Литературные произведения 19 века реалистического направления. Реализм в русской литературе XIX в

Реализм сложился на рубеже 1830-1840-х гг. Слово было сказано П. Анненковым по отношению к серии очерков о городских низах Якова Буткова. То есть с самого начала сложилось намерение использовать социально-заниженный материал – человеческое дно с его язвами, грязью, мерзостью. Но зарождение направления можно относить ко времени написания и постановки пьесы Гоголя «Ревизор» (1836). Она имела в своей основе сюжет, предложенный Пушкиным. Ее отличает отсутствие положительных героев. По словам литературного критика В.Г. Белинского, городничий Сквозник-Дмухановский и Хлестаков не носители отвлечённых пороков, а живое воплощение морального разложения российского общества в целом. Последователи Гоголя как автора «Ревизора» и стали представителями «натуральной школы». Противники их именовали «грязефилами». Советское литературоведение вслед за М. Горьким – критическим реализмом для акцентирования обличительной направленности этой литературы. Общими признаками этого направления стали: общественно-значимая тематика; сюжеты из жизни низких слоев общества, описание недворянской жизни; проблема «мелкого человека»; явный и завуалированный обличительный тон; обличение «гнусной рассейской действительности»; реализм художественного выражения, против приукрашивания действительности. Крупнейшими представителями были И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, В.Д. Григорович, И.А. Гончаров, Н.А. Некрасов, М.Е. Салтыков.

Отношения авторов к своим героям было «жестоким». Все их муки и пороки щедро изливались на страницы книг. Неслучайно Н. Михайловский назвал жестоким талант Достоевского, который без всякой литературной необходимости мучил своих героев, упорно не показывая им дорогу наверх. Молодой писатель Н. Лейкин вспоминал, что Н.А. Некрасов советовал ему «злобы побольше» пускать в тексты, мол, «время такое». Это была мода.

Расцвет русской реалистической художественной литературы во второй половине XIX в. совершался на фоне общественно-политического брожения, которое началось еще в 1840-е годы, в царствование Николая I (1825 – 1855). Среди многочисленных романистов этого периода имеются три исполина, известные во всем мире: Иван Сергеевич Тургенев (1818 – 1883), Федор Михайлович Достоевский (1821 – 1881) и Лев Николаевич Толстой (1828 – 1910). Кроме того, следует упомянуть Ивана Александровича Гончарова (1812 – 1891), автора романов «Обыкновенная история» (1848), «Обломов» (1859, «Обрыв» (1869).

Как поэтические описания природы, так и глубокое проникновение в человеческую психику и реалистическое изображение сельского помещичьего быта присущи первому произведению Тургенева – «Запискам охотника» (1847–1852). Появляется склонность писателя к социально-политической проблематике – романы «Рудин» (1856) и «Дворянское гнездо» (1859), в которых появляется излюбленная тургеневская сюжетная пара: слабохарактерный герой и героиня, обладающая сильной волей; типы эти явно вдохновлены образами Онегина и Татьяны.


Достоевский в ранний период творчества находился под сильным влиянием Гоголя и «натуральной школы» (роман «Бедные люди», 1846). В дальнейшем писатель не следовал по пути большинства писателей – своих современников, Достоевский не считал себя выразителем интересов какого-либо социального слоя. В его романах описывается путь внутреннего развития человеческой личности: борение совести с безнравственной теорией («Преступление и наказание», 1866); попытки сообразовать с христианскими добродетелями грешную жизнь («Идиот», 1868); искание Бога и веры в одержимом практицизмом мире, где властвует маловерие («Братья Карамазовы», 1879–1880). В его романах происходит полное художественное слияние абстрактной идеологии и неповторимо конкретных характеров и обстоятельств. В психологическом анализе человеческих страстей, чувств, характеров Достоевскому нет равных в мировой литературе.

В отличие от Достоевского, создателя весьма жизнеподобного, но все же смещенного субъективным восприятием и наваждениями мира, Толстой был выразителем реальной действительности. Его ранние произведения стали подготовкой к написанию монументального романа «Война и мир» (1863–1869), романа-эпопеи. Это историческое полотно, где более всего места занимают взаимоотношения пяти семейств в период между 1805 и 1820 гг. Следующий роман Л.Н. Толстого, «Анна Каренина» (1873–1877), одна из самых значительных историй любви в мировой культуре. После 1880 г. Толстой отказался от психологического и аналитического стиля своих великих романов ради упрощенного повествовательного стиля, доступного самым широким массам.

Драматургия этого периода отмечена лидерством Алексея Николаевича Островскиого (1823 – 1886), который написал множество пьес, лучшие из которых, например, «Бедность не порок» (1854), «Гроза» (1859) и «Бесприданница» (1879), до сих пор не сходят со сцены. Наиболее оригинальным драматургом конца XIX в. был Антон Павлович Чехов (1860-1904). Главной пьесой Чехова считается «Чайка» (1896). Она явно не вписывается в полной мере в реалистический стандарт. Ее отличает импрессионистический, эмоциональный настрой, заражавший театральную аудиторию, вызванный нескончаемым разладом между реальной жизнью и ее идеальным образом. Таким импрессионизмом были проникнуты пьесы «Дядя Ваня» (1900), «Три сестры» (1901) и «Вишневый сад» (1904). Чехов создал новую драматическую структуру, состоящую из чередующихся монологов, где все персонажи откровенны друг перед другом, но их признания не замечены собеседниками, т.к. люди не слышат и не слушают друг друга.


10. Становление реализма в русской литературе . Реализм как литературное направление И 11. Реализм как художественный метод. Проблемы идеала и действительности, человека и среды, субъективного и объективного
Реализм - правдивое изображение реальной действительности (Типичные характеры в типичных обстоятельствах).
Перед реализмом стояла задача не просто отображать действительность, но и проникать в сущность отображаемых явлений путём раскрытия их общественной обусловленности и выявления исторического смысла, а главное - воссоздать типические обстоятельства и характеры эпохи
1823-1825 - создаются 1-ые реалистические произведения. Это Грибоедов «Горе от ума», Пушкин «Евгений Онегин», « Борис Годунов». К 40-м годам реализм становится на ноги. Эту эпоху называют «золотой», « блистательной». Появляется литературная критика, что порождает литературную борьбу и стремление. И тем самым появляются литер. общества.
Одним их первых русских писателей стоящих у реализма был Крылов.
Реализм как художественный метод.
1. Идеал и действительность - перед реалистами стояла задача доказать, что идеал реален. Этот наиболее сложный вопрос, поскольку в реалистических произведениях этот вопрос не актуален. Реалистам нужно показать, что идеала не существует (они не верят в существование какого бы то ни было идеала) - идеал реален, а следовательно он не достижим.
2. Человек и среда - это главная тема реалистов. Реализм предполагает всестороннее изображение человека, а человек - продукт среды.
а) среда - предельно расширена (классовая структура, социальная среда, материальный фактор, образование, воспитание)
б) человек - взаимодействие человека со средой, человек - продукт среды.
3. Субъективное и объективное. Реализм - это объективное, типичные характеры в типичных обстоятельствах, показывает характер в типичной среде. Разграничение автора и героя («Я - это не Онегин» А.С. Пушкин) В реализме - только объективность (воспроизведение явлений, данных помимо художника), т.к. реализм -- ставит перед искусством задачу верного воспроизведения действительности.
«открытый» финал - один из важнейших признаков реализма.
Основными завоеваниями творческого опыта литературы реализма явились широта, глубина и правдивость общественной панорамы, принцип историзма, новая методика художественного обобщения (создание типических и вместе с тем индивидуализированных образов), глубина психологического анализа, раскрытие внутренних противоречий в психологии и взаимоотношениях людей.
В начале 1782 года Фонвизин читал друзьям и светским знакомым комедию «Недоросль», над которой он работал в течении многих лет. Он поступал с новой пьесой также, как когда-то с «Бригадиром».
Прежняя пьеса Фонвизина была первой комедией о русских нравах и, по словам Н.И. Панина, необычайно понравилось императрице Екатерине II. То ли будет с «Недорослем»? Ведь в «Недоросле», по справедливому замечанию первого биографа Фонвизина, П.А. Вяземского, автор «Уже не шумит, не смеется, а негодует на порок и клеймит его без пощады, если и смешит зрителей картины выведенных злоупотреблении и дурачеств, то и тогда внушаемый смех не развлекает от впечатлений более глубоких и прискорбных.
Пушкин восхищался яркостью кисти, нарисовавшей семью Простаковых, хотя и находил следы «педантства» в положительных героях «Недоросля» Правдине и Стародуме. Фонвизин для Пушкина – образец истины веселости.
Как бы ни казались нам на первый взгляд старомодны благоразумны герои Фонвизина, исключить их из пьесы невозможно. Ведь тогда в комедии пропадает движение, противоборство добры и зла, низость и благородство, искренность и лицемерие, животности высокой духовности. «Недоросль» Фонвизина построен на том, что мир Простаковых из Скотининых – невежественных, жестоких, самовлюбленных помещиков – хочет подчинить себе всю жизнь, присвоить право неограниченной власти и над крепостными, и над людьми благородными, которым принадлежат Софья и её жених, доблестный офицер Милон; дядя Софьи, человек с идеалами петровского времени, Стародум; хранитель законов, чиновник Правдин. В комедии сталкиваются два мира с разными потребностями, стилями жизни и манерами речи, с разными идеалами. Стародум и Простакова наиболее откровенно выражает позиции непримиримых, в сущности, лагерей. Идеалы героев отчетливо видны в том, какими они хотят видеть своих детей. Вспомним Простакову на уроке Митрофана:
«Простакова. Мне очень мило, что Митрофанушка вперед шагать не любит… Врет он, друг мой сердечный. Нашел деньги – ни с кем не делится.. Все себе возьми, Митрофанушка. Не учись этой дурацкой науке!».
А теперь вспомним сцену, где Стародум говорит с Софьей:
«Стародум. Не тот богат, кто отсчитывает деньги, что прятать их в сундук, а тот, который отсчитывает у себя лишнее, чтоб помочь тому, у кого нет нужного… Дворянин… считал бы за первое бесчестие не делать ничего: есть люди, которым помогать, есть Отечество, которому служить».
Комедия, говоря словами Шекспира, - «несовместимого соединитель». Комизм «Недоросля» ведь не только в том, что госпожа Простакова смешно, колоритно, как уличная торговка, бранится, что любимое место её братца – хлев со свиньями, что Митрофан – обжора: с трудом отдохнув от обильного ужина, он с утра уже пять булочек съел. Это дитя, как думает Простакова, «деликатного сложения», необременено ни умом, ни занятиями, ни совестью. Конечно, смешно смотреть и слушать, как Митрофан то робеет перед кулачищами Скотинина и прячется за спинами няньки Еремеевны, то с тупой важностью и недоумением рассуждает о дверях «котора прилагательна» и «котора существительна».Но есть в «Недоросле» комизм более глубокий, внутренний: грубость, которая хочет выглядеть любезно, жадность, прикрывающая великодушием, невежество, претендующее на образованность.
Комическое основано на нелепость, несоответствие формы и содержания. В «Недоросле» жалкий, примитивный мир Скотининых и Простаковых хочет прорваться в мир благородных, присвоить себе его привилегии, завладеть всем. Зло хочет прибрать к рукам добро действует при этом весьма энергично, разными способами.
По мысли драматурга, крепостное право – бедствие для самих помещиков. Привыкнув обращаться со всеми грубо, Простакова не щадит и родных. Своей волей остановится основа её натуры. Самоуверенность слышна в каждой реплике Скотинина, лишенных каких бы то ни было достоинств. Жесткость, насилие становится крепостников самым удобным и привычным оружием. Поэтому их первое побуждение - принудить Софью к браку. И только поняв, что у Софьи есть сильные заступники, Простакова начинает лебезить и пытаться подделываться под тон людей благородных.
В финале комедии наглости и подобострастии, грубости и растерянности делают Простакову жалкой настолько, что Софья и Стародум готовы её простить. Самовластие помещицы приучило её нетерпеть никаких возражений, не признавать никаких препятствий.
Но добрые герои Фонвизина могут победить в комедии только благодаря резкому вмешательству властей. Не будь Правдин таким стойким хранителем законов, не получил он письмо от наместника, все обернулось бы иначе. Фонвизин вынужден был прикрывать сатирическую остроту комедии надеждой на законное правление. Как в последствие Гоголь в «Ревизоре», он разрубает гордиев узел зла неожиданным вмешательством с вверху. Но мы слышали рассказ Стародума, о правдивой жизни и болтовню Хлестакова о Петербурге. Столица и глухие углы провинции на самом деле куда более близки, чем это может показаться на первый взгляд. Горечь мысли о случайности победы добра придает комедии трагический подтекст.
Пьеса была задумана Д.И. Фонвизиным как комедия на одну из главных тем эпохи просвещения - как комедия о воспитании. Но впоследствии замысел писателя изменился. Комедия «Недоросль» - первая русская социально-политическая комедия, и тема воспитания связана в ней с важнейшими проблемами XVIII века.
Основные темы;
1. тема крепостного права;
2. осуждение самодержавной власти, деспотического режима эпохи Екатерины II;
3. тема воспитания.
Своеобразие художественного конфликта пьесы в том, что любовная интрига, связанная с образом Софьи, оказывается подчиненной социально-политическому конфликту.
Основной конфликт комедии - борьба просвещенных дворян (Правдин, Стародум) с крепостниками (помещики Простаковы, Скотинин).
«Недоросль» - яркая, исторически точная картина русской жизни XVIII века. Эта комедия может считаться одной из первых в русской литературе картиной социальных типов. В центре повествования находится дворянство в тесной связи с крепостным сословием и верховной властью. Но происходящее в доме Простаковых - это иллюстрация более серьезных общественных конфликтов. Автором проводится параллель между помещицей Простаковой и высокопоставленными вельможами (они также, как Простакова, лишены представлений о долге и чести, жаждут богатства, раболепствуют перед знатными и помыкают слабыми).
Сатира Фонвизина обращена против конкретной политики Екатерины II. Он выступает как непосредственный предшественник республиканских идей Радищева.
По жанру «Недоросль» - комедия (в пьесе множество комических и фарсовых сцен). Но смех автора воспринимается как ирония, направленная против действующего порядка в обществе и в государстве.

Система художественных образов

Образ госпожи Простаковой
Полновластная хозяйка в своем имении. Правы или виноваты крестьяне, решение это зависит только от ее произвола. Она о себе говорит, что «рук не покладает: то бранится, то дерется, на том дом и держится». Называя Простакову «презлой фурией», Фонвизин утверждает, что она вовсе не исключение из общего правила. Она неграмотна, в ее роду считалось, чуть ли не грехом и преступлением учиться.
Она привыкла к безнаказанности, простирает свою власть от крепостных до мужа, Софьи, Скотинина. Но сама является рабой, лишенной чувства собственного достоинства, готовой пресмыкаться перед сильнейшим. Простакова - типичная представительница мира беззакония и произвола. Она - пример того, как деспотизм уничтожает человека в человеке и разрушает общественные связи людей.
Образ Тараса Скотинина
Такой же рядовой помещик, как и его сестра. У него «всякая вина виновата», никто не может лучше, чем Скотинин, обдирать крестьян. Образ Скотинина - пример того, как «скотская» и «животная» низменность берут верх. Он еще более жестокий крепостник, чем его сестра Простакова, и свиньям в его деревня живется намного лучше, чем людям. «Разве дворянин не волен, поколотить слугу, когда захочет?» - поддерживает он сестру, когда она обосновывает свои зверства ссылкой на Указ о вольности дворянской.
Скотинин позволяет своей сестре играть собой, как мальчиком; он пассивен в отношениях с Простаковой.
Образ Стародума
Он последовательно излагает взгляды «честного человека» на семейную мораль, на обязанности дворянина, занятого делами гражданского правления и военной службой. Отец Стародума служил при Петре I, воспитал сына «по-тогдашнему». Образование дал «по тому веку наилучшее».
Стародум вею свою энергию, все свои знания решил посвятить своей племяннице, дочери умершей сестры. Он зарабатывает деньги там, где «не променивают их на совесть» - в Сибири.
Он умеет властвовать собой, не делает ничего сгоряча. Стародум - это «мозг» пьесы. В монологах Стародума получают выражение идеи просвещения, которые исповедует автор.

Сочинение
Идейно-нравственное содержание комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»

Эстетика классицизма предписывала строго соблюдать иерархию высоких и низких жанров, предполагала четкое деление героев на положительных и отрицательных. Комедия «Недоросль» была создана именно по канонам этого литературного направления, и нам, читателям, сразу бросается в глаза противопоставление героев по их жизненным взглядам и нравственным достоинствам.
Но Д.И. Фонвизин, сохраняя три единства драмы (времени, места, действия), все же во многом отходит от требований классицизма.
Пьеса «Недоросль» - это не просто традиционная комедия, основу которой составляет любовный конфликт. Нет. «Недоросль» - произведение новаторское, первое в своем роде и означающее, что в русской драматургии начался новый этап развития. Здесь любовная интрига вокруг Софьи отодвигается на второй план, подчиняясь главному, социально-политическому конфликту. Д.И.Фонвизин как писатель эпохи Просвещения считал, что искусство должно выполнять нравственно- воспитательную функцию в жизни общества. Первоначально задумав пьесу о воспитании дворянского сословия, автор в силу исторических обстоятельств поднимается до рассмотрения в комедии острейших вопросов того времени: деспотизма самодержавной власти, крепостного права. Тема воспитания, конечно же, звучит в пьесе, но она носит обличительный характер. Автор недоволен системой образования и воспитания «недорослей», существующей в эпоху правления Екатерины. Он пришел к выводу, что само зло заключено в крепостнической системе и требовал борьбы с этим илом, возлагая надежды на «просвещенную» монархию и передовую часть дворянства.
Стародум выступает в комедии «Недоросль» как проповедник просвещенности и образованности. Причем, его понимание этих явлений - это понимание авторское. Стародум в своих стремлениях не одинок. Его поддерживает Правдин и, как мне кажется, эти взгляды также разделяют Милон и Софья.
и т.д.................

в литературе и искусстве - правдивое, объективное отражение действительности специфическими средствами, присущими тому или иному виду художественного творчества. В России - художественный метод, характерный для творчества: писателей - А. С. Пушкина, Я В. Гоголя, Я. А. Некрасова, Л. Я. Толстого, А. Я. Островского, Ф. М. Достоевского, А. П. Чехова, А. М. Горького и др.; композиторов - М. П. Мусоргского, А. П. Бородина, П. И. Чайковского и отчасти Я. А. Римского-Корсакова, художников - А. Г. Венецианова, П. А. Федотова, И. Е. Репина, В. А. Серова и передвижников, скульптора А. С. Голубкиной; в театре - М. С. Щепкина, М. Я. Ермоловой, К С. Станиславского.

Отличное определение

Неполное определение ↓

РЕАЛИЗМ

позднелат. realis – вещественный, действительный), художественный метод, творческим принципом которого является изображение жизни с помощью типизации и создания образов, соответствующих сути самой жизни. Литература для реализма – средство познания человека и мира, поэтому он стремится к широкому охвату жизни, освещению всех ее сторон без ограничения; в центре внимания – взаимодействие человека и социальной среды, влияние условий общества на формирование личности.

Категория «реализм» в широком смысле определяет отношения литературы к действительности вообще, независимо от того, к какому течению или направлению в литературе принадлежит данный автор. Любое произведение в той или иной мере отражает реальность, но в некоторые периоды развития литературы действовала установка на художественную условность; напр., классицизм требовал «единства места» драмы (действие должно происходить в одном месте), что делало произведение далеким от жизненной правды. Но требование жизнеподобия не означает отказ от средств художественной условности. Искусство писателя состоит в умении концентрировать реальность, рисуя героев, которых, может быть, и не было на самом деле, но в которых воплотились подобные им реальные люди.

Реализм в узком смысле сформировался как направление в 19 в. Следует отличать реализм как метод от реализма как направления: мы можем говорить о реализме Гомера, У. Шекспира и т. д. как о манере отражения действительности в их произведениях.

Вопрос о возникновении реализма решается исследователями по-разному: корни его видят в античной литературе, в эпохах Возрождения и Просвещения. Согласно наиболее распространенной точке зрения, реализм возник в 1830-е гг. Его непосредственным предшественником считается романтизм, основная особенность которого – изображение исключительных характеров в исключительных обстоятельствах с особым вниманием к сложной и противоречивой личности с сильными страстями, непонятой окружающим ее обществом, – так называемого романтического героя. Это был шаг вперед по сравнению с условностью изображения людей в классицизме и сентиментализме – направлениях, предшествующих романтизму. Реализм не отрицал, а развивал достижения романтизма. Между романтизмом и реализмом в первой половине 19 в. трудно провести четкую границу: произведения используют и романтические, и реалистические приемы изображения: «Шагреневая кожа» О. де Бальзака, романы Стендаля, В. Гюго и Ч. Диккенса, «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова. Но в отличие от романтизма главная художественная установка реализма – типизация, изображение «типических характеров в типических обстоятельствах» (Ф. Энгельс). Эта установка предполагает, что герой концентрирует в себе свойства эпохи и той социальной группы, к которой он принадлежит. Напр., заглавный герой романа И. А. Гончарова «Обломов» – яркий представитель отмирающего дворянства, характерными чертами которого названы лень, неспособность к решительным действиям, боязнь всего нового.

Вскоре реализм разрывает с романтической традицией, что воплощается в творчестве Г. Флобера и У. Теккерея. В русской литературе этот этап связан с именами А. С. Пушкина, И. А. Гончарова, И. С. Тургенева, Н. А. Некрасова, А. Н. Островского и др. Этот этап принято называть критическим реализмом – вслед за М. Горьким (не следует забывать, что Горький желал из политических соображений подчеркнуть обличительную направленность литературы прошлого в противоположность утверждающим тенденциям социалистической литературы). Основной особенностью критического реализма называют изображение отрицательных явлений русской жизни, видя начало этой традиции в «Мертвых душах» и «Ревизоре» Н. В. Гоголя, в произведениях натуральной школы. Авторы по-разному решают свою задачу. В произведениях Гоголя нет положительного героя: автор показывает «сборный город» («Ревизор»), «сборную страну» («Мертвые души»), соединяющие в себе все пороки русской жизни. Так, в «Мертвых душах» каждый герой воплощает собой какую-либо отрицательную черту: Манилов – мечтательность и невозможность воплотить мечты в действительность; Собакевич – тяжеловесность и медлительность и т. д. Однако отрицательный пафос в большинстве произведений не лишен утверждающего начала. Так Эмма, героиня романа Г. Флобера «Госпожа Бовари» с ее тонкой душевной организацией, богатым внутренним миром и способностью живо и ярко чувствовать, противопоставлена господину Бовари – человеку, мыслящему шаблонами. Другая важная особенность критического реализма – внимание к социальной среде, сформировавшей характер персонажа. Например, в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» поведение крестьян, их положительные и отрицательные черты (терпение, доброта, щедрость, с одной стороны, и угодливость, жестокость, глупость – с другой) объясняются условиями их жизни и особенно социальными потрясениями периода реформы крепостного права 1861 г. Верность действительности в качестве главного параметра оценки произведения выдвигал уже В. Г. Белинский при разработке теории натуральной школы. Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, А. Ф. Писемский и др. выделяли также критерий общественной полезности произведения, его влияния на умы и возможные последствия его прочтения (стоит вспомнить феноменальный успех достаточно слабого романа Чернышевского «Что делать?», ответившего на многие вопросы современников).

Зрелый этап развития реализма связан с творчеством писателей второй половины 19 в., прежде всего Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого. В европейской литературе в это время наступил период модернизма и принципы реализма использовались в основном в натурализме. Русский реализм обогатил мировую литературу принципами социально-психологического романа. Открытием Ф. М. Достоевского признается полифония – умение сочетать в произведении различные точки зрения, не делая ни одну из них доминирующей. Сочетание голосов героев и автора, их переплетение, противоречия и согласия приближает архитектонику произведения к действительности, где нет единого мнения и одной, последней правды. Основополагающая тенденция творчества Л. Н. Толстого – изображение развития человеческой личности, «диалектики души» (Н.Г. Чернышевский) в сочетании с эпической широтой изображения жизни. Так, изменение личности одного из главных героев «Войны и мира» Пьера Безухова происходит на фоне изменений в жизни всей страны, и один из переломных моментов его мировосприятия – Бородинское сражение, переломный момент в истории Отечественной войны 1812 г.

На рубеже 19 и 20 вв. реализм переживает кризис. Он заметен и в драматургии А. П. Чехова, основная тенденция которой – показать не ключевые моменты в жизни людей, а изменение их жизни в самые обычные, ничем не отличающиеся от других моменты – так называемое «подводное течение» (в европейской драматургии эти тенденции проявлялись в пьесах А. Стриндберга, Г. Ибсена, М. Метерлинка). Преобладающим течением в литературе начала 20 в. становится символизм (В. Я. Брюсов, А. Белый, А. А. Блок). После революции 1917 г., встраиваясь в общую концепцию строительства нового государства, возникли многочисленные объединения писателей, которые считали своей задачей механическое перенесение категорий марксизма в литературу. Это привело к признанию новым важным этапом в развитии реализма в 20 в. (в первую очередь в советской литературе) социалистического реализма, который был призван изображать осмысленное в духе социалистической идеологии развитие человека и общества. Идеалы социализма предполагали неуклонный прогресс, определение ценности человека пользой, приносимой им обществу, и ориентацию на равенство всех людей. Термин «социалистический реализм» закрепился на 1-м Всесоюзном съезде советских писателей в 1934 г. Образцами социалистического реализма были названы романы «Мать» М. Горького и «Как закалялась сталь» Н. А. Островского, его черты были выявлены в творчестве М. А. Шолохова, А. Н. Толстого, в сатире В. В. Маяковского, И.Ильфа и Е.Петрова, Я. Гашека. Основным мотивом произведений социалистического реализма считали развитие личности человека-борца, его самосовершенствование и преодоление трудностей. В 1930–40-е гг. социалистический реализм окончательно приобрел догматические черты: появилась тенденция приукрашивать действительность, главным был признан конфликт «хорошего с лучшим», стали появляться недостоверные психологически, «искусственные» персонажи. Развитие реализму (вне зависимости от социалистической идеологии) дала Великая Отечественная война (А. Т. Твардовский, К. М. Симонов, В. C. Гроссман, Б. Л. Васильев). С 1960-х гг. литература в СССР стала отходить от социалистического реализма, хотя многие писатели придерживались принципов классического реализма.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Реалисты XIX века широко
раздвинули границы искусства.
Они начали изображать явления самые обыкновенные, прозаические.
Действительность вошла
в их произведения со всеми своими
социальными контрастами,
трагическими диссонансами.
Николай Гуляев

К середине XIX столетия в мировой культуре окончательно утверждается реализм. Давайте вспомним, что это такое.

Реализм  — художественное направление в литературе и искусстве, для которого характерно стремление к объективности и непосредственной достоверности изображаемого, исследование взаимосвязи между характерами и обстоятель-ствами, воспроизведение подробностей повседневной жизни, правдивость в передаче деталей.

Термин «реализм » впервые был предложен французским писателем и литературным критиком Шанфлери в 50-х годах XIX столетия. В 1857 году он издаёт сборник статей под названием «Реализм». Интересен тот факт, что почти одновременно это понятие стали использовать и в России. И первым, кто это сделал, был известный литературный критик Павел Анненков. Вместе с тем понятие «реализм » и в Западной Европе, и в России, и в Украине стало широко употребляться лишь в 60-х годах XIX столетия. Постепенно слово «реализм » вошло в лексикон людей разных стран применительно к различным видам искусства.

Реализм противостоит предшествующему романтизму, в преодолении которого он и развился. Особенность этого направления — постановка и отражение в художественном творчестве острых социальных проблем, сознательное стремление дать свою, часто критическую, оценку негативным явлениям окружающей жизни. Поэтому в центре внимания реалистов находятся не просто факты, события, люди и вещи, а общие закономерности действительности.

Рассмотрим, каковы же были предпосылки становления реализма в мировой культуре. Стремительное развитие промышленности в XIX веке требовало точных научных знаний. Писатели-реалисты, внимательно изучая жизнь и стремясь отобразить её объективные законы, интересовались науками, которые могли помочь им в понимании процессов, происходящих в обществе и в самом человеке.

Среди множества научных достижений, оказавших серьёзное влияние на развитие общественной мысли и культуры во второй половине XIX столетия, следует особо выделить теорию ан-глийского натуралиста Чарльза Дар-вина о происхождении видов, естествен-но-научное объяснение пси-хических явлений осново-по-ложником физиологии Ильёй Сеченовым , открытие Дмитрием Менделе-евым периодиче-ского закона химиче-ских элементов повлиявшее на последующее развитие химии и физики, географи-ческие открытия, связанные с пу-те-шествиями Петра Семёнова и Николая Северцова по Тянь-Шаню и Средней Азии, а также исследование Николаем Пржевальским Уссурийского края и первые его поездки в Центральную Азию.

Научные открытия второй половины XIX в. меняли многие устоявшиеся взгляды на окружающую природу, доказывали её взаимосвязь с человеком. Всё это способствовало рождению нового способа мышления.

Быстрый прогресс, происходивший в науке, увлекал писате-лей, вооружая их новыми представлениями об окружающем мире. Главная проблема, поднимаемая в литературе второй половины XIX века, — отношения личности и общества. В какой мере общество влияет на судьбу человека? Что нужно делать, чтобы изменились человек и мир? Эти вопросы рассматривают многие писатели этого периода.

Для реалистических произведений характерно такое специфическое художественное средство, как конкретность образов , конфликта , сюжета . Вместе с тем художественный образ в таких произведениях не может быть соотнесён с живым человеком, он богаче конкретной личности. «Художник должен быть не судьёю своих персонажей и того, о чём говорят они, а только беспристрастным свидетелем… Моё дело только в том, чтобы быть талантливым, то есть уметь отличать важные показания от неважных, уметь освещать фигуры и говорить их языком», — писал Антон Павлович Чехов.

Целью реализма было правдиво показать и исследовать жизнь. Главным при этом, как утверждают теоретики реализма, является типизация . Об этом точно сказал Лев Николаевич Толстой: «Задача художника… извлечь из дей-ствительности типичное… собрать идеи, факты, противоречия в динамический образ. Человек, скажем, за свой рабочий день говорит одну фразу, характерную для его сущности, другую он скажет через неделю, а третью через год. Вы заставляете его говорить в концентрированной обстановке. Это вымысел, но такой, в котором жизнь более реальна, чем сама жизнь». Отсюда и объективность этого художественного направления.

Русская литература второй половины XIX века продолжает реалистические традиции Пушкина, Гоголя и других писателей. Вместе с тем в обществе ощущается сильное влияние критики на литературный процесс. Особенно это касается работы «Эстетические отношения искусства к действительности » известного русского писателя, критика Николая Гавриловича Чернышевского . Его тезис о том, что «прекрасное есть жизнь», станет идейной основой многих художественных произведений второй половины XIX века. Материал с сайта

Новый этап развития реализма в русской художественной культуре связан с проникновением в глубины человеческого сознания и чувства, в сложные процессы общественной жизни. Произведениям искусства, созданным в этот период, свой-ственен историзм  — отображение явлений в их исторической конкретности. Писатели ставят перед собой задачу вскрыть причины социального зла в обществе, показать в своих произведениях жизненно достоверные картины, создать такие исторически конкретные характеры, в которых будут запечатлены важнейшие закономерности эпохи. Поэтому отдельная личность ими рисуется, в первую очередь, как существо социальное. В результате действительность, как отмечает современный российский литературовед Николай Гуляев, «представала в их творчестве как “объективный поток”, как самодвижущаяся реальность».

Таким образом, в литературе второй половины ХIХ века главными становятся проблемы личности, давления на неё окружающей среды, исследование глубины человеческой психики. Предлагаем вам самим узнать и осмыслить, что же происходило в русской литературе второй половины XIX века, прочитав произведения Достоевского, Толстого и Чехова.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • реализм в литературе 2 половины 19 в
  • расцвет реализма во второй половине 19 века
  • расцвет реализма в литературе второй половины 19 века. литературная критика и журнальная полемика
  • Автори реалісти 20 ст
  • расцвет реализма в искусстве второй половины хiх века.

Реали́зм в литературе - правдивое изображение реальной действительности.

Реализм не пришел в русскую литературу откуда-то извне. Он сложился в ходе русского литературного процесса, и притом в его основном движении, как результат его передовых достижений. Так, в творчестве прогрессивных деятелей русского классицизма, от М. В. Ломоносова до Г. Р. Державина, несмотря на свойственную их художественному методу идеализацию, находили отражение некоторые черты реальной русской действительности. Это особенно ярко проявилось в поэзии Державина. Классицизм как прогрессивное для своего времени литературное направление стал для русского реализма «наследством», критическое усвоение лучших достижений которого было необходимо и полезно. Подтверждением этого является творчество Пушкина.

Сентиментализм, отражая прогрессивное развитие русской действительности, в пору «Писем русского путешественника» и «Бедной Лизы» Н. М. Карамзина сумел сделать некоторые шаги в сторону сближения литературы и жизни. Прогрессивные тенденции и этого литературного направления должны занять свое, хотя и скромное, место в предыстории русского реализма.

Наибольшее значение для становления реализма имело, разумеется, романтическое направление. Романтизм В. А. Жуковского и К. Н. Батюшкова обогатил русскую литературу художественно-психологическими открытиями, что имело непосредственное значение для реалистической постановки проблемы характера в литературе. Революционный романтизм обратил внимание литературы на острые проблемы общественно-политической жизни и выдвинул принцип народности, тем самым сделав новый шаг по пути к реализму. Этому же способствовало и свойственное революционным романтикам критическое отношение к своей современности, устранявшее для них возможность ее романтической идеализации. Особенно близко к реальной действительности декабристы подходили в лирической поэзии, непосредственно выражавшей мысли и чувства дворянских революционеров в канун 14 декабря 1825 г.



Так на протяжении первой четверти XIX в. внутри различных романтических течений складывались необходимые предпосылки реалистического художественного метода.

Большое значение для утверждения реалистического направления имел и тот процесс становления реализма, который начался еще в XVIII в. и не прерывался в период господства сентиментализма и романтизма. Н. И. Новиков, Д. И. Фонвизин, А. Н. Радищев, И. А. Крылов - достаточно вспомнить хотя бы эти имена, чтобы представить себе значительность этой линии движения русской литературы к действительности, к реализму. Возникновение и развитие реализма в русской литературе связано с возникновением и развитием критического отношения к самодержавно-крепостническому строю со стороны передовых общественных сил, позволявшего им подойти к верному пониманию его существенных сторон и к сознанию необходимости его изменения. В той или иной мере это наблюдается и в сатирических журналах Новикова, и в комедиях Фонвизина, и в прозе Нарежного, и в «Путешествии из Петербурга в Москву» Радищева, и в баснях Крылова. У этих писателей глубокое понимание существенных сторон русской действительности, социальных отношений, общественных задач стало основой реалистических тенденций творчества. А это понимание русской феодально-крепостнической действительности стало доступно им как просветителям, как инициаторам и пропагандистам передового идейного течения, порожденного коренными сдвигами, наметившимися в русской социально-экономической жизни. От идеализации, воспевания существующего общественно-политического строя, пусть даже представляемого в форме просвещенного абсолютизма, к его критике, к попыткам обнажить его пороки - вот начало того поворота в литературе, который в дальнейшем должен был привести к пушкинскому реализму. Несмотря на наличие общих тенденций в художественном методе этих писателей, они не могут рассматриваться как представители единого литературного течения. Реализм автора революционной книги «Путешествие из Петербурга в Москву» и реализм радикально настроенного баснописца - не одно и то же. Далеко отстоит от социального реализма А. Н. Радищева бытовой реализм А. Е. Измайлова или В. Т. Нарежного. Становление русского реализма (как и его дальнейшее развитие) было процессом сложным, не лишенным серьезных противоречий.

Реалистическое направление русской литературы развивало не только национальные традиции, но унаследовало и богатства, накопленные зарубежными литературами. Особенно большое значение в этом отношении имели те этапы становления реализма, через которые прошли передовые страны Западной Европы: Возрождение и Просвещение. Автор «Бориса Годунова» признавал своим учителем в художественном методе Шекспира, этого великого представителя английского Ренессанса. Общеизвестно знакомство Пушкина с идеями французских просветителей, отразившееся и в его творчестве. Однако к 20-м годам XIX в. процесс становления реализма на Западе еще не завершился, и реалистический художественный метод в его зрелой форме сложился здесь несколько позднее - в творчестве Бальзака и Стендаля, Диккенса и Теккерея. Независимо от основоположников реализма XIX в. во французской и английской литературе Пушкин одним из первых в Европе на основе исторического и художественного развития своей страны во второй половине 20-х годов утверждает законченную форму реалистического метода в искусстве. Своеобразие русских исторических условий привело к тому, что в художественном методе русских писателей, начиная с Пушкина, ярко выступили черты критического реализма.

Итак, реалистическое направление, возникшее в русской литературе в середине 20-х годов XIX в., было подготовлено предшествующим развитием литературы в ее различных направлениях и течениях. Однако при всей значительности генетических связей с классицизмом, сентиментализмом, романтизмом и, наконец, с допушкинским реализмом художественный метод нового литературного направления был качественно новым явлением в литературе. Как бы ни были исторически значительны реалистические тенденции в русской литературе, реализм как эстетическая система и как художественный метод вполне сложился только в творчестве Пушкина.

39. Живопись и литература . Живопись и литература. «Живопись – поэзия, которую видят, а поэзия – живопись, которую слышат»- Леонардо да Винчи. Искусство – это одна их форм общественного сознания, составная часть культуры человечества. Это процесс и итог значимого выражения чувств в образе. Литература и живопись являются одними из основных видов искусства. Виды искусства – это исторически сложившиеся устойчивые формы творческой деятельности, в них художник реализует жизненное содержание Каждый вид искусства обладает специфическим арсеналом изобразительно-выразительных средств. К основным видам искусства относят 1) изобразительное искусство, 2) литературу, 3) музыку, 4) архитектуру, декоративно прикладное искусство. Литература (лат. lit(t)eratura , буквально - написанное , от lit(t)era - буква) - в широком смысле совокупность любых словесных текстов. Литература работает со словом – главное её отличие от других искусств. Слово – основной элемент литературы, связь между материальным и духовным. Изобразительность передается в художественной литературе опосредованно, с помощью слов. Визуальная же культура – та которую можно воспринимать наглядно. К этой культуре относится живопись. Живопись - искусство изображать красками предметы на поверхности, с целью произвести на зрителя впечатление, подобное тому, какое он получил бы от действительных предметов природы, также характером изображаемых предметов вызвать в зрителе определенное настроение или изъявить какую-либо художественную идею. Как мы видим, основное различие живописи и литературы заключается в различии средств воздействия на человека.

В разные периоды культурного развития человечества литературе отводили разное место в ряду других видов искусства - от ведущего до одного из последних. Это объясняется господством того или иного направления в литературе, а также степенью развития технической цивилизации. Например, античные мыслители, деятели искусства Возрождения и классицисты были убеждены в преимуществах скульптуры и живописи перед литературой. Романтики на первое место среди всех видов искусств ставили поэзию и музыку. Однако уже в XVIII веке в европейской эстетике возникла иная тенденция - выдвижения на первое место литературы. Ее основы заложил Лессинг, который видел преимущества литературы перед скульптурой и живописью. Впоследствии этой тенденции отдали дань Гегель и Белинский.

Литература и живопись как абсолютно самостоятельные виды искусства воссоздают явления социально-исторической действительности независимо друг от друга. Поэтому чтобы понять взаимосвязь литературы и живописи нужно образом: найти точки соприкосновения этих двух искусств. Однако позднее о связи литературы и живописи первыми заговорили сами художники и писатели. Наиболее искусно эту связь выразила художница Ангелика Кауфман (швейцарская художница, жившая в 18 веке) в картине «Поэзия и живопись», где поэзия обнимает живопись. Крупнейший художественный критик XIX века В. В. Стасов в обзоре «Наши итоги на Всемирной выставке» так охарактеризовал связь русской живописи и литературы: «Главная наша сила в том, что новое русское искусство так крепко обнялось с русской литературой <...> Наша литература и искусство - это точно двое близнецов неразлучных, врозь немыслимых». Русская живопись и классическая литература всегда шли в ногу по пути освещения злободневных и универсальных проблем жизни. Многие русские писатели обладали незаурядным талантом живописцев (Пушкин, Лермонтов, братья Бестужевы, Батюшков, Григорович), а художники (Кипренский, Брюллов, Перов, Крамской, Репин, Ге) создали выдающуюся галерею портретов классиков литературы XIX века. Взаимосвязи литературы и живописи происходили на различных творческих уровнях: художественное направление (классицизм, романтизм, реализм, импрессионизм, символизм), проблематика и функциональная направленность (писатели народники - художники передвижники). Некоторые художники воссоздавали сюжеты древнерусского эпоса и фольклора (В. Васнецов). Пожалуй, самая заметная взаимосвязь литературы и живописи проявляется в существовании искусства иллюстрации. Во второй половине XIX века сформировалась русская школа художников-иллюстраторов. В их работах были выработаны оригинальные художественно-графические принципы, утвердившие связи литературы с живописью на принципиально ином уровне. С этого времени книжная иллюстрация стала неотъемлемой частью литературно-художественной культуры.

Иллюстрация (от лат. illustratio - освещение, наглядное изображение): 1) объяснение с помощью наглядных примеров. 2) Изображение, сопровождающее и дополняющее текст (рисунки, гравюры, фотоснимки, репродукции, карты, схемы и т. п.). 3) Область искусства, связанная с изобразительным истолкованием литературных и научных произведений.

Термин "иллюстрация" можно понимать и в широком, и в узком смысле этого слова. В широком значении это всякое изображение, поясняющее текст. Известно много рисунков, произведений живописи и скульптуры, которые выполнялись на литературные темы, но при этом имели самостоятельное художественное значение. Например, живописные полотна О. Домье, выполненные по мотивам романа М. Сервантеса "Дон Кихот", или рисунки В. Серова к басням И. А. Крылова. В узком , строгом смысле иллюстрации - это произведения, предназначенные для восприятия в определенном единстве с текстом, то есть находящиеся в книге и участвующие в ее восприятии в процессе чтения. Иллюстрации к литературному произведению вместе с ним представляют собой единое целое. Книжные иллюстрации, изъятые из текста, могут порой сделаться малопонятными и невыразительными. Иллюстрации не самостоятельны и по сюжету, они должны соответствовать содержанию литературного произведения. Они способны обогатить или обеднить его. От художника требуется, чтобы он стал соавтором книги, сделал зримыми идеи и образы писателя, помогая тем самым лучше понять содержание, конкретнее представить эпоху, быт, окружение героев книги. Но это вовсе не означает, что иллюстрация должна быть простым изобразительно-графическим пересказом текста.

Однако связь литературы и живописи не сводится только к иллюстрации. В историческом аспекте в творческих взаимосвязях литературы и живописи можно выделить две разновидность. Первая - это целенаправленная разработка средствами живописи сюжета, построенного на литературном материале. Примером может служить картина В.М. Васнецова «После побоища Игоря Святославича с половцами». Вторая - создание художественного полотна на культурно-исторической основе, как картина того же В. Васнецова «Баян», напрямую не связанная с сюжетом «Слова о полку Игореве», но воссоздающая тип древнерусского певца-сказителя, каким он дошел до нас в преданиях веков. Существуют произведения, в которых картины играют важную роль в сюжетной линии: «Портрет Дориана Грея» Оскара Уайльда, повесть: «Портрет» Н. В. Гоголя. В этом произведении Гоголя мы видим, насколько сильно живопись может воздействовать на человека. Безусловно, это фантастическая повесть, однако живописи в ней отведена ключевая роль. Таким образом, произведения, в которых живопись и картины играют ключевую роль, являются еще одной точкой пересечения живописи и литературы.

Последнее, что я хотела бы отметить в отношениях между литературой и живописью – это плакатное искусство. «Плакат – это сравнительно крупное по размеру изображение с текстом, в котором художественный образ возникает от взаимодействия слова и изображения» (С.Н. Артамонова). Плакат - один из самых молодых видов искусства, разновидность графики – окончательно сложился в конце ХIХ века. Это было связано с появившимися возможностями воспроизведения текстов и изображений, хотя бы малыми тиражами. Начало плаката можно видеть в так называемых «летучих листках», гравюрах времен Реформации и крестьянских войн в Германии ХVI века или в политических афишах во Франции ХVIII века. Первыми плакатами в России можно считать лубочные картинки времен 1812 года. В них уже была сделана попытка соединить изображение с текстом. Лишь в конце ХIХ века плакат был официально признан фактом если и не «высокого искусства», то культуры. Инициатором выступила, как ни странно, Россия. Основная задача – донести до зрителя смысл плаката. Плакату отведены секунды внимания, и за эти мгновения он должен передать нужную информацию. Именно из-за дефицита времени восприятия в плакате часто используются краткий текст, ясные символы и знаки. В нем может быть использована любая графическая техника, фотография, живопись, даже элементы скульптуры, так как современная полиграфия позволяет использовать рельеф на пластике. Изображение и текст в плакате взаимосвязаны, дополняют друг друга. Таким образом можно сказать, что плакат является непосредственным сочетанием литературы и живописи.

Как итог я хотела бы подчеркнуть, что существование различных видов искусств обусловлено тем, что ни один из них своими средствами не может дать всеобъемлющую художественную картину мира. Такую картину может создать только вся художественная культура человечества в целом, состоящая из отдельных видов искусства. Несмотря на существенные различия, живопись и литература постоянно пересекаются, становясь по сути единым целым.



Творчество и игры