Шибанов, михаил. Михаил шибанов Самые известные картины Михаила Шибанова

Михаил Шибанов Дата смерти: умер после 1789 Национальность: русский Жанр: художник, живописец Шибанов Михаил (отчество и г. рождения неизвестены умер после 1789), русский художник, живописец из крепостных крестьян. С 1783 г. вольный живописец.… … Википедия

- (отчество и г. рождения неизвестен ‒ умер после 1789), русский живописец. Из крепостных крестьян. С 1783 «вольный живописец». Портретист, зачинатель крестьянского бытового жанра в русском искусстве. Картины Ш., созданные под непосредственным… …

- (? после 1789) российский живописец. Крепостной. В произведениях Шибанова условность композиции и сдержанность характеристик персонажей сочетаются с любовной обрисовкой крестьянского быта (Крестьянский обед, 1774) … Большой Энциклопедический словарь

- (отчество и год рождения неизвестны умер после 1789), русский живописец. Зачинатель крестьянского бытового жанра в русском искусстве. Из крепостных крестьян. С 1783 вольный живописец. Картины Шибанова, созданные под непосредственным… … Художественная энциклопедия

- (? после 1789), живописец. Крепостной. Зачинатель крестьянского бытового жанра в русском искусстве. В произведениях Шибанова условность композиции и сдержанность характеристик персонажей сочетаются с любовной обрисовкой крестьянского быта… … Энциклопедический словарь

Портретист 2 й половины 18 века. Крепостной Потемкина. Первый русский живописец, изображавший жизнь крестьян. Его картины "Крестьянский обед" (1774) и "Сговор" (1777) находятся в Гос. Третьяковской галерее. Написал серии… … Большая биографическая энциклопедия

Михаил (? после 1789), живописец, крепостной, зачинатель крестьянского бытового жанра в русском искусстве. В произведениях Шибанова академическая условность композиции и сдержанность характеристик персонажей сочетаются с любовной обрисовкой… … Русская история

Фамилия. Известные носители: Шибанов, Виктор Иванович (род. 1922) участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза. Шибанов, Григорий Иванович (1917 1944) участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза. Шибанов, Михаил… … Википедия

Михаил (отчество и г. рождения неизвестен умер после 1789), русский живописец. Из крепостных крестьян. С 1783 «вольный живописец». Портретист, зачинатель крестьянского бытового жанра в русском искусстве. Картины Ш., созданные под… … Большая советская энциклопедия

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Шибанов. Юрий Шибанов Имя при рождении: Радь Юрий Николаевич Дата рождения: 9 декабря 1978(1978 12 09) (34 года) … Википедия

Михаил Шибанов (отчество и год рождения неизвестны, родился в селе Мясоедово - умер после ) - русский художник второй половины XVIII века , живописец из крепостных крестьян. С 1783 года - «вольный живописец». Портретист, иконописец, зачинатель крестьянского бытового жанра в русском искусстве.

Наиболее известные произведения

  • Крестьянский обед (1774, ГТГ)
  • Празднество свадебного договора (1777, ГТГ)
  • Портрет А. Г. Спиридова (1772)
  • Портрет В. С. Попова (1784-85)
  • Портрет Екатерины II в дорожном костюме (1787, ГРМ)
  • Портрет А. М. Дмитриева-Мамонова (1787, ГРМ) и др.

Напишите отзыв о статье "Шибанов, Михаил"

Литература

  • Жидков Г. В. М. Шибанов: Художник второй половины XVIII века / Под общ. ред. М. В. Алпатова . - М .: Искусство, 1954. - 60, с. - (Живопись. Скульптура. Графика : Монографии). - 15 000 экз. (в пер.)
  • Алексеева Т. В. Михаил Шибанов по новым материалам // Исследования и находки / Т. В. Алексеева. - М .: Искусство, 1976. - С. 7-35. - 160 с. (в пер.)
  • Ильина Т. В., Станюкович-Денисова Е. Ю. Русское искусство XVIII века. + CD. Учебник для бакалавриата и магистратуры. Москва: Юрайт, 2015. с. 539-540 ISBN 978-5-9916-3527-1

Ссылки

  • Шибанов Михаил // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров . - 3-е изд. - М . : Советская энциклопедия, 1969-1978.

Отрывок, характеризующий Шибанов, Михаил

– Зло? Зло? – сказал Пьер, – мы все знаем, что такое зло для себя.
– Да мы знаем, но то зло, которое я знаю для себя, я не могу сделать другому человеку, – всё более и более оживляясь говорил князь Андрей, видимо желая высказать Пьеру свой новый взгляд на вещи. Он говорил по французски. Je ne connais l dans la vie que deux maux bien reels: c"est le remord et la maladie. II n"est de bien que l"absence de ces maux. [Я знаю в жизни только два настоящих несчастья: это угрызение совести и болезнь. И единственное благо есть отсутствие этих зол.] Жить для себя, избегая только этих двух зол: вот вся моя мудрость теперь.
– А любовь к ближнему, а самопожертвование? – заговорил Пьер. – Нет, я с вами не могу согласиться! Жить только так, чтобы не делать зла, чтоб не раскаиваться? этого мало. Я жил так, я жил для себя и погубил свою жизнь. И только теперь, когда я живу, по крайней мере, стараюсь (из скромности поправился Пьер) жить для других, только теперь я понял всё счастие жизни. Нет я не соглашусь с вами, да и вы не думаете того, что вы говорите.
Князь Андрей молча глядел на Пьера и насмешливо улыбался.
– Вот увидишь сестру, княжну Марью. С ней вы сойдетесь, – сказал он. – Может быть, ты прав для себя, – продолжал он, помолчав немного; – но каждый живет по своему: ты жил для себя и говоришь, что этим чуть не погубил свою жизнь, а узнал счастие только тогда, когда стал жить для других. А я испытал противуположное. Я жил для славы. (Ведь что же слава? та же любовь к другим, желание сделать для них что нибудь, желание их похвалы.) Так я жил для других, и не почти, а совсем погубил свою жизнь. И с тех пор стал спокойнее, как живу для одного себя.
– Да как же жить для одного себя? – разгорячаясь спросил Пьер. – А сын, а сестра, а отец?
– Да это всё тот же я, это не другие, – сказал князь Андрей, а другие, ближние, le prochain, как вы с княжной Марьей называете, это главный источник заблуждения и зла. Le prochаin [Ближний] это те, твои киевские мужики, которым ты хочешь сделать добро.
И он посмотрел на Пьера насмешливо вызывающим взглядом. Он, видимо, вызывал Пьера.
– Вы шутите, – всё более и более оживляясь говорил Пьер. Какое же может быть заблуждение и зло в том, что я желал (очень мало и дурно исполнил), но желал сделать добро, да и сделал хотя кое что? Какое же может быть зло, что несчастные люди, наши мужики, люди такие же, как и мы, выростающие и умирающие без другого понятия о Боге и правде, как обряд и бессмысленная молитва, будут поучаться в утешительных верованиях будущей жизни, возмездия, награды, утешения? Какое же зло и заблуждение в том, что люди умирают от болезни, без помощи, когда так легко материально помочь им, и я им дам лекаря, и больницу, и приют старику? И разве не ощутительное, не несомненное благо то, что мужик, баба с ребенком не имеют дня и ночи покоя, а я дам им отдых и досуг?… – говорил Пьер, торопясь и шепелявя. – И я это сделал, хоть плохо, хоть немного, но сделал кое что для этого, и вы не только меня не разуверите в том, что то, что я сделал хорошо, но и не разуверите, чтоб вы сами этого не думали. А главное, – продолжал Пьер, – я вот что знаю и знаю верно, что наслаждение делать это добро есть единственное верное счастие жизни.

Из биографии Михаила Шибанова мало что известно, пожалуй, даже меньше чем обо всех других знаменитых русских художников XVIII века. Его работы появились около 1770 годов, первыми его работами были портреты. Михаил Шибанов художник портретист, художник реалист, новатор в бытовом жанре, написавший произведения на сюжет из жизни крестьян, что в те времена не дало ему успеха.

В 1770-1780 годы русский художник обучался в Академии художеств, в классе бытовой живописи.

В 1774 году Михаил Шибанов написал произведение бытового жанра, картину «Крестьянский обед», а в 1777 году – «Празднество свадебного договора». Картины отличаются высоким мастерством исполнения, сложная многофигурная композиция, раскрыта психология сцены. По этим картинам можно понять насколько тонко и точно художник видит окружающий его мир, мир простых крестьян. Картина «Крестьянский обед» - это этюд с натуры, передающий живость картины. Картина «Празднество свадебного договора» являет собой полноценную картину, с продуманным типажом героев. Эти картины выполнены в стиле реализма, с его торжественностью и праздничностью, декоративным построением композиции.

Михаил Шибанов состоял при знаменитом вельможе Екатерины II – Потёмкине. Так художник получал заказы от знатных особ и самой императрице.

В 1787 году в Киеве М. Шибанов написал портрет императрицы Екатерины II и генерала Дмитриева-Мамонова. По приказу Екатерины II благодаря Джорджу Уокеру сделана гравюра портрета государыни, однако, она не считает М. Шибанова достойным живописцем. В письме Гриму императрица упоминает имя другого художника - Жаркова.

  • Празднество свадебного договора
  • Крестьянский обед

  • Портрет Екатерины II в дорожном костюме

  • Портрет графа Александра Матвеевича Дмитриева-Мамонова

Биография «Шибанова Михаила»: молодые годы

Данное время относится к 1770 годам. Отсюда молодой художник начинает совершать свои первые шаги в мир портретного искусства. Чуть позднее, а именно в 1774 году была написана картина Крестьянский обед и через 3 года (в 1777 году) - Празднество свадебного договора. Благодаря высоким живописным качествам такие картины можно было поставить рядом с выдающимися картинами того времени, а благодаря продуманности и оригинальности замысла самого художника, его наблюдательности, острому психологизму и умению справляться со сложной многофигурной композицией говорит об очень тонком чувстве к окружающему самого мастера.

Тематика написанных картин связана со сценами жизни крестьян. Бытовой жанр в то время занимает самое низкое место.

В академии художеств, где учился Михаил Шибанов (1770-1780 годы) занимались изучением бытовой живописи, а сцены связанные с грубой жизнью обычного народа просто не находили своего применения.

Шибанов среди множества художников первым реализовал в своих картинах народные образы и темы заимствованные из жизни крестьян.

Биография «Шибанова Михаила»: Зрелые годы

Михаил Шибанов относится к самым своеобразным и загадочным фигурам русского искусства 18 века. Биографии русских художников того времени содержат достаточно мало информации о них, а о Шибанове известно еще гораздо меньше. Из всей биографии Шибанова известно, что он состоял при знаменитом екатерининском вельможе Потемкине. Наверное, благодаря этому художнику было проще найти знатных заказчиков, среди которых находилась и сама императрица. В 1787 году в Киеве Шибанов пишет портрет императрицы и генерала Дмитриева – Мамонова. Наиболее успешной работой был портрет Екатерины, который Шибанов написал еще в 18 веке, после чего по приказу императрицы благодаря Джорджу Уокеру была создана гравюра. Екатерина к этому относится с некоторым пренебрежением. Живописец кажется ей недостойным даже обычного упоминания и при написании письма Гриму, она указывает, что этот портрет – произведение Жаркова. В работах 1787 года Шибанов выступает в качестве сложившегося и зрелого художника, занимающего определенное место в искусстве того времени, в котором он жил.

Самые известные картины Михаила Шибанова

1. Крестьянский обед - этюд с натуры, в котором художник с особым вниманием и точностью передает разновидности крестьян. Основная цель - показать живость картины, ее естественную основу.

2. Празднество свадебного договора - не менее важная картина, достаточно сложная и имеющая особое значение. Это уже не обыкновенный этюд, а полноценная картина, в которой хорошо подобран типаж, продумана многофигурная композиция, неплохо отражен нрав и психология. Обратная сторона картины содержит надпись самого автора, в которой поясняется, почему был выбран данный сюжет.

Также, к числу известных картин Михаила можно отнести портрет графа Дмитриева - Мамонова и портрет Екатерины II.

Принадлежность картин Михаила Шибанова к художественным стилям

В картинах Шибанова присутствует так называемый острый и проникновенный реализм, которые позволили изобразить крестьянский быт. Они нашли свое применение в декоративном строе всей композиции, в элементах подчеркивающих торжественность и праздничность. Шибанов - художник - реалист, который, как считают многие исследователи, стремился показать не крепостных, а государственных крестьян проживающих в Суздале и его окрестностях.

Картины Шибанова отражают всю действительность крестьянской жизни, которая достаточно правдоподобна как по образам, так и по внутренней психологии. Наверное, им была выбрана тема праздничности не так просто. Видно тем самым художник хотел показать какие-то противоречия и негативные стороны из быта крестьян.

Музеи и галереи - места выставок картин Михаила Шибанова

Среди всех известных галерей стоит выделить Третьяковскую. В ней находятся две картины: Екатерина II и граф А.М.Дмитриев - Мамонов. Известно также, что некоторые картины Михаила Шибанова находятся во Владивостоке, Нижнем Новгороде, Одессе, Херсоне. Вот, к примеру, портрет Святая Екатерина, написанная на холсте маслом в период с 1783 по 1786 годы, находится в Херсонском художественном музее.

Посмотреть все картины художника Шибанова М. можно

© Художник Шибанов. Биография художника Шибанова. Картины, описание картин художника Шибанова

ШИБАНОВ Михаил (?, дер. Мясоедово(?) Переславль-Залесского уезда Владимирской губ.(ныне — Ярославской области) — после 1789, Санкт-Петербург(?) — живописец. Жанрист, портретист.

Первые исследователи русского искусства XVIII в. С. П. Дягилев и Н. Н. Врангель называли Шибанова« таинственным художником». Автор нескольких портретов и двух самых ранних у нас картин из крестьянской жизни. По некоторым данным Шибанов был крепостным кн. Г. А. Потемкина-Таврического и сопровождал его во время путешествия Екатерины II на юг России в 1787. Его биография до сих пор не выяснена даже в основных параметрах: когда и где родился и умер, был ли крепостным или свободным художником. На сегодняшний день выявлено около 30 произведений художника(без вариантов), а исследования Т. В. Алексеевой предлагают в качестве версии, подкрепленной документально, «некоторые соображения» для его жизнеописания.

Автор, изучая серию портретов Спиридовых-Нестеровых, подписных и датированных художником, выяснила его связи с изображенными героями и вполне убедительно, путем сопоставления документов и опроса жителей деревень, доказала, что Шибанов происходит из крестьян деревни Мясоедово. Деревня располагается на берегу р. Нерль в 6−7 км от села Нагорье, которое в феврале 1771 указом Екатерины II было пожаловано адмиралу Г. А. Спиридову в награду за заслуги в Турецкой войне. В селе не было крестьян с фамилией Шибанов, но в соседнем Мясоедове, приписанном к Нагорью и также принадлежащем Спиридовым, и до наших дней сохранилось несколько семей Шибановых, предки которых давно жили здесь.

В Нагорье всем управляла жена адмирала, пока он не вышел в отставку в 1774. В Петербурге в 1772 они построили собственный дом на Невском. Этим же годом датируется первая известная работа Шибанова — Портрет Алексея Спиридова, сына адмирала(ГТГ). Вероятно, Спиридовы были наслышаны о своем крепостном, до этого уже проявившим себя по художественной части. Найдены документы(1775 — 1781) о том, что крестьяне Мясоедова числились на оброке. Такую возможность они легко могли получить в 1770, когда были еще государственными и находились на более свободном положении, чем помещичьи. Они уходили на заработки в Петербург, работая столярами, позолотчиками, живописцами. Шибанов вполне мог быть среди них, обучившись ремеслу еще в деревне. Не исключено, что тогда сами Спиридовы дали ему« вольную», оценив его работу живописца.

В Петербурге Шибанов написал еще три портрета Спиридовых — сыновей Матвея(1776, ГТГ) и Григория(1776, Ивановский худ. музей) и жены адмирала(1777, частное собрание). К 1777−1778 относятся портреты Александры, Варвары и Афанасия Нестеровых в детском возрасте(все в частном собрании). Надписи на холстах сообщают, что они исполнены уже в Москве.

Когда были выявлены родственные связи изображенных на портретах людей, стало понятно и происхождение самых знаменитых жанровых картин XVIII в. — «Крестьянский обед»(1774) и «Празднество свадебного договора»(1777, обе ГТГ), написанных Шибановым в селе Татарове« Суздальской провинции»(ныне Владимирская обл.). Село принадлежало Нестеровым, а жена адмирала Спиридова была урожденной Нестеровой.

В 1780-е Шибанов работал на фаворита Екатерины II Григория Потемкина. Его имя появляется в документах 1783−1786 по строительству и украшению Екатерининской церкви в Херсоне, городе на юге России(сейчас — Украина). Потемкин был поставлен губернатором Новороссийского края, он руководил строительством новых городов для укрепления Крыма, в том числе основал и этот порт, должный стать центром кораблестроения на Черном море. По предположению Алексеевой, Потемкин пригласил Шибанова в Херсон, пользуясь советами художника Г. И. Козлова, выполнявшего для князя разные художественные работы. Алексеева основывается на том, что Шибанов мог учиться у Козлова, замечая некоторое сходство композиций и колорита его жанровых картин с историческими полотнами последнего. Но возможна и другая версия, по которой Шибанова рекомендовал Потемкину Ф. Ф. Ушаков, который был направлен в Херсон в июне 1783 капитаном на строящийся корабль« Св. Павел». А Ушаков, в свою очередь, мог знать о художнике от Спиридова. Наши прославленные земляки встретились еще в 1768, когда мичман Ушаков плавал на корабле в эскадре вице-адмирала.

Первое сообщение о Шибанове встречается в донесении Потемкину от 7 октября 1783 полковника К. Гакса, ведавшего строительными делами: «Живописец Вашей светлости коностас(иконостас) работаит… Его работа всех в Херсоне удивлять будет». Эти слова и послужили основанием считать Шибанова крепостным Потемкина. Но в другом документе, датированном 8 декабря 1783, читаем: «волному живописцу Михайле Шебанову, подрядившемуся зделать для соборной церкви коностас впредь на заготовление материалов 1000 р.». Во всех остальных источниках 1784 — 1786, речь идет об одном художнике, который был, скорее всего, свободным живописцем, работавшем по контракту. Однако свидетельства об освобождении Шибанова от крепостной зависимости не найдено.

Установив по документам, что живописные образа иконостаса принадлежит кисти Шибанова, Алексеева разыскала сохранившуюся часть(11 произведений, написанных на холсте и дереве маслом, высотой от 103 до 233 см) в Херсонском краеведческом музее, куда они попали в 1962 после закрытия собора. Потемкин, видимо, выделял Шибанова среди других художников. Не случайно для написания с натуры портретов Екатерины II в дорожном костюме и ее фаворита графа А.М. Дмитриева-Мамонова(оба в ГРМ) Светлейший князь вызвал в Киев в 1787 именно Шибанова, хотя имел возможность обратиться к любому знаменитому портретисту.

Последним документальным свидетельством о Шибанове является его письмо управляющему походной канцелярией Потемкина В. С. Попову от 1 января 1789. Кстати, и его портрет(Одесский худ. музей) художник исполнил в Херсоне в 1783—1784. В письме он просит назначить ему жалованье и порционные, т.к. среди живописцев Его светлости он один« сыскивал себе и доныне содержание собственными трудами». Он сообщает, что« в крайнюю пришел скудость», а кроме того, «одержим болезнию».

Что потом сталось с Шибановым, где он в последнее время жил и работал, где и когда скончался, неизвестно. Портретное наследие Шибанова и особенно крестьянские жанры свидетельствуют о высоком и незаурядном мастерстве их исполнителя. Его произведениям свойственна« манера внимательного, тонкого письма с настоящим артистизмом», они привлекают« теплотой в отношении к человеку, лишенной, однако, какой бы то ни было льстивости. Напротив, изображение отмечено честной трезвостью во взгляде на модель и подкупающей непритязательностью».

Но документов о прохождении Шибановым той или иной художественной школы не найдено. Ранние портреты, представляющие фамильную галерею Спиридовых-Нестеровых, указывают на его связь с ярославской культурной традицией. При этом манера исполнения, особенно поздних работ, говорит о близости их произведениям Ф. С. Рокотова и Д. Г. Левицкого. Доказано, что в Академии художеств он не учился, но, возможно, мог пользоваться советами ее профессора Козлова.

Очевидно одно: Шибанов является одаренным от природы талантливым самородком, живописцем« милостью Божьей».



Материнский капитал