Конспект по биографии тургенева. Краткая биография тургенева самое главное и интересные факты творчества иван сергеевича

по дисциплине: Литература

на тему: Жизнь и творчество И.С.Тургенева

Выполнил студент 1 курса

Москва 2009Вступление.

В своем реферате я предлагаю Вам познакомиться с одной из судеб, которая очень поучительна и достойна описания. Это писатель, в судьбе, которого сказалось влияние и среды, и времени. Особенное внимание автор реферата хотел бы уделить роли Москвы в жизни и творчестве И.С.Тургенева.

Итак, великолепный мастер слова, в совершенстве владеющий русским языком – Иван Сергеевич Тургенев - художник, который умел точно обрисовать картины русской природы и жизни русских людей, был также блестящим публицистом, сумевшим отразить в своём творчестве исторические пути России.

И.С.Тургенев

(1818 – 1883)

Художник Никитин

Жизнь и творчество И.С.Тургенева в Москве

Русский писатель. Иван Сергеевич Тургенев родился 9 ноября (по старому стилю - 28 октября) 1818 в Орле.

В 1822 году Сергей Николаевич Тургенев, орловский помещик и полковник в отставке, совершал с «целой семьёй и прислугой – в двух каретах фургоном – заграничную поездку». Семья Сергея Николаевича состояла из жены Варвары Петровны и сыновей Николая - шести лет, Ивана – четырех и Сергея – одного года. Путь их лежал через Москву. Так будущий писатель впервые посетил древнюю русскую столицу.

А в 1827 г. Тургеневы купили в Москве на углу Садовой-Самотечной улицы и Большого Спасского переулка городскую усадьбу, владение Валуева.

Переезд в Москву совершился по настоянию отца, заботившегося об образовании сыновей. Старшие дети были отданы в пансион Вейденгаммера и пробыли там около двух лет. 12 августа 1829 г. Николая и Ивана поместили в пансион Армянского института, готовивший к поступлению в университет. Сергей Николаевич не был удовлетворён постановкой преподавания в этом пансионе, и через несколько месяцев, 1 ноября, мальчики возвращались в дом на Самотеке. Под руководством домашних учителей. При этом дети должны были не только много и регулярно заниматься, но и учились регулярно вести дневник.

Первые сохранившиеся письма Ивана Сергеевича, относящиеся к 1831г. И адресованы его дяде Николаю Николаевичу Тургеневу, представляют собой именно такие дневниковые записи. В них рассказывается о порядке для детей, об успехах на уроках, об учителях, излагаются мысли о прочитанном и, наконец, описываются развлечения и различные забавные случаи из жизни.

Очень хороши у Тургенева описания весенней Москвы: « Теперь в Москве с большей части улиц поднимается уж пыль, как проезжают. Река сошла, и пропасть человек собирается смотреть на Каменном мосту, как огромные льдины почти в половину реки летят, лезут, вдруг бух об аркаду и разрушаются с треском в малые льдины, другая через неё, третья, четвертая…». И далее: «После обеда пошли мы гулять. Москва разлилась ужасно; в 1810-ом году была только ей подобна; льдины, бочки, бревна, крыши домов, горшки, ящики – все летит по реке, которая с ужасным рёвом клубится, бушует, стенает, вертится, взвивается, кипит. Она даже потопила улицу со стороны Кремля, не говоря о той стороне, которая потоплена».

Летом 1833 г. четырнадцатилетний Иван Тургенев подал прошение о принятии его в Московский университет и был принят в число своекоштных студентов на словесное отделение. В конце мая – начале июня 1834 г. Иван Тургенев сдал экзамены и был переведен на второй курс. Только год пробыл он в Московском университете, а потом вместе с отцом уехал в Петербург. Окончил Тургенев Петербургский университет и позже два года слушал лекции в Берлинском университете. Н.В.Станкевич и М.А.Бакунин стали его ближайшими друзьями в Берлине.

Дружба с ними воскресила в памяти Ивана Сергеевича атмосферу Московского университета, воспоминания о котором были дороги писателю всю жизнь. Не случайно герои его произведений в большинстве окончили Московский университет. Так, герой рассказа «Несчастная» вспоминает: «Я жил тогда (зимой 1835г.) в Москве, у тетушки… перешел со второго на третий курс «словесного» факультета (в то время он так назывался) в Московском университете… Она (тетушка.- Авт.) занимала большой деревянный дом на Остоженке, теплый-претеплый, каких, я полагаю, кроме Москвы, нигде не найдёшь». Так же уютно и благополучно жили и Лежнев («Рудин»), и Литвинов («Дым»), и студенты – герои повести «Пунин и Бабурин».

Уехал Тургенев из Москвы в 1834г., а вернулся лишь через семь лет, в мае 1841году. С нетерпением ждала его в Москве матушка Варвара Петровна, чтобы вместе с любимым сыном отправиться в Спасское.



Дом Тургенева на Остоженке

К этому времени старый дом на Самотеке был уже продан, и Варвара Петровна перебралась на Остоженку неподалеку от Крымской площади. Позади него был сад, от которого сохранился лишь вяз – современник Тургенева, кругом молодые, недавно посаженые деревца. На установленной в 1968г. мемориальной доске читаем: «в этом доме в 1840 – 1850г.г. жил Иван Сергеевич Тургенев. Дом и события, в нем происходившие, описаны в повести «Муму».

После отдыха в Спасском-Лутовинове в середине сентября Иван Сергеевич возвращается в Москву, где проводит вместе с матерью осень и зиму. Теперь он заново знакомится с Москвой и москвичами.

Вся литературная Москва на протяжении ряда десятилетий съезжалась в Трехсвятительский тупик (ещё со времён Пушкина и Грибоедова славился гостеприимством дом Авдотьи Петровны Елагиной). Здесь в 1841г. начал бывать и Тургенев. Два раза посчастливилось ему видеть Гоголя.

Через десять лет снова в Москве произошли еще две встречи, каждая из которых до мелочей запомнилась Тургеневу. Ещё в 1847г. Гоголь заинтересовался произведениями молодого автора и теперь сам захотел с ним познакомиться. Первая встреча произошла 20 октября 1851г. М.С.Щепкин привел Тургенева к Гоголю, жившему на Никитском бульваре в доме Талызина у графа А.П.Толстого. И вторая произошла 3 ноября того же года. Тургенев опять был у Гоголя. В зале собрались актеры, пришли профессора, друзья хозяина. Гоголь читал «Ревизора». Читал удивительно просто, как бы не заботясь о впечатлении, которое он производит на слушателей, и тем сильнее потрясая их. «Я сидел, погружённый в радостное умиление: это был для меня настоящий пир и праздник»,- вспоминал Иван Сергеевич. Это была его последняя встреча с Гоголем. 21 февраля 1852г. Николай Васильевич умер. Тургенев был в Петербурге и узнал о смерти Гоголя через три дня.

Иван Сергеевич писал всю ночь статью, выразив в ней всю его боль и восхищение этим великим человеком, «который своим именем означил эпоху в истории нашей литературы». 13 марта 1852г. в газете «Московские ведомости» она была опубликована под заглавием «Письмо из Петербурга» с подписью «Т…в». А 16 апреля был арестован и отправлен в ссылку в Спасское-Лутовиново за то, что после запрета петербургской цензуры напечатал статью в Москве о Гоголе. По этому поводу Тургенев писал: «Хотели подвергнуть запрету всё, что говорилось по поводу смерти Гоголя, – и кстати обрадовались случаю наложить вместе с тем запрещение на мою литературную деятельность». Подлинной причиной столь суровых мер и была его литературная деятельность: «Записки охотника», будившие ненависть к крепостникам и крепостничеству.

Вернувшись из-за границы в 1841г. Тургенев познакомился с братьями и сестрами Михаила Бакунина, которым привез письма из Берлина. Ивана Сергеевича приняли как лучшего друга Мишеля, а, узнав поближе, привязались и к нему самому. Бакунины бывали у Тургенева на Остоженке, и он бывал у них на Поварской в доме Волковой, где они жили. В октябре Тургенев гостил в подмосковном имении Бакуниных Премухине. Здесь сильное впечатление на него произвела Татьяна Александровна Бакунина. Ей посвящён ряд стихотворений Тургенева, написанных в 1842-1843гг. и последнее – «Гроза промчалась» в 1844г. Переписка и встречи с Бакуниными продолжаются и в последующие годы. Алексею Бакунину Тургенев посвящает рассказ «Похождения подпоручика Бубнова».

Ещё один коренной москвич – Василий Петрович Боткин стал другом Тургенева, познакомились они, очевидно, в 1842г. Для Тургенева он стал не только близким другом, но и критиком, безошибочному художественному чутью которого писатель свято верил. Были два человека, без одобрения которых Тургенев не печатал ни одного произведения, - В.П.Боткин и П.В.Анненков. Павел Васильевич Анненков до конца жизни оставался верным другом Тургенева.

В 40-х годах дом Боткина являлся одним из центров литературной жизни Москвы, в котором бывали Н.В.Гоголь, Н.А.Некрасов, А.В.Кольцов, Д.В.Григорович, Л.Н.Толстой и многие другие. Боткин жил на Маросейке. В начале XIX века дом принадлежал Тургеневым, из семьи которых вышел декабрист Николай Иванович Тургенев. С Боткиным Иван Сергеевич виделся не только в Москве: вместе они совершали в 1845г. путешествие по Франции. а в июле 1856г. Тургенев читал на даче Боткина в Кунцеве только что законченный рассказ «Фауст». В мае 1846 по пути на юг у Боткина в Москве остановился больной Белинский. Сюда 7 мая пришел навестить его приехавший в этот день из Петербурга Тургенев. Ещё раньше в письмах к Василию Петровичу Белинский восторженно отзывался о Тургеневе, с которым познакомился в 1843г. в Петербурге, где и окрепла их дружба. Тургенев написал о своём друге чудесные воспоминания: 23 января 1860г. в «Московском вестнике» (№3) было напечатано письмо к Н.А.Основскому «Встреча моя с Белинским». Москва, которую любил Белинский, первая прочла эти первые после его смерти строки о «Неистовом Виссарионе».

С Тимофеем Николаевичем Грановским Тургенев встретился 1835г. в Петербурге, позже они виделись в Берлине. «Познакомился я с Грановским окончательно в Москве»,- писал Тургенев. Это было в 40-е годы, когда Грановский являлся уже профессором всеобщей истории в Московском университете. Жил он на Трубной, ближе к садовому кольцу, в небольшом, ничем не примечательным домике с мезонином. Но скоро этот домик стал одним из центров литературной и общественной жизни Москвы. И, конечно, Тургенев был в числе непременных посетителей его. 7 октября 1855 года Москва хоронила Грановского. «Я приехал в Москву к самому дню похорон Грановского,- писал Тургенев С.Т.Аксакову16 октября. – давно ничего так на меня не подействовало… Самые похороны были каким-то событием – и трогательным – и возвышенным…» 8 октября в Москве было написаны Тургеневым «Два слова о Грановском» (Письмо к редакторам «Современника»). «он жил недаром – он не умрет», - сказано там.

С 1841г. в каждый приезд в Москву Тургенев оставался в доме матери на Остоженке. Приезд Тургенева был праздником для всех обитателей дома. Жестокая и властная, не терпящая ни малейшего противоречия, Варвара Петровна в присутствии любимого сына преображалась. Однако в памяти Тургенева сохранилось немало картин страшных расправ и издевательств матери над крепостными, свидетелем которых ему приходилось быть. Недаром барыня в рассказе «Муму» так напоминала Варвару Петровну. Её суровый и деспотический нрав проявлялся и по отношению к собственным детям. Иван Сергеевич отказался от чиновничьей карьеры, которую пророчила ему матушка, потому что у него уже появился некоторый литературный заработок. Гораздо труднее было положение Николая Сергеевича,содержавшего семью на мизерную зарплату чиновника. Ещё хуже стало, когда мать купила Николаю дом на Пречистенке и приказала переехать туда из Петербурга, и при этом не давала денег. Летом 1850г. приехав в Москву Тургенев увидел безвыходное положение брата, и это заставило его объясниться с матушкой. И братья поехали к матери на Остоженку. Сыновья говорили тихо, не произнося ни одного резкого, непочтительного слова, но разрыв стал неизбежным. Мать не хотела ничего давать сыновьям, она решила оставаться полновластной хозяйкой именья и судьбы детей. Тогда братья уехали в небольшое, бедное именье отца Тургенево. Николай остался там, а Иван Сергеевич вернулся в Петербург. Узнав, что мать стала чувствовать себя плохо, сыновья хотели с ней повидаться, но она не хотела видеть непокорных сыновей. Умерла Варвара Петровна одинокой, страдающей, но не желающей простить сыновей. Только 16 ноября получил Тургенев извещение о трагическом состоянии матери и вечером в курьерском дилижансом он выехал в Москву и прибыл туда 21 ноября, когда мать уже похоронили на кладбище Донского монастыря. На чёрном мраморном надгробии, увенчанном белым крестом, надпись: «Под камнем сим покоится полковница Варвара Петровна Тургенева, скончавшаяся 16 ноября 1850г. жизни ей было 70 лет. Мир праху ея».

Последний раз поселился Тургенев в доме на Остоженке, в последующие годы он жил у брата на Пречистенке. Иногда писатель останавливался в гостиницах «Франция» на Петровке или «Дрезден» на Тверской улице. В 10-м номере гостиницы «Дрезден» в ноябре 1859гю состоялась одна из встреч Тургенева с поэтом А.А.Фетом.

Смерть матери и последующие семейные дела привели к тому, что всю зиму 1850/51 года Тургенев провел в Москве. И зима эта во многих отношениях была для него неожиданно значительной. «Здесь все принимают меня с распростертыми объятиями,- пишет Иван Сергеевич в ноябре 1850 года,- особенно милейший папаша Щепкин. Я не могу много бывать в гостях; тем не менее, за неделю моего пребывания здесь я уже был два или три раза у него и у одной графини Салиас, прелестной женщины, с большим умом и талантом... Последняя вещь, которую я написал,- «Певцы в кабачке» («Певцы».- Авт.) - имеет здесь большой успех».

Михаил Семенович любил людей, и «двери его дома были всегда широко и гостеприимно открыты... Здесь можно было часто слышать и раскатистый хохот Кетчера, и задыхающуюся речь Белинского, и изящные рассказы Тургенева, и шуточки Гоголя, и умную беседу Аксакова, и огненные вспышки Герцена. А центром и как бы дирижером всего этого хора был сам хозяин». История написания и постановки многих пьес Ивана Сергеевича служит прямым доказательством его дружеского отношения к Щепкину. Уже в начале 1848 года Тургенев работает над пьесой «Нахлебник», первая редакция которой была посвящена Михаилу Семеновичу. Но цензура не пощадила «Нахлебника»: ни поставить, ни напечатать пьесу в то время не удалось. Щепкин, по воспоминаниям современников, «пробовал ставить ее на домашнем спектакле у своих знакомых и разучивал роль Нахлебника с величайшим удовольствием и одушевлением». Только в 1857 году пьесу удалось напечатать, а затем сбылась и давняя мечта актера: в свой бенефис 30 января 1862 года он сыграл Кузовкина. Но и в этот раз разрешение на постановку было дано только потому, что обязанности начальника III отделения временно исполнял И. В. Анненков, брат П. В. Анненкова, друга Тургенева. Для Михаила Семеновича была написана Иваном Сергеевичем и следующая пьеса - «Холостяк». А 25 января 1850 года состоялась ее первая постановка в Москве. 6 декабря того же года Тургенев видел Щепкина в роли Холостяка на сцене Малого театра. Большим событием для писателя стала постановка «Провинциалки». Эта пьеса была написана в Москве в доме на Остоженке.

Однако настоящим триумфом автора стала постановка «Провинциалки» в Малом театре в бенефис Щепкина. Премьера состоялась 18 января. «Вот уж точно,- писал Иван Сергеевич,- я ожидал чего угодно, но только не такого успеха! Вообразите себе, меня вызывали с такими неистовыми криками, что, я наконец убежал совершенно растерянный... шум продолжался добрую четверть часа и прекратился только тогда, когда Щепкин вышел и объявил, что меня нет в театре».

На другой день в доме на Остоженке с самого утра не прекращался поток посетителей. Друзья поздравляли Тургенева и сообщили ему, что даже его литературные враги неистово аплодировали «Провинциалке». Приходил и Щепкин обнять автора и попенять ему: зачем сбежал от аплодисментов публики.

И еще одна пьеса Тургенева впервые увидела свет в Москве: в 1872 году после многолетних цензурных мытарств «Месяц в деревне» шел на сцене Малого театра 13 января в бенефис Е.Н. Васильевой.

2 января 1851 года ввиду предполагаемого отъезда Тургенева из Москвы (болезнь сильно задержала его потом) у него собрались друзья. «Между прочими,- пишет он в тот же день,- был один комический актер, человек большого таланта, г. Садовский».

Прову Михайловичу Садовскому и посвятил Тургенев драматическую сценку «Разговор на большой дороге». Она была опубликована в начале апреля в московском альманахе «Комета», издаваемом Николаем Щепкиным, сыном артиста. Его книжная лавка помещалась на Большой Лубянке.

Сближается Тургенев и с гостеприимным и хлебосольным семейством Аксаковых. С Константином Сергеевичем, одним из идеологов славянофильства, историком, писателем и публицистом, он познакомился еще в апреле 1843 года. А в 1851 году он бывает не только у Константина Сергеевича, но и у Сергея Тимофеевича Аксакова. Сергей Тимофеевич уже стар, но, несмотря на это, по духу он ближе Тургеневу, чем молодые Аксаковы, его сыновья. Тургенев и Аксаков особенно хорошо понимали друг друга. «Вы так добры,- пишет Сергею Тимофеевичу Тургенев,- и пишете мне, что сожалеете, что узнали меня поздно; поверьте, что это сожаление не менее сильно с моей стороны, особенно когда я вспомню, что мы могли быть давно знакомы».2 февраля в доме Сергея Тимофеевича П. М. Садовский читал по рукописи «Разговор на большой дороге». Иван Сергеевич не смог присутствовать, так как в этот день плохо себя чувствовал. На следующий день он уехал из Москвы.

Почти в каждый приезд в Москву Тургенев виделся с Аксаковыми. Был он у Сергея Тимофеевича. Здесь весной 1856 года хозяин читал новые главы воспоминаний, и Тургенев горячо убеждал его продолжить работу над мемуарами. Не раз бывал Иван Сергеевич и в Абрамцеве, принадлежавшем Аксакову с 1843 года.

Немало других имен связано с многочисленными приездами Тургенева в Москву.

«Я в Москве много говорил с Забелиным - который мне очень понравился: светлый русский ум и живая ясность взгляда. Он водил меня по Кремлевским древностям»,- писал Тургенев в начале июня 1852 года. И. Е. Забелин - известный историк Москвы.

В ноябре 1858 года Иван Сергеевич несколько дней прожил У А.А.Фета, снимавшего дом № 3 на Малой Полянке в Замоскворечье. Сам Тургенев тогда никуда не выезжал, но «кто только не перебывал из московской интеллигенции у Тургенева за три дня, которые провел он в нашем доме», вспоминает Фет.

С 1862 года в Москве снова поселился Владимир Федорович Одоевский - писатель, литературный и музыкальный критик. Он жил во дворе дома № 19 по Смоленскому бульвару. «Я не принимал по болезни,- записывает Владимир Федорович 9 марта 1867 года в дневнике,- а приезжал Тургенев - звал его обедать сегодня - он приехал, хотя и пообедавши - и принужден был от подагры держать ногу на стуле.- Прочел ему статью мою - он остался, ею очень доволен, хотя и не вполне согласен со мною». Речь идет о статье «Недовольно», которая была ответом на рассказ Тургенева «Довольно». В письме к Одоевскому Иван Сергеевич называет его «одним из патриархов Москвы».

Другим «патриархом» Тургенев считал Сергея Александровича Соболевского, друга Пушкина, которого Иван Сергеевич в последний раз навестил в июне 1870 года. «Я вычитал в «Московских ведомостях», что была панихида по С.А.Соболевском,- писал Тургенев 18 октября.- Когда он умер? Я его видел проездом в Москве; он мне рассказывал свой апоплексический припадок и смерть Одоевского, но он казался еще бодрым».

Начиная с 1860 года, приезжая в Москву, Тургенев останавливается у своего старинного приятеля Ивана Ильича Маслова. В 40-х годах Иван Ильич был близок к кружку Белинского. Он прекрасно знал музыку, состоял членом Русского музыкального общества. С Тургеневым познакомился в 1843 году, когда служил секретарем коменданта Петропавловской крепости генерала М.Д.Скобелева. В 1860 году Маслов был назначен управляющим Московской удельной конторой. 6 января 1860 года Иван Сергеевич посылает ему письмо по новому адресу: «В Москву. Его высокородию Ивану Ильичу Маслову, Управляющему Московской удельной конторой. В удельной конторе, на Пречистенском бульваре». Адрес Маслова стал постоянным московским адресом Тургенева.



Дом на Гоголевском бульваре, в котором жил Тургенев

Предполагается, что двухэтажное здание бывшей удельной конторы построено по проекту знаменитого русского зодчего Матвея Казакова или кого-то из представителей его школы. С 1810 года дом принадлежал В.А.Нарышкиной, сын которой М.М.Нарышкин был декабристом. У него в 1824 году К.Ф.Рылеев читал свои «Думы».

Внутри дом значительно перестроен, снаружи имеет тот же вид, что и при Тургеневе. На мемориальной доске профиль писателя и надпись: «В этом доме неоднократно останавливался великий русский писатель Иван Сергеевич Тургенев».

Вот как писал он сам об этом: «...устроился в уютной комнате, с садом, погребенным под снежными пуховиками, перед моим окном; а поверх деревьев виднеется красная византийская церковка с зелеными крышами; ее звон разбудил меня сегодня утром».

Трудно сосчитать, сколько раз Тургенев останавливался в «великолепной и гостеприимной квартире Маслова», как он сам говорил. В 1882 году, узнав о болезни Ивана Ильича, Иван Сергеевич писал: «Как мне жаль моего старого друга! Я без Маслова Москвы и вообразить не могу!»

Постепенно в Москву переходит издание произведений Тургенева. Уже в 1852 году здесь впервые вышли отдельной книгой «Записки охотника». В 1858 году Тургенев принимает деятельное участие в организации газеты «Московский вестник» и печатает там затем ряд своих произведений: отрывок из романа «Собственная господская контора» и «Встреча моя с Белинским». Газета выходит с 1859 по 1861 год.

С 1860 по 1869 год произведения Тургенева печатаются в «Русском вестнике», издаваемом М. Н. Катковым. Первоначально либеральное направление журнала вполне удовлетворяло писателя, хотя отношения с Катковым заставляли желать лучшего. В 1860 году Иван Сергеевич специально приезжал в Москву, чтобы держать корректуру романа «Накануне». «Отцы и дети» были опубликованы в «Русском вестнике» в начале 1862 года, а в последующих номерах журнала появились две анонимные статьи о романе, которые очень понравились писателю («Роман Тургенева и его критики» и «О нашем нигилизме, по поводу романа Тургенева»).

Подготовка публикации «Дыма» в «Русском вестнике», 1867 год привела к ряду столкновений автора с Катковым. Тогда же Тургенев продал отдельное издание «Дыма» братьям Салаевым и написал к нему специальное предисловие, посвященное критике славянофилов. Магазин Салаевых был хорошо известен в Москве.

Споры о «Дыме» убедили Тургенева, что Катков, по словам писателя, становится «чересчур робок», что его требования порой превосходят придирки цензуры. Иван Сергеевич был весьма недоволен тем, - что в «Отцах и детях», а особенно в «Дыме» Катков допустил ряд сокращений и даже искажений отдельных мест. В это время не только в отношении к Тургеневу, но и во всей издательской и публицистической деятельности Каткова все яснее проявляется та политическая тенденция, благодаря которой к началу 70-х годов он возглавил крайнюю реакцию в России. Не раз с глубоким возмущением пишет Иван Сергеевич в эти годы о подлой позиции реакционера Каткова.

Не удивительно, что этого человека писатель глубоко презирал. Даже в дни пушкинских торжеств он единственный не чокнулся с Катковым, не захотел пожать ему руку в знак примирения.

В 1860-1861 годах Нил Андреевич Основский, издававший «Московский вестник», выпустил «Сочинения Тургенева, исправленные и дополненные» в четырех томах. В этом издании впервые была опубликована заключительная сцена романа «Рудин» - гибель героя на баррикадах Парижа.

В 1868-1871 годах вышло четвертое издание сочинений Тургенева. Вместо предисловия к нему автор написал «Литературные воспоминания», которые состояли из очерков: «Вместо вступления», «Литературный вечер у П.А.Плетнева», «Воспоминания о Белинском», «Гоголь» и «По поводу «Отцов и детей».

Тургенев принимал активное участие в общественной жизни Москвы. В январе 1855 года он присутствовал на юбилейных торжествах Московского университета, который праздновал столетие своего создания.

В январе 1859 года Тургенев был избран действительным членом Общества любителей российской словесности при Московском университете. 25 января 1860 года читал статью «Гамлет и Дон-Кихот». Доход от чтения шел на пособия нуждающимся литераторам и ученым.

Весной 1867 года Иван Сергеевич довольно долго находился в Москве, так как читал корректуры романа «Дым». «Я печатал повесть,- писал он,- продавал новое издание своих сочинений, читал публично в пользу галичан, читал приватно, писал доверенности, контракты (я нанял нового управляющего) - словом, деятельность моя меня самого изумляет».

Читал он в этот раз действительно очень много. 19 марта - у Каткова «Историю лейтенанта Ергунова». Вещь так понравилась, что Катков просил ее для журнала. 23 марта ту же повесть в салоне княгини Е. А. Черкасской - детской писательницы, с которой Тургенев познакомился еще в 40-х годах. Опять с успехом. 29 марта состоялось публичное чтение в пользу галичан. Сбор от чтения пошел в помощь жителям Галиции, находившимся под властью Австро-Венгрии, жестоко притеснявшей национальные меньшинства, особенно славян.

Следующее чтение состоялось 15 марта 1871 года в малом зале Благородного собрания. Иван Сергеевич прочел «Бурмистра», и все с таким же огромным успехом.

В 1879 году Тургенев приехал в Москву 14 февраля в связи со смертью брата Николая Сергеевича. На следующий день Максим Максимович Ковалевский пригласил его на обед, где должны были присутствовать около двадцати человек, в том числе писатель П. Д. Боборыкин, профессора Н. В. Бугаев, А. Н. Веселовский, А. И. Чупров. Собрались в Машковом пе­реулке у Чистых прудов (улица Чаплыгина, 10, дом не сохранился) в квартире Ковалевского, которая стала в то время одним из центров культурной жизни Москвы.

Максим Максимович - юрист, историк права, один из наиболее передовых профессоров Московского университета, был знаком с Тургеневым с 1878 года. Он первый произнес тост за писателя, чем растрогал его до слез. Сам Иван Сергеевич предложил молча выпить в память Белинского. В этот день он выслушал еще несколько приветственных речей, а наутро написал Ковалевскому: «...вчерашний день надолго останется мне в памяти - как нечто еще небывалое в моей литературной жизни».

С приветствия молодых московских профессоров начался тот триумф Тургенева, который, родившись в Москве, продолжался потом и в Петербурге. После «Отцов и детей» публика, и более всего молодежь, несколько охладела к Тургеневу. Поэтому такой прием был ему особенно дорог.

1880 год. Пушкинские торжества. Для Тургенева это событие величайшей важности, имеющее отношение к нему лично. Еще в 1874 году Иван Сергеевич писал Стасюлевичу: «Вас Пушкин не может занимать более, чем меня - это мой идол, мой учитель, мой недосягаемый образец». Всю жизнь помнил Тургенев, как стоял он у гроба Пушкина, и всегда носил на себе медальон с локоном его волос.

По пути в Москву 23 марта познакомился писатель с автором памятника Пушкину Александром Михайловичем Опекушиным. В Москве Иван Сергеевич активно участвовал в работе комитета по организации пушкинских празднеств. 23 апреля московские литераторы дали обед в честь Тургенева в «Эрмитаже». 27 апреля его избрали депутатом на пушкинские торжества от Общества для пособия нуждающимся литераторам и ученым. 1 мая Тургенев уехал в Спасское, чтобы написать свою «Речь о Пушкине». В Москву вернулся в конце мая.

6 июня с утра город принял праздничный вид. Толпы народа стекались на Тверской бульвар в ту его часть, что выхо­дила на Тверскую улицу. Все взгляды были устремлены на; закутанную в полотно фигуру, возвышавшуюся над толпой при выходе с бульвара. Под пение «Славься!» Глинки упало с памятника покрывало. «Помню хорошо,- пишет Н. Д. Телешов,- красивую голову маститого писателя Тургенева, с пышными седыми волосами, стоявшего у подножья монумента, с которого торжественно только что сдернули серое покрывало». Выражение огромного волнения было в этот момент на лице Тургенева. Овацией приветствовали Ивана Сергеевича учащиеся гимназий.

Потом состоялось торжественное заседание в актовом зале университета, на котором ректор И. С. Тихонравов провозгласил, что по случаю праздника русского просвещения звание почетного члена Московского университета присвоено Я- К. Гроту - председателю комиссии по сооружению памятника, П. В. Анненкову - автору книги о Пушкине и И, С. Тургеневу. Едва было произнесено имя Ивана Сергеевича, вспоминает А. Ф. Кони, как «неописуемый взрыв рукоплесканий и приветственных криков внезапно возник в обширной зале и бурными волнами стал носиться по.ней. Тургенев встал, растерянно улыбаясь и низко наклоняя свою седую голову с падающею на лоб прядью волос. К нему теснились, жали ему руки, кричали ему ласковые слова, и, когда до него наконец добрался министр народного просвещения Сабуров и обнял его, утихавший было шум поднялся с новой силой».

Вечером в зале Благородного собрания был устроен торжественный обед, а потом состоялся первый из концертов в память Пушкина. Тургенев читал стихотворение «Опять на родине».

На следующий день состоялось первое публичное заседание Общества любителей российской словесности, на котором Иван Сергеевич произнес свою «Речь о Пушкине». «Пушкин... был великолепный русский художник,"-говорил он.- Именно: русский! Самая сущность, все свойства его поэзии совпадают со свойствами, сущностью нашего народа... Он отозвался типическими образами, бессмертными звуками на все веяния русской жизни...»

8 июня на втором пушкинском концерте в конце все участники во главе с Тургеневым вышли на сцену. Тургеневу поднесли лавровый венок. «Три дня,- пишет А. Ф. Кони,- продолжались празднества и растроганное настроение так или иначе причастных к ним, причем главным живым героем этих торжеств являлся, по общему признанию, Тургенев».

В 1881 году писатель посетил Москву в последний раз. 13 июня он встретился с замечательной русской актрисой Марией Гавриловной Савиной, приехавшей на гастроли. Познакомились они в Петербурге в 1879 году. На протяжении нескольких лет их связывала нежная и трогательная дружба. И потому так дорога была Ивану Сергеевичу эта неожиданная встреча в Москве.

Москва. Она постоянно присутствует в произведенияхТургенева. «Длинные кривые» улицы, «грязные кривые и узкие переулки», завешанный бельем двор, дорога, идущая от заставы, с нее открывался вид туда, где «направо - в тумане мелькали огни, высились бесчисленные церкви громадного города» и совсем недалеко били часы в каком-то старинном монастыре.

В Москве найдется немало мест, где жили герои Тургенева и где происходили различные события, описанные в его произведениях.

Охотный ряд. Здесь увидел рассказчик Петра Петровича Каратаева, зайдя случайно «в кофейную, находящуюся за Охотным рядом, оригинальную московскую кофейную». Рядом Гостиный двор - торговые ряды, которые находились на месте ГУМа. «Несколько дней спустя,- вспоминает герой повести «Пунин и Бабурин»,- мне случилось проходить по одному из рядов Гостиного двора. День был субботний; покупщиков набралось пропасть; отовсюду, посреди давки и толкотни, раздавались зазывные крики сидельцев». Он уже собирался уходить, но увидел Музу и Пунина. Жили они на Садовой улице в доме, который Пунин называл «укромным гнездышком». «Оно состояло из небольшого, чуть в землю не вросшего, одноэтажного домика с покривившейся тесовой крышей и четырьмя тусклыми окошечками на переднем фасаде». Таинственное свидание Музы с рассказчиком происходит в Александровском саду, у Кутафьей башни.

Между Арбатом и Поварской жил Инсаров «на заднем дворе дома, построенного на петербургский манер» («Накануне»). «Около Собачьей площадки, в одноэтажном деревянном домике, с полосатым парадным крылечком на улицу, зелеными львами на воротах и прочими дворянскими затеями» в 50-х годах проживало семейство Осининых («Дым»), а «не в далеком расстоянии от их дома» находилась квартира Литвинова. В церкви Вознесенья на Арбате во времена Екатерины II состоялась свадьба Маланьи Петровны - первой московской красавицы («Старые портреты»). Возле Пречистенки, в переулке, находился собственный дом Анны Васильевны Стаховой («Накануне»). Он был большой, деревянный, «с колоннами, белыми лирами и венками над каждым окном, с мезонином, службами, палисадником, огромным зеленым двором, колодцем во дворе и собачьей конуркой возле колодца». В другом «деревянном доме с большим двором и садом в Кривом переулке возле Пречистенского бульвара» жил преподаватель Ратч («Несчастная»).

В частной зале на Остоженке произошла первая встреча Аратова с Кларой Милич («Клара Милич»), а их единственное свидание состоялось на Тверском бульваре, где, кроме пыли, одиноких деревьев да нескольких скамеек, ничего не было. Жил Аратов в 1878 году «в небольшом деревянном домике на Шаболовке». На той же Шаболовке у Калужских ворот находился гостеприимный дом-дворец графа Алексея Григорьевича Орлова-Чесменского («Однодворец Овсянников»). «Посмотреть знаменитый кулачный бой, устроенный Орловым», ходила на Ходынское поле в 1789 году юная красавица Маланья Петровна.

У Крымского броду нашел Герасим Муму, когда проводил уезжавших в деревню Татьяну и Капитона. К Крымскому броду пришел он с нею, чтобы исполнить волю барыни и погубить своего единственного друга.

У того же Крымского броду заканчивается верховая прогулка отца и сына в повести «Первая любовь». Вот их путь: «Мы проехали по всем бульварам, побывали на Девичьем поле, перепрыгнули через несколько заборов... переехали дважды чрез Москву-реку... как вдруг он повернул... от Крымского броду и поскакал вдоль берега... Поравнявшись с высокой грудой сложенных старых бревен, он проворно соскочил с Электрика...» В той же повести говорится, что родители героя снимали дачу около Калужской заставы против Нескучного сада. А вот как выглядели тогда дачи: «Небольшой деревянный домик с мезонином, выкрашенный розовою краской, стоял посреди сада и как-то наивно выглядывал из-за зелени деревьев». Стоял он «на берегу Москвы-реки, недалеко от Кунцова». Здесь в 1853 году жили на даче Стаховы («Накануне»).

Так постепенно штрих за штрихом проступает облик города, который можно назвать тургеневской Москвой. В письме Тургенева 1871 года читаем: «...пребывание в России и в Москве мне пришлось по вкусу. Все, что ни говори, почва, родная земля, родной воздух».

Но в Москве между Сретенским бульваром и улицей Кирова есть площадь, носящая его имя. Это название она получила в 1885 году, спустя полтора года после смерти Тургенева.

В 1882 году Тургенев намеривался приехать в Спасское и закончить новый роман о революционерах. Но этому желанию не суждено было сбыться. Мучительная болезнь – рак позвоночника – приковала его к постели. В мае 1882 года он писал поэту Я.П. Полонскому: «Когда Вы будите в Спасском, поклонитесь от меня дому, саду, моему молодому дубу – родине поклонитесь, которую я уже вероятно, никогда не увижу». Иван Сергеевич Тургенев скончался 22 августа 1883 года в Буживале (во Франции). По высказанному им перед смертью желанию гроб с его телом был перевезён из Франции в Россию (Петербург) и похоронен на Волковом кладбище рядом с могилой В.Г. Белинского.

Заключение

Поэтические образы Тургенева и сейчас пленяют читателей всего мира, поэтому возможно он еще долго будет оставаться одним из любимейших писателей человечества.

Среди произведений Ивана Сергеевича Тургенева - стихи, поэмы, очерки, рассказы, повести, романы, пьесы, критические статьи, рецензии, письма: "Стено" (1834, опубликована в 1913; драматическая поэма), "Параша" (1843; поэма), "Андрей Колосов" (1844; повесть), "Разговор" (1845; поэма), "Андрей" (1846; поэма), "Помещик" (1846; поэма), "Три портрета" (1846; повесть), "Безденежье" (1846, пьеса), "Бреттёр" (1847; повесть), "Записки охотника" (1847-1852; цикл рассказов), "Где тонко, там и рвется" (1848; пьеса), "Нахлебник" (1848, пьеса поставлена в 1849, опубликована в 1857; социальная драма), "Завтрак у предводителя" (1849, опубликован в 1856), "Холостяк" (1849; пьеса), "Гамлет Щигровского уезда" (1849; рассказ), "Дневник лишнего человека" (1850; повесть), "Месяц в деревне" (1850, опубликована в 1855; пьеса), "Провинциалка" (1851; пьеса), "Три встречи" (1852; повесть), "Муму" (опубликована в 1854; повесть), "Постоялый двор" (опубликована в 1855; повесть), "Два приятеля" (1854; повесть), "Затишье" (1854; повесть), "Яков Пасынков" (1855; повесть), "Переписка" (1856; рассказ), "Рудин" (1856; роман), "Фауст" (1856; повесть), "Ася" (1858; повесть), "Дворянское гнездо" (1859; роман), "Накануне" (1860; роман), "Первая любовь" (1860; повесть), "Отцы и дети" (1862; роман), "Призраки" (1864; повесть), "Довольно" (1865; повесть), "Дым" (1867; роман), "Степной король Лир", опубликован 1870), "Вешние воды" (1872; повесть), "Новь" (1877; роман), "Стихотворения в прозе" (часть 1 опубликована в 1882), "Порог" (стихотворение), "Памяти Ю. П. Вревской" (стихотворение)

Первое издание романа Тургенева на английском языке вышло летом 1867 в Нью-Йорке: экземпляр романа "Отцы и дети"

Ещё смертельно больной Тургенев писал: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаянье при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»

Литература

«Русские писатели в Москве»- московский рабочий 1977г.

Введение

Введение

1. «Скорби и вопросы» времени

2. «Записки охотника»

3. Роман «Рудин»

4. «Дворянское гнездо»

5. Революционные настроения Тургенева – роман «Накануне»

6. «Отцы и дети»

Заключение

Список литературы

Введение

Иван Сергеевич Тургенев родился в дворянской семье. Мыслящие русские люди еще со времен Кантемира и Фонвизина высмеивали дворянскую фанаберию, пустые выдумки о каких-то особых, высших достоинствах дворянской породы; но сами эти люди были дворяне, и их насмешки - это реальный результат процесса накопления и органического усвоения дворянской средой главнейших достояний мировой культуры, без чего творчество внутри самобытной национальной культуры было немыслимо. Но дворянская культурность вырастала на почве крепостничества, которое определяло и быт, и нравы дворянской массы.

Когда речь заходила о детстве, Тургенев чаще всего вспоминал о том, в чем особенно резко сказывались крепостнические порядки и обычаи их семьи. Конечно, в детские и ранние юношеские годы Тургенев вряд ли еще понимал, что он, барчук, которого секут по высоким педагогическим соображениям «в комнатах» и «любя», и те кучера, повара, сенные девушки, мальчики и казачки, которых по распоряжению его матери секли на конюшне, - жертвы одного и того же порядка, одной и той же морали. Но горячо, до боли сочувствовать их страданиям он научился уже тогда, в этой жестокой домашней школе.

В 1827 году Тургеневы всей семьей переехали в Москву - главным образом с той целью, чтобы продолжить образование детей.

В Московском университете Тургенев учился всего только один год; в 1834 году он вместе с отцом и старшим братом переехал в Петербург и стал студентом университета, который через два года и закончил, Петербург был центром тогдашнего литературного движения: Пушкин, Крылов, Жуковский, Гоголь - все они жили в Петербурге. На одном из вечеров у Плетнева Тургенев видел Пушкина... В годы студенческой молодости Пушкин был для Тургенева, по его собственному признанию, «чем-то вроде полубога»; но в тогдашних его стихах можно без особого труда различить отзвуки поэзии Жуковского, Байрона и меньше всего Пушкина. Позднее, в письме Л, Толстому, он признался, что «плакал, обнявшись с Грановским, над книжкою стихов Бенедиктова».

Тургенев не принадлежал к числу тех писателей, к кому широкое признание пришло скоро или даже сразу, как, например, к Достоевскому, который после опубликования первого же своего романа - «Бедные люди» - стал знаменитостью; в этом смысле и другие сверстники Тургенева - И.А. Гончаров, В.Д. Григорович - на первых порах были гораздо счастливее его. В 1838- 1841 годах он писал мало и очень немногое из написанного находил достойным печати, Каждое из его опубликованных стихотворений было «не хуже» тех, которыми известнейшие стихотворцы (само собой разумеется, Лермонтов, Кольцов, Баратынский из этого числа исключаются) «украшали» страницы литературных журналов; но ни одно из них не привлекало внимания ни читателей, ни критики.

В рецензии Белинский заметил, как увлекательно и поэтически Тургенев «описывает... тревогу девственной души своей героини»; здесь он обратил внимание на такую сторону таланта Тургенева, которая во всей своей силе развернулась при создании образов Натальи Ласунской и Лизы Калитиной, Аси и Марианны.


1. «Скорби и вопросы» времени

Главная же мысль своеобразного творчества заключалась в указании на «скорби и вопросы» времени. Молодые литераторы тех лет, как и подавляющее большинство читателей «Отечественных записок», где печатались статьи Белинского, хорошо понимали, что в его устах эти слова являются одним из обозначений социальной темы. Именно в разработке этой темы великий критик видел залог дальнейших успехов в развитии русской литературы. Без большого риска ошибиться, можно сказать, что все творчество Тургенева 1840-х годов подчинено было одной, пользуясь термином Станиславского, сверхзадаче - поиску своего решения социальной темы в литературе.

В истории литературы есть книги, которые выражают целые эпохи не только в развитии искусства и литературы, но и всего общественного сознания. Такой книгой стали «Записки охотника». Они явились непосредственным и наиболее глубоким выражением общественной и литературной борьбы 1840-х годов XIX столетия, центром которой был вопрос о крепостничестве, то есть вопрос о судьбе закрепощенного народа.

В 1845-1846 годах Тургенев все еще не был уверен в своем писательском призвании и даже «возымел, - как писал он в своих воспоминаниях, - твердое намерение вовсе оставить литературу; только вследствие просьб И.И. Панаева, не имевшего чем наполнить отдел смеси в 1-м номере «Современника», я оставил ему очерк, озаглавленный «Хорь и Калиныч». (Слова: «Из записок охотника» были придуманы и прибавлены тем же И.И. Панаевым с целью расположить читателя к снисхождению.) Успех этого очерка побудил меня написать другие; и я возвратился к литературе».

С выходом в свет каждого нового очерка или рассказа из «Записок охотника» это убеждение укреплялось все больше и больше. Прежде всего, обращала на себя внимание широта авторского кругозора; Тургенев как будто писал с натуры, но его очерки и рассказы не производили впечатления этюдов или этнографических зарисовок, хотя он и не скупился именно на этнографические и «краеведческие» подробности. Частная жизнь, по-видимому, невымышленных людей обыкновенно дается у него в системе сопоставлений, которые показывают, что в поле зрения автора - вся Россия в ее связях со всем миром. Благодаря этому каждая фигура, каждый эпизод при всей своей индивидуальной непосредственности, а иногда и кажущейся мимолетности или случайности приобретают особую значительность, а содержание той или иной вещи оказывается шире воспроизводимого в ней жизненного материала.

В «Записках охотника» Тургенев часто прибегал к приему сопоставления времен - старого и нового. Причем, что бы ни говорили по этому поводу герои - хвалят ли они старые годы или не одобряют, - авторская оценка прошлого ясна: «золотой век» русского дворянства - век Екатерины и Александра - это преимущественно век дворянского разгула, мотовства (стоит только вспомнить забавы и потехи графа А.Г. Орлова-Чесменского, о которых рассказывает однодворец Лука Петрович Овсяников), разврата и наглого самоуправства. Ну а новые, николаевские времена? Как это ни странно, но именно в эту глухую пору казенные борзописцы больше, чем когда бы то ни было, кричали об успехах просвещения, особенно среди помещиков. В рассказе «Бурмистр» как раз и повествуется об одном «просвещеннейшем» помещике - об Аркадии Павлыче Пеночкине. Тургенев ничего не оставляет для догадки читателя: личина «просвещенности» сорвана прямо у него на глазах. Собственно говоря, Пеночкин и напяливает-то ее только при особых оказиях. Показателен в этом смысле эпизод усмирения «бунта» в Шипиловке: «Нет, брат, у меня бунтовать не советую... у меня... (Аркадий Павлыч шагнул вперед, да, вероятно, вспомнил о моем присутствии, отвернулся и положил руки в карманы.)» В этой отвратительной фигуре заключено обобщение огромной силы.

2. «Записки охотника»

«Записки охотника» неопровержимо убеждали читателя в необходимости уничтожения крепостничества как основы общественного строя в России; в этом смысле они ближе всего стоят к «Путешествию из Петербурга в Москву» Радищева. Значение «Записок охотника» в художнической судьбе Тургенева неизмеримо велико. После выхода в свет этой книги он стал общепризнанным главой русской литературы.

Первые рассказы и очерки Тургенева были написаны и напечатаны в годы относительного оживления в общественной жизни России, когда даже в правительственных кругах подумывали об отмене крепостного права. Но в начале 1848 года во Франции разразилась революция, и Николай I, никогда не забывавший, какого труса он отпраздновал 14 декабря 1825 года, немедленно решил пресечь любые либеральные поползновения. Каратели предприняли подлинный поход на литературу. Естественно, что, прежде всего, обратили внимание на самый передовой журнал - на «Современник». Некрасов и Панаев были вызваны в Третье отделение, где им было сделано внушение и разъяснение насчет Сибири. Был взят под подозрение и Тургенев, произведения которого были одним из важнейших слагаемых успеха «Современника». Ждали только удобного случая, чтобы расправиться с ним. Такой случай вскоре и представился. Тургенев написал небольшую горячую статью на смерть Гоголя, которую председатель петербургского цензурного комитета запретил на том основании, что Гоголь - «лакейский писатель». Тогда Тургенев переслал статью в Москву, и там она стараниями его друзей - Боткина и Феоктистова - была напечатана. Немедленно назначили расследование, в результате которого Тургенев (по повелению Николая 1) 28 апреля 1852 года был арестован.

Даже по тем временам кара казалась слишком жестокой; само собой напрашивалось предположение, что заметка о Гоголе была не единственной виной писателя.

После освобождения из-под ареста Тургенев должен был без промедления отправиться к месту ссылки - в Спасское-Лутовиново. В невольном затворничестве Тургенев подвел важнейшие итоги своего творчества. Теперь он окончательно убедился, что ни одна тема в литературе не могла быть более или менее удовлетворительно решена без непосредственного или косвенного соотнесения ее со стихией народной жизни. Это касалось и темы личности, темы, которая в реальных условиях русского общественного развития первой половины XIX столетия была неразрывно связана с вопросом о судьбе дворянской интеллигенции.

Критерий народности углубил тему дворянской интеллигенции по-новому понятой идеей долга. Развитая, а тем более одаренная личность должна стремиться осуществить заложенные в ней возможности; это ее долг, долг перед самой собой, перед идеей Человечества. Без выхода в широкий мир Человечества, Родины, в мир народной жизни дворянский интеллигент обречен на крушение своей личности. Нужен был герой, решившийся на этот выход. По-видимому, для того, чтобы представить такого человека, повести привычного для Тургенева масштаба и формы уже не годились. Эта тема выхода в широкий мир деятельности - деятельности в масштабах целой России - требовала большой повести, как часто говорил Тургенев, то есть требовала романа.

Иван Сергеевич Тургенев, в будущем всемирно известный писатель, был рожден 9 ноября 1818 года. Место рождения — город Орел, родители — дворяне. Свою литературную деятельность он начал не с прозы, а с лирических произведений и стихотворений. Поэтические нотки чувствуются и во многих последующих его рассказах и романах.

Творчество Тургенева кратко представить очень сложно, слишком велико было влияние его творений на всю русскую литературу того времени. Он является ярким представителей золотого века в истории русской литературы, а его известность простиралась далеко за пределы России – за границей, в Европе имя Тургенева также было знакомо многим.

Перу Тургенева принадлежат созданные им самим типичные образы новых литературных героев – крепостных, лишних людей, хрупких и сильных женщин и разночинцев. Некоторые затронутые им более 150 лет назад темы актуальны и по сей день.

Если охарактеризовать творчество Тургенева кратко, то исследователи его произведений условно выделяют в нем три этапа:

  1. 1836 – 1847.
  2. 1848 – 1861.
  3. 1862 – 1883.

Каждому из этих этапов присущи свои особенности.

1) Этап первый – это начало творческого пути, написание романтических стихотворений, поиск себя как писателя и своего стиля в разных жанрах – поэзии, прозе, драматургии. В начале этого этапа Тургенев был подвержен влиянию философской школы Гегеля, и творчество его носило романтический и философский характер. В 1843 году он познакомился с известным критиком Белинским, который стал его творческим наставником и учителем. Чуть раньше Тургенев написал свою первую поэму под названием «Параша».

Большое влияние на творчество Тургенева оказала любовь к певице Полине Виардо, вслед за которой он на несколько лет уехал во Францию. Именно этим чувством объясняются последующие эмоциональность и романтизм его произведений. Также за время жизни во Франции Тургенев познакомился со многими талантливыми мастерами слова этой страны.

К творческим достижениям данного периода относятся следующие произведения:

  1. Поэмы, лирика — «Андрей», «Разговор», «Помещик», «Поп».
  2. Драматургия – пьесы «Неосторожность» и «Безденежье».
  3. Проза – рассказы и повести «Петушков», «Андрей Колосов», «Три портрета», «Бретер», «Муму».

Все лучше вырисовывается будущее направление его творчества – произведения в прозе.

2) Этап второй – самый успешный и плодотворный в творчестве Тургенева. Он наслаждается заслуженной славой, возникшей после публикации первого рассказа из «Записок охотника» — напечатанного в 1847 году в журнале «Современник» рассказа-очерка «Хорь и Калиныч». Его успех послужил началом пятилетней работы над остальными рассказами из этой серии. В этом же 1847 году, когда Тургенев находился за границей, были написаны следующие 13 рассказов.

Создание «Записок охотника» несет важный смысл в деятельности писателя:

— во-первых, Тургенев одним из первых русских писателей затронул новую тему – тему крестьянства, более глубоко раскрыл их образ; помещиков же он изображал в реальном свете, стараясь не приукрашивать и не критиковать без повода;

— во-вторых, рассказы проникнуты глубоким психологическим смыслом, писатель не просто изображает героя определенного сословия, он старается проникнуть ему душу, понять образ его мыслей;

— в-третьих, эти произведения не понравились властям, и за их создание Тургенева сначала арестовали, а потом отправили в ссылку в его родовое поместье.

Творческое наследие:

  1. Романы – «Рудь», «Накануне» и «Дворянское гнездо». Первый роман был написан в 1855 году и имел у читателей большой успех, а два последующих еще больше укрепили славу писателя.
  2. Повести – «Ася» и «Фауст».
  3. Несколько десятков рассказов из «Записок охотника».

3) Этап третий – время зрелых и серьезных произведений писателя, в которых писатель затрагивает более глубокие вопросы. Именно на шестидесятые годы приходится написание самого известного романа Тургенева – «Отцы и дети». Этот роман поставил актуальные и по сей день вопросы взаимоотношения разных поколений и породил множество литературных дискуссий.

Интересным фактом также является то, что на заре своего творческой деятельности Тургенев вернулся к тому, с чего начинал – к лирике, стихам. Он увлекся особым видом стихотворений – написанием прозаических фрагментов и миниатюр, в лирической форме. За четыре года им было написано больше 50 таких произведений. Писатель считал, что такая литературная форма может в полной мере выразить самые тайные чувства, эмоции и мысли.

Произведения этого периода:

  1. Романы – «Отцы и дети», «Дым», «Новь».
  2. Повести – «Пунин и Бабурин», «Степной король Лир», «Бригадир».
  3. Мистические произведения – «Призраки», «После смерти», «История лейтенанта Ергунова ».

В последние годы своей жизни Тургенев преимущественно находился за границей, не забывая при этом свою Родину. Его творчество оказало влияние на многих других писателей, открыло в русской литературе многие новые вопросы и образы героев, поэтому Тургенев по праву считается одним из самых выдающихся классиков российской прозы.

Скачать данный материал:

(2 оценили, оценка: 5,00 из 5)

В истории отечественной литературы И.С. Тургеневу принадлежит место «летописца» жизни русской интеллигенции второй половины ХIХ в. и знатока народной души.

Первые литературные поэтические и драматические опыты Тургенева носили подражательный романтический характер. Но в его прозаических произведениях данного периода уже прослеживалось стремление к реалистическому изображению действительности, которое в полную силу раскрылось в первом сборнике рассказов «Записки охотника», проникнутом чувством протеста против крепостничества и духом утверждения нравственной значительности угнетаемого народа. Обращение к темам крестьянской жизни, в рамках которых раскрывался духовно-нравственный потенциал русского народа и осмыслялись глубинные черты национального характера, в сборнике дополнялось разработкой проблематики, связанной с психологией, идеологией и общественной ролью русской интеллигенции. Именно эта линия стала определяющей в тургеневских романах, для которых, при всех различиях, общим является изображение идейно-духовных исканий людей, принадлежащих культурному слою русского общества.

В русле данной темы писателем были созданы характерные для его времени типы русской интеллигенции: «лишнего человека» на новом этапе его развития («Рудин»), обитателя «дворянского гнезда» («Дворянское гнездо»), разночинца-революционера («Накануне»), нигилиста («Отцы и дети»), представителя поколения идейного бездорожья и духовного измельчания («Дым»), народника («Новь»). Откликаясь на злободневные вопросы социальной жизни, Тургенев в своих романах разворачивал широкие картины идеологической борьбы. Наряду с этим он поднимал вопросы общественного устройства, нравственной жизни и психологии отношений. Особое внимание писатель проявлял к сфере любовных чувств и миру природы, в изображении которых он достиг высокого художественного мастерства.

В последние годы И. Тургенев отошел от социальной проблематики и сосредоточился на «вечных» вопросах жизни — любви, смерти, счастье, страдании, смысле существования, непостижимых тайнах бытия и т.п.

Будучи по духу глубоко русским писателем, большую часть своей жизни Тургенев провел за границей, где многое сделал для популяризации отечественной культуры. При его содействии на ведущие европейские языки начали переводиться сочинения А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, М.Е. Салтыкова-Щедрина и других русских авторов. Именно с Тургенева началось всемирное признание русской литературы.

Творчество Тургенева запечатлело характеры, рожденные временем, духовные настроения этого времени. Писатель был удивительно прозорлив и умел уловить и воплотить в художест-венные образы еще только намечавшиеся тенденции общест-венной жизни, не заметные современникам изменения общест-венной психологии. Материал с сайта

Тургенев первым показал в реалистических зарисовках дере-венского быта нравственное превосходство закрепощенных кре-стьян над «благородными» помещиками («Записки охотника»).

Под пером Тургенева обрел жизнь идеал активного борца, демократа («Накануне»); ему принадлежит приоритет в откры-тии образа демократа-нигилиста («Отцы и дети»),

Тургенев создал новый тип героини — женщины передовых взглядов, высоких порывов, готовности к подвигу («Накануне», «Новь»).

Никто до Тургенева столь поэтично и элегично не писал об умирающих дворянских гнездах.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • сообщение на тему творчество тургенева
  • особенности личности и творчества тургенева
  • о творчестве и. с. тургенева | сочинение, краткое...
  • сочинения на тему творчество тургенева
  • сочинение о тургеневе

Иван Сергеевич Тургенев - знаменитый русский прозаик, поэт, классик мировой литературы, драматург, критик, мемуарист и переводчик. Его перу принадлежит немало выдающихся произведений. О судьбе этого великого писателя и пойдет речь в данной статье.

Раннее детство

Биография Тургенева (краткая в нашем обзоре, но весьма насыщенная на самом деле) началась в 1818 году. Будущий писатель появился на свет 9 ноября в городе Орёл. Его папа - Сергей Николаевич - был боевым офицером кирасирского полка, но вскоре после рождения Ивана вышел в отставку. Мама мальчика - Варвара Петровна - являлась представительницей дворянского состоятельного семейства. Именно в фамильном имении этой властной женщины - Спасское-Лутовиново - прошли первые годы жизни Ивана. Несмотря на тяжелый несгибаемый нрав, Варвара Петровна была весьма просвещенным и образованным человеком. Она сумела привить своим детям (в семье, кроме Ивана, воспитывался его старший брат Николай) любовь к наукам и отечественной литературе.

Образование

Начальное образование будущий писатель получил дома. Чтобы оно могло продолжиться достойным образом, семья Тургеневых переехала в Москву. Здесь биография Тургенева (краткая) совершила новый виток: родители мальчика уехали за границу, и он содержался в различных пансионах. Сначала жил и воспитывался в заведении Вейденгаммера, затем - Краузе. В пятнадцать лет (в 1833 году) Иван поступил в Московский государственный университет на факультет словесности. После поступления старшего сына Николая в гвардейскую кавалерию семья Тургеневых перебралась в Санкт-Петербург. Здесь будущий писатель стал студентом местного университета и начал изучать философию. В 1837 году Иван окончил это учебное заведение.

Проба пера и дальнейшее образование

Творчество Тургенева для многих связано с написанием прозаических произведений. Однако Иван Сергеевич изначально планировал стать поэтом. В 1934 году он написал несколько лирических произведений, в том числе поэму «Стено», которую по достоинству оценил его наставник - П. А. Плетнев. За три последующих года юный литератор сочинил уже около сотни стихотворений. В 1838 году в знаменитом «Современнике» были опубликованы несколько его произведений («К Венере Медицейской», «Вечер»). Юный поэт чувствовал склонность к научной деятельности и в 1838 году отправился в Германию, чтобы продолжить образование в Берлинском университете. Здесь он изучал римскую и греческую литературу. Иван Сергеевич быстро проникся западноевропейским укладом жизни. Через год писатель ненадолго вернулся в Россию, однако уже в 1840 году вновь покинул родину и жил в Италии, Австрии и Германии. В Спасское-Лутовиново Тургенев возвратился в 1841 году, а через год обратился в Московский Государственный университет с просьбой позволить ему сдать экзамен на получение степени магистра по философии. Ему в этом было отказано.

Полина Виардо

Получить научную степень Ивану Сергеевичу удалось в Санкт-Петербургском университете, однако к тому времени он уже охладел к этому роду деятельности. В поисках достойного поприща в жизни в 1843 году писатель поступил на службу в министерскую канцелярию, однако его честолюбивые стремления и тут быстро угасли. В 1843 году писатель опубликовал поэму «Параша», которая произвела впечатление на В. Г. Белинского. Успех вдохновил Ивана Сергеевича, и он решил посвятить свою жизнь творчеству. В том же году биография Тургенева (краткая) ознаменовалась еще одним судьбоносным событием: писатель встретил выдающуюся французскую певицу Полину Виардо. Увидев красавицу в оперном театре Санкт-Петербурга, Иван Сергеевич решил с ней познакомится. Сначала девушка не обратила внимания на малоизвестного литератора, однако Тургенев был поражен очарованием певицы настолько, что отправился вслед за семьей Виардо в Париж. Много лет он сопровождал Полину в ее заграничных турне, несмотря на явное неодобрение своих родственников.

Расцвет творчества

В 1946 году Иван Сергеевич активно принимает участие в обновлении журнала «Современник». Он знакомится с Некрасовым, и тот становится его лучшим другом. В течение двух лет (1950-1952) писатель разрывается между зарубежьем и Россией. Творчество Тургенева в этот период стало набирать серьезные обороты. Цикл рассказов «Записки охотника» был практически полностью написан в Германии и прославил писателя на весь мир. В следующее десятилетие классиком был создан целый ряд выдающихся прозаических произведений: «Дворянское гнездо», «Рудин», «Отцы и дети», «Накануне». В этот же период Иван Сергеевич Тургенев поссорился с Некрасовым. Их полемика по поводу романа «Накануне» закончилась полным разрывом. Писатель уходит из «Современника» и уезжает за границу.

За рубежом

Жизнь Тургенева за границей началась в Баден-Бадене. Здесь Иван Сергеевич оказался в самом центре западноевропейской культурной жизни. Он начал поддерживать отношения со многими мировыми литературными знаменитостями: Гюго, Диккенсом, Мопассаном, Франсом, Теккереем и другими. Писатель активно пропагандировал русскую культуру за границей. Например, в 1874 году в Париже Иван Сергеевич вместе с Доде, Флобером, Гонкуром и Золя организовал в столичных ресторанах ставшие знаменитыми «холостяцкие обеды в пять». Характеристика Тургенева в этот период была весьма лестной: он превратился в самого популярного, известного и читаемого русского писателя в Европе. В 1878 году Ивана Сергеевича избирают вице-президентом Международного литературного конгресса в Париже. С 1877 года писатель - почетный доктор Оксфордского университета.

Творчество последних лет

Биография Тургенева - краткая, но яркая - свидетельствует о том, что долгие годы, проведенные за границей, не отдалили писателя от российской жизни и ее насущных проблем. Он по-прежнему много пишет о своей Родине. Так, в 1867 году Иван Сергеевич написал роман «Дым», который вызвал масштабный общественный резонанс в России. В 1877 году писатель сочинил роман «Новь», ставший итогом его творческих размышлений в 1870-е годы.

Кончина

Впервые тяжелая болезнь, прервавшая жизнь писателя, дала о себе знать в 1882 году. Несмотря на сильные физические страдания, Иван Сергеевич продолжал творить. За несколько месяцев до его смерти вышла первая часть книги «Стихотворения в прозе». Великий писатель скончался в 1883 году, 3 сентября, в пригороде Парижа. Близкие исполнили волю Ивана Сергеевича и перевезли его тело на Родину. Классик был похоронен в Санкт-Петербурге на Волковом кладбище. В последний путь его провожали многочисленные почитатели.

Такова биография Тургенева (краткая). Всю свою жизнь этот человек посвятил любимому делу и навсегда остался в памяти потомков как выдающийся писатель и знаменитый общественный деятель.



Пособия и алименты