Папуа - Новая Гвинея. Горока Шоу

Папуа - Новая Гвинея , особенно ее центр - один из заповедных уголков Земли, куда почти не проникла человеческая цивилизация. Люди там живут в полной зависимости от природы, поклоняются своим божествам и почитают духов предков. На побережье острова Новая Гвинея сейчас обитают вполне цивилизованные люди, знающие официальный - английский - язык. С ними много лет работали миссионеры. Однако в центре страны что-то вроде резервации - кочующие племен а, которые до сих пор живут в каменном веке. Они знают по имени каждое дерево, хоронят умерших на ветвях, понятия не имеют о том, что такое деньги или паспорта.

Их окружает гористая, заросшая непроходимыми джунглями страна, где из-за высокой влажности и невообразимой жары жизнь для европейца невыносима. Никто там не знает ни слова по-английски, а каждое племя говорит на своем языке, которых в Новой Гвинее насчитывается около 900. Племена живут очень изолированно друг от друга, сообщение между ними почти невозможно, поэтому диалекты их имеют мало общего, и люди друг друга попросту не понимают. Типичный населенный пункт, где обитает папуасское племя: скромные хижины покрыты огромными листьями, в центре - что-то вроде поляны, на которой собирается все племя, а вокруг на много километров джунгли. Единственное оружие этих людей - каменные топоры, копья, луки и стрелы. Но не с их помощью они надеются защититься от злых духов. На то у них есть вера в богов и духов. В папуасском племени обычно хранится мумия «вождя». Это некий выдающийся предок - самый смелый, сильный и умный, павший в бою с врагом. После смерти его тело было обработано особым составом, чтобы избежать тления. Хранится тело вождя у колдуна.

Он есть в каждом племени. Этот персонаж весьма почитаем среди сородичей. Его функция в основном состоит в том, чтобы общаться с духами предков, задабривать их и спрашивать совета. В колдуны обычно идут люди слабые и непригодные для постоянной битвы за выживание - одним словом, старики. Колдовством они зарабатывают себе на жизнь. БЕЛЫЕ-ВЫХОДЦЫ С ТОГО СВЕТА? Первым белым человеком, попавшим на этот экзотический континент, был русский путешественник Миклухо-Маклай. Высадившись на берегу Новой Гвинеи в сентябре 1871 года, он, будучи человеком абсолютно мирным, решил не брать на берег оружия, прихватил лишь подарки и блокнот, с которым никогда не расставался.
Местные жители довольно агрессивно встретили чужака: пускали стрелы в его сторону, устрашающе кричали, размахивали копьями… Но Миклухо-Маклай никак не отреагировал на эти выпады. Напротив, он с самым невозмутимым видом сел на траву, демонстративно снял туфли и лег вздремнуть. Усилием воли путешественник заставил себя уснуть (или только сделал вид). А когда проснулся, увидел, что папуасы мирно сидят рядом с ним и во все глаза рассматривают заморского гостя. Дикари рассудили так: раз бледнолицый не боится смерти, значит, он бессмертен. На том и порешили. Несколько месяцев прожил путешественник в племени дикарей. Все это время аборигены поклонялись ему и почитали как бога. Знали, что при желании таинственный гость может повелевать силами природы. С чего это вдруг?

Да просто однажды Миклухо-Маклай, которого называли не иначе как Тамо-рус - «русский человек», или Караан-тамо - «человек с Луны», продемонстрировал папуасам такой фокус: налил в тарелку со спиртом воды и поджег. Доверчивые местные жители поверили, что иноземец способен поджечь море или остановить дождь. Впрочем, папуасы вообще легковерны. К примеру, они твердо убеждены в том, что мертвые уходят в свою страну и возвращаются оттуда белыми, принося с собой много полезных предметов и еды. Живет это поверье во всех папуасских племенах (притом что они почти не общаются друг с другом), даже в тех, где никогда не видели белого человека. ПОХОРОННЫЙ ОБРЯД Папуасы знают три причины смерти: от старости, от войны и от колдовства - если смерть произошла непонятно отчего. Коли человек умер своей смертью, его почетно похоронят. Все похоронные церемонии направлены на задабривание духов, принимающих душу покойника. Вот типичный пример такого обряда. Близкие родственницы покойного отправляются к ручью, чтобы в знак траура совершить биси - обмазывание желтой глиной головы и остальных частей тела. Мужчины в это время подготавливают погребальный костер в центре деревни. Недалеко от костра готовится место, где будет почивать покойник перед кремацией.

Сюда кладут ракушки и священные камни вуса - обиталище некоей мистической силы. Прикосновение к этим камням живых строго карается законами племени. Поверх камней должна лежать длинная плетеная полоса, украшенная камешками, которая играет роль моста между миром живых и миром мертвых. Усопшего кладут на священные камни, обмазывают свиным жиром и глиной, посыпают птичьими перьями. Затем над ним начинают петь похоронные песни, в которых рассказывается о выдающихся заслугах покойного. И наконец, тело сжигается на костре, чтобы дух человека не вернулся из загробного царства обратно. ПАВШИМ В БОЮ - СЛАВА! Если человек погиб в бою, его тело жарится на костре и с соответствующими случаю ритуалами почетно съедается, чтобы его сила и смелость перешли к другим мужчинам. Через три дня после этого жене покойного в знак траура отрезают фаланги пальцев. Связан этот обычай с другой древней папуасской легендой. Один человек плохо обращался со своей супругой. Она умерла и попала на тот свет. Но муж тосковал по ней, не мог жить один. Отправился он за женой в иной мир, подошел к главному духу и стал умолять вернуть любимую в мир живых. Дух поставил условие: жена вернется, но только в том случае, если он даст обещание бережно и по-доброму к ней относиться. Мужчина, разумеется, обрадовался и все сразу пообещал.

Жена вернулась к нему. Но однажды муж забылся и вновь заставил ее тяжело трудиться. Когда же он спохватился и вспомнил о данном обещании, было уже поздно: жена распалась у него на глазах. У мужа от нее осталась только фаланга пальца. Племя разгневалось и изгнало его, потому что он отнял у них бессмертие - возможность вернуться с того света, как его жена. Однако на деле фалангу пальца почему-то отрезает себе жена в знак последнего дара погибшему мужу. Отец же покойного совершает обряд насук - отрезает себе деревянным ножом верхнюю часть уха и потом глиной замазывает кровоточащую рану. Церемония эта довольно долгая и болезненная. После похоронного обряда папуасы почитают и задабривают дух предка. Ибо, если его душу не задобрить, предок не покинет деревню, а будет жить там и вредить. Дух предка некоторое время кормят, как живого, и даже стараются доставить ему сексуальные удовольствия. К примеру, глиняную статуэтку племенного божка ставят на камень с дырочкой, символизирующий женщину. Загробный мир в представлении папуасов - это некие райские кущи, где много еды, особенно мяса.

СМЕРТЬ С УЛЫБКОЙ НА ГУБАХ В Папуа - Новой Гвинее люди верят, что голова является вместилищем духовной и физической силы человека. Поэтому, воюя с врагами, папуасы прежде всего стремятся завладеть этой частью тела. Каннибализм для папуасов - вовсе не стремление вкусно поесть, а скорее магический обряд, в процессе которого людоеды получают ум и силу того, кого они поедают. Применим этот обычай не только к врагам, но и к друзьям, и даже родственникам, героически павшим в бою. Особенно «продуктивен» в этом смысле процесс поедания мозга. Кстати, именно с этим обрядом медики связывают очень распространенное среди людоедов заболевание куру. Куру по-другому называется коровьим бешенством, заболеть которым можно при употреблении в пищу непрожаренного мозга животных (или, в данном случае, человека). Этот коварный недуг впервые был зафиксирован в 1950 году в Новой Гвинее, в племени, где мозг умерших сородичей считался деликатесом. Болезнь начинается с болей в суставах и голове, постепенно прогрессируя, приводит к потере координации, дрожи в руках и ногах и, как это ни странно, приступам безудержного смеха. Недуг развивается долгие годы, иногда инкубационный период составляет 35 лет. Но самое ужасное - жертвы болезни умирают с застывшей улыбкой на губах. Сергей БОРОДИН

Министерство образования Российской Федерации

Орловский Государственный Университет

Реферат

по дисциплине: «Культурология»

по теме: «Культура аборигенов Австралии и

папуасов Новой Гвинеи»

Выполнила:

студентка 1 курса, 3 группы

Меланезия, или Чёрные острова, - это Новая Гвинея, Соломоновы острова, Новые Гебри­ды,архипелаг Бисмарка, Новая Кале­дония, Фиджи, острова Санта - Крус, Банкс и множество иных, более мел­ких клочков суши. Их коренное насе­ление состоит из двух больших групп - меланезийцев и папуасов.

Меланезийцы живут на побережье Новой Гвинеи, а папуасы - во внут­ренних частяхдругих больших остро­вов. Внешне они необычайно похожи, зато различаются по языкам. Хотя меланезийские языки входят в боль­шую малайско-полинезийскую семью, люди, на них говорящие, не могут общаться между собой. А папуасские языки не только не родственны ника­ким иным языкам мира, но очень ча­сто даже друг другу.

Кроме меланезийских и папуас­ских народов в малодоступных гор­ных районах Новой Гвинеи и на многих больших островах живут малорослые пигмейские племена.Однако и их языки изучены пока недостаточ­но.

Житель Папуа - Новой Гвинеи в ритуальном облачении колдуна.

В восточной части острова Новая Гвинея, на архипелаге Бисмарка и северной части Соломоновых ост­ровов расположено государство Папуа - Новая Гвинея. В XVI в. эти земли были открыты португальцами. С 1884 г. территорией владели Вели­кобритания и Германия, а в начале XX в. она контролировалась Австра­лией. Хотя в 1975 г. страна стала независимой, она входит в Содружество и формальной главой государ­ства является королева Великобрита­нии. В стране добывают медь, золото и цинк. Выращивают кофе, какао и кокосовую пальму.

Папуа - Новую Гвинею часто называют «раем для этнографов, но адом для любого правительства». Это выражение было придумано еще колониальными чиновниками, однако оно не менее справедливо и для наших дней. Почему «рай» - понятно: мало найдётся на Земле мест с таким разнообразием язы­ков, обычаев и культур. С одной стороны - чиновники, бизнесме­ны, рабочие столичного города Порт-Морсби, носящие европей­скую одежду и получившие образо­вание. С другой - не вышедшие из каменного века горные племена, ведущие войну друг с другом и не понимающие языка людей из со­седней долины. Они могут радуш­но встретить приезжего учёного, но убить человека из ближайшей де­ревни. Поэтому для правительства это «ад», ведь ему приходится «впрягать в повозку» государст­венного устройства не только «вола и трепетную лань», но еще «лебедя, рака да щуку» в придачу.

Правительство страны попыта­лось укрепить в сознании папуасов и меланезийцев то, что они принад­лежат к одному народу - найми Папуа - Новой Гвинеи. Для этого нужен прежде всего общий язык, ведь количество языков в стране ни­кем не подсчитано. В сущности, общий язык имелся, к тому же по­нятный во всей Меланезии. В Па­пуа - Новой Гвинее его называют «ток-писин». Он возник из англий­ских слов и меланезийской грамма­тики среди завербованных на план­тации батраков из разных племён, которым нужно было между собой общаться. Англичане этот язык на­зывали «пиджин-инглиш» (от англ. pigeon - «голубь»); произношение папуасов и меланезийцев напоми­нало им воркование голубей. Очень быстро язык распространился, дос­тигнув самых отдалённых горных деревень: его приносили вернувши­еся с заработков мужчины или бро­дячие торговцы. Почти все слова в нём английские. Хотя территорией Папуа долго владели немцы, от их языка осталось лишь два слова (одно из них «пасмалауф» - «за­ткнись»).

Если по-английски «вы» - «ю», а «мне» - «ми» (в ток-писин это означает «я»), то сочетание «ю-ми» («ты-я») даёт местоимение «мы». «Кам» - «прийти», «кам - кам» - «пришёл»; «лук» - «смотреть», а «лук-лук-лук» - «смотреть очень долго». Наиболее распространён­ным словом является «фела» (от англ, «парень»); так обращались плантаторы к батракам.

В сущности, ничего странного в языке ток-писин нет: возникли же французский и румынский, испан­ский и португальский из принесён­ной римскими колонизаторами латы­ни, которую покорённые народы изменяли на свой лад! Надо только развить язык, чтобы издавать газеты, говорить по радио и т. д. Поэтому ток-писин преподают во всех школах Папуа - Новой Гвинеи. А главный лозунг страны - «Ю-ми ван-пела пипал!» («Мы один народ!»).

Интересно то, что папуасы и ме­ланезийцы не только считают ток-писин своим языком, но и знают, что есть ещё другой английский, на­стоящий. Его называют «ток-плес-билонг-Сидни» - «сиднейский язык». Ведь Сидней - ближайший крупный город, населённый белыми. Поэтому тот, кто хочет получить об­разование, должен владеть «сид­нейским языком».

Известный путешественник Миклухо-Маклай наблюдал папуасов Новой Гвинеи, не умевших еще добывать огонь, но уже знавших приемы приготовления хмельных напитков: они разжевывали плоды, отжимали их сок в скорлупу кокосовых орехов и через несколько дней получали брагу.

Сельскохозяйственные культуры, выращиваемые на лесных расчистках папуасами Новой Гвинеи в большинстве своем плодовые или клубневые растения, и в отличие от зерновых культур их нельзя хранить долго. Поэтому общину всегда подстерегает опасность голода.

Существуют некоторые принципы взаимоотношений между людьми. Этнографы, отдавшие годы изучению обществ с примитивной экономикой, неоднократно подчеркивали, что людям здесь далеко не чужда романтическая любовь. В то время как основные принципы семейного устройства не регламентированы сколько-нибудь жесткими правилами и допускают широкую свободу выбора,

сравнительно малозначимые, на наш взгляд, детали поведения женщины находятся под строжайшим контролем традиций и обычаев. В основном речь идет о предписаниях негативного характера. У папуасов Новой Гвинеи женщина не имеет права входить в мужской дом, играющий роль деревенского клуба, участвовать в праздничных трапезах, прикасаться к возбуждающему напитку кеу. Ей не только не разрешено присутствовать при игре мужчин на музыкальных инструментах, но настоятельно рекомендуется стремглав убегать прочь при одних только звуках музыки. Жена не может есть из той же посуды, что и ее муж, а во время еды ей, как и детям, обычно достается то, что похуже. В обязанности женщины входит доставлять овощи и плоды с огорода, чистить их, приносить дрова и воду, разводить огонь. На муже лежит приготовление пищи и распределение ее между присутствующими, причем лучшие куски он берет себе и предлагает гостям.

Жизнь первобытного человека неразрывно связана с охотой. Поэтому, прежде всего магические операции относятся к ней. Так называемая «промысловая магия» сохранилась у современных отсталых народов. Папуасы Новой Гвинеи при охоте на морского зверя помещают в острие гарпуна маленькое жалящее насекомое для того, чтобы его свойства придали остроту гарпуну.

В Папуа – Новой Гвинее религиозные воззрения всегда играли и продолжают играть важную роль. Анимистические верования глубоко укоренились в сознании многих людей так же, как и вера в магическое действие колдовства, которое служит средством регулирования общественных отношений. С середины 19 в. активизировалась деятельность христианских миссионеров, благодаря чему в настоящее время примерно 3/5 населения, по крайней мере, номинально, числятся протестантами и около 1/3 – католиками. Вплоть до Второй мировой войны лечением и образованием меланезийского населения занимались в основном миссионеры. Самые крупные протестантские конфессии – лютеранская и Объединенная церковь Папуа – Новой Гвинеи и Соломоновых Островов. За последние 20 лет значительных успехов добились новые евангелические общины, в частности, одна из крупнейших пятидесятнических организаций – Ассамблеи Бога.

Население страны по этническим и лингвистическим критериям всегда делилось на множество групп, часто весьма незначительных по численности. Отдельную группу образуют папуасские племена на южном побережье Новой Гвинеи.

Папуасы живут в столь недоступных и опасных местах, что их образ жизни практически не изменился за последние несколько сотен лет.

Папуасы верят в своих языческих богов, но с приходом ночи появляются и злые духи, которых они крайне боятся. Они точно следуют обычаям своих предков во время охоты, праздников, войны или свадьбы. Например, племя Дани Дугум считает, что их древние предки были птицами, и "птичья" тематика присутствует в их танцах и экзотической нательной раскраске. Некоторые традиции туземцев Папуа могут показаться нам шокирующими, например: они мумифицируют своих вождей и разговаривают с мумией в дни самых тяжелых испытаний; туземные колдуны заклинаниями вызывают и прекращают дожди.

Большинство папуасов-мужчин (а мальчишки лет по 8-16 практически все) ходят постоянно с луком и стрелами, а также с большим ножом (с его помощью быстро выстругивают новые стрелы), и стреляют по всему, что движется (птица ли, зверь ли). Реакция у папуасов просто великолепная.
Многие папуасы-мужчины ходят абсолютно голыми, но с трубочками, привязанными спереди.

В детстве моей любимой игрой во дворе был дом на дереве. Собирались с друзьями и первым делом делили кусты и деревья. Кому какой достанется, зависело от дара убеждения и грамотной аргументации. А если проще, кому повезет у того и гуще куст. Счастье заключалось в том, что твой домик более незаметен и ты можешь, удобно устроившись там, наблюдать за другими соседями по племени.

В то время я и не знала, что на далеком острове в океане живет целое сообщище, жители которого строят хижины на деревьях. К тому же еще и людоеды. Папуасское племя романтиков.

сайт – Давайте мечтать вместе, приглашает вас отправиться в гости в племя папуасов Новой Гвинеи.

Где живут папуасы Колуфо

Это на юго-востоке Западного Папуа – часть острова, принадлежащего Индонезии, а другая государство Папуа Новая Гвинея. В 1969 году Индонезия аннексировала эти территории. Не путайтесь, если вам придется рассказывать об этом друзьям.

До сих пор большая часть племени живет в джунглях на деревьях. Хотя многие, более продвинутые жители, и рискнули перебраться в ближайшие деревни вдоль реки Беккинг: Янирума и Мбасман.

Племена людоедов-романтиков – короваи

Поразительным является то, что до 1970 года людоедское племя и не подозревало, что на Земле кроме них живут еще другие люди. Пока «homo sapiensс» с большой земли сами не пошли на контакт с короваями.

Племя охотников-собирателей и садоводов, по совместительству, в настоящее время почти не промышляет людоедством (изредка не считается). У них лучше получается ловить рыбу и заниматься охотой на животных, а не на туристов.

Точной информации о том, что в племени не практикуется людоедство нет. Многие считают, что каннибализм по-прежнему является активной практикой.

Женщина племени готовит саго (фото: Eric Baccega/NPL/Media Drum World)

Если, вдруг, вас заподозрят в колдовстве или злых мыслях, то вполне можете угодить на обед. В качестве блюда.

Сейчас аборигенов насчитывается не более 3 800.

С начала 1990 годов некоторые из них стали получать доход от туристических компаний, торгующих турами в деревни папуасов. Короваи организовывают фестивали «саго-граб» и религиозные обряды, знакомят с традициями и образом жизни соплеменников. Вполне себе безобидный образ жизни, по сравнению с тем, чем промышляли раньше.

Фестиваль саго и реинкарнация

Ритуальные танцы и , по их мировоззрению, стимулируют процветание и плодовитость в племени. В жертву духам предков приносятся , обычно это свиньи.

Короваи верят в загробную жизнь и реинкарнацию. Все умершие, по их верованию, могут быть возвращены в любое время обратно на землю. Они полагают, что в новорожденном младенце можно встретить любого жителя своего клана.

Короваи верят в загробную жизнь и реинкарнацию

Образ жизни каннибалов

В племени Новой Гвинеи принято многоженство. Предпочтение отдается кровным родственникам. Приветствуются экзогамные браки. Счет родства ведется по материнской линии. Обычным делом считается брак с дочерью брата матери.

Множество фотографии было сделано фотографом Эриком Баччегой, когда он посетил племя во время экспедиции в 2000 году.

Племена, живущие на деревьях

Поднять свои жилища повыше от земли короваев заставили разные причины, в том числе и частые набеги других племен. Последняя большая атака от аборигенов Citak была в 1966 году.

Дом на дереве

Обычно выбирается крепкое дерево до 10 метров и строится дом. Те из жителей, кто по зажиточней могут позволить себе хоромы на 2 или даже 3 дерева. Встречаются замки на высоте до 35 метров.

Для постройки используют дерево Бадьян. Верхняя часть кроны удаляется, а пол изготавливается из ветвей. Поднимается рама из более крепких веток и затем ее покрывают листьями саго. Стены и крыша сделаны из тех же листьев, из которых конструируется каркас. Затем фиксируют все вместе с помощью ротанговых креплений.

В одной хижине обычно проживает до 10-12 человек, да еще и стадо животных. Поэтому пол укрепляют очень крепко, чтобы ночью не провалиться вниз.

Лестницей в жилище служит ствол дерева с вырезами для ступенек.

Тук-тук, кто в домике живет? (фото: Eric Baccega/NPL/Media Drum World)

Почему папуасы Новой Гвинеи живут на деревьях

Причин, по которой папуасы предпочитают жить на деревьях на самом деле много:

  1. Крайне влажный климат. Болотистые и грязные джунгли не лучшее место для дома на земле. В этих регионах ежегодно проходит до 7 сезонов дождей. А ливни тут еще те. Поэтому мокро круглый год.
  2. Там, где мокро там и комары. . Не таких, как мы привыкли видеть, а тропических. Гигантских размеров и переносящих тьму инфекций. А папуасы заботятся о своем здоровье. Жизнь их и так коротка (до 40-45 лет).
  3. Короваи очень суеверные люди. Верят, что злые духи бродят по лесу. Поэтому полагают, что постройки на высоте помогут им отгородиться от негативной энергии.
  4. Аборигены любят приватное и уединенное проживание. На высоте просто так заглянуть на огонек не у каждого получится. Как только по лестнице-стволу кто-то вздумает подняться, все жилище трясется вместе со стволом, служащим фундаментом дома. Соседи раздражать попусту не будут. Может и нам на заметку это взять?
  5. Самой главной причиной подобного уединения является, конечно же, безопасность. Соседи-людоеды и простые охотники за головами издавна досаждали набегами племенам людоедов — короваев.

В ново построенном доме короваи мажут жиром животного порог и лестницу для благословения жилища (как после этого они же и взбираются туда, непонятно).

В одной хижине на высоте 10-20 метров живут большими семьями. Да еще и их домашние животные. Большие дома имеют отдельные жилые помещения для мужчин и женщин одной семьи. Отдельно предусмотрены пожарные ямы и лестницы.

Пожары и огонь, который разводится в хижине, является самой частой причиной разрушения. Но все равно, каждые 5-7 лет аборигены строят новый дом. Из-за погодных условий такие постройки не долговечны.

Почему короваи каннибалы

Племя очень верит в демонов и ведьм. Их называют Хахуа. В связи с большим количеством болезней и инфекций , средняя продолжительность жизни папуасов не более 40 лет.

Умирая жители шепчут имя своего духовного убийцы родным. И близкие должны убить хахуа, даже если один из них является членом семьи или другом.

Для особо любопытных, несколько шокирующих фактов о людоедстве в диких племенах.

Голова для сушки вешается над огнем, где рядом готовится пища

Про каннибализм в племени

Способы отрезания и хранения голов у разные. Одни сохраняют только челюсти жертвы на память. Привязывают их на пояс и ходят с ними для устрашения врагов.

Другие сохраняют исключительно вываренные или высушенные добела черепа.

Голова вешается над огнем, где рядом готовится пища. Каждый из племени может подойти поддержать костер и перекусить заодно. Срывают кусок кожи и лакомятся ею. Они полагают, что таким образом добавят себе храбрости и бесстрашия.

Все части тела не едятся без разбора. Мышцы и внутренности съедаются в последнюю очередь. А деликатесом считается мозг и язык.

Охота на врагов подразумевает поджог хижин и выманивае жертв в джунгли. После чего их берут в плен, после съедают.

Особо жестоко наказывается прелюбодеяние. Родственники преступников в обязательном порядке присутствуют на исполнении приговора. Все выбирают себе фрагменты тела и съедают их в сыром виде.

Обычно женщинам запрещается присутствовать на таких казнях, но они находят уловки и попадают на этот «тайный праздник». Любопытные однако.

Суровые законы джунглей показательны. А нам, людям цивилизации, уничтожающим друг друга разными способами и с особой изощренностью, есть чему поучиться у племен людоедов.

Это тоже интересно:

Топ – 10 Обряд инициации — вступление во взрослую жизнь, за гранью нашего понимания 5 древних технологий Китая, которым позавидуют современные изобретатели

Когда речь идет о чем-нибудь устаревшем, мы говорим: каменный век. Мы пытаемся представить, как жили наши предки, и в этом нам отлично помогают музеи, в которых мы можем лицезреть всю атрибутику «того века» - каменные топоры, кремневые скребки и наконечники стрел. Этому посвящено много книг, картин и фильмов. Но не каждый знает, что у нас есть уникальная возможность наблюдать за людьми «того времени» в настоящем.

Пространства Земли сегодня освоены, обжиты, заполнены людьми, местами до большой тесноты. И все же есть на Земле «закутки», где без так и не изобретённой «машины времени» с удивлением обнаруживаешь жизнь такой, какой была она в каменном веке, когда люди ещё не знали ни железа, ни бронзы, когда нестареющий желтого цвета металл ещё не сводил с ума род человеческий. Один из таких уголков реликтовой жизни находится в восточной части острова Новая Гвинея, на архипелаге Бисмарка и северной части Соломоновых островов, именно там расположено государство Папуа - Новая Гвинея.

Племена, сохранившие самобытный жизненный уклад предков, не умеющие писать и читать, не знающие, что такое электричество и автомобиль, добывающие себе пищу рыбалкой и охотой. Они верят, что это боги посылают им дождь и пытаются оградить себя от контактов с нашим современным миром. Именно Папуа Новая Гвинея вмещает на своей территории несколько десятков уникальных племен.

Многие ученые-миссионеры пытались проникнуть в жизнь представителей различных племен, но мало кто возвращался оттуда живыми…практически никто!.. А причина «путешествия в один конец» банальна - «чужого человека» съедали. Выражаясь научным языком - смельчаков губил каннибализм племен Папуа. Они не принимали чужаков - нарушение их пространства приводило к смертельному исходу.

Сейчас все изменилось. Жители многих племен с радостью принимают гостей и с не меньшим обоюдным интересом наблюдают за представителями цивилизации.

Мало найдется мест на Земле с таким разнообразием языков, обычаев и культур. Представьте - на одной части острова живут чиновники, бизнесмены, рабочие, носящие европейскую одежду и имеющие образование - современные люди, а на другой - так и не перешагнувшие каменный век горные племена. Они воюют между собой и не понимают языка племён из соседней долины. И для нас их жизнь удивительна. Так странно, что в 21 веке ещё существуют народы, живущие в первобытности. Но мы для них настолько же дики, как и они для нас.

Вот несколько из племён Папуа Новой Гвинеи.

Племя дани долго являлось неизвестным, а высокие горы на Западном Папуа долгое время считались необитаемыми.

Места здесь красивые и люди милые, одна проблема - чужаки никак не могли установить с ними контакт. Все пропадали без следа - и путешественники и миссионеры.
В 1954 году сюда спустился на парашюте первый христианский миссионер. Так местное население узнало, что они не одни на этой земле.
В это почти невозможно поверить, но каменный топор здесь остается главным орудием труда, а стрела и лук - главным оружием. Но охота кормит их все меньше и меньше, т.к. количество животных сокращается - цивилизация наступает.

Дани заядлые курильщики. Курят у них все - от детей до стариков. Первая встреча с Дани может показаться агрессивной - это ритуал в виде боевых действий, которым они приветствуют туземцев. Так что к встрече с ними лучше морально подготовится.

Папуа - удивительный остров. Здесь проживает сотая доля процентов всего человечества, которая говорит на 15% всех существующих в мире языков! Даже Дани используют четыре различных диалекта.
Некоторое время голландские миссионеры не понимали, зачем их просили вставать с подветренной стороны, когда они ходили вместе с членами этого племени - оказалось, что дани не очень нравится запах белого человека. Ощущения были взаимными - запах, который исходит от дани, для белого человека тоже непривычен.

У дани есть жуткая традиция - они очень тяжело переживают потерю близких, и когда это происходит, мужчина отрезает себе бамбуковым ножом кусочек уха, а женщины - фаланги пальцев.

Наверное, пройдет немало времени, прежде чем в племена Папуа Новой Гвинеи доберется интернет, социальные сети и прочие глупости цивилизации. Вот тогда, быть может, и здесь заговорят об одиночестве и эгоизме, тщеславии и цинизме. Пока же у дани все общее и у них гораздо меньше проблем, или они совершенно иные, нежели в «нашем» мире.

Главное богатство народа дани - свиньи. Все здесь измеряется хрюшками. Богатство человека здесь можно определить двумя вещами - количеством жен и количеством свиней. Для церемоний и праздников для дани очень важна свинья. Если вы соберетесь к ним в гости и хотите подружиться - купите хрюшку и будете желанным гостем!
Дани отличные земледельцы - их урожай - это обилие овощей и фруктов. Женщины носят травяные юбки, а мужчины - катеку, предмет, который одевается на причинное место и является единственным элементом одежды мужчины. На вопрос: «Может ли мужчина ходить без катеки?» один путешественник получил ответ: «Нет, конечно, без харима ты как голый! Придется прикрываться руками, чтобы женщины не увидели!». Конечно, люди, которые живут поближе к Вамене и часто там бывающие, уже носят одежду. Но, несмотря на некоторую эротичность костюма местных мужчин, нравы у дани строгие. Распущенности, свойственной людям в других частях света, там не место!

Дани живут довольно долго и редко болеют - тут сказывается и жизнь на свежем воздухе, и физический труд. Понятно, что это способствует долголетию. И это - при жуткой антисанитарии, которой они так щедро будут с вами делиться, угощая своими диковинными блюдами. Но живут и даже не жалуются! В общем, их иммунитету можно только позавидовать.

И есть в этих людях что-то невероятно трогательное и то, чего нет уже у нас - простоты и искренности.

Когда-то и до этого племени доберутся плоды цивилизации и технического прогресса и дани изменятся. И станут похожими на нас…

Следующими представителями «каменного века» является племя лани . Прибыв на их землю, не удивляйтесь, если увидите немалое количество брошенных хижин. Дело в том, что люди племени лани, где бы они ни останавливались, пусть даже на несколько часов, строят хижины из ветвей, бамбука, листьев и папоротника для защиты от дождя.

Не так давно за племенем лани ходила слава каннибалов. Связь лани с цивилизованным миром до сих пор практически не установлена. В обмен на ножи, спички и кастрюли они предлагают гостеприимство в хижине, наполненной едким дымом.

Вообще, племенной народ Папуа — народ удивительный, умеющий жить в совершенной гармонии с природой, добывающий пропитание охотой и земледелием. Мужчины выглядят крепкими и носят ту же «одежду», что и мужчины дани. Одежду здесь не носят даже в холода, в таких случаях тело натирают свиным жиром.

Внешний облик женщин будет попроще - они одеты в юбки из растительных волокон, на голове носят длинную сеть, спускающуюся на спину подобно мешку, в котором держат личные вещи, включая младенцев или поросят. Их пальцы часто ужасно изуродованы: это результат ритуальной ампутации в знак траура по родным. Так, палец за пальцем, племя лани жертвует часть себя в память о близких...

По утверждениям властей, в племенах Папуа случаев каннибализма уже нет, но кое-кто уверяет, что в глубине острова, в самых отдаленных и труднопроходимых местах, до сих пор вспыхивают кровавые битвы между племенами, являющиеся продолжением долголетней вражды. В случае победы, они просто совершают традиционный ритуал - поедание тела врага.

Но, несмотря на всю «каменность» жизни лани у них все же состоялась неизбежная встреча с белым человеком, а значит и с металлическими ножами, пластмассовыми ведрами, майками, джинсами, миссионерами, антропологами и туристами.

Племя яли ещё 35 лет назад употребляло в пищу «человечину». Сегодня настала очередь цивилизации - она «съедает» их. Миссионеры своим вмешательством в их жизнь постепенно разрушают самобытную культуру, а правительство Индонезии бесцеремонно захватывает территорию, принадлежащую яли с древности. Сейчас племя яли составляет около 20 тысяч человек.

Самое первое знакомство яли с белыми людьми произошло более 50-ти лет назад, но эта встреча практически ничего не изменила в жизни папуасов. Если не считать за изменения такие мелочи, как появление в жизни яли металлических котелков и сковородок. Внешний вид их мало отличается от внешности других аборигенов Новой Гвинеи. Рост у них очень маленький (самый высокий ялиец - полтора метра), и они по-прежнему ходят обнаженными. На женщинах из одежды присутствует только некое подобие мини-юбки, а мужчины на свое мужское достоинство надевают катеку - подобие чехла из высушенной тыквы.

Яли очень трудолюбивые, основное их занятие - земледелие, они выращивают сладкий картофель, бананы, кукурузу, табак. Едят только то, что вырастили сами и то, что дает им природа. Единственный продукт питания фабричного изготовления, который пользуется у яли огромной популярностью - сухая вермишель «Мивина»! В чем можно убедиться, проехав через Джунгли, где местами валяются обертки от этого фастфуда.

Яли - одно из немногих племен, которые известны каннибализмом. Аборигены имеют различные уловки и оружие для нападения на людей, чего стоит один черный лук, сделанный из пальмового дерева и для которого имеется целый арсенал стрел для разной добычи. И среди этих стрел на птиц и другую живность имеются стрелы на людей. По утверждениям яли, ягодицы считаются самым вкусным лакомством. В каннибализме они не видят ничего предосудительного. Но по утверждениям многих путешественников и властей острова, яли больше не едят людей с белым цветом кожи. Так как белый цвет для них - это траур. Им кажется, что белые люди - слуги смерти.

Живут они по принципу «девочки - налево, мальчики - направо», т.е. женщины с детьми живут раздельно от мужчин. Но когда мальчики достигают 4-х летнего возраста, они переселяются в «мужской дом».

Что может нарушить такой упорядоченный образ жизни? Ответ прост - война. Самое удивительное, что причиной может стать совершенная мелочь, но если уж не мелочь, то точно не причина для начала войны. Свинья, а точнее её исчезновение - вот она, «глобальная» причина распрей. И случись подобное, яли тут же берутся за луки и копья, готовые к атаке. Все объясняется тем, что свинья у папуасов ценится на вес золота, за одного упитанного кабанчика можно купить себе жену. Вот такой вот обмен.

Но порадовать себя жареным кабанчиком яли могут крайне редко, исключительно по праздникам. Например, свадьба или обряд инициации, то есть становление мальчика яли мужчиной - вот тут и свинью можно закоптить. А в будни приходится ходить вокруг аппетитной хрюшки и «радовать» себя полусъедобным корешком или новогвинейской морковкой.

Миссионеры все больше «внедряются» в жизнь племени, пытаясь сделать их жизнь более цивилизованной. Они привозят им медикаменты, обучают детей грамоте, строят маленькие гидроэлектростанции, посадочные площадки для вертолетов, мосты на реках... Но при этом территория, на которой проживает племя яли, объявлена национальным парком, и, следовательно, там запрещена охота, что лишает племя пропитания. Были попытки переселить яли ближе к цивилизации, т.к. здесь часты землетрясения, но в долине люди яли начинают болеть малярией.

В то время, когда каннибализм в Новой Гвинее ещё не сбавил свои обороты, местные власти для обеспечения безопасности туристов обязали всех приезжих брать разрешение в полиции и сообщать им свои данные - приблизительный маршрут экспедиции. Наверное, чтобы хотя бы знали, в каком котелке их потом искать…

Волею судеб племя асматы поселилось в самой мокрой и болотистой местности с высокой степенью влажности и самым богатым источником заболеваний.

Они проживают в одноимённом регионе провинции Папуа в Индонезии. Численность асматского народа оценивается примерно в 70 000. Асматы являются профессионалами в области резьбы по дереву, их изделия высоко ценятся среди коллекционеров.

Культура и образ жизни асматов очень зависят от природных ресурсов, добываемых в лесах, реках и морях. Асматы живут за счёт добываемого из пальм саго крахмала, рыбы, лесной дичи и других видов животных и растений, которых можно встретить на острове. Из-за частых наводнений асматы ставят свои жилища на деревянные балки - на два или больше метра выше уровня земли. В некоторых регионах жилища папуасов расположены в 25-ти метрах от земли.

Асматы, также как и другие племена Папуа, в свое время «грешили» каннибализмом.
У них осталось много занятных способов использования частей человеческого тела - использование черепа в качестве «подушки» под голову или детской игрушкой, человеческая берцовая кость использовалась в качестве дротика.
А сейчас гостям они помогут построить дом, каждый день будут снабжать вас рыбой, креветками и кабаньим мясом в обмен на леску, крючки, бритвенные лезвия, спички, соль, ножи, топоры или мачете. Кое-кто из них найдет время, чтобы помочь вам выучить их язык, который вначале ошеломит вас невероятной смесью бессвязного бормотания, кулдыканья и кудахтанья.

Короваи - племя, живущее на деревьях

Племя короваи - одно из интереснейших и уникальнейших находок для антропологов и других исследователей. Они живут в восточном регионе Индонезии на деревьях и разговаривают на одном лишь им понятном языке. По данным переписи населения, проводимой в этом году, аборигенов этого племени насчитывалось около 3000 человек. Они умело взбираются по лестницам к своим деревянным домам, располагающимся на высоте 50-ти и более метров от земли. Высота, на которой находится дом, зависит от отношений с соплеменниками. Чем хуже отношения, тем выше дом. Для постройки спиливают деревья, на которые и устанавливают довольно специфическое сооружение. Это невероятно: там, на высоте, вместе с членами одной или двух семей живут еще и собаки, свиньи и прочая живность. Подняться к этому дому можно только по очень тоненькой деревянной лесенке - по стеблю бамбука с вырубленными ступеньками.

До конца 1970-ых годов, когда антропологи начали изучать это племя, короваи не знали о существовании других людей помимо своего племени. Любимое блюдо племени - личинки жуков. Для этого деревья саго срубают за 4-6 недель до пира и оставляют гнить в болоте, где их наполняют эти личинки. На подходящей стадии развития личинок деревья «вскрывают» каменным топором или острым копьем. Жуков едят как сырыми, так и жареными. У них довольно приятный вкус. В мире племени короваи, где не хватает протеина, эти жуки - один из нескольких важных источников жира.

Встречают гостей они внимательно, но настороженно. Могут угостить своим деликатесом - блюдом из сагового крахмала. Еще они питаются бананами, ананасами. Свинина для них - роскошь, ее едят, наверное, раз в год. Но общаться с представителями этого племени не так просто - что-то им не понравилось, сразу забежали вверх и закрылись.

Один из самых загадочных народов земли - племя комбаи . До недавнего времени они практиковали каннибализм. Многие миссионеры пытались понять, что же заставляет племена есть себе подобных?

Для того чтобы понять другую культура, нужно стать её частью. Что и делали многие ученые-путешественники. Ни дорог, ни бетона, ни зданий, ни телеграфных столбов - только километры джунглей. Эти люди живут глубоко в чаще леса и занимаются охотой и собирательством. Путь к ним мог бы занять несколько недель, если бы не сеть аэродромов, построенных миссионерами. В Вангамале, построенной в 70-х годах живут около ста представителей племени комбаи. Они носят европейскую одежду, дети ходят в школу, а по воскресеньям все собираются на мессу. После прихода к ним миссионеров, комбаи не сразу их приняли и были настроены весьма враждебно. Но после того, как миссионеры выдали им одежду, посуду, табак, отношение к ним изменилось. Людям, которые живут в деревнях, намного легче, чем тем, которые живут в джунглях. Видя человека в одежде, они прячутся и стреляют в него. Эти люди по сей день едят друг друга.

Не удивляйтесь, если при встрече они попросят вас раздеться. Возможно, для того, чтобы убедиться, что вы готовы говорить на Их языке, следуя Их традициям. Комбаи ходят обнаженными, прикрывая только область паха листьями. Для чужака вторжение в один из кланов может стоить жизни. Если к одной из хижин подойти в одиночку, то вас могут застрелить. Здесь нет утвари, которой пользуемся мы. Представьте, каково жить без сковородок и посуды, в которой можно кипятить воду и даже без посуды для питья - здесь есть только листья и камни.

Курение их любимое занятие и удивительно, что у этих людей нет проблем с легкими, по крайней мере, они спокойно передвигаются по горам и склонам, не испытывая отдышки.

В этом обществе обязанности четко разделены на мужские и женские. Когда мужчины срубают дерево, женщины достают из него сердцевину. Их жизнь кажется легкой. Когда им хочется есть - они отправляются на охоту, а остальное время - отдыхают.

Трудно представить, что эти спокойные и добродушные люди могут быть каннибалами. В разных мировых культурах каннибализм объясняется по-разному. Причины варьируются от обычного голода до воздания почести мертвым. У некоторых племён каннибализм считается формой казни - едят только преступников. Считается, что если человек злой, его нужно съесть. Комбаи верят, что душа живет в животе и мозге. Именно поэтому эти части тела нужно съедать. «Если плохой человек убьет кого-то из моей семьи, я убью его. Если он из другого селения - я съем его. Если он из нашего селения - я отдам его на съедение всем своим соседям». Вот так. Этой морали они следуют и сейчас.

Джунгли покрыты ковром их колючек, но комбаям все нипочем. Они не носят обуви - от этого их ступни жесткие и нечувствительные.

Путешествие по Папуа может стать хорошей школой жизни. Побывав рядом с опасностью и тяжелыми условиями жизни, по-новому оцениваешь свою жизнь и находишь крайне важным то, к чему раньше относился непростительно небрежно.

Добро пожаловать в один из самых нетронутых уголков земли. Папуа - Новая Гвинея. Это государство непроходимых тропических лесов, где обитает 38 видов райских птиц. Здесь нет несколько автомобилей, и велосипедов, нет даже рабочих лошадей или мулов. Здесь нет ресторанов, баров, магазинов, электричества и дорог. В этих местах новорожденную девочку могут назвать Лопатой, а мальчика – топором.

В этих местах проживает около 2 000 племен, включая этих чудиков - Грязевых людей из долины Вагхи.
Чтобы найти это необычное племя, отправимся в центр острова Новая Гвинея на высоту 1677 метров, где находится большая плодородная долина Вахги. Тут, кстати, расположен пятый по величине город Папуа - Новой Гвинеи с населением 46 250 человек - Маунт-Хаген. Он же является так называемой «границей цивилизации», ведь дальше идут территории горных племен.

Члены нашего племени Грязевых людей из долины Вагхи выглядят очень колоритно. Их тела разрисованы и измазаны глиной, а на головах - устрашающие маски. Враги точно 10 раз подумают, прежде чем наступать дальше.


Смотрите, какие устрашающие!


Красавцы.


В Папуа-Новой Гвинее есть языковая проблема - тут говорят на более чем 800 различных языках, и очень часто члены одного племени не понимают, что говорят соседи, находящиеся всего в нескольких километрах.




Государство Папуа - Новая Гвинея расположено в западной части Тихого океана, севернее Австралии и недалеко от экватора.


Остров Новая Гвинея и большинство других островов страны имеют горный рельеф где и живут горные племена. Высота значительной части территории более 1000 м над уровнем океана, а некоторые вершины Новой Гвинеи достигают 4500 м, то есть пояса вечных снегов. Многие из горных хребтов представляют собой цепи вулканов. В Папуа - Новой Гвинее 18 действующих вулканов. Большая часть из них находится на севере страны. С вулканической активностью сопряжены и сильные, подчас катастрофические землетрясения.


С растениями тут ожидаемо богато - произрастает более 20 тысяч видов растений. Густые влажные тропические леса, образованные сотнями видов деревьев, поднимаются по склонам гор.


Будучи крупнейшим и самым большим в мире тропическим островом, Новая Гвинея занимает менее 0,5 % поверхности суши, но поддерживает высокий процент глобального биоразнообразия. Приблизительно 4642 вида позвоночных населяют остров Новая Гвинея и прилегающие к нему воды, что составляет около 8 % признанных видов мировых позвоночных.


Животный мир страны представлен пресмыкающимися, насекомыми и особенно многочисленными птицами. В лесах и на побережье много змей, в том числе ядовитых. У морских берегов и в больших реках встречаются крокодилы и черепахи.


А грязевые люди из Папуа-Новая Гвинея говорят, что нам пора домой.



Планирование беременности