Юрий Николаевич Григорович. Биографическая справка

Родители и родные, их роль в судьбе артиста

Отец - Николай Евгеньевич Григорович был служащим. Мать - Клавдия Альфредовна Григорович (Розай) вела домашнее хозяйство.
Родители Ю.Н.Григоровича с искусством связаны не были, но любили его и относились к нему очень серьезно. Дядя Юрия Николаевича по матери - Г.А.Розай был видным танцовщиком, выпускником петербургской балетной школы, участником парижских сезонов в антрепризе С.Дягилева. Это и повлияло на интерес мальчика к балету, и потому его отдали учиться в знаменитое Ленинградское хореографическое училище (ныне Государственная академия хореографического искусства имени А.Я.Вагановой).

Солист балета

После окончания хореографического училища в 1946 году Ю.Н.Григорович был зачислен в балетную труппу Государственного академического театра оперы и балета имени С.М.Кирова (ныне Мариинский театр), где он проработал солистом до 1961 года. Здесь он исполнял характерные танцы и гротесковые партии в классических и современных балетах.

Балетмейстер и хореограф

Сочинять танцы начал в балетной студии Ленинградского Дворца культуры имени А. М. Горького. Здесь в 1947 году он поставил свои первые балеты - «Аистёнок» Д. Д. Клебанова и «Славянские танцы» А. Дворжака, а в 1948 году - «Семеро братьев» на музыку А. Е. Варламова. В Театре оперы и балета им. С. М. Кирова дебютировал как постановщик танцев в операх, в 1957 году появился его первый полномасштабный балет, ставший поворотным пунктом для развития хореографического искусства второй половины XX века. В 1961-1964 - балетмейстер Ленинградского театра оперы и балета им. Кирова.
В 1965 году окончил Государственный институт театрального искусства имени А. В. Луначарского (ГИТИС).

Главный балетмейстер Большого театра

В 1964-1995 годах - главный балетмейстер Большого театра - период наивысшего художественного расцвета труппы, завоевание театром мирового признания и авторитета. «Bolshoi Ballet» совершил около ста триумфальных международных турне, закрепив лидерство русской классической школы балета. В 1991-1994 годах также руководил основанной им труппой «Большой театр - студия Юрия Григоровича». В 1993-1995 гг. сотрудничал с балетной труппой Башкирского государственного театра оперы и балета.

Работа за рубежом и других российских сценах

В 1995 году покинул Большой театр и начал работать с различными российскими и зарубежными коллективами. В 1996 году осуществил первую постановку в Краснодаре - сюиту из балета «Золотой век» Д. Шостаковича. Сотрудничество с новым коллективом (ныне Краснодарский Театр балета Юрия Григоровича) успешно продолжается и по сей день. C 2007 года руководит Краснодарским театром балета.

Возвращение в Большой театр

В феврале 2008 года Юрий Григорович принял предложение руководства Большого театра стать штатным хореографом труппы (балетмейстером, в обязанности которого входит контроль над исполнением своих балетов в текущем репертуаре, вводы новых солистов, корректировки, перенос спектаклей на основную сцену после ее открытия, участие в гастролях - при необходимости адаптации спектаклей к новым площадкам).

Досуг и пристрастия

Как и всякий выдающийся творец искусства, Ю.Н.Григорович очень требователен в работе, благодаря чему неизменно повышается художественный уровень трупп, с которыми он работает. Вместе с тем он чуткий и отзывчивый человек, заботящийся о своих артистах, добрый товарищ. В свободные часы он любит читать, посещать музеи, проводить время в кругу друзей. Из композиторов особенно любит П.И.Чайковского и С.С.Прокофьева, из писателей - А.С.Пушкина, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова. Любит путешествовать и изучать старину.

Юрий Николаевич Григорович (род. 1 либо 2 января 1927 в Ленинграде, СССР) - советский российский артист балета, балетмейстер, хореограф, педагог, публицист. В 1947-1957 годах танцевал в Ленинградском театре оперы и балета, в 1961-1964 годах - балетмейстер этого театра. Главный балетмейстер Большого театра в 1964-1995 годах, с 2008 года - его штатный хореограф. Автор восьми оригинальных балетов, созданных в сотрудничестве с художником Симоном Вирсаладзе, также переделал практически все классические балеты, составляющие основу репертуара Большого театра. Являлся наиболее влиятельной фигурой советского балета во времена СССР.

Кавалер ордена Святого апостола Андрея Первозванного (2017). Герой Социалистического Труда (1986). Народный артист СССР (1973). Лауреат Ленинской премии (1970). Двукратный лауреат Государственных премий СССР (1977, 1985). Обладатель множества других наград и премий.

Биография

Родился 2 января 1927 года, (по другим источникам - 1 января), в Ленинграде в семье служащего Николая Евгеньевича Григоровича и Клавдии Альфредовны Григорович (в девичестве - Розай). Учился в Ленинградском хореографическом училище у Бориса Шаврова и Алексея Писарева. Выпускником стал первым исполнителем партии Дона Карлоса в балете Леонида Якобсона «Каменный гость» (1946). После окончания училища в 1946 году был принят в труппу Ленинградского театра оперы и балета им. С. М. Кирова, где танцевал сольные характерные и гротесковые партии.

Одновременно с артистической карьерой начал ставить в балетной студии ленинградского Дворца культуры имени А. М. Горького. Его первыми балетами были «Аистёнок» Д. Л. Клебанова, «Славянские танцы» на музыку А. Дворжака (оба 1947), «Семеро братьев» на музыку А. Е. Варламова (1948). В Театре оперы и балета им. С. М. Кирова сначала ставил танцы в операх, в 1957 году ему доверили сделать полномасштабную работу. Балет С. Прокофьева «Каменный цветок» декларировал симбиоз советского драмбалета и до того отвергавшегося балетного симфонизма, тем самым, став поворотным пунктом в развитии хореографического искусства СССР второй половины XX века. С этого спектакля также началось многолетнее творческое сотрудничество балетмейстера с Симоном Вирсаладзе - художником-постановщиком, ответственным за многие художественные и концептуальные решения в постановках Григоровича и позднее, вместе с ним, изменившим эстетику балета Большого театра.

В 1961 году Григорович в содружестве с Вирсаладзе поставил балет Арифа Меликова «Легенда о любви», который считается его наивысшим достижением как балетмейстера.

В 1961-1964 годах был балетмейстером Ленинградского театра оперы и балета им. Кирова. В 1964 году стал главным балетмейстером московского Большого театра, занимал этот пост более тридцати лет, вплоть до 1995 года. На следующий год после переезда в Москву, в 1965 году, окончил Государственный институт театрального искусства им. А. В. Луначарского.

В 1991-1994 годах параллельно руководил основанной им труппой «Большой театр - студия Юрия Григоровича». В 1993-1995 годах сотрудничал с балетной труппой Башкирского театра оперы и балета.

Стиль управления Григоровичем балетной труппой Большого театра определяли как авторитарный, его самого нередко называли диктатором. В 1970-е - 1980-е годы главному балетмейстеру пытались противостоять Владимир Васильев и Майя Плисецкая, которые хотели ставить в театре свои спектакли и видели себя в другом репертуаре. Также Григоровича обвиняли в сломе карьеры и преждевременной смерти танцовщика Мариса Лиепы.

В 1995 году Юрий Григорович после серии скандалов и противостояний покинул Большой театр и начал работать с различными российскими и зарубежными коллективами, осуществляя постановку своих спектаклей. В 1996 году начал сотрудничество с Краснодарским театром балета, поставив сюиту из балета Д. Шостаковича «Золотой век». В 1997 году взял на себя художественное руководство[уточнить] этим новым коллективом; после премьеры своей версии «Лебединого озера» в том же году заявил о своём намерении перенести на краснодарскую сцену все свои работы. Постановки в Краснодаре Григорович осуще­ствляет совместно с дирижёром Александром Лавренюком.

Юрий Григорович родился 2 января 1927 года в городе Санкт-Петербург. Рос в семье служащего Николая Евгеньевича Григоровича и Клавдии Альфредовны Григорович. Окончил Ленинградское хореографическое училище, занимался у Б. В. Шаврова и А. А. Писарева. Сочинять танцы начал ещё в юношеском возрасте в балетной студии знаменитого Ленинградского Дома культуры имени А. М. Горького. Ставил спектакли в разных коллективах, танцы в операх, в драмтеатрах. После окончания училища в 1946 году был принят в труппу Государственного академического театра оперы и балета им. С. М. Кирова солистом и проработал в театре 18 лет до 1961 года.

В Кировском театре получил первую большую постановку танцев в опере «Садко». В 1961-1964 работал балетмейстером в Театре имени Кирова. Спустя время ленинградцы - Театр имени Кирова - приехали на гастроли в Москву, и зрители увидели его «Легенду о любви». Балет, который на многие годы предсказал всю философскую, гражданскую позицию тогда молодого, но уже безгранично талантливого балетмейстера Юрия Николаевича Григоровича.

Бывают роли, где нравятся отдельные эпизоды. Здесь, в «Легенде о любви», нравится каждый момент сценической жизни Мехменэ. Самые позы, самые движения, их великолепно найденная, подчиненная логике образа последовательность, так выразительны, что их надо только безукоризненно точно выполнить. Такова вообще хореография этого спектакля, созданная Юрием Григоровичем. Такова его изысканная пластика, вызывающая аналогию с персидскими миниатюрами.

В 1964-1995 годах Главный балетмейстер Большого театра - время наивысшего художественного расцвета труппы, завоевание мирового признания и авторитета. «Bolshoi Ballet» совершил около ста триумфальных международных турне, закрепив лидерство русской классической школы балета. В 1966 - «Щелкунчик» П. И. Чайковский, в 1968 - «Спартак» Арам Хачатурян, 1975 - «Иван Грозный» Сергей Прокофьев, 1976 - «Ангара» Андрей Эшпай, 1979 - «Ромео и Джульетта» Сергей Прокофьев, 1982 - «Золотой век» Дмитрий Шостакович.

Новые хореографические редакции: в 1963 и 1973 - «Спящая красавица» П. И. Чайковский, в 1969 и 2001 - «Лебединое озеро» П. И. Чайковский, в 1984 и 2003 - «Раймонда» Александр Глазунов, в 1987 - «Жизель» А. Адан, 1991 - «Баядерка» Л. Минкус, 1994 - «Дон Кихот» Л.Минкус, 1994 - «Корсар» А. Адан. Поставлены танцы в операх: «Октябрь» Вано Мурадели и «Руслан и Людмила» М. И. Глинка. Осуществлены постановки в театрах Стокгольма, Рима, Парижа, Копенгагена,Вены, Милана, Хельсинки, Анкары,Праги, Софии, Генуи, Варшавы, Стамбула, Сеула.

Григорович - автор принципиальных балетных проектов в римском Колизее, лондонском Royal Albert Hall, античных театрах Греции, на площади Сан-Марко в Венеции. Церемония Открытия и Закрытия Олимпийских игр,- режиссёр-постановщик - Народный артист СССР, Лауреат Государственной премии СССР И. М. Туманов и главный режиссёр спортивной части сценариев -Народный артист РСФСР, Заслуженный тренер РСФСР Б. Н. Петров.

Длительное время возглавляет Жюри международных балетных конкурсов в России, Финляндии, США, Швейцарии, Японии, Болгарии, Украине 1975-1989 - президент Комитета танца Международного института театра, в настоящее время его почетный президент.

С 1989 - президент Ассоциации деятелей хореографии. С 1990 - Президент фонда «Русский балет». Является бессменным руководителем жюри Международного конкурса артистов балета в Москве, Международного конкурса балета имени Сержа Лифаря в Киеве, Международного юношеского конкурса классического танца «Фуэте Артека». Неоднократно возглавлял жюри конкурсов в Болгарии, Финляндии, США, Швейцарии, Японии.

В 1991-1994 годах руководил основанной им труппой «Большой театр - студия Юрия Григоровича». C 1992 года - президент программы «Benois de la danse» под патронатом ЮНЕСКО, от имени Международного союза деятелей хореографии ежегодно присуждается приз «Benois de la danse» за выдающиеся достижения в искусстве балета. В 1993-1995 годах сотрудничал с балетной труппой Башкирского государственного театра оперы и балета.

В 1995 году Юрий Григорович покидает Большой театр, становится «свободным художником» и начинает работать с разными российскими и зарубежными компаниями. В 1996 году осуществляет первую постановку в Краснодаре - сюиту из балета «Золотой век» Д. Шостаковича. Сотрудничество с новым коллективом,- ныне Краснодарский Театр балета Юрия Григоровича.

В Краснодаре состоялись премьеры балетов «Лебединое озеро», «Спящая красавица» и «Щелкунчик» П. Чайковского, «Жизель» и «Корсар» А. Адана, «Раймонда», «Баядерка» и «Дон Кихот» Л. Минкуса, «Спартак» А. Хачатуряна, «Ромео и Джульетта», «Иван Грозный» и «Каменный цветок» С. Прокофьева, «Золотой век» Д. Шостаковича, «Тщетная предосторожность» П. Гертеля, «Легенда о любви» А. Меликова.

C 2007 года руководит Краснодарским театром балета. Профессор Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой Почётный член Австрийского музыкального общества. Герой Социалистического Труда, Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени - за выдающийся вклад в развитие отечественного и мирового хореографического искусства, многолетнюю творческую деятельность. Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени - за выдающийся вклад в развитие хореографического искусства. Орден Ленина, Медаль «Герой труда Кубани», Орден Дружбы, Ленинская премия, Государственная премия СССР, Народный артист СССР.

Был женат на выдающейся русской балерине, солистке ГАБТ - Наталье Бессмертновой, которая скончалась в феврале 2008 года.

«В его хореографических образах живет настоящая поэзия… Все выражено, все рассказано его богатейшим языком – образным, самобытным», – так говорил о балетмейстере Ю. Григоровиче.

Юрий Николаевич Григорович родился в 1927 году в Ленинграде. Представителей художественных профессий в семье не было, но искусство любили и ценили, и мальчик увлекся хореографией – он создавал в своем воображении балеты на сюжеты любимых книг.

Окончив в 1946 году хореографическое училище, молодой танцовщик стал первым исполнителем роли «Дона Карлоса» в балете «Каменный гость», поставленном . В Ленинградском театре оперы и балета им. С. М. Кирова, где она выступал последующие 15 лет, Ю. Григорович прославился как исполнитель характерных ролей, но его влекла деятельность балетмейстера. Реализовывать себя в этом качестве он начал, работая с детьми в Ленинградском Доме культуры им. А. М. Горького. Там он поставил несколько балетов: «Аистенок» на музыку Д. Д. Клебанова, «Семеро братьев» по мотивам сказки «Мальчик с пальчик», бессюжетные балеты на музыку А. Дворжака («Славянские танцы») и М. И. Глинки («Вальс-фантазия»).

И вот в 1957 году представилась возможность проявить себя в качестве балетмейстера в театре им. С. М. Кирова: Юрия Николаевича назначают ассистентом балетмейстера при постановке балета «Каменный цветок», но он создает свой вариант хореографии, в котором с классическим танцем органично сочетаются элементы танца народного. Художественный совет театра такую версию одобрил.

Несмотря на успешный балетмейстерский дебют в «Каменном цветке», поставить следующий балет Ю. Н. Григоровичу доверили лишь четыре года спустя – и это была « » А. Меликова. Этот балет, созданный по драме турецкого поэта Н. Хикмета «Ферхд и Ширин», тоже располагал к фольклорной стилизации – на сей раз восточной. В некоторых моментах используются позы, вызывающие в памяти старинные персидские миниатюры. Оба балета, поставленные Ю. Н. Григоровичем, были перенесены на сцену Большого театра.

Ю. Н. Григорович взял курс на симбиотическое слияние драматического балета, характерного для советского искусства, и достаточно долго отвергавшегося балетного симфонизма. Не все приветствовали его искания, и это заставило балетмейстера отправиться в Новосибирский театр. Около двух лет спустя его пригласили в Большой театр, где он ставит «Спящую красавицу». С 1964 года Юрий Николаевич возглавлял балетную труппу театра.

В 1966 году балетмейстер создает новую редакцию балета « ». В отличие от некоторых других постановок, музыка звучала без перестановок и купюр, а сюжет разворачивался как путешествие героини по рождественской елке, символизирующей мир, к вершине, где сияет звезда. Многие номера слиты в единые хореографические сцены, что способствовало единству хореографически симфонического развития.

Та же тенденция наблюдалась и в балете « », поставленном Ю. Н. Григоровичем в 1968 году: крупные сцены, выражающие узловые моменты действия (страдания рабов, восстание и т.п.), сочетаются с хореографическими монолгами, раскрывающими образы героев. Сам балетмейстер называл свою постановку «спектаклем для четырех солистов с кордебалетом». В 1970 г. спектакль был удостоен высшей государственной награды – Ленинской премии.

« », поставленное позднее, балетмейстер трактовал не как романтическую сказку, а как философскую драматическую поэму о борьбе Добра и Зла. Первая картина, сцена бала и последнее действие были переработаны полностью. Ю. Н. Григорович хотел восстановить трагический финал балета, но этому воспротивилась министр культуры Е. Фурцева.

Следующий оригинальный балет хореограф поставил в 1975 году – и это был « » на музыку к одноименному фильму С. Эйзенштейна. Идею подал дирижер Л. Стасевич. Воплотить на сцене все противоречия эпохи Ивана Грозного было бы невозможно – но Ю. Н. Григорович и не пытался это сделать, сосредоточив внимание на эмоциональном мире героев.

От истории балетмейстер переходит к современности, поставив в 1976 году балет «Ангара» на музыку А. Эшпая по драме А. Арбузова «Иркутская история», а тремя годами позже ставит « » , вновь создав собственную версию хореографии. Даже финал балета отличался от общепринятой версии: на момент пробуждения Джульетты Ромео еще жив.

В 1980 году Ю. Н. Григорович демонстрирует свое искусство за пределами театра в очень важный для страны момент – он участвует в качестве балетмейстера в постановке церемоний открытия и закрытия Олимпиады, а в 1982 воскрешает балет « », не ставившийся после 1931 года.

Нельзя сказать, что в период работы Ю. Григоровича все в его жизни было безоблачно. Многим – в частности, и – не нравился его авторитарный стиль руководства. В 1995 году Юрий Николаевич уходит из Большого театра, после чего возглавляет балетную труппу в Краснодаре. Сотрудничество балетмейстера с Большим театром возобновилось лишь в 2001 году, а семь лет спустя он стал там штатным хореографом.

Юрий Николаевич Григорович, несмотря на почтенный возраст, продолжает творческую деятельность. Его приглашают во многие театры, он неизменно возглавляет жюри на балетных конкурсах и в России, и в других странах.

Музыкальные Сезоны

30.12.2009

Балетмейстер, хореограф-постановщик Государственного академического Большого театра России, Народный артист СССР Юрий Николаевич Григорович родился 2 января 1927 года. В 1946 году окончил Ленинградское хореографическое училище (педагоги Б.В. Шавров и А.А. Писарев).

В 1946-1961 годах – солист Театра им. Кирова, исполнял партии Половчанина (опера "Князь Игорь"), Нурали ("Бахчисарайский фонтан"), Шурале ("Шурале"), Северьяна ("Каменный цветок"), Ретиария ("Спартак"). В 1961–1964 годах – балетмейстер Театра им. Кирова.

Первые постановки осуществил в 1948 году в детской хореографической студии Ленинградского ДК им. М. Горького ("Аистенок", "Семеро братьев" на музыку А.Е. Варламова ). В 1957 году поставил в Театре им. Кирова спектакль "Каменный цветок" и "Легенда о любви" (1961). Позже перенес эти спектакли на сцену Большого театра (1959, 1965).

Балет "Каменный цветок" Григорович ставил также в Новосибирске (1959), Таллине (1961), Стокгольме (1962), Софии (1965); "Легенду о любви" – в Новосибирске (1961), Баку (1962), Праге (1963).

В 1964 по март 1995 год Юрий Григорович был главным балетмейстером Государственного академического Большого театра России, в 1988 1995 годах – художественным руководителем балетной труппы театра.

В Большом театре Юрий Григорович осуществил постановку балетов "Спящая красавица" (1963, 1973), "Щелкунчик" (1966), "Спартак" (1968), "Лебединое озеро" (1969, 2000), "Иван Грозный" (1975, в 1976 году в парижской Опере), "Ангара" (1976, Государственная премия СССР, 1977), "Жизель" (1987, 1994), "Ромео и Джульетта" (1979), "Золотой век" (1979), "Раймонда" (1984), "Баядерка" (1991), "Дон Кихот" (1994).

В этот период ставил спектакли и в других театрах. "Раймонду" поставил в Мариинском театре (1994), "Жизель" в Анкаре (1979), "Лебединое озеро" в Риме (1980), "Дон Кихот" в Копенгагене (1983), "Спящая красавица" в генуэзском театре "Карло Феличе" (1996). В 2003 году поставил балет "Иван Грозный" в парижском театре "Опера де Бастий".

Экранизированы балеты Григоровича "Спартак" (1976), "Иван Грозный" (под назв. "Грозный век", 1977).

7 марта 1995 года было удовлетворено заявление Юрия Григоровича об освобождении его от должности главного балетмейстера Большого театра по собственному желанию. Он заключил контракт с Мировым Центром исполнительских искусств в Лондоне, став по контракту художественным руководителем балета.

С 1995 по 1999 год Григорович поставил в театрах Варшавы, Генуи, Уфы, Минска, Краснодара, Екатеринбурга, Кишинева, Праги и др. 14 спектаклей, участвовал в организации и работе международных конкурсов, гастролировал с разными труппами в США, Ливане, Японии.

В 1996 году осуществил первую постановку с новым коллективом в Краснодаре (ныне Краснодарский театр балета) – сюиту из балета «Золотой век» Д. Шостаковича .

В это же время поставил балет "Ромео и Джульетта" с труппой "Кремлевский балет".

В феврале 2001 года Юрий Григорович вернулся в Большой театр, начав репетиции балета "Лебединое озеро", 2 марта 2001 года состоялась премьера спектакля.

31 августа 2002 года состоялась премьера балета "Золотой век", который Ю. Григорович поставил на сцене Театра музкомедии. C 2007 года Григорович руководит Краснодарским театром балета.

В феврале 2008 года Юрий Григорович принял предложение руководства Большого стать штатным хореографом труппы (балетмейстером, в обязанности которого входит контроль за исполнением своих балетов в текущем репертуаре, вводы новых солистов, корректировки, перенос спектаклей на основную сцену после ее открытия, участие в гастролях – при необходимости адаптации спектаклей к новым площадкам).

12 декабря 2008 года Юрий Григорович представил балет "Каменный цветок" на сцене Московского академического музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко.

К премьере балета была приурочена презентация проекта "Танцующий Григорович". Эта фотовыставка уникальных работ в прошлом блистательного премьера Большого театра, а ныне педагога Леонида Жданова и документальный фильм Леонида Болотина, открывающий зрителям балетмейстера Григоровича в работе.

24 и 25 октября 2009 года на сцене Краснодарского театра Юрий Григорович впервые представил спектакль "Шедевры русского балета". Новый проект Григоровича включает четыре одноактных балета: "Петрушка" Стравинского , "Шопениана" Шопена , "Видение розы" Вебера и "Половецкие пляски" Бородина .

6 ноября 2009 года на сцене Большого театра Юрий Григорович представил один из старейших балетов в мире – "Тщетная предосторожность" Петера Людвига Гертеля в исполнении танцоров Московской государственной академии хореографии.

В 1974–1988 годах Юрий Григорович – профессор балетмейстерского отделения Ленинградской консерватории.

С 1988 года – заведующий кафедрой хореографии Московского хореографического института.

Профессор Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой.

С 1989 года – президент Ассоциации деятелей хореографии.

С 1990 года – президент фонда Русский балет.

В 1991–1994 годах - художественный руководитель хореографической труппы "Юрий Григорович балет".

Возглавляет жюри целого ряда международных балетных конкурсов.

C 1992 года – президент программы «Benois de la danse» под патронатом ЮНЕСКО.

Академик Русской академии искусствознания и музыкального исполнительства.

В ноябре 2004 года стал почетным членом Российской академии художеств.

Народный артист СССР (1973).

Лауреат Ленинской премии (1970), Государственных премий СССР (1977, 1985). Герой Социалистического Труда (1986).

Награжден Орденом Ленина (1976), орденом "За заслуги перед Отечеством" III (2002) и II степени (2007), орденом Кирилла и Мефодия (1987, Болгария), Орденом Почета (2009, Армения).

Имеет высшую награду Русской академии искусствознания и музыкального исполнительства "Янтарный крест".

Награжден правительственной премией имени Федора Волкова (2002).

Творчеству Юрия Григоровича посвящены документальные фильмы "Балетмейстер Юрий Григорович" (1970), "Жизнь в танце" (1978), "Балет от первого лица" (1986), многосерийный телефильм "Юрий Григорович. Роман с Терпсихорой"(1998).

Был женат на Наталье Бессмертновой (1941–2008), выдающейся русской балерине, солистке ГАБТ.



Планирование беременности