Античная культура древняя греция и рим. Древний рим и древняя греция - столпы античной цивилизации

Конечно, греческая и римская культуры очень похожи. Но в тоже время между этими двумя цивилизациями было очень много существенных различий. В первую очередь это было обусловлено сложностью связи на больших расстояниях, что сильно ограничивало взаимодействие двух культур.

В эпоху архаики складываются основные черты этики древнегреческого общества. Ее отличительной особенностью было соединение рождающегося чувства коллективизма и агонистического (состязaтельного) начала. Формирование полиса как особого типа общины, шедшего на смену рыхлым объединениям «героической» эпохи, вызвало к жизни и новую, полисную мораль — коллективистскую в своей основе, поскольку существование индивида вне рамок полиса было невозможно. Выработке этой морали способствовала также военная организация полиса. Высшая доблесть гражданина состояла в защите своего полиса: «Сладко ведь жизнь потерять, среди воинов доблестных павши, храброму мужу в бою ради отчизны своей» - эти слова спартанского поэта Тиртея как нельзя лучше выражали умонастроения этой эпохи, характеризуя систему господствовавших тогда ценностей. Определенную трансформацию переживала и религия. Формирование единого греческого мира при всех локальных особенностях повлекло за собой создание общего для всех греков пантеона.

Особенно роскошны были форумы Рима. К древнейшему форуму времен республики императоры присоединили ряд новых. Наиболее великолепен был форум Траяна. Не менее великолепны были «алтарь мира», воздвигнутый Августом, и мавзолей Августа, большой купольный храм «всем богам» - «Пантеон», построенный Агриппой и перестроенный затем императором Адрианом.

Постепенно складывалась идеология, система ценностей римских граждан. Её определял в первую очередь патриотизм – представление об особой богоизбранности римского народа и самой судьбой предназначавшихся ему победах, о Риме как о высшей ценности, о долге гражданина служить ему всеми силами, не щадя сил и жизни. Делами, достойными римлянина, особенно из знати, признавались политика, война, земледелие, разработка права. На такой основе складывалась ранняя культура Рима. Иноземные влияния, в первую очередь греческие, воспринимались лишь постольку, поскольку они не противоречили римской системе ценностей и перерабатывались в соответствии с ней.

Таким образом, можно сделать вывод, что древнеримская и древнегреческая цивилизации очень сходны друг с другом. В некоторых случаях их культуры даже можно рассматривать как одну общую греко-римскую культуру. Развиваясь под влиянием ранней цивилизации культура античности внесла огромный вклад в развитие мировой культуры. Дошедшие до нас памятники архитектуры и скульптуры, шедевры живописи и поэзии, являются свидетельством высокого уровня развития культуры. Они имеют значение не только как произведения искусства, но и социально-нравственное значение.

Скорее всего, греческая культура оказала большее влияние на развитие римской за счет того, что она развивалась в более ранний период времени, а римская культура как бы наследовала её черты, она являлась их логическим развитием и конечно добавляла к ней множество новых признаков и особенностей. Поэтому рассматривая римскую культуру можно часто говорить, что описанные её особенности присущи и греческой культуре.

На почве античной культуры впервые появились и стали развиваться категории научного мышления, велик вклад античности в развитие астрономии, теоретической математики. Именно поэтому античная философия и наука сыграли столь важную роль в возникновении науки нового времени, развитии техники. В целом же культура античности явилась основой для дальнейшего развития мировой культуры.

Конечно, в столь небольшой работе невозможно полностью описать богатейшее культурное наследие Греции и Рима, можно только говорить об основных чертах этих двух культур.


Введение

Художественная культура Древней Греции

Основные ценности древнеримской культуры

Архитектурные стили античного мира

Заключение

Список использованных источников


Введение


На протяжении всего исторического развития древние Греция и Рим, при всем разнообразии общественных отношений и государственного устройства в каждой из этих стран, создали богатейшее, большое и неповторимое культурное наследие.

Культуры Греции и Рима - это две взаимосвязанные, хотя и не тождественны части одного целого. Античная культура оживает в абсолютно новом виде в произведениях художников Возрождения.

На основе античной традиции в европейской практике утверждаются гуманистическое мировоззрение, ценности земного бытия, идеал совершенной гармоничного человека. Именно сочетание гуманизма, любознательности, рационализма с художественным совершенством делает культуру античного мира одним из ведущих духовных достижений человечества.

В европейском искусстве древнеримские произведения часто служили своеобразными эталонами, которым подражали архитекторы, скульпторы, художники, стеклодувы и керамисты, резчики гемм и декораторы садов и парков. Бесценное художественное наследие древнего Рима продолжает жить как школа классического мастерства для искусства современности.


1. Художественная культура Древней Греции


Художественная культура Древней Греции возникла в конце I тысячелетия до н. э. на островах Эгейского моря и распространилась по всему Средиземноморью. Её возникновению благоприятствовали климатические условия и выгодное географическое положение. Морское судоходство способствовало развитию торговли и ремёсел. От имевших связь с Древним Египтом жителей острова Крит позаимствовала многое и древнегреческая архитектура

История Древней Греции делится на четыре периода:

Первобытная эпоха (II тысячелетие до н. э. - VII век до н. э.). Поселение на территории Греции древнегреческих племён: дорийцев и ионийцев. Гомеровский эпос, "Илиада" и "Одиссея" относятся именно к этому времени. Греки поклонялись многим богам. Каждое племя жило в отдельном городе-государстве - полисе. Началось расслоение общества, и в результате завоеваний было создано богатое мощное государство.

Выделение Спарты и Афин из числа других полисов. Это уже архаическая эпоха (VII -VI вв. до н.э.). В результате греко-персидских войн доминирующее положение среди греческих полисов заняли Афины (V-FV вв. до н. э.).

Во время правления Перикла Афины продолжают играть главную роль в политике и культуре (эпоха расцвета). В результате Пелопоннесской войны между Афинами и Спартой, которая продолжалась 30 лет, потерпевшие поражение Афины сходят с исторической арены.

Македонцы, во главе с Александром Великим (Македонским), создают обширную империю, в состав которой вошли ослабевшие греческие полисы, Малая Азия и Египет.

Эпоха эллинизма (позднего расцвета). В 146 г. до н. э. Древняя Греция окончательно теряет независимость и попадает под власть Рима.

Религия (а греки поклонялись многим богам) занимает важное место в древнегреческой культуре. Однако, в отличие от египтян греки рядили богов в человеческие одежды. Для них было важно радоваться земной жизни. Хотя греки и создали целую историю богов - мифологию, в обыденной жизни они оставались людьми практичными и независимыми.

Художественная культура Древней Греции

Греки активно интересовались окружающим миром и природой в целом. Они сделали много открытий в медицине, астрономии, математике. Произведений древнегреческого изобразительного искусства сохранилось мало и, в основном, это рисунки на вазах (т.н. "краснофигурная" и "чёрнофигурная керамика").

Древнегреческая архитектура в истории

Древней Греции насчитывается немало выдающихся памятников зодчества. Все они включали декоративные рельефы и скульптурные изображения. Наилучшие их образцы принадлежат к классической эпохе.

Это реалистические изображения обнажённых людей. Самым крупным скульптором этого времени был Фидий, который создал скульптуры афинского Парфенона. Мраморные скульптуры древнегреческих богов раскрашены в естественные цвета. Около 800 г. до н. э. возник общегреческий стиль. К этому времени относится также возникновение Олимпийских Игр. Кроме храмов, посвященных богам, древнегреческие зодчие умели строить пользовавшиеся большой популярностью театры и гимнастические залы.

Древнегреческая архитектура - храм.

Храмы возникли довольно рано. Алтарь, где находилась статуя божества, строился по аналогии с древней формой - мегароном (мегарон - прямоугольный зал с очагом и входным портиком), внутри которого находилась особая комната, доступная только священнослужителям. Простой народ участвовал в церемониях, находясь за пределами храма, и шумел в своё удовольствие. Пространство храма зрительно расширялось за счёт того, что на подступах к зданию устанавливали два столба.

С дальнейшим развитием этой архитектурной формы стали ставить целый ряд столбов (колонн), а потом и два ряда. Главный вход располагался как раз между двумя рядами столбов. Ориентировка храма по линии "восток-запад" на протяжении сотен лет оставалась неизменным правилом для архитекторов. Колонны же соединялись вверху плоским перекрытием. В архаическое время для этого использовались сначала деревянные балки, а затем каменные плиты. Храмы классического времени строили из мрамора и богато украшали.

Главным средством изменения облика зданий являлся ордер (архитектурный вид) колонны. В древнегреческой архитектуре получили развитие три ордера колонн: массивная дорическая колонна, ионическая колонна с резной верхней частью, и коринфская колонна с растительным орнаментом из камня в верхней части.

С течением времени колонны становились менее массивными, однако общий вид ордеров сохранялся; колонны применялись на протяжении многих столетий в разных архитектурных стилях. На колонну сверху опускался архитрав (главная балка). Над архитравом располагалась треугольная стена - аттик. Греческие колонны по окружности имели вертикальные желобки, так называемые каннелюры. Для уменьшения нагрузки верхний торец колонны делался выпуклым. Для усиления соответствующего оптического впечатления от внешнего вида здания изменяли расстояние между колоннами.

Древнегреческий театр строился, как правило, на склоне холма. В театре мы можем видеть расположенные ступенями сиденья и возвышение - сцену. При строительстве театра большое значение имело гармоничное сочетание особенностей рельефа местности и конструкции здания.

Древнегреческая архитектура - жилые дома

Основная форма древнегреческого жилого дома - тот же мегарон, т.е. дом в одно помещение.

С передней стороны дома располагался атриум - прихожая с верхним естественным светом. Постепенно, с расширением занимаемого домом пространства во все стороны, атриум превратился во внутренний двор. Позже появился и задний двор с колоннами (перистилиум). Окна жилых комнат выходили на задний двор, а с фасада древнегреческий дом был закрыт.

К сожалению, мы имеем мало информации о том, как древнегреческий дом выглядел изнутри. Известно то, что стены его расписывались, деревянный потолок набирался из толстых балок и имел расписные кессоны (углубления на потолке правильной геометрической формы). Пол украшался каменной мозаикой или покрывался коврами.

Древнегреческая архитектура, художественная культура Древней Греции оказали сильное культурное влияние на искусство и архитектуру позднейших эпох и, в первую очередь, на материальную культуру и зодчество Древнего Рима.


2. Основные ценности древнеримской культуры

культура искусство архитектурный античный

В античный антропоцентризм греков римляне внесли черты более трезвого миропонимания. Точность и историзм мышления, суровая проза лежит в основе их художественной культуры, далекой от возвышенной поэтики мифотворчества греков.

Культура Рима входит в наше сознание со школьных лет загадочной легендой о Ромуле, Реме и их приемной матери-волчице. Рим- это звон гладиаторских мечей и опущенные вниз большие пальцы римских красавиц, присутствовавших на гладиаторских боях и жаждущих смерти поверженного.

Римская культура ассоциируется с деятельностью многих римских императоров. Среди них - Август, который с гордостью заявляет, что принял Рим кирпичным, а потомкам оставляет мраморным.

Художественная культура Рима отличалась большим разнообразием и пестротой форм, в ней были отражены черты, свойственные искусству народов, покоренных Римом, иногда стоявших на более высокой степени культурного развития.

Основные принципы художественной культуры двух народов были в своих истоках различны. Прекрасное, «надлежащая мера во всем», было для грека и идеалом и принципом культуры.

В области монументальной скульптуры римляне остались далеко позади греков и не создали памятников столь значительных, как греческие. Но они обогатили пластику раскрытием новых сторон жизни, разработали бытовой и исторические рельеф, который составил важнейшую часть архитектурного декора.

Лучшим в наследии римской скульптуры был портрет. Как самостоятельный вид творчества он прослеживался с начала 1 века до н. э. Римляне явились авторами нового понимания этого жанра. Они, в отличие от греческих скульпторов, пристально и зорко изучали лицо конкретного человека с его неповторимыми чертами.

Самое гигантское зрелищное сооружение Древнего Рима - Колизей, место грандиозных зрелищ и гладиаторских боев. Строители должны были удобно разместить в его огромной каменной чаше 50 тыс. зрителей. Мощные стены Колизея разделены на четыре яруса сплошными аркадами, в нижнем этаже они служили для входа и выхода.

Спускающиеся воронкой места разделялись согласно общественному рангу зрителей. По грандиозности замысла и широте пространственного решения с Колизеем соперничает храм Пантеон, пленяющий свободной гармонией. Выстроенный Аполлодором Дамасским, он представляет классический образ центрально-купольного здания, самого большого и совершенного в античности. В дальнейшем крупнейшие зодчие стремились превзойти Пантеон в масштабах и совершенстве воплощения. Античное чувство меры осталось недосягаемым.

Художественные идеалы римского искусства 111-IV вв. н. э. отражали сложный характер эпохи: распад древнеантичного уклада жизни и миропонимания сопровождался новыми исканиями в искусстве. Грандиозные масштабы некоторых памятников в Риме и в его провинциях напоминает архитектуру Древнего Востока.

В эпоху империи получили дальнейшее развитие рельеф и круглая пластика. На Марсовом поле был возведен монументальный мраморный Алтарь мира (13-9 гг. н. э.) по случаю победы Августа в Испании и Галии. Верхняя часть алтаря завершается рельефом, изображающим торжественное шествие к алтарю Августа, его семьи и римских патрициев, наделенных точными портретными характеристиками. Мастерство исполнения, свободный рисунок свидетельствуют о греческом влиянии.

Ведущее место в римской скульптуре по-прежнему занимал портрет. Его новое направление возникло под воздействием греческого искусства и получило название «августовский классицизм». В век Августа резко изменился характер образа - в нем отразился идеал строгой классической красоты, это тип нового человека, которого не знал республиканский Рим. Появились парадные придворные портреты в рост, исполненные сдержанности и величия.

Позднее создаются произведения жизненные и убедительные, и портрет достигает одной из вершин своего развития. Стремление к индивидуализации образа порою доходило в своей выразительности до гротеска. В портрете Нерона, с низким лбом, тяжелым подозрительным взглядом из-под припухших век и зловещей улыбкой чувственного рта, раскрывается холодная жестокость деспота, человека низменных, необузданных страстей.

В пору кризиса античного мировоззрения (II в. н. э.) в портрете фиксируется индивидуализм и одухотворенность, самоуглубление и вместе с тем утонченность и усталость, характеризующие период упадка.

Тончайшая светотень и блестящая полировка поверхности лица заставляли светиться мрамор изнутри, уничтожали резкость линий контура; живописные массы беспокойно льющихся волос, оттеняли своей матовой фактурой прозрачность черт. Таков портрет «Сириянки», облагороженный тончайшими переживаниями. В изменившемся от освещения выражении лица сквозит еле заметная ироническая улыбка. При изменении точки зрения улыбка исчезает - выступает оттенок грусти и усталости.

К этой эпохе относится монументальная бронзовая конная статуя Марка Аврелия, вновь установленная в XVI в. по проекту Микеланджело на площади Капитолия в Риме.

Третий век - эпоха расцвета римского портрета, все более освобождающегося от традиционных идеалов, художественных приемов и типов и обнажившего самую сущность портретируемого.

Этот расцвет совершился в сложных противоречивых условиях упадка, разложения Римского государства и его культуры, изживания форм высокого античного искусства, но вместе с тем и зарождения в недрах античного общества нового общественного феодального порядка, новых могучих творческих тенденций.

Поздний период развития портрета отмечен внешним огрублением облика и повышенной духовной экспрессией. Таким образом в римском искусстве возникает новая система мышления, в которой торжествовала устремленность в сферу духовного начала, характерная для средневекового искусства. Образ человека, утратившего этический идеал в самой жизни, утратил гармонию физического и духовного начала, характерную для античного мира.

Римское искусство завершило большой период античной художественной культуры. В 395 г. Римская империя распалась на Западную и Восточную. Разрушенный, разграбленный варварами в IV-VII вв. Рим опустел, среди его руин вырастали новые селения, но традиции римского искусства продолжали жить. Художественные образы Древнего Рима вдохновляли мастеров Возрождения.


3. Архитектурные стили античного мира


Античное (от латинский - древность) - стиль архитектуры который непосредственно связано с цивилизацией древней Греции и Рима. От начала I тысячелетия до н. э. по V век н.э. период, который называется античной. Основался и развивался культура древнего Греции, древнего Рима и в соседних странах.

Доказательство в этом является шедевры античного мира, архитектура живопись, скульптура, ювелирное искусство и декоративно-прикладное искусство. Все эти художественные наследия всегда поражал своими разнообразиями и богатством. В них ярко выражается характеры цивилизация дневной Греции и Рима.

Поскольку обе цивилизация развивался в одном промежуток времени, строительная технология в оба цивилизациях в общих чертах похожи друг другу. В архитектуре основные строительные материалы били мягкий камен, который легко обрабатывались.

А также известняк и мрамор тоже широко использовались. Эти материалы в основном для строительство общественных помещений применялся. Для столби, перекрытия и кровли использовали дерево. В качестве строительного материала кирпич тоже очень актуально пользовался в кладке стен и их облицовке.

По вкуса по строительству, между греками и римлянами били значительные разница. Это очень четко показалось в общих решениях здании и конструкции. А также в архитектурном творчестве и в гражданских зданиях проявлялись отличия.

Греческие храмы.

Когда идет речь о храмах сперва вспоминается о древне греческих богов. Таких как Зевс, Афина, Аполлон и т.д. А построенные храмы для богов показывает их могущественность. С точки зрения строительство особенности храмов в их столбы. По периметру храма очень близко стоявшие колонны для начало били сделаны из дерева, постепенно заменялись каменными. Эти колонны назывались дорические и микенский.

Со временем с перемещением греческих племена на территории Греции появится много городов и государств. Этот период равняется примерно 2 тысячелетия до н.э. Именно в это время создаются всем известные государств, таких как Афина, Спарта и др.

При совершенствовании этих государств в мире впервые появляются художественная литература, искусство театра, складывается фундаменты для совершенной архитектуры и изобразительного искусство.

Римские города тоже не чуть не отстали от греков по плану совершенство и цивилизации. Надо заметит, что по градостроительство, древнегреческое мастерство господствовал над римлянами. Но на формы искусство в Римское градостроительство больше влияли местные традиции.

Кроме того строительство города в провинциях тоже отличали римскую архитектуру от греков.

Уникальность римлян заключалось в том, что строительство города проходили строго организованно. Поскольку и эти планировки должны били отвечать на условии жизни: суровые дисциплина, военной дух, огромное торговля и т.д. Парадные улицы с колоннадами, монументами и арками выражали бесподобности города. Еще один создания Римских мастеров бил «типовой» город. Особенности таких городов в их перпендикулярных улиц. Пересечения дорог били центром города.


Заключение


Таким образом, античное наследие и традиции, их гуманистический смысл составляли основу прежде всего ближневосточных культуры и искусства. Например, в Александрии сложился просветительский центр, в котором пересекались пути греческой и древневосточной культурных традиций, расцветала высокое искусство.

Греческое искусство и культура - это огромнейшее наследие древнего народа, состоящее из памятников скульптуры, архитектуры, литературы, живописи, философии, театра, музыки, художественных ремесел. Все это стало неотъемлемой частью мировосприятия и жизнедеятельности мирового социума. Вот почему античное искусство для нас является классикой. Оно вечно, не подвластное времени, потому что воплощает общечеловеческие ценности.

Античность, ее культура и искусство - это неиссякаемый источник идей, мыслей, художественных открытий. Из него человечество во все времена черпало вдохновение к созиданию прекрасного. Без этого бессмертного наследия невозможно представить пути социального и духовного прогресса человечества, его будущее.


Список использованных источников


1. Грант М. Цивилизация Древнего Рима/ М. Грант- М., 2003

2. Искусство Древнего мира: Л. Д. Любимов / Москва, АСТ, Астрель, 2002 г.- 240 с

Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. - 3-е изд. / А.И. Кравченко- М.: Академический проект, 2001

Кобылина М.М. Искусство древнего Рима./ М.М. Кобылина- М., 1991.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Культуру Древней Греции и Древнего Рима принято называть «античной» что в переводе на русский язык означает «древняя». В IX-VIII веках до н э начался процесс распада родового строя греческих племен и переход к классовому обществу, в результате чего росло значение городов-государств (полисов), которые постепенно становились самостоятельными политическими центрами Среди таких полисов с древнейших времен наиболее сильными были Коринф и Афины, а также ионийские города Малой Азии.

Как в литературе, так и в искусстве Древней Греции центральное место принадлежало образу человека, поэтому мы говорим о культуре Древней Греции, как о первой гуманистической культуре. Победа, одержанная греками над могучим Персидским государством, привела к еще большему укреплению полисов, особенно в Аттике (Афины), где в конце VI — начале V века до н. э. образуется рабовладельческая демократия, являвшаяся в древнем рабовладельческом мире высшей формой государственной власти.

В Древней Греции мы наблюдаем необыкновенный расцвет философии, литературы и искусства. Греки создали высокохудожественные памятники искусства и литературы, непревзойденные по мастерству. Карл Маркс писал о древнегреческих памятниках: «они продолжают доставлять нам художественное наслаждение и в известном смысле сохраняют значение нормы и недосягаемого образца».

Древнегреческое искусство было проникнуто идеалами гражданственности.

Служение своему народу, прославление благородства, мужества и красоты человека было основной его идеей. «Много в природе дивных сил, но сильнее человека нет», — сказал великий греческий поэт Софокл в своей трагедии «Антигона». В разных частях Греции художники по разному подходили к решению основных задач искусства, отсюда различные направления или школы в древнегреческом изобразительном искусстве: дорическая, ионическая и аттическая.

Искусство Древней Греции делится на несколько периодов:

  • древнейший период (X-VI века до н. э.) называется архаическим.
  • Начиная с VII века, впервые появляются мраморные статуи, изображающие богов или атлетов. Они отличаются торжественной неподвижностью (например, фигура Аполлона Тенейского).
  • С VI века до н. э. начинается большое строительство храмов, вырабатываются греческие архитектурные ордера.

С первой половины V века до н. э. наступает период, называемый классическим, который характеризуется расцветом культуры и искусства Древней Греции. Художники в известной мере преодолевают условность архаического искусства. Наряду со статуями богов и мифологических персонажей, особое значение приобретают статуи атлетов — победителей в спортивных состязаниях. В этих статуях скульпторы воплощают идеал свободного гражданина, «прекрасного и доблестного», способного защищать свою родину и служить ее процветанию. Статуи украшали городские площади и гимнастические школы-палестры, где происходили состязания. Эти статуи являлись примером для окружающих, показывали, каким должен быть свободный гражданин греческого полиса. Над образом героя-победителя работали величайшие мастера Древней Греции — Мирон, Поликлет и другие.

Вторая половина V века до н. э. является периодом наивысшего расцвета древнегреческого искусства и обычно называется искусством высокой классики. К этому времени относится строительство храма богини Афины Парфенос-Парфенона, скульптуры которого, проникнутые глубокой человечностью, были выполнены величайшим мастером Греции Фидием и его учениками.

Но уже в конце V века до н. э. намечается кризис полисной системы, особенно углубившейся вследствие Пелопонесских войн. Это вызвало ряд изменений в мировоззрении греков. В истории древнегреческого искусства наступает период поздней классики (конец V-IV веков до н. э.), для которого характерно появление различных художественных направлений. В искусстве этого времени возникает интерес к передаче личных переживаний человека. Величайшими мастерами этого времени были скульпторы Скопас, Пракситель, Лисипп.


Третий и первый века до н. э. называются эпохой эллинизма. Это был период проникновения эллинской, т. е. греческой культуры на Восток вследствие завоевания этих областей войсками Александра Македонского и появления новых государственных образований типа царства Селевкидов. Македонского царства, Пергама, Родоса и т. д. В результате взаимодействия греческого искусства с искусством стран Востока создаются памятники, отличные от классических. В архитектуре и скульптуре наблюдается стремление к грандиозному (Пергамский алтарь).

Искусство Древнего Рима начало складываться в начале I тысячелетия до н. э.

История его развития происходила в тесной связи с искусством племен, населявших древнюю Италию. К III веку до н. э. Рим подчинил своей власти всю Италию, в том числе и Этрурию, заимствовав культуру последней. В I веке до н. э. Рим превратился в мировую державу. Влияние греческой культуры на римскую, было особенно плодотворно. Именно с этого времени римская культура стала ведущей в древнем мире.

Однако, заимствуя и перерабатывая культуру других народов, римляне создали своеобразные высокохудожественные памятники изобразительного искусства, отличающиеся реализмом и строгой ясностью художественных форм.

Стремление к точной передаче окружающей жизни нашло отражение, прежде всего, в искусстве скульптурного портрета.

Римское портретное искусство прошло сложный путь развития от раннереспубликанских портретов, передающих образ с необычайной тщательностью, со всеми мелкими особенностями лица и фигуры без попытки добиться пластической обобщенности (статуя АвлаМетелла) до портретов, раскрывающих внутренний мир и настроение человека, портретов психологических эпохи императорского Рима. Наиболее ранним образцом произведений такого рода является портрет Юлия Цезаря.

Римляне создали также замечательные памятники архитектуры, среди которых многие до сих пор являются непревзойденными по своей монументальности, красоте и архитектурно-техническому исполнению. Греческий архитектурный ордер воспринимался римлянами не только как основа конструкции, но иногда и чисто декоративно (например, полуколонны, украшающие Арку Тита). В римской архитектуре нашло отражение умение римлян рационально использовать внутреннее пространство помещения, что в совершенстве воплотилось в Колизее.

Смотреть на видео Культура Древней Греции и Древнего Рима

На рубеже IV-III тысячелетий до н. э. в долине реки Нил, в северо-восточной части Африки, возникло рабовладельческое государство с очень сильными пережитками первобытнообщинного строя. Постепенное развитие производительных сил превратило Египет в сильную военно-рабовладельческую державу, занимавшую ведущее положение среди стран Древнего Востока.

Для изобразительного искусства Древнего Египта характерны две основные черты: необычайная устойчивость приемов изображения и создание строгих величественных монументальных образов. Памятники египетского изобразительного искусства отличаются необыкновенным своеобразием, совершенством исполнения и высоким художественным вкусом. До сих пор они сохранили для нас большой интерес и высокую эстетическую ценность.

История Древнего Египта условно делится на несколько периодов:

  • Древнее царство.
  • Среднее царство.
  • Новое царство и поздний период,

В эпоху Древнего царства Египет был еще примитивно-рабовладельческим обществом, наряду с рабами эксплуатировались и свободные общинники. Однако именно в это время закончилось становление государственной власти, сложились взаимоотношения между рабовладельческой знатью и общинниками, определились основные формы египетской культуры и искусства. Это был период зарождения и развития всех видов изобразительного искусства: архитектуры, скульптуры, живописи (роспись и раскрашенный рельеф) и художественного ремесла. Ведущая роль принадлежала архитектуре: египтяне создали величественные и монументальные сооружения — пирамиды и масштаба, служившие усыпальницами для царя и знати. Но самым значительным явлением в искусстве Древнего Египта было возникновение скульптурного портрета, обусловленного наличием у египтян культа мертвых. Жизненная сила, по-египетски «ка», покидающая человека после его смерти, согласно представлениям древних египтян, могла существовать лишь в том случае, когда сохранялось тело (отсюда и возник обычай бальзамировать труп умершего).

Статуи, помещаемые в гробницы, служили заменой мумии, поэтому лицам статуй старались придать сходство с умершими. Средства изображения фараона и знати были строго подчинены определенным правилам — канонам. Умерший изображался стоящим или сидящим в спокойной величественной позе, руки его лежали на коленях или были вытянуты вдоль тела, взгляд устремлен вдаль (статуя фараона Хафры). Изображения на рельефах, покрывающих гробницы, были также подчинены канонам. Царь и вельможи занимают центральное место: они изображены значительно выше окружающих их слуг. При этом художник стремится показать фигуру покойного таким образом, чтобы все части ее были видны одновременно с разных точек зрения. Поэтому на рельефах человек всегда представлен так, что его лицо и ноги повернуты в профиль, плечи и глаз в фас, грудь и живот в три четверти (рельеф Иси).

При изображении слуг художник зачастую отступает от канона, создавая полные жизни и выразительности художественные образы (статуэтка служанки, готовящей пиво).

В конце Древнего царства в результате жестокой эксплуатации обострились внутренние противоречия, ослабившие царскую власть. Египет распался на ряд самостоятельных, борющихся друг с другом, областей-номов.

Время с 2000 до 1750 годов до н, э. принято называть Средним царством. После окончания борьбы между номами начинается бурный подъем производительных сил, укрепляется сельское хозяйство, процветают ремесла, растут города, развивается торговля, углубляются научные открытия в области математики и медицины, появляется письменная литература (сказки и повести). В изобразительном искусстве также происходят существенные изменения: исчезают пирамиды и мастаба, гробницы высекают теперь в скалах, стены их покрывают цветными росписями, для которых характерно реалистическое восприятие окружающего мира. Художник Иртисен, живший в период Среднего царства, так говорит о своем мастерстве: «Я был художником, опытным в своем искусстве.

Я умел передавать движение того, кто размахивает мечом, положение руки того, кто мечет копье, и согнутую походку бегущего»

Большого расцвета достигает искусство скульптурного портрета, характерными чертами которого, в отличие от портрета Древнего царства, является создание психологического образа, наполненного большим внутренним содержанием. Портреты носят теперь менее обобщенный характер, в них очевидно стремление к индивидуализации черт лица портретируемого (Аменемхет III).

Падение Среднего царства было вызвано ростом внутренних противоречий, ожесточенной классовой борьбой, восстанием рабов и крестьян. В конце XVIII века до н. э. Египет был завоеван чужеземцами-гиксосами.

После изгнания гиксосов начинается период Нового царства, время правления фараонов XVIII династии, проводивших широкую завоевательную политику. Египет превращается в могущественную военнорабовладельческую державу. Для изобразительного искусства этой эпохи при сохранении монументальности характерны усиление реализма, с одной стороны, и поиски утонченной художественной формы с другой.

Наряду со строительством величественных храмов и созданием монументальных статуй, появляются сложные многофигурные композиции, многоплановые рельефы, изысканные статуэтки. Совершенно исключительное место в искусстве Нового царства, и вообще в древнеегипетском искусстве, занимает, так называемый, период «Эль Амарны» — время правления царя Эхнатона, который ввел культ единого бога Атона, изображавшегося в виде солнечного диска, и упразднил поклонение всем другим богам.Древнеегипетские художники, работавшие в это время, почти не идеализировали образы царя и его близких. Высоким качеством исполнения, отличаются скульптурные портреты из мастерской скульптора Тутмеса. В дошедших до нас портретах Эхнатона, его жены царицы Нефертити и дочерей, мы видим правдивую передачу живого лица и фигуры. Великолепны росписи этого периода, характерной особенностью которых является яркое и эмоциональное восприятие окружающего мира.

Искусство Эль Амарны оказало большое влияние на все последующее древнеегипетское искусство.

После недолгого расцвета Египта при РамсесеII, возродившем могущество и богатство страны, Египет постепенно приходит в упадок. Причиной этого были частые войны, истощавшие страну, острая классовая борьба и главным образом восстания рабов. В VIII веке до н. э. Египет был завоеван Ассирией, в VI веке до н. э — Персией, в IV веке до н. э. -Александром Македонским во II веке н. э. Египет становится провинцией Римской империи.

В эпоху греко-римского господства в Египте сложился своеобразный стиль, в котором гармонично сочетались черты египетской и античной культуры. Особое место в искусстве позднего Египта занимают фаюмские портреты, названные так по месту их находок. Написанные восковыми красками, они точно воспроизводят лицо умершего, заменяя собой маски древнеегипетских саркофагов.

Памятники Древнего Египта до сих пор поражают нас своими высокими художественными качествами и являются ярким свидетельством большой творческой одаренности народа, населявшего Египет в глубокой древности.

Южноуральский Государственный Университет

Кафедра МиТОМД

« Культура античной Греции и Рима»

Выполнила: студентка группы МТ-128

Полозова Юлия

Проверила: Нагорная В.А.

Челябинск 2009

1.1Условия становления античной культуры.

Термин “античность” (от лат. “anticus” - древний) был введен в употребление итальянскими гуманистами эпохи Возрождения для определения греко-римской культуры, древнейшей из известных в их время. Позже стало ясно, что Восток древнее, что влияние на античность оказывали и Древний Египет (довольно существенно), и Месопотамия (слабо), а может быть и Древняя Индия (что проблематично). Однако античная цивилизация не была продолжением развития этих эпох, и им подобных культур. Она самостоятельно, и очень своеобразно, развивалась.

Ее становление (как с предисторией) связывают с так называемой эгейской культурой, существовавшей в средиземноморском регионе уже во 2-ом тысячелетии до нашей эры. В истории культуры Древней Греции выделяют архаический период, примерно до 500 г. д. н. э. и классический: от 500 до 338 г. д. н. э., до времени, когда Греция попадает под власть Македонии. Но древнегреческая культура не исчезла, оказалась продолжена. С одной стороны, в явлении “эллинизма” (на Востоке), а с другой - в развитии римской цивилизации, сильное воздействие на которую она оказала, будучи в ряде отношений с ней сходной. Римское государство возникло в VIII в. д.н.э. и просуществовало до V в.н.э. Но и ее история далее продолжалась Византией, наследовавшей что-то и от Древнего Рима и от Древней Греции. Таким образом, античная цивилизация и культура развивалась примерно 3 тысячелетия.

Древнегреческая цивилизация складывалась как земеледельческая, и это роднило ее с речными земледельческими цивилизациями. Древние греки выращивали злаки, разводили оливки, возделывали виноградники. Но они обрабатывали для этого неподатливую почву. В Древней Греции не было ни таких масштабов земледелия, ни таких урожаев, как, скажем, в Египте. И в Древнем Египте (и в древних Индии и Китае) - сложились цивилизации “вертикального” типа, что было связано с ирригационым характером земледелия и относительной замкнутостью культур. Там доминировали деспотический тип правления, четкая сословная иерархия, мировоззрение, направленное более вверх и вниз, чем вдаль (ибо слишком-то двигаться было непродуктивно), углубленная саморефлексия (углубление более в себя, в свой внутренний, а не во внешний мир). В Древней Греции и Древнем Риме неизбежным стало иное: широкое освоение мореплавания, движение вдаль с развитием торговли, а где-то и разбоя. В Древней Греции не сформировалось большого государства. Там появился целый ряд торговых и военных центров. Цивилизация древних греков (и при всем их своеобразии, - древних римлян) развивалась как морская и торговая, динамичная, открытая для воздействий (и воздействующая!), впитывающая в себя многое, направленная на открытие и усвоение. Этой цивилизации была исходно свойственна скорее горизонталь, чем вертикаль, и целенаправленность не на саморефлексию (хотя и это было), а на практическое действие в динамике, Древние греки - не созерцатели, не традиционалисты, а деятели, устремленные к завоеванию жизненных благ и постижению окружающего их мира.

Торговля, динамика хозяйства не продуцировали деспотии, и греки тяготели к созданию государств иного типа. В наиболее развитых центрах Древней Греции появились своеобразные формы демократического управления.

В целом этот тип цивилизации и культуры, родившийся в Средиземноморском регионе, был направлен к увеличению власти человека над природой. Люди здесь очевидно стремились утвердить свою человеческую сущность, усовершенствовать саму природу человека, улучшить его жизнь. Поэтому греческую цивилизацию не без оснований называют гуманистической. И древние римляне, при всех особенностях их культуры, во многом были устремлены к тому же.

Но и античная цивилизация выросла из таких же первобытных отношений, как и все другие. Она сохраняла черты первобытности, а на ее закате (особенно очевидно это для Древнего Рима), приобрела некоторые моменты цивилизованности, гибельные для нее. Не надо преуменьшать достижений и богатства античной культуры, но не надо и преувеличивать, забывая о ее несовершенстве.

Одним из условий блестящего развития античной цивилизации стало рабовладение. В общем, цивилизация и здесь распускалась и взращивалась на том же “черноземе суеверий и мерзостей, на котором выросли все народы мира”.

Но некоторые благоприятные обстоятельства развития этой цивилизации позволили ей до поры прогрессировать необычайно, быть подвижной, а не застойной, и стать во многих отношениях культурой в высшем смысле этого слова.

Материковая Греция была страной гористой. Горы делили страну на множество маленьких территорий, позже обозначенных как “полисы” (города, укрепления, государства). Постепенно образовались десятки полисов, которые воевали друг с другом, объединялись в союзы, снова разъединялись. Но полисы соперничали на только в военном отношении, они вели соревнования и иного рода. Таким образом, полисная разобщенность создавала обстановку конкуренции: военной, торговой, ремесленной, спортивной, художественной. В результате обеспечивались высокие достижения в разных сферах цивилизации и культуры.

Расслоение населения в Древней Греции было одним из важнейших условий развития цивилизации и культуры. И это расслоение в некоторых отношениях отличалось от вроде бы такого же расслоения, происходившего в других древних цивилизациях. Хотя начальный момент был и здесь и там одним и тем же: наряду с общинным владением землей появляется частная собственность на землю. И наряду с крестьянами-общинниками, появляются слои средних и крупных собственников-землевладельцев (последние из которых представляют аристократическую верхушку обществ, бывшую родоплеменную “знать”). Вместе с этим, и в результате внешних столкновений, появляются зависимые обедневшие работники (обращаемые в рабство) и рабы-варвары. В связи с особенностями древнегреческих религиозных верований, жречество не складывается в существенный по значению социальный слой. Но зато относительно велики и значительны были слои торговцев и ремесленников.

1.2 Характеристика основных достижений культуры Древней Греции.

Древняя Греция открыла человека как прекрасное и совершенное творение природы, как меру всех вещей. Греки создали науку, которые некоторые исследователи называют «мышлением по способу греков». Целая плеяда блестящих имён открывает страницы античной культуры: драматурги Эсхил, Софокл, Эврипид, историки Геродот, Фукидид, философы Демокрит, Платон, Аристотель.

Древним грекам принадлежит приоритет создания философии как науки о всеобщих законах развития природы, общества и мышления, системы идей, взглядов на мир и места в нем человека; исследующей познавательное, ценностное, этическое и эстетическое отношение человека к миру. Философия - любовь к Мудрости - сформировала метод, который мог использоваться в различных сферах жизни.
Знания имели практический смысл, они создали почву для искусства-мастерства - «техне», но они приобретали и значимость теории, знания ради знания, знания ради истины
Греческая философия не может быть понята без эстетики - теории красоты и гармонии.
Древнегреческая эстетика была частью нерасчлененного знания. Зачатки многих наук еще не отпочковались в самостоятельные отрасли от единого древа человеческого познания.
В отличие от древних египтян, развивающих науки в практическом аспекте, древние греки отдавали предпочтение теории.
Философия и философские подходы к решению любой научной проблемы лежат в основе древнегреческой науки. Поэтому выделить ученых, занимавшихся «чистыми» научными проблемами, нельзя. В Древней Греции все ученые были философами, мыслителями и обладали знанием основных философских категорий.
Величайшими философами Древней Греции являются: Сократ, Платон и Аристотель. Сократ - один из родоначальников диалектики как метода поиска и познания истины. Главный принцип - «Познай самого себя и ты познаешь весь мир», т. е. убеждение в том, что самопознание - путь к постижению истинного блага. В этике добродетель равна знанию, следовательно, разум толкает человека на добрые поступки. Человек знающий не станет поступать дурно. Сократ излагал свое учение устно, передавая знания в виде диалогов своим ученикам, из сочинений которых мы иузнали о Сократе. Так, из сочинений Платона «Диалоги с Сократом» мир узнал о существовании легендарной Атлантиды.
Учение Платона - первая классическая форма объективного идеализма. Идеи (среди них высшая - идея блага) - вечные и неизменные прообразы вещей, всего преходящего и изменчивого бытия. Вещи - подобие и отражение идей. Эти положения изложены в сочинениях Платона «Пир», «Федр», «Государство» и др. В диалогах Платона мы находим многогранную характеристику прекрасного. При ответе на вопрос: «Что есть прекрасное?» он пытался охарактеризовать саму сущность красоты. В конечном счете, красота для Платона есть эстетически своеобразная идея. Познать ее человек может, только находясь в состоянии особого вдохновения. Концепция красоты у Платона идеалистична. Рациональна в его учении мысль о специфичности эстетического переживания.
Ученик Платона - Аристотель, был воспитателем Александра Македонского. Он является основоположником научной философии, лотки, учения об основных принципах бытия (возможности и осуществления, форме и материи, причине и цели). Основные области его интересов - человек, этика, политика, искусство. Аристотель - автор книг «Метафизика», «Физика», «О душе», «Поэтика». В отличие от Платона для Аристотеля прекрасное не объективная идея, а объективное качество вещей. Величина, пропорции, порядок, симметрия - свойства прекрасного. Красота, по Аристотелю, заключена в математических пропорциях вещей « поэтому для ее постижения следует заниматься математикой. Аристотель выдвинул принцип соразмерности человека и прекрасного предмета. Красота у Аристотеля выступает как мера, а мерой всего является сам человек. В сравнении с ним прекрасный предмет не должен быть «чрезмерным». В этих рассуждениях Аристотеля о подлинно прекрасном содержится тот же гуманистически и принцип, который выражен и в самом античном искусстве.
Философия отвечала потребности человеческой ориентации человека, порвавшего с традиционными ценностями и обратившегося к разуму как к способу уяснения проблем, нахождения нового, неожиданного решения.
В математике выделяется фигура Пифагора, создавшего таблицу умножения и теорему, носящую его имя, изучавшего свойства целых чисел и пропорций. Пифагорейцы развивали учение о «гармонии сфер». Для них мир - это стройный космос. Они связывают понятие прекрасного не только всеобщей картиной мира, но и в соответствии с морально-религиозной направленностью своей философии с понятием блага. Разрабатывая вопросы музыкальной акустики, пифагорейцы поставили проблему соотношения тонов и попытались дать его математическое выражение: отношение октавы к основному тону равно 1:2, квинты - 2:3, кварты - 3:4 и т.д. Отсюда следует вывод, что красота гармонична.
В области физики можно назвать труды Архимеда, который явился не только автором всемирно известного закона, но » автором многочисленных изобретений.
Демокрит, открывший существование атомов, тоже уделял внимание поискам ответа на вопрос: «Что есть красота?» У него эстетика прекрасного сочеталась е его этическими взглядами и с принципом утилитаризма. Он считал, что человек должен стремиться к блаженству и благодушию. По его мнению, «не следует стремиться ко всякому наслаждению, но только к такому, которое связано с прекрасным». В определения красоты Демокрит подчеркивает такое свойство, как мера, соразмерность. Тому, кто их преступает, «самое приятное может стать неприятным».
У Гераклита понимание красоты пронизано диалектикой. Для него гармония не статичное равновесие, как для пифагорейцев, а движущееся, динамичное состояние. Противоречие - созидатель гармонии и условие существования прекрасного: расходящееся сходится, и прекраснейшее согласие происходит из противоположности, и все происходит в силу раздора. В этом единстве борющихся противоположностей Гераклит видит образец гармонии и сущность прекрасного. Впервые Гераклит поставил вопрос о характере восприятия прекрасного: оно непостижимо с помощью вычисления или отвлеченного мышления, оно познается интуитивно, путем созерцания.
Известны труды Гиппократа в области медицины и этики. Он - основатель научной медицины, автор учения о целостности организма человека, теории индивидуального подхода к больному, традиции ведения истории болезни, трудов по врачебной этике, в которых особое внимание обращал на высокий моральный облик врача, автор знаменитой профессиональной клятвы, которую дают все, получающие врачебный диплом. До наших дней дошло его бессмертное правило для врачей: не навреди пациенту. С медициной Гиппократа завершился переход от религиозно-мистических представлений о всех процессах, связанных со здоровьем и болезнями человека, к начатому ионийскими натурфилософами их рациональному объяснению… Медицина жрецов сменилась медициной врачей, основанной на точных наблюдениях. Врачи школы Гиппократа также были философами.
Геродот и Ксенофонт являются авторами трудов по истории. Геродот положил начало собственно греческой историографии, так как он обращался к центральным, политически значительным событиям современной ему истории, пережитых им самим. «Отец истории» стремился к достоверному изложению исторических событий, исследовал их в совокупности, однако его труды характеризуют вера в действие религиозно-этических сил в истории.
Геродот - великий путешественник. Благодаря ему мы имеем многочисленные сведения о народах - современниках Геродота, их обычаях, образе жизни и о странах, а которых они проживали. Описывая географическое положение той или иной страны, Геродот осуществлял повествование как настоящий географ.
Но больше в области географии все же известен Птолемей - автор знаменитой «Географии», ставшей сводом античных знаний о мире, и долгое время (вплоть до средних веков) пользовавшейся огромной популярностью.

1.3 Особенности формирования культуры древнего Рима.

Римская культура сложилась под влиянием культур многих народов, прежде всего этрусков и греков. Используя иноземные достижения, римляне во многих областях превзошли своих учителей, подняв общий уровень собственного развития до небывалых высот. В свою очередь, римская культура в пору своего расцвета оказала огромное влияние на соседние народы и на последующее развитие Европы.
Римляне, переняв у греков их сельскохозяйственные орудия, существенно их усовершенствовали. Они добавили к плугу колеса, резец и отвальную доску, изобрели жатку, стали использовать молотильные цепи и серпы современной формы. Рим - родина оконного стекла. В Помпеях найдены бронзовые рамы с остатками стекла размером 100 х 70 см.
Римские мастера усовершенствовали колесный транспорт: повозку дополнили поворотный передок и оглобли.
В искусстве ведущую роль играла архитектура. Главенствующий принцип целесообразности, четкость и смелость инженерного мышления давали возможность удовлетворять и бытовые потребности многочисленного населения, и изощренный эстетический вкус аристократов (их виллы с парками и дворцы имели баснословную стоимость). Этрусские традиции в архитектуре и изобретение бетона позволили римлянам перейти от простых балочных перекрытий к аркам, сводам и куполам.
Римляне вошли в историю как выдающиеся строители. Они возводили монументальные сооружения, даже развалины которых до сих пор поражают воображение. К ним относятся амфитеатры, цирки, стадионы, термы (общественные бани), дворцы императоров и знати. В Риме строили многоквартирные дома - инсулы - в 3-6, а порой и в 8 этажей.
Римские строители широко использовали бетон. Почти целиком из бетона построен храм Пантеон (II в.), купол которого диаметром 43 м сохранялся неповрежденным до середины XIX в. Из бетона был сооружен фундамент Колизея (I в.) глубиной в 5 м. Из бетона строили крепости, мосты, акведуки, портовые молы, дороги и т. д.
В начале нашей эры римляне изобрели водяные мельницы с колесом, которое в течение многих веков, вплоть до нового времени, оставалось основой энергетики.
Бытовая утварь была более разнообразна, чем в Греции. Кроме глиняной, широко использовалась бронзовая и стеклянная посуда. Были специальные приспособления для подогрева воды и отапливания помещений, принципом действия напоминающие самовар. Одежда, как и в Греции, была несшитая (у мужчин - туника и тога, у женщин - туника и стола); широкое распространение получили разнообразные плащи.
Достижения римской материальной культуры стали основой технического развития Западной Европы в эпоху средневековья.
Пересечение сводов породило знаменитую крестово-купольную систему с четырьмя столбами в центре; возникает полукупол, опирающийся на полуцилиндрический выступ стены - апсида: так родились основные элементы будущих христианских храмов.
Поскольку в римских постройках несущим элементом является стена, колонны и их украшения выполняют лишь декоративную функцию. Чаще всего использовался коринфский ордер, а также тосканский - гладкие колонны на основании. В императорский период возникают комбинации различных капителей. Древнейший тип римского храма - круглый.
Во время правления Августа (27 г. до н. э. - 14 г. н. э.) Рим стал мировой столицей. Начался небывалый расцвет искусства и строительства. Здания украшались портиками и рельефами. Поражают своими размерами частично сохранившиеся дворцы Юлиев, Флавиев, Северов. Колонны и триумфальные арки возводились даже в провинции.
На основе греческой традиции создавались различные по стилю стенные росписи, которые открыли раскопки г. Помпеи.
Достижением римской скульптуры является портрет. Начало этому жанру в Европе положили этрусски, у которых изображение головы покойного прикрывало урну с прахом; в этой традиции - не только стремление сохранить память об облике человека, но и отношение к великой личности как социально значимому идеалу.
Начало римской литературе положили греки своими переводами на латынь «Одиссеи» и других произведений классики (Ливии Андроник, Луцилий). Первым действительно выдающимся литератором (комедиографом) стал Тит Макций Плавт. Он заражал зрителей буйной веселостью, используя прием упрощения характеров до гротеска, создавая классические сюжеты комедии положений. Более психологичны характеры и сюжеты в комедиях Публия Теренция Афра. Его «серьезная» комедия представляет собой переработку греческой (например, Менандра).
Полноценное формирование личностного сознания на римской почве началось лишь в период разложения республики. Как мы убедились на примере греческой культуры, признаком этого процесса является появление лирики, которая свидетельствует, что в обществе проснулся интерес к внутреннему миру человека. (В Риме таким признаком стало и появление портрета.) Авторы римской лирики были уже далеки от песенной народной традиции, и свои духовные переживания они облекали в готовые эллинистические формы.
В течение последующих лет расцвет литературы был связан с именами Вергилия, Горация, Овидия, Сенеки, Петрония. Тяготение к формализму и легкость сменяются углублением содержания и обращением к классической гармонии. Интерес к литературе возрос, т. к. политическая борьба, поглощавшая ранее все духовные интересы общества, потеряла всякий смысл. Август стремился управлять литературным процессом, заставить литературу выполнять социальные функции по своему собственному заказу.
Воспитатель императора Нерона, знаменитый философ Сенека, внес значительный вклад в развитие трагедийного жанра. Именно эту античную трагедию драматурги Нового времени избрали в качестве образца для подражания. Трагедии Сенеки написаны в духе «нового стиля»: затянутые патетические монологи, громоздкие метафоры и сравнения предназначены скорее для читателя, чем для зрителя.
Развитие искусства красноречия, стремление его сохранить содействовали развитию прозы. Плодотворным итогом софистической практики явилось возникновение малых прозаических форм - писем (художественных и псевдоисторических), описаний. И в Греции, и в Риме появился роман. Исторические повествования, ставшие весьма распространенными в Риме, были призваны компенсировать отсутствие собственной мифологии. Вершиной античной прозы можно назвать роман сатирический, роман-пародию (Лукиана, Апулея, Петрония).
Сознание политически активных слоев общества, особенно в эпоху республики, непосредственно участвовавших в борьбе за власть, не только было эклектичным само по себе, но придерживалось эклектики как доктрины. Фактически политические деятели готовы были использовать любую теоретическую установку в процессе ораторской практики. Такую позицию можно оценить и как крайне субъективистскую. Вполне закономерно эклектизм сомкнулся со скептицизмом, особенно в эпоху империи, когда политическая борьба потеряла былую остроту. Смыкался с субъективизмом и упрощенный материализм, оправдывающий погоню за удовольствиями в личной жизни и пассивность, покорность судьбе в жизни общественной (эпикуреизм). Впрочем, как среди патрициев можно было встретить воинствующую нравственность (Цицерон), так и среди псевдоэпикурейцев скрывался подлинный материализм (Лукреций). Существование строго материалистического мировоззрения было необходимо для поддержания закона и законности, культ которой не угасал, вернее, не угасало стремление соблюсти ее видимость.
В эпоху империи все больше распространялись различные учения мистического характера - неопифагореизм, неоплатонизм, которые постепенно приближали рациональную философию к религии. Весьма популярными были религии Востока, египетские культы. Поисками единственно необходимой религии была занята большая часть населения огромной империи.

Список используемой литературы

1. Малюга Ю.Я. Культурология. М: Инфра-М, 1999

2. Драч Г.В. Культурология, «Феникс», 1996

Культура древнего Рима кратко изучается во всех гуманитарных курсах цивилизационной направленности, однако все многообразие вряд ли можно увидеть в обзорном курсе. Во многом культура древнего Рима кратко преподается для того, чтобы лишь затронуть познавательный интерес учащихся, заставить их самих добывать знания.

Обратим некоторое внимание на особенности римской культуры, чтобы все же составить, хоть и ущербное, но поверхностное впечатление о наследии древней цивилизации.

Римская культура во многом продолжила греческие традиции, но, беря за основу культуру Древней Греции, римляне внесли и свои интересные элементы. Как и в Греции, культура была производной от военного дела, политики, религии, а ее достижения в первую очередь зависели от потребностей римского общества.

Более всего римляне развивали архитектуру и скульптурную портретистику. Культура древнего Рима кратко показывает, что старания греков не прошли даром.

Религия римлян была не столько сложной, сколько безалаберной. Множество богов, духов-защитников, идолов не всегда соответствовали своим функциям, а потом и вовсе перестали их выполнять, оставив лишь привычный нам пантеон. С возникновением и популяризацией христианства римская религия приобрела более стройные очертания, а боги уже давно стали мифологией.

Известны римляне и своей философией, которая дала миру столпов этой науки. Чего только стоят имена Цицерона и Тита Лукреция Кара, Сенеки и Марка Аврелия. Благодаря трудам этих ученых возникли первые философские проблемы, многие из которых не решены и теперь.

В науке римляне тоже достигли довольно высоко уровня, особенно для того времени, когда многие отрасли находились в зачаточном состоянии. В медицине особых успехов достигли Цельс и Клавдий Гален; в истории Саллюстий, Плиний, Тацит, Тит Ливий; в литературе Ливий Андроник, Плавт, Гай Валерий Катулл, Вергилий, Гай Петроний, Гораций, Овидий Назон, Плутарх. Необходимо также вспомнить и о римском праве, которым пользуется все Европа. И это не зря, ведь законы двенадцати таблиц были написаны именно в Риме.

Более привычным для обывателей остатком римской роскоши стал цирк, в котором проводились гладиаторские бои. Многие кинофильмы поражают нас животрепещущими сценами боев, но для римлян это был лишь один из способов, как провести свободное время.

Особое место всегда отводилось римскому вкладу в строительство и архитектуру. Культура древнего Рима кратно не опишет и половины того, что строилось в тогдашнем городе-государстве.

Этруски и эллины оставили римлянам свое богатое наследие, на основе которого и выросла римская архитектура. Вполне естественно, что большинство сооружений были общественного назначения акведуки, дороги, мосты, бани, укрепления, базилики.

Но как могли римляне из простых зданий сделать произведения искусства, это для всех остается загадкой. Плюс к этому можно добавить бурный расцвет портретов, изображенных в камне греки не знали такого расцвета в этой сфере.

Культура древнего Рима дала миру богатейшее наследие, значение которого трудно оценить. Но применить основные достижения мы все же смогли.

Художественная культура древнего Рима

К концу I века до нашей эры угасают эллинские государства и ведущее место занимает древний Рим. Римская культура впитала в себя традиции греческой и воплотила их в художественную практику громадной Римской империи. Греческий антропоцентризм был дополнен римским прагматизмом и трезвостью, римляне не признавали никакого могущества, кроме могущества силы, именно они создали могучее и великое государство и вся римская жизнь определялась этой великой мощью. Личные таланты не выдвигались и не культивировались, следовательно, формула римской культуры: все великие деяния совершили римляне, но среди них не было великих людей, то есть гениев=античной Греции. Свою силу государство выразило в строительстве. Римляне положили начало новой эпохе мирового зодчества, в котором огромное место уделялось зданиям общественности или общественным зданиям, рассчитанных на огромное количество людей, большую часть своей жизни римлянин проводил в толпе и это не было вынужденным неудобством, напротив, это воспринималось как ценность, как источник острой, коллективной, положительной эмоции, как компенсация исчезнувшего чувства общинной солидарности, следовательно, все массовые зрелища рассматривались как часть народного дела, которое регулировалось специальными должностными лицами. Зрелища укрепляли власть, давали мыслям толпы определенную направленность в пользу существующего режима.

Этапы Римской культуры:

1. Культура этрусков. Древнейшая цивилизация, которая обогатила римскую культуру искусством градостроительства.

2. Царский. VIII-VI в. до н.э. Рим - город государства греческого типа. По преданию в Риме 7 царей, при них город был обнесен каменной стеной, проведена канализация, построен цирк для гладиаторских боев, храм Юпитера на Капитолийском холме.

3. Период республики. XI-I в. до н.э. Большое влияние завоеванных греческих городов, следовательно, влияние греческой культуры. Римские боги равнозначны с греческими, ведущую роль занимает архитектура, но больше места не храмовым комплексам, а зданиям и сооружениям для практических нужд: базилики, амфитеатры, цирки, термы. Римляне применили новые конструктивные принципы: арка, свод, купола. В I в. до н.э. римляне применяют бутон и створчатые конструкции.

4. Период империи. Конец I в. до н.э. - V в. н.э. Римская империя - огромное государство, лежащее в различных частях света, главный центр - Афины. Здесь развивается архитектура, философия, литература. Римский период завершает период античной культуры. В 395 году Римская Империя распадается на Западную и Восточную, а сам Рим разрушен варварами, опустеет, но его традиции войдут в европейскую культуру.

Источники: oldgoods.ru, www.skachatreferat.ru, prezentacii.com, gumfak.ru

Клинописные таблички и их расшифровка

Ученые Университета Торонто расшифровали надпись на клинописных табличках, найденных в августе 2009 года при раскопках в древнем...

Звездные солнечные панели

Российские физики в научном исследовательском институте ядерных исследований в Дубне смогли создать новый вид солнечных батарей. Данные батареи...

Похищение Идун. Часть2

Бог огня оставался в лесу, пока не увидел возвращающихся в Асгард Одина и Нйодра. Тут он...



Творчество и игры