Разновидности, формы и типы политической власти. Большая энциклопедия нефти и газа

Понятие «власть» относится к числу основополагающих категорий политологии. Оно дает ключ к пониманию политических институтов, самой политики и государства. Неразделимость власти и политики признается как само собой разумеющееся во всех политических теориях прошлого и настоящего. Политика как явление характеризуется прямой или косвенной связью с властью и деятельностью по осуществлению власти. Социальные общности и индивиды вступают в различные отношения: экономические, социальные, духовные, политические. Политика же представляет собой такую сферу взаимоотношений между социальными группами, слоями, личностями, которая касается главным образом проблем власти и управления.

Феномену власти уделяли пристальное внимание все выдающиеся представители политической науки. Каждый из них внес свой вклад в разработку теории власти.

Современные концепции власти очень многообразны. В рамках учебной лекции целесообразно сформулировать обобщающие положения.

В самом широком смысле слова власть – это способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью какого-либо средства – авторитета, права, насилия. В таком аспекте власть бывает экономическая, политическая, государственная, семейная и прочая. Такой подход также требует разграничения классовой, групповой и личной власти, которые переплетаются между собой, но не сводятся друг к другу.

Наиболее важным видом власти является политическая власть. Политическая власть – это реальная способность данного класса, группы, индивида проводить свою волю в политике и правовых нормах. Политическая власть характеризуется или социальным господством, или ведущей ролью, или руководством тех или иных групп, а чаще всего различными сочетаниями этих качеств.

Надо еще заметить, что понятие политическая власть шире понятия государственная власть. Политическая власть реализуется не только органами государства, но и через деятельность партий, общественных организаций различного типа. Государственная власть – своеобразное ядро политической власти. Она опирается на специальный аппарат принуждения и распространяется на все население той или иной страны. Государство располагает монопольным правом разрабатывать законы и другие распоряжения, обязательные для всех граждан. Государственная власть означает определенную организацию и деятельность в осуществлении целей и задач этой организации.

В политологии используется понятие источник власти . Источники, или основания, власти разнообразны, поскольку многообразна структура общественных отношений. Под основаниями (источниками) власти понимаются средства, которые используются для воздействия на объекты власти с целью достижения поставленных задач. Ресурсы власти – это потенциальные основания власти, то есть средства, которые могут быть использованы, но еще не используются или используются недостаточно. Вся совокупность используемых и возможных оснований власти составляет ее потенциал .

Общепризнанным источником власти является сила . Однако сама сила также имеет определенные источники. Источниками силы могут быть богатство, занимаемое положение, владение информацией, знания, опыт, особые навыки, организация. Поэтому обобщенно можно сказать, что источник власти – это совокупность социальных факторов, создающих преобладающую, доминирующую, господствующую волю. Иными словами, это экономические, социальные, психологические основы политической власти.

Государственная власть может добиваться своих целей различными средствами, в том числе идеологическим воздействием, убеждением, экономическим стимулированием и иными косвенными способами. Но только она обладает монополией на принуждение с помощью специального аппарата в отношении всех членов общества.

К основным формам проявления власти относятся господство, руководство, управление, организация, контроль.

Политическая власть тесно связана с политическим лидерством и авторитетом, которые в определенных значениях выступают как формы осуществления власти.

Возникновение и развитие политической власти обусловлено жизненными потребностями формирования и эволюции общества. Поэтому власть, естественно, выполняет исключительно важные специальные функции. Она является центральным, организационным и регулятивно контрольным началом политики. Власть присуща организации общества и необходима для поддержания его целостности и единства. Политическая власть направлена на регулирование общественных отношений. Она является инструментом, основным средством управления всеми сферами общественной жизни.

Cтраница 1


Организация политической власти приобретает во многом собственную логику, происходит некоторая рационализация нормативной регуляции данного социального института. Но аскриптив-ность хотя и ослабевает в какой-то мере, но не исчезает, доминируя в течение еще многих столетий, как непосредственно в се-мейно-родственной форме, так и опосредованно в форме личного служения и верности владыке, а не делу.  

Характеристика государства как организации политической власти (диктатуры господствующего класса) вскрывает его сущность и классовую природу. Такую же классовую сущность имеют и другие политические организации, в частности политические партии, некоторые общественные организации.  

Общенародное государство - это организация политической власти, выражающая волю, интересы и единство всех классов, слоев, наций и народностей развитого социалистического общества. В условиях развитого социализма государство достигает такой ступени зрелости, когда его свойства, особенности, основные черты приобретают наибольшую определенность. Чем больше накапливается эмпирического материала, чем шире опыт социалистического государственного строительства, тем - глубже можно проникнуть в его сущность.  

Социалистическое государство, будучи организацией политической власти трудящихся во главе с рабочим классом, в то же время является главной организационной формой хозяйственного, экономического руководства обществом.  

Конференция считает делом принципиальной важности формирование социалистического правового государства как полностью соответствующей социализму формы организации политической власти. Решение этой задачи неразрывно связано с максимальным обеспечением прав и свобод советского человека, ответственности государства перед гражданином и гражданина перед государством, с возвышением авторитета закона и строгим его соблюдением всеми партийными и государственными органами, общественными организациями, коллективами и гражданами, с эффективной работой правоохранительных органов. Коренная перестройка деятельности этих органов должна стать сердцевиной правовой реформы, которую конференция считает целесообразным провести в сравнительно короткие сроки.  

ГОСУДАРСТВО - 1) в теории права определенный способ организации общества, основной элемент политической системы, организация публичной политической власти, распространяющаяся на все общество, выступающая его официальным представителем и опирающаяся на средства и меры принуждения.  

ГОСУДАРСТВО - 1) В теории права - определенный способ организации общества, основной элемент политической системы, организация публичной политической власти; распространяющаяся на все общество, выступающая его официальным представителем и опирающаяся в необходимых случаях на средства и меры принуждения.  

В современном звучании демократия означает власть, опирающуюся на закон, правопорядок, уважение прав и свобод личности. Это наиболее популярная и перспективная сегодня форма организации политической власти.  

Аргументация в пользу политической реформы опиралась на тот факт, что ранее предложенная программа экономического ускорения не была реализована, так как она встретила сопротивление в самой системе и в способах организации политической власти.  

Парижская Коммуна просуществовала всего 72 дня, но ее историческое и политическое значение как формы диктатуры рабочего класса огромно. Маркс глубоко проанализировал все мероприятия Парижской Коммуны, в особенности организацию политической власти, и пришел к выводу, что будущее государство рабочего класса должно строиться по ее типу.  

Если принять подобное определение предмета политических наук, можно сравнительно легко увидеть, какая существует связь между предметом политических наук (или политики как науки) и предметом общей социологии, а тем самым выяснить и то, как относятся между собой эти науки. Ибо если политические науки изучают организацию власти, они изучают лишь одну область структуры глобального общества и изучить эту область строго научными методами они могут, только если рассматривают ее в контексте связи с остальными частями данной структуры. А это значит, что политические науки при изучении политической структуры и политических институтов, при изучении структуры и характеристик организации политической власти должны учитывать законы, относящиеся к структуре глобального общества, которые открывает общая социология. Общая социология также может изучать политические отношения и политическую структуру отдельных групп и общества в целом, но - в целях выяснения их сущности как общественных явлений. Политические же науки изучают программы политических партий, их идеи, которые они стремятся реализовать, поведение своих представителей в парламенте, отношение политических партий к органам власти и общественному мнению в целях оценки содержания и ценности идей, отстаиваемых теми или иными партиями. Но при стремлении установить социальные предпосылки возникновения определенной политической партии, ее связи с определенными классами, ее социальную роль, то такое исследование из области политических наук перемещается в сферу социологии. Поэтому политика как социальная деятельность часто становится предметом изучения и политических наук, и социологии. Таким образом, существует тесная связь между предметами общей социологии и политических наук, а научное знание, даваемое той и другими, должно быть основой практической социальной деятельности по развитию общественных отношений.  

Большинство старых городов Северо-Восточной Руси - Ростов, Суздаль, Владимир - пришли в упадок, уступив свое политическое верховенство окраинным: Твери, Нижнему Новгороду, Москве. Насильственно прерванный процесс развития княжеств принял новые формы: на смену княжеским союзам, требовавшим добровольного объединения под властью великого князя, пришла монархия, основанная на огромной личной власти князя и служении одному ему феодалов-подданных. В дальнейшем такая форма организации политической власти привела к освобождению от ордынского ига, однако увеличение военного потенциала оказалось связанным с усилением зависимости всех слоев населения от власти.  

Вот почему наиболее передовые союзы, которые выдвигают для всей Советской страны наибольшее количество наиболее ответственных работников, и прежде всего союз металлистов, меньше всего склонны к коллегиальности и больше всего - к единоличию. Перед глазами рабочего класса в лице его представителей, передовых людей, пройдут Иванов, Петров, Семенов. Они выявят, они покажут свою личность; годятся ли они или нет, их снимают с постов, посылают или на более ответственные, или доучиться - это индивидуализация, выделение личности из всей еще рыхлой массы рабочего класса, которая стоит выше всех жалких фраз о самодеятельности и коллегиальности, которыми угощали. Нам для управления промышленностью нужны не самодельные выборы на отдельных заводах; такие выборы нам нужны для Советов, для организации политической власти. Каменева о значении коллегиальности в области управления рабочего класса. Эти выборы необходимы для управления, но по отношению к управлению промышленностью нам нужны не выборы, а систематический отбор, через посредство выбранных центров, наиболее пригодных товарищей и ведение учета.  

Страницы:      1

Основными формами политической власти является господство, политическое руководство и управление. Господство - это абсолютное или относительное подчинение одних людей другими. Политическое руководство и управление реализуются через принятие стратегических и тактических решений к объектам власти, через организацию, регулир. Ання и контроль их развитияу.

Формы политической власти различают и по критерию главного субъекта правления. К ним относятся:

1) монархия - единовластное (абсолютное или ограничено) наследственное правление одного лица - главы государства - монарха;

2) тирания (деспотия) - единоличное неограниченное самовластие, вследствие насильственного захвата власти, которое характеризуется абсолютным произволом правителя и полным бесправием народа;

3) аристократия - власть наследственной, родовитой, знатной меньшинства, привилегированного сословия;

4) олигархия (плутократия, тимократия) - власть богачей, зажиточной, неродовитой меньшинства, которая подчиняет себе государственный аппарат;

5) теократия - политическая власть духовенства, главы церкви в государстве;

6) охлократия - власть толпы, опирается не на законы, а на мгновенные настроения, капризы толпы, часто подвергается воздействию демагогов, становится деспотической и действует тиранически;

7) демократия - власть народа на основе закона и гарантии прав и свобод граждан;

8). ПАРТОкратия - власть одной партии, партийной номенклатуры (верхушки) в государстве;

9) бюрократия - власть чиновников, администраторов в государстве; иерархически организованная система власти и государственного аппарата, наделенного специфическими функциями;

10) технократия - власть научно-технической элиты (специалистов), руководителей предприятий, менеджеров;

11) меритократия - власть наиболее одаренных, достойных людей, в основу которой положен принцип индивидуальных заслуг;

12) автократия - неограниченное и бесконтрольное самовластие;

13) анархия - безвластие государства; самоуправления общин, коммун, семей и других первичных общностей людей

Известный политолог и экономист. Б. Гаврилишин считает, что на современном этапе существует три вида власти:

1. Власть типа противовеса. Такая власть основывается на индивидуалистском-конкурентного ценностях и существует в странах, где такие ценности преобладают (англоязычных). Характерными признаками этого вида властной орга анизации есть є:

а) существование правящей группы и оппозиции (противовеса), постоянно конкурирует с ней (элита и контрэлита);

б) распределение власти на законодательную, исполнительную и судебную;

в) построение властных институтов по принципу контроля и равновесия;

г) наличие периодических выборов;

д) принятие решений по принципу большинства

2. Коллегиальная власть (сотрудничество при власти) характеризуется следующими чертами:

а) разделение властей без образования оппозиции;

б) коллегиальность в принятии решений;

в) децентрализация власти;

г) высокий уровень консенсуса (согласия);

д) использование средств прямой демократии (например, в. Швейцарии,. Японии)

3. Унитарное (недифференцированная, диктатура, неделимая, интегральная) власть, для которой характерны следующие черты: а) концентрация власти в одних руках б) отсутствие легальной оппозиции или противовеса. Унитарное власть функционирует по принципу правления меньшинства и всегда идеологическое оправдание. Отобрать и передать власть другим можно только с помощью революции или государственного переворота. Унитарное власти испытания данном только во время войн, экономических трудностей, то есть в критических ситуацияціях.

Политическая воплощается через механизм властных отношений. Его структура, по польскому политологом. Ежи. Вятр, выглядит так:

1. Наличие во властных отношениях не менее двух партнеров

2. Волеизъявление властвующим осуществляется посредством определенного акта, который предусматривает санкции за неподчинение его воле

3 обязательных подчинения тому, кто осуществляет власть

4. Социальные нормы, закрепляющие право одних издавать акты, а других - им подчиняться (правовое обеспечение)

Такой механизм властных отношений, четко работая, обеспечивает оперативность и действенность взаимосвязи субъекта и объекта, реализацию функций

Совершенствование и демократизация политического управления предполагает поиск новых способов реализации власти и определенные требования к ней. Учитывая это, российский политолог. Иван. Ильин (1882-1954) сформулировал. ШИС во аксиом государственной властейи.

1. Государственная власть не может принадлежать никому, кроме тех, кто имеет правовое полномочия

2. Государственная власть в пределах каждого политического союза должна быть одна

3 ветви власти должно осуществляться людьми, которые отвечают высокому нравственному и политическому цензу (власть без авторитета хуже, чем явное безвластие)

4 политические программа властвующим может предусмотреть только мероприятия, которые имеют общий интерес

5 политических программа власти должна охватывать мероприятия и реформы, которые реально можно воплотить в жизнь

6. Государственная власть принципиально связана с распределительной справедливостью

Практика политической жизни свидетельствует, что игнорирование этих аксиом приводит к кризису государственной власти, дестабилизации общества, конфликтных ситуаций, которые могут перерастать даже в гражданскую войн н.

Феномену власти уделяли пристальное внимание все выдающиеся представители политической науки. Каждый из них внес свой вклад в разработку теории власти.

Политическая власть проявляется в разнообразных формах, основными среди которых являются господство, руководство, организация, контроль .

Господство предполагает абсолютное или относительное подчинение одних людей и их общностей субъектам власти и социальным слоям, которые они представляют (см.: Философский энциклопедический словарь. - М., 1983. - С. 85).

Руководство выражается в способности субъекта власти осуществлять свою волю путем выработки" программ, концепций, установок, определения перспектив развития общественной системы в целом и ее различных звеньев. Руководство определяет текущие и перспективные цели, вырабатывает стратегические и тактические задачи.

Управление проявляется в сознательном, целенаправленном воздействии субъекта власти на различные звенья общественной системы, на управляемые объекты с целью реализации установок

руководства. Управление осуществляется с помощью различных методов, которые могут быть административными, авторитарными, демократическими, основывающимися на принуждении и т. д.

Политическая власть проявляется в разнообразных видах. Содержательная типология политической власти может быть построена «по различным признакам:

  • по степени институционализации правительственная, городская, школьная и т. п.;
  • по субъекту власти - классовая, партийная, народная, президентская, парламентская и пр.;
  • по количественному признаку... - единоличная (монократическая), олигархическая (власть сплоченной группы), полиархическая (множественная власть ряда институтов или лиц);
  • по социальному типу правления - монархическая, республиканская; по режиму правления - демократическая, авторитарная, деспотическая, тоталитарная, бюрократическая и т. п.;
  • по социальному типу - социалистическая, буржуазная, капиталистическая и т. п....» (Политология: Энциклопедический словарь. - М., 1993. - С. 44)!

Важным видом политической власти является государственная власть . Понятие государственной власти является значительно более узким по сравнению с понятием «политическая власть» . В связи с этим употребление этих понятий как тождественных является неверным.

Государственная власть, как и политическая власть в целом, может добиваться своих целей путем политического воспитания, идеологического воздействия, распространения нужной информации и т. д. Однако, это не выражает ее сущность. «Государственная власть-это форма политической власти, располагающая монопольным правом издавать законы, обязательные для всего населения, и опирающаяся на специальный аппарат принуждения, как на одно из средств для соблюдения законов и распоряжений. Государственная власть в равной мере означает как определенную организацию, так и практическую деятельность по осуществлению целей и задач этой организации» (Краснов Б. И. Власть как явление общественной жизни// Социально политические пауки. - 1991. - № 11. - С. 28).

При характеристике государственной власти нельзя допускать две крайности. С одной стороны, ошибочно рассматривать эту власть ТОЛЬКО как власть, которая занята ЛИШЬ тем, что притесняет народ, а с другой стороны, характеризовать ее только как власть, которая всецело поглощена заботами о благополучии народа. Государственная власть постоянно реализует и то и другое. Причем притесняя народ, государственная власть реализует не только свои интересы, по и интересы народа, который заинтересован в стабильности общества, в его нормальном функционировании и развитии; проявляя заботу о благе народа, она обеспечивает реализацию не столько его интересов, сколько своих, ибо только удовлетворяя потребности большинства населения, в определенной мере, она может сохранить свои привилегии, обеспечить реализацию своих интересов, свое благополучие.

В реальной действительности могут существовать различные системы государственной власти. Все они, однако, сводятся к двум основным - федеративной и унитарной. Сущность этих систем власти определяется характером существующего разделения государственной власти между ее субъектами разного уровня. Если между центральными и местными органами государственной власти есть промежуточные органы, которые в соответствии с конституцией наделены определенными властными функциями, то действует федеральная система власти. Если таких промежуточных органов власти нет или они находятся в полной зависимости от центральных органов, то действует унитарная система-государственной власти.

Государственная власть выполняет законодательные, исполнительные и судебные функции. В связи с этим подразделяют на власть законодательную, исполнительную и судебную.

В некоторых странах к названным трем властям добавляют еще четвертую - избирательную власть, которую представляют избирательные суды, решающие вопросы о правильности избрания депутатов. В конституциях отдельных стран речь идет о пяти и даже шести властях. Пятую власть представляет Генеральный контролер с подчиненным ему аппаратом: шестую - учредительная власть по принятию конституции.

Целесообразность разделения властей обусловливается, во-первых, необходимостью четкого определения функций, компетенции и ответственности каждой ветви власти; во-вторых, необходимостью предотвращения злоупотреблений властью, установления диктатуры, тоталитаризма, узурпации власти; в-третьих, необходимостью осуществления взаимного контроля ветвей власти; в-четвертых, потребностью общества соединить такие противоречивые аспекты жизни, как власть и свобода, закон и право. . государство и общество, приказание и подчинение; в-пятых, необходимостью создания сдержек и противовесов в осуществлении властных функции (см.: Краснов Б. И. Теория власти и властных отношений// Социально-политический журнал. - 199.4. - № 7-8. - С. 40).

Законодательная власть основывается на принципах конституционности и верховенстве права. Она формируется путем свободных выборов. Эта власть вносит поправки в конституцию, определяет основы внутренней и внешней политики государства, утверждает государственный бюджет, принимает законы, обязательные для всех граждан и органов власти, контролирует их исполнение. Верховенство законодательной власти ограничено принципами правя, конституцией, правами человека.

Исполнительно-распорядительная власть осуществляет непосредственную государственную власть. Она не только исполняет законы, по и сама издает нормативные акты, выступает с законодательной инициативой. Эта власть должна основываться па законе, действовать в рамках закона. Право контроля за деятельностью исполнительной власти должно принадлежать представительным органам государственной власти.

Относительно самостоятельную структуру государственной власти представляет судебная власть."В своих действиях эта власть должна быть независимой от законодательной и исполнительной властей (см.: Там же. - С. 43-44, 45).

Начало теоретического обоснования проблемы разделения властей связано с именем французского философа и историка Ш. Л. Монтескье, который, как уже отмечалось при рассмотрении этапов развития политической мысли, предложил разделить власть на законодательную (избираемый народом представительный орган), исполнительную власть (власть монарха) и судебную власть (независимые суды).

В последующем идеи Монтескье получили развитие в трудах других мыслителей и законодательное закрепление в конституциях многих стран. В конституции США, например, которая принята в 1787 году, говорится, что полномочия законодательной власти в стране принадлежат конгрессу, исполнительная власть осуществляется президентом, судебная - Верховным судом и темп низшими судами, которые утверждаются конгрессом. Принцип разделения властей, согласно конституций, лежит в основе государственной власти И в ряде других стран. Он, однако, до конца не реализован пи в одной стране. Вместе с тем во многих странах в основе государственной власти лежит принцип единственности.

В пашей стране в течение многих.лет считалось, что идея разделения властей не может быть реализована па практике в связи с тем, что власть едина и неделима. В последние годы положение изменилось. Теперь все говорят о необходимости разделения властей. Однако, проблема разделения еще не решена на практике в связи с тем что разделение законодательной, исполнительной и судебной властей зачастую подменяется противопоставлением этих властей.

Решение проблемы разделения законодательной, исполнительной и судебной властей - в нахождении оптимального соотношения между ними как направлениями единой государственной власти, четком определении их функций и полномочий.

Относительно самостоятельным видом политической власти является партийная власть. Как вид политической власти эта власть признается далеко не всеми исследователями. В отечественной научной, учебной, учебно-методической литературе продолжает господствовать точка зрения, согласно которой партия может быть звеном в системе политической власти, но не субъектом власти. В качестве субъекта власти партию не признают и многие зарубежные исследователи. Реальная действительность давно опровергла эту точку зрения. Известно, например, что в течение многих десятилетий в нашей стране субъектом политической власти являлась КПСС. Реальными субъектами политической власти партии уже многие годы являются и в индустриально развитых странах Запада.

Политическая власть выполняет разнообразные функции. Она реализует общие организационные, регулятивные, контрольные функции, осуществляет организацию политической жизни общества, регулирование политических отношений, структурирование политической организации общества, формирование общественного сознания и т. д.

В отечественной научной, учебной, учебно-методической литературе функции политической власти часто характеризуются со знаком «плюс». Так например, Б. И. Краснов пишет: «Власть должна: 1) обеспечивать законные права граждан, их конституционные свободы всегда и во всем; 2) утверждать право как стержень общественных отношений и самой уметь подчиняться праву; 3) выполнять хозяйственно-созидательные функции» (Краснов Б. И. Власть как явление общественной жизни// Социально-политические науки. - 1991. - № 11. - С. 31).

То, что «власть должна» обеспечивать «права граждан», «их конституционные свободы», «выполнять созидательные функции» и т. д. - пожелание безусловно, хорошее. Плохо только то, что оно нередко не реализуется на практике. В действительности власть не только обеспечивает права, конституционные свободы граждан, но и попирает их; она не только созидает, но и разрушает и т. д. Поэтому, думается, более объективные характеристики функций политической власти дают некоторые зарубежные исследователи.

По мнению зарубежных политологов, власть «проявляет себя" через следующие основные признаки и функции:

Свои функции политическая власть выполняет посредством политических институтов, учреждений, организаций, составляющих политические системы.

Формы и виды политической власти

Выражая и защищая интересы тех или иных социальных слоев, политическая власть вместе с тем так или иначе занимается организацией политической жизни общества в целом. Она ʼʼскладывается как система функций из моделирования собственной деятельности; анализа политической и общественной обстановки и конкретных ситуаций; определœения своей стратегии и частных тактических задач; надзора и пресечения... отклоняющегося от норм поведения; присвоения и распоряжения необходимыми ресурсами (материальными и духовными...); распределœения ресурсов политики - мер доверия, соглашений, обмена уступками и преимуществами, наградами и вознаграждениями и т. д.; преобразования политического и общественного (социального, экономического, правового, культурного, морального) окружения власти в ее интересах и в интересах ее политикиʼʼ (Политология: Энциклопедический словарь. - М., 1993. - С. 42).

Политическая власть проявляется в разнообразных формах, основными среди которых являются господство, руководство, организация, контроль.

Господство предполагает абсолютное или относительное подчинœение одних людей и их общностей субъектам власти и социальным слоям, которые они представляют (см.: Философский энциклопедический словарь. - М., 1983. - С. 85).

Руководство выражается в способности субъекта власти осуществлять свою волю путем выработки" программ, концепций, установок, определœения перспектив развития общественной системы в целом и ее различных звеньев. Руководство определяет текущие и перспективные цели, вырабатывает стратегические и тактические задачи.

Управление проявляется в сознательном, целœенаправленном воздействии субъекта власти на различные звенья общественной системы, на управляемые объекты с целью реализации установок

руководства. Управление осуществляется с помощью различных методов, которые бывают административными, авторитарными, демократическими, основывающимися на принуждении и т. д.

Политическая власть проявляется в разнообразных видах. Содержательная типология политической власти должна быть построена ʼʼпо различным признакам: по степени институционализации правительственная, городская, школьная и т. п.; по субъекту власти - классовая, партийная, народная, президентская, парламентская и пр.; по количественному признаку... - единоличная (монократическая), олигархическая (власть сплоченной группы), полиархическая (множественная власть ряда институтов или лиц); по социальному типу правления - монархическая, республиканская; по режиму правления - демократическая, авторитарная, деспотическая, тоталитарная, бюрократическая и т. п.; по социальному типу - социалистическая, буржуазная, капиталистическая и т. п....ʼʼ (Политология: Энциклопедический словарь. - М., 1993. - С. 44)!

Важным видом политической власти является государственная власть. Понятие государственной власти является значительно более узким по сравнению с понятием ʼʼполитическая властьʼʼ. В связи с этим употребление этих понятий как тождественных является неверным.

Государственная власть, как и политическая власть в целом, может добиваться своих целœей путем политического воспитания, идеологического воздействия, распространения нужной информации и т. д. При этом, это не выражает ее сущность. ʼʼГосударственная власть-это форма политической власти, располагающая монопольным правом издавать законы, обязательные для всœего населœения, и опирающаяся на специальный аппарат принуждения, как на одно из средств для соблюдения законов и распоряжений. Государственная власть в равной мере означает как определœенную организацию, так и практическую деятельность по осуществлению целœей и задач этой организацииʼʼ (Краснов Б. И. Власть как явление общественной жизни// Социально политические пауки. - 1991. - № 11. - С. 28).

При характеристике государственной власти нельзя допускать две крайности. С одной стороны, ошибочно рассматривать эту власть ТОЛЬКО как власть, которая занята ЛИШЬ тем, что притесняет народ, а с другой стороны, характеризовать ее только как власть, которая всœецело поглощена заботами о благополучии народа. Государственная власть постоянно реализует и то и другое. Причем притесняя народ, государственная власть реализует не только свои интересы, по и интересы народа, который заинтересован в стабильности общества, в его нормальном функционировании и развитии; проявляя заботу о благе народа, она обеспечивает реализацию не столько его интересов, сколько своих, ибо только удовлетворяя потребности большинства населœения, в определœенной мере, она может сохранить свои привилегии, обеспечить реализацию своих интересов, свое благополучие.

В реальной действительности могут существовать различные системы государственной власти. Все они, однако, сводятся к двум основным - федеративной и унитарной. Сущность этих ‣‣‣ систем власти определяется характером существующего разделœения государственной власти между ее субъектами разного уровня. В случае если между центральными и местными органами государственной власти есть промежуточные органы, которые в соответствии с конституцией наделœены определœенными властными функциями, то действует федеральная система власти. В случае если таких промежуточных органов власти нет или они находятся в полной зависимости от центральных органов, то действует унитарная система-государственной власти.

Государственная власть выполняет законодательные, исполнительные и судебные функции. В связи с этим подразделяют на власть законодательную, исполнительную и судебную.

В некоторых странах к названным трем властям добавляют еще четвертую - избирательную власть, которую представляют избирательные суды, решающие вопросы о правильности избрания депутатов. В конституциях отдельных стран речь идет о пяти и даже шести властях. Пятую власть представляет Генеральный контролер с подчинœенным ему аппаратом: шестую - учредительная власть по принятию конституции.

Целœесообразность разделœения властей обусловливается, во-первых, крайне важно стью четкого определœения функций, компетенции и ответственности каждой ветви власти; во-вторых, крайне важно стью предотвращения злоупотреблений властью, установления диктатуры, тоталитаризма, узурпации власти; в-третьих, крайне важно стью осуществления взаимного контроля ветвей власти; в-четвертых, потребностью общества соединить такие противоречивые аспекты жизни, как власть и свобода, закон и право. . государство и общество, приказание и подчинœение; в-пятых, крайне важно стью создания сдержек и противовесов в осуществлении властных функции (см.: Краснов Б. И. Теория власти и властных отношений// Социально-политический журнал. - 199.4. - № 7-8. - С. 40).

Законодательная власть основывается на принципах конституционности и верховенстве права. Она формируется путем свободных выборов. Эта власть вносит поправки в конституцию, определяет основы внутренней и внешней политики государства, утверждает государственный бюджет, принимает законы, обязательные для всœех граждан и органов власти, контролирует их исполнение. Верховенство законодательной власти ограничено принципами правя, конституцией, правами человека.

Исполнительно-распорядительная власть осуществляет непосредственную государственную власть. Она не только исполняет законы, по и сама издает нормативные акты, выступает с законодательной инициативой. Эта власть должна основываться па законе, действовать в рамках закона. Право контроля за деятельностью исполнительной власти должно принадлежать представительным органам государственной власти.

Относительно самостоятельную структуру государственной власти представляет судебная власть."В своих действиях эта власть должна быть независимой от законодательной и исполнительной властей (см.: Там же. - С. 43-44, 45).

Начало теоретического обоснования проблемы разделœения властей связано с именем французского философа и историка Ш. Л. Монтескье, который, как уже отмечалось при рассмотрении этапов развития политической мысли, предложил разделить власть на законодательную (избираемый народом представительный орган), исполнительную власть (власть монарха) и судебную власть (независимые суды).

В последующем идеи Монтескье получили развитие в трудах других мыслителœей и законодательное закрепление в конституциях многих стран. В конституции США, к примеру, которая принята в 1787 году, говорится, что полномочия законодательной власти в стране принадлежат конгрессу, исполнительная власть осуществляется президентом, судебная - Верховным судом и темп низшими судами, которые утверждаются конгрессом. Принцип разделœения властей, согласно конституций, лежит в базе государственной власти И в ряде других стран. Он, однако, до конца не реализован пи в одной стране. Вместе с тем во многих странах в базе государственной власти лежит принцип единственности.

В пашей стране в течение многих.лет считалось, что идея разделœения властей не должна быть реализована па практике в связи с тем. что власть едина и неделима. В последние годы положение изменилось. Теперь всœе говорят о крайне важно сти разделœения властей. При этом, проблема разделœения еще не решена на практике в связи с тем что разделœение законодательной, исполнительной и судебной властей зачастую подменяется противопоставлением этих властей.

Решение проблемы разделœения законодательной, исполнительной и судебной властей - в нахождении оптимального соотношения между ними как направлениями единой государственной власти, четком определœении их функций и полномочий.

Относительно самостоятельным видом политической власти является партийная власть. Как вид политической власти эта власть признается далеко не всœеми исследователями. В отечественной научной, учебной, учебно-методической литературе продолжает господствовать точка зрения, согласно которой партия должна быть звеном в системе политической власти, но не субъектом власти. В качестве субъекта власти партию не признают и многие зарубежные исследователи. Реальная действительность давно опровергла эту точку зрения. Известно, к примеру, что в течение многих десятилетий в нашей стране субъектом политической власти являлась КПСС. Реальными субъектами политической власти партии уже многие годы являются и в индустриально развитых странах Запада.

Политическая власть выполняет разнообразные функции. Она реализует общие организационные, регулятивные, контрольные функции, осуществляет организацию политической жизни общества, регулирование политических отношений, структурирование политической организации общества, формирование общественного сознания и т. д.

В отечественной научной, учебной, учебно-методической литературе функции политической власти часто характеризуются со знаком ʼʼплюсʼʼ. Так к примеру, Б. И. Краснов пишет: ʼʼВласть должна: 1) обеспечивать законные права граждан, их конституционные свободы всœегда и во всœем; 2) утверждать право как стержень общественных отношений и самой уметь подчиняться праву; 3) выполнять хозяйственно-созидательные функцииʼʼ (Краснов Б. И. Власть как явление общественной жизни// Социально-политические науки. - 1991. - № 11. - С. 31).

То, что ʼʼвласть должнаʼʼ обеспечивать ʼʼправа гражданʼʼ, ʼʼих конституционные свободыʼʼ, ʼʼвыполнять созидательные функцииʼʼ и т. д. - пожелание безусловно, хорошее. Плохо только то, что оно нередко не реализуется на практике. В действительности власть не только обеспечивает права, конституционные свободы граждан, но и попирает их; она не только созидает, но и разрушает и т. д. По этой причине, думается, более объективные характеристики функций политической власти дают некоторые зарубежные исследователи.

По мнению зарубежных политологов, власть ʼʼпроявляет себя" через следующие основные признаки и функции:

1) принуждение;

2) приманивание;

3) ʼʼблокирование последствийʼʼ (т. е. помеха конкуренту и борьбе за власть);

4) ʼʼсоздание требованийʼʼ (искусственное формирование нужд, которые может удовлетворить лишь агент власти, своего рода политический маркетинг);

5) ʼʼрастяжение сети властиʼʼ (включение дополнительных источников зависимости от агентов);

6) шантаж (угрозы в настоящем или посулы бед от неподчинœения в будущем);

7) подсказки;

8) информационный прямой и косвенный контроль (с помощью предостережений, рекомендаций, мести и т. д.)ʼʼ (Основы политологии: Курс лекций. - Ч. 1. - М., 1991. - С. 244).

Свои функции политическая власть выполняет посредством политических институтов, учреждений, организаций, составляющих политические системы..

Легитимность политической власти. Типы легитимности

При характеристике политической власти в последние годы широко используется понятие ʼʼлегитимностьʼʼ. В переводе с латинского это понятие означает законность. В таком значении его довольно часто используют при характеристике политической власти не только в обыденной речи, но и в научной литературе (см. к примеру: Краснов Б. И. Теория власти и властных отношений// Социально-политический журнал. - 1994. - № 3-6. - С. 83-84). В действительности понятия ʼʼлегитимностьʼʼ и ʼʼзаконностьʼʼ, безусловно, не являются тождественными. ʼʼЛегитимность политического явления не означает его юридически оформленной законности, потому легитимность не следует смешивать с легализацией..., т. е. с законностьюʼʼ (Политология: Энциклопедический словарь. - М., 1993. - С. 151).

Политически господствующий социальный слой для утверждения своего господства использует разные средства: идеологическое, воздействие, распространение выгодной и скрытие невыгодной информации, политическое воспитание, физическое насилие и т. д. Вместе с тем он всœеми силами стремится добиться признания своей политической власти людьми, которые не принадлежат к господствующему социальному слою. Это ему довольно часто удается осуществить.

Политическая власть, которая признается основной массой людей по отношению к которым она осуществляется, принято называть легитимной. Легитимация политической власти того или иного ее субъекта - это признание этой власти со стороны тех, кто не принадлежит к этому субъекту. Противоположным процессом легитимации политической власти является ее делœегитимация, то есть утрата властью доверия со стороны тех, кто не принадлежит к ее субъекту.

При наличии легитимности политической власти в обществе устанавливаются отношения относительного доверия между господствующим социальным слоем и остальной частью общества. В этом случае субъект политической власти ослабляет насилие по отношению к социальным слоям и группам, являющимися объектами этой власти, ибо его решения и распоряжения большинством людей воспринимаются как вполне правомерные, они одобряются ими.

Наоборот, при отсутствии легитимности политической власти общественная жизнь утрачивает стабильность. В этом случае субъект политической власти концентрирует усилия па насильственном подчинœении себе остальной части общества, свои приказания и распоряжения он реализует силой принуждения.

Легитимация политической власти господствующих социальных слоев, отдельных лиц достигается по разному. Все многообразие факторов, обеспечивающих легитимацию политической власти, в конечном итоге, как показал М. Вебер, (см.: Вебер М. Типы легитимного порядка: условия и право// Вебер М. Избранные произведения. - М., 1990. -. С. 638-643), можно свести к трем основным: традиции, легальности и харизме.

Легитимность политической власти обеспечивают, прежде всœего, многовековые традиции управления и подчинœения. В традициях закреплено, кто должен отдавать приказания и распоряжения, а кто должен их выполнять и подчиняться. Нарушение традиционных норм неодобрительно оценивается обществом, оно закономерно сопровождается определœенными санкциями со стороны общества. Политическая власть легитимация которой обеспечивается традициями, принято называть традиционной властью.

Легитимность политической власти достигается также с. помощью Принятия определœенных законов и других нормативных актов, устанавливающих нормы управления и подчинœения, определяющих права и обязанности управляющих и управляемых. Политическая власть, легитимность которой обеспечивается установленными юридическими нормами, принятыми законами и другими нормативными актами, принято называть легальной, законной.

Легитимность политической власти может достигаться также за счёт приписывания лидерам исключительных, нередко сверхъестественных качеств. Люди признают политическую власть того или иного социального слоя потому, что верят в исключительные способности его лидера, преклоняются перед этим лидером, связывают с ним свое благополучие в настоящем или возможность улучшения своего положения в будущем. Лидер, в свою очередь, постоянно пытается показать массам, что он обладает особыми качествами, выполняет ʼʼисторическую миссиюʼʼ. Политическая власть, легитимность которой достигается за счёт обожествления лидера, Наделœения его особыми качествами, принято называть харизматической.

Указанные типы легитимности политической власти в реальной действительности в чистом виде встречаются крайне редко. Чаще всœего они дополняют друг друга в тех или иных сочетаниях. Это, однако, не исключает специфических черт каждого из них- Важнейшей особенностью политической власти, легитимность которой обеспечивается традициями, является консерватизм. Такая власть в значительно меньшей степени ПО сравнению с властью легальной и харизматической подвержена изменениям. Из всœех указанных типов легитимности самым неустойчивым является последний. ʼʼВ случае если традиции и закон придают политическим системам определœенную стабильность, то власть харизматического лидера может превратиться во всœеподчиняющую силу, направленную на осуществление глубоких институциональных изменений. При определœенных условиях харизматический лидер способен свергнуть традиции и действующие законы, чтобы установить ʼʼновый порядокʼʼ... Лидер руководствуется при этом не существующими установлениями, действующими юридическими нормами или укоренившимся традициями, а собственным вдохновениемʼʼ (Санистебан Л. С. Основы политической науки. - М., 1992. - С. 42-43). В случае если это происходит, то общество, как правило, утрачивает стабильность, вступает в полосу радикальных изменений, нередко сопровождающихся разрухой. обнищанием значительной части населœения и т. д.

Возможность легитимации политической власти обеспечиваем ее неравное распределœение в обществе с момента появления этой власти, выражающееся в том, что меньшинство отдает приказания и распоряжения, управляет и повелœевает, а подавляющее большинство населœения выполняет распоряжения и подчиняется.

Формы и виды политической власти - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Формы и виды политической власти" 2017, 2018.



Материнский капитал