Социализация как фактор формирования личности. Общие основы педагогики

Глубокие изменения, происходящие в нашем обществе, сказались на всех сферах жизни, в том числе на системе образования, воспитания и социализации. Под социализацией принято понимать усвоение человеком социального опыта и ценностно-нравственных ориентаций, необходимых для выполнения социальных ролей в обществе. Система воспитания упорядочивает процесс социализации и придает ему целеустремленность.

Особая роль в современной социализации принадлежит социальному институту - образованию и приобретению профессии.

Современное образование - сложное и многогранное общественное явление. Образование есть целостная система учебных, воспитательных форм педагогической деятельности, ориентированной на социальный заказ, социальные потребности гражданского общества. Становление, развитие и функционирование гражданского общества невозможны без социализации образования, то есть без решения наиболее важных задач в социокультурной сфере общества. Их диапазон весьма широк: усвоение и переработка информации, знаний и социального опыта, соблюдение духовно-нравственной преемственности поколений, социализация личности, накопление ею интеллектуального, физического и профессионального потенциала, трудоустройство выпускников учебных заведений, их социальный статус и т.д. Социализация образования позволяет преодолевать разобщенность, поляризацию взаимосвязанных компонентов культуры: естественнонаучного, технико-технологического и социально-гуманистического. Одной из главных характеристик социализации образования является оптимальное сочетание уровня потенциальных способностей в реализации социально признанных ценностей и собственных творческих сил при решении конкретной учебно-воспитательной, производственной или управленческой задачи. Очевидно и то, что при формировании специалиста любого профиля приоритетным является не столько набор специальных знаний (хотя они крайне важны), сколько глубокая фундаментальная подготовка как "стартовая площадка" и необходимое условие саморазвития личности профессионала, его творческой самореализации.

Становится все более актуальным, что научный рационализм, утилитарный техницизм, не способны справиться с возникающими социально-экономическими, социально-политическими и экологическими проблемами. В эпицентре социализации образования находится антропоцентризм: стремление помочь человеку найти действительно адекватное приложение душевных сил, личностного, эмоционального потенциала, творческого начала. Эти параметры социализации выступают как категорический императив для любых перспективных моделей и типов образования. Данный принцип вытекает не из "благих" или "злых" пожеланий, а из самой объективной логики развития гражданского общества. Это и есть фундаментальный методологический принцип социализации образования, который необходимо обязательно учитывать при проектировании, программировании и прогнозировании развития систем образования от уровня отдельного образовательного учреждения до уровней регионов, федерации и глобального социума.

Социализация образования предполагает осуществление следующих конкретно-практических действий в реализации данного принципа:

первостепенным для профессорско-преподавательского корпуса является воспитание культурной личности, владеющей социальными качествами, способной к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию. В "сухом остатке" образования должны быть не только чисто профессиональные знания, умения и навыки, но и более высокий уровень социальной зрелости, понимания мотивов поступков, самопознание и самореализация как одно из измерений личностного развития гражданина. Стремление видеть в человеке не только обучаемого будущего специалиста, а прежде всего личность человека с его индивидуальностью, социально обусловленными человеческими качествами во всем богатстве и многообразии связей, взаимодействий с окружающим миром на основе педагогики сотрудничества и социального партнерства в системе взаимоотношений "преподаватель- студент"; внимательный учет и анализ специфики состава студентов, той сферы деятельности, к которой они готовятся как будущие специалисты, а также социально-психологических особенностей в развитии личностного, интеллектуальных, профессиональных факторов формирования человека в возрасте от 17 до 27(30) лет, стимулируя напряжение его умственных способностей, мотиваций и ценностей в эмоциональной, рациональной и волевой сферах. Сопряжение обучающей деятельности с развивающей, при которой проблемно-ситуационный подход к учебной деятельности сочетается с трудовой, с развитием потребностей в творчестве; формирование целостного, а не "частичного", "усеченного" человека и специалиста. Целостный подход выражается в вовлеченности, включенности студента во всех аспектах, направлениях деятельности, составляющих основу общей и профессиональной культуры человека. Всесторонняя сущность, которая проявляется всесторонним образом - вот кредо целостности индивида; расширение арсенала и потенциала средств обучения и воспитания, ориентированных на становление творчески и нравственно полноценной личности гражданина. Существенное развитие должны получить новые технологии образования: переход от монологичного (преимущественно лекционного типа) образования к диалогичному (главным образом проблемно-практическому); широкое использование дискуссионных форм занятий, деловых имитационных (квази) и развивающих игр и ситуаций; смещение акцента в учебном процессе в пользу самостоятельно поисковой работы, сочетание аудиторных и внеаудиторных форм занятий, ибо главная задача вуза - научить студентов учиться, правильно мыслить и адекватно действовать. Новые технологии должны опираться на новую учебную базу: учебники и учебные пособия, методические разработки, набор технических средств, ориентированные на активные и деятельностные формы обучения.

Следовательно, все эти действия, направленные на социализацию образования, способны качественно и социально изменить состояние общества. Эти действия развивают воображение, творческую фантазию, расширяют границы в использовании интеллектуальных и образных средств и в образовании и в воспитании. Такая концепция социально-гуманитарной подготовки предполагает введение индивида в культурный мир цивилизационных гуманистических ценностей гражданского общества. Специалист, профессионал не будет ради "сиюминутной" производственной и экономической выгоды рисковать общепринятыми ценностями материальной и духовной культуры, цивилизации. Своеобразный категорический императив, внутренний запрет, невозможность переступить этико-правовые нормы будут способствовать утверждению гуманных норм социальной жизни, ее стабильности и устойчивости. Социализация образования, в конечном счете означает переход от понимания образования как института подготовки к профессиональной деятельности и жизни к пониманию его как института организации, социализации самой жизни и обращенности к человеческим качествам, культурным универсалиям. Гражданское общество не тождественно своему прошлому, посттоталитарному обществу, оно характеризуется наличием динамичных тенденций, постоянным изменением сфер деятельности, усложнением структур и соответствующих форм сознания и нравственных алгоритмов. Вместе с тем, оно перманентно: противоречия между новыми тенденциями социального развития и культурными эталонами, образцами, фиксирующими прошлый опыт, постоянно дестабилизируют социум, вносят помехи в его функционирование. Отсюда новые требования к институтам образования: последние не могут больше ориентироваться только на передачу прошлого опыта, его стереотипов. Содержание, передаваемое в образовательных системах, должно быть принципиально иным, то есть позволяющим подготовить человека к жизни, деятельности в новых ситуациях. Образовательные системы должны обеспечивать, с одной стороны, подключение индивида к совокупному человеческому технико-технологическому опыту, зафиксированному в культурно-технических ценностях, а с другой - подготовку к будущей техногенной, информационно обслуживающей, социокультурной деятельности, отличной от прошлого, формирование способности к предвидению будущего, творческой переработке традиций. Словом, социализация образования означает способность и возможность производить не только полезные вещи, но прежде всего, самого себя, свою сущность, быть субъектом собственного развития в контексте совокупной социальной деятельности.

Практически все специалисты сходятся во мнении о том, что образование как социальный институт выполняет функцию социализации личности. Однако различные исследователи по-разному трактую механизмы и способы ее реализации. Э.Дюркгейм видел в образовании средство сохранения общественного порядка: «Образование является средством, с помощью которого общество подготавливает еще у детей основные условия своего существования» 11 Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. - М.: Канон, 1995. - С.261.. К.Манхейм, развивая подобный взгляд, определил образование как способ обеспечения социальной гармонии и решения социальных проблем. Д.Дьюи полагал, что образование, влияя на умы, способно изменить характер взрослого общества. Поэтому молодежь следует как можно дольше держать под влиянием системы образования. В соответствии с этой ролью образование, по мнению Т.Парсонса, выполняет следующие функции:

Экономическую , связанную с возрастающим значением образования в подготовке работников и их определенной «сортировкой» для последующей деятельности в различных сферах жизни общества;

Социальную , обеспечивающую мобильность людей, способность продвигаться по социальной лестнице;

Политическую , нацеленную на обеспечение большего социального равенства, расовой интеграции людей;

Социального контроля , заключающегося в приобщении обучающихся к социально приемлемым нормам и ценностям.

Столь высокая значимость образования проявилась в растущем внимании общества к проблемам обучения: удлинении сроков обязательного школьного образования; его реорганизации, направленной на создание единой системы средних школ как средства, способного обеспечить большее социальное равенство; в разработке общенациональных и специальных программ развития образования; в дифференциации образовательных учреждений по целому ряду параметров (массовое и элитарное обучение, государственное и частное, общее и профессиональное и т.д.).

Вера в адаптивные возможности образования породила в 50-60-е годы настоящий бум исследований. Они подтвердили огромную роль образования в сохранении общественной стабильности и культурных ценностей и одновременно продемонстрировали его влияние на социальные перемены. В образовании видели важную предпосылку для «восходящей мобильности», основанной на учебных результатах учащихся. Под влиянием этих исследований в 70-е годы родилась теория «человеческого капитала», согласно которой образование является своеобразным капиталовложением в будущее. Чем выше качество образования, получаемого человеком, тем более существенными окажутся дивиденды. И наоборот: чем оно ниже, тем меньше шансов на жизненный успех в будущем. Но вскоре пришло отрезвление. Уже с середины 70-х годов статистика стала показывать, а исследователи подтверждать, что адаптивные возможности образования не беспредельны. Заговорили о том, что основными качествами, обеспечивающими передвижение человека по социальной лестнице, являются предприимчивость и деловая хватка, а не образование. Оказалось, например, что меры по ликвидации расовой сегрегации в школах США еще не обеспечили высокого качества образования. Ряд исследователей обнаружили, что раса и статус родителей оказывают более важное влияние на мобильность и статус детей, чем количество лет, потраченных на учебу. Изучение жизненных достижений людей показало, что они зависят не столько от качества полученного образования, сколько от семейной среды и классовой принадлежности родителей.

То, что источники неравенства лежат вне системы образования и она не способна эти факторы «отменить», вовсе не означает, что образование не обладает социализирующими возможностями в адаптивном контексте. Во-первых, результаты исследований побудили педагогов искать в содержании и организации обучения возможности, компенсирующие недостатки «культурной среды» (дифференцированный подход к учащимся, гуманизация образовательных технологий и т.д.). Во-вторых, повысилось внимание государственных и общественных структур к образованию как социальному институту, призванному готовить человека к продуктивному участию в общественной практике. Это выразилось в закреплении в законодательствах стран права на образование и доступность обучения для всех; во введении всеобщего среднего образования на единой и бесплатной основе; в расширении системы профессионального образования и повышения квалификации и т.д. В-третьих, расширились рамки изучения роли образования в жизни человека. К традиционным объектам изучения - дошкольному и школьному этапам жизни - прибавился новый - жизнь взрослого человек.

Дополнительные социализирующие возможности образования раскрыли сторонники «развивающей» концепции, видевшие в нем важный фактор формирования личности. В качестве одного из ведущих направлений в этой области следует выделить исследования образования как фактора социализации интеллекта. Так, научный коллектив, работавший под руководством Б.Г. Ананьева, пришел к выводу, что под влиянием образования повышается уровень развития интеллекта. Он становится более гибким и подвижным.

На основании целого ряда исследований, предпринятых в 60-70-е годы, Д. Брунер утверждал, что «... один только факт посещения школы создает неизмеримые возможности для интеллектуальной жизни ребенка».

Одновременно развернулись исследования, посвященные социализирующей роли образования как фактора развития межличностных отношений. Оказалось, например, что с ростом образовательной подготовки уходит на второй план сугубо утилитарный смысл общения. Оно начинает охватывать широкий спектр проблем и обеспечивать избирательность в сфере контактов. Преимущество отдается тем людям, общение с которыми существенно обогащает человека, а отношения делает более прочными и надежными 11 Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. - Минск, 1976..

Социализирующие возможности, которыми обладает образование, не обедняются в кризисном обществе. Стабильная ориентация учащихся девятых классов на получение полного среднего, а выпускников школ на получение высшего образования, растущий конкурс при поступлении в вузы - тому свидетельство. В сознании молодых людей качественное образование выступает в определенной мере гарантом будущего жизненного успеха. Поэтому суждения о том, что наше общество «скатывается в ситуацию образовательного нигилизма», что образование перестает быть «опорой социальной жизни», вряд ли правомерны.

Наиболее последовательную критическую позицию заняли представители гуманистической психологии (К.Роджерс, А.Маслоу, Р.Мэй и др.). С одной стороны, они видели в школе «ту единственную в мире реальность, которая специально предназначена для детей и играет в их жизни чрезвычайно важную роль» 11 Глассер У. Школы без неудачников. - М.: Прогресс. - С.40.. С другой стороны, они считали господствующий тип обучения тоталитарным, поскольку все ученики выполняют предписанным образом одни и те же задания, учебные предметы, представляют науку как кодекс законов со сборником рецептов в придачу, а формы контроля по преимуществу оказываются репрессивными 22 См.: Гусинский Э.Н. Образование личности: Пособие для преподавателей. - М., 1994. - С.121.. Подобный тип обучения исследователи объясняли тем, что образование представляет собой преимущественно закрытую и замкнутую систему: она сама ставит перед собой конкретные цели и задачи; информация о происходящем в ней, «внутри» нее, сводится лишь к так называемым показателям успеваемости и дисциплинированности. Социализация в этом случае приходит в противоречие с индивидуализацией. Этот разрыв К. Роджерс связывал с «формирующим воспитанием», осуществляемым взрослыми. Оно приводит к тому, что ребенок оказывается в ситуации вынужденного выбора: или быть собой, или следовать «идеалам», предлагаемым взрослыми, и за это получать их одобрение и любовь. Поскольку вторая потребность оказывается сильнее, ребенок постепенно переориентируется на внешние требования, в угоду которым начинает негативно воспринимать себя. А потеря значимости собственного «Я» ведет к потере веры в будущий социальный успех и в возможность стать полезным членом общества.

Завершая анализ различных подходов к образованию как фактору социализации, важно отметить, что сторонники адаптивной концепции связывали стратегию его развития с социально-политическими и экономическими мерами, видя в образовании важный общественный институт. Представители развивающей концепции в большей мере обращали внимание на возможности самой образовательной системы, ее потенциалы. При этом для них образование не ограничивается институциональными рамками, а выступает как пространство, создающее условия для саморазвития личности.

Два обозначенных подхода вряд ли целесообразно противопоставлять друг другу. Лишь их взаимодополняемость создает предпосылки для развития образования как фактора социализации личности.

Воспитательная среда, как и социальная, имеет целостный характер. Целостная среда индивида - это вся совокупность условий, обеспечивающая жизнедеятельность на всех уровнях развития его потребностей, установок, диспозиций; это совокупность условий, обеспечивающих реализацию витальных потребностей (воздух, пища, жилище и др.), это условия, обеспечивающие самоутверждения субъекта, социальной деятельности на уровне социальных потребностей. При этом, следует отметить, что целостность среды на уровне идеальных потребностей личности чрезвычайно вариативна (5, с.12).

Общественное воспитание, создавая условия развития детей, подростков, молодежи, в то же время выступает воспитателем как их типичных свойств, так неповторимой творческой индивидуальности. Таким образом, организационно-воспитательная работа обеспечивает как социализацию, так и индивидуализацию при общественном воспитании подрастающего поколения (5, с.28).

Ранее говорилось о том, что образование связано со всеми сферами общественной жизни. Реализуется эта связь непосредственно через личность, включенную в экономические, политические, духовные, иные социальные связи. Образование является единственной специализированной подсистемой общества, целевая функция которой совпадает с целью общества. Если различные сферы и отрасли хозяйства производят определенную материальную и духовную продукцию, а также услуги для человека, то система образования "производит" самого человека, воздействуя на его интеллектуальное, нравственное, эстетическое и физическое развитие. Это определяет ведущую социальную функцию образования - гуманистическую.

Гуманизация - объективная потребность общественного развития, основной вектор которого - направленность на (человека. Глобальный технократизм как метод мышления и принцип деятельности индустриального общества дегуманизировал социальные отношения, поменял местами цели и средства. В нашем обществе человек, провозглашавшийся как высшая цель, на деле был превращен в "трудовой ресурс". Это нашло отражение в системе образования, где школа свою главную функцию видела в "подготовке к жизни", а под "жизнью" на поверку оказывалась трудовая деятельность. Ценность личности как неповторимой индивидуальности, самоцели общественного развития была отодвинута на дальний план. Ценился прежде всего "работник". А поскольку работника можно заменить, отсюда возник антигуманный тезис о том, что "незаменимых людей нет". В сущности получалось, что жизнь ребенка, подростка - это еще не полноценная жизнь, а только подготовка к жизни, жизнь начинается с вступления в трудовую деятельность. А что же с завершением ее? Не случайно в общественном сознании складывалось отношение к старикам, инвалидом как к неполноценным членам общества. К сожалению, в настоящее время ситуация в этом плане не улучшилась, приходится говорить о нарастании дегуманизации общества как реальном процессе, где утратилась уже и ценность труда 7.

Рассматривая гуманистическую функцию, следует сказать о том, что это понятие наполняется новым содержанием. Гуманизм в его классическом, антропоцентристском понимании в современных условиях ограничен и недостаточен, не соответствует концепции устойчивого развития, выживания человечества. Сегодня человек рассматривается как открытая система с позиций ведущей идеи конца второго тысячелетия - идеи коэволюции. Человек не центр Вселенной, но частица Социума, Природы, Космоса. Поэтому правомерно говорить о неогуманизме. Если обратиться к различным звеньям системы образования, то с наибольшей полнотой неогуманистическая функция призвана реализовываться в системе дошкольного воспитания и в общеобразовательной школе, причем в наибольшей степени - в младших классах. Именно здесь закладываются основы интеллектуального, нравственного, физического потенциала личности. Как показывают последние исследования психологов и генетиков, интеллект человека на 90% сформирован уже к 9-летнему возрасту. Но здесь мы сталкиваемся с явлением "перевернутой пирамиды". Как раз эти звенья в самой системе образования рассматриваются как неосновные, а на первый план (по значимости, финансированию и т.д.) выходят профессиональное, среднее и высшее образование. В результате социальные потери общества велики и невосполнимы. Для решения проблемы необходимы: преодоление предметоцентристского подхода в образовании, прежде всего в общеобразовательной школе; гуманитаризация и гуманизация образования, включающие наряду с изменением содержания образования и изменение отношений в системе учитель - ученик (от объектных к субъектно-объектным).

По мере того, как в обществе все большее количество достижимых статусов обусловлено образованием, все более зримой становится и такая функция образования, как активизация социальных перемещений. Образование во всем мире закономерно становится главным каналом социальных перемещений, как правило восходящих, ведущих индивидов к более сложным видам труда, большим доходам и престижу. Благодаря им классовая структура становится более открытой, социальная жизнь - более эгалитарной, а неблагоприятные различия в развитии разных социальных групп реально смягчаются 7.

Социальная селекция . В образовании индивиды разводятся по потокам, предопределяющим их будущий статус. Формальное обоснование этого - уровень способностей, для выявления которого используются тесты. Но тесты содержат определенный культурный контекст, понимание которого зависит от соотношения доминантной культуры (на которой построены тесты) и культурных особенностей микросреды первичной социализации обучаемого. Чем больше дистанция между этими культурными типами, тем меньше внимания от учителя получает ученик и тем вероятнее, что он не справится с тестом. Образовательная карьера индивида, таким образом, во многом обусловлена социальным положением его родителей.

Школа дает индивидам неодинаковое образование, неравное развитие способностей и навыков, что подтверждается, как правило, сертификатами установленных образцов и является условием занятия соответствующих мест в системах разделения труда (и социальной стратификации).

Замещение родителей, социальная поддержка учащихся на период пребывания их в стенах образовательного учреждения. Ради нее создаются специализированные организационные и ролевые структуры, напоминающие семейную обстановку. В выполнении этой функции образование и особенно допрофессиональная школа воспроизводит культурные стереотипы и ролевую дифференциацию, присущие семье 7.

социализация личность общество развитие

ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ДОНЕЦКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА № 78 ГОРОДА ДОНЕЦКА»

Секция 4.

«Внеклассная и внешкольная деятельность обучающихся как фактор их гражданского становления»

Тема выступления:

«Гражданское образование как фактор социализации личности»

Учитель русского языка и литературы,

классный руководитель 6-А класса

Ставцева И.В.

На протяжении всей жизни каждый человек участвует в процессе социализации личности. Любой индивид испытывает на себе регулярные изменения и с годами меняется сам, чтобы приспособиться к новым условиям жизни. Поэтому можно сделать вывод, что человек представляет собой социальное существо.

Процесс интеграции каждого индивида в общественные слои считается достаточно сложным и довольно длительным, поскольку включает усвоение ценностей и норм социальной жизни и определенных ролей. Процесс социализации личности проходит по взаимно переплетаемым направлениям. В качестве первого может выступать сам объект. В качестве второго, человек начинает все более активно вливаться в социальную структуру и жизнь общества в целом. В результате данного процесса человек усваивает образцы поведения, ценности и социальные нормы. Все это крайне необходимо для успешного существования в любом обществе.

Определяют такие основные этапы социализации личности:

Первичная социализация - процесс протекает с самого рождения до становления самой личности;

Вторичная социализация – на данном этапе происходит перестройка личности в период зрелости и пребывания в социуме.

Ученые каждый этап рассматривают отдельно, давая подробную характеристику всем происходящим процессам. Я предлагаю выделить главные моменты в каждом этапе, чтобы понять, как на социализацию влияет гражданское воспитание.

Детство – социализация начинается с самого рождения и развивается уже с самой ранней стадии развития. Как известно, именно в данном возрасте происходит формирование личности каждого человека практически на 70 %. При запаздывании данного процесса прослеживаются необратимые последствия, поскольку именно в детстве закладывается начало самой социализации. До 7 лет понимание собственного Я проходит наиболее естественным образом, чем в более старших годах.

Подростковый возраст – не менее важный социальный этап в общем цикле жизни каждого отдельного индивида, поскольку на протяжении этого этапа происходит наибольшее число физиологических изменений, начинается половое созревание и становление личности. С 13-летнего возраста дети стараются брать на себя как можно больше обязанностей.

Молодость (ранняя зрелость) – возраст 16 лет считается наиболее опасным и напряженным, поскольку теперь каждый индивид самостоятельно и сознательно решает для себя, в какое общество ему вступить и избрать для себя наиболее подходящее социальное общество, в котором он будет достаточно длительное время пребывать.

В более старшие годы (примерно в возрасте от 18 до 30 лет) основные инстинкты и становления социализации перенаправляются на работу и собственную любовь. Первые представления о самом себе приходят к каждому юноше или девушке через трудовой опыт, сексуальные отношения и дружбу. Неправильное освоение, либо восприятие может привести к серьезным необратимым последствиям. И тогда человек будет жить бессознательно до кризиса, который наступит в возрасте 30 лет.

Именно юные годы наиболее активно используются для становления в собственной жизни и выбора социального сообщества.

В условиях реформирования общества особое значение приобретают перспективы развития личности и реализации ее прав. Эта проблема не только имеет академически-познавательный характер, но и напрямую связана с практическим вопросом современного общества: каким путем пойдет молодая республика, и какая при этом роль будет отведена личности. Однако существует ряд объективных факторов, препятствующих реализации этого стратегического направления

Прежде всего, огромное негативное влияние оказывает переходный период развития нашего общества, выражающийся не только в глубоких экономических и социальных изменениях, но и в идеологическом вакууме. Позитивные и негативные тенденции, характерные для данного периода, оказывают неоднозначное воздействие на сознание и поведение молодежи. Кроме этого, невозможно добиться реальных результатов в гражданском образовании без осмысления особенностей исторического развития страны, национального менталитета ее граждан, присущей им политической культуры; исходя из этого, можно задаться вопросом: на каком фундаменте мы собираемся формировать гражданскую личность?

Можно сделать вывод, что гражданская личность является одновременно не только следствием, но и предпосылкой становления гражданского общества и правового государства. С этой точки зрения содействие гражданскому образованию становится одной из самых значимых задач современной школы.

Если нет возможности опираться на исторические традиции, определим другие факторы гражданского образования.

Во-первых, это семья, в которой дети получают первые уроки политических знаний и стереотипов поведения, обретают чувство любви к родине. Не случайно известный английский философ Ф. Бэкон писал: «Любовь к Родине начинается с семьи». Однако в современных условиях мы можем констатировать такое явление, как культурный разрыв между поколениями, когда родители и дети, старшие и младшие братья и сестры в одной семье оказываются включенными в совершенно разные культурно-ценностные страты, что приводит их к непониманию друг друга. Что актуально и значимо для одних, совершенно безразлично для других. Поэтому переоценивать роль семьи в гражданском образовании не следует.

Во-вторых, важным фактором в гражданской социализации ребенка являются группы сверстников, детские и юношеские общественные организации, которые существовали в советский период истории нашей страны. Сегодня, как правило, дети предоставлены сами себе и рассчитывать на эффективную помощь данных организаций в гражданском образовании не представляется возможным. Между тем, классик американской политической науки Мерриам отмечал «продуманность советской системы формирования политической культуры гражданина», хотя и не разделял и не принимал многие принципы, лежащие в ее основе.

В этих условиях школа может оказаться наиболее устойчивым институтом гражданской социализации и гражданского образования, блокируя негативные тенденции в сознании и поведении учащихся, используя присущие ей средства для утверждения в обществе гражданской культуры.

Исходя из выше сказанного, сформулируем важнейшие принципы конструирования содержания уроков гражданственности.

Во-первых, содержание гражданского образования должно включать знания, способы деятельности, ценностные ориентации, без которых невозможно выполнять типичные социальные роли в современном обществе.

Во-вторых, необходимо рассматривать каждый объект социальной действительности одновременно с позиций различных наук (например, политологии, экономики, философии, социологии, этики, права и др.), то есть комплексно.

В-третьих, следует помнить, что в условиях нарастающего экологического кризиса на первый план выходят задачи, связанные с выживанием человека, которые требуют, чтобы личность осознавала себя частью социума, частью природы, понимала ответственность за их развитие.

В-четвертых, личный опыт учеников выступает эффективным средством гражданского образования, что предполагает обращение к реальной политической, экономической, социальной действительности, ее

тенденциям и противоречиям.

В-пятых, уроки гражданственности должны быть ориентированы

на систематическое моделирование и анализ жизненных ситуаций, требующих применения учащимися знаний и умений, приобретённых в учебном процессе.

В-шестых, обучение гражданина предполагает формирование гражданских ценностей (отношение к правам и свободам как высшей ценности, гражданский мир и согласие, государственное единство, любовь и уважение к Отечеству и др.).

Перечисленные принципы построения содержания уроков гражданственности станут эффективными лишь при условии продуктивного общения между учителем и учеником, основанном на диалоге. Для этого ученики должны понимать отношения между гражданами, гражданами и обществом, гражданами и государством; должны уметь жить в современном мире с его многообразием культур, владея способами деятельности, практическими умениями, моделями гражданского поведения. Учащимся следует также уметь преодолевать собственный эгоизм и осознавать последствия своей деятельности.

Таким образом, осуществление цели гражданского образования требует системного подхода в плане интеграции урочной и внеурочной деятельности. Весь образовательный процесс призван служить гражданской социализации личности.

Список использованной литературы

1. Баранов П. А. Современный гуманизм и гражданская позиция личности //Гражданское образование. Материалы международного семинара. СПб., 1997.

2. Бацын В. К. Гражданское образование в России: вызов и ответ // Там же.

3. Боголюбов Л. Н. Изучение социально-гуманитарных дисциплин как необходимое условие формирования у учащихся гражданской культуры // Социально-политический журнал. 1997.

4. Гражданское образование в Российской школе / Сост. Т. И. Тюляева. М.,2003.А. А. Демидов,руководитель МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех»

5.Интернет-ресурсы. PSYLIB САМОПОЗНАНИЕ И САМОРАЗВИТИЕ. Психологическая библиотека Киевского Фонда cодействия развитию психической культуры

6. http://www.edu-psycho.ru/socializaciya-lichnosti.html Все о психологии. Психология, статьи по психологии. Социализация личности. Этапы социализации личности.

Елена Сатина
Социализация как фактор развития личности школьника

Выступление на тему :

«Социализация как фактор развития личности »

учителя начальных классов

М. Горьковского филиала

МБОУ Туголуковская СОШ

Е. В. Сатиной

«Человек – существо социальное , и высшее дело его жизни, окончательная цель его усилий лежит не в его личной судьбе , а в социальных судьбах всего человечества».

В. С. Соловьёв, русский философ.

Одна из основных задач воспитания сегодня – формирование личности с активной жизненной позицией, готовой взять на себя всю полноту ответственности за вои действия. Гражданская позиция подростка, его социализация не проявляются сами по себе, их можно и нужно последовательно формировать. Эту задачу общество возлагает в первую очередь на школу в частности на дополнительное образование. По определению Г. М. Андреевой, социализация представлена как двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду , систему социальных связей ; с другой -активное воспроизводство индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду .

Существует большое количество факторов , влияющих на социализацию человека , которая всегда была тесно связана с семьей и системой воспитания. В современном информационном обществе система образования подвергается трансформации и наиболее важными факторами социализации становятся общественные коммуникации.

Для понимания важности социализации школьников в сложившихся социально -экономических условиях необходимо обозначить социальные проблемы .

Одной из ведущих проблем, препятствующей успешной социализации школьников , является весьма поверхностное понимание того, что такое социальная активность , которая в основном замыкается на слове «активность» . Активность рассматривается не как активное участие в школьной жизни , взаимодействие с местным сообществом, а скорее, как участие в творческой жизни школы .

Второй проблемой социализации для современного общества является проблема социальной дезорганизации , когда общественные культурные ценности, нормы и ожидания противоречат друг другу. Существуют группы людей, по-разному относящихся к одним и тем же социальным явлениям , и, соответственно, в их среде действуют различные нормы и представления.

Третьей проблемой, возникающей на основе вышеперечисленных, является изменение во взаимодействии семьи и школы : семья как первичный агент социализации , школа как вторичный агент понимают, что для успешной социализации необходимы изменения.

В рамках относительно социально контролируемой социализации в процессе воспитания подростка важно помнить, что особым направлением социального воспитания школьника является подготовка человека к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации , к оцениванию последствий ее воздействия на психику, к овладению способами межличностного общения .

В Федеральном государственном общеобразовательном стандарте представлен «портрет» выпускника», в котором прописаны личностные характеристики , необходимые для успешной социализации обучающегося : готовность и способность и личностному самоопределению ; сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; системы значимых социальных и межличностных отношений , ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности; социальные компетенции . Перечисленные качества личности обучаемого находят отражение в личностных и метапредметных результатах обучения, то есть социализация подростка происходит не только в воспитательном, но и в образовательном процессе школы .

Таким образом, для успешной социализации школьников в современных социально -экономических условиях необходимо концептуально обосновать сущность, структуру и функции социального направления дополнительного образования, определить возможные варианты и установить стандарты, отражающие степень и уровень социализации школьников .

Важными задачами являются : формирование информационной компетентности школьника и обучение восприятию информации; повышение общекультурной базы и ценностного мировоззрения социума . Необходимо использовать разные формы коммуникативного общения, актуализировать знания обучающихся в области значимости социальной активности , общественно полезной деятельности и важности успешной социализации .

Ориентации социального направления должны быть актуализированы с учетом происходящих изменений в социуме , научной разработки государственной социальной политики в отношении образования, воспитания, семьи и детства, обосновании национальной стратегии развития воспитания и социализации обучающихся .

Если представить себе социальный заказ на формирующуюся личность , то можно предположить : все - и родители, и школа , и властные структуры - сойдутся в том, что растущему человеку необходимы физическое здоровье, нравственность и способности (умственные, трудовые, художественные, коммуникативные) . Эти способности станут базой к самоопределению, самореализации и к успешной социализации . Выделяя эти три блока, мы обозначаем задачи любого педагога дополнительного образования.

Именно эти задачи реализует педагог дополнительного образования, создавая условия для того, чтобы ребёнок успешно развивался в доступных ему видах деятельности (учебной, трудовой, досуговой) ; в общении со средствами массовой информации, с искусством, со взрослыми и сверстниками; в бытовой сфере.

В социальном стандарте Российской Федерации имеется «Минимальный объем социальных услуг по воспитанию в образовательных учреждениях общего образования», включающий стандартный минимум условий, позволяющих обеспечить возможность духовно-нравственного становления каждого ребенка, его готовность к жизненному самоутверждению.

Воспитание в каждом ребенке человечности, доброты, гражданственности, творческого отношения к деятельности, бережного, внимательного отношения к окружающему миру, владение культурой своего народа – ведущие ценности, которыми должен руководствоваться, педагогический коллектив и которыми должна насыщаться воспитательная система школы .

Воспитательная система образовательной организации создается объединенными усилиями всех участников образовательного процесса : педагогами, детьми, родителями. Немаловажна также роль социума , в котором функционирует образовательное учреждение. В процессе построения программы воспитательной работы мы исходили из их взаимодействия для достижения максимального эффекта процесса воспитания.

Сущность социализации состоит в том , что в процессе её человек формируется как член того общества, к которому он принадлежит.

Включение индивида в социальную среду и деятельность не обходится без внешних воздействий, и именно они стимулируют внутренний прогресс, и эффект социализации заключается в том , что личность формируется и как продукт, и как субъект общественных отношений. Результатом социализации становится социализированность .

Эффективная социализация ребёнка , которая подразумевает достижение приемлемого и необходимого уровня социализированности , является общественно значимой, отвечающей требованиям социального заказа государства учреждениям образования.

Задача школы сегодня - развитие нравственного воспитания, как сложной системы общечеловеческих ценностей, технологий и творчества. Сегодня в обществе возникла острая проблема : падение уровня воспитанности и кризис культуры, как закономерное следствие избытка информации и информационной агрессивности повседневности.

Социальное становление личности – это процесс , в течение которого человек осознаёт себя в обществе как личность .

Становление личности происходит в познании окружающей среды, добра и зла, того, с чем ему придётся толкнуться в дальнейшей жизни. Представляя личность как социальное явление , нельзя забывать о её индивидуальных особенностях. Это характер и воля, интересы и потребности человека. Сила его умственного развития , знания, сознание и самосознание, ориентация в обществе и особенности мировоззрения. Необходимо учитывать как он воспринимает окружающий мир, общественные отношения, как общается с другими людьми.

Социализация личности зависит от его собственной и общественной деятельности, его участия в ней, от того, какое влияние оказывает окружающая среда (семья, круг общения, школа ) на расширение его кругозора, как заботятся общество и государство о будущем поколении. Учитываются ли возрастные и индивидуальные особенности ребёнка в процессе обучения, может ли он самостоятельно решать свои проблемы, насколько поощряется его самостоятельность, как развивается его уверенность в своих силах.

Многое в становлении личности может сделать педагог дополнительного образования. Выяснив задатки и способности ребёнка, изучив семью и среду окружения, он создаёт условия для его развития . Главным в этом должны стать отношения взаимопонимания с ребёнком, только тогда педагог сможет его направить на путь самообразования, вовлечь в дело, в труд, в творчество, искусство. Чтобы достичь этого педагог ищет соответствующие подходы, форм и методы воспитания.

Школа должна стать для ребенка той адаптивной средой, нравственная атмосфера которой обусловила бы его ценностные ориентации, поэтому очень важно, чтобы вся школьная жизнь была пронизана этическим содержанием, высоким нравственным смыслом, так как именно в это время происходит становление личности .

Совместная деятельность ребенка и педагога должна быть максимально разнообразна для того, чтобы у ребенка развивались самые разнообразные умения, навыки, взгляды, суждения, которые будут необходимы ему в настоящем и в будущей самостоятельной (взрослой) жизни. У ребенка должно сформироваться собственное целостное отношение к окружающему миру.

В формировании мировоззрения личности важную роль играет окружающая ребёнка социальная и культурная среда , а также его особенный взгляд на всё с самого раннего возраста.

Формирование личности , её социализация связаны с социальным воспитанием . Социальное воспитание – это забота общества о своём подрастающем поколении. Анализируя процесс социального воспитания , педагогу следует помнить, что на ребёнка в процессе формирования личности влияют :

Природа и родной язык;

Общение в семье, детском саду, школе , окружающая среда;

Его деятельность;

Средства массовой информации, искусство, литература;

Образ жизни самого ребёнка, его стремления, планы, роль, которую он выполняет в микросреде.

Удачными могут быть отношения педагога и воспитанника, если первый будет помнить о выводах учёных-педагогов и психологов, что главным в формировании личности являются деятельность и общение. Поэтому педагогу с этого и следует начинать : организовать разные виды деятельности, общение со сверстниками, взрослыми, педагогами, воспитателями, наставниками.

К базовым условиям успешности социализации ребёнка относят следующие :

Состояние психического здоровья детей;

Наличие эмоционально-комфортной атмосферы в группе (классе) ;

Создание благоприятных условий для протекания процесса социализации ребёнка , в частности для обеспечения психологического комфорта в коллективе;

Обеспечения тесного взаимодействия педагогов и родителей;

Организация психолого-педагогического мониторинга в динамике показателей здоровья, воспитания и развития детей ;

Разработка методического пакета документов по организации образовательного процесса с социально ориентированной акцентуацией и с учётом контингента детей и заказа родителей;

Построение отношений партнёрского сотрудничества и готовности работать в социально -ориентированном процессе.

Таким образом, социализация , понимаемая нами как непрерывный жизненный процесс соотношения и увязывания индивидуальных особенностей человека с общественными условиями, социальными нормами и правилами поведения, имеет серьёзные эмоциональные последствия, которые влияют на психическое здоровье личности . Социализированность , как результат социализации , представляет собой сформированность универсально-эффективных в непрерывно изменяющихся обстоятельствах личностных и социальных качеств , установок, способов социального взаимодействия и является необходимым условием для активного самосознания, самосовершенствования, достижения желаемого уровня развития и статуса без ущерба для здоровья. Развитие личности не может осуществляться самостоятельно, необходимо целенаправленно воздействовать на неё, создавая для этого психолого-педагогические условия, со знанием ответственности по отношению к будущему формирующейся личности .

Список литературы

Александрова, Е. А., Богачева, Е. А. Классный руководитель : повышение качества жизни ребенка в школе . [Текст] / Е. А. Александрова, Е. А. Богачева – М.: Сентябрь, 2015. – 208 с.

Антонова, Ю. В. Организация дополнительных платных услуг в дошкольном учреждении . [Текст] / Ю. В. Антонова, И. В. Липова - М.: Учитель, 2013. – 75 с.

Башманова, Е. Л. Социализация и воспитание в условиях социального неравенства // Воспитание школьников - 2014 . - №6. - с. 3-11.

Вертилецкая, И. Г., Душенина, Т. В., Крецан, З. В. Организация внеурочной деятельности в условиях реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования [Текст] / Методические рекомендации - Кемерово : КРИПКи ПРО, 2014. - Ч. 1. – 272 с.

Вершинин, С. В., Прохорова, С. Ю. Информационная компетентность и проблемы социализации школьников // Воспитательная работа в школе - 2014 . - №6. - 27-35 с.



Планирование беременности