха выстилает подстилку. Иногда слой подстилки достигает полуметра. Бывает, что одной и той же берлогой пользуются несколько поколений медведей.

В начале зимы у медведиц появляется потомство, обычно два медвежонка. Малыши появляются на свет слепыми, без шерсти и зубов. Весят всего полкилограмма и достигают 25 см в длину. Медвежата питаются молоком все еще спящей мамы и быстро растут, из берлоги они выходят весной уже мохнатыми и шустрыми.

В берлоге, в тепле и безопасности, медведи спят всю долгую и холодную зиму. Нередко мишка спит на боку, свернувшись клубком, иногда на спине, реже сидит, опустив голову между лап. Если во время сна зверя потревожить, он легко пробуждается.

Бытует забавное мнение, что медведь сосёт лапу во время зимней спячки. Но на самом деле в январе, феврале происходит смена жёсткого кожного покрова на подушечках лап, при этом старая кожа лопается, шелушится, и сильно зудит, и чтобы хоть как-то уменьшить эти неприятные ощущения животное облизывает свои лапы .

Воспитатель: Мишенька, вот как много ребята знают о медведях. Мы много читали и смотрели сказки, рассматривали альбомы о медвежьей жизни. Ребята сейчас тебе расскажут, какие сказки они знают, в которых встречаются медведи.

Дети: «Три медведя», «Колобок», «Маша и медведь», «Два жадных медвежонка», «Мужик и медведь», «Теремок», «Винни пух и его друзья».
Воспитатель: Сегодня мы с вами будем рисовать медведя, а затем устроим выставку наших портретов медведей, чтобы наш гость смог выбрать самый похожий на него рисунок.

Физминутка «Три медведя»

Три медведя в сказке жили,

В перевалочку ходили.

К ним девчушка прибежала,

Бег на месте.

В дом зашла и увидала:

Руки поднимают над головой, кончики пальцев касаются друг друга.

Стол большущий у окна,

Правая рука сжата в кулак, левая ладошка лежит на кулаке.

Стула три – вот это да.

Левая ладонь вертикально, правый кулак прижат к ладони горизонтально.

Чашки три, и ложки три,

Приседают, одну руку на пояс, затем встают, руки поднимают вверх и

касаются округлыми пальцами друг друга.

Три кровати: посмотри.

Ела Маша и пила,

Изображают, как держат ложку и подносят её ко рту.

На кроватку прилегла

Руки перед грудью, согнуты в локтях и лежат друг на друге.

И уснула сладким сном.

Ладошки сложена, голова наклонена и лежит на ладошках.

Что случилось потом?

Руки слегка разводят в сторону.

Тут медведи воротились,

Идут переваливаясь из стороны в сторону.

Увидев Машу, рассердились.

Руки на пояс, делают сердитое лицо.

Маша очень испугалась

Изображают испуганное лицо.

И домой она умчалась.

Руки поднимают над головой, кончики пальцев касаются друг друга.

Воспитатель: Прежде чем начать рисовать мишку, давайте его внимательно рассмотрим.

Показ изображения медведя.

Воспитатель: Рассмотрим сначала туловище.

Какой формы туловище? (овальной).

Что еще есть у мишки? (голова).

А какой формы голова? (круглой).

Не забывайте, если смотреть сбоку, то мордочка у него удлиненная.

Где расположена голова? (голова расположена впереди (выше) туловища, и соединена с ним мощной короткой шеей).

На что похожи лапы у медведя, какой они формы (овальные, но удлиненные)?

Где находятся лапы у медведя (внизу туловища)?

Сколько лап у медведя (2 передние и 2 задние лапы)?

Что есть на голове у мишки (уши)?

Какой они формы? (полукруглой)

А уши у мишки большие или маленькие? (маленькие)

Что еще есть на голове у мишки (глаза, нос)?

Рассмотрите внимательно лапы у мишки, что на них есть (когти)?

Ребята, а медведи какого цвета? (коричневого, бурого)

Глаза, носик и когти какого цвета? (черного)


Пальчиковая гимнастика «Кто спит зимой?»

Медведь в берлоге крепко спит,

(сжимают пальцы правой руки в кулачок, начиная с большого))

Всю зиму до весны сопит.

Спят зимою бурундук,

Колючий ёжик и барсук.

Только заиньке не спится –

(показывают мизинец, вращая им)

Убегает от лисицы.

Мелькает он среди кустов,

(пальцы левой руки изображают клацающую мордочку лисы, догоняющей

зайца)
Напетлял и был таков!


Воспитатель: А, сейчас сядем на свои места и нарисуем пушистого, бурого медведя с черными глазками, носиком и коготками.

Посмотрите, сейчас я возьму клеевую кисточку и буду мишке надевать бурую шубку. Я обмакиваю кончик кисточки в коричневую краску и вот такими «тычками» закрашиваю всего мишку. Теперь и вы наденете мишке шубку.

Дети рисуют.

Воспитатель: А сейчас ребята, я возьму ватную палочку, обмакну ее в черную краску и нарисую мишке на голове глаз. Мишка стоит боком и поэтому второй глаз нам не видно, а на кончике мордочки я рисую черный носик. Теперь и вы возьмите ватную палочку, обмакните в черную краску и аккуратно, нарисуйте мишке сначала глаз, потом носик.

Дети рисуют.

Воспитатель: Теперь я буду рисовать коготки на лапках у мишки. Для этого я возьму тонкую кисточку, обмакну ее в черную краску и аккуратно нарисую коготки на лапках. Чтобы мишки очутились в лесу, вы можете дополнить свой рисунок – например, нарисовать деревья, траву, речку, горы далеко (самостоятельно рисуют).

Дети рисуют.

Воспитатель: Давайте покажем наши рисунки медвежонку!

Работы раскладываются и рассматриваются вместе с детьми.

Воспитатель: Какие они все получились красивые, пушистые! Наш медвежонок просит подарить один рисунок, который он сможет послать на Северный полюс своему другу Умке. Какой мы выберем рисунок?

Дети выбирают рисунок и дарят его медвежонку.

Воспитатель: Медвежонок очень рад подарку. Ему пора уходить! Давайте скажем ему «До свидания!»

Дети: До свидания!

Воспитатель: Р ебята, что мы сегодня делали? С помощью чего мы рисовали? Для кого мы старались, кому хотели помочь? Что сделаем с остальными рисунками?

Дети: Организуем выставку в раздевалке на доске творчества и расскажем вечером родителям, кто к нам приходил.

Самоанализ проведения НОД по рисованию:

Тема: «Медведь»

Цель : Учить рисовать медведя по контуру тычком; прививать интерес к рисованию и воспитывать познавательную активность. Учить находить сходство с реалистическим изображением и радоваться полученному результату.

Что получилось хорошо : занятие вызвало у детей большой интерес, они проявили большой интерес к данной теме, активно высказывали свои суждения, отгадывали загадки, задавали вопросы и отвечали на них. Мы впервые использовали в рисовании данную технику - рисование тычком, что вызвало заинтересованность у детей. Работы получились яркие, красочные.

Выполняли дети свои работы старательно, аккуратно, творчески подходили к составлению композиции, делились своими идеями с другими детьми, с удовольствием рассматривали работы сверстников, обсуждали работы, делились мнением.

Возникшие трудности: Некоторая трудность у детей возникла с освоением данной техники. Например, Глеб никак не хотел полностью закрашивать всего медведя, задние лапы медведя так и остались белыми.

НОУ «Институт системно – деятельностной педагогики»

Разработка сценария в технологии «Ситуация» по художественно – эстетическому развитию в средней группе по теме «Рисование медведя»

Выполнила: Белоус М.А.

воспитатель МБДОУ д/с № 3

Ст. Ленинградская

2016 г.

Ф.И.О. педагога - Белоус Марина Анатольевна

Дошкольная организация – МБДОУ д/с № 3 ст. Ленинградская

Должность - воспитатель

Тема: Рисование медведя (Художественно – эстетическое развитие)

Возрастная группа : средняя

Цель: продолжать формировать у детей опыт рисования игрушек с натуры.

Образовательные задачи: формировать представление об эскизе как этапе работы при рисовании с натуры (создавать контурный рисунок карандашом), закреплять умение детей видеть и передавать в рисунке характерные особенности формы предмета, сравнительные размеры, пропорции частей и их конструктивную связь, цвет и фактуру; формировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода; тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение, обобщение; развивать память, речь, воображение, коммуникативные качества.

Материал: меховая игрушка – медведь, листы бумаги А5, акварельные краски, кисти, стаканы с водой, простые карандаши, ластики.

Ход образовательной ситуации:

1 Введение в ситуацию.

Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.

Ребята, у вас есть любимая игрушка?

Как вы с нею играете?

У нашего общего друга Вани есть любимая игрушка – плюшевый Мишка – топтыжка. А ещё у Вани есть много друзей, которые живут в другом городе, друзья договорились послать друг другу фотографии любимых игрушек.

Ребята, Ваня очень расстроен, потому что у него нет фотоаппарата и он не сможет послать друзьям фотографию своего Мишки.

Хотите помочь Ване сделать фотографию любимой игрушки?

Сможете?

2 Актуализация знаний.

Дидактические задачи: актуализировать знание детей о строении мишки, способах передачи пропорции частей тела, фактуры и цвета; тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение, обобщение; развивать образное мышление, память, речь, коммуникативные качества.

Ребята, а у вас есть фотоаппарат? (Нет)

Чем же вы поможете Ване? Как ещё можно сделать фотографию? (Слепить, нарисовать)

Хорошее предложение – нарисовать Мишку – топтыжку!

Какими материалами лучше всего нарисовать игрушку? Почему?

Скажите, а какой формы у мишки голова (туловище, лапы, уши)?

Какого они цвета?

Какая часть тела игрушечного медведя самая крупная? (Туловище)

Как показать в рисунке, что другие части меньшего размера? (Нарисовать их меньшего размера).

Как можно передать пушистость «шубки» мишки?(Рисовать способом примакивания ворса кисти, ватной палочкой или карандашными штрихами по контурной линии)

Как можно передать в рисунке, что это любимая игрушка Вани? (Показать, что мишка улыбается)

3 Затруднение в игровой ситуации

Дидактические задачи: создать мотивационную ситуацию для «открытия» нового знания; формировать опыт фиксации затруднения под руководством воспитателя.

Наша работа непростая и ответственная, поэтому мы должны действовать, как настоящие художники, которые начинают свой рисунок с эскиза – предварительного наброска. Я предлагаю и вам начать работу с эскиза. Можете начинать.

Возникает затруднение.

У всех получилось нарисовать мишку?

Почему не получилось? (Потому что мы не знаем, что такое эскиз и как его создавать).

Значит, что нам надо сделать, чтобы нарисовать мишку? (Узнать, что такое эскиз и как его создавать)

4 Открытие нового знания.

Дидактические задачи: формировать представление об эскизе как этапе планирования работы при рисовании с натуры (создавать контурный рисунок карандашом); развивать образное мышление, воображение, память.

Ребята, а что делать, если чего-то не знаешь? (спросить у того, кто знает).

Дети обращаются к воспитателю с вопросом: «Что такое эскиз и как его создавать?»

Эскиз – это контурный рисунок простым карандашом. Такой рисунок можно поправить при помощи ластика, поэтому все линии должны наноситься слегка.

Как вы думаете, для чего нужно делать эскиз рисунка? (чтобы правильно расположить рисунок на листе бумаги)

Вверху листа слабым нажимом карандаша рисуется контур головы (овал или круг), ниже – более крупное овальное туловище, а затем лапы. Получился эскиз. Затем мы проверяем размер изображения, форму частей тела, расположение на листе и, если что-то не получилось, то можно подправить с помощью ластика.

Когда эскиз готов, можно контуры обвести и приступать к прорисовыванию детелей: мордочки, шёрстки, цвета.

5 Включение нового знания в систему знаний и умений детей.

Дидактические задачи: формировать умение создавать эскиз, закреплять умение детей передавать в рисунке характерные особенности формы предмета, сравнительные размеры и пропорции частей и их конструктивную связь, цвет и фактуру.

С чего же вы начнёте работу? (С эскиза)

Дети проговаривают свои действия: «Лёгкими движениями карандаша рисуем части тела медведя, проверяем и ластиком исправляем»

А теперь можете приступать к работе. Думаю, что Мишка – топтыжка на ваших рисунках получится как настоящий.

Детям предоставляется самостоятельность.

После окончания работы рисунки мишки вывешиваются рядом с игрушкой, чтобы дети сравнили его с оригиналом.

6 Осмысление.

Дидактические задачи: фиксация достижения запланированного результата и условий, которые позволили его достичь.

Воспитатель собирает детей около себя.

Что мы с вами делали? Кому помогали?

Смогли помочь Ване нарисовать Мишку – топтыжку?

Почему вам это удалось? (Мы узнали, что такое эскиз, для чего он нужен и научились его создавать)

Воспитатель хвалит детей и говорит, что теперь Ваня сможет послать фотографии любимой игрушки своим друзьям.

Задачи:
- продолжать учить детей рисовать способом тычка жёсткой кистью по контуру;
- закреплять умение рисовать ватной палочкой мелкие детали рисунка;
- расширять знания детей о домашних животных;
- прививать интерес к поэтическим произведениям.
Материал:
Лист бумаги формата А4 с нарисованным контуром кролика, жёсткая кисть; гуашь: чёрная, белая и серая, ватные палочки; стаканчик с водой; планшет, мелок, кролик.
Предварительная работа:
Знакомство с домашними животными; целевое посещение живого уголка старшей группы (объект наблюдений - кролик); разучивание стихотворений о зайке: А. Барто «Зайку бросила хозяйка» и Г. Бойко «Длинноухий озорник».
1. Организационная часть в игровой зоне.
Воспитатель знакомит детей с волшебным кругом, изображённым на планшете.

Работа с демонстрационной доской

Воспитатель: Ребята, каких домашних животных вы знаете? (дети перечисляют домашних животных, а воспитатель помещает их в волшебный круг).
Воспитатель: Молодцы, ребята! А сегодня я хочу познакомить вас с ещё одним домашним животным.
Воспитатель загадывает загадку:
Он сквозь чащу быстро скачет
И себя надёжно прячет
От сторонних глаз пытливых.
Он так быстро, торопливо
Утром рано - спозаранку –
Выбегает на полянку.
То не волк и не лисица,
И не быстрая куница.
Ну, попробуй, угадай–ка?
Ну, конечно, это…
Дети: зайка
Воспитатель: Молодцы, ребята, угадали - это заяц.
- А заяц - это домашнее или дикое животное? Куда мы поместим нашего зайца, в середину волшебного круга или за его пределами?
- Где живёт заяц?
- Чем питается?
- Кто на него охотится?
Дети отвечают на вопросы воспитателя.
Воспитатель обобщает ответы детей. Заяц - это дикое животное, которое живёт в лесу, и которое с наступлением зимы меняет свою серую шубку на белую, чтобы его не было заметно на снегу.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что ближайшим родственником дикого зайца является домашнее животное - кролик.
- Кто видел кролика?
- Как он выглядит? (описание)
- Чем питается?
- Где живёт?
Воспитатель дополняет ответы детей и рассказывает об отличительных особенностях кролика (живёт у людей, его кормит человек; на него охотятся хищные звери, т. е. ему не приходится менять свою шубку; окрас шубки более разнообразный: белый, чёрный, коричневый, серый).
Сюрпризный момент: воспитатель открывает клетку с кроликом.

Дети рассматривают живого кролика

Дети рассматривают и описывают кролика.
Воспитатель: Ребята, а почему наш кролик загрустил?
Дети: Ему скучно сидеть в клетке одному.
Воспитатель: Ребята, а давайте мы его развеселим! Поиграем в игру «Весёлые зайчата», а потом нарисуем для нашего кролика много маленьких друзей.
Динамическая пауза «Весёлые зайчата»
Ну-ка, дружно все присели
Друг на друга поглядели.
И похлопали в ладошки:
Хлоп да хлоп, хлоп да хлоп.
Что у зайки на макушке?
- Пляшут весело там ушки.
Раз подскок, два подскок –
Поскакали все в лесок.
2. Практическая часть.
Воспитатель: А теперь, ребята, садитесь на свои места, и мы будем рисовать для нашего кролика маленьких друзей.
Перед детьми лежат листы бумаги с контуром кролика, краски, кисть, ватные палочки.
3. Самостоятельная работа детей.
Дети обводят пальцем по всей линии контура кролика, затем выполняют упражнение - разминку с кисточкой, а потом начинают тычком рисовать по всей линии контура кролика. Закончив рисовать по линии контура, дети рисуют тычком внутри. Затем с помощью ватных палочек дети дорисовывают крольчатам глаза и носик.



Транспорт