План по биографии гоголя. Как написать план по биографии Н

План-конспект урока литературы в 9 классе

Тема: Духовная биография Н.В.Гоголя

Тип урока : урок открытия новых знаний.

Цели урока:

Познакомить учащихся с духовной биографией Н.В.Гоголя;

Актуализировать личностный смысл учащихся к изучению биографии и творческой деятельности писателя;

Создать благоприятные условия для развития коммуникативных, творческих, исследовательских способностей;

Содействовать развитию умения общаться.

Методические приемы: рассказ учителя с элементами беседы, сообщения учащихся, викторина, работа в группах.

Технологии : сотрудничества, ИКТ

Оборудование: компьютеры с доступом в интернет для каждой группы учащихся, книги с произведениями Н.В.Гоголя, презентация-викторина «Герои произведений Н.В.Гоголя», таблицы для групповой работы, оценочная карта урока.

Памятка «Правила успешной работы в группе»

    Все члены группы равны

    Группы не соревнуются

    Наслаждайся общением с другом

    Будь уверен в себе

    Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело

    Ответственность за конечный результат несет каждый

Каждая группа получает «План действий»

    Вам предложено определенное задание

    Ставим цель (Какого результата я хочу достичь?)

    Собираем данные

    Анализируем результаты

    Делаем выводы

    Представляем результат

Ход урока

I. Оргмомент

1. Вступительное слово учителя

Задумайтесь о том, что значит для каждого из нас временной отрезок в 200 лет?

На сегодняшнем уроке мы с вами поговорим о жизни и творчестве человека, который родился два столетия назад, - это Николай Васильевич Гоголь.

2. Постановка задач урока. Целеполагание.

Задача, которую мы ставим перед собой, заключается в пополнении наших сведений и знаний об этом замечательном писателе. Нам предстоит выполнить много различных видов работ, но самая главная задача: заполнить публикацию хроники жизни Н.В.Гоголя. Пусть же наш урок поможет каждому из нас открыть для себя нового Н.В.Гоголя.

Судьба Гоголя, так же, как и внутренний душевный мир классика, сложна и противоречива. Вот уже на протяжении более двух столетий не утихают споры о «феномене Гоголя», загадке его искусства, тайне его личности. Православие играло огромную роль в жизни писателя, являлось неотъемлемой её частью. Гениальный художник, изумительный мастер слова, он был и христианским мыслителем, и учителем нравственности, «пророком православной культуры», как называет его протоиерей В. Зеньковский.
На протяжении всей своей жизни Гоголь чувствовал себя одиноким. В нём все видели писателя-сатирика, обличителя общественных и человеческих пороков, но скрытые духовные корни, которые питали его дарование, современники склонны были не замечать. «Это истинный мученик высокой мысли, мученик нашего времени»,- писал после смерти Гоголя С.Т. Аксаков.

II. Актуализация субъективного опыта учащихся

    Творческая работа.

Что такое ассоциации? (Словарная работа со словом на доске: Ассоциация – связь между отдельными представлениями, при которой одно из представлений вызывает другое).

Чтобы проверить, узнали ли мы что-либо новое на уроке и насколько, проведем творческую работу . Запишите в тетради все ассоциации, которые возникают у вас в связи с именем Н.В.Гоголя. И оставьте несколько строк, чтобы в конце урока можно было продолжить этот ряд ключевых слов новыми сведениями о писателе.

    Викторина по иллюстрациям к произведениям Н.В.Гоголя.

С его творчеством мы знакомились в 5, 6, 7 классах, и многие герои его книг нам знакомы. Поэтому я предлагаю вспомнить эти произведения и героев.

III. Изучение нового материала.

Работа в группах

Учащиеся делятся на несколько групп . Каждая группа выбирает себе оратора. Каждый учащийся получает «Правила успешной работы в группе». Каждая группа получает «План действий». Задание для групп: отобрать нужный материал, заполнить таблицу.

Учащимся предоставляется доступ к материалам сети интернет, учебники и учебные пособия по творчеству Н.В.Гоголя.

Учитель во время работы групп подходит к каждой, следит за ходом рассуждений, помогает при затруднениях, отвечает на возникающие вопросы.

1.Заполнение таблицы «Духовная биография Н.В.Гоголя»

Хроника жизни Н.В.Гоголя (вариант для учителя с дополнительной графой, продразумевающей отдельные совмещенные этапы урока, если класс сильный возможен вариант дополнительных пробелов в других графах)

Задания для групп

Группа 1

Тема: «Под защитой угодника Божия» Рождение и детство Н.В.Гоголя.

Группа 2

Тема: «Источник утешения и утоления горести…» Учеба в Нежинской гимназии

Группа 3

Тема: Гоголь в Петербурге. Поездка в Германию. «Боюсь нагрешить против языка…»

Группа 4

Тема: «Когда я увидел во второй раз Рим, мне казалось, что я увидел свою родину…». Гоголь за границей.

Группа 5

Тема: «Выбранные места из переписки с друзьями».

«Он первый заговорил о Боге не отвлеченно, не созерцательно, а жизненно, действенно…»

Группа 6

Тема: Путешествие в Иерусалим

Группа 7

Тема: Гоголь в Оптиной Пустыни

Группа 8

Тема:

Группа 9

Тема: Кончина Гоголя. Духовное завещание.

Хроника жизни Гоголя

Дата

Основные события

Произведения

Материалы

(вопросы для устной беседы, дополнительный материал для учителя)

«Под защитой угодника Божия»

Рождение Н.В.Гоголя

Согласно преданию, уже сама встреча родителей Гоголя, а, следовательно, и его появление на свет были предопределены свыше. (Царица Небесная явилась отцу Василию Афанасьевичу во время поездки на богомолье).

Мать Гоголя дала обет назвать его Николаем не «в честь чудотворного образа Николая, хранившегося в диканьской церкви», как пишет Ю. Манн, а в честь , перед чудотворным образом которого она молилась о даровании ей сына.

Мария дала свой обет: в случае появления на свет долгожданного сына, его назовут Николаем, а в Васильевке поставить церковь.

Детство в Васильевке

Черты патриархального быта из своего детства Гоголь использует и при описании жизни «старосветских помещиков».

Рано научился читать и писать. Обучение происходило под наблюдением отца Василия Афанасьевича. Он сам задавал сыновьям, старшему Николаю и младшему Ивану, сочинения на разные сельские темы. Мальчиком Гоголь принимал участие в театральных постановках отца и помогал ему.

1821- 1828г.

Тексты большинства произведений не сохранились

В 1825 году из Нежина пятнадцатилетний пишет матери: «Благословляю тебя, священная вера! В тебе только я нахожу источник утешения и утоления своей горести»

Гоголя занимает вопрос об его высоких начертаниях: «Исполнятся ли высокие мои начертания? Или неизвестность зароет их в мрачной туче своей. В эти годы эти долговременные думы свои я затаил в себе. Недоверчивый ни к кому, скрытный, я никому не поверял своих тайных помышлений, не делал ничего, что бы могло выявить глубь души моей...» (1827 год, 3 октября.)

(Установка перед сообщениями уч-ся: - Какие способности сочетались и проявлялись у Гоголя? (актерские, писательские, способность «угадывать «душевное устройство»» людей, «угадать человека»)

Вывод : Многие современники писателя оставили о нем мемуары. Но из этих воспоминаний нельзя понять, каким он был на самом деле. С каждым человеком он вел себя по-разному.

1828 г.

Начало творческого пути.

Гоголь в Петербурге

стих. «Италия» в журнале «Сын Отечества и Северный Архив», «Ганц Кюхельгартен»

Для Гоголя становится характерным комментирование своих сочинений.

Сообщение учащихся о псевдонимах Н.В.Гоголя

1829-

1842г.

Гоголь в Германии.

Возвращение в Петербург.

Работает над сборником «Вечера на хуторе близ Диканьки»

Комедия «Ревизор»,

Первый том «Мертвых душ»

Противоречие испытывает во всем, даже в языке.

«Боюсь нагрешить против языка», - это вечный страх его. За границей он так отвык от русской речи, что самые простые выражения затрудняли его. «Слог и язык мой у меня до сих пор в таком неряшестве, как ни у кого даже из дурных писателей, так что надо мною имеет право посмеяться едва начинающий школьник». «Возьмешься за перо - находит столбняк».

1842- 1848г.

«Мертвые души»

В Россию он приезжает только дважды – 1839 сентябрь, 1841 октябрь (для издания первого тома поэмы «Мертвые души»).

«Когда я увидел во второй раз Рим, мне казалось, что я увидел свою родину, в которой несколько лет не бывал я, а в которой жили только мои мысли. Но, нет, это все не то: не свою родину, но родину души своей я увидел, где душа моя жила еще прежде меня, прежде чем я родился на свет».

1847г.

Разнообразие тем объединял одни лейтмотив: «Я знаю, как надо, и научу вас ». Большинство отзывов были резко отрицательными, а гоголевские советы вызывали только раздражение.

Он первый заговорил о Боге не отвлеченно, не созерцательно, а жизненно, действенно - так, как еще никто никогда не говорил в русском светском обществе. Правду или неправду он говорит, неотразимо все-таки чувствуется, что вопрос о Боге есть для него самого вопрос жизни и смерти, полный бесконечного ужаса, вопрос его собственного, личного и общего русского всемирного спасения.

По поводу митрополит Филарет сказал: «Хотя во многом заблуждается, но надо радоваться его христианскому направлению».

1848 г.

С этой поездкой он связывал надежды на некое духовное просветление, но этого не произошло. Он писал, что никогда не был так недоволен состоянием своей души, как в Иерусалиме и после.

И почти тотчас по приезде в Иерусалим, в письме к матери: «Не переставайте молиться обо мне… Теперь более, чем когда-либо, чувствую бессилие моей молитвы…»

Жуковскому, вскоре после приобщения у Гроба Господня: «Литургия совершалась на самом Гробовом Камне… Я стоял один… Все это было так чудно! Я не помню, молился ли я. Мне кажется, только радовался тому, что поместился на месте, так удобном для моленья и так располагающем молиться; молиться же, собственно, и не успел… Я не успел почти опомниться, как очутился перед Чашей, вынесенной священником из Вертепа…»

«Мое путешествие в Палестину точно было совершено мною затем, чтобы узнать лично и как бы узреть собственными глазами, как велика черствость моего сердца. Друг, велика эта черствость! Я удостоился провести ночь у Гроба Спасителя, я удостоился приобщиться от Святых Тайн, стоявших на самом Гробе, вместо алтаря, - и, при всем том, я не стал лучшим, тогда как все земное должно бы во мне сгореть и остаться одно небесное . Что могут доставить тебе мои сонные впечатления? Видел я, как во сне, эту Землю …» «В Назарете, застигнутый дождем, просидел два дня, позабыв, что сижу в Назарете, точно, как бы это случилось в России, на станции».

1850-1851

Гоголь в Оптиной Пустыни

В Оптиной Пустыни Николай Васильевич бывал трижды: в июне 1850 года, в июне и сентябре 1851 года. Первое документальное свидетельство об интересе Гоголя к Оптиной Пустыни относится к 1846 году. Камер-юнкер Владимир Муханов, лечившийся за границей, писал сестрам из Остенде: «Здесь мы нашли Гоголя, с которым познакомились. Он очень замечателен, в особенности по набожному чувству христианской любви… Недавно читал он нам два прекрасных письма молодого Жерве к своему отцу, писанные из Оптиной Пустыни. Мы слушали с умилением. Сколько веры и любви в молодом подвижнике, оставившем мир и все прелести в тех летах, когда они так обольщают человека, посвятившем себя Богу!»

Посещение монастыря произвело на Гоголя глубокое впечатление. Спустя три недели он писал графу А.П.Толстому из Васильевки: «Я заезжал по дороге в Оптинскую Пустынь и навсегда унес о ней воспоминание. Я думаю, на самой Афонской горе не лучше. Благодать, видимо, там присутствует… Нигде я не видал таких монахов. С каждым из них, мне казалось, беседует все небесное. За несколько верст, подъезжая к обители, чувствуешь ее благоухание: все становится приветливее, поклоны ниже и участия к человеку больше. Вы постарайтесь побывать в этой обители…»

Гоголь в Троице-Сергиевой лавре

«Я еду к Троице с тем, чтобы там помолиться о здоровье моей матушки, которая завтра именинница. Мой дух крайне изнемог; нервы расколеблены сильно. Чувствую, что нужно развлечение, а какое, - не найду сил придумать».
Н.В. Гоголь – С.П. Шевырёву. 30 сентября 1851 г

1 октября 1851 года, в день именин своей матери, Марии Ивановны, Гоголь из Абрамцева ездил к обедне в Лавру. Там он встретился с архимандритом Феодором (Бухаревым), с которым познакомился в 1848 году.

На обратном пути из Троице – Сергиевой лавры Гоголь заезжал за Ольгой Семёновной Аксаковой в Хотьковский Покровский монастырь. Вечером того же дня Гоголь написал письмо матери: «В день ваших именин, матушка, молился я у мощей святого Сергия о вас и о всех нас».

1852 г.

Кончина Гоголя.

Духовное завещание Гоголя

В духовном завещании обращается к «друзьям своим», т. е. ко всем русским людям: «Будьте не мертвые, а живые души. Нет другой двери, кроме указанной Иисусом Христом». Это последние слова , обращенные к нам: в них весь смысл его жизни, и он имел право их сказать, потому что заплатил за это право жизнью.

В духовном завещании сказано : «Я бы хотел, чтобы по смерти выстроен был храм, в котором бы производились поминки по грешной душе… Я бы хотел, чтобы тело мое было погребено если не в церкви, то в ограде церковной и чтобы панихиды по мне не прекращались».

Хроника жизни Н.В.Гоголя (вариант для учащихся)

Дата

Основные события

Произведения

Материалы

«Под защитой угодника Божия»

Рождение Н.В.Гоголя

Детство в Васильевке

Учеба в Нежинской гимназии высших наук

Начало творческого пути.

Гоголь в Петербурге

Гоголь в Германии.

Возвращение в Петербург.

Постоянно живет за границей (Германия, Италия).

Вышли в свет «Выбранные места из переписки с друзьями»

Заграничное путешествие в Иерусалим.

Гоголь в Оптиной Пустыни

Гоголь в Троице-Сергиевой лавре

Кончина Гоголя.

Духовное завещание Гоголя

III .Оглашение результатов работы групп

(один человек из каждой группы оглашает результаты, все остальные заполняют таблицы)

IV .Оценка результатов работы происходит путем заполнения «Оценочной карты урока».

Оценочная карта урока

Фамилия, имя учащегося ________________________________________________

Вид работы

Самооценка

Оценка группы

Оценка учителя

Итоговая оценка

1. Работа в группе

2. Устная работа на уроке

3. Активность и заинтересованность в течение всего урока

* На уроке, организованном по технологии обучения в сотрудничестве, оценку получает каждый учащийся.

V. Контроль и обобщение знаний, полученных на уроке

Методика ассоциаций.

Назовите ассоциации, которые вызывает у вас имя Н.В.Гоголя, допишите их в тетрадь.

VI . Рефлексия.

Стала ли личность Н.В.Гоголя вам ближе, понятнее или нет?

Сложно ли было находить нужный материал?

V I I. Домашнее задание . Прочитать об истории создания поэмы «Мертвые души»

Заключительное слово учителя.

«Благословляю тебя, священная вера! В тебе только я нахожу источник утешения и утоления своей горести!» - сказал Н.В. Гоголь. Мы понимаем, что человек – это арена постоянной, непрекращающейся борьбы светлых и темных сил за живую человеческую душу:

Мир сотворён, но ещё недосоздан.

Задан маршрут: через тернии к звёздам!

Зло и добро в роковом поединке переплелись.

Человек – посрединке.

И эта борьба – вечна.

Литература:

    Николай Гоголь. Духовная проза. Завещание. М. Медиа групп, 2014

    Дм. С.Мережковский. Гоголь. Творчество, жизнь и религия.

    Собрание сочинений Н.В.Гоголя

    http :// www . biblgorlov . ru / kraevedenie / pisateli / html / gogol /02. html

    http :// www . optina . ru / pub / p 02/

Последние годы жизни великого русского прозаика и драматурга Гоголя прошли в мучительной борьбе художника с православным мыслителем. Этот внутренний разлад послужил для него тем смертельным орудием, которое его и убило. Однако значение его многих известных произведений для русской литературы стало чрезвычайно важным и глубоким. Краткая хронологическая таблица Гоголя содержит лишь сухие факты. На самом деле с Гоголем происходила масса невероятных событий, которые и заставят нас считать его великим мистиком, хотя на самом деле он был настоящим христианином.

Хронологическая таблица Гоголя

20.03.(01.04) 1809 г.

В Великих Сорочинцах (Полтавская губерния Миргородского уезда) родился Н.В. Гоголь.

Он с братом Иваном учатся в уездном училище города Полтавы

Скончался брат Иван.

Писатель живет у полтавского педагога Г. Сорочинского и усердно с ним занимается.

Учеба в Нежинской гимназии.

Умер отец Гоголя (В.А.Гоголь-Яновский).

По окончанию учебы Гоголь переезжает в Петербург. Писатель испытывает серьезную нехватку средств. Работает под псевдонимом В.Алов и издает произведение «Ганс Кюхельгартен».

Он едет в Германию и создает произведение «Италия».

Пишет повесть «Бисаврюк, или Вечер накануне Ивана Купала».

1830 - 1831 гг.

Сближается с В.А. Жуковским и А.С. Пушкиным, что непременно влияет на его дальнейшую литературную судьбу.

Гоголь создает «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Работает преподавателем в Патриотическом институте.

Получает должность адъюнкта в Петербургском университете.

Состоит в членстве Общества любителей русской словесности, который был организован в Московском университете.

Гоголь печатает два сборника сочинений «Арабески» и «Миргород», включающий в себя произведения «Тарас Бульба», «Старосветские помещики», «Вий» и т.д.

Начало работы над первым томом «Мертвые души».

Закончена комедия «Ревизор». Начинаются его первые постановки в Петербургском и Московском театрах. После Гоголь уезжает заграницу (Германия, Франция, Швейцария и Рим).

Возвращение в Москву. Издание произведения «Мертвые души» и повести «Шинель».

Паломничество по Святой Земле (Иерусалим).

Гоголь селится в Москве в доме своего А. Толстого.

Сожжение второй книги «Мертвых душ».

21.02.(4.03.) 1852 г.

В Москве. В 1931 году писатель перезахоронен на Новодевичьем кладбище.

На этом хронологическая таблица Гоголя и заканчивается. На самом деле стоит внимательно изучить биографию этого великого человека, она действительно очень необычная и интересная.

Биография Гоголя: краткая

Гоголь родился в обедневшей семье помещика Гоголь-Яновского. Хронологическая таблица Гоголя вместила в себя только самые важные даты из биографии писателя. И поэтому хочется немного подробнее описать ее события.

Итак, именно в Нежинской гимназии у будущего русского писателя начинают проявляться литературный, художественный и актерский таланты.

Мечта стать юристом

Однако при всем при этом Гоголь мечтал стать юристом, поэтому отправился в Петербург. Познав ближе всю бюрократическую жизнь столицы, в юстиции ему работать не захотелось. Тогда он пробует себя на других поприщах. Он даже работал преподавателем истории, но литература взяла вверх, этому способствовало и его знакомство и сотрудничество с Пушкиным, которое оказало на него огромное влияние. Знаменитость к Гоголю пришла с произведением «Вечера на хуторе близ Диканьки». А потом и в драматургии Гоголь начнет блистать благодаря своему «Ревизору».

Смертельная тоска

Но из-за едкой сатиры на него ополчились литературные критики. Поэтому, впав в глубокую депрессию, он был вынужден покинуть Россию и провести за границей целых 12 лет. Он наведывался на Родину совсем редко. В Италии он напишет свое знаменитое произведение «Мертвые души», которое вызовет такой большой общественный резонанс, который не сможет даже сравниться с комедией «Ревизор».

Гоголь скончался от нервного и физического истощения и утраты сил в Москве в возрасте 43 лет.

Николай Васильевич Гоголь родился в 1809 году в селе Большие Сорочинцы, в семье небогатых помещиков - Василия Афанасьевича и Марии Ивановны Гоголь-Яновских. Отец писателя был автором нескольких комедий на украинском языке. С 1821 по 1828 год Николай Васильевич обучался в Нежинской гимназии высших наук. Интерес к литературе и живописи, а также актерский талант проявились уже в годы учебы. Большим увлечением многих воспитанников гимназии был любительский театр, одним из создателей которого был Гоголь. Он был талантливым исполнителем многих ролей, а также режиссером и художником, автором веселых комедий и сценок из народного быта.

В гимназии будущий писатель начал составлять «Лексикон малороссийский» (украинско-русский словарь) и записывать народные песни. Замечательные памятники устного поэтического творчества писатель собирал в течение всей своей жизни. Первые литературные опыты Гоголя относятся к 1823-24 годам. Через два года после поступления в гимназию он стал одним из активных участников литературного кружка, члены которого издавали сразу несколько рукописных журналов и альманахов: «Метеор литературы», «Звезда», «Северная заря» и др. В этих изданиях печатались первые повести, критические статьи, пьесы и стихи начинающего писателя.

Окончив гимназию, Гоголь уехал в Петербург и через год поступил на государственную службу, а затем стал преподавать историю в одном из учебных заведений. В этот период Николай Васильевич познакомился с В.А. Жуковским, П.А. Плетневым и А.С. Пушкиным, который оказал на его творчество огромное влияние. Гоголь считал себя учеником и последователем великого поэта. Наряду с Пушкиным, большое влияние на формирование литературных вкусов будущего писателя оказали романтическая поэзия и проза декабристов.

В 1831-32 годы вышла книга Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки», основанная на украинском народном творчестве - песнях, сказках, народных поверьях и обычаях, а также на личных впечатлениях самого автора. Эта книга принесла Гоголю большой успех. Появление «Вечеров на хуторе близ Диканьки», по словам Пушкина, было необыкновенным явлением в русской литературе. Гоголь открыл русскому читателю удивительный мир народной жизни, проникнутый романтикой народных преданий и традиций, веселым лиризмом и задорным юмором.

1832-33 годы явились переломным этапом в жизни писателя. Это было время настойчивых поисков новых тем и образов, подсказываемых жизнью. В 1835 году были изданы два сборника: «Миргород» и «Арабески», которые принесли Гоголю еще большее признание. В сборник «Миргород» вошли повести «Старосветские помещики», «Тарас Бульба», «Вий» и «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». Одновременно с этим продолжалась работа над «Петербургскими повестями» - циклом произведений, посвященных петербургской тематике. Первые наброски цикла относятся к 1831 году. Самая значительная из повестей петербургского цикла - «Шинель» - была завершена в 1841 году.

В 1836 году, в Александринском театре, состоялось первое представление комедии «Ревизор», в которой автор безжалостно высмеивает чиновников и поместное дворянство. Персонажи комедии были типичны для всей России того времени, и многие зрители, впервые увидевшие комедию, считали, что автор высмеивает именно их город, их чиновников, помещиков и полицейских. Но далеко не все приняли комедию благожелательно. Представители чиновничьей бюрократии увидели в комедии угрозу. На страницах журнала стали появляться статьи, обвинявшие автора комедии в искажении действительности. Те, кто узнал в героях комедии себя, утверждали, что ее содержание сводится к старому пустому анекдоту.

Критические отзывы глубоко травмировали Гоголя. В последующие годы он продолжал усиленно работать над композицией пьесы и образами героев. В 1841 году комедия в значительно переработанном виде была вторично издана отдельной книгой. Но и эта редакция показалась писателю несовершенной. Только шестой вариант «Ревизора» Гоголь включил в четвертый том своих «Сочинений» 1842 года. Но в этом виде комедия, из-за цензурных препятствий, была поставлена на сцене только через 28 лет.

Почти одновременно с первой редакцией «Ревизора» был опубликован первый номер журнала Пушкина «Современник», в подготовке которого Гоголь принимал активное участие. В одной из своих статей он выступил с критикой редакционных изданий, после чего нападки со стороны правящих сословий заметно ожесточились.

Летом 1836 года Гоголь решил на время уехать за границу, где он провел в общей сложности более 12 лет. Писатель жил в Германии, Швейцарии, Франции, Австрии, Чехии, но дольше всего в Италии. В последующие годы он два раза возвращался на родину - в 1839-40 гг. и в 1841-42 гг. Гибель А.С. Пушкина глубоко потрясла писателя. К этому времени относится начало его работы над поэмой «Мертвые души». Незадолго перед дуэлью Пушкин отдал Гоголю свой собственный сюжет, и писатель считал свое произведение «священным завещанием» великого поэта.

В начале октября 1841 года Гоголь приехал в Петербург, а через несколько дней выехал в Москву, где продолжал работать над «Мертвыми душами». В мае 1842 года вышел в свет первый том «Мертвых душ», а в конце мая Гоголь вновь отправился за границу. Российские читатели, познакомившиеся с новым творением Гоголя, сразу же разделились на его сторонников и противников. Вокруг книги разгорелись горячие споры. Гоголь в это время отдыхал и лечился в небольшом немецком городке Гастейне. Волнения, связанные с изданием «Мертвых душ», материальная нужда, нападки критики стали причиной духовного кризиса и нервной болезни.

В последующие годы писатель часто переезжал с одного места в другое, надеясь, что перемена обстановки поможет ему восстановить здоровье. К середине 40-х годов духовный кризис углубился. Под влиянием А.П. Толстого Гоголь проникся религиозными идеями, отказался от своих прежних убеждений и произведений. В 1847 году был издан цикл статей писателя в форме писем под названием «Выбранные места из переписки с друзьями». Главная мысль этой книги - необходимость внутреннего христианского воспитания и перевоспитания всех и каждого, без чего невозможны никакие общественные улучшения. Книга вышла в свет в сильно измененном цензурой виде и была признана слабым в художественном отношении произведением. Одновременно Гоголь работал и над трудами теологического характера, самый значительный из которых «Размышления о Божественной литургии» (опубликован посмертно в 1857).

Последние годы своей жизни Н.В. Гоголь прожил одиноко. В 1848 году писатель намеревался осуществить свою главную мечту - поездить по России. Но на это уже не было ни средств, ни физических сил. Он побывал в родных местах, полгода жил в Одессе. В Петербурге познакомился с Некрасовым, Гончаровым и Григоровичем, в апреле 1848 года совершил паломничество в Святую землю к гробу Господню, но большую часть времени проводил в Москве. Несмотря на болезнь, писатель продолжал трудиться, так как в литературе видел смысл своей жизни.

В последние годы все мысли Гоголя были поглощены вторым томом «Мертвых душ». В начале 1852 года у писателя обнаружились признаки нового душевного кризиса, он отказался от пищи и медицинской помощи. Состояние его здоровья ухудшалось с каждым днем. Однажды ночью, во время очередного приступа, он сжег почти все свои рукописи, в том числе и законченную редакцию второго тома «Мертвых душ» (сохранились в неполном виде лишь 7 глав). Вскоре после этого писатель скончался и был погребен в Свято-Даниловом монастыре. В 1931 году останки писателя были перезахоронены на Новодевичьем кладбище. Незадолго до смерти Гоголь сказал: «Знаю, что мое имя после меня будет счастливее меня…». И он оказался прав. Около двухсот лет прошло со дня смерти великого русского писателя, но его произведения и сегодня занимают почетное место в ряду шедевров мировой классики.






Николай Васильевич Гоголь (1809 – 1852) – классик русской литературы, писатель, драматург, публицист, критик. Самыми главными произведениями Гоголя считаются: сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки», посвященное обычаям и традициям украинского народа, а также величайшая поэма “Мертвые души”.

Среди биографий великих писателей, биография Гоголя стоит в отдельном ряду. После прочтения данной статьи вы поймете, почему это так.

Николай Васильевич Гоголь является общепризнанным литературным классиком. Он мастерски работал в самых разных жанрах. О его произведениях положительно отзывались как современники, так и писатели последующих поколений.

Разговоры о его биографии не утихают до сих пор, поскольку из среды интеллигенции 19 века он является одной из самых мистических и загадочных фигур.

Детство и юность

Николай Васильевич Гоголь родился 20 марта 1809 г. в местечке Сорочинцах (Полтавской губернии, Миргородского уезда) в семье местных небогатых малороссийских дворян, владевших селом Васильевкой, Василия Афанасьевича и Марии Ивановны Гоголь-Яновских.

Принадлежность Николая Васильевича Гоголя к малороссийской народности с детства оказывала существенное влияние на его миросозерцание и писательскую деятельность. Психологические особенности малорусской народности отразились на содержании его ранних произведений и на художественном стиле его речи.

Детские годы прошли в имении родителей Васильевка Миргородского уезда, неподалеку от села Диканьки. В часе езды от Васильевки по Опошнянскому тракту было Полтавское поле – место знаменитой битвы. От своей бабушки Татьяны Семеновны, научившей мальчика рисовать и даже вышивать гарусом, Гоголь слушал зимними вечерами украинские народные песни. Бабушка рассказывала внуку исторические легенды и предания о героических страницах истории, о запорожской казачьей вольнице.

Семья Гоголей выделялась устойчивыми культурными запросами. Отец Гоголя - Василий Афанасьевич, был талантливым рассказчиком и любителем театра. Он близко сошелся с дальним родственником, бывшим министром юстиции Д. П. Трощинским, который жил на покое в селе Кибинцы, неподалеку от Васильевки. Богатый вельможа устроил в своей усадьбе домашний театр, где Василий Афанасьевич стал режиссером и актером. Он составлял для этого театра собственные комедии на украинском языке, сюжеты которых заимствовал из народных сказок. В подготовке спектаклей принимал участие В. В. Капнист, маститый драматург, автор прославленной «Ябеды». На подмостках сцены в Кибинцах разыгрывались его пьесы, а также «Недоросль» Фонвизина, «Подщипа» Крылова. Василий Афанасьевич был дружен с Капнистом, гостил иногда всем семейством у него в Обуховке. В июле 1813 года маленький Гоголь видел здесь Г. Р. Державина, навещавшего друга своей молодости. Писательский дар и актерский талант Гоголь унаследовал от своего отца.

Мать, Мария Ивановна, была женщиной религиозной, нервной и впечатлительной. Потеряв двоих детей, умерших в младенчестве, она со страхом ждала третьего. Супруги молились в диканьской церкви перед чудотворной иконой св. Николая. Дав новорожденному имя почитаемого в народе святого, родители окружили мальчика особой лаской и вниманием. С детства запомнились Гоголю рассказы матери о последних временах, о гибели мира и Страшном суде, об адских муках грешников. Они сопровождались наставлениями о необходимости блюсти душевную чистоту ради будущего спасения. Особенно впечатлил мальчика рассказ о лестнице, которую спускают с неба ангелы, подавая руку душе умершего. На лестнице этой – семь мерок; последняя, седьмая поднимает бессмертную душу человека на седьмое небо, в райские обители, которые доступны немногим. Туда попадают души праведников – людей, которые провели земную жизнь «во всяком благочестии и чистоте». Образ лестницы пройдет потом через все размышления Гоголя об участи и призвании человека к духовному совершенствованию.

От матери унаследовал Гоголь тонкую душевную организацию, склонность к созерцательности и богобоязненную религиозность. Дочь Капниста вспоминала: «Гоголя я знала мальчиком всегда серьезным и до того задумчивым, что это чрезвычайно беспокоило его мать». На воображение мальчика повлияли также языческие верования народа в домовых, ведьм, водяных и русалок. Разноголосый и пестрый, подчас комически веселый, а порой приводящий в страх и трепет таинственный мир народной демонологии с детских лет впитала впечатлительная гоголевская душа.

В 1821 году, после двухлетнего обучения в Полтавском уездном училище, родители определили мальчика в только что открытую в Нежине Черниговской губернии гимназию высших наук князя Безбородко. Ее часто называли лицеем: подобно Царскосельскому лицею, гимназический курс в ней сочетался с университетскими предметами, а занятия вели профессора. Семь лет проучился Гоголь в Нежине, приезжая к родителям лишь на каникулы.

Сперва учение шло туго: сказывалась недостаточная домашняя подготовка. Дети состоятельных родителей, однокашники Гоголя, поступили в гимназию со знанием латыни, французского и немецкого языков. Гоголь завидовал им, чувствовал себя ущемленным, чурался однокашников, а в письмах домой умолял забрать его из гимназии. Сынки богатых родителей, среди которых был Н. В. Кукольник, не щадили его самолюбия, высмеивали его слабости. На собственном опыте пережил Гоголь драму «маленького» человека, узнал горькую цену слов бедного чиновника Башмачкина, героя его «Шинели», обращенных к насмешникам: «Оставьте меня! Зачем вы меня обижаете?» Болезненный, хилый, мнительный, мальчик был унижаем не только сверстниками, но и нечуткими педагогами. Редкостное терпение, умение молча сносить обиды дало Гоголю первую кличку, полученную от гимназистов, – «Мертвая мысль».

Но вскоре Гоголь обнаружил незаурядный талант в рисовании, далеко опережающий успехами своих обидчиков, а потом и завидные литературные способности. Появились единомышленники, с которыми он стал издавать рукописный журнал, помещая в нем свои статьи, рассказы, стихотворения. Среди них – историческая повесть «Братья Твердиславичи», сатирический очерк «Нечто о Нежине, или Дуракам закон не писан», в котором он высмеивал нравы местных обывателей.

Начало литературного пути

Гоголь рано стал интересоваться литературой, в особенности стихами. Его любимым поэтом был Пушкин, и он переписывал в свои тетради его "Цыган", "Полтаву", главы "Евгения Онегина". К этому времени относятся и первые литературные опыты Гоголя.

Уже в 1825 году он сотрудничает в рукописном гимназическом журнале, сочиняет стихи. Другим увлечением Гоголя- гимназиста был театр. Он принимал горячее участие в постановке школьных спектаклей, играл комические роли, рисовал декорации.

У Гоголя рано пробудилась неудовлетворенность затхлой и тусклой жизнью нежинских "существователей", мечты о служении благородным и высоким целям. Мысль о будущем, о "служении человечеству", уже тогда захватывает Гоголя. Эти юношески - восторженные стремления, эта жажда общественно-полезной деятельности, резкое отрицание обывательской успокоенности нашли свое выражение и в первом дошедшем до нас его поэтическом произведении-поэме "Ганц Кюхельгартен".

Мечты и планы будущей деятельности влекли Гоголя в столицу, в далекий и заманчивый Петербург. Здесь он думал найти применение своим способностям, отдать свои силы на благо общества. По окончании гимназии, в декабре 1828 года, Гоголь уезжает в Петербург.

Петербург неласково встретил восторженно настроенного юношу, приехавшего из далекой Украины, из тихой провинциальной глуши. Со всех сторон Гоголя постигают неудачи. Чиновно - бюрократический мир с равнодушным безразличием отнесся к молодому провинциалу: служба не находилась, столичная жизнь для юноши, обладавшего весьма скромными средствами, оказалась очень трудной. Горькое разочарование испытал Гоголь и на литературном поприще. Возлагаемые им надежды на поэму "Ганц Кюхельгартен", привезенную из Нежина, не оправдались. Изданная в 1829году (под псевдонимом В. Алов) поэма не имела успеха.

Попытка поступить на сцену тоже окончилась неудачей: подлинное риолистическое дарование Гоголя, как актера, оказалось чуждым тогдашней театральной дирекции.

Только в конце 1829года Гоголю удалось устроиться на службу мелким чиновником в департамент государственного хозяйства и публичных зданий. Однако Гоголь не долго пробыл на этой должности и уже в апреле 1830года поступил писцом в департамент уделов.

Гоголь узнал в эти годы лишения и нужду, испытываемую в Петербурге большей частью служилого, необеспеченного люда. Целый год прослужил Гоголь чиновником в департаменте. Однако чиновничья служба мало его привлекала. В это же время он посещал Академию художеств, занимаясь там живописью. Возобновились его литературные занятия. Но теперь Гоголь уже не пишет мечтательно-романтических поэм вроде "Ганца Кюхельгартена", а обращается к хорошо знакомой ему украинской жизни и фольклору, начиная работу над книгой повестей, которую он озаглавил" Вечера на хуторе близ Диканьки".

В 1831 году состоялось и долгожданное знакомство с Пушкиным, перешедшее вскоре в тесную дружескую близость обоих писателей. Гоголь нашел в Пушкине старшего товарища, литературного руководителя.

Гоголь и театр

В 1837 г. он выступил в «Современнике» со статьей «Петербургские записки 1836 года», в значительной своей части посвященной драматургии и театру. Суждения Гоголя ломали установившиеся каноны и утверждали необходимость для русской сцены нового художественного метода - реализма. Гоголь подверг критике два популярных жанра, завладевших в те годы «театрами всего света»: мелодраму и водевиль.

Гоголь резко осуждает основной порок этого жанра:

Лжет самым бессовестным образом наша мелодрама

Мелодрама не отражает жизни общества и не производит на него должного воздействия, возбуждая в зрителе не участие, а какое-то «тревожное состояние». Не соответствует задачам театра и водевиль, «эта легкая, бесцветная игрушка», в которой смех «порождается легкими впечатлениями, беглою остротою, каламбуром».

Театр, по мнению Гоголя, должен учить, воспитывать зрителей:

Из театра мы сделали игрушку вроде тех побрякушек, которыми заманивают детей, позабывши, что это такая кафедра, с которой читается разом целой толпе живой урок

В черновой редакции статьи Гоголь называет театр «великой школой». Но условием этого является верность отображения жизни. «Право, пора знать уже, пишет Гоголь, что одно только верное изображение характеров, не в общих вытверженных чертах, но в их национально вылившейся форме, поражающей нас живостью, так что мы говорим: «Да это, кажется, знакомый человек», - только такое изображение приносит существенную пользу». Здесь и в других местах Гоголь защищает принципы реалистического театра и только такому театру придает большое общественно-воспитательное значение.

Ради бога, дайте нам русских характеров, нас самих дайте нам, наших плутов, наших чудаков! на сцену их, на смех всем!

Гоголь раскрывает значение смеха как сильнейшего оружия в борьбе с общественными пороками. «Смех, продолжает Гоголь, великое дело: он не отнимает ни жизни, ни имения, но перед ним виновный, как связанный заяц...» В театре «при торжественном блеске освещения, при громе музыки, при единодушном смехе, показывается знакомый, прячущийся порок». Человек боится смеха, неоднократно повторяет Гоголь, и удерживается от того, «от чего бы не удержала его никакая сила». Но не всякий смех имеет такую силу, а только «тот электрический, живительный смех», который имеет глубокую идейную основу.

В декабре 1828 года попрощался Гоголь с родными украинскими местами и взял путь на север: в чужой и заманчивый, далёкий и желанный Петербург. Ещё до своего отъезда Гоголь писал: «Ещё с самых времён прошлых, с самых лет почти непонимания, я пламенел неугасимою ревностью сделать жизнь свою нужной для блага государства. Я перебрал в уме все состояния, все должности в государстве и остановился на одном. На юстиции. – Я видел, что здесь только я могу быть благодеянием, здесь только буду полезен для человечества.»

Итак. Гоголь приехал в Петербург. Первые же недели пребывания в столице принесли Гоголю горечь разочарования. Ему не удалось осуществить свою мечту. В отличии от Пискарёва, героя повести «Невский проспект», крушение своих мечтаний Гоголь не воспринимает так трагически. Переменив множество других занятий, он всё таки находит своё призвание в жизни. Призвание Гоголя – это быть писателем. «… Мне хотелось, - писал Гоголь, - в сочинении моём выставить преимущественно те высшие свойства русской природы, которые ещё не всеми ценятся справедливо, и преимущественно те низкие, которые ещё недостаточно всеми осмеяны и поражены. Мне хотелось сюда собрать одни яркие психологические явления, поместить те наблюдения, которые я делал издавна сокровенно над человеком». Вскоре была закончена поэма, которую Гоголь решил предать гласности. Вышла она в мае 1829 года под названием «Ганц Кюхельгартен». Вскоре в печати появились критические отзывы. Они были резко отрицательны. Гоголь очень болезненно воспринял свою неудачу. Он уезжает из Петербурга, но скоро опять возвращается.

Гоголем овладела новая мечта: театр. Но экзамен он не сдал. Его реалистическая манера играть явно противоречила вкусам экзаменаторов. И здесь снова неудача. Гоголь едва не впал в отчаянье.

Через немного времени Гоголь получает новую должность в одном из департаментов министерства внутренних дел. Через 3 месяца он здесь не вытерпел и написал прошение об отставке. Он перешёл в другой департамент, где затем работал писцом. Гоголь продолжал приглядываться к жизни и быту своих сослуживцев-чиновников. Эти наблюдения легли затем в основу повестей «Нос», «Шинель». Прослужив ещё год, Гоголь навсегда уходит из департаментской службы.

Между тем его интерес к искусству не только не угас, но с каждым днём всё больше и больше одолевал его. Горечь с «Ганцом Кюхельгартеном» забылась, и Гоголь продолжал писать.

Вскоре выходят его новые сборники и произведения. 1831 – 1832 Гоголь пишет сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки», 1835 – сборник «Миргород», в этом же году приступает к созданию «Мертвых душ» и «Ревизора», в 1836 – напечатана повесть «Нос» и состоялась премьера комедии «Ревизор» в театрах Москвы и Петербурга.

Уже потом, после его смерти, некоторые повести, изображающие Петербург «во всей его красе», с чиновниками, с взяточниками объединили в «Петербургские повести». Это такие повести как: «Шинель», «Нос», «Невский проспект», «Записки сумасшедшего». В петербургских повестях нашли отражения как высокие, так и отнюдь не лучшие свойства русского характера, быт и нравы разных слоёв петербургского общества – чиновников, военных, ремесленников. Литературный критик А. В. Луначарский писал: «Подлые рожи быта дразнили и звали к оплюхе». Такой оплюхой и стала повесть «Невский проспект» с её Пироговым, Гофманом и Шиллером, с дамами, генералами и чиновниками департаментов, фланирующими по Невскому проспекту «от двух до трёх часов пополудни…»

В Петербурге у Гоголя была сложная жизнь, полная разочарований. Он не мог никак найти своего призвания. И наконец нашёл. Призвание Н. В. Гоголя – быть писателем, изображающим пороки души человеческой и природу Малороссии.

Гоголь умер на 43-м году жизни. Врачи, лечившие его последние годы, находились в полнейшем недоумении по поводу его болезни. Выдвигалась версия о депрессии.

Началось с того, что в начале 1852 года умерла сестра одного из близких друзей Гоголя - Екатерина Хомякова, которую писатель уважал до глубины души. Ее смерть спровоцировала сильнейшую депрессию, вылившуюся в религиозный экстаз. Гоголь начал поститься. Его дневной рацион составляли 1-2 ложки капустного рассола и овсяного отвара, изредка плоды чернослива. Учитывая, что организм Николая Васильевича был ослаблен после болезни - в 1839 году он переболел малярийным энцефалитом, а в 1842-м перенес холеру и чудом выжил, - голодание было для него смертельно опасно.

В ночь на 24 февраля он сжег второй том «Мертвых душ». Через 4 дня Гоголя посетил молодой врач Алексей Терентьев. Состояние писателя он описал так:

Он смотрел, как человек, для которого все задачи разрешены, всякое чувство замолкло, всякие слова напрасны… Все тело его до чрезвычайности похудело, глаза сделались тусклы и впали, лицо совершенно осунулось, щеки ввалились, голос ослаб…

Врачи, приглашенные к умирающему Гоголю, нашли у него тяжелые желудочно-кишечные расстройства. Говорили о «катаре кишок», который перешел в «тиф», о неблагоприятно протекавшем гастроэнтерите. И, наконец, о «несварении желудка», осложнившемся «воспалением».

В итоге лекари вынесли ему диагноз - менингит - и назначили смертельно опасные в таком состоянии кровопускания, горячие ванны и обливания.

Жалкое иссохшее тело писателя погружали в ванну, голову поливали холодной водой. Ему ставили пиявки, а он слабой рукой судорожно пытался смахнуть гроздья черных червей, присосавшихся к его ноздрям. Да разве можно было придумать худшую пытку для человека, всю жизнь испытывавшего омерзение перед всем ползучим и склизким? «Снимите пиявки, поднимите ото рта пиявки», - стонал и молил Гоголь. Тщетно. Ему не давали это сделать.

Через несколько дней писателя не стало.

Прах Гоголя был погребен в полдень 24 февраля 1852 года приходским священником Алексеем Соколовым и диаконом Иоанном Пушкиным. А через 79 лет он был тайно, воровски извлечен из могилы: Данилов монастырь преобразовывался в колонию для малолетних преступников, в связи с чем его некрополь подлежал ликвидации. Лишь несколько самых дорогих русскому сердцу захоронений решено было перенести на старое кладбище Новодевичьего монастыря. Среди этих счастливчиков наряду с Языковым, Аксаковыми и Хомяковыми был и Гоголь…

31 мая 1931 года у могилы Гоголя собралось двадцать - тридцать человек, среди которых были: историк М. Барановская, писатели Вс. Иванов, В. Луговской, Ю. Олеша, М. Светлов, В. Лидин и др. Именно Лидин стал едва ли не единственным источником сведений о перезахоронении Гоголя. С его легкой руки стали гулять по Москве страшные легенды о Гоголе.

Гроб нашли не сразу,- рассказывал он студентам Литературного института,- он оказался почему-то не там, где копали, а несколько поодаль, в стороне. А когда его извлекли из-под земли - залитый известью, с виду крепкий, из дубовых досок - и вскрыли, то к сердечному трепету присутствующих примешалось еще недоумение. В гробу лежал скелет с повернутым набок черепом. Объяснения этому никто не находил. Кому-нибудь суеверному, наверное, тогда подумалось: «Вот ведь мытарь - при жизни будто не живой, и после смерти не мертвый,- этот странный великий человек».

Лидинские рассказы всколыхнули старые слухи о том, что Гоголь боялся быть погребенным заживо в состоянии летаргического сна и за семь лет до кончины завещал:

Тела моего не погребать до тех пор, пока не покажутся явные признаки разложения. Упоминаю об этом потому, что уже во время самой болезни находили на меня минуты жизненного онемения, сердце и пульс переставали биться

То, что эксгуматоры увидели в 1931 году, как будто свидетельствовало о том, что завет Гоголя не был исполнен, что его похоронили в летаргическом состоянии, он проснулся в гробу и пережил кошмарные минуты нового умирания…

Справедливости ради надо сказать, что лидинская версия не вызвала доверия. Скульптор Н. Рамазанов, снимавший посмертную маску Гоголя, вспоминал: «Я не вдруг решился снять маску, но приготовленный гроб… наконец, беспрестанно прибывавшая толпа желавших проститься с дорогим покойником заставили меня и моего старика, указавшего на следы разрушения, поспешить…» Нашлось свое объяснение и повороту черепа: первыми подгнили у гроба боковые доски, крышка под тяжестью грунта опускается, давит на голову мертвеца, и та поворачивается набок на так называемом «атлантовом позвонке».

Ответ оставил Гость

Жизнь и творчество Н. В. Гоголя1809, 20 марта Родился Н. В. Гоголь в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии. Происходил из семьи помещиков среднего достатка. Отец - Василий Афанасьевич Гоголь-Яновский, мать - Мария Ивановна (урожд. Косяровская).

1818-1819 Обучался в Полтавском уездном училище.

1820-1821 Брал уроки у полтавского учителя Гавриила Сорочинского, проживая у него на квартире.

1821, май Поступил в гимназию высших наук в Нежине. Здесь увлекается театром, живописью, пробует себя в различных литературных жанрах.

1828, декабрь Оканчивает гимназию. Вместе с А. С. Данилевским, одним из самых близких друзей, едет в Петербург.

1829 В печати появляется стихотворение «Италия». Весной этого же года под псевдонимом В. Алов печатает «идиллию в картинах» «Ганц Кю-хельгартен». Поэма вызвала резкие и насмешливые отзывы, в июле Гоголь сжигает нераспроданные экземпляры и уезжает в Германию. Сентябрь Возвращается из Германии.

1829-1831 Определяется на государственную службу.

1830 Появляется первая повесть «Бисав-рнж, или Вечер накануне Ивана Купала» и др. произведения и статьи. Н. В. Гоголь завязывает обширные литературные знакомства.

1831-1832 Увидели свет «Вечера на хуторе близ Диканьки», которые вызвали всеобщее восхищение. «Здесь так занимает всех всё малороссийское...» (Письмо Гоголя матери.) 1832, июнь После выхода второй части «Вечеpoв...» приезжает в Москву знаменитым писателем.

1833 Для Н. В. Гоголя один из самых напряженных, исполненный мучительных поисков дальнейшего пути год.

1834 Разрабатывает «План преподавания всеобщей истории» и пишет «Отрывок из истории Малороссии».

Июль Определен адъюнкт-профессором по кафедре всеобщей истории при С.-Петербургском университете. Опубликована «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».

1835 Выход в свет «Арабесок» и «Миргорода*.

Осень Начало работы над «Мертвыми душами» и «Ревизором». Оба сюжета подсказаны А. С. Пушкиным.

Премьера «Ревизора» в Петербурге, в Александрийском театре. 25 мая этого же года премьера в Малом театре в Москве.

Июнь Сопровождаемый А. С. Данилевским Н. В. Гоголь уезжает из Петербурга в Германию (в общей сложности он прожил за границей около 12 лет).

1837 Тяжело переживает известие о гибели А. С. Пушкина.

1839, сентябрь Гоголь приезжает в Москву и читает главы из «Мертвых душ» в доме Аксаковых, затем в Петербурге у В. А. Жуковского, всего прочитано 6 глав. Восторг был всеобщий: «...мы можем назвать себя счастливыми, что родились современниками Гоголя. Такие люди родятся не годами, а столетиями». (Дневник Ю. Ф. Самарина.)

18 мая Отъезд в Италию. Во время остановки в Вене приступ тяжелой нервной болезни, которая вскоре проходит, но оставляет сильный след в сознании Гоголя, способствуя возникновению и развитию религиозно-мистических настроений.

1842, март Цензура разрешила «Мертвые души», но с изменением названия («Похождения Чичикова, или Мертвые души») и без «Повести и капитане Копейкине».

1843 Вышли в свет «Сочинения Николая Гоголя» в 4 томах.

1842-1845 Период напряженной работы над вторым томом «Мертвых душ». 1845, начало Силы Гоголя подорваны напряженным и, как ему кажется, недостаточно эффективным трудом. Появляются признаки очередного душевного кризиса.

Лето В состоянии резкого обострения болезни Гоголь сжигает рукопись второго тома «Мертвых душ». Позднее в «Выбранных местах...» он объяснил этот шаг тем, что в книге недостаточно ясно были показаны «пути и дороги» к идеалу.

1847 Опубликованы «Выбранные места из переписки с друзьями», выход этой книги навлек на автора шквал критики. «Здоровье мое... потряслось от этой для меня сокрушительной истории по поводу моей книги... Дивлюсь сам, как я еще остался жив» (письмо к. П. В. Анненкову.) Написана «Авторская исповедь» (напечатана в 1855 г.)

1850, весна Предпринимает первую и последнюю попытку устроить свою семейную, жизнь - делает предложение А. М. Виельгорской, но получает отказ.

1852, январь - февраль Появляются признаки нового обострения душевной болезни. Гоголя терзает предчувствие близкой смерти. Встречается с отцом Матвеем (Константиновским).

В ночь на 12 февраля Гоголь сжигает беловую рукопись второго тома «Мертвых душ». (Сохранилось в неполном виде лишь 5 глав.)

Утро 21 февраля Н. В. Гоголь умер. Похоронен в Даниловском монастыре, в 1831 г. останки Гоголя были перенесены на Новодевичье кладбище.



Особенности жизни