Краткая биография: Гайдар Аркадий Петрович. Аркадий Гайдар: биография для детей

Известный советский детский писатель, участник Гражданской и Великой Отечественной войн.

Родился 22 января 1904 года в Льгове, Курская губерния, Российская империя.
Сын учителя из крестьян и матери-дворянки, участвовавших в революционных событиях 1905 года. Опасаясь ареста, в 1909 году Голиковы оставили Льгов, с 1912 года жили в Арзамасе. Работал в местной газете «Молот», где впервые опубликовал свои стихи, вступил в РКП(б).
С 1918 года - в Красной Армии (добровольцем, скрыв свой возраст), в 1919 году учился на командных курсах в Москве и Киеве, затем в московской Высшей стрелковой школе. В 1921 году - командир отделения Нижегородского полка. Воевал на Кавказском фронте, на Дону, под Сочи, участвовал в подавлении антоновского мятежа, в Хакасии - против «императора тайги» И.Н. Соловьёва, где, обвиненный в самочинном расстреле, на полгода был исключен из партии и отправлен в продолжительный отпуск по нервной болезни, не оставлявшей его впоследствии на протяжении всей жизни. Наивно-романтическое, бесшабашно-радостное восприятие революции в ожидании грядущего «светлого царства социализма», отразившееся во многих произведениях Гайдара автобиографического характера, адресованных главным образом юношеству (рассказы "РВС", 1925, "Серёжка Чубатов", "Лёвка Демченко", "Конец Лёвки Демченко", "Бандитское гнездо", все 1926–1927, Дым в лесу, 1935; повести "Школа", первонач. назв. "Обыкновенная биография", 1930, "Дальние страны", 1932, Военная тайна, 1935, включающая хрестоматийную в советское время "Сказку о Военной тайне", "Сказка о Мальчише-Кибальчише и его твёрдом слове", 1935, "Бумбараш", неоконч., 1937), в зрелые годы сменяется тяжкими сомнениями в записях дневника («Снились люди, убитые в детстве»).

Псевдонимом (тюркское слово - «всадник, скачущий впереди») впервые подписал новеллу "Угловой дом", созданную в 1925 году в Перми, где он поселился в том же году и где начал, по архивным материалам, работу над повестью о борьбе местных рабочих с самодержавием - "Жизнь ни во что" (другое назв. Лбовщина, 1926). В пермской газете «Звезда» и др. изданиях публикует фельетоны, стихи, записки о путешествии по Средней Азии, фантастический рассказ Тайна горы, отрывок из повести Рыцари неприступных гор (др. назв. Всадники неприступных гор, 1927), поэму Пулеметная пурга.
С 1927 года жил в Свердловске, где в газете «Уральский рабочий» опубликовал повесть "Лесные братья" (др. назв. Давыдовщина - продолжение повести "Жизнь ни во что").

Летом 1927 года, уже довольно известным писателем, переехал в Москву, где, в числе многих публицистических произведений и стихов, выпустил детективно-приключенческую повесть "На графских развалинах" (1928, экранизирована в 1958, реж. В.Н. Скуйбин) и ряд других произведений, выдвинувших Гайдара, наряду с Л. Кассилем, Р. Фраерманом, в число самых читаемых создателей русской детской прозы 20 века (в т.ч. рассказы "Голубая чашка", 1936, "Чук и Гек", повесть "Судьба барабанщика", оба 1938, рассказ для радио "Четвёртый блиндаж"; вторая, незавершённая часть повести "Школа", оба 1930).

Увлекательность сюжета, стремительная легкость повествования, прозрачная ясность языка при бесстрашном внесении в «детскую» жизнь значительных, а порой трагических событий ("Судьба барабанщика", где повествуется о шпиономании и репрессиях 1930-х годов и др.), поэтическая «аура», доверительность и серьезность тона, непререкаемость кодекса «рыцарской» чести товарищества и взаимопомощи - всё это обеспечило искреннюю и долговременную любовь юных читателей к Гайдару - официальному классику детской литературы. Пик прижизненной популярности писателя пришёлся на 1940 год - время создания повести и одноимённого киносценария (кинофильм реж. А.Е. Разумного) Тимур и его команда, рассказывающих о смелом и отзывчивом мальчике-пионере (носящем имя сына Гайдара), вместе со своими друзьями окруживших тайной заботой семьи фронтовиков. Благородный почин героя Гайдара послужил стимулом для создания широкого «тимуровского» движения по всей стране, особенно актуального в 1940–1950-е годы.
В 1940 году Гайдар пишет продолжение Тимура - "Комендант снежной крепости", в начале 1941 года - киносценарий продолжения и сценарий фильма "Клятва Тимура" (постановка 1942, реж. Л.В. Кулешов).

В июле 1941 года писатель отправляется на фронт корреспондентом газеты «Комсомольская правда», где публикует очерки Мост, У переправы и др. В августе-сентябре 1941 года в журнале «Мурзилка» опубликована философская сказка Гайдара для детей Горячий камень - о неповторимости, неизбежных трудностях и ошибках на пути постижения истины.

Спектр разнообразных по возрасту, характеру и типажу «детских» героев Гайдара (среди которых немало «отрицательных» лиц: Мальчиш-Плохиш, Мишка Квакин из Тимура и др.) дополняют персонажи рассказов-миниатюр для дошкольников ("Василий Крюков", "Поход", "Маруся", "Совесть", 1939–1940).
Автор киносценария "Прохожий" (1939), посвящённого Гражданской войне.

Аркадий Гайдар погиб в бою около деревни Леплява Каневского района Черкасской области 26 октября 1941 года.

Многие произведения Гайдара инсценированы и экранизированы (фильмы "Чук и Гек", 1953, реж. И.В. Лукинский; "Школа мужества", 1954, реж. В.П. Басов и М.В. Корчагин; "Судьба барабанщика", 1956, реж. В.В. Эйсымонт, и другие).

Одним из основоположников детской советской литературы стал Аркадий Гайдар, биография которого охватывает сложное для нашей страны время. Именно это, вероятнее всего, определило основную направленность его произведений - в большинстве из них читатель слышит отголоски войны.

Детские и отроческие годы

Будущий писатель родился в семье внука крепостного и дворянки незнатного рода. Исидорович Голиков, работал учителем и много внимания уделял самообразованию. Просвещению народа посвятила свою жизнь и Наталья Аркадьевна, которая для этого рано покинула родительский дом. Краткая биография Аркадия Гайдара для детей весьма интересна. Мальчик рано начал сочинять. По воспоминаниям, первое его стихотворение появилось, когда он еще не умел писать. Истоки такого таланта видят в том, что родители много времени отводили на занятия с сыном и тремя младшими дочерями. Да и в общении друг с другом они часто читали стихи, исполняли народные песни.

Нравственное воспитание сына

Персонажи писателя совершают героические поступки, в их чертах можно разглядеть даже качества средневековых рыцарей. Объяснение этому также дает биография Аркадия Гайдара. Для 4 класса, к примеру, рекомендуется использовать рассказ «Тимур и его команда», в котором повествуется о том, как подростки, отличающиеся высокими нравственными принципами, бескорыстно помогают людям. Так вот, в детстве Аркаша разбил стекло и, как обычно случается в подобных случаях, испугался и убежал. А потом была беседа с мамой, которая терпеливо объяснила сыну, что и честный всегда найдет силы признаться в содеянном, при любых обстоятельствах будет честен и искренен. С той поры не было случая, чтобы мальчик попытался скрыть от других свой проступок.

А еще Аркадий Гайдар, биография которого изобилует фактами преодоления жизненных невзгод, чувствовал ответственность за младших сестер и потому никогда не капризничал и не жаловался.

В грозные годы

Когда началась Первая мировая, Аркадию было десять лет. Его отец ушел на фронт, и мальчик решил отправиться вслед за ним. Его догнали недалеко от Арзамаса, родного города, и возвратили назад. Но на этом тяга подростка к подвигам не пропала. С Аркадий Гайдар (биография для детей включает лишь краткие сведения об этом периоде жизни писателя) полностью встал на их сторону. Сначала он выполнял мелкие поручения и охранял в ночное время город. Но его все больше тянуло к серьезным действиям. Осенью 1918-го подросток, добавив к своим четырнадцати еще два года (благо, был рослым и физически крепким), наконец-то добился зачисления в Красную Армию. Адъютант, командир отряда, а затем и полка - такой боевой путь за 6 лет прошел Аркадий Гайдар. Биография его включает такие славные эпизоды, как разгром банды Битюга и опытного атамана Соловьева. При этом он параллельно получил два военных образования и потому полагал, что его будущее навсегда будет связано с армией.

Начало литературной деятельности

Однако судьба распорядилась по-своему: в 1924-м Аркадий Петрович вынужден был оставить службу по состоянию здоровья. Сказались и ранения, полученные в боях, и контузия, и в какой-то мере нервное истощение - он вступил на эту дорогу еще совсем мальчишкой. "Писать", - так ответил себе на вопрос о том, что делать дальше, Аркадий Гайдар. Краткая биография в период второй половины 1920-х годов демонстрирует становление Голикова-литератора. Сначала он писал для взрослых. В 1925 году появилось первое произведение, но оно не радовало автора, впрочем, как и несколько следующих рассказов и повестей. И только «Р.В.С» (1926 г.) писатель назвал по-настоящему серьезным и зрелым.

Псевдоним

Настоящая фамилия писателя - Голиков, однако уже первые произведения были подписаны именем Аркадий Гайдар. Краткая биография писателя содержит несколько вариантов толкования псевдонима. Его школьный друг, к примеру, считал, что подобная фамилия - результат большой фантазии Аркадия Петровича. Она образовалась следующим образом: Г (оликов) А (ркади)Й Д (с фр. - «из») АР (замаса). Другой вариант: "Д" среди букв фамилии, имени, названия города появилась подобно Д"Артаньяну. Сторонники еще одного объяснения относят псевдоним Гайдар к тюркскому языку, с которого он переводится как «скачущий впереди всадник» - таким был по жизни Голиков. Это самые распространенные версии появления псевдонима, хотя в литературе о творчестве писателя можно встретить и другие толкования.

Произведения для детей

Как-то Аркадий Гайдар (биография, представленная здесь, основывается и на личных воспоминаниях самого писателя) отмечал, что война так прочно вошла в его детство, что он решил поведать о ней и о настоящих героях младшему поколению. Так появились рассказы и повести для детей: «Р.В.С.» о подростках, ставших свидетелями противостояния «красных» и «белых», автобиографическая «Школа», «Горячий камень», героем которого является старик, переживший революцию и гражданскую войну, и другие. Шедеврами детской литературы называют «Голубую чашку», «Чука и Гека», «Судьбу барабанщика». Очень часто основу их сюжета составляли события, которыми пестрила биография Аркадия Гайдара.

Для 4 класса произведения писателя интересны тем, что их героями являются такого же возраста девчонки и мальчишки, попадающие в непростые ситуации. Благодаря своим качествам: доброте, способности сочувствовать и сострадать, стойкости, бескорыстию, готовности всегда прийти на помощь, смелости - они становятся победителями и являют собой образец для подражания.

У истоков тимуровского движения

В 1940 году появилось, пожалуй, самое известное произведение, автором которого стал Аркадий Гайдар. Биография для детей обязательно включает историю создания рассказа «Тимур и его команда», главный герой которого назван по имени сына писателя. О невероятной популярности литературного произведения свидетельствует тот факт, что сразу же по всей стране стали появляться отряды школьников, бравших шефство над теми, кто нуждался в их помощи. На несколько десятилетий стало неотъемлемой частью жизни советских подростков. Да и сейчас порой можно услышать знакомое слово, если речь идет о благих делах.

Героическая смерть

После начала Отечественной войны Гайдар вновь отправился на фронт, теперь уже в качестве где написал несколько очерков об оборонительных операциях Юго-Западного фронта. Однако на этот раз его боевой путь был не долог. В октябре 1941-го он попал к партизанам, когда отряд пытался выйти из окружения. Предположительно, Аркадий Петрович в составе группы отправился за продовольствием, а когда заметил немцев, подал сигнал своим четверым товарищам, и те сумели спастись. Известный писатель, неутомимый человек, воин в душе был сражен пулеметной очередью в возрасте тридцати семи лет.

Такова краткая биография Аркадия Гайдара. Для 4 класса знакомство с его произведениями сегодня может стать настоящим уроком доброты, дружбы, любви к родной стране.

Всеми известный автор «Чука и Гека» и других интереснейших произведений Аркадий Гайдар (Голиков) появился на свет 9 (22) января 1904 года в небольшом поселке Льгов недалеко от Курска. Отец его много учительствовал, а мама часто помогала ему в классах. Вечерами папа Аркадия часто становился у верстака, вспоминая отцовское ремесло. В 1908 году семья переехала в Вариху, небольшой поселок при нефтеперегонном заводе, а в 1912 году Аркаша вместе с родителями обосновался в Арзамасе, где его матери как раз предложили место фельдшера в одной из больниц города.

Через 2 года мальчик поступает в Арзамасское реальное училище. Именно в это время, когда его отец ушел воевать, Аркаша стал ответственным за быт в доме и заботу младших сестер. Мальчик был не по годам начитан. Самыми любимыми его писателями были Гоголь, Пушкин, Толстой. Среди своих сверстников он также пользовался авторитетом. Когда началась гражданская война, Аркадий, утаив свой возраст, уходит воевать против белогвардейцев. К своим 17 годам он имел уже 2 контузии, воевал на трех фронтах. Проучившись в высшей стрелковой школе «Выстрел», юноша получает новое предписание. А 1921 год становится для него переломным, так как М.Н. Тухачевский назначает Аркадия Степановича командиром полка. На тот момент ему было семнадцать лет и пять месяцев. Но болезнь, возникшая после контузии, все больше стала тревожить Голикова.

И в 1923 году ему пришлось демобилизоваться из войск. По совету Фрунзе, обнаружившего талант у будущего писателя, Голиков начал свою литературную деятельность. Его первое произведение «В дни поражений и побед» читатели увидели в 1925 году в одном из ленинградских альманахов. Затем писатель уезжает в Пермь, где и продолжает творить, но только под псевдонимом Гайдар. Вскоре появились такие книги, как «Четвертый блиндаж», «Школа».

В 1932 году Гайдар начинает работать корреспондентом, но не перестает публиковать свои работы для детей. Так появились «Дальние страны», «Военная тайна», «Судьба барабанщика». Своими книгами писатель помогал расти подрастающее поколение отважными и трудолюбивыми. Да он и сам был таким же храбрым, смелым и честным.

В первые дни войны 1941 года Гайдар уходит на фронт и работает там журналистом от газеты «Комсомольская правда». Помимо этого был пулеметчиком в партизанском отряде. Однако храбрый и отважный Гайдар был убит в одном из сражений в октябре 1941 года. За свой подвиг Аркадий Петрович был посмертно награжден орденом Отечественной войны I степени в 1965 году. Его произведениями до сих пор зачитываются как дети, так и взрослые, некоторые из них даже изучаются в школьной программе.

Подробнее

В городке Льгов 9 января 1904 года родился известный писатель рассказов и повестей для детей - Гайдар Аркадий Петрович. Его родители были участниками революционных действий против местной власти.

Семья будущего писателя в 1912 году переезжает в Арзамас. В 1914 отца забирают на фронт, юноша тоже хотел сбежать к отцу, но его увидели и вернули обратно к матери.

В 1918 году Гайдара зачисляют в революционную партию, а через время в ряды Красной армии. Через 6 месяцев Аркадий отправляется на курсы командирской подготовки, которые проходили в Москве. После подготовительных курсов его назначают помощником главного командира взвода. Затем Аркадия Петровича переводят главнокомандующим полка, позднее командующим батальона. Гайдар присутствовал на битвах, одерживал многочисленные победы. В одной из битв его очень тяжело ранили, он получил контузию.

Проходя длительное лечение в госпитале, Аркадий знакомится с Марией Плаксиной, через время пара венчается, позднее у них родился сын, спустя несколько лет ребенок умирает, их брак распадается.

Второй женой Гайдара становится журналистка Лия Соломянская, в этом союзе рождается сын Тимур. И этот брак Гайдара распадается, молодая жена уходит от него к другому мужчине.

Третьей женой писателя стала Дора Чернышева, брак оказался счастливым. У Доры была дочь от предыдущего брака, которую он удочерил и любил как родную.

С 1922 года Аркадий Петрович стал заниматься писательской деятельностью. Писал свои повести и рассказы он в поездках, всегда на ходу. Изначально произведения Гайдара печатались в газетах «Ковш» и «Звезда».

В 1927 году Аркадий работает в газете «Уральский рабочий» в городе Свердловске.

В 1932 году писатель устраивается разъездным корреспондентом в газету «Тихоокеанская звезда». В своих статьях он освещал темы связанные с животноводством и садоводством.

В годы войны работает военным корреспондентом в газете «Комсомольская правда». Позднее служил в партизанском отряде пулеметчиком. В 1941 году был убит во время сражения.

Аркадий Петрович считается классиком литературы для детей, все его произведения поднимают темы дружбы и преданности.

Одним из основоположников детской советской литературы стал Аркадий Гайдар, биография которого охватывает сложное для нашей страны время. Именно это, вероятнее всего, определило основную направленность его произведений – в большинстве из них читатель слышит отголоски войны.

Детские и отроческие годы

Будущий писатель родился в семье внука крепостного и дворянки незнатного рода. Отец, Петр Исидорович Голиков, работал учителем и много внимания уделял самообразованию. Просвещению народа посвятила свою жизнь и Наталья Аркадьевна, которая для этого рано покинула родительский дом. Краткая биография Аркадия Гайдара для детей весьма интересна. Мальчик рано начал сочинять. По воспоминаниям, первое его стихотворение появилось, когда он еще не умел писать. Истоки такого таланта видят в том, что родители много времени отводили на занятия с сыном и тремя младшими дочерями. Да и в общении друг с другом они часто читали стихи, исполняли народные песни.

Нравственное воспитание сына

Персонажи писателя совершают героические поступки, в их чертах можно разглядеть даже качества средневековых рыцарей. Объяснение этому также дает биография Аркадия Гайдара. Для 4 класса, к примеру, рекомендуется использовать рассказ «Тимур и его команда», в котором повествуется о том, как подростки, отличающиеся высокими нравственными принципами, бескорыстно помогают людям. Так вот, в детстве Аркаша разбил стекло и, как обычно случается в подобных случаях, испугался и убежал. А потом была беседа с мамой, которая терпеливо объяснила сыну, что человек смелый и честный всегда найдет силы признаться в содеянном, при любых обстоятельствах будет честен и искренен. С той поры не было случая, чтобы мальчик попытался скрыть от других свой проступок.

А еще Аркадий Гайдар, биография которого изобилует фактами преодоления жизненных невзгод, чувствовал ответственность за младших сестер и потому никогда не капризничал и не жаловался.

В грозные годы

Когда началась Первая мировая, Аркадию было десять лет. Его отец ушел на фронт, и мальчик решил отправиться вслед за ним. Его догнали недалеко от Арзамаса, родного города, и возвратили назад. Но на этом тяга подростка к подвигам не пропала. С приходом к власти большевиков Аркадий Гайдар (биография для детей включает лишь краткие сведения об этом периоде жизни писателя) полностью встал на их сторону. Сначала он выполнял мелкие поручения и охранял в ночное время город. Но его все больше тянуло к серьезным действиям. Осенью 1918-го подросток, добавив к своим четырнадцати еще два года (благо, был рослым и физически крепким), наконец-то добился зачисления в Красную Армию. Адъютант, командир отряда, а затем и полка – такой боевой путь за 6 лет прошел Аркадий Гайдар. Биография его включает такие славные эпизоды, как разгром банды Битюга и опытного атамана Соловьева. При этом он параллельно получил два военных образования и потому полагал, что его будущее навсегда будет связано с армией.

Начало литературной деятельности

Однако судьба распорядилась по-своему: в 1924-м Аркадий Петрович вынужден был оставить службу по состоянию здоровья. Сказались и ранения, полученные в боях, и контузия, и в какой-то мере нервное истощение - он вступил на эту дорогу еще совсем мальчишкой. "Писать", – так ответил себе на вопрос о том, что делать дальше, Аркадий Гайдар. Краткая биография в период второй половины 1920-х годов демонстрирует становление Голикова-литератора. Сначала он писал для взрослых. В 1925 году появилось первое произведение, но оно не радовало автора, впрочем, как и несколько следующих рассказов и повестей. И только «Р.В.С» (1926 г.) писатель назвал по-настоящему серьезным и зрелым.

Псевдоним

Настоящая фамилия писателя - Голиков, однако уже первые произведения были подписаны именем Аркадий Гайдар. Краткая биография писателя содержит несколько вариантов толкования псевдонима. Его школьный друг, к примеру, считал, что подобная фамилия – результат большой фантазии Аркадия Петровича. Она образовалась следующим образом: Г (оликов) А (ркади)Й Д (с фр. – «из») АР (замаса). Другой вариант: "Д" среди букв фамилии, имени, названия города появилась подобно Д"Артаньяну. Сторонники еще одного объяснения относят псевдоним Гайдар к тюркскому языку, с которого он переводится как «скачущий впереди всадник» - таким был по жизни Голиков. Это самые распространенные версии появления псевдонима, хотя в литературе о творчестве писателя можно встретить и другие толкования.

Произведения для детей

Как-то Аркадий Гайдар (биография, представленная здесь, основывается и на личных воспоминаниях самого писателя) отмечал, что война так прочно вошла в его детство, что он решил поведать о ней и о настоящих героях младшему поколению. Так появились рассказы и повести для детей: «Р.В.С.» о подростках, ставших свидетелями противостояния «красных» и «белых», автобиографическая «Школа», «Горячий камень», героем которого является старик, переживший революцию и гражданскую войну, и другие. Шедеврами детской литературы называют «Голубую чашку», «Чука и Гека», «Судьбу барабанщика». Очень часто основу их сюжета составляли события, которыми пестрила биография Аркадия Гайдара.

Для 4 класса произведения писателя интересны тем, что их героями являются такого же возраста девчонки и мальчишки, попадающие в непростые ситуации. Благодаря своим качествам: доброте, способности сочувствовать и сострадать, стойкости, бескорыстию, готовности всегда прийти на помощь, смелости – они становятся победителями и являют собой образец для подражания.

У истоков тимуровского движения

В 1940 году появилось, пожалуй, самое известное произведение, автором которого стал Аркадий Гайдар. Биография для детей обязательно включает историю создания рассказа «Тимур и его команда», главный герой которого назван по имени сына писателя. О невероятной популярности литературного произведения свидетельствует тот факт, что сразу же по всей стране стали появляться отряды школьников, бравших шефство над теми, кто нуждался в их помощи. На несколько десятилетий тимуровское движение стало неотъемлемой частью жизни советских подростков. Да и сейчас порой можно услышать знакомое слово, если речь идет о благих делах.

Героическая смерть

После начала Отечественной войны Гайдар вновь отправился на фронт, теперь уже в качестве военного корреспондента, где написал несколько очерков об оборонительных операциях Юго-Западного фронта. Однако на этот раз его боевой путь был не долог. В октябре 1941-го он попал к партизанам, когда отряд пытался выйти из окружения. Предположительно, Аркадий Петрович в составе группы отправился за продовольствием, а когда заметил немцев, подал сигнал своим четверым товарищам, и те сумели спастись. Известный писатель, неутомимый человек, воин в душе был сражен пулеметной очередью в возрасте тридцати семи лет.

Такова краткая биография Аркадия Гайдара. Для 4 класса знакомство с его произведениями сегодня может стать настоящим уроком доброты, дружбы, любви к родной стране.



Слайд 2. Жизнь Аркадия Гайдара полна парадоксов. Она сама и есть парадокс.



Слайд 3. Для начала – корни. По линии отца Петра Исидоровича, Голиковы – крестьяне. А мама, Наталья Аркадьевна, урожденная Салькова, приходилась шестиюродной пра…правнучатой племянницей Лермонтову. Связь не прямая, но символичная.



Слайд 4. Аркадий Голиков (Гайдар – его литературное имя) рано научился читать, рано узнал имена тех, кто написал самые интересные книги – Александра Пушкина, Михаила Лермонтова, Николая Гоголя, Льва Толстого, Жюля Верна…

Но Аркадий не только много читал. Ему нравилось выступать на сцене «домашнего театра», который организовала соседка Голиковых – учительница Татьяна Ивановна Бабайкина, на школьных вечерах художественной самодеятельности. Однажды он читал отрывок из «Крестьянских детей» Н.А. Некрасова. Никому из учеников реального училища так громко не аплодировали, как ему. Даже строгий учитель словесности (так тогда назывались уроки литературы) улыбнулся и сказал соседу: «Мальчишка хорошо подготовлен, знает толк в стихах. А ведь на улице не раз встречал его и думал, что сорвиголова и хороших книжек в руках не держит».

Детство Аркаши, с его обычными мальчишескими делами – реальным училищем, играми, первыми стихами, «морскими сраженьями» на пруду – совпало с Первой мировой войной и революцией. Он называл это время веселым. Сбывались мечты – можно было запросто выменять на базаре револьвер, услышать живьем революционеров – эсеров, кадетов, большевиков. В последние и подался четырнадцатилетний Голиков, став едва ли не самым юным членом этой партии. Но это уже не было игрой. Он верил в новую прекрасную жизнь и пошел ее защищать.

За четыре военным года им пройден путь от адъютанта до командира полка. Полковник в семнадцать лет! Даже юные офицеры 1812 года не знали такой карьеры. Они воевали за Отечество, против иноземного врага, а Голиков дрался со своими же – с русскими. Столько потрясений и боли принесла гражданская, нет, самая настоящая военная война. Ранения, контузия, бивачная жизнь, жестокость, кровь не прошли даром для такого чуткого и самолюбивого юноши, как Аркадий. В результате – тяжелая нервная болезнь, преследовавшая его всю жизнь и заставившая уйти из армии. Но жизненный опыт, накопленный за время гражданской войны, влечет Аркадия к писательству. Первая публикация относится к 1925 году. В журнале «Звезда» была напечатана повесть «В дни поражений и побед». Так называлась первая повесть Голикова, но еще не Гайдара. Подпись «Арк. Гайдар» появилась и стала известной на страницах пермской газеты «Звезда». Это звонкое имя настолько прижилось, что стало фамилией.

Если использовать выражение любимого Гайдаром Гоголя, он вдосталь «проездился по России». И не только по ней. В 1926 году Гайдар со своим товарищем совершает беспечное и самонадеянное путешествие в Среднюю Азию. Позже, будучи газетчиком в Архангельске, он диктует корреспонденцию с борта терпящего бедствие французского корабля «Саида».



Слайд 5. Как один из самых ярких, незабываемых эпизодов хранится в истории Ростовской областной детской библиотеки встреча читателей-величкинцев с Аркадием Гайдаром.

В 1934 году в Ростове состоялось краевое совещание работников детских библиотек, в котором принимал участие А.П. Гайдар. Он выступал тогда в нескольких детских библиотеках, в том числе, и в библиотеке им. В.М. Величкиной, читал отрывки из повести «Военная тайна», затем оставил рукопись читателям библиотеки. Ребята прочитали повесть и написали письмо Аркадию Петровичу, в котором выразили свое недовольство по поводу гибели героя – Альки. В проникновенном и памятном письме читателям ростовской библиотеки им. В.М. Величкиной, отвечая на их вопросы, писатель делился: «Конечно, лучше, чтобы Алька остался жив. Конечно, лучше, чтобы Чапаев остался жив. Конечно, неизмеримо лучше, если бы остались живы и здоровы тысячи и десятки тысяч больших, маленьких, известных и безызвестных героев. Но этого в жизни не бывает… Вам жалко Альку. Некоторые ребята в своем отзыве пишут мне, что им даже «очень жалко». Ну, так я вам откровенно скажу, что мне, когда я писал, было и самому так жалко, что порою рука отказывалась дописывать последние главы. И все – таки это хорошо, что жалко. Это значит, что вы вместе со мною, а я вместе с вами будем еще крепче любить и Советскую страну, в которой жил Алька, и зарубежных товарищей, тех, которые брошены на каторгу и в тюрьмы. И будем еще больше ненавидеть всех врагов: и своих, домашних, и чужих, заграничных, - всех тех, что стоят поперек нашего пути, и в борьбе с которыми гибнут наши лучшие большие и часто маленькие товарищи. Вот вам и ответ на первый вопрос.

«Почему «Военная тайна»? Конечно, по сказке. Буржуин задает три вопроса: первый из них – нет ли у побеждающей Красной Армии какого-нибудь особого военного секрета или тайны ее побед? Тайна, конечно, есть, но ее никогда не понять главному Буржуину. Дело не только в вооружении, в орудиях, танках и бомбовозах. Всего этого немало и у капиталистов. Дело в том, что она глубоко убеждена в правоте своей борьбы. В том, что она окружена огромной любовью миллионов лучших пролетариев капиталистических стран… И это у Красной Армии – тоже своя военная тайна. Вот вам ответ на второй вопрос.

Этим письмом, чтобы не повторяться, я отвечаю сразу ребятам библиотек им. Величкиной и Ломоносова. Всем крепкий привет – Мите Белых, Вите Зарайскому, Алексееву, Подскорину, Рихтер, Вале Чередниченко и вообще всем, у кого на плечах толковая голова.

Я жив, здоров. Живу сейчас в гор. Арзамасе, работаю, пробуду здесь еще несколько месяцев. Осенью, вероятно, буду на Кавказе и тогда, возможно, на день-два опять встретимся. Будьте живы и здоровы и вы.

Письмо А.П. Гайдара было напечатано в журнале «Пионер» в 1940 году. Подлинник письма писателя к читателям библиотеки, к сожалению, был утрачен во время оккупации Ростова немцами.



Слайд 6. Сын советского писателя Аркадия Петровича Гайдара (Голикова). С его именем ассоциировалась известная повесть Аркадия Гайдара «Тимур и его команда».

Тимур Гайдар окончил Ленинградское высшее военно-морское училище в 1948 году, факультет журналистики Военно-политической академии им. Ленина в 1954 году. Служил на подводной лодке в составе Балтийского и Тихоокеанского флотов. Позднее работал в газетах «Советский флот» и «Красная Звезда», а с 1957 года - в газете «Правда», где был редактором военного отдела, собственным корреспондентом на Кубе, в Югославии, в Афганистане. Публиковался также в «Московских новостях» и в «Известиях», был членом редколлегии журнала «Пионер».

Тимур Аркадьевич Гайдар был Почётным гостем и активным помощником Московского Дворца пионеров и школьников им. А. П. Гайдара, расположенного в московском районе Текстильщики.



Слайд 7. Во время Великой Отечественной войны Гайдар находился в действующей армии, в качестве корреспондента "Комсомольской правды". Был свидетелем и участником Киевской оборонительной операции Юго-Западного фронта. Написал военные очерки "У переправы", "Мост", "У переднего края", "Ракеты и гранаты".



Слайд 8. После окружения Юго-Западного фронта под Киевом, в сентябре 1941, Аркадий Петрович попал в партизанский отряд Горелова. В отряде был пулеметчиком. 26 октября 1941 под деревней Леплявою на Украине Аркадий Гайдар погиб в бою с немцами, предупреждая членов своего отряда об опасности. В 1947 году перезахоронен в г. Каневе.



Слайд 9. В 2014 году повести «Судьба барабанщика» исполняется 75 лет!

Повесть «Судьба барабанщика» написана Гайдаром в 1938 году. Она рассказывает о суровых испытаниях, выпавших на долю тринадцатилетнего мальчика Сережи Щербачева, барабанщика пионерского отряда. Мальчик гордится своим отцом, который боролся за революцию. Но отца арестовали за растрату казенных денег. Мальчик мечтал быть смелым солдатом-барабанщиком, похожим на маленького французского героя, о котором он читал, но, утратив чувство внутренней ответственности за свои поступки, совершает ряд ошибок, которые приводят его к встрече с преступниками.

В основе сюжета - острый конфликт, который помогает раскрыть внутренний мир главного героя. Стремительно развивающееся действие психологически оправдано: растет цепь ошибок, заблуждений мальчика, оставшегося без родных, без доброты и доверия окружающих. В тональности повести все сильнее звучит мотив тревоги за судьбу ребенка. Автор прослеживает, как день за днем разрушаются в жизни Сережи главные этические нормы. Сюжет развивается от эпизода к эпизоду все напряженнее и напряженнее, кое-где приближаясь к детективному. Однако детективные элементы подчинены главной теме произведения - теме воспитания. В «Судьбе барабанщика» Гайдар применяет форму рассказа от 1-го лица, что позволяет показать переживания героя, дать его самооценку, не обращаясь к авторскому комментарию. Это искренний рассказ мальчика о своих ошибках и заблуждениях.

Внутренние монологи, наблюдения и размышления героя сочетаются с изображением его в действии. Веря в своего героя, Гайдар психологически точно показывает «выпрямление» юного барабанщика. Победили в подростке чувство единства с родной страной, память о «хороших солдатских песнях» отца и «желтых полянах в одуванчиках», на которых полегло много бойцов Красной Армии. Ощущение революционной связи со всем народом пробудило у Сережи желание жить как все, «прямо и открыто» смотреть людям в глаза.

Сквозь всю повесть проходит романтическая тема барабанщика; она достигает кульминации в одной из последних сцен повести: «И раздался звук, ясный, ровный, как будто кто-то задел большую певучую струну и она, обрадованная, давно никем не тронутая, задрожала, зазвенела, поражая весь мир удивительной чистотой своего тона. Звук все нарастал и креп, а вместе с ним вырастал и креп я.

«Выпрямляйся, барабанщик! уже тепло и ласково подсказал мне все тот же голос.- Встань и не гнись! Пришла пора!»

Во внутреннем диалоге Сережи побеждает бесстрашный барабанщик, и мальчик в ответственную минуту становится борцом, который не мирится с тем, что бандиты и шпионы на его глазах «уходят куда им угодно». Кульминационная сцена повести - распрямление барабанщика - решена романтическими средствами, и это придает ей высокую эмоциональность.

Аркадий Гайдар: «Я пишу главным образом для юношества. Лучший мой читатель – десяти-пятнадцати лет. Этого читателя я люблю, и мне кажется, что я понимаю его, потому что сравнительно не так давно таким же подростком был я сам».



Слайд 10. Рассказ «Чук и Гек» (1939) тоже отметит в этом году свое 75-летие! Этот рассказ, так же как и «Голубая чашка», не сразу был понят критиками, но сразу был принят ребятами. Прошли не года, а десятилетия, и произведения, которые в свое время показались некоторым критикам «во многом спорными», «элементарно простыми по сюжету», «композиционно не слаженными», «недоходчивыми» для детского читателя, живут в памяти современников их первых изданий и в чтении тех, кто растет сейчас. Не так просты эти «элементарно простые по сюжету» рассказы, и поэтическое обаяние того же «Чука и Гека» не только в «безыскусственности» его или в том, что «мир показан сквозь призму детского восприятия». Творческая концепция писателя глубже, внешняя «безыскусственность» и «простота сюжета» отражают богатство и сложность жизни. Это простота большого таланта, а не примитивность видения мира.

Чук и Гек - два брата, и у каждого свои привычки, свойственная только ему манера поведения и логика развития мыслей. Неважно, что пока это мысли не очень как будто значительные, например как лучше поступить с исчезнувшей телеграммой. Рассказать маме правду о своих проделках или что-нибудь придумать? Ведь «у этой мамы был странный характер», и за драку она «разводила драчунов по разным комнатам и целый час, а то и два не позволяла им играть вместе».

И Чук предлагает не говорить о телеграмме совсем. Но Гек осторожнее; он вспоминает, что «врать нельзя», потому что «мама за вранье всегда еще хуже сердится». Так Гек делает открытие не такое уж «простое» и «бесхитростное», что врать опасно, и только. Если же убедишь себя, что ложь - вовсе и не ложь, а значит, наказания не должно быть, то можно и солгать. Писатель не смягчает тему лжи и правды, а ставит ее во всей остроте.

«Чук и Гек» - рассказ о смысле жизни человека, о счастье, о любви к Родине. «Что такое счастье - это каждый понимал по-своему. Но все вместе люди знали и понимали, что надо честно жить, много трудиться и крепко любить и беречь эту огромную счастливую землю, которая зовется Советской страной» - в этих словах Гайдара заключена основная мысль рассказа. Огромный и добрый мир раскрывается перед братьями во время поездки из Москвы на восток, к Синим горам. Сказочный зачин «Чука и Гека» («Жил человек в лесу возле Синих гор») определяет весь интонационный строй рассказа. События, эпизоды, происшествия даны в нем в эмоциональном преломлении восприятия Чука и Гека.

И когда начинаешь читать с заколдованной фразы: «Жил человек в лесу возле Синих гор…» - теплеет на сердце, оттого, что предвкушаешь удовольствие от дальнейших увлекательных событий, от лучистой гайдаровской прозы, от ощущения счастливого восторга, которое так свойственно детству и которое с годами приходит все реже. Реальные события приобретают сказочную окраску, дополняются вымыслом, поэтизируются: «Удивительная это была прогулка! Они шли гуськом к роднику по узенькой тропке. Над ними сияло холодное голубое небо; как сказочные замки и башни, поднимались к нему остроконечные утесы Синих гор».

Замысел Гайдара написать «светлый, как жемчужина», рассказ осуществился в полной мере. Поэтичность, эмоциональность, юмор, ясный лирический подтекст - характерные черты этого произведения, с удивительной силой передающего ощущение счастья жизни и любви к Родине. Очень верным оказалось замечание В. Шкловского в связи с появлением рассказов «Чук и Гек» и «Голубая чашка» о лиричности понимания жизни А. Гайдаром, о новом голосе его, о том, что это новое в гайдаровской манере не перестало делать писателя понятным и любимым детям».

Константин Паустовский: «Аркадий Гайдар был по праву человеком героическим и легендарным. Он был отважен, верен своему делу – писательству. Он обладал воображением легким, крылатым, неиссякаемым. Сила его воображения не вмещалась целиком на страницах его книг. Избыток этой силы как бы выплескивался в повседневную жизнь, наполняя радостью, делал эту повседневность необычайной.

Жизнь вместе с Гайдаром всегда сулила неожиданности. Очевидно, поэтому дети всерьез считали его волшебником, взрослые поражались его проницательности.

Большинство людей не умеют вести себя с детьми как с равными. Гайдар умел это. Он видел насквозь любого деревенского мальчишку со всеми его мечтами и увлечениями, с его бурной радостью, жаждой деятельности и простодушным лукавством.

Дети не отставали от него, ходили за ним следом, как за предводителем и лучшим другом. Они гордились им и беспрекословно подчинялись его приказам, всегда точным и разумным…»



Слайд 11. Старенький дом на улице Горького, чей возраст перешёл уже вековой рубеж, знаком в Арзамасе каждому - здесь с 1912 по 1918 год жил со своей семьёй детский писатель Аркадий Гайдар. В те годы писатель сам был ещё ребёнком, но именно здесь были заложены основы его будущего творчества, повлиявшего впоследствии на развитие целого поколения. Дом-музей по-прежнему хранит интерьеры начала ХХ века, в которых жила семья знаменитого писателя. В доме четыре комнаты - гостиная, комната родителей, кухня и детская. В этих комнатах можно увидеть вещи, ценность которых заключается не только в причастности к жизни Гайдара. На старинном комоде в комнате родителей стоят изящные каретные часы прямоугольной формы. Эти часы еще в те годы, сто лет назад, считались настоящей семейной реликвией. Кухня - прекрасный образец бытового уклада начала ХХ века: большая русская печь, медный умывальник, самовар. А в детской комнате стоит тот самый стол, за которым сначала учился выводить буквы маленький Аркадий, а потом уже, подросшим, писал серьёзные письма своему отцу на фронт. Множество книг в доме - это не музейная декорация. В семье Гайдара действительно любили читать, и книги, принадлежавшие семье, до сих пор бережно хранятся.

Дом-музей А. П. Гайдара рассказывает историю не одной семьи, а целой исторической эпохи. В общении с экскурсоводами музея можно узнать много нового о жизни в Арзамасе в годы революции и гражданской войны. Кроме постоянной экспозиции - интерьеров дома, здесь проводятся и другие выставки, связанные с историей города и соседних регионов, с музеями которых ведётся активное сотрудничество.

В Арзамасе имя А. П. Гайдара присвоено одной из улиц, городскому парку культуры и отдыха, школе № 7, центральной городской детской библиотеке, Арзамасскому государственному педагогическому институту. Гайдаровскими называются пруды расположенные в центральной части города, на которых маленький Аркадий устраивал свои «морские бои». В городе сохранилось здание Реального училища, в котором учился писатель.



Слайд 12. С 1938 по 1941 годы А. П. Гайдар жил в подмосковном Клину на улице Большевистской (ныне ул. Гайдара). Здесь он написал произведения «Тимур и его команда», «Дым в лесу», «Комендант снежной крепости». В Клину Центральная детская библиотека носит его имя.

В 1989 г. в Клину, в доме, где жил и работал А.П. Гайдар, открыт музей, в котором представлена экспозиция, посвященная его жизни в Клинский период.

Дом-музей А.П. Гайдара хранит много документов, фотографий, книг, личных вещей, предметов быта, связанных с жизнью и творчеством писателя.

Мемориальная часть экспозиции воспроизводит главные этапы биографии писателя в годы гражданской войны. Фотографии писателя в кругу родных, друзей, обстановка рабочего места писателя, жилой комнаты раскрывают период его жизни в Клину с 1938 г. по 1941 г.

Литературная часть экспозиции знакомит с творчеством Гайдара, прижизненными изданиями его произведений, написанными в Клину.



Слайд 13. Памятник Мальчишу – Кибальчишу (литературному герою) открыт 19 мая 1972 года, в день 50-летнего юбилея со дня основания пионерской организации, у главного входа в Московский городской Дворец пионеров на Ленинских горах. Авторы этого произведения скульптор В. К. Фролов, архитектор В. С. Кубасов. Высота памятника 5 метров. Памятник Мальчишу – Кибальчишу представляет собой скульптуру мальчика, выполненную из кованой меди и установленную на гранитный постамент. Фигура изображена в движении вперед, одна нога приподнята для дальнейшего шага. В руках у мальчика горн и сабля. На голове буденовка, на ветру развевается рубаха. Скульптура установлена на длинный возвышающийся, отлогий постамент, изготовленный из гранитных плит. Скульптор нашел и воплотил в художественно-пластической форме яркий образ юношеской романтики, горячности, готовности к подвигу и верности.



Слайд 14. В Советском Союзе книги Гайдара играли огромную роль в воспитании подрастающих поколений. Имя Гайдара было присвоено многим школам, улицам городов и сёл СССР.

В Ростовской области улица Гайдара есть в Ростове-на-Дону и Батайске, переулок Гайдара – в Новочеркасске и Шахтах.

10 детских библиотек носят имя Аркадия Петровича Гайдара:


Имя А. П. Гайдара носят Калининградская и Белгородская областные детские библиотеки, Калужская центральная городская детская библиотека, центральная детская библиотека г. Севастополя.

В 1978 и 1983 годах издан художественный маркированный конверт, посвященный писателю.



Слайд 15. Наиболее известные произведения Аркадия Гайдара: «P.B.C.» (1925), «Школа» (1930), «Дальние страны» (1932), «Четвёртый блиндаж», «Военная тайна» (1935), «Тимур и его команда» (1940), «Чук и Гек» (1939), «Судьба барабанщика» (1938), рассказы «Горячий камень» (1941), «Голубая чашка» (1936). В произведениях 1930-х годов - героизация и романтизация Гражданской войны, преданность идеалам первых лет советской власти.

В Советском Союзе произведения Аркадия Гайдара издавались более 1100 раз общим тиражом около 105 миллионов экземпляров на русском языке, на языках народов СССР и зарубежных стран.

Произведения писателя вошли в школьную программу, активно экранизировались, переведены на многие языки мира. Произведение «Тимур и его команда» фактически положило начало уникальному тимуровскому движению, ставившему своей целью добровольческую помощь ветеранам и пожилым людям со стороны пионеров. С. Маршак называл Гайдара «всесоюзным вожатым».

Список литературы

  1. Арзамасцева И. Н. Гайдар А. П. / И. Н. Арзамасцева, С. А. Николаева // Детская литература: учебник для студ. высш. и средн. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия»; Высшая школа, 2001. – С. 296-303.
  2. Гайдар Аркадий Петрович // Писатели нашего детства. 100 имен: биографический словарь в 3-х частях. Ч.1. – М.: Либерея, 1999. – С. 102-105.
  3. Гайдар Аркадий Петрович//Русские детские писатели ХХ века: биобиблиографический словарь. – М.: Флинта, Наука. – 1997. – С. 113-116.
  4. Гайдар в школе: пособие для учителей / сост. Т. Ф. Курдюмова. – М.: Просвещение, 1976. – 126 с.
  5. Жизнь и творчество А. П. Гайдара: материалы для выставки в школе и детской библиотеке. - М. : Дет. лит., 1984. - 18 с., л. ил.
  6. Камов Б. Аркадий Гайдар. Мишень для газетных киллеров/ Б. Камов.- М.:ЗАО «Олма Медиа Групп», 2011. – 544 с.
  7. Крук Н. В. Чук и Гек: литературный час / Н. В. Крук, И. В. Котомцева // Библиотечные уроки по чтению. Сценарии 1-9 кл: в 2 ч. Ч 1. – М. : Русская школьная библиотечная ассоциация, 2010. – С.179-197.
  8. Белянкова Н. М. О Всероссийской научно-практической конференции «Роль произведений А.П. Гайдара в патриотическом воспитании детей и юношества» / Н. М. Белянкова // Начальная школа. - 2006. - №10. - С. 30-31.
  9. Корф О. «Судьбе барабанщика» Аркадия Гайдара - 60 лет!/ О. Корф // Детская литература. – 1999. - № 4. – С. 71.
  10. Корф О. Повести Аркадия Гайдара «Чук и Гек» - 60 лет!/ О. Корф // Детская литература. – 1999. - №1. – С. 57.
  11. Мантурова Л. Сказка о принце Гайдаре / Людмила Мантурова // Детская литература. - 2004. - № 1/2. - С. 80-82.
  12. Мотяшов И. «...Яко на небеси, и на земли»: [ради чего жил и погиб Гайдар] / Игорь Мотяшов // Детская литература. - 2004. - № 1/2. - С. 40-78.
  13. Овчинникова И. «Чук и Гек». Памяти А. Гайдара (1904-1941)/ И. Овчинникова // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. – 2011.- № 1. – С.12-14.
  14. Фролова Е. А. Номинация персонажей в рассказе А. П. Гайдара «Чук и Гек» как средство раскрытия семейной темы / Е. А. Фролова // Русский язык в школе. - 2001. - № 5. - С. 49-51.
  15. Цветов В. Страна умирающих рыцарей: неюбилейное послесловие к 100-летию Аркадия Гайдара / Владимир Цветов // Первое сентября. – 2004. - 10 февр. (№ 11). - С. 3.

Аркадий Петрович Гайдар



Творчество и игры