Сценарии внеклассных мероприятий по литературе. Внеклассное мероприятие по литературе

Литературный турнир.
Внеклассное мероприятие по литературе для 10 класса.
Проведено в рамках предметной недели русского языка и литературы учителем 1 категории Хорубко Е.А. МКОУ СОШ №4 с. Московского Ставропольского края.
Данное мероприятие предназначено для учителей русского языка и литературы. Можно использовать как внеклассное мероприятие в 9-11 класса в рамках Недели русского языка и литературы, в конце года как повторение и закрепление изученного материала.
Цели и задачи:
- расширить и углубить знания учащихся о литературе 19 века
-развитие творческих способностей, логического мышления детей;
-повышение интеллектуального и культурного уровня, расширение кругозора учеников;
-повышение интереса к учебно-познавательной деятельности;
-формирование умения работать в группе, в команде, сотрудничать;
-формирование и развитие умения чётко и правильно формулировать ответы, быстро находить верное решение;
-воспитание чувства товарищества, взаимоуважения; толерантного отношения друг к другу.

Формируются две команды по 6-8 человек. В качестве домашнего задания они должны придумать название, эмблему и девиз своей команды, оригинальное представление.

Ход турнира:
I. Организационный момент. Вступление.

Чтец: I.
Молчат гробницы, мумии и кости, -
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный - речь.

Слово ведущего:
С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком, словом, литературой. Мы растем, идем в школу, поступаем в институт, целое море слов, целый океан речи подхватывает нас. Мы можем гордиться русским языком и русской литературой. Нашими соотечественниками созданы замечательные произведения литературы и искусства. Сегодня мы прикоснемся к их красоте и непреходящей ценности.
Давайте вместе приоткроем таинственный занавес - проведем турнир знатоков литературы среди учащихся 10 класса. Команды будут бороться за звание победителя.
В жюри - ученики 11 класса:

II. Турнирная программа.

1 тур «Представление команд».
Название, девиз, состав команд.

2 тур. Литература каждого народа начинается с устного народного творчества. Второй тур называется «Продолжи пословицу». Каждой команде предлагается продолжить пословицу (команды по очереди продолжают пословицы, названные ведущим):

Взялся за гуж … (не говори, что не дюж).
Заставь дурака молиться … (он себе и лоб расшибёт).
Кто обжёгся на молоке,(дует на воду).
Баба с возу - (кобыле легче).
Двум смертям не бывать, (а одной не миновать).
Голова завита, (да делом не занята).
Хочешь есть калачи - (не сиди на печи).
Бодливой корове (бог рог не дает).
В чужой монастырь (со своим уставом не лезь).
Ворон ворону(глаз не выклюет).
Всяк сверчок (знай свой шесток).

3 тур. «Шерлок Холмс» (очки засчитываются той команде, которая быстрее даст правильный ответ).
Ведущий: - По описанию портрета литературного персонажа назовите героя, а также произведение и автора:
1) Острижен по последней моде, как денди лондонский одет. (Онегин)
2) Красавец в полном цвете лет, поклонник Канта и поэт. (Ленский).
3) Дика, печальна, молчалива, как лань лесная, боязлива. (Татьяна).
4) «Этот персонаж нельзя назвать положительным или отрицательным. Он, скорее, типичный представитель своего времени. Умен, хорошо образован. Он был такой тоненький, беленький, на нём мундир был такой новенький, что я тотчас догадался. Что он на Кавказе у нас недавно.. Славный был малый, только немного странен.»
Ответ: М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»
5) «Из числа всей ее челяди самым замечательный лицом был дворник …, мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рожденья. Барыня взяла его из деревни, где он жил один, в небольшой избушке. Герасим И.С.Тургенев «Муму».

6)В бричке сидел господин, не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод. Въезд его не произвел в городе совершенно никакого шума и не был сопровожден ничем особенным.
Чичиков Гоголь «Мертвые души»

7) Он весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь. Он худощав; щек у него почти вовсе нет, то есть есть кость да мускул, но ни признака жирной округлости; цвет лица ровный, смугловатый и никакого румянца; глаза хотя немного зеленоватые, но выразительные.
Штольц Гончаров «Обломов»

8)в редкой девице встретишь такую простоту и естественную свободу взгляда, слова, поступка. У ней никогда не прочтешь в глазах: "теперь я подожму немного губу и задумаюсь -- я так недурна. Взгляну туда и испугаюсь, слегка вскрикну, сейчас подбегут ко мне. Сяду у фортепьяно и выставлю чуть-чуть кончик ноги"...
Ни жеманства, ни кокетства, никакой лжи, никакой мишуры, ни умысла! Ольга Ильинская Гончаров «Обломов»

4 тур « Вспомним известные стихотворения»
Ведущий: - Сейчас прозвучат слова из строк известных стихотворений. Задача команд - в течение 1 мин. вспомнить и прочитать строфу этого стихотворения, название автора.
1. Что кинул он в краю родном? (Лермонтов Белеет парус…)

Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?..
2. Я не хочу печалить вас ничем. (Пушкин. Я вас любил)
Я вас любил: любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам бог любимой быть другим.

5 тур«Чёрный ящик». Вы должны угадать, что лежит в ящике и кому принадлежит.
1. Это предмет, с помощью которого злая мачеха хотела погубить царевну в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях». (Яблоко).
2. «Он в том покое поселился,\nГде деревенский старожил\nЛет 40 с ключницей бранился,\nВ окно смотрел и мух давил».\nВ черном ящике находится приспособление, с помощью которого дядя Евгения Онегина давил мух. рюмка
1.Этот предмет забыла Ольга Ильинская, когда приходила к Обломову на квартиру. «На другой день Захар, убирая, комнату, нашел на письменном столе этот предмет, долго разглядывал его, усмехнулся, потом подал Обломову.
— Должно быть, Ильинская барышня забыла, — сказал он.»
2. Это предмет, отправленный героиней романа Пушкина своему возлюбленному. Письмо Татьяны к Онегину.
1. В черном ящике находится то, о чем французский писатель Ги де Мопассан сказал: "Так прелестно, это безмолвное биение крыльев, белых, пестрых и черных, которые трепещут, словно попавшие в плен ночные бабочки" ВЕЕР
2. Ч то с досадой бросила Ольга на свидании с Обломовым? «Он опять пошел тихонько по той же аллее и до половины ее дошел тихо, набрел на ….., которую она сорвала и с досадой бросила.» ветку сирени
6 тур Восстановить стихотворные строки по рифмам.
1 команда:
Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман.
2 команда
Посыпал пеплом я главу,
Из городов бежал я нищий,
И вот в пустыне я живу,
Как птицы, даром божьей пищи;

Ответы: А.С.Пушкин «К Чаадаеву», М.Ю.Лермонтов «Пророк».

7 тур. По отрывку из произведения узнать название литературного произведения и назвать автора. Для ответа на вопрос дается 30 секунд. Правильные ответы оцениваются 1 баллом.
1. . «Многие дамы хорошо были одеты и по моде, другие оделись во что бог послал в губернский город. Мужчины здесь, как и везде, были двух родов: одни тоненькие, которые все увивались около дам. Другой род мужчин составляли толстые или такие же, как …, то есть не так чтобы слишком толстые, однако ж и не тонкие….Увы! Толстые умеют лучше на этом свете обделывать дела свои, нежели тоненькие. Тоненькие служат больше по особенным поручениям или только числятся, виляют туда и сюда. Толстые же никогда не занимают косвенных мест, а все прямые, и уж если сядут где, то сядут надежно, крепко, так что скорее место затрещит и угнется под ними, а уж они не слетят…».
Гоголь «Мертвые души»
2. «Что, ваше благородие?» - сказал он мне. - «Струсил ты, признайся, когда молодцы мои накинули тебе веревку на шею? Я чаю, небо с овчинку показалось… А покачался бы на перекладине, если бы не твой слуга. Я тотчас узнал старого хрыча. Ну, думал ли ты, ваше благородие, что человек, который вывел тебя к умету, был сам великий государь? (Тут он взял на себя вид важный и таинственный.) Ты крепко передо мною виноват» , - продолжал он, - «но я помиловал тебя за твою добродетель, за то, что ты оказал мне услугу, когда я принужден был скрываться от своих недругов. То ли еще увидишь! Так ли еще тебя пожалую, когда получу свое государство! Обещаешься ли служить мне с усердием?» Пушкин «Капитанская дочка»
3. Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась,
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела -
А нынче… посмотри в окно…
Пушкин «Зимнее утро»

Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела —
А нынче... погляди в окно:

4. Тогда напрасно вы прибегнете к злословью:
Оно вам не поможет вновь,
И вы не смоете всей вашей черной кровью
Поэта праведную кровь!
Лермонтов «Смерть поэта»

8 тур «Узнай меня!»
Командам выдаются карточки, на которых написаны названия литературных произведений, а также имена писателей. Задача команд - соотнести эти карточки с портретами писателей.
1 команде: М.Ю.Лермонтов: Михаил Юрьевич, «Герой нашего времени», «Мцыри».
Н.А.Некрасов: Николай Алексеевич, «Кому на Руси жить хорошо?»,
«Дед Мазай и зайцы».

Л.Н.Толстой: Лев Николаевич, «Война и мир»
«Анна Каренина» «После бала»
2 команде:
А.С.Пушкин: Александр Сергеевич, «Руслан и Людмила» ,«Дубровский»,
А.П.Чехов: Антон Павлович, «Толстый и тонкий» ,«Чайка».

Ф.М.Достоевский: Федор Михайлович, «Преступление и наказание»,
«Братья Карамазовы».

9 тур «Афиша» .
Командам нужно определить по рисунку, к какому произведению нарисована афиша. Необходимо написать на афише автора и название пьесы.
Фонвизин «Недоросль»
Гоголь «Ревизор»
10 тур Конкурс капитанов

Капитанов просим выйти на сцену.

Блиц - турнир.
1. Кличка коня Казбича (Карагёз)
2. Противник Пушкина на дуэли (Дантес)
3. Автор картины «Бурлаки на Волге» (Репин)
4. Как звали жену Пушкина (Наталья Гончарова)
5. Товарищ Жилина (Костылин)
6. Автор рассказа «Хамелеон» (А.П.Чехов)
7. Няня Пушкина (Арина Родионовна)
8. Назвать эпиграф к повести «Капитанская дочка»
9. Автор поэмы «Мороз, Красный нос. (Некрасов)
10. Автор комедии «Горе от ума» (Грибоедов)
11. Не только геометрическая кривая, но и сильное преувеличение для создания художественного образа.
(Гипербола.)
12. Автор рассказов “Толстый и тонкий”, “Смерть чиновника”. (А.П.Чехов)

Вот и закончен наш литературный турнир.
Жюри подсчитывают результаты.
Пока жюри подводит итоги, ребята расскажут стихотворение. Стихи -8 человек.

Спасибо всем участникам турнира, зрителям и жюри. Надеемся, что наше мероприятие вдохновило вас на дальнейшее знакомство с русской литературой.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 55»

города Саратова Саратовской области

Внеклассное мероприятие по литературе
в 5-6 классах

Знатоки

подготовила

учитель русского языка и литературы

Кулакова Флюра Фарвазовна

г. Саратов

2013

Внеклассное мероприятие по литературе

Возраст: 5-6 классы. Количество участников: две команды игроков, зрители. Место проведения: класс.

Сценарии проведения

    Конкурс
Дети! Помогите исправить пословицы эти! Дорогой ученик! Пособи, помоги побыстрей попарно собрать сапоги!

    Конкурс

Присмотрись, подумай малость, дорисуй, чтоб рифмовалось.

    Конкурс «Сказки»

Вспомните сказки А.С. Пушкина. Ответьте на вопросы и назовите сказку

    Из трёх девиц одна стала царицей, другая ткачихой. А кем стала их сестра? (Поварихой. «Сказка о царе Салтане») Наказал ли царь Салтан сватью бабу Бабариху и завистливых сестёр царицы? (Нет. «Отпустил всех трёх домой». «Сказка о царе Салтане»). Сколько лет жил старик со старухой в землянке у самого синего моря? (Ровно тридцать лет и три года. «Сказка о рыбаке и рыбке»). Кто помог Елисею найти невесту? (Ветер. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»).
    Конкурс

В библиотеку привезли новые сказки. Послушайте названия сказок, по моему, здесь что-то напутано. Исправьте ошибки в названии.

    «Царевна-индюшка». («Царевна-лягушка»). «По собачьему велению». («По щучьему велению»). «Красная шкура». («Красная Шапочка»). «Лапша из топора». («Каша из топора»). «Мальчик с кулачок». («Мальчик с пальчик»). «Иван-царевич и зелёный волк». («Иван-царевич и серый волк»).
    Конкурс «Буриме»
    Конкурс «Литературные произведения»

Назовите жанры произведений.

Задание для первой команды:
    «Илья Муромец и Соловей-разбойник». (Былина). «Василиса Премудрая». (Сказка).
Задание для второй команды:
    «Ворона и Лисица». (Басня). «Майская ночь, или Утопленница». (Повесть).
    Конкурс «Сказка в сказке»


Ключ: «Репка»; «Серебряное копытце» (П.П. Бажов); «Курочка Ряба»;

«Сказка о рыбаке и рыбке» (А.С. Пушкин); «Петухан Куриханыч»; «Чёрная курица» (А. Погорельский); «Сказка о золотом петушке» (А.С. Пушкин); «Конёк-горбунок» (П.П. Ершов); «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»; «Царевна-лягушка»; «По щучьему велению»; «Сивка-Бурка»; «Теремок»; «Сказка о царе Салтане…» (А.С. Пушкин); «Руслан и Людмила» (А.С. Пушкин); «Сказка о мёртвой царевне…» (А.С. Пушкин).

Список использованной литературы

1. Комплексный образовательный проект «Шаг за шагом». Автор заимствования неизвестен.

2. Н.А. Шаульская «Поиграем в эрудитов». Ростов на Дону. «Феникс», 2005 г.

3. О.Н. Зайцева, М.Б. Ладыгин «Литературное образование». М.: «Дрофа», 2000 г.


Предметная неделя гуманитарного цикла

Внеклассное мероприятие по литературе «Литературная шкатулка».

для учащихся 5-9 классов

учитель: Билибина Валентина Николаевна

Цель проведения:

Проверить знания обучающихся по литературе; развивать познавательный интерес к литературе;
- способствовать активизации мыслительной деятельности обучающихся; развивать интеллект, внимание, память, воображение;
- прививать любовь к литературе как к учебному предмету ; воспитывать чувства товарищества, взаимопомощи, ответственности.

Оборудование: карточки с заданиями, бумага, клей, карточки с монетами

(5 и 10 рублей).

Участие принимают две команды. Игра проводится в несколько туров. Команды получают игровые поля с темами и ценой вопроса. выбирают по очереди, выполняют обе команды одновременно, но первой отвечает та, что делала выбор. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов.

Ход мероприятия.

1. ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА. - Буквы, выстроенные для переклички. (алфавит)
- Охотница до чужих мехов. (моль)
- Канцелярская «острячка». (кнопка)
- Домашний иллюминатор .(окно)
- Часть лица, которую иногда вешают. (нос)
- «Яйцо» в геометрии.
(овал)
- Пора, которая в сентябре бывает «бабьей».
(лето)
- Зеленая, от которой «мухи дохнут».
(тоска)
- Чужой, куда бросают камни, но не пускают козла.
(огород)
- Комплекс средств, при помощи которых из Бабы-Яги можно сделать Василису Прекрасную.
(косметика)

I тур.

Литературные игры.

1. Сказки Пушкина

10

Из какой сказки эти слова:

Буду служить тебе славно,

Усердно и очень исправно.

В год по три щелчка тебе по лбу.

Есть же давай мне варёную полбу.

«Сказка о попе и работнике его Балде»

10

В кого превращала Лебедь князя Гвидона?

В комара, муху, шмеля

10

С какими словами царица обращалась к зеркальцу?

«Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи…»

10

Какими словами начинается сказка о рыбаке и рыбке?

«Жил старик со своею старухой у самого синего моря…»

10

Какими словами заканчивается «Сказка о царе Салтане»

«И я там был, мед, пиво пил; по усам текло, а в рот не попадало»

Продолжи пословицу

10

По одежке встречают -

по уму провожают

10

Кто другому яму роет,

тот сам в неё попадет

10

Глаза страшатся,

а руки делают

10

На бога надейся,

а сам не плошай

10

Семь лет мак не родил,

а голода не было

Отгадай загадку

10

Сам металлический, а мозг электрический.

Робот

10

Сторож плохой:

Слепой и глухой,

Не тронешь – молчит,

А тронешь – кричит.

Мотоцикл

10

Несется и стреляет,

Ворчит скороговоркой,

Трамваю не угнаться

За этой тараторкой.

Звонок

10

У конька у горбунка

Деревянные бока.

У него из-под копыт

Стружка белая бежит.

Рубанок

10

Моряков тревожит он и радует,

Сообщая о погоде вести.

То он поднимается, то падает,

Но всегда – на месте.

Барометр

Продолжи строку стихотворения

10

Вечор, ты помнишь вьюга злилась

(На мутном небе мгла носилась,

луна, как бледное пятно

сквозь тучи мрачные желтела,

и ты печальная сидела…

А нынче погляди в окно..)

А.С.Пушкин

10

Белеет парус одинокий…

(В тумане моря голубом,

Что ищет он в стране далекой,

Что кинул он в краю родном?

Играют волны, ветер свищет

И мачта гнется и скрипит…

Увы, он счастия не ищет

И не от счастия бежит.

Под ним струя светлей лазури

Над ним луч солнца золотой…

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой)

М.Ю.Лермонтов «Парус»

10

Я вас любил…

(Любовь моя, быть может

В душе моей угасла не совсем,

Но пусть она вас больше не тревожит,

Я не хочу печалить вас ничем.

Я вас любил безмолвно, безнадежно,

То робостью, то ревностью томим.

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам бог любимой быть другим.)

А.С.Пушкин

«Я вас любил…»

10

Умом Россию не понять…

(Аршином общим нет измерить

У ней особенная стать

В Россию можно только верить)

Ф.Тютчев

10

У врат обители святой…

(Стоял просящий подаянья.

Бедняк иссохший, чуть живой

От глада, муки и страданья.

Куска лишь хлеба он просил,

И взор являл живую муку.

И кто-то камень положил

В его протянутую руку…

Так я молил твоей любви,

С слезами горькими, с тоскою.

Так чувства лучшие мои

Обмануты навек тобою)

М.Ю.Лермонтов

Всякая всячина. 1. В известной сказке «Поди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что» царь послал стрелка Андрея за тридевять земель. Тридевять - это сколько? (27, так как в Древней Руси считали девятками. 3*9=27).

2. Как звали трех девиц в «Сказке о царе Салтане»? (нет имен).

3. Книжку, ребята, в руках я держу,

А как называется, вам не скажу…

Автор этого произведения - известный русский писатель, родившийся на Украине. В своих произведениях он высмеивал все дурное, что наблюдал в жизни. А само произведение рассказывает о том, как два друга превратились из-за пустяка в злейших врагов. (Н. В.Гоголь «Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»).

4. «Счастливый билет»

Таверна приключений и фантастики.

1. Назовите произведение, в котором рассказывается о том, как ради покорения возлюбленной жених на самом необычном виде транспорта побывал в Петербурге на приеме у императрицы и раздобыл подарок невесте. (Н. В.Гоголь «Ночь перед Рождеством»).

2. Назовите имя героини, которая была сиротой, жила одна на вилле и предпочитала при болях в животе жевать горячую тряпку. (Пеппи Длинный Чулок).

3. Назовите поэму А. С.Пушкина, прочитав которую В. А.Жуковский, признанный в то время первым поэтом в России, подарил автору свой портрет с надписью: «Победителю ученику от побежденного учителя» («Руслан и Людмила»).

4. Назовите сказку, где все герои фрукты и овощи, и в ней описываются их бесстрашные приключения. (Дж. Родари «Приключения Чипполино»).

II Тур.

Сказочный ералаш.

1. К семейству каких домашних птиц принадлежит героиня русской народной , которая несла хозяевам изделия из драгоценных металлов? Как ее звали? (Курочка Ряба)

2. Назовите известной сказки русского поэта. Герой получил черепно-мозговую травму, потерял речи, сошел с ума. (Поп. «Сказка о попе и работнике его Балде»).

3. В какой сказке решается проблема жилья или, говоря взрослым языком, ЖКХ? (Теремок).

4. В какой сказке лицо, имеющее весьма дурную репутацию, под вывеской милой и обаятельной личности совершило покушение на 7 несовершеннолетних душ, но было разоблачено и наказано. (Волк «Волк и семеро козлят»).

Семь бед – один ответ.

1. Называются имена писателей, а команды называют по 3 произведения.

1) А. С.Пушкин 3) Н. В.Гоголь

2) А. П.Чехов 4) М. Ю. Лермонтов

Стихов любимейшие строчки.

1. Восстановите стихотворение по последним словам-рифмам: кроет, крутя, завоет, дитя. (А. С.Пушкин «Зимний вечер»).

2. Восстановите стихотворение по последним словам-рифмам: сырой, молодой, крылом, под окном (А. С.Пушкин «Узник»).

III Тур.

2.

Писатель – не писатель

Счастливый случай

Музыка и книга.

2. В какой сказке говорится о художественном уровне вокально-инструментальных ансамблей «Гримм «Бременские музыканты»).

3. Какой герой любил сочинять песенки на все случаи жизни: сопелки, кричалки, ворчалки, считалки и т. д. (Винни - Пух).

4. Писатель Э. Успенский придумал Крокодила Гену, а кто из музыкантов научил этого персонажа петь? (В. Шаинский) .

« Писатель – не писатель»

Вы должны быть очень внимательными. Я буду называть известные фамилии, а вы должны поднимать руку вверх исключительно при имени писателя. Тот, кто ошибся, выходит из игры. Выиграет та команда, которая к концу конкурса останется более многочисленной.

А.С.Пушкин, Н.В.Гоголь, Софья Ковалевская (математик), Николай Рубцов, Сергей Ожегов (автор словаря), Лев Толстой, Сергей Безруков (актер), А.Фет, Джанни Родари, Мария Разумовская (автор учебника русского языка),М.Ю.Лермонтов, В. И. Даль (автор словаря), А.Барто, Илья Репин (художник), В. Г. Короленко, И.С.Тургенев, А.Пугачева (певица), Алексей Толстой, Льюис Кэрролл, Геннадий Беленький (автор учебника литературы).

« Счастливый случай»

1. Воинское звание героя сказки С-Щедрина. (Генерал).

2.Крупное стихотворное произведение. (Поэма).

3. Имя и отчество Некрасова. (Николай Алексеевич).

4.Вымышленное имя, под которым автор публикует свои произведения. (Псевдоним).

6. Картина природы в художественном произведении. (Пейзаж).

7. Какими словами начинается сказка А.С.Пушкина «О царе Салтане…»?

(«Три девицы под окном пряли поздно вечерком…»)

8. Кто нарисовал картину «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»:

И.Репин или В.Васнецов? (И.Е.Репин.)

9. С каким животным ассоциируется полицейский надзиратель Очумелов?

(Хамелеон).

10. Продолжи фразу из стихотворения в прозе И.С.Тургенева «Русский язык»: «…но нельзя верить, чтобы такой язык….(НЕ БЫЛ ДАН ВЕЛИКОМУ НАРОДУ!»)

IY тур.

1 комплект:

Произведение устного народного творчества в прозе или в стихах

Речь идет в нем о вымышленных, иногда фантастических событиях.

Эти произведения бывают о богатырях, бытовые, о животных, волшебные.

Иван-крестьянский сын и чудо-юдо. (Сказки)

2 комплект:

Литературный жанр, чаще всего стихотворный рассказ.

В этих произведениях имеется иносказательный смысл (аллегория)

Действующими лицами являются как люди, так и животные, птицы, растения, даже неодушевленные .

Произведение состоит из основной части и морали.

И. А.Крылов прославился в этом жанре. (басня)

3 комплект:

Это стихотворение известного русского поэта написано в 1937 году.

Стихотворение посвящено 25-летней годовщине знаменитого сражения.

Рассказчик – простой солдат, рядовой участник сражения.

- «Да, были люди в наше время,

Могучее, лихое племя:

Богатыри, не вы.

Плохая им досталась доля:

Не многие вернулись с поля.

Когда б на то не Божья воля,

Не отдали б Москвы! (« »)

4 комплект:

Она родилась в тихой скандинавской стране Швеции.

Главная героиня произведения – девочка с рыжими косичками, огненными веснушками на лице и смеющимися глазами.

Она может побороть гимнаста-силача, пронести на руках лошадь, наказать воров, спасти детей от пожара.

Героиня не имеет ни отца, ни и живет одна на вилле «Курица» (Пеппи Длинный Чулок).

5 комплект:

Он известен не только как поэт. Но и как писатель.

Родился в Москве, сочинять стихи начал с раннего детства

В Москве есть памятник этому поэту

Он учился в известном лицее недалеко от Петербурга

А втор стихотворения «Узник». (А. С.Пушкин)

Y тур. Блиц.

За 1 минуту победившая команда отвечает на 10 вопросов.

1. Кто из героев русской народной был хлебобулочным изделием? (Колобок)

2. Кто из сказочных героев любил поговорку: «Одна голова хорошо, а две лучше»? (Змей Горыныч)

3. Назовите французской сказки, который получил свое прозвище благодаря головному убору? (Красная Шапочка)

4. Какой герой французской сказки очень любил обувь и как его за это прозвали? (Кот в сапогах)

5. Какой сказочный герой посадил деньги, думая, что вырастет денежное дерево и останется только снимать урожай. (Буратино)

6. Назовите героиню французской сказки, которая занималась неквалифицированным трудом, чистила печки и убиралась в доме. Как ее за это прозвали? (Золушка)

7. Какой герой русской народной сказки ловил рыбу очень оригинальным способом? (Волк)

8. Какое слово нужно было сложить Каю в сказке «Снежная королева» (Вечность)

9. Сколько произведений входит в « » (Пять)

II. Подведение итогов.

Подводятся итоги мероприятия.

Награждаются победители и участники.

Ведущий 1 В истории каждой страны есть незабываемые памятные даты. Проходят годы, меняются поколения, новые люди выходят на историческую арену, но остается память о тех событиях, без которых нет подлинной истории. 190 лет отделяют нас от сурового студеного дня, когда лучшие сыны России вышли на Сенатскую площадь, чтобы ценою жизни своей разбудить крепостную Россию. «Сенатская площадь» и «Черниговский полк» стали историко-культурными символами. Достаточно произнести эти словосочетания и испытываешь смешанные чувства: гордость и грусть, первое- за сознательное выступление за свободу, второе- за первое трагическое поражение.

Ведущий 2 : Восстание 14 декабря 1825 года на Сенатской площади в Петербурге было подавлено. По приговору Верховного уголовного суда пятеро декабристов(П. Пестель, К. Рылеев, С. Муравьев- Апостол, М. Бестужев- Рюмин, П. Каховский) в ночь на 13 июля 1826 года были повешены. 25 человек сосланы на вечную каторгу, десятки декабристов на каторжные работы сроком на 20 лет. Цена, которую заплатили первые революционеры за попытку преобразовать Россию, оказалась очень высока. Мрачные и сырые казематы Петропавловской крепости, каторга и многолетняя ссылка.

Ведущий 1: И вскоре одна за другой по тому же бесконечному сибирскому тракту направились жены декабристов

Ведущий 1 :стих

Ведущий 2 :стих

Ведущий 1 Как молоды они были тогда,как обаятельно женственны…

Слайд 4 Песня и видео из к/ф «Адмиралы»- «Любовь и разлука»

Слайд 5 Трубецкая

Ведущий1 : Первой выехала в Сибирь двадцатилетняя дочь графа Лаваля, Екатерина Ивановна Трубецкая.

Сцена разговора с царем (согласна,согласна…)

Сцена1

Николай 1 . Жена, следуя за своим мужем, становится причастной к его судьбе, теряет прежние звания, делается женой ссыльнокаторжного.

Княгиня Трубецкая: согласна

Николай1: дети, которые приживутся в Сибири, поступят в заводские крестьяне.

Княгиня: согласна

Николай 1: ни денежных сумм, ни вещей многоценных с собой взять невозможно

Княгиня: согласна

Николай1: не искать свиданий с мужем, за исключением двух раз в неделю, не передавать мужу никаких вещей, денег, бумаг, чернил. Никому не писать, не отправлять, не получать писем

Княгиня: согласна

Николай1: свидание с мужем лишь в арестантском платье

Княгиня: согласна

Николай1: ежели преступники уголовные, жуткие люди, погрязшие в пороке, надругаются над вами или же убьют, власти ответственности не несут.

Княгиня: согласна. Я готова пройти семьсот верст, которые отделяют меня от мужа, по этапу плечом к плечу с каторжниками. Прошу - отправьте меня сегодня же!

Трубецкая : Уже известно Вашему превосходительству желание моё разделить участь несчастного мужа моего. Повторяю Вам, что отказываюсь от всех земных благ и с чистой и спокойной совестью, добровольно передаю себя унижениям, бедности и всем ниспосланным трудностям горестного существования.

Ведущий 1:

Покоен, прочен и легок

На диво слаженный возок,

Сам граф - отец не раз, не два

Его попробовал сперва,

Шесть лошадей в него впрягли,

Фонарь внутри его зажгли.

Сам граф подушки поправлял,

Медвежью полость в ноги стлал

Творя молитву, образок

Повесил в правый уголок

И - зарыдал…

Княгиня - дочь

Куда - то едет в эту ночь…

Сцена прощания с отцом

Трубецкая

«Да, рвем мы сердце пополам

друг другу, но, родной,

Скажи, что ж больше делать нам?

Поможешь ли тоской!

Один, кто мог бы нам помочь

Теперь… Прости, прости!

Благослови родную дочь

И с миром отпусти!

Бог весть, увидимся ли вновь,

Увы, надежды нет!

Прости и знай, твою любовь,

Последний твой завет

Я буду помнить глубоко

В далекой стороне…

Не плачу я, но не легко

С тобой расстаться мне!

О, видит бог! Но долг другой,

И выше и трудней,

Меня зовет…Прости, родной!

Напрасных слов не лей!

Далек мой путь, тяжел мой путь,

Страшна судьба моя,

Но сталью я одела грудь…

Гордись - я дочь твоя

Ведущий 1 : Через две недели было получено разрешение. В Красноярске сломалась карета, заболел провожатый. Княгиня продолжает путь одна, в тарантасе. В Иркутске губернатор долго запугивает ее, требует еще раз письменного отречения от всех прав.

Сцена разговора с губернатором

В Нерчинск! Закладывать скорей!

Пришел я - встретить вас.

Велите ж дать мне лошадей!

Прошу помедлить час. Дорога наша так дурна,

Вам нужно отдохнуть...

Благодарю вас! Я сильна...

Уж недалек мой путь...

Все ж будет верст до восьмисот,

А главная беда: Дорога хуже тут пойдет,

Опасная езда!.. Два слова нужно вам сказать

По службе, - и притом

Имел я счастье графа знать,

Семь лет служил при нем.

Отец ваш редкий человек

По сердцу, по уму,

Запечатлев в душе навек

Признательность к нему,

К услугам дочери его

Готов я... весь я ваш...

Но мне не нужно ничего!

(Отворяя дверь в сени.)

Готов ли экипаж?

Покуда я не прикажу,

Его не подадут...

Так прикажите ж! Я прошу...

Но есть зацепка тут:

С последней почтой прислана

Что же в ней: Уж не вернуться ль я должна?

Да-с, было бы верней.

Нет... не решусь я утверждать...

Но путь еще далек...

Так что же даром и болтать!

Готов ли мой возок?

Нет! Я еще не приказал...

Княгиня! здесь я - царь!

Садитесь! Я уже сказал.

Что знал я графа встарь,

А граф... хоть он вас отпустил,

По доброте своей,

Но ваш отъезд его убил...

Вернитесь поскорей!

Нет! что однажды решено

Исполню до конца!

Мне вам рассказывать смешно,

Как я люблю отца,

Как любит он. Но долг другой,

И выше и святей,

Меня зовет. Мучитель мой!

Давайте лошадей!

Позвольте-с. Я согласен сам,

Что дорог каждый час,

Но хорошо ль известно вам,

Что ожидает вас?

Бесплодна наша сторона,

А та - еще бедней,

Короче нашей там весна,

Зима - еще длинней.

Да-с, восемь месяцев зима

Там - знаете ли вы?

…Поверьте, вас не пощадят,

Не сжалится никто!

Пускай ваш муж - он виноват...

А вам терпеть... за что?

Ужасна будет, знаю я,

Жизнь мужа моего.

Пускай же будет и моя

Не радостней его!

Быть так! Вас не спасешь, увы!..

Но знайте: сделав этот шаг,

Всего лишитесь вы!

"Да что же мне еще терять??

За мужем поскакав,

Вы отреченье подписать

Должны от ваших прав!

Нет! ими я не дорожу,

Возьмите их скорей!

Где отреченье? Подпишу!

И живо - лошадей!..?

Бумагу эту подписать!

Да что вы?.. Боже мой!

Ведь это значит нищей стать

И женщиной простой!

Я отпустить не вправе вам,

Княгиня, лошадей! Вас по этапу поведут

С конвоем...

Зачем бы разом не сказать?..

Уж шла бы я давно...

Велите ж партию сбирать

Иду! мне все равно!..

Простите! да, я мучил вас,

Но мучился и сам,

Но строгий я имел приказ

Преграды ставить вам!

Я не могу, я не хочу

Тиранить больше вас...

Я вас в три дня туда домчу...

(Отворяя дверь, кричит.)

Эй! запрягать сейчас!..

Ведущий 2: Екатерина Ивановна Трубецкая была дочерью графа Ивана Степановича Лаваля,. Мать Екатерины Ивановны владела большим медеплавильным заводом, золотым прииском и несколькими имениями. Дворец Лавалей на Английской набережной блистал изысканной красотой и роскошью убранства. Современников поражало великолепие баллов, которые давались в этом доме. На них бывала вся петербургская знать, император Александр I

Слайд 6 Кавалергарды

Слайд 7 Сибирь, рудники…

Трубецкая : Приехав в Нерчинск, я сняла маленькую избушку напротив каторжной тюрьмы. Избушка настолько мала, что ляжешь головой к стене - ноги упираются в двери, проснёшься утром - волосы примёрзли к стене. Я ограничила своё питание - суп и каша на обед, завтраки и ужины отменялись вообще.

Ведущий 1 Прошло 13 лет жизни в тюремных казематах. К тому времени семья состояла из трёх дочерей и маленького сына. В 1839 году закончился срок каторги декабристов, осужденных по первому разряду. Но царь не выпускал их. Семья поселилась в небольшом селе Оеке близ Иркутска.Тяжёлые годы ссылки подорвали здоровье княгини.

Вынести лампаду

Ведущий 2 Дом Трубецких со смертью княгини стоял, как мёртвый. В 1856 году Трубецкому разрешили выехать в Россию. Когда он уезжал, его провожал почти весь город. В Знаменском монастыре, где были погребены его жена и дети, князь простился с дорогой могилой и отбыл из Сибири, но всюду ему было неуютно и, прожив всего шесть лет после смерти жены, князь скончался.

Слайд 8 Волконская

Ведущий 1 : Вслед за княгиней Е.И.Трубецкой глубокой тёмной ночью покидала родные края молодая, совсем ещё юная княгиня Мария Николаевна Волконская.

Волконская : «Я узнала о твоем аресте, милый друг. Я не позволяю себе отчаиваться… Какова бы ни была твоя судьба, я ее разделю с тобой, я последую за тобой в Сибирь, на край света, если это понадобится, - не сомневайся в этом ни минуты, мой любимый Серж.

Ведущий2 : Ее муж был осужден на вечную каторгу.

Волконская: Простите, родные! Мне сердце давно Моё предсказало решенье. И верю я твёрдо: от Бога оно! А в вас говорит сожаленье. Да, ежели выбор решить я должна Меж мужем и сыном - не боле, Иду я туда, где я больше нужна, Иду я к тому, кто в неволе! Я сына оставлю в семействе родном, Он скоро меня позабудет. Пусть дедушка будет малютке Отцом, Сестра ему матерью будет. Он так ещё мал! А когда подрастёт И страшную тайну узнает, Я верю: он матери чувство поймёт И в сердце её оправдает!

Я ехала день и ночь. Примчавшись в Нерчинские рудники, не глядя, подписала всё, что от меня требовали, отреклась от всего и просила лишь одного - скорейшего свидания с мужем.

Сцена встречи с мужем (Песня «Жены декабристов») 1-2 куплета

Сцена Волконской с мужем (можно под «Аве Мария») под тихую музыку

Волконская(набрасывая черный платок) : январским днем 1828 года в Петербурге умирает мой маленький сын Николай. Мой отец попросил Пушкина написать эпитафию к надгробию моего сына. Вскоре Пушкин написал:

В сиянье, в радостном покое,

У трона вечного творца,

С улыбкой он глядит в изгнание земное,

Благословляет мать и молит за отца.

Смерть сына была для меня огромной потерей. Ничто не могло меня успокоить. Единственное мое утешение - мой родной, мой бедный Сергей.

Вскоре новое горе постигло меня - умирает мой отец. Перед смертью он все - таки простил меня. Перед смертью рядом с ним был мой портрет. Глядя на него, батюшка сказал:»Это самая удивительная женщина, которую я знал». 1830 год…август… Умирает моя крохотная дочка Софья, не прожив и одного дня. Но я нахожу в себе силы жить. Жить ради любимого человека.

Ведущий 2: 30 лет прожила на каторге и ссылке Мария Николаевна Волконская. Скончалась она в 1963 году, когда ей было 53 года.

Музыка «Аве Мария»

Слайд 9 Муравьева

Ведущий 1 : Фонтанка, 25. Море света, гремит музыка, бал. Среди танцующих Александра Муравьева, жена автора Конституции Северного общества - Никиты Муравьева.

Александра : С первой минуты, как я увидела Никиту, с первого свидания, с первого поцелуя хранила я в сердце радостное ощущение не проходящей влюбленности.

Слайд 10 Песня- видео «Не обещайте деве юной»

«Находящегося в отпуске капитана Гвардейского Генерального штаба Николая Муравьева арестовать!» — прозвучали гневно слова Николая I.

Александра. Мой добрый друг! Мой ангел! Твое письмо было для меня ударом грома. Ты - преступник! Ты - виновен! Это не умещается у меня в голове. Ты просишь у меня прощения, не говори со мной так, ты разрываешь мне сердце. Мне нечего тебе прощать. В течение почти трех лет, что я замужем, я не жила т этом мире, я была в раю. Счастье не может быть вечным. Не предавайся отчаянию, это слабость недостойная тебя. Не бойся за меня, я все вынесу. Я самая счастливая из женщин.

Александра: В феврале 1823 года я вышла замуж за 27-летнего гвардейского капитана Никиту Михайловича Муравьева. Я отправилась в Сибирь в начале январь 1827 года, доехала до Иркутска за 20 суток, купила небольшой деревянный дом недалеко от острога и получила разрешение два раза в неделю видеться с мужем.

Ведущий 2 Александра Григорьевна Муравьева, по отцу графиня Чернышева, была нежной, молодой, красивой женщиной. Многие декабристы в своих воспоминаниях говорят сердечные слова о ее душевной доброте и нежной натуре, о ее самопожертвовании. Именно ей передал А.С.Пушкин свое послание в Сибирь « Во глубине сибирских руд…»

Муравьева: Когда я получила разрешение на первое свидание с мужем, он был сильно болен, у него был жар. Прощаясь, я незаметно от стражи, положила комочек бумаги в его руку. Уже в камере, развернув его, Никита Муравьев увидел до боли знакомый почерк, ошибиться было невозможно, это было послание любящего друга А.С.Пушкина. Поэт даже не подозревал сколько душевной силы прибавилось у декабристов от его стихотворения..

Чтение стихотворения (читают все по очереди) тихо Аве Мария

Во глубине сибирских руд

Храните гордое терпенье,

Не пропадет ваш скорбный труд

И дум высокое стремленье.

Несчастью верная сестра,

Надежда в мрачном подземелье

Разбудит бодрость и веселье,

Придет желанная пора:

Любовь и дружество до вас

Дойдут сквозь мрачные затворы,

Как в ваши каторжные норы

Доходит мой свободный глас.

Оковы тяжкие падут,

Темницы рухнут — и свобода

Вас примет радостно у входа,

И братья меч вам отдадут.

Ведущий 1 : В 1829 г. родилась дочь Софья. Но «с родины» приходили горькие вести: скончалась мать, отец впал в меланхолию, оставленные дочки умерли (одна совсем юной, другая, сойдя с ума). И все же на шутливый вопрос декабриста И.Д. Якушкина: «Кого же вы любите больше: Бога или Никитушку?» (мужа), она ответила с улыбкой

Муравьёва: Господь не обидится, что Никитушку люблю более .

Ведущий 1 : А ей было в то время 27 лет - оставалось жить полгода. Даже последние минуты своей жизни Александра держалась. Она продиктовала прощальные письма родным, утешала и ободряла мужа. В эти несколько часов прощания с женой Никита Муравьёв поседел. Она стала первой женой декабристов, нашедшей свою могилу на сибирской земле, позже на этом месте ее муж Никита Муравьев построил каменную часовню, где ночь и день горела лампада. До конца жизни Н. Муравьев не расставался с портретом жены».

Ведущий 2: Она умерла в Сибири в 28 неполных лет.

Слайд 11 Песня - видео «Еще не сшит твой наряд подвенечный».

Ведущий 1 : Так завершился жизненный круг ещё одной четы декабристов, отдавших 30 лет жизни Сибири. А ведь жён декабристов, разделивших судьбу своих мужей, было гораздо больше.

Ведущий 2 : «Слава и краса вашего пола! Слава страны, вас произрастившей! Слава мужей, удостоившихся такой безграничной любви и такой преданности, таких чутких, идеальных жён! Вы стали поистине образцом самоотвержения, мужества, твёрдости. Да будут незабвенны ваши имена!» - писал декабрист А.Беляев.

Ведущий 1 :Запомните имена жён декабристов, которые на своём примере показали героическую стойкость и безграничную преданность русских женщин: Екатерина Ивановна Трубецкая, Мария Николаевна Волконская, Александра Григорьевна Муравьёва, Прасковья Егоровна Анненкова (Полина Гёбль), Наталья Дмитриевна Фонвизина, Александра Ивановна Давыдова, Камилла Петровна Нарышкина, Мария Казимировна Юшневская, Анна Васильевна Розен, Александра Васильевна Ентальцева, Варвара Михайловна Шаховская.

Немая сцена

Любила ты, и так, как ты, любить —

Нет, никому еще не удавалось!

О господи!.. и это пережить...

И сердце на клочки не разорвалось …

Романс «Посвящение женам декабристов»

Игра составлена по роману Даниэля Дефо «Робинзон Крузо» для 5-6 класса. Позволяют выявить степень прочтения произведения, вызвать читательский интерес. Материал можно использовать как на уроке (при анализе романа), так и во внеклассных мероприятиях.

Игра построена по типу телевизионной игры "Своя игра". Играют одновременно 2-3 команды. Команды по очереди выбирают тему и стоимость вопроса, после этого ведущий зачитывает вопрос. Время на обсуждение 15 секунд, затем команда должна дать ответ. В случае правильного ответа команда получает количество очков, равное стоимости вопроса.Если ответа нет, ведущий зачитывает правильный вариант. После завершения игры подводятся итоги: выигрывает команда, набравшая наибольшее количество очков.

Игра позволяет в интересной форме проверить знание литературных произведений из школьной программы. Вопросы связаны с именем героя, с адресатом лирики, с музыкой, которая "звучит" в книге. Поиграть можно как на уроке, так и во время классного часа.

Целевая аудитория: для 11 класса

Данный ресурс - это конспект внеклассного мероприятия и презентация к нему. Лучше это мероприятие проводить после изучения отдельных глав романа Д.Дефо "Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо" на уроках. Мероприятие привлечёт внимание шестиклассников к более внимательному прочтению это замечательного романа.

Правила игры
Перед вами игровое поле, состоящее из 8 репродукций картин художников, воссоздавших образ Ильи Муромца. Вам предлагается отгадать фамилию художника и название картины. Нажав на любую из репродукций, можно перейти на её страницу.
При нажатии на репродукцию открывается картина во весь экран. Повторным щелчком возвращаемся на страницу репродукции. При двойном нажатии на центральную фигуру вы сможете проверить, правильно ли определили фамилию художника.

Целевая аудитория: для 6 класса

Игра «Путешествуем по миру» построена на основе материалов древних мифов, легенд и сказаний разных народов и предназначена для учащихся 5 - 8-х классов. Особенностью данной игры является то, что через знакомство с мифами, сказаниями и легендами дети получают и / или закрепляют знания в области географии и одновременно имеют возможность изменить представление о роли чтения и его значимости, а также увидеть взаимосвязь гуманитарных и естественнонаучных областей знаний, что соответствует новым требованиям ФГОС.

Целевая аудитория: для 5 класса

Ресурс представляет собой конспект и презентацию к нему. Это можно использовать и как внеклассное мероприятие по рассказу В.Г.Распутина "Уроки французского", и как итоговый урок по этому произведению. Ресурс будет полезен учителям русского языка и литературы.

Целевая аудитория: для 6 класса

В данном материале предлагаю конспект мероприятия и презентацию к нему. Ресурс может быть использован как на уроках внеклассного чтения, так и в рамках предметной недели. В ходе мероприятия рассматриваются две сказки братьев Гримм: "Бременские музыканты" и "Храбрый портняжка".



Пособия и алименты