Конспект по музыкальной деятельности в подготовительной группе. План - конспект непосредственно образовательной деятельности с учетом интегрированного подхода к музыкальному воспитанию для детей логопедической подготовительной группы

Музыкальная образовательная деятельность в подготовительной группе «Контрасты в музыке»

ср., 11.10.2017

Музыкальный руководитель

МАДОУ Боровский

детский сад "Журавушка"

Сказка Л.П.

Цель:

Ознакомление детей с музыкальными контрастами, способствующими музыкальной2 выразительности.

Задачи:

1.Упражнять детей в плавном спокойном кружении, в пластичном движении рук.

2.Учить различать жанр и характер музыкального произведения

3.Учить детей слышать начало и окончание музыки, смену контрастов, запомнить правила игры.

Ход занятия:

(В зале появляется Фея Музыки .)

Фея Музыки

Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по Музыкальному городу. Нотка Ми нам укажет дорогу, если вы правильно назовёте музыкальный жанр пьесы, который сейчас прозвучит.

« Вальс» Н.Леви (ответы детей)

Правильно, это танец – вальс.

Ах, как чудесно танцуется вальс, 1-2-3, 1-2-3-раз!

Звуки летят, как с деревьев листва,

Раз-два-три, раз-два-три, два!

Звёзды и те закружились, смотри!

Раз-два-три, раз-два-три, три!

(упражнение « Вальс» Н.Леви)

Музыкальный руководитель

Давайте посмотрим, куда привела нас нотка Ми вместе с музыкой.

(прикрепляет на макет нотку Ми) и названия Бульвар Контрастов, улицы Темп, Лад, Высота, переулки Быстрый, Медленный, Высокий, Низкий, Громкий, Тихий, проезды Короткий, Долгий)

Что же такое контраст? Это сравнение противоположных по значению признаков- определений у предметов, явлений, настроений, людей, погоды. Контрасты бывают разные. В Музыкальном городе мы будем искать и определять музыкальные контрасты. Чтобы музыка нам могла о чём- то рассказывать, она должна быть выразительной, звучать громко и тихо, быстро и медленно, высоко и низко. Давайте учиться различать муызкальные звуки. Ведь если они будут звучать всегда одинаково, будут как близнецы похожи друг на друга, то мы не сможем понять о чём говорит музыка, какое у неё настроение, характер.

Вот послушайте музыкальную пьесу и скажите: всегда ли она звучит одинаково? Что вам очень ярко, контрастно удаётся в ней выделить?

(«Боковой галоп» муз. А.Жилина, ответы детей)

Да, правильно. Музыка звучит тихо и громко. В этом отражается её контраст. Разное по силе звучание музыки поможет вам выполнить боковой галоп.

(Выполнение упражнения « Боковой галоп» А.Жилин)

Посмотрите на портрет, вспомните фамилию этого композитора. Правильно, это Д.Б.Кабалевский. Вы уже знакомы с его творчеством. Какую пьесу этого композитора мы недавно слушали.

(ответы детей) Да, вы слушали « Походный марш». Сейчас прозвучит новая пьеса этого композитора. Постарайтесь определить, что это – песня, танец или марш.

(Звучит « Вальс» Д.Б.Кабалевского, ответы детей)

Правильно – это вальс. В переводе с французского это слово переводится «кружиться». Слушаешь его и чувствуешь чередование трёх звуков, с ударением на первом: раз- два-три…

Первый звук звучит громче чем второй и третий.

Послушайте ещё раз этот вальс и скажите, какое настроение передаёт эта музыка?(ответы)

Правильно, эта музыка ласковая, спокойная, задумчивая, ласковая.

Музыкальный руководитель

Фея, послушай. Ребята хотят исполнить для тебя песню « Листопад». На какую улицу Музыкального города нам надо попасть,чтобы эта песня зазвучала правильно?

Отправимся на Ладовую улицу, здесь есть два переулка: Весёлый и грустный. В Весёлом переулке звучит весёлый колокольчик (звучит мажорное трезвучие). А в Грустном переулке звучит грустный колокольчик «минор». Останьтесь в этом грустном переулке и колокольчик вам поможет исполнить вашу грустную песенку.

(песня « Листопад» Т.Потапенко)

У вас получилось правильно! Послушайте новую песню « Гуси» А.Филиппенко и скажите в каком переулке живёт эта песенка?

(Слушание песни « Гуси» А.Филиппенко). Правильно, в Грустном переулке.

Для определения весёлого и грустного звучания есть определённые термины- обозначения. Мажор- весело, минор- грустно. Послушайте пьесу и выберите правильный термин.

(Слушание «Весёлые скачки» Б.Можжевелов)

Правильно, это мажор. Музыка зазвучала весело. А ещё как? Быстро. Музыкальные звуки быстро чередовались. Можно по- другому сказать - в быстром темпе. Темп определяет в музыке характер движений. Как будете двигаться? Правильно - быстро!

(Выполнение упражнения « Будь ловким» Н.Ладухин).

Фея Музыки

Первая прогулка по Бульвару Контрастов заканчивается. Пора прощаться, до новых встреч!

Музыкальное прощание.

Тема: «Ранняя весна».

Цель: Формирование у детей интереса к художественно - творческой деятельности.

Задачи:

1.Учить самостоятельно, придумывать простейшие музыкальные мелодии и играть их на детских музыкальных инструментах.

2.Учить придумывать движения, отражающие музыкальное произведение, выразительно действовать с воображаемыми предметами.

3.Учить оценивать себя.

4.Формировать умение исполнять «канон» хорошо знакомых песенок и попевок.

5.Развивать коммуникативные навыки.

6.Развивать потребность в самовыражении.

7.Воспитывать чувство взаимопомощи.

Словарная работа: пополнить словарь детей названиями жителей подводного царства.

Предварительная работа:

1.Разучивание танца «Привет».

2.Музыкально-дидактическая игра «Всяк играет и поет», «Альматина».

3.Знакомство с разными музыкальными инструментами и игра на них в шумовых оркестрах.

4.Разучивание попевки «Божья коровка» (детский фольклор).

5.Слушание музыкальных произведений «Капелька» (Орфоркестр), «Аквариум» К. Сен-Санса.

6.Разучивание стихотворения «Подводное царство» Т. Коти.

Ход деятельности:

Звучит песня «Солнечная капель», дети под нее входят в зал и останавливаются в кругу, здороваются с гостями песенкой.

(Слайд 1. На экране появляется Весна)

Педагог: Ребята, обратите внимание на картину, как вы думаете, какое время года изображено на ней?

Дети: Весна!

Педагог: По каким признакам вы догадались, что это Весна? (дети говорят)

А какое стихотворение подходит к этой картине? (чтение стихотворения)

К нам Весна шагает быстрыми шагами

И сугробы тают под ее ногами.

Темные проталинки по полям видны,

Видно очень теплые ноги у Весны.

(в зал входит Капелька под звук колокольчика, она плачет)

Педагог: Посмотрите, Капелька плачет, наверное, у нее что-то случилось?

Капелька: Я отстала от своих подружек и теперь не знаю, как мне найти дорогу к своей семье, к другим капелькам.

Педагог: Ребята, а вы хотите помочь Капельке? Дети: Хотим!

Капелька: Здорово! Спасибо вам, дети! Тогда превращаемся в капелек. И отправляемся в путь!

(звучит музыка превращения, дети надевают на себя капельки – медальки)

Педагог: Слушайте первое задание-

Придумать к танцу «Привет» новое весеннее приветствие. Например, вместо слова «Привет» спеть песню весенней капели. Сегодня вы зашли на наше занятие под песню «Солнечная капель», какую песенку там пели капельки?

Дети: Динь-дон!

Педагог: А как еще могут спеть капельки!

Дети придумывают (кап-кап, тук-тук, бум-бум и т.д.)

Педагог: Итак, танцуем 3 проведения танца:

1-й раз поем «Динь-динь».

2-й раз поем (дети предлагают) «Бум-бум»,

3-й раз поем (например) «Кап-кап».

Танец «Привет» (3 проведения) (капелька хлопает в ладошки)

Педагог: Капелька рада, что мы справились с первым заданием, и мы идем дальше. Весной появляется много звуков, давайте и мы «позвучим», а поможет нам в этом игра «Всяк играет и поет».

Музыкально-дидактическая игра «Всяк играет и поет»

(Дети подходят к столикам и выбирают любой музыкальный шумовой инструмент из предложенных и садятся на ковер, на колени)

Дети поют песенку, ведущий ходит между ними и к окончанию песни останавливается лицом к любому из детей, все пропевают его имя и он на своем инструменте исполняет «соло», по окончании придуманной им мелодии меняются с ведущим местами и сам становится ведущим. (Играем 5-6 раз и в заключение игры исполняем песенку еще раз и все играют вместе на своих инструментах).

Всяк играет и поет, всюду музыка живет!

Всяк играет и поет всюду музыка живет!

….(имя)… пусть теперь начнет!

(капелька хлопает в ладоши и слышен звон колокольчика)

Педагог: Капелька рада, что мы вместе справились и с этим заданием, идем дальше. Весной просыпается вся природа: и деревья, и животные, и насекомые.

Давайте вспомним нашу песенку про божью коровку.

Попевка «Божья коровка»

1.В общем кругу со звучащими жестами.

2. «Канон» в 2 кругах.

3. «Канон» в 4 кругах.

4. Каждый кружок придумывает новые, свои звучащие жесты к этой песенке и по очереди исполняет их.

(капелька опять хлопает в ладошки)

Капелька: Молодцы! Здорово справились!

(звучит фрагмент музыки «Капелька» в исполнении Орфоркестра)

Педагог: Ребята, вы слышите, что это за музыка звучит?

Дети: Музыка называется «Капелька», ее придумали музыканты из Орфоркестра.

Педагог: Здорово, ведь она нам укажет дорогу к подругам Капельки и если мы, пройдем путь вместе с этой музыкой, то мы, конечно же, найдем где они.

Садитесь подружней, и будем вспоминать «Историю Капельки». Итак. Пришла Весна, пригрело солнышко, снег начал таять. (Ребенок продолжает) появилась Капелька и спрыгнула с крыши, а рядом спрыгнули с крыши еще много-много капелек и появился ручеек и побежал по дорожке. (Продолжает другой ребенок). По пути к ручейку присоединялось все больше и больше капелек, он становился все больше и шире и прибежал ручеек в большую реку. Долго капельки плыли вместе с большой рекой и наконец, доплыли до широкого и просторного моря и стали качаться на волнах и веселиться. Они были дома.

Педагог: Молодцы! А теперь мы должны весь этот путь показать капельке движениями и привести ее к морю. Давайте посоветуемся, как мы будем двигаться и еще ведь надо, чтобы все наши движения соответствовали музыке.

Вот, к примеру, в самом начале, как двигаются капельки?

Дети: Прыгают!

Педагог: Они сразу все прыгают?

Дети: Нет, сначала по очереди, а потом уже все вместе.

Педагог: А теперь попробуем это сделать и для удобства сядем на стульчики. Одна капелька спрыгнула с крыши - Прыг! (ребенок подпрыгивает со стульчика и так по очереди все дети, в заключении все капельки прыгают). Ребята, а как же нам изобразить, показать движение ручейка? (выслушиваем предложения детей, изображаем ручеек) Предлагайте, как нам изобразить широкую реку? (слушаем предложения детей и проделываем движения). А как же нам показать море? (опять слушаем все предложения и выполняем).

Присаживайтесь ребята. Сейчас артисты исполнят спектакль «История капельки». (Звучит музыка «Капелька»)

Спектакль «История Капельки»

(Слайд 2. На фоне моря прыгает капелька со своими подружками)

Капелька: Ура! Я нашла свою семью и встретилась со своими подружками. Я хочу поблагодарить вас за помощь. Хотите побывать на морском дне. Хотите? Тогда ныряем! (делают движение пловца)

Игра «Подводное Царство » музыка К. Сен-Санса, Стихи Т. Коти.

Подводный лес качается,

Как будто на ветру. (показывают

Здесь сумрачно, таинственно водоросли)

И в холод и в жару.

Перламутровые струйки,

Разноцветные чешуйки, (показывают рыбок)

Рыбки-бабочки порхают,

Словно звездочки сверкают.

Несказанной красоты

В море выросли цветы, (показывают Анемоны)

Но цветы те не простые-

Лепестки у них живые.

Мурена, барракуда

Куда плывут, откуда? (показывают хищных рыб)

Смешная каракатица

По дну тихонько катится. (идут задом - наперед)

Звезды в небе высоко, (показ вверх)

Звезды в море глубоко. (показ в пол, растягивая фразы)

Там сияют, здесь сверкают, (показ вверх, вниз)

А достать их нелегко. (движение отрицания) (2 последние строки повторить 2 раза)

Подводный лес качается

Как будто на ветру, (показывают водоросли)

Здесь сумрачно, таинственно

И в холод, и в жару.

Капелька: Я дарю вам на память фигурки морских животных, но обратите внимание - они разного цвета. Прошу вас выбрать: красную - если вы все задания выполняли правильно, синюю - если не все получилось, желтую - если совсем ничего не получалось. (Дети выбирают фигурки).

Педагог: Катя, почему ты выбрала красную фигурку?

Педагог: Алеша, почему ты взял синюю фигурку?

Педагог: Пришла пора проститься!

До свидания, Капелька!

(звучит музыка превращения и дети снимают медальки-капельки)

Педагог: Вот мы и вернулись в наш детский сад. Посмотрите у нас еще много подарков Капельки, давайте мы их вручим нашим гостям на память о нашей встрече. (Дети раздают сувениры, прощаются песенкой и покидают зал под песню «Солнечная капель»).

Литература:

1.«Играем в музыку» Е.В.Бояркова «Музыкальный руководитель» №4, 2009 г.

2.«Интеграция в творчестве» Т. Доронова «Обруч» №3, 2011г.

3.«Радость приобщения к творчеству» Н.А. Горяева

4.«Музыкальный руководитель»№ 5, 2007 г.

5.«Голубая мечта» Т.Э.Тютюнникова. Москва. 2015 г.

6.«Сундучок с бирюльками» Т.Э.Тютюнникова (музыкальные игры)

7.«Учусь творить. Элементарное музицирование: музыка, речь, движение» Москва. 2009г.

8.Музыкальные диски семинара Т.Э. «Учусь творить» №1, 2,3

Цель занятия: Развитие эмоциональной сферы дошкольников с использованием различных видов музыкальной деятельности.

Задачи:

Образовательные:

  • закрепить у детей знание основных эмоций (радость, грусть, страх, злость, удивление).
  • учить передавать эмоциональное состояние с помощью различных выразительных средств (мимики, жестов)

Развивающие:

  • развивать навыки эмоционального общения друг с другом.
  • развивать воображения, творческое мышление
  • развивать певческие навыки, ритмический слух, тембровый слух, интонацию.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес и любовь к музыке, уметь выражать свои чувства и высказываться о прослушанной музыке
  • воспитывать коллективизм и любовь к коллективному исполнению

Тип занятия: тематическое

Методы: Наглядно-зрительный, наглядно-слуховой, словесный, художественно практический метод, метод проблемного воспитания и обучения.

Оформление сцены: Сцена оформлена в виде города (дома, деревья, улицы). На стене прикреплены черные тучи.

Атрибуты: Пиктограммы с выражением различных эмоций и настроений тряпичные бабочки, маски для жуков (шляпы), цветы.

Программное содержание:

Слушание

«Шуточка» В.Селиванова
«Грустная песенка» В. Калинникова

Учить детей различать настроения контрастных между собой произведений, эмоционально откликаться, высказывать свои впечатления о прослушанной музыке, различать средства музыкальной выразительности, развивать фантазию, воображения.

Речевая игра

«Кошкин дом», «Ключи от буфета»

Воспитывать любовь к литературе, учить передавать эмоциональное состояние с помощью различных выразительных средств (мимики, жестов), воспитывать коллективизм и любовь к коллективному исполнению

Пение

Попевка: «Потешка» Развивать певческий аппарат, певческое дыхание.

Песня: «Кто придумал песенку» слова Л.Дымовой, музыка Д.Львова – Компанейца.

Учить детей воспринимать и передавать веселый, радостный характер песни. Исполнять легким звуком в оживленном темпе. Вовремя вступать после музыкального вступления. Чисто интонировать мелодию, точно выполнять ритмический рисунок. Петь умеренно громко не форсируя звук. Правильно произносить гласные в словах «распевает», «стоголосый», «дирижер».

Музыкально ритмическая игра:

«Жуки и Бабочки»

Слушать музыку, обратить внимание на контрастный характер, эмоционально откликаться. Уметь выразительно исполнять движения в соответствие с характером музыки, проявлять творчество, воображение в исполнение игры.

Ход занятия.

Дети входят в зал. Музыкальный руководитель предлагает исполнить музыкальное приветствие «Музыка, здравствуй».

Музыкальный руководитель.

Ребята, сегодня у нас необычное занятие, к нам пришло письмо от жителей города Настроения. С ними случилась беда. Сядьте удобнее я вам все расскажу. Живут в этом городе жители похожие на нас. Они, так же как и мы умеют веселиться и грустить, смеяться и плакать, сердиться и удивляться. Но вдруг поселился в их городе злой волшебник, нагнал он черные тучи, пролился такой сильный дождь, что смыл с лиц жителей веселье и грусть, страх и удивление, и стали лица жителей города Настроения безликими, бесцветными, белыми. Вот как сейчас (обращает внимание на сцену). Просят жители города у нас помощи, прогнать этого злого волшебника и вернуть им настроения, чувства, переживания. Поможем им, ребята? (Да).

Нашей помощницей станет для нас - музыка, ведь она лучше всех умеет передавать чувства, настроения, переживания.

Послушайте музыку и скажите: Что она выражает?

Звучит «Шуточка» В.Селиванова

Ответы детей: музыка выражает веселье, радость, задор.

Музыкальный руководитель.

Ответы детей.

Настоящее название пьесы «Шуточка» композитор В.Селиванов

Попробуйте выбрать из пиктограмм то выражение, которое больше всего подходит к настроению музыки

Давайте придумаем имя нашему жителю.

Ответы детей: «Веселушка», «Шутница»

Прослушайте другую музыкальную пьесу и скажите: Что она выражает?

Звучит «Грустная песенка» В. Калинникова

Ответы детей: музыка выражает грусть, печаль, тоску.

Музыкальный руководитель.

Попробуйте придумать название этой пьесе

Ответы детей.

Настоящее название пьесы «Грустная песенка» композитор В. Калинников (портрет)

Выберите из пиктограмм выражение настроения этой музыкальной пьесы

Давайте придумаем имя и этому жителю.

Ответы детей: «Грустинка», «Слезинка»

Настроение двум другим жителям мы попробуем вернуть при помощи речевой игры: «Дин - дон» для этого встанем в круг

Дин-дон, дили-дон,
Загорелся Кошкин дом.
Кошка выскочила,
Глаза выпучила
Бежит курица с ведром
Заливает Кошкин дом.
Тух-тух-тух и огонь потух

Музыкальный руководитель.

Ребята, а какие эмоции вы испытывали в этой игре?

Ответы детей: игра выражает страх, тревогу, испуг.

А теперь вспомним игру «Ключи от буфета»

Музыкальный руководитель.

Кто взял ключи от буфета, где лежат мои конфеты?

Их взял, их взял, их взял (имя ребенка)

Ребенок

Кто я!? Я не брал!
Знаю, знаю, кто их взял.
Их взял, их взял, их взял………(имя другого ребенка) и т.д.

В заключение дети говорят все вместе

Зря на нас не говорите
У себя ключи ищите.

Музыкальный руководитель.

Что выражает эта игра?

Ответы детей: игра выражает удивление, возмущение.

Музыкальный руководитель.

Вот еще двум жителям мы вернули настроения, выберите подходящие пиктограммы и придумайте им имя.

Ответы детей: «Трусиха», «Удивлялка»

Дети усаживаются на стульчики

Еще одному жителю мы должны помочь вернуть настроение, а поможет нам попевка, которая называется

«Потешка»

Что выражает эта попевка, какое настроение

Ответы детей: попевка выражаете веселье, смех, задор

Выберите подходящую пиктограмму и придумайте имя.

Ответы детей: «Смешинка», «Забияка»

Музыкальный руководитель.

Ребята, посмотрите у нас осталось еще две пиктограммы, какое настроение выражают они?

Ответы детей: выражают зло и гнев, доброту и нежность

Вспомните, какая музыкальная игра могла бы выразить именно настроение

Музыкально ритмическая игра «Жуки и бабочки»

Расскажите мне жуки, они какие?

Ответы детей: злые, коварные, угрюмые музыка исполняется тяжело, звуки низкие.

А, бабочки, они какие?

Ответы детей: добрые, нежные, легкие музыка напевная, ласковая звуки высокие.

Давайте и мы с вами превратимся в жуков и бабочек, и при помощи движения, выражения лица их изобразим. (атрибуты для игры)

Вот и последним жителям мы помогли вернуть настроение, а как их мы назовем?

Ответы детей: «Злюка», «Милашка»

Музыкальный руководитель.

Ребята, посмотрите всем жителям города мы вернули настроения, вернули их лица. Скажите все вам нравится в этом городе? Может быть, что-то вы хотели бы убрать или наоборот добавить.

Ответы детей: убрать черные тучи, озеленить деревья, посадить цветы.

Посмотрите, какой красивый город у нас получился. Ребята, а какой из жителей города вам больше всего нравится, может на кого-то из них вы похожи. Ответы детей:

Музыкальный руководитель.

Ребята скажите, а кто был нашим помощником на протяжении всего занятия и помогал возвращать жителям города их настроения? Без чего бы мы не смогли обойтись?

Ответы детей: нам помогала музыка, игры.

Какую мы музыку с вами слушали? И что она выражает?

Ответы детей: «Шуточку», «Грустную песню» выражают веселье и грусть

Играли в игру «Дин - дон», «Ключи от буфета» выражают испуг и удивление, «Жуки и бабочки» выражают добро и зло.

Музыкальный руководитель.

Ребята, а перед тем как отправиться в группу, что бы вы хотели пожелать жителям города Настроения.

Ответы детей:

А что бы настроение у них всегда было хорошее давайте, исполним весеннюю песенку

«Кто придумал песенку» слова Л.Дымовой, музыка Д.Львова – Компанейца.

Вы сегодня занимались очень хорошо, молодцы. Я бы хотела попросить вас к следующему занятию нарисовать картины, выражающие разное настроение, может это будет картина, выражающая веселое или грустное настроение, а может она будет смешная или страшная. Мы с вами устроим выставку картин, вы постарайтесь и у вас все получится.

Основные задачи:

— развить интерес к музыке как виду искусства;

— развить музыкальные способности детей;

— научить детей самовыражаться через музыку, другие виды искусства;

— сформировать эстетический вкус.

Игровой персонаж: веселая нотка, сделанная из картона или объемная.

УТРО

Сюрпризный момент

Цели: вызвать интерес к деятельности, привлечь внимание; поупражнять в чистом интонировании звука; закрепить знание названий музыкальных нот.

Педагог обращает внимание детей на необычное убранство группы: нотный стан на доске, музыкальный уголок, набор колокольчиков, иллюстрации с изображением музыкальных инструментов, элементы костюмов, декораций и пр.

Помощник воспитателя незаметно включает магнитофон. Педагог удивляется. Делает предположение, что кто-то пришел к детям в гости раньше их. Предлагает детям подумать, куда же гость хочет пригласить детей. После музыкального фрагмента начинает звучать звуковое письмо от Феи музыки, которая посылает к детям свою дочку, чтобы она привела их в Страну музыки. Но появится дочка только после того, как дети отгадают загадку: «Семь ласточек сидят на четырех проводах, каждая на своем месте». (Ноты.)

Педагог предлагает детям позвать нотку. «Только какую звать? Их ведь семь.» Предлагает позвать по очереди, начиная с первой. Педагог использует металлофон, чтобы дети чисто интонировали.

Нотка отвечает на звук «ля». Дети ее находят за магнитофоном (в музыкальном уголке, прикрепленной высоко на шторе и т.п.).

Беседа с детьми

Цель : выяснить музыкальные предпочтения детей, любимые виды деятельности на музыкальных занятиях.

Веселая нотка хочет узнать, что дети слышали о Стране музыки, какая музыка им больше нравится, что им больше нравится — слушать музыку, петь песни, танцевать под музыку, играть в музыкальные игры?

Музыкально-дидактическая игра «Спойте как вас зовут»

Цели: развить песенные навыки детей; научить пропевать фразу мелодично, протяжно.

Нотка хочет познакомиться с детьми, узнать, как их зовут. Только имя надо не назвать, а пропеть: «Меня зовут Маша».

Дети передают по кругу нотку из рук в руки и пропевают свое имя (девочки высокими голосками, мальчики — низкими). Нотка предлагает в Стране музыки не разговаривать, а петь. Приводит пример: «Анна Васильевна, что у нас сегодня на завтрак?» (пропевает). Педагог: «Сегодня на завтрак манная каша» (пропевает).

Нотка предлагает детям попробовать.

Утренняя гимнастика под музыку с танцевальными элементами

Цели: научить сочетать движения с музыкой; повысить двигательную активность, эмоциональный фон.

Нотка предлагает детям подвигаться под музыку, чтобы стать бодрыми и на весь день зарядиться энергией.

ДЕНЬ

Комплексное занятие «Волшебница-музыка»

Цели : развить музыкальный слух, воображение, изобразительные навыки, пантомимическую выразительность, умение импровизировать; сформировать эстетический вкус; закрепить знание основных эмоций и эмоционально окрашенных чувств.

Нотка приглашает детей в волшебную Страну музыки, где все необычно, загадочно. Содержание:

— прослушивание классических произведений (соответствующих возрасту детей), наполненных эмоциями радости, грусти, печали, страха и т.п., беседа о настроении, вызванном музыкой; изображение настроения акварелью способом «по мокрому листу»;

— музыкально-пластическая импровизация типа «Мы — перышки», «Мы — кленовые листья», «Мы — бабочки» и т.п., в которой дети под музыку и сопроводительное слово педагога в пантомимике, движениях воплощают образ, каждый по-своему.

Двигательно-пластическое упражнение «Веселый оркестр»

Дружно наш оркестр играет, Дети ритмично изображают движения дирижера.

Все о музыке он знает.

Нежно скрипочка играет, Имитируют игру на скрипке.

За собой она зовет.

Трубы громко затрубили, Имитируют кулачками игру на трубе.

И тарелки в такт забили. Делают хлопки открытыми ладонями.

Следом дудочка дудит, Имитируют пальцами игру на дудочке.

И струна гитар звенит. Имитируют игру на гитаре.

Барабан вступил, как гром, Имитируют игру палочками на барабане.

Всех перекрывает он. Совершают покрывающие движения руками ладонями вниз.

Игра «Подвижные орнаменты»

Под музыку дети, перестраиваясь, формируют композиции: «Круг», «Змейка», «Квадрат», — одной величины.

Игра с пением без музыкального сопровождения

Дети стоят в кругу, педагог — в центре с мячом. Он поет вопрос, затем кидает мяч любому ребенку, который должен ответить, поймав мяч и вернув его назад. Условие: сохранять единый темп от начала до конца игры.

Вопросы-ответы

Кто сочиняет музыку? (Композитор.)

Кто главный в оркестре? (Дирижер.)

Кто играет на скрипке? (Скрипач.)

Кто исполняет музыку? (Музыкант.)

Как называется спектакль, где все время поют? (Опера.)

Танцевальные игры «Делай так», «Не делай так»

Цель: научить согласовывать движения с музыкой и выразительно показывать действия в одном ритме с ведущим.

Нотка предлагает детям немного пошалить и поиграть в интересную игру.

«Делай так»

Если весело живется, делай так... (показывает).

Если весело живется, мы друг другу улыбнемся.

Если весело живется, делай так... (показывает).

Жесты и движения могут быть такими:

— два хлопка в ладоши перед грудью;

— два щелчка пальцами;

— два удара кулачком в грудь;

— два показа «носа Буратино»;

— оттягивание ушей;

— движения языком вправо-влево;

— поглаживание живота;

— руки в стороны;

— движение у виска;

— два шлепка по попе.

«Не делай так»

Если друг к тебе пришел, не делай так... (показывает).

Если друг к тебе пришел, это очень хорошо!

Если друг к тебе пришел, не делай так... (показывает).

Примерные жесты:

— угроза кулаком;

— высунуть язык;

— «остался с носом»;

— повертеть пальцем у виска;

— поковыряться в носу;

— позевать;

— показать кукиш.

Подвижная игра «Гори, гори ясно»

Цели: научить чисто интонировать закличку в игре; развить умение бегать, прыгать; вызвать интерес к народным играм.

Нотка спрашивает у детей, знают ли они подвижные игры, в которых нужно петь. Напоминает некоторые. Предлагает поиграть в интересную народную игру, в которую играли еще бабушки.

Сюжетно-ролевая игра «Детский сад»

Цели: развить умение вести игровой диалог, действия; научить придумывать сюжет игры, развить его; включить на правах равного игрового партнера сюжеты «Музыкальное занятие», «Музыкальное развлечение».

ВЕЧЕР

Импровизация на детских музыкальных инструментах

Цель : развить детское творчество.

Нотка напоминает детям, что они показывали сегодня оркестр в стихотворении, а можно составить лягушачий или звериный хор, сочинить свою мелодию и сыграть ее на детских музыкальных инструментах или изобразить голосом.

Сочинение сказки «Путешествие веселой нотки»

Цели: развить воображение, умение сочинять по предложенной схеме; развить образную речь, умение творить вместе, запоминать мысль товарища, часть сюжета.

Педагог предлагает детям в подарок нотке сочинить про нее сказку, записать, зарисовать ее.

Конспект самостоятельной музыкальной деятельности в подготовительной группе. Тема: «Снежная песня Зимы».

Цель: создать условия для развития детского музыкального творчества по теме «Снежная песня зимы».
Задачи:
обучающая: формировать умения самовыражаться на тему зимних мотивов через разные виды музыкальной деятельности.
развивающая: развивать творчество, фантазию в импровизациях, развивать звуковысотный слух, ритмический слух.
воспитательная: воспитывать желание использовать полученные знания в самостоятельной творческой деятельности, воспитывать умение договариваться о порядке действий, избегая конфликты, уважительно относиться к результатам деятельности других детей, воспитывать желание добиваться общего положительного результата,.
Виды деятельности – музыкальная, познавательно-исследовательская.
Формы организации – подгрупповая, парная.
Формы реализации детских видов деятельности – пение, оркестровка, танцевальная импровизация.
Предварительная работа: восприятие музыкальных произведений П.И. Чайковский «Времена года «Декабрь», «Валь снежных хлопьев» и «Танец феи Драже» из балета «Щелкунчик», А.Вивальди «Времена года»-«Зима», Свиридов «Метель», «Тройка»; разучивание песен «Санки» муз.Филиппенко, «Едет Зимушка-Зима», инсценировка песни «Почему медведь зимою спит»; озвучивание стихов Пушкина, Есенина, Маршака шумовыми инструментами; разучивание танца снежинок, творческие задания с предметами (султанчики, платки, шарфы) придумай свой танец на знакомую музыку; исполнение на детских музыкальных инструментах «Снежный вальс».
Интеграция с другими образовательными областями: художественно-эстетическая – чтение произведений о зиме, заучивание стихов о зиме, аппликация нетрадиционным способом (обрывание), рисование набрызгом, рассматривание картин художников о зиме; познание – исследовательские опыты с водой, снегом; речевое развитие – беседы о зиме, приметах, составление рассказов.
Оборудование: запись видеофрагмента Зимы, презентация «Зимнее рондо», музыкальный центр, диски с произведениями, пазлы «Зимний лес», шумовые инструменты для создания зимних звуков, альбомы для рисования, краски, клей. ножницы, телевизор-игрушка для «просмотра» видеоклипа. атрибуты для импровизации танцев (султанчики, платки и шарфы из легкой ткани белого цвета), набор «поющих» стаканов, емкость с водой, деревянные и металлические палочки, крупный строительный набор, набор валдайских колокольчиков.Дети играют в группе. Раздается звук видеовызова (скайп).
Воспитатель: Ребята, нам кто звонит. Это не обычный, а видеозвонок. Давайте ответим.
Зима: (грустным голосом) Здравствуйте ребята.
Воспитатель: Здравствуй Зимушка, а почему ты такая грустная? Как мы тебя долго в этом году ждем, ты опаздываешь –снега нет, морозов нет, а ведь уже январь наступил.
Зима : Я решила к вам в этом году не приходить. Я поняла, что вы меня зовете только для того, чтобы праздник новый год пришел с подарками и Дедом Морозом. а сама я вам не нужна.
Дети: Почему ты так думаешь?
Зима : Каждое время года яркое, шумное, раскрашенное… а я белого цвета. С моим приходом устанавливается в природе тишина, что же во мне хорошего, что же меня ждать? Я в этом году решила к вам не приходить.
Воспитатель : Подожди, Зима, не отключайся. Мы с ребятами думаем по-другому. Давайте ребята докажем Зиме, что мы ее ждем, потому, что она …
Дети: Снежная, вьюжная, долгожданная, хрустальная, поющая, танцующая, морозная, искристая, метельная, заботливая, потому что укрыла растения снегом от мороза, убаюкивающая – уложили медведя и других животных спать, (другие варианты ответов)
Зима : Это все про меня, не может быть? У меня и голоса нет: ручьи со мной не поют, гром и дождь не шумят, трава и цветы не радуют многоцветьем, птицы от меня улетели далеко на юг. Все меня боятся.
Воспитатель: Мы с ребятами тебе покажем, что ты не права, согласны, ребята? Предлагайте, как мы можем это сделать?
Дети высказываются.

Воспитатель: Я поддерживаю ваши предложения: мы будем с помощью музыки, танцев, зимних звуков сочинять «Снежную песню Зимы». Если Зиме понравится наше творчество, она к нам придет со снегом, морозом, инеем, зимними играми.
Далее идет презентация развивающих центров:
Мастерская головоломок (центр развивающих игр) : сложить из пазлов картину «Зимний лес», озвучить с помощью шумовых инструментов.
Видео мастерская (центр искусства): нарисовать видеоклип к песне «Почему медведь зимою спит», озвучить.
Поющая мастерская (центр науки) : изготовить оркестр поющих стаканов с разными тембрами голосов (доливая для этого в каждый воды), сочинить зимнюю мелодию, продумать способ звукоизвлечения.
Танцевальная мастерская (центр музыки и искусства): выбрать из фонотеки любимое произведение, отобрать необходимые атрибуты для передачи музыкального образа, сочинить танец, продумать, сколько нужно исполнителей, пригласить детей, если не хватает.
Воспитатель: Подумайте, кто чем бы хотел заняться, пройдите в мастерские. Договаривайтесь в процессе творчества об очередности, распределяйте роли. Если вам понадобится моя помощь, звоните мне по нашему групповому волшебному телефону, я помогу.
Дети проходят в выбранные центры. В процессе самостоятельной творческой деятельности воспитатель наблюдает, советует, рекомендует.
Творчество импровизация на музыку «Танец снежных хлопьев» Чайковский помогает воспроизвести запись, предлагает назначить на роль ветра мальчика, нацеливает на выразительную передачу образов. слушают произведение, выбирают атрибуты для танца, распределяют роли – снежинки, ветер;
исполняют импровизацию.
сложить из пазлов картину «Зимний лес», озвучить с помощью шумовых инструментов. напоминает о технике безопасности при работе со стеклянными предметами.
складывают картину «Зимний лес», исполняют импровизацию, выбрав необходимые инструменты: стеклянные пузырьки с горлышками разного диаметра, хрустящая бумага, маракасы, деревянные ложки, кастаньеты,
нарисовать иллюстрации к каждому куплету песни «Почему медведь зимою спит», выразительно ее исполнить разными приемами напоминает, что песня начинается со вступления, на него тоже необходим рисунок, спрашивает какими способами можно исполнить песню, какие выберете вы (с запевалами, цепочкой, подгруппами, мальчики – девочки, по ролям) вспоминают песню, считают количество куплетов – иллюстраций, вспоминают строение песни, придумывают как иллюстрировать проигрыш, на каком инструменте его исполнить, рисуют, склеивают рисунки в одну ленту, репетируют готовый клип, пробный просмотр по телевизору.
изготовить оркестр поющих стаканов, с помощью добавления воды добиться разного тембра, придумать способы звукоизвлечения напоминает о технике безопасности при работе со стеклянными предметами, по завершении эксперимента предлагает заморозить воду – как вы думаете, изменится тембр звука после замерзания воды? экспериментируют с набором поющих стаканов, воспроизводят звук мокрым пальцем по краю стакана, наливают разное количество воды в каждый стакан, извлекают звук разным способом – деревянной или металлической палочкой, мокрым пальцем по краю стакана, легко постукивая их друг о друга,импровизируют мелодии, выкладывают ритмический рисунок или знаками записывают мелодию
Во время самостоятельной деятельности детей прерывается видеозвонок Зимы.
Воспитатель: Прервался звонок Зимы. Как же мы теперь узнаем, понравилась ли ей наша общая «Снежная песня Зимы»? Вы, ребята, как думаете, понравилась или нет?
Дети предлагают свои варианты ответов, обосновывая свой ответ – почему может понравится или почему может не понравится.
В группу входит музыкальный руководитель, спрашивает: «Что у вас здесь происходит? Как красиво звучит сегодня ваша группа, необычная музыка льется по всему детскому саду
Дети рассказывают о своей творческой деятельности.
Музыкальный руководитель: А я думаю, почему мне пришло сообщение от Зимы? (показывает планшет с текстом приглашения в лес на прогулку) Принимаем приглашение? А как мы в лес доберемся? Садитесь поудобнее на санки парами. Чтобы веселее было ехать, споем песню «Едет Зимушка – Зима».
Дети парами «на санках едут» в музыкальный зал. На экране изображение зимнего леса.
Музыкальный руководитель: предлагаю исполнить «Зимнее рондо», чтобы Зима услышала как она красиво звучит даже без музыки.
Музыкальный руководитель читает текст.
Едем, едем на лошадке по дорожке зимней гладкой.
Скок, скок, скок (2р.) (рефрен, повторяется после каждых 2 строк)
Санки скрипят, бубенчики звенят.
Дятел стучит. Вьюга свистит.
(рефрен)
Белка на елке орешки все грызет, цок, цок, цок.
Рыжая лисичка зайчонка стережет.
рефрен.
Холод, холод. Стужа, стужа. Снег пушистый кружит, кружит.
Ехали мы, ехали. Наконец приехали!
Сгорки ууууух! В ямку – бух! Приехали!
Виды музыкальной деятельности Содержание деятельности Действия воспитателя Действия дошкольников
Творчество изобразить с помощью шумовых инструментов, звучащих предметов звуки леса, животных скрип саней. предлагает взять любые предметы, шумовые инструменты, следить на экране за появлением подсказок, импровизировать звуками. участвуют в озвучивании стихотворения, придумывают способы звукоизвлечения, ритмический рисунок, длительность звучания, внимательно следят за чтением текста, вовремя вступают

По окончании исполнения «Зимнего рондо» на экране появляется Зима. Она улыбается, приветливо машет детям рукой.
Музыкальный руководитель: Почему Зима молчит, как мы узнаем, постарались мы, ей понравилось?
Дети должны догадаться по эмоциям Зимы о результатах своей творческой деятельности.
Виды музыкальной деятельности
Содержание деятельности Действия воспитателя Действия дошкольников предлагает ответить: «Как вы думаете, понравилась Зиме наша «Снежная песня Зимы»? Как вы догадались? почему она молчит? Уйдет она совсем или порадует нас зимними забавами?
Я с вами согласна, Зима очень довольна. По ее счастливому лицу мы видим, что ей понравилось наше творчество, как мы поработали в наших волшебных мастерских. Теперь мы будем ждать от Зимы снега, мороза, чтобы вволю поиграть на улице.
Давайте и мы не будем шуметь в зимнем лесу. Садитесь в саночки, поехали в группу, скоро придут родители. отвечают на вопросы воспитателя, доказывая правильность своего ответа (ей понравилось, она улыбается, в лесу нельзя шуметь, поэтому она молчит)



Пособия и алименты