Что такое орнамент? Что такое "Орнамент".

Наши предки очень хорошо разбирались в символах и образах, стоящих за ними, и знали, как правильно символом передать образ и были мудрыми.

Эту мудрость видно из значения слов «орнамент» и «узор». Что понималось и понимается в русском языке под этими словами?

Слово «Орнамент» в русском языке появилось гораздо позже слова «узор». Слово «орнамент» заимствованное с латинского «ornamentum» (украшение»). Однако, отразившись с латинского, это слово стало означать в русском языке узор, который построен путём чередования в определенном порядке (ритме) символов, линий, повторяющихся элементов-мотивов (раппорте), которые являются основой.
«Раппорт» от французского rapport - «ответ, отклик, возвращение, отношение, отзыв», то есть повторяющаяся часть.

С точки зрения западной культуры, откуда и пришло это слово, орнамент не считается самостоятельным художественным произведением и только иногда он берётся за основу формообразования изделия. Считается, что основной функцией орнамента является декоративная стилизация.

Особенностью орнамента является его плоскостность, обязательная связь с несущей орнамент поверхностью и материалом, при этом выражая конструктивную логику вещи.
По характеру композиции, орнамент бывает центрическим, геральдическим, ленточным, окаймляющим, заполняющим поверхность. Могут так же сочетаться комбинации из этих типов. Это зависит от формы декорируемого предмета.

По используемым мотивам орнаменты классифицируют как:

— антропоморфный орнамент, где в качестве мотивов применяются женские и мужские стилизованные фигуры или отдельные части тела человека;

— растительный, стилизующий листья, цветы, плоды и пр. (лотос, папирус, пальметта, акант и т. д.);

— геометрический, состоящий из абстрактных форм (точки, прямые, ломаные, зигзагообразные, сетчато-пересекающиеся линии; круги, ромбы, многогранники, звёзды, кресты, спирали; более сложные специфически орнаментальные мотивы - меандр и т. п.);

— зооморфный, или животный, стилизующий фигуры или части фигур реальных или фантастических животных.

В качестве мотивов используют также оружие, архитектурные фрагменты, различные эмблемы (гербы) и знаки. Особым видом орнамента являются стилизованные надписи на объектах архитектуры (на среднеазиатских средневековых мечетях) или в книгах (вязь).

Имеются так же сложные комбинации различных мотивов: звериных и геометрических форм (тератология), а так же растительных и геометрических (арабески).

Но орнамент все равно связан с материалом самого произведения, формой произведения, масштабом, назначением и образом. При этом, через орнамент передаются такие ощущения как: торжественность и сдержанность, плавность и изящество, спокойствие, легкость, свободное движение или внутреннее напряжение. Можно передать и эмоции. По орнаменту можно судить об особенностях культуры народа, который его создал, и эпохе возникновения.

Не всякий узор является орнаментом. Например, узорная ткань с бесконечно повторяющимся раппортом, не является орнаментальной.

На Руси издревле говорили вместо слова «орнамент» — «узор». Это слово образнее и глубже, так как корни этого слова хорошо проглядываются. Узор – узреть — зреть. И здесь по Далю есть два смысла:
— ЗРЕТЬ (зрею) вызревать, поспевать, дозревать, созревать, назревать; спеть, приходить в зрелость, доходить, наливаться. Хлеб в поле зреет, яблоки зреют. Малый долго зрел, да не дозрел, медленно рос и развивался. У меня в голове созрела богатая мысль; Зренье, выспеванье набивной на ситцах краски, которой нужно время, чтобы дойти, дозреть.
— ЗРЕТЬ(зрю), зирать и зревать на что или что, глядеть, смотреть; видеть; понимать, постигать; зреть в корень, то есть постигать суть. Зирал (ЗИР АЛ) я с любовью на чад своих.

«Узреть» означало дойти, созреть, постигнуть суть (АЛ). Вот что означает это слово! А для украшения существовало слово «украс». И часто на узоры говорили – «украсы», видимо, подчёркивая внешние свойства узора (красивые, украшающие, пробуждающие красоту узоры).



То есть, наши предки через узоры передавали и постигали Мир вокруг, Суть его, Любовь и Красоту. Кроме того, они знали, что необходимо защищать обережной символикой края одежды (подол, края рукавов, ворот), места швов и жизненно важные места (голова, сердце и.т.д.), так как через эти участки идёт обычно воздействие иных сил.

Вышивкой орнаментов и узоров не только оберегались, но и гармонизировали себя с пространством, выбирая определённые символы и узоры под конкретное место и время. Эту великую мудрость мы, в большинстве своём, почти забыли и постигаем её вновь.

Орнамент Орнамент

(от лат. ornamentum - украшение), узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов; предназначается для украшения различных предметов (утварь, орудия и оружие, текстильные изделия, мебель, книги и т. д.), архитектурных сооружений (как извне, так и в интерьере), произведений пластических искусств (главным образом прикладных), у первобытных народов - также самого человеческого тела (раскраска, татуировка). Связанный с поверхностью, которую он украшает и зрительно организует, орнамент, как правило, выявляет или акцентирует архитектонику предмета, на который он нанесён. Орнамент либо оперирует отвлечёнными формами, либо стилизует реальные мотивы, зачастую схематизируя их до неузнаваемости.

Относительно происхождения орнамента нет полной ясности. В нём запечатлено эстетическое осмысление деятельности человека, творчески преобразующей, упорядочивающей природу. Несомненно, что одним из источников орнаментирования предметов были технологические процессы: многие геометрические мотивы на древнейших сосудах могли быть воспроизведением отпечатков плетёнки из прутьев на глине, различные переплетения нитей в текстиле также могли дать начало определенным орнаментальным формам. Существенна также обрядовая, магическая роль древнейшего орнамента, широко использовавшего знаки, символы и стилизованные изображения колдовского или религиозного назначения. В орнаменте, особенно в народном творчестве, где он имеет самое широкое распространение, запечатлелось фольклорно-поэтическое отношение к миру. С течением времени древние орнаментальные мотивы утрачивали свой первоначальный смысл, сохраняя декоративную и архитектоническую выразительность. Важное значение в генезисе и дальнейшем развитии орнамента имели эстетические общественные потребности: ритмическая правильность обобщённых мотивов была одним из ранних способов художественного освоения мира, помогающим осмыслить упорядоченность и стройность действительности.

Возникновение орнамента относится к древнейшим эпохам истории; его зачатки зафиксированы уже в период палеолита. В эстетической культуре неолита орнамент достиг уже большого разнообразия форм и занял доминирующее место. В дальнейшем, с развитием в пластических искусствах собственно изобразительных форм, орнамент теряет своё господствующее положение и свою изначальную содержательность, навсегда, однако, сохраняя за собой важную упорядочивающую и украшающую роль в системе пластического творчества. Каждая эпоха, каждый стиль, каждая последовательно выявившаяся национальная культура вырабатывали свою систему орнамента; поэтому он является надёжным признаком принадлежности произведения к данному времени и к данной стране. Особенного развития орнамент достигает там, где преобладают условные формы зрительной интерпретации действительности: в искусстве Древнего Востока и доколумбовой Америки, в азиатских культурах древности и средних веков, в европейском средневековье. В народном творчестве, восходящем в истоках к доклассовым и раннеклассовым эпохам, складываются устойчивые принципы и формы орнамента, во многом определяющие национальные художественные традиции.

К числу определяющих формальных особенностей орнамента относятся декоративная стилизация, плоскостность, органическая связь с несущей орнамент поверхностью, которую он всегда организует, нередко выявляя при этом конструктивную логику предмета. Не всякий узор можно считать орнаментом. Так, ткань с бесконечно повторяющимся узором, строго говоря, не является орнаментальной. По характеру композиции, обусловленной формой декорируемого предмета, орнамент может быть ленточным, центрическим, окаймляющим, геральдическим, заполняющим поверхность или же сочетающим некоторые из этих типов в более сложных комбинациях.

По мотивам, используемым в орнаменте, его делят на: геометрический, состоящий из абстрактных форм (точки, прямые, ломаные, зигзагообразные, сетчато пересекающиеся линии; круги, ромбы, многогранники, звёзды, кресты, спирали; более сложные, специфически орнаментальные мотивы - меандр и т. п.); растительный, стилизующий листья, цветы, плоды и пр. (лотос, папирус, пальметта, акант и т. д.); зооморфный, или животный, стилизующий фигуры или части фигур реальных или фантастических животных. В качестве мотивов орнамента используются также человеческие фигуры, архитектурные фрагменты, оружие, различные знаки и эмблемы (гербы). Особый род орнамента представляют стилизованные надписи на архитектурных сооружениях (например, на среднеазиатских средневековых мечетях) или в книгах (так называемая вязь). Нередки сложные комбинации различных мотивов (например, геометрических и звериных форм - так называемая тератология, геометрических и растительных - арабески).













Войлочный ковер - "сырмак" (фрагмент). Казахстан.

Литература: Н. Ф. Лоренц, Орнамент всех времен и стилей, в. 1-10, СПБ, 1898-99; Е. В. Кильчевская, От изобразительности к орнаменту, М., 1968; Т. М. Соколова, Орнамент - почерк эпохи, Л., 1972; Meyer P., Das Ornament in der Kunstgeschichte, Z., 1944; Evans J., Style in ornament, Oxf., 1950; Bossert H. Th., Arte ornamentale, Barcelona, 1957; Ornamente, (Bd) 1, Mьnch., 1981; Peesch R., Ornamentik der Volkskunst in Europa, Lpz., 1981.

(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)

орна́мент

(от лат. ornamentum – украшение), узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов, предназначенный для украшения предметов декоративно-прикладного искусства, книг, архитектурных сооружений и др. Различают геометрический (в виде чередующихся простейших фигур – ромбов, кругов, треугольников) и растительный (составленный из стилизованных цветов, листьев и т. д.) орнаменты. Разновидностью геометрического орнамента является широко применявшийся в крито-микенском и древнегреческом искусстве меандр – узор в виде изломанной под прямыми углами спирали. Элементами орнамента могут быть также стилизованные фигурки людей или животных.





Простейшие орнаменты появились уже в эпоху палеолита. В древности они выполняли магическую роль оберегов, отпугивавших злые силы и привлекавших изобилие. Впоследствии каждая эпоха и стиль, каждая национальная культура создавали свою систему орнаментов.

Красивый узор или орнамент всегда притягивает внимание. Предметы с таким рисунком на поверхности выглядят интересно и привлекательно. Но какие особенности характерны для каждого из видов изображения и чем отличается узор от орнамента? Об этом пойдет речь дальше.

Общие сведения

Узор , согласно определению, – это изображение, состоящее из линий, а также красок и теней. Корни этого слова идут от «узреть, зреть», что, в свою очередь, означает «глядеть на что-то, созерцать». Создавать узоры люди пытались еще в глубокой древности, нанося на поверхность предметов точки и простые линии. Со временем от примитивных набросков умельцы перешли к настоящим художественным шедеврам. Надо сказать, что в старину узоры также назывались украсами. Так люди подчеркивали свойства подобных изображений – их красоту, приятный для глаз вид.

Узор

Орнамент – понятие более узкое. Это тоже узор, но со своими особенностями. Произошедшее от латинского ornamentum, это слово стало употребляться в русском языке поздней, чем «узор». Перевод звучит как «украшение», что указывает на главную, декоративную, функцию орнамента. Наноситься такое изображение может на предметы одежды, утварь, архитектурные сооружения и даже на тело человека (татуировки).


Орнамент

Сравнение

Итак, не всякий узор определяется как орнамент. Существует один ключевой признак, на который следует опираться, и он хорошо просматривается при визуальном сравнении изображений. В чем разница между узором и орнаментом? Она заключается в том, что части узора могут иметь произвольное расположение, а в орнаменте обязательно присутствует чередование фрагментов, их упорядоченность. У повторяющейся части любого орнамента есть свое название – раппорт.

По характеру мотивов орнаменты разделяются на геометрические, представляющие собой последовательность абстрактных форм:

Антропоморфные, с изображенными фигурами людей:



Зооморфные, стилизующие животный мир:

Растительные, составленные из изображений цветов, плодов и прочего:

Кроме организованности элементов, отличие узора от орнамента состоит в том, что узор может быть создан не только человеком, но и природой. Классический пример – чарующие завитки на окнах, которые можно наблюдать в морозные дни. Орнамент же всегда является творением человека. Расположение элементов такого изображения тщательно продумывается. А воплощение замысла художника нередко происходит с помощью специальных машин.

§1. Возникновения орнамента. Основные понятия.

Орнамент очень древний вид ДПИ. Язык каждого орнамента связан с историей и культурой народа. Создатели орнаментов все время обращались к природе, используя увиденное. Орнамент - это музыка. Ряды его линий похожи на мелодию какой-то одной вечной песни перед мирозданием.

Орнамент - часть нашей духовной жизни, выражающий по­требность человека к красоте. Выразив в своих ритмах эмоциональное отношение к жизни, орнаментальное искусство способно стать своеобразным отпечатком психологического склада людей определен­ной эпохи, нации, социального слоя. Каждая народность сохраняла в орнаменте самое характерное, наиболее близкое национальному характеру, эстетическим вкусам, понятиям о красоте. Народные мастера создавали узоры, отличающиеся большим разнообразием отдельных мотивов, где сплетались реальные наблюдения окружающей их природы со сказочными представлениями.

Основные понятия:

· Орнамент (узор) – последователь ное повторение отдельных изобразительных мотивов или их группы.

· Раппорт – повторение части орнамента (группы элементов) без всякого изменения линейных размеров и форм.

· Орнамент может быть раппортным и безраппортным .

Орнамент, являясь одним из самых древних видов ДПИ, сохранил в себе не только традиции, но и глубокую символику орнаментальных мотивов, композиционной конструкции и цветового решения. Изучая орнамент любого из народов, можно глубже узнать его историю, традиции, мировоззрение.

Основные средства выразительности орнамента:

  • Ритм –ритмичное чередование подобных или контрастных элементов.
  • Творчески обдуманное соединение отдельных компонентов называется композицией и складывается из чередования отдельных фигур и их рядов, расположенных по горизонтали, вертикали и диагонали.
  • Очень важную роль во всех видах творчества играет - колорит гармоническое сочетание цветов и их оттенков.

Классификация орнаментов.

Тип орнамента – классификация орнаментов по особенностям конструкции (полоса, розетка, сетчатый);

Тип орнамента – полоса. Орнамент, располагающийся вертикально, горизонтально или по окружности в виде полосы, ленты. Орнамент в полосе ещё называют: ленточным, гирляндой, фризом.

Тип орнамента – розетка. Розетка (от слова «роза» - центрально симметричный или зеркально симметричный орнамент.

Тип орнамента – сетчатый. Раппортом сетчатого орнамента может быть как полоса, так и розетка, многократно повторяясь они заполняют собой плоскость полностью, как будто затягивают сеткой.

Вид орнамента : классификация орнаментов по особенности изобразительных мотивов (геометрический. Растительный…).

Геометрический орнамент. В основе геометрического орнамента лежат такие изобразительные мотивы как геометрические фигуры и тела (линии, зиг-заги, точки, квадраты, круги, звёзды …).

Растительный орнамент. В основе растительного орнамента лежат изобразительные мотивы флористической тематики (цветы, листья, побеги, бутоны, деревья и т.п.).

Зооморфный орнамент. «Зоо» - животное, «морф» - форма. В основе зооморфного орнамента лежат изобразительные мотивы из царства фауны (животные, птицы, насекомые, фантастические зверосущества и т.п.).

Антропоморфный (человекообразный) орнамент. «Антропос» - человек, «морф» - форма. В основе антропоморфного орнамента лежат изображения фигур людей, человекообразных богов, ангелов, маски.

Шрифтовой (каллиграфический) орнамент. В основе шрифтового орнамента лежат изобразительные мотивы, связанные с буквами, шрифтами, каллиграфией – русская и арабская вязь, буквицы, инициалы, иероглифы и т.п.

Геральдический (символический) орнамент.

В основе геральдического орнамента лежат мотивы, связанные с изображением гербов, эмблем, знаков, символов.

Знак (в искусстве, дизайне) - изобразительная часть логотипа, как правило, включающего также название (письменную - буквенную или иероглифическую - часть, часто также художественно оформленную) маркируемого товара, услуги, организации, мероприятия или персоны.

http://ru.wikipedia.org/wiki/Знак

Символ в искусстве есть характеристика художественного образа с точки зрения его осмысленности, выражения им некой художественной идеи. В отличие от аллегории, смысл символа неотделим от его образной структуры и отличается неисчерпаемой многозначностью своего содержания.

http://ru.wikipedia.org/wiki/Символ

Герб (польск. herb от нем. Erbe - наследство) - эмблема, отличительный знак, передаваемый по наследству, на котором изображаются предметы, символизирующие владельца герба (человека, сословие, род, город, страну и т. п.). Изучением гербов занимается геральдика.

http://ru.wikipedia.org/wiki/Герб

Плетёный орнамент или «плетёнка».

В основе плетёного орнамента (плетёнки) всегда присутствуют изобразительные мотивы плетения, не зависимо от того какие элементы участвуют в орнаменте (растительные, зооморфные и т.п.).

Практическая работа №1:

ПЛЕТЕНЫЙ ОРНАМЕНТ (с элементами зооморфного и антропоморфного) - «тератологический стиль.

Историческая информация (ознакомиться):

Плетёный орнамент в русских книгах появился с появлением книг из Болгарии. Он включает в себя тесно переплетенные между собой жгуты или ремни. Сложное плетение жгутообразного вида, перетянутое во многих местах узлами. В основном так рисовали заставки: круги повторяются и связываются узорной вязью и узлами, инициалы многоцветные.

Плетеный орнамент «балканского типа». Это переплетение окружностей, восьмерок, прямоугольников и квадратов. Строгая симметрия. «Балканский орнамент» пришел на Русь в XV в., когда велась война турок за Балканский полуостров. Многие художники и писцы уехали на Русь. К концу века в придворных мастерских Москвы выработался вариант роскошного «балканского» орнамента с многоцветной раскраской. И много золота. В книжном орнаменте XIII–XIV вв. появился «чудовищный» стиль. Греческое слово «тератос» – чудовище. Тесное сплетение лент, завершающееся змеиными головами. Ноги, языки, головы, хвосты, крылья животных опутываются ленточными плетениями. Сходный орнамент известен у балканских славян, в Скандинавии, Ирландии и на многих произведениях романского стиля из разных областей Европы. В основе этого стилистического единства лежит общность происхождения от звериного орнамента восточно-европейских кочевников эпохи переселения народов. Это искусство возникло в обстановке крупнейших передвижений, когда значительную роль играли контакты европейских варваров с кочевниками евразийских степей.

Наиболее популярен в древнерусском прикладном искусстве образ хищного зверя. В отдельных случаях можно говорить об определенном стремлении передать образ льва, который часто упоминается в древнерусских письменных источниках – зверя храброго и сильного, царя зверей. Важную роль в древнерусском искусстве играют образы животных реальных и фантастических. Ими украшали храмы городов Владимира и Суздаля, ювелирные изделия: браслеты и обручи. Использовали в книжном ремесле, начиная с Остромирова Евангелия.

Методические указания:

  • Сделайте копию тератологического орнамента, выбрав образец по своему желанию (интернет, книги, альбомы, карточки).
  • Размер листа А4, габаритные размеры орнамента не более 150х220мм.
  • Техника – ахроматическая графика.

Что такое орнамент? Это узор, который сформировался под влиянием определенной культуры. Такими рисунками люди украшают одежду, предметы быта и свое жилище. Раньше орнамент играл большую роль в жизни человека. А как же он используется сегодня? Об этом читайте ниже.

Определение

Что такое орнамент? Это узор, который состоит из упорядоченных элементов. В основе его лежит ритм, то есть повторяющаяся часть, которая носит название рапорт. Определение орнамента нужно искать в его происхождении.

Ornamentum - латинское слово. Означает оно украшение. Использовался такой декор на предметах быта. Им украшали одежду, посуду, оружие и архитектурные сооружения. Чаще всего орнамент нес определенную смысловую нагрузку. Откуда люди брали вдохновение для творчества? Из окружающей среды. Первые орнаменты были растительные, только потом они стали геометрические. Почему?

С развитием точных наук люди задумались над тем, что все должно строиться не по наитию, а по строгим формулам, которые в искусстве называются канонами. Как проявляется связь орнамента и математики? Это можно увидеть, посмотрев на повторение части орнамента. Рапорт служит своеобразной точкой отсчета. Он упорядочивает орнамент, придает ему строгость и простоту восприятия. Не нужно рассматривать изделие со всех сторон, мозг может самостоятельно дорисовать часть картинки, которая повторяется с равным промежутком.

История

Что такое орнамент, мы поняли, а как же он появился? Первые сведения о нем можно найти в эпоху палеолита. Уже тогда люди поняли, что упорядоченная информация лучше воспринимается человеком. В неолите орнамент начал активно развиваться. Расцвет его происходит совместно с развитием Египетского государства. Именно в ту эпоху люди активно осваивали керамическое искусство. С помощью нитей и тростинок они наносили рисунок на вазы и сосуды. Причем изображения имели сакральный смысл.

Чаще всего украшались не предметы повседневного пользования, а ритуальные изделия. В декорированных кувшинах приносили дары богам и фараонам. В римской империи люди стали изображать на вазах не только геометрический и растительный декор, но и сценки из жизни. Они украшали амфоры и вазоны. История возникновения орнамента неотрывно связана с развитием культуры. Люди украшали одежду не для того, чтобы она выглядела презентабельно, а для того, чтобы умилостивить злых духов.

Со временем орнамент стал нести все меньше смысла. С развитием монистической религии люди перестали придавать символике большое значение. Узоры и орнаменты на посуду наносились только в декоративных целях. Но все равно этот пласт культуры, который до сих пор играет большую роль в развитии искусства.

Виды орнаментов

  • Технический. Что такое орнамент? Это узор, самым первым декором изделия был тот, который получался сам собой, вне зависимости от желания человека. Например, при ткачестве орнамент получался из переплетения нитей. То есть, переплетая их в одной и той же последовательности, появлялся не хаотичный, а упорядоченный рисунок. То же самое касается и процесса изготовления керамических изделий. При выкручивании, горшки мастеру приходилось ровнять стеками, оттиск от которых отпечатывался на изделии.
  • Символичный. Со временем люди сообразили, что если рисунок получается, то им можно управлять. И поэтому они стали наносить на изделие определенные символы. И сразу же им стали придавать сакральное значение. Например, кругом люди изображали солнце, а волной - греческий меандр.
  • Геометрический. Постепенно, символам стали придавать четкую форму. Так появился геометрический орнамент. Причем на этом этапе развития люди стали уделять внимание не только форме, но и цвету.
  • Растительный. Такой орнамент до сих пор считается самым популярным. Изображать его проще, чем геометрический. В каждой стране были свои мотивы. На древнегреческих вазах можно увидеть изображение виноградной лозы, а на японских - цветка хризантемы.
  • Каллиграфический. С развитием письменности в орнамент стали добавлять не только изображения, но и буквы. Даже неграмотные мастера частенько украшали свои изделия непонятными символами, которые они кропотливо копировали с алфавита. Особенно широко распространился этот вид декора в восточных и арабских странах.
  • Фантастический. Такой орнамент сочетал в себе все предыдущие виды. Нередко в нем можно увидеть фантастических животных птиц и иные проявления человеческого воображения. Расцвета этот вид декора достиг в эпоху средневековья. Тогда мастерам церковь запрещала изображать человека.
  • Астральный. Из названия понятно, что в этом орнаменте главную роль играло небесное светило. В нем также можно было увидеть облака, другие планеты и звезды.
  • Пейзажный. Такой орнамент найти на керамических изделиях практически невозможно. А вот на текстиле такой вид декора встречается часто.
  • Анималистический. Изображения зверей и птиц всегда вдохновляли художников. Поэтому братья наши меньшие часто становились предметами стилизации.
  • Антропоморфный. Человек нередко запечатлел и себя в своем творении. Мужские и женские фигуры во всевозможных позах часто украшали как изделия быта, так и одежду.

Орнамент в одежде

Только в конце XIX в. узоры на одежде перестали играть большую роль. После войны люди стали перебираться в города, у них появилось много забот с нахождением работы, заботой о семье. Поэтому одежда стала нести только одно назначение - защищать тело человека от холода и посторонних взглядов. Конечно, когда мир наладился, дизайнеры и модельеры стали прививать людям желание красиво одеваться. Но в их творчестве орнаменты и узоры несли только декоративное значение.

Наши предки придавали большое значение вышивки и ткачеству. Кодируя с помощью орнамента различные слова и предложения, женщины пытались уберечь свою семью от воздействия злых духов, порчи и сглазов. Люди верили в символику и активно применяли ее в жизни.

Украшение посуды

Издревле предметы быта обильно декорировались. Орнаменты и узоры украшали тарелки, кружки, чаши и вазы. Но орнамент на них стал играть декоративную роль уже в 1000 годах н. э. С принятием христианской веры, цари пытались искоренить всевозможные напоминания о язычестве. Поэтому предметы утвари стали декорировать растительным, геометрическим или фантастическим орнаментом. И узоры на посуде стали постепенно упрощаться. Сегодня сложно встретить сервиз, по краю которого будет нанесено сложное переплетение линий. Все чаще тарелки декорируются одним печатным изображением.

Орнамент в интерьере

Декору помещений люди всегда уделяли повышенное внимание. Но орнамент как вид декоративной композиции можно было встретить только в домах богатых людей или во дворцах царей. Крестьяне украшали свои избы узорами только с наружной стороны. А вот дворцы обильно декорировались изнутри лепниной. И чаще всего это был растительный орнамент. Его можно найти на потолке и даже на полу. Часто узорами, которые имеют рапорт, декорировались зеркала, люстры и, конечно, мебель.

Где можно найти орнамент сегодня

Несмотря на то что современные европейцы все еще имеют суеверия, они больше не пытаются оградиться от влияния злых духов с помощью узоров на одежде. А вот на тело татуировки с сакральным смыслом наносят часто. Узоры люди берут как и из славянского фольклора, так и из римского или египетского искусства.

А вот жители востока до сих пор отдают дань орнаментам. Как и их предки, они декорируют одежду и предметы быта. Причем делают они это не в угоду доброй памяти, а потому, что считают, что узоры приносят в дом благополучие, здоровье и счастье.

  • Вышивка на одежду наносилась в основном на те места, через которые могла проникнуть нечистая сила. Это были манжеты, ворот и подол.
  • По мнению американских искусствоведов, такой популярный в Греции меандр - это рисунок капкана. Именно его расставляли древние охотники для поимки диких зверей. Сегодня же орнамент с меандром часто украшает декоративные изделия, так полюбившиеся нашим современникам.
  • Кельтский орнамент состоит из завязанных узлов. И эти линии считаются символичными, они обозначают переплетение жизни и судьбы людей.


Особенности жизни