«Для нас он был более чем только писатель; он раскрыл нам нас самих. Для нас он был больше, чем просто писатель Раскрыл нас самих

28 Марта - 28 Мая







165 лет назад в этом доме произошло событие, которое мы со скорбью вспоминаем и поныне: 21 февраля по ст.стилю (4 марта по новому стилю) скончался Николай Васильевич Гоголь. Глубоко потрясенный смертью Гоголя, И.С. Тургенев писал в феврале 1852 г.: «Нас поразило великое несчастье: Гоголь умер в Москве, умер, предав все сожжению, — все - второй том „Мертвых душ“, множество оконченных и начатых вещей, - одним словом, все. Вам трудно будет оценить всю громадность этой столь жестокой, столь полной утраты. Нет русского, сердце которого не обливалось бы кровью в эту минуту. Для нас он был более чем только писатель; он раскрыл нам нас самих».

Именно Тургенев является автором некролога, который был опубликован в газете «Московские ведомости»: «Гоголь умер! Какую русскую душу не потрясут эти два слова? Он умер. Потеря наша так жестока, так внезапна, что нам все еще не хочется ей верить... Да, он умер, этот человек, которого мы теперь имеем право, горькое право, данное нам смертию, назвать великим; человек, который своим именем означил эпоху в истории нашей литературы; человек, которым мы гордимся как одной из слав наших! Он умер, пораженный в самом цвете лет, в разгаре сил своих, не окончив начатого дела, подобно благороднейшим из его предшественников...»

Тургенев не был близко знаком с Гоголем, но возможно именно это позволило ему наиболее полно выразить чувство глубокой утраты, охватившее не только по настоящему близких Гоголю людей, но и всех ценителей его творчества. Музейные предметы из коллекции Дома Гоголя рассказывают о последних событиях жизни великого писателя, его творчестве в усадьбе на Никитском бульваре. На выставке представлен уникальный посмертный рисунок «Н.В. Гоголь в гробу», выполненный неизвестным автором. Раздел посвящен увековечиванию памяти о Гоголе, торжествам в 1909 году в честь открытия памятника скульптора Н.А Андреева. Впервые на выставке представлено письмо очевидца торжеств по открытию памятника с непосредственными впечатлениями участника этих событий.

И. С. Тургенев. Из писем

…Нас поразило великое несчастие: Гоголь умер в Москве, - умер, предав все сожжению, - все - 2-й том «Мертвых душ», массу оконченных и начатых вещей, - одним словом, все. Вам трудно будет оценить, как велика эта столь жестокая, всеобъемлющая потеря. Нет русского, сердце которого не обливалось бы кровью в настоящую минуту. Для нас это был более, чем только писатель: он раскрыл нам себя самих. Он во многих отношениях был для нас продолжателем Петра Великого. Быть может, вам покажутся слова эти, - как написанные под влиянием горя, - преувеличением. Но вы не знаете его; вам известны только самые незначительные из его произведений; но если б даже вы знали их все, то и тогда вам трудно было бы понять, чем он был для нас. Надо быть русским, чтобы это чувствовать. Самые проницательные умы из иностранцев, как, например, Меримэ, видели в Гоголе только юмориста на английский манер. Его историческое значение совершенно ускользает от них. Повторяю, надо быть русским, чтобы понимать, кого мы лишились…

Из книги Письма, заявления, записки, телеграммы, доверенности автора Маяковский Владимир Владимирович

Адрес для писем Борису Федоровичу Малкину

Из книги Гоголь в русской критике автора Добролюбов Николай Александрович

Из писем И. С. Тургенева П. Виардо С.-Петербург. 21 февраля 1852 г.…Нас поразило великое несчастие: Гоголь умер в Москве, - умер, предав все сожжению, все - 2-й том «Мертвых душ», массу оконченных и начатых вещей, - одним словом, все. Вам трудно будет оценить, как велика эта

Из книги Гоголь в воспоминаниях современников автора Панаев Иван Иванович

В. Г. Белинский. Из статей и писем

Из книги Публицистика автора Платонов Андрей Платонович

Из книги Антиох Кантемир и развитие русского литературного языка автора Веселитский Владимир Владимирович

Из книги Избранная проза и переписка автора Головина Алла Сергеевна

Из книги Мертвое «да» автора Штейгер Анатолий Сергеевич

Из писем к А.Л. Бему 1.Дорогой Альфред Людвигович, получила сегодня Ваше письмо и отвечаю сразу же. Конечно, я соглашаюсь со всеми условиями, хотя новое правописание для сборника (а не для себя лично) мне не особенно по душе - но раз ничего не поделаешь, то Бог с ним. Деньги -

Из книги Лермонтов. Исследования и находки автора Андроников Ираклий Луарсабович

Из книги На рубеже двух столетий [Сборник в честь 60-летия А. В. Лаврова] автора Багно Всеволод Евгеньевич

Из книги С.Д.П. Из истории литературного быта пушкинской поры автора Вацуро Вадим Эразмович

Из книги Избранные труды автора Вацуро Вадим Эразмович

Из книги Стихотворения. 1915-1940 Проза. Письма Собрание сочинений автора Барт Соломон Веньяминович

Строки из писем 1841 года Весть о том, что Лермонтов убит на дуэли Мартыновым, дошла до Москвы и до Петербурга в конце июля - начале августа с кавказской почтой и распространилась среди читающей публики только благодаря частным письмам. Напрасно тогдашний читатель

Из книги автора

«Из новейших одобрялся несомненно один Тургенев…» (К теме И. С. Тургенев и Н. С. Лесков)[*] Его стихи, конечно, мать Велела б дочери читать. А. С. Пушкин. «Евгений Онегин» (гл. 2, XII; вариант) 1«Таинственные» повести Тургенева быстро стали мишенью не только журнальной

Из книги автора

Из книги автора

А. Е. Измайлов Из писем к… Вы почиваете, а я давно не сплю; Об вас все думаю, все вами занимаюсь - Ах! С… Д…, как много вас люблю! Я в Царское Село сегодня собираюсь И тамо на коре дерев или древес Тем карандашиком, что вы мне подарили. Писать я буду букву: S. Ах! если

Из книги автора

ИЗ ПИСЕМ С. В. БАРТА Письма к А. Л. Бему 1Многоуважаемый Альфред Людвигович,Ваш неожиданный приезд в Варшаву был для меня событием, к которому я готовился с большим душевным напряжением. Какой соблазн иметь возможность лично Вас послушать, удостоиться беседы с Вами, узнать

205 лет назад родился Николай Васильевич Гоголь (1809-1852), великий русский писатель, автор бессмертных произведений «Ревизор», «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Тарас Бульба», «Вий», «Мертвые души» и многих других. Удивительный талант Н.В. Гоголя проявляется в этих столь непохожих друг на друга произведениях по-разному - то поражая читателя богатством языка и колоритностью украинской темы (и эпическим размахом «Тараса Бульбы»), то увлекая фантастикой петербургских повестей, то вызывая смех в «Ревизоре» и «Мертвых душах».

Рожденный на Украине, потомок старинного дворянского рода он впитал в себя русскую культуру, а своими произведениями раздвинул национальные границы, преодолел национальные культурные особенности и стал писателем поистине всемирного значения. Таких писателей в русской литературе были единицы. Это Достоевский, Толстой, Тургенев и Чехов. Гоголь своим творчеством преодолел не только национальные различия, но и социальную разницу между людьми.

Привязанность Гоголя к своей родине была очень сильна, особенно в первые годы его литературной деятельности и вплоть до завершения второй редакции «Тараса Бульбы», но сатирическое отношение к русской жизни, без сомнения, объясняется не его национальными свойствами, а всем характером его внутреннего развития. Несомненно, однако, что в творчестве писателя сказались также и украинские черты. Такими считают особенности его юмора, который остался единственным образцом в своём роде в русской литературе. Украинское и русское начала счастливо слились в этом даровании в одно, в высшей степени замечательное явление.

Сложное переплетение двух культур в одном человеке всегда делало фигуру Гоголя центром межнациональных споров. До сих пор не известно ни одного сочинения писателя, написанного по-украински, а соизмеримый с гоголевским вклад в развитие русского языка довелось внести немногим писателям русского происхождения.

Гоголь с нами всегда и всюду. Герои Толстого и даже Достоевского иной раз кажутся архаичными, из позапрошлого века. А вот с подлецом Чичиковым ты как бы говорил примерно вчера, когда выяснял отношения в домоуправлении по поводу переплаты за услуги ЖКХ. И там же видел забитого Акакия Акакиевича Башмачкина. И воры-чиновники у нас под боком - куда ни глянь. И пьяный хвастун Ноздрёв иногда сидит с нами, сегодняшними, в одной конторе. И кандидат в депутаты Хлестаков вешает наивным избирателям лапшу на уши.

Но вспоминая Гоголя, прежде всего, встает перед нами образ России, изображенный писателем в виде «птицы тройки» несущейся вперед и показывающей пример другим народам. Достоевский утверждал, что чуть ли не вся русская литература вышла из гоголевской «Шинели». Герцен писал, что «Мертвые души» потрясли всю Россию», а Тургенев признавался: «Для нас он был больше, чем просто писатель; он раскрыл нам нас самих».

Для нас он был больше, чем просто писатель: он раскрыл нам нас самих. И. С. Тургенев

Иванович § § § § § 1. Бекеша 2. Прекрасный дом 3. Сад: яблони, груши, черешня, подсолнечники, дыни 4. Очень любит дыни 5. Любит обедать в одной сорочке под окном 6. Больше 10 лет овдовел, детей нет 7. Богомольный человек 8. Сам никого не любил угощать, но подарки любил получать 9. Говорит всегда очень приятно 10. Худощав, высокого роста, голова похожа на редьку хвостом вниз § § § 11. Отдыхает после обеда, к вечеру идёт в гости 12. Очень сердится, если попадается ему в борщ муха 13. Бреет голову 2 раза в неделю 14. Чрезвычайно любопытен 15. Боязливого характера 16. Большие выразительные глаза табачного цвета, рот похож на букву ижицу 17. Не любит блох §

Иван Никифорович § 1. Не был женат § 2. Больше молчит § 3. Ниже Ивана Ивановича и толст, голова похожа на редьку хвостом вверх § 4. Весь день лежит на крыльце, никуда не хочет идти § 5. Чрезвычайно любил купаться, пить чай в прохладной воде § 6. Бреет бороду 1 раз в неделю § 7. Не покажет на лице: доволен или сердит § 8. Шаровары в широких складках, в которых можно было бы поместить двор с амбаром и строением § 9. Глаза маленькие, желтоватые, совершенно пропадающие между густых бровей и пухлых щёк, нос в виде спелой сливы § 10. Не любит блох

§ В “Повести о том, как поссорился Иванович с Иваном Никифоровичем” реалистические и сатирические мотивы творчества Гоголя резко углубляются. Автор обличает историю глупой тяжбы двух миргородских обывателей. Чувство горечи и гнева – вот что вызывает у писателя поведение обоих героев. Благодаря резкой замене юмористической тональности смысл повести раскрывается особенно ярко. Весёлая история становится глубоко драматичной картиной реальной жизни. Люди, подобные Ивану Ивановичу и Ивану Никифоровичу не вымышлены писателем. Они на самом деле существуют, они среди нас. § Характеры героев осмыслены автором очень обстоятельно. Это два закадычных приятеля. Но каждый из них себе на уме. Казалось, ничто не может помешать их дружбе. Но всего лишь нелепый случай заставил их ненавидеть друга, превратил приятелей в злейших врагов.

§ В этом произведении особенно ярко проявляется ироническая манера гоголевского письма. Его сатира никогда не раскрывается обнажено. Авторское отношение к миру на первый взгляд выглядит очень добродушным, беззлобным. Иванович называется “прекрасным человеком”, доброта так и бьёт из него ключом. Каждое воскресенье в своей знаменитой бекеше он отправляется в церковь. А после службы, побуждаемый добротой, непременно обойдёт нищих. Увидит нищенку и заведет с ней сердечный разговор. Но вместо того, чтобы подать ожидаемую милостыню, он поговорит-поговорит и уйдёт прочь. Доброта и сердобольность Ивана Ивановича оборачиваются лицемерием и жестокостью. Таков и его приятель. “Очень хороший также человек Иван Никифорович”.

Иван Никифорович Он не столько высок, сколько “распространяется в толщину”. Лежебока и ворчун, не следит за своей речью и порой допускает такие словечки, что его сосед Иванович, “эстет”, только говорит в ответ: “Довольно, довольно, Иван Никифорович; лучше скорее на солнце, чем говорить такие богопротивные слова”. Впрочем, заключает автор, несмотря на некоторые несходства, оба приятеля “прекрасные люди”.

средства внешнего комизма § Разнообразны средства внешнего комизма в произведении. Это нелепые фамилии и имена (“Пупопуз”, “Перепеленко”), смешные положения (“дверь затрещала и передняя половина Ивана Никифоровича высадилась в присутствие; остальная оставалась ещё в передней”), алогизмы (“Иванович несколько боязливого характера. У Ивана Никифоровича, напротив того, шаровары в таких широких складках, что если бы раздуть их, то в них можно бы поместить весь двор с амбарами и строением”).

Страница 1
МБУК ЦЕНТРАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА МР БЛАГОВАРСКИЙ РАЙОН

МЕТОДИКО- БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ

ПЕРСОНАЛЬНАЯ ПАМЯТКА
«ОН ПРОПОВЕДОВАЛ ЛЮБОВЬ ВРАЖДЕБНЫМ СЛОВОМ

ОТРИЦАНЬЯ…»:
К 205- ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ Н.В. ГОГОЛЯ (1809 – 1852),

РУССКОГО ПИСАТЕЛЯ

с. ЯЗЫКОВО, 2014 г.

«Для нас он был больше, чем просто писатель: он раскрыл нам нас самих».

Из письма И.С. Тургенева Полине Виардо.1852.


ОТ СОСТАВИТЕЛЯ:


Настоящая персональная памятка подготовлена к 205-летию со дня рождения Н.В. Гоголя (1809 -1852),русского писателя.

Исключительная оригинальность и самобытность творчества Гоголя определяется, в первую очередь, органической связью его поэтики с традициями народной культуры. Фольклорные образы и сюжеты, почерпнутые из преданий, народных песен и дум, сочетаются в произведениях Гоголя с жизненным реализмом, образуя неповторимый художественный синтез. Великий сатирик и обличитель, доподлинно знавший и понимавший, как неискоренимо зло в человеческой натуре, он был также гениальным лириком, тонко и проникновенно умевшим чувствовать красоту родной природы и величие человеческого духа. Гоголь объединил в своём творчестве гений двух братских народов -русского и украинского, -прочно связанных общностью происхождения, культуры и исторической судьбы и призванных к тому, чтобы составить «нечто совершеннейшее в человечестве». Он воспел героическое прошлое казачества, рыцарскую преданность отечеству и вместе с тем в песенно - поэтическом образе неудержимо несущейся птицы - тройки выразил уверенность в великом будущем своей страны и народа.

Пособие подготовлено на основе фонда и справочно-библиографического аппарата центральной библиотеки района. В памятке отражены издания за период с 1960 по 2013 годы, в пособие включена литература на русском языке. Персональная памятка подготовлена для молодёжи. Пособие может быть использовано в библиографической и справочной работе сельских библиотек района.
Гоголь Н.В. родился в 1809 году. Из малороссийских дворян. По окончании Гимназии высших наук в Нежине (1828) служил в Санкт- Петербурге. В 1831-1832 опубликовал сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки» (8 повестей), принёсший ему литературную известность; в 1835 – «Миргород». В 1836 в пушкинском «Современнике» появились повести «Коляска» и «Нос». В том же году поставлена на сцене и напечатана комедия «Ревизор». Сокровенный смысл пьесы автор разъяснил в «Развязке ревизора» (1846): «Страшен тот ревизор, который ждёт нас у дверей гроба». В 1836-48 Гоголь жил за границей (Швейцария, Париж, Рим). В 1842 выпустил 1-ый том «Мёртвых душ», задуманных как эпос в 3 томах, обнимающий собой «всю Русь» и «всё человечество в массе» (духовный смысл поэмы раскрыт в предсмертной записи Гоголя: «Будьте не мёртвые, а живые души. Нет другой двери, кроме указанной Иисусом Христом…»). В том же году в Санкт – Петербурге вышло собрание сочинений Гоголя (Ч.1- 4), где впервые появились комедия «Женитьба», повесть «Шинель» и др. В 1843 году Гоголь приступил к работе над «Размышлениями о Божественной Литургии» (опубл. 1857), в которых выразил основы своего миросозерцания.

1840-е гг. прошли под знаком стремления Гоголя к иночеству, обеты которого он воплощал в своей жизни (главное его чтение в этот период- православная святоотеческая литература, в т.ч. «Лествица» Иоанна Синайского). Отражением духовной жизни Гоголя стала 2- ая редакция повести «Портрет» (1842): художник становится монахом (приуготовив себя жизнью отшельника, он создаёт картину, которая поражает зрителя исходящей из неё силой духа.) Путь к большому искусству, по Гоголю, лежит через личный подвиг художника. В «Портрете» он как бы наметил программу своей жизни: нужно умереть для мира, чтобы пересоздаться внутренне, а затем вернуться к творчеству.

Зимой 1843-44 в Ницце Гоголь написал духовно-нравственные сочинения («Правило жития в мире», «О тех душевных расположениях и недостатках наших, которые производят в нас смущение и мешают нам пребывать в спокойном состоянии», в которых открыл новый для себя жанр, близкий к святоотеческой традиции. К позднему творчеству Гоголя относятся составленные им молитвы и систематизированные выписки из творений Святых Отцов и Учителей Церкви, характерные скорее для писателя -аскета, чем для светского литератора. Молитвы Гоголя, написанные во 2-ой половине 1840-х годов, свидетельствуют о глубокой воцерковлённости его сознания. В 1845 Гоголь пережил творческий кризис, сжёг 1-ю ред. 2-го тома «Мёртвых душ», предпринял попытку оставить литературное творчество и поступить в монастырь.

По словам В.А. Жуковского, настоящим призванием Гоголя было монашество. Однако трагизм ситуации заключался в том, что монашеский склад не был главной стороной натуры Гоголя: в ней преобладало художническое начало. Кризис Гоголя - следствие внутреннего конфликта между духовными устремлениями и писательским даром. В начале 1847 г. Гоголь выпустил «Выбранные места из переписки с друзьями», где высказал свои взгляды на веру, Церковь, царскую власть, Россию и слово писателя. Признавая и принимая существующий порядок вещей, он стремился к изменению общества через преобразование человека. Гоголь остро ощущал отклонение человека от христианских заповедей. В художественных произведениях он часто утверждал идеал через обличение пошлости (в смысле бездуховности), которая есть искажение образа Божия в человеке («В уроде вы почувствуете идеал того, чего карикатурой стал урод»). Единственным условием духовного возрождения России Гоголь считал воцерковление русской жизни. В феврале 1848 Гоголь совершил паломничество в Иерусалим; затем трижды посетил Оптину пустынь, где, по преданию, намеревался поселиться в скиту. В феврале 1852 сжёг бумаги, среди которых, как полагают, находилась беловая рукопись 2-го тома «Мёртвых душ». Перед кончиной соборовался, дважды исповедался и причастился. Похоронен в Свято- Даниловом монастыре в Москве. На надгробном памятнике Гоголя высечены надписи - из Апокалипсиса: «Ей, гряди, Господи Иисусе», и пророка Иеремии: «Горьким словом моим посмеюся». В 1931 останки Гоголя перенесены на Новодевичье кладбище. При жизни Гоголя ценили прежде всего как сатирика и юмориста. Многое в его творчестве стало понятно позднее. Гоголевская традиция определила не только явления в духе «натуральной школы»; но многие лирико-мистические, символические, фантастические и гротескные образы у писателей 20 в. Любое течение или направление в литературе могло по праву видеть в нём своего предтечу. Гоголь стал первым представителем глубокого и трагического религиозно-нравственного стремления, которым проникнута русская литература. Выдвинутый им идеал воцерковления русской жизни –идеал до сей поры глубоко значимый для России. Литературное значение Гоголя огромно. Его именем назван целый период русской литературы. И всё – таки в сознание современников и последующих поколений он вошёл как образец русского писателя, живущего мыслью о личной ответственности за то дело, к которому призван.


БИБЛИОГРАФИЯ:


ПРОИЗВЕДЕНИЯ Н.В. ГОГОЛЯ:
-Гоголь, Н.В.

Полное собрание сочинений в одном томе [ Текст] /Н.В. Гоголь.-М.:»Издательство АЛЬФА- КНИГА»,2009.-1231с.:ил. - (Полное собрание в одном томе)

Гоголь, Н.В.

Собрание сочинений [ Текст]:В 8 т.т.! /Н.В. Гоголь.-М.: «Правда»,1984.-384с.

Гоголь, Н.В.

Избранное [ Текст] /Н.В. Гоголь.-М.:Дет. лит.,2001.-523с.,ил.-(Б-ка мировой литературы для детей,т.38).

Гоголь, Н.В.

Избранное [ Текст] /Н.В. Гоголь.-М.:Профиздат,1995.-416с.- (Б-ка отечественной классики).

Гоголь, Н.В.

Вечера на хуторе близ Диканьки;Миргород; Повести; Ревизор:Комедия [ Текст] / Н.В. Гоголь.- М.:Мир книги,Литература,2008.-496с.- (Бриллиантовая коллекция).

Гоголь, Н.В.

Выбранные места из переписки с друзьями [ Текст] /Н.В.Гоголь.-М.:Сов.Россия,1990.-432с.

Гоголь, Н.В.

Миргород[ Текст] :Повести /Н.В. Гоголь.- М.: ООО «Издательство АСТ «Харьков: «Фолио»,2001.-384с.- (Мировая классика).

Гоголь, Н.В.

Повести,Пьесы, «Мёртвые души» [ Текст]:Серия вторая.т.75 /Н.В. Гоголь.-М.:Изд-во «Художественная литература»,1975.-655с.- (Библиотека Всемирной литературы).

Гоголь, Н.В.

Проза.Статьи [ Текст] /Н.В. Гоголь.- М.: «Сов.Россия»,1977.-384с.- (Российские повести и рассказы).

Гоголь, Н.В.

Пьесы [ Текст] /Н.В. Гоголь.- М.: «Молодая гвардия»,1977.-256с.- (Школьная библиотека).

О нём:
- Виноградов, И.А.

Гоголь- художник и мыслитель[ Текст]: Христианские основы миросозерцания /И.А. Виноградов.-М.: «Наследие»,2000.-448с.

- «В лета моей юности» Н.В. Гоголь на Полтавщине [ Текст]:Фотоальбом /Сост.-Н.А. Высоколова.-М.: «Планета»,1991.-288с.- (Памятные места).
- Воропаев, В.А.

Н.В. Гоголь:Жизнь и творчество [ Текст]:В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам /В.А. Воропаев.-М.:Изд-во МГУ,1998.-128с.- (Перечитывая классику).


- Гоголь, Н.В.

Повести.Мёртвые души [ Текст]:Критика и комментарии.Темы и развёрнутые планы сочинений.Материалы для подготовки к уроку /Н.В. Гоголь.-М.:ООО «Издательство АСТ»: «Олимп»,2002.-688с.-(Школа классики).


-История русской литературы XIX века [ Текст]:т.1 /Под ред. –Ф.М. Головенченко,С.М. Петрова.-М.:Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР,1960.-С.336-384.
- История русской литературы XI- XIX веков[ Текст]:Учебное пособие для вузов /Под ред.- В.И. Коровина, Н.И. Якушина.-М.:ООО «Торгово-издательский дом «Русское слово – РС»,2001.-С.266-296.
- Калашник, Е.Б.

Высокая мудрость простоты [ Текст]:О жизни и творчестве Н.В. Гоголя /Е.Б. Калашник //Читаем,учимся,играем.-2013.-№2.-С.42-48.


- Кто есть кто в мире [ Текст] /Гл.ред.- Г.П. Шалаева.- М.:СЛОВО,Эксмо,2007.-С.291-292.
- Кулешов, В.И.

История русской литературы XIX века[ Текст] :Учеб.пособие /В.И. Кулешов.-М.:Издательство МГУ,1997.-С.208-264.


- Манн, Ю.В.

Поэтика Гоголя [ Текст] :2-е изд.,доп /Ю.В. Манн.-М.:Худож.лит.,1988.-413с.


-Новая Российская энциклопедия [ Текст] :В 12 т.т.4(2):Гамбургская-Головин /Редкол.-А.Д.Некипелов,В.И. Данилов-Данильян и др.-М.:ООО «Издательство «Энциклопедия»:ИД «ИНФРА- М»,2003.-С.450-451.-(Энциклопедия).

Смирнова, Е.А.

Поэма Гоголя «Мёртвые души» [ Текст] /Е.А. Смирнова.-Ленинград:Издательство «Наука» Ленинградское отделение,1987.
- Энциклопедия литературных героев:Русская литература XVII- первой половины XIX века[ Текст] .-М.:Олимп:ООО «Издательство АСТ»,1997.-С. 126-206.
- История всемирной литературы [ Текст] :В 9 т.т.6.-М.:Издательство «Наука»,1989.-С.369-384.

Составила библиограф Ткачева И.Н.
страница 1



Планирование беременности