Кто может преподавать сольфеджио в музыкальной школе. Как решить проблемы преподавания сольфеджио в дмш

Методика - совокупность приемов практической деятельности , направленных на достижение определенной цели. Методика преподавания сольфеджио как отрасль музыкальной педагогики, опирающаяся на достижения музыкальной психологии.

Тема 1. Музыкальный слух и его психофизиологические особенности.

Музыкальный слух - основа музыкального мышления и музыкально-оценочной деятельности. Уровни проявления музыкального слуха (звуковысотный слух, интонационный слух, чувство строя, гармонический слух, тембровый слух, чувство метроритма).

Музыкальный слух как психофизиологическое явление. Механизм первичной переработки музыкального раздражения и реакция на него (рефлекторная дуга).

Роль рефлексов на отношения в музыкальном восприятии.

Внутренний слух.

Основные типы звуковысотного музыкального слуха: 1) абсолютный музыкальный слух (тональный) - врожденная долговременная память на высоту звуков; 2) относительный музыкальный слух (интервальный).
«Зонная природа» музыкального слуха - теория Н. А. Гарбузова

Тема 2. Содержание курса сольфеджио в детской музыкальной школе.

Учебная программа по предмету как нормативный доку­мент, определяющий задачи обучения, устанавливающий его конкретное содержание в четкой дидактической системе и дающий рекомендации по организации занятий и методике обучения. Общий объем знаний и навыков, обозначенный Программой.

Распределение учебного материала по классам. Возможные коррективы.

Основные формы работы на уроке : 1) интонационные упражнения и пение с листа; 2) слуховой анализ; 3) развитие чувства метроритма; 4) музыкальный диктант; 5) теоретические сведения (музыкальная грамота); 6) творческое музицирование.

Тема 3. Организация и планирование учебного процесса. Урок сольфеджио в ДМШ.

Групповой урок как основная форма учебной работы. Принципы комплектования групп. Роль учителя на уроке и активность учащихся в усвоении учебного материала. Повторение пройденного на предшествующем уроке, изучение нового материала, закрепление знаний и определение домашнего задания как основа структуры урока. Общедидактические и специальные задачи урока сольфеджио в ДМШ. Типы уроков: 1) традиционный (комбинированный) урок с изучением нового материала; 2) традиционный (комбинированный) урок с закреплением пройденного материала; 3) контрольный урок.

Календарно-тематический (перспективный) план на полугодие.

Поурочный план, его особенности. Способы реализации комплексного подхода к формированию слухового восприятия: 1) применение одного и того же музыкального образца в нескольких формах работы по развитию слуха; 2) использование одной тональности во всех формах работы в течение целого урока. При таком подходе происходит своеобразное слуховое «погружение» (термин заимствован из лингвистической педагогики) в тональность, способствующее скорейшему формированию у учеников разносторонних музыкально-слуховых представлений. Поэтому метод погружения в тональность в рамках одного или нескольких уроков особенно эффективен и предпочтителен на начальном этапе музыкально-слухового развития.

В плане урока это может быть отражено следующим образом:

  1. Пение с листа (или одноголосный музыкальный диктант).
  2. Пение или прослушивание данной мелодии с аккомпанементом педагога.
  3. Слуховой анализ аккомпанемента.
  4. Запись аккомпанемента буквенно-цифровыми обозначениями.
  5. Воспроизведение отдельными учащимися аккомпанемента на фортепиано (можно с мелодией).
  6. Сочинение и запись варианта мелодии.
  7. Сочинение и запись варианта аккомпанемента (если таковой возможен).
  8. Вокальная импровизация на основе данной мелодии (в старших классах).
  9. Инструментальная импровизация (в старших классах).

Поначалу петь с листа рекомендуется только в классе под руководством педагога, чтобы сформировать у учеников правильный подход к этой важной в развитии слуха форме работы. Порядок действий должен быть следующим: «вижу-слышу-пою-проверяю на инструменте». В домашних занятиях следует лишь повторить пение пройденных в классе образцов. Один из них можно странспонировать в какую-либо из пройденных тональностей или подобрать к нему аккомпанемент.

Тема 4. Интонирование в курсе сольфеджио. Формирование ладового слуха.

Интонирование как один из важнейших факторов музыкальной деятельности и как проявление мелодического слуха.

Психофизиологические особенности интонирования. Роль ассоциативного мышления в процессе интонирования. Роль рефлексов на отношения в процессе интонирования. Интонирование интервалов.

Интонирование и музыкальный строй как «совокупность высотных отношений между зонами» (по-Гарбузову). Связь мелодического и гармонического строя в процессе интонирования.

Методы формирования ладового слуха. Интонационное освоение элементов лада.

Клавиатура фортепиано как эффективное наглядное пособие в развитии координации слуха и голоса. Ручные знаки Золтана Кодая как эффективное средство визуального и тактильного подкрепления ладовых слуховых ощущений:

Тема 8. Работа над музыкальным диктантом

Музыкальный диктант как одна из форм активного музыкального восприятия, выявляющая уровень музыкально-теоретических знаний и слуховой подготовки учащихся.

Музыкальный диктант как средство развития музыкальной памяти и внутреннего музыкального слуха.

Основные разновидности музыкального диктанта как формы работы в начальных классах музыкальной школы (устные диктанты, диктанты-«минутки», диктанты с ошибками).

Более сложные формы музыкального диктанта.

Основные методические установки:

  • уровень сложности;
  • разновидности настройки и их дидактическое значение;
  • техника записи музыкального диктанта (стенографическая, эскизная);
  • место музыкального диктанта в плане урока;
  • связь музыкального диктанта с другими формами работы на уроке;
  • связь музыкального диктанта с курсом музыкальной литературы;
  • музыкальный диктант как основа для творческого музицирования.

Тема 9. Творческое музицирование на уроках сольфеджио

Творческое музицирование на уроках сольфеджио как азы сочинения и импровизации.

Практическое значение данной формы работы. Отличие и сходство понятий «сочинение» и «импровизация».

Особенности творческого музицирования на начальном этапе обучения: образно-звуковая импровизация на фортепиано; сочинение мелодии на стихи, на заданный ритм; досочинение мелодии; подбор баса к мелодии и т.п.

Более сложные формы творческого музицирования:

  • мелодико-ритмическое варьирование темы;
  • жанровая и образная трансформация темы;
  • подбор аккомпанемента с использованием всех доступных ладогармонических средств;
  • гармоническая фигурация;
  • полифонические способы преобразования темы;
  • вокальная и инструментальная импровизация на заданное сопровождение;
  • сочинение и импровизация в заданной форме;
  • сочинение и импровизация в заданном жанре

Связь таких занятий с другими формами работы на уроке.

Тема 10. Усвоение теоретических сведений (музыкальная грамота) в курсе сольфеджио

Музыкальная грамота как ключ к осознанному восприятию слышимого.

От практики к теории, от слухового восприятия к теоретическим выводам, не не наоборот.

Практическое значение теоретических знаний в курсе сольфеджио. Основные цели усвоения теоретических сведений – научить грамотно читать (и воспроизводить) нотный текст и точно определять элементы музыкального языка. Работа с клавиатурой и нотным текстом.

Использование сообщающего и проблемного (поискового) методов в изучении музыкальной грамоты. Использование вопросно-ответной системы в освоении теоретического материала.

Способы закрепления теоретических знаний в сольфеджийной и исполнительской практике.

Тема 11. Изучение тональностей. Обзор учебно-методической литературы.

Понятия тональность, лад, гамма. Методы освоения квинтового круга тональностей. Освоение элементов лада.

«Погружение» в тональность (тональное единство урока) как один из способов оптимизации обучения.

Типы учебных пособий. Учебники сольфеджио для ДМШ, их разновидности. Классификация учебных пособий:1)по формам работы; 2) по методической направленности (использование определенной системы); 3) по принципу подбора и систематизации музыкального материала.

Методические пособия, их классификация: методические записки к учебным пособиям. Методические пособия – приложения к учебникам сольфеджио для ДМШ.

Необходимость постоянного изучения специальной литературы и опыта лучших педагогов. Повышение квалификации, постоянное совершенствование педагогического мастерства – необходимое условие успешной педагогической работы.

Тема 12. История возникновения и развития сольфеджио как учебной дисциплины.

Реформа Гвидо Аретинского и ее значение.

Цифровая система Ж.-Ж. Руссо как способ массового распространения музыкальной грамоты. П. Гален, Э. Пари, Э.Шеве – последователи «цифрового метода» Ж.-Ж. Руссо.

Возникновение «натурального сольфеджио» в XVIII веке.

Выход в свет в 1802 г. учебника «Сольфеджио» для Парижской консерватории и распространение абсолютной системы сольфеджирования в странах Европы.

Английская система «Тоника соль-фа», созднная С. Гловер и Дж. Кервином. Наглядные таблицы и «умственные эффекты».

Система «Тоника-до» (подвижное до ) в Германии как разновидность относительной сольмизации.

Связь сольфеджио в России с развитием хоровой культуры.

Первые русские учебники сольфеджио в России. «Мусикийская грамматика» Николая Дилецкого как система освоения нотной грамоты и сольмизации. «Азбука» А. Мезенца.

Роль М. Глинки и других русских музыкантов в формировании русской музыкальной педагогики.

Методы обучения в Бесплатной музыкальной школе.

Критика преподавания музыкально-теоретических дисциплин в высказываниях Одоевского и Серова.

Музыкально-педагогическая деятельность Римского-Корсакова, Чайковского, Аренского, Лядова и др.

Перестройка системы музыкального образования в начале XX века. Выдвижение на первый план теории воспитания «интервального слуха» как основы слуховых представлений.

Взгляды Асафьева и Яворского на систему музыкального воспитания.

Утверждение ладового принципа развития музыкального слуха. Выход в свет «Сольфеджио» Островского.

Новый этап в формировании слухового восприятия, связанный с «преодолением ладовой инерции слуха» (по-Островскому), для освоения музыки XX века.

О возможностях и пользе объединения относительной и абсолютной сольмизации в единую систему развития музыкального слуха.

Относительная сольмизация как основа музыкального воспитания в Венгрии. Релятивная система З. Кодая.

Тема 13. Основные методы обучения, используемые в курсе сольфеджио

Сравнение как метод познания и формирования аналитического мышления.

Подражательный метод и его значение на начальном этапе обучения детей.

Сообщающий метод как традиционный способ передачи знаний. Необходимость воспитания у учащихся навыков добывания знаний.

Поисковый метод как способ активизации мыслительной деятельности учащихся. Постановка проблемного вопроса. Обучение по моделям (шаблонам). Модель как образец, схема для дальнейших преобразований. Например, до мажор – модель мажорного лада, ля минор – минорного.

Тема 14. Релятивная система.

Релятивная система – относительная система слоговых обозначений ступеней лада и длительностей звуков. Разновидности систем сольмизационных слогов.Освоение ритма с использованием ритмослогов.
Положительные и отрицательные стороны релятивной системы.

Тема 15. Особенности работы с дошкольниками .

Специфика занятий с дошкольниками: роль игрового начала, качество и доступность музыкального материала, необходимость частой смены форм работы, использование прогрессивных методик и систем. Примерный сценарий урока. Значение подражательного метода в работе с дошкольниками. Использование системы музыкального воспитания К. Орфа.

Тема 16. Использование наглядных пособий и технических средств обучения (ТСО).

Карточки и музыкальное лото.

Понятие «обучающая окружающая среда»: наглядные пособия, дизайн классной комнаты.
Техническое оснащение классной комнаты, предназначенной для занятий сольфеджио (цифровое фортепиано с функцией grand piano, наушниками и встроенным синтезатором; качественные динамики и аудиоаппаратура; доступ к электронным нотным библиотекам).
Возможности современных технических средств и совершенствование контроля за усвоением учебного материала.

Значение электронных учебных пособий в самостоятельных занятиях учащихся.

Экология человека и отрицательное воздействие ТСО на здоровье (необходимость регулярной влажной уборки и проветривания классной комнаты).

Тема 17. Способы оптимизации учебной деятельности .

Научная организация учебной деятельности.

  1. Профессионализм и креативность педагога.
  2. Обучающая среда.
  3. Роль психологического комфорта в успешной учебной деятельности. Психология сотрудничества в отношениях учителя и ученика.
  4. Рациональное планирование учебной деятельности.
  5. Систематизация учебной деятельности.
  6. Роль межпредметных связей. Связь сольфеджио с курсом музыкальной литературы: музыкальный диктант, пение с листа и слуховой анализ на основе примеров из курса музыкальной литературы. Связь сольфеджио с курсом специальности: анализ различных элементов музыкального языка в произведениях из репертуара учащихся.
  7. Роль внутрипредметных связей. Осуществление взаимосвязи между различными формами работы на уроке: связь музыкального диктанта, пения с листа со слуховым гармоническим анализом и творческим музицированием.
  8. Использование прогрессивных методик.
  9. Использование современных технических средств обучения.

Тема 18. Осуществление контроля над учебным процессом. Критерий оценки. Методика выявления и оценки музыкальных данных на приемных экзаменах в ДМШ.

Контроль как составная часть учебного процесса. Функции контроля: проверочная, обучающая, корректирующая, воспитательная, управляющая.

Объекты контроля: учебная работа учащихся в классе, самостоятельная работа дома, уровень знаний и навыков, динамика развития каждого учащегося в отдельности и группы в целом.

Виды контроля. Необходимость систематического контроля. Роль самостоятельных и контрольных работ по отдельным разделам программы. Контрольный урок. Необходимость индивидуального подхода к оценке знаний учащихся с учетом уровня способностей и трудолюбия.

Тема 19. Организация и проведение приемных экзаменов в ДМШ и ДШИ.

Наличие музыкальных способностей – главный критерий отбора детей для обучения в музыкальной школе. Методика выявления и оценки музыкальных способностей. Способы проверки различных сторон музыкального слуха. Важность создания психологического комфорта для экзаменуемого ребенка, установления контакта с ним.

Выявление музыкальных данных у непоющих детей.

Необходимость творческого подхода педагога к проведению приемных экзаменов.

Методическая литература

Барабошкина А. Методическое пособие к учебнику сольфеджио для 1 класса ДМШ. – М., 1975

Барабошкина А. Методическое пособие к учебнику сольфеджио для 2 класса ДМШ. – М., 1977

Воспитание музыкального слуха. – М..1977

Глядешкина З., Енько Т. С.Ф. Запорожец – педагог. – М.,1986

Давыдова Е. Методика преподавания сольфеджио. – М., 1986.

Давыдова Е. Методическое пособие к учебнику сольфеджио для 3 класса ДМШ. – М., 1976

Давыдова Е. Методическое пособие к учебнику сольфеджио для 4 класса ДМШ. – М., 1978

Давыдова Е. Методическое пособие к учебнику сольфеджио для 5 класса ДМШ. – М., 1981

Калужская Т. Методическое пособие к учебнику сольфеджио для 6 класса ДМШ. – М., 1988

Кодай З. Избранные статьи. – М., 1986

Лагутин А. Основы педагогики музыкальной школы. – М.,1985

Леонтьева О.Т. Карл Орф. – М., 1984. С.190-232.

Незванов Б. А.Интонирование в курсе сольфеджио.– Л. 1985

Оконь В., Основы проблемного обучения. – М., 1968

Система детского музыкального воспитания Карла Орфа. – Л.,1970

Как преподавать сольфеджио в XXI веке // под ред.

Берак О., Карасёвой М. – М., Классика-XXI, 2006

Учебные пособия

Баева Н., Зебряк Т. Сольфеджио для 1-2 класса ДМШ.– М., 1975

Барабошкина А. Сольфеджио: Учебник для 1 класса ДМШ. – М., 1986

Барабошкина А. Сольфеджио: Учебник для 2 класса ДМШ. – М., 1986

Давыдова Е., Запорожец С. Сольфеджио: Учебник для 3 класса ДМШ. – М., 1986

Давыдова Е. Сольфеджио: Учебник для 4 класса ДМШ. – М., 1987

Давыдова Е. Сольфеджио: Учебник для 5 класса ДМШ. – М., 1987

Золина Е. Сольфеджио для 7-8 классов ДМШ. – М., 2009

Калужская Т. Сольфеджио: Учебник для 6 класса ДМШ – М., 1988

Котляревская-Крафт М. Сольфеджио: Учебное пособие для подготовительной группы ДМШ. – Л., 1986

Котляревская-Крафт М. Сольфеджио: Учебное пособие для классной и домашней работы. Первый класс. – Л., 1987

Ладухин Н. 1000 примеров музыкального диктанта. – М., 1980

Металлиди Ж., Перцовская А. Мы играем, сочиняем и поем: Учебное пособие для 1 класса ДМШ

Фридкин Г. Музыкальные диктанты. – М., 1975

Ирина Чичина
Разработка урока сольфеджио в 1 классе ДМШ «Тональность Ре-мажор»

Тема урока : «Тональность Ре-мажор » .

Тип занятия : комбинированный.

Степень сложности : средняя.

Форма занятия : групповая.

Продолжительность урока : 45 минут

Цель : развитие ладоинтонационного слуха и метроритмических навыков на примере изучения гаммы Ре-мажор .

Учебно-методический материал :

1. Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Фортепиано» ПО. 02. УП. 01. «Теория и история музыка» по предмету «Сольфеджио » , реализуемая в МБУ ДО «Николаевская ДШИ» . Составители : Чернова Т. Н., Шалагина Н. В., 2016г.

2. Учебник «Сольфеджио » , 1 класс . А. Барабошкина, изд. «Музыка» ,М. ,1988г.

3. Рабочая тетрадь по сольфеджио , 1 класс . Калинина Г., 2009г.

4. Учебное пособие «Сольфеджио для 1 класса детской музыкальной школы» - «Мы играем, сочиняем и поем» , сост. Ж. Металлиди, А Перцовская,1989г

5. Учебник «Сольфеджио в сказках » , О. Камозина, издат. «Эксмо» , М., 2015 г.

6. Булучевский Ю., Фомин В. Краткий музыкальный словарь для учащихся. - Л. «Музыка» , 1986

7. Королева С. Теория музыки на уроках сольфеджио . – Спб., «Композитор» , 2011

Цели урока

Основные :

Развитие ладоинтонационного слуха ;

Познакомить учащихся с новым материалом : тональность Ре-мажор ;

Сформировать начальные навыки транспонирования;

Помочь освоить новую терминологию;

Совершенствовать навыки музыкального восприятия.

Сопутствующие :

Получить положительные эмоции от участия в работе на уроке ;

Доставить эстетическое удовольствие;

Повысить мотивацию к процессу обучения.

Задачи урока

Образовательные :

Сформировать первичные знания, умения, навыки по теме «Тональность Ре-мажор » , опираясь на ранее полученные знания.

Расширить знания учащихся о тональностях .

Способствовать выработке навыков точного интонирования на основе упражнений.

Обучить первичным навыкам транспонирования из До-мажора в Ре-мажор .

Развивающие :

Развивать творческую свободу личности, инициативу и самостоятельность учащихся.

Развивать музыкальное аналитическое мышление.

Развивать слуховые представления.

Развивать вокально-интонационные навыки .

Развивать эмпатию, чувство сопереживания через слуховые впечатления.

Воспитательные :

Воспитывать интерес к предмету «Сольфеджио » .

Воспитывать уважение к мнению одноклассников .

Воспитывать любовь к музыкальному искусству.

Воспитывать волевые качества – терпение, настойчивость, целеустремлённость

Прогнозируемый результат

Знания :

учащиеся закрепят знания о строении мажорной гаммы, познакомятся с тональностью Ре-мажор , с понятием «ключевые знаки» , с принципом транспонирования.

Умения :

учащиеся научатся отличать тональности До и Ре-мажор по нотному тексту , транспонировать несложные мелодии, будут совершенствовать умение сравнивать и анализировать.

Навыки :

учащиеся укрепят вокально-интонационные навыки пения мелодий в До и Ре-мажоре с дирижированием , будут развивать навыки анализа мелодий по нотному тексту.

Педагогические технологии :

обучение в сотрудничестве;

технология проблемного диалога;

личностно-ориентированная технология

Методы реализации поставленных задач :

словесный - беседа, рассказ, объяснение;

наглядный;

эвристический (частично-поисковый) ;

метод сравнения и анализа;

практический;

творческий;

Структура урока :

Вводная часть : организационный момент – 2 минуты

Вхождение в тему - 3 минуты

Основная часть - 20 минут

Закрепление знаний и способов действий - 15минут

Подведение итогов, домашнее задание - 5 минут

План урока

Вводная часть (5 минут)

Цели : организация внимания, настроить учащихся на учебную деятельность, создать благоприятный настрой на уроке на общение с музыкой.

Задачи : проверить подготовленность учащихся к уроку , распеться, задать непринужденную, творческую атмосферу в классе .

Методы : беседа, объяснение, наглядный, игра.

Критерии усвоения : высокая степень сосредоточенности при подготовке к уроку .

Основная часть – изучение нового материала (20 минут)

Цели : дать прочное и глубокое понимание нового материала. Создать взаимосвязь известного и изученного ранее материала с новым.

Задачи : дать четкое представление о тональности Ре-мажор . Познакомить с новым музыкальным приемом - транспонированием. Добиться восприятия, осознания и усвоения новых знаний. Создать такие условия и настрой, чтобы учащиеся смогли следить за объяснением в течение всего урока без потери внимания . Развить навыки пения по нотам с дирижированием в До-мажоре и Ре-мажоре . Развивать творческие навыки (импровизация ритмического рисунка при пении гамм, упражнений) . Развивать внимание, волевые качества, умение высказывать свою точку зрения и терпимо относиться к чужой. Развивать наблюдательность, аналитическое и логическое мышление.

Методы : беседа, частично-поисковый, объяснение, сравнения, наглядный, практический, творческий.

Критерии усвоения : показателем эффективности усвоения учащимися новых знаний и умений является правильность их ответов и действий, активность и увлечённость всего класса в выполнении предложенных заданий.

Закрепление пройденного материала (15 минут)

Цели : повторить и закрепить на практике освоение учащимися новых понятий, умений и навыков.

Задачи : закрепить и систематизировать полученные знания и умения, выявить степень их усвоения каждым учащимся, повторить то, что хуже усвоилось, скорректировать пробелы и неверные представления.

Методы : беседа, письменная работа.

Критерии усвоения : учащиеся справились с письменным заданием, принимали активное участие в ответах на вопросы, дали минимальное количество неверных ответов.

Подведение итогов домашнее задание (5 минут)

Цель : организовать учащихся для эффективного выполнения домашнего задания, учить детей давать оценку своей деятельности.

Задачи : 1. Предложить детям оценить свою работу на уроке и работу своих одноклассников .

2. Сообщить содержание домашнего задания. Объяснить смысл и цель домашнего задания, мотивировать необходимость и обязательность домашней работы. Показать алгоритм выполнения домашнего задания.

Методы : беседа, объяснение.

Критерии усвоения : учащиеся поняли, как нужно выполнить домашнее задание, они успешно мотивированы на его выполнение, об этом свидетельствует их положительная эмоциональная реакция на содержание и объем предстоящего домашнего задания.

Логика построения материала

Повторение : тональность До-мажор , строение мажорной гаммы

Построение гаммы от ноты «Ре» на клавиатуре

Ключевые знаки в Ре-мажоре : фа# и до#.

Определение понятия : «Транспонирование» - перенос мелодии из одной тональности в другую

Практическое задание : транспонирование мелодии № 45 из До-мажора в Ре-мажор

Сравнение по нотному тексту тональностей До и Ре-мажор . № 45

Ход урока

Этап 1. Приветствие.

Настрой на общение с музыкой. Постановка цели и задач урока .

Этап 2. Вокально-теоретическая разминка.

Распевание. Спеть Гамму До-мажор : сольфеджировать с дирижированием с использованием карточек с ритмическим рисунком.

2/4 I П I I П I I I II

2/4 П П I I П I I II

Спеть гамму До-мажор произвольно, используя ритмические группы четверти и восьмые.

Спеть Трезвучие, Тонику. Повторить «Песенку медведя» А. Филиппенко (стр. 34 А. Барабошкина,

Вспомнить сказку «Тон, тон, полутон» (стр. 18-19 О. Камозина)

Повторить строение мажорной гаммы.

Этап 3. Теоретический

Построение гаммы на «Клавиатуре» от ноты «ре» по схеме мажорной гаммы. Подбор гаммы Ре-мажор на фортепиано .

Этап 4. Знаки альтерации

В процессе построения гаммы Ре-мажоре определяются два ключевых знака – фа# и до#. Навыки определения по нотному тексту тональностей До и Ре-мажор . Вводится понятие : ключевые знаки. Считаем ступени в Ре-мажоре от «Тоники» .

Этап 5. Построение гаммы Ре-мажор

Определение нового понятия. Транспонирование – перенос мелодии из одной тональности в другую . Сравнение тональностей и основные принципы транспонирования из До-мажора в Ре-мажор . Тоника. В нотной тетради записать изучаемую гамму, подписать ступени, вводные звуки, тонику.

Этап 6. Вокально-интонационная работа .

Спеть гамму Ре-мажор с названием ключевых знаков, в ритмическом рисунке

с дирижированием.

Этап 7. Сольфеджирование и пение с листа .

Разбор №50 украинская народная песня «Галя по садочку ходила» (стр. 38 А. Барабошкина) .

Определение тональности Ре-мажор . «Спеть в ладоши» ритмический рисунок песни, восьмые длительности – в ладоши, четвертные длительности – о парту. Обратить внимание на нисходящее движение мелодии от V ступени к I.

Спеть сольфеджио , добиваясь чистого, стройного интонирования, добиваясь четкости дирижирования. Спеть со словами.

Разбор №52 «Едет, едет паровоз» (А. Барабошкина, стр. 39, определить направление мелодии, отметить одинаковые фразы, просольмезировать с дирижированием .

Этап 8. Слуховой анализ.

Ритмический диктант. Простучать ритмический рисунок «Веселая дудочка» сл. Н. Френкеля, музыка М. Красева в обработке А. Перцовская (стр. 35 Ж. Металлиди, А Перцовская) с аккомпанементом. Разбить мелодию на фразы.

Записать ритмический рисунок песни.

Этап 9. Творческое задание.

1. Определить и назвать «спрятанные» в словах названия нот, записанные на доске в басовом ключе (стр. 11 Ф. Калинина «Сольфеджио » Рабочая тетрадь, задание №8. Какими ступенями для Ре-мажора они являются ?

2.«Веселая дудочка» - разучить песню с использованием музыкальных шумовых инструментов (барабан, бубен, треугольник)

Этап 10. Повторение пройденного на уроке . Закрепление новых понятий и навыков.

Вопросы отражают важнейшие этапы объяснения : - вспомнить название темы урока ; - что такое гамма, ее строение; - тоника, трезвучие, ступени гаммы; - тональность Ре-мажор , ключевые знаки; - фраза, мажор, форте и пиано, акцент;

Басовый ключ, расположение звуков в басовом ключе; - группировка длительностей; - что такое транспонирование; - как перенести мелодию из До-мажора в Ре-мажор .

Этап 11. Подведение итогов урока .

Дети оценивают свою работу на уроке , участие в работе : - понравился ли урок ; - что понравилось больше всего;

Кто лучше всех работал на уроке .

Этап 12. Домашнее задание.

Петь гамму Ре-мажор в ритмических рисунках

с дирижированием, тонику,

2) цифровку в Ре-мажоре : I-III-V-I-V-II-VII-I

3) №52 «Едет, едет, паровоз» Г. Эрнесакса (стр. 39 А. Барабошкина) выучить с дирижированием наизусть со словами и сольфеджируя

4) подобрать №52 на инструменте от звуков до, ре, ми, фа, соль .

5) разгадать слова, зашифрованные с помощью нот в басовом ключе задание №9 Ф. Калинина «Рабочая тетрадь» , стр. 11

Этап 13. Заполнение преподавателем дневников учащихся : домашнее задание, выставление оценок.

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская музыкальная школа»
Табунского района

ИГРОВЫЕ МЕТОДИКИ НА УРОКАХ СОЛЬФЕДЖИО В ДМШ.

(Методический доклад)

Преподаватель теоретических дисциплин МБУДО «ДМШ»
Пешкова Людмила Алексеевна

Село Табуны
2016 год
В настоящее время среди проблем всё большее значение приобретают те, которые связаны с поисками путей повышения качества и эффективности целенаправленного воспитания и обучения в условиях современной экономики, духовной и культурной сферах нашего общества.
Предпочтение в процессе поиска новых средств, факторов и методов организации воспитания отдаётся тем, которые,
во-первых, многофункциональны по своему характеру;
во-вторых, способствуют самореализации, самовыражению личности;
в-третьих, интересны детям;
в-четвёртых, органически вписываются в современные учебно –воспитательные системы.
Все эти проблемы, так или иначе, относятся не только к основному, но и дополнительному образованию наших детей. В настоящее время учащийся ДШИ должен обладать не только суммой определённых знаний, но и уметь применять теоретические сведения на практике.
Как заинтересовать современного информированного ребёнка? На какие методики опереться? Как важно для детей, только начинающих учиться музыке, чтобы первые уроки поразили воображение своей эмоциональностью и увлекательной формой. На занятия, наполненные движением, музыкой, игрой, ребята идут с большим удовольствием, как на концерт или своеобразный праздник.
Предмет сольфеджио играет огромную роль в становлении музыканта любой специальности. Является практической дисциплиной и направлен на развитие музыкальных способностей. Он вырабатывает у учащихся определённую систему знаний и навыков, необходимых для их последующей музыкальной деятельности. Обучение на современном уровне предусматривает работу над развитием всех компонентов музыкальности: музыкального слуха (мелодического, гармонического, полифонического), чувства ритма, музыкальной памяти, воображения, эмоциональной отзывчивости на музыку, эстетического вкуса.
Сольфеджио объединяет различные виды музыкальной деятельности, активизирует развитие музыкального слуха, памяти, мышления. В последние годы на уроках сольфеджио наряду с традиционными разделами учебной работы (развитие вокально – интонационных навыков, сольфеджирование, воспитание чувства метроритма, музыкальный диктант, воспитание музыкального восприятия) всё большее внимание уделяется воспитания творческих навыков. Новые подходы к организации занятий по этому предмету позволяют сделать одну из самых трудных музыкальных дисциплин интересной, доступной, вопреки распространённому мнению о сольфеджио
как о скучном, трудном и малоинтересном занятии.
В процессе обучения музыке особое значение имеет начальный период. Здесь закладываются основные навыки, которые должны обеспечить развитие юного музыканта. Перед преподавателем стоит важная задача увлечь ученика новыми музыкальными впечатлениями, заложить основы для развития любви и интереса к музыке, создать вокруг ученика атмосферу музыки, развивать в нём способность воспринимать музыку, проникать в её содержание и переживать её – это задача встаёт перед преподавателем сольфеджио с самого начала. Достижение этих целей позволит вызвать заинтересованность учащихся, что во многом облегчит решение всех последующих задач.

Такому подходу способствует структура школьных занятий по сольфеджио, их тематическая обусловленность. Темы представляют собой систему, выстроенную логически, от простого к сложному, с тенденцией поступательного восходящего движения.
Предмет сольфеджио как учебная дисциплина напрямую связан с психологической наукой. Базовые категории психологии, такие, как восприятие, внимание, память, мышление, должны быть постоянно в поле внимания преподавателя. Создание творческой атмосферы – важное условие любого урока. Именно в процессе творчества легче постигаются понятия, правила и законы музыкальной науки.
У большинства детей младшего возраста мотивационная готовность по к учебно – познавательной деятельности ещё не сформировалась. Как правило, только к концу первого года обучения их мотивы с игровой деятельности постепенно перестраиваются на учебно – познавательную. В классе сольфеджио нет необходимости резко менять художественно – образную деятельность на учебно – познавательную, с формальным заучиванием музыкально – теоретических и терминологических сведений. Дети легко воспринимают условные формы, символы, сложные понятия, особенно если они могут опереться на наглядные и слуховые образы или даже на свой жизненный опыт. Богатое воображение легко дорисовывает недостающее. Большинство сведений, в особенности начальные музыкальные знания, можно и нужно излагать в игровой форме, с максимальным привлечением фантазии и активности самих учащихся. При этом надо помнить, что ещё К.Ушинский призывал не подменять обучение развлечением. Он писал: «Конечно, сделав занимательным свой урок, вы можете не бояться наскучить детям, но помните, что не всё может быть занимательным в учении, а непременно есть скучные вещи, и должны быть. Приучите же ребёнка делать не только то, что его занимает, но и то, что его не занимает, - делать ради удовольствия исполнять свою обязанность».
Младшим школьникам трудно понять приказы, запреты, призывы к долгу ученика, они не могут долго задерживаться на учебных задачах, им быстро надоедает однообразие, которое быстро утомляет детей. Они стремятся к игровой деятельности, которая требует от них сообразительности, внимания, учит выдержке, вырабатывает умение быстро ориентироваться и находить правильное решение.
Во время игры ребёнок уже ни на что постороннее не способен отвлечься – игра поглощает его целиком. Кроме того, игра создаёт особую соревновательную атмосферу, в которой весь учебный материал усваивается быстрее и прочнее. Именно в игре ребёнок живёт наиболее яркой, интенсивной творческой жизнью.
В.С.Мухина очень точно подчёркивает: «Если с приходом ребёнка в школу сразу поставить его в условия собственно учебной деятельности, первоначальных навыков с помощью создания игровых ситуаций. Психолог Д.Узнадзе утверждал, что музыкальное обучение – это особая деятельность – не игра и не труд, но и то и другое. Очень важно, чтобы предмет сольфеджио не стал «собранием» отвлечённых, достаточно сложных и мало интересных законов, правил и понятий. Каждый урок должен трактоваться учителем и восприниматься учениками как урок музыки. Процесс общения с музыкой является процессом её поэтапного.
Главное отличие современных методов обучения от традиционных –создание игровых ситуаций на уроке как естественной формы существования ребёнка. Детей привлекает игровая форма подачи материала, возможность включения в знакомую и любимую сферу деятельности. Но игра на уроках сольфеджио не является самоцелью. Это не развлечение, а серьёзная, увлекательная, требующая полного духовного соучастия учащихся деятельность. При этом необходимо постоянно помнить о специфике музыкально-игровой деятельности младших школьников, которая заключается в том, что она подчинена единой учебной задаче – теме. На первом году обучения программа по сольфеджио предлагает довольно обширный перечень тем, которые необходимо пройти. Если на уроке по специальности весь новый материал подтверждается конкретными музыкальными примерами и игрой на инструменте, то предмет сольфеджио выглядит абстрактно. И здесь очень важно, буквально с первых шагов. Заинтересовать ребёнка, не перегрузить его информацией, дать новый материал незаметно, в форме игры, сказки, загадки, ребуса.
Игра для ребёнка – это доступная ему форма активной деятельности. Как ученик ребёнок может быть и невнимателен, неусидчив и не с полной отдачей работать на уроке. Но выполняя какую – либо роль в творческой игре, он приобретает (хотя бы на время) многие положительные качества. «Целый ряд качеств можно воспитать игрой, которая имеет громадное значение с воспитательной точки зрения». «В игре раскрываются творческие способности личностиБез игры нет и не может быть полноценного умственного развитияИгра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».
Игровые ситуации на уроке, яркие наглядные пособия – всё это способствует тому, чтобы учёба не становилась скучной обязанностью и не отнимала у детей счастливого ощущения жизни. Играя с ребенком, вы закладываете основу взаимного понимания и любви. Это чрезвычайно важно для всей дальнейшей жизни, поэтому, чем разнообразнее и интереснее будет ваш общий семейный досуг – тем лучше. Музыкальное развитие очень важно для любого ребенка. И это совсем не означает, что из малыша с пеленок необходимо растить гениального музыканта, но научить его слушать, понимать музыку, наслаждаться ей в наших силах.
Музыкальное развитие способствует целостному формированию личности ребенка. Во время слушания музыки происходит развитие центральной нервной системы, мышечного аппарата, облегчается процесс социализации, развивается художественное мышление, чувство прекрасного. Наглядные пособия – это такие средства обучения, которые создают у детей необходимые зрительные представления для лучшего усвоения учебного материала, активизируют процесс запоминания. К ним относятся различные картины, рисунки, схемы. Они разнообразны по своему содержанию, способу изображения, технологии изготовителя, назначения.
Использование наглядных пособий позволяет в простой, доступной детям игровой форме дать представление о музыке, её выразительных возможностей; научить различать разнообразную гамму чувств, настроений, переданную музыкой; активнее развиваются – ладовысотный слух, чувство ритма; у детей возникает интерес к музыке.

Музыкальные задания, выполняемые с помощью наглядных пособий, значительно активизируют умственную деятельность ребёнка, развивают его самостоятельную музыкальную деятельность, которая приобретает творческий характер. К таким наглядным пособиям можно отнести музыкально – дидактические игры, которые, воздействуя на ребёнка комплексно, вызывают у него зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым, расширяя музыкальное воспитание в целом.
Игра – это постоянная и неизменная спутница детства, органически присуща детскому возрасту и при умелом руководстве со стороны взрослых, способна творить чудеса. Ленивого она может сделать трудолюбивым, незнайку – знающим, неумелого – умельцем. Словно волшебная палочка, игра может изменить отношение детей к тому, что кажется им порой слишком обычным, скучным, надоевшим.
Дети любят на уроках не только узнавать всё новое, они любят также повторять то, что им уже знакомо и то, что хоть однажды принесло удовлетворение. Это свойство детской психики по наблюдениям специалистов, является основой успешного обучения.
Организация процесса в учебно – игровой форме способствует развитию творческих способностей. По данным ЮНЕСКО, человек, слушая, запоминает 15% сведений, глядя – 25% видимой информации, слушая, глядя одновременно – 65%, а если добавляется закрепление этой информации действием, то процесс запоминания протекает быстрее, а освоении становится ещё более эффективным.
Главное отличие современных методов обучения от традиционных – создание игровых ситуаций на уроке как естественной формы существования ребёнка. Детей привлекает игровая форма подачи материала, возможность включения в знакомую и любимую сферу деятельности.
Но игра на уроках сольфеджио не является самоцелью. Это не развлечение, а серьёзная, увлекательная, требующая полного духовного соучастия учащихся деятельность. При этом необходимо постоянно помнить о специфике музыкально – игровой деятельности младших школьников, которая заключается в том, что она подчинена единой учебной задаче – теме.
На первом году обучения программа по сольфеджио предлагает довольно обширный перечень тем, которые необходимо пройти. Если на уроке по специальности весь новый материал подтверждается конкретными музыкальными примерами и игрой на инструменте, то предмет сольфеджио выглядит абстрактно. И здесь очень важно, буквально с первых шагов, заинтересовать ребёнка, не перегрузить его информацией, дать новый материал незаметно, в форме игры, сказки, загадки, ребуса.
Все дети любят сказки. Через сказочные образы легче освоить азы музыкальной грамоты. Большую помощь в этом оказывает учебное пособие «Волшебный мир музыкальных звуков» (сост. М.Е.Покровская; Н.С.Константинова), которое я широко применяю в своей практике. Это сказка со всеми её условностями, и с возможностью игровой подачи реальной информации. Во время увлекательного путешествия в сказку «Волшебный мир музыкальных звуков», я детям не только читаю текст, но и слушаем музыку на CD-диске, который прилагается к этой книге. Эта книга написана под влиянием целого цикла сказок о мире звуков и его законах замечательного педагога – музыканта В.В.Кирюшина, открывающего этот мир малышам. Читая книжку, я даю возможность детям вдуматься в смысл слов и представить картины событий. С помощью сказки обращаю внимание ребёнка на звуковую среду, в которой он живёт. В сказочной форме даны объяснения таких понятий, как:

Скрипичный ключ. Басовый ключ.

Ноты. Звуки. Мелодия.

Клавиатура. Нотный стан. Октава. Регистр.

Названия нот. Звукоряд. Гамма. Тон. Полутон.

Рождение мелодии. Длительности. Ритм. Паузы.

Метр. Такт. Размер. Доля. Акцент.

Тайны чёрных клавиш: диез, бемоль, бекар.

Тоника. Тональность. Лады: мажор и минор.

Трезвучие. Интервал.

Обозначение темпа, динамики, характера звучания.

Во время путешествия в сказку «Волшебный мир музыкальных звуков», дети быстро осваивают теорию музыки. Иллюстрации дополняют рассказ, а интересные задания способствуют закреплению пройденного материала.
Пример ещё одной сказки, которую я применяю в своей практике на раннем этапе обучения при знакомстве детей с высокими и низкими звуками:

Учитель: «Однажды я читала сказку про «Теремок» и не заметила, как заснула. И приснился мне сон. Будто стоят на опушке леса не один теремок, а два. Всем они похожи, только на дверях нарисованы разные знаки. На двери одного теремка – высокий, будто он в небо тянется – называется этот знак «скрипичный ключ» (Рис.1). А на двери другого – знак, который согнулся, как крючок, и вниз смотрит. Этот знак называется «басовый ключ» (Рис.2). «Кто же живёт в этих теремках?» - подумала я. Вдруг открылась дверь со скрипичным ключом, и на пороге появился маленький воробушек (Рис.3). Он чирикал тоненьким, высоким голосом: «Чик – чирик» За воробушком показались и другие обитатели теремка, у которых тоже были тоненькие голоса».
Вопрос уч – ся: «Ребята, как вы думаете, кто, ещё живёт в теремке со «скрипичным ключом?»».
Дети отвечают: Воробей, синица, соловей, кошка с котятами, щенок, мышка, комарик Учитель: «Потом открылась дверь с «басовым ключом», и на пороге
появился медведь (Рис.4). Он заревел низким, басовым голосом. И вслед за ним выглянули другие жители теремка, у которых тоже были низкие, грубые голоса. Вопрос уч – ся: «Ребята, как вы думаете, кто ещё живёт в теремке с «басовым ключом?»».
Дети отвечают: Волк, тигр, большая собака и т.д.

Учитель: «Вот какой волшебный сон мне приснился! Теперь я сыграю вам музыкальные пьесы. А вы угадайте, кого изображает музыка и какие у них голоса (высокие или низкие?)».
Так, через образы и ассоциации я стараюсь детям дать представление о соответствии «скрипичного ключа» и высоких звуков, «басового ключа» и низких звуков.

РИС.1 РИС.2

РИС.3 РИС.4

Игра – это всегда проблемная ситуация, требующая поиска, инициативы, творчества. Она идеально мобилизует эмоции ребёнка, его внимание, интеллект, повышает интерес к учёбе, психологически раскрепощает. Применение ярких наглядных пособий, использование музыкально – дидактических игр помогают пробудить чувство радости и удовольствия, развивают интерес и вкус к предметам музыкально – теоретического цикла в целом. Игра побуждает ученика к самостоятельной и добровольной работе. Во время игры никто не хочет быть хуже других. Дух соперничества, желание играть вместе со всеми, заставляют даже самых нерадивых повторить пройденное.
Например, опрос правил по сольфеджио я осуществляю с помощью игры «Копилка музыкальных терминов». Каждому ребёнку я раздаю листы с ответами. Далее, любой из учеников достаёт из копилки карточки – нотки с вопросами (Рис.5). Кто быстрее всех ответит на вопрос и найдёт у себя на листочке ответ, тот получает карточку – нотку. При подведении итогов мы с ребятами просматриваем количество правильных ответов, записываем результат и меняемся листами с ответами для дальнейшей игры. Проведение подобного опроса снимает нервное напряжение, которое возникает у детей при индивидуальном опросе и пробуждает интерес к занятиям.

Учитывая психологические и возрастные особенности учащихся, я применяю на уроках сольфеджио игры для развития воображения. Чтобы понять ту музыку, которую поём, слушаем, сочиняем – должны уметь рассказать о ней. А также знать музыкальные слова, термины, определения, понятия, характеризующие эту музыку. И, чтобы запомнить, закрепить эти музыкальные понятия, термины, мы с детьми на уроках сольфеджио играем в такую игру, как «Индивидуальное исполнительство». Любой из учеников исполняет на фортепиано выученную пьесу по специальности. Остальным детям раздаются карточки со средствами музыкальной выразительности (жанр, форма, лад, регистр, темп, динамика, характер, ритм, метр, фраза, мелодия, аккомпанемент и т.п). После исполнения учеником пьесы, каждый ребёнок рассказывает о том средстве музыкальной выразительности, которое упомянуто в доставшейся ему карточке. Такие игры тренируют музыкальный слух, учат угадывать замысел композитора, раскладывать музыку на составляющие: характер – взрослая или детская, темп – быстрый или медленный, настроение – грустное или весёлое, регистр – нижний, средний или верхний, что можно делать под эту музыку – петь, танцевать или маршировать, какое название можно дать данному произведению и т.п. Подобную игру я провожу при пении и разучивании песен, только состав карточек, которые дети будут выбирать, я продумываю заранее, чтобы регулировать учебный процесс.
Ещё одна очень полезная и любимая детьми игра на сочинение мелодий по карточкам – «Музыкальное лото» (Рис.6). Сочинение мелодий за фортепиано очень полезно, но сначала покажется сложным. А вот составление мелодий из специальных нотных карточек очень любят все дети. Как только приходят на урок, сразу спрашивают: «А мы будем сегодня складывать мелодии?». Из всех карточек нам потребуется только девять – первая со скрипичным ключом и ключевыми знаками, восемь других на выбор ученика. Ученик сначала находит карточку, на которой изображён скрипичный ключ, ключевые знаки и размер, определяет тональность. Кладёт эту карточку первой. Теперь, зная тонику, ищет карточку, которая будет последней: на ней будет заключительная тоника, довольно продолжительная по длительности. При этом ученик должен усвоить несложные правила строения простых песенных мелодий, приближённых к классическим. Два предложения по четыре такта. Желательно, чтобы в первом такте мелодия обрисовала тонику, в четвёртом такте была длительная доминанта, можно на весь такт, чтобы почувствовать цезуру (остановку для взятия дыхания) между предложениями.
Строение второго предложения может быть, в сущности, любым, достаточно, чтобы заключалось сочинение тоникой. В процессе постижения закономерностей строения мелодий ученикам следует указать на то, что нередко первое и второе предложения начинаются одинаково или очень похоже. Уже на третьем - четвёртом уроке все дети осваивают алгоритм сочинения мелодий по карточкам. Тогда я приступаю к конкурсу юных композиторов: каждую выложенную на столе мелодию исполняем хором с детьми и решаем, чья мелодия лучше. Но, как правило, при соблюдении всех условий плохих мелодий не бывает. Ученики, играя в любимую игру, запоминают и, главное, начинают понимать, что такое серединная и заключительная каденции, предложения, период повторного или не повторного строения. В эту игру любят играть и малыши, и ученики постарше.

Когда маленький ученик приходит на уроки сольфеджио, на него буквально обрушивается огромное количество информации: множество новых терминов, иностранных слов и их значений. Необходимо стремиться приблизить их к пониманию детей, ведь добиться интереса к занятиям можно лишь в том случае, если уроки будут яркими, наполненными образными сравнениями, доступными для наивно – сказочного восприятия малышей.
Сложные, непонятные для малышей абстрактные названия становятся ближе, если учитель использует ассоциации с хорошо знакомыми ребятам явлениями окружающего мира. При объяснении темы «Тональность» я часто привожу параллель с дружной семьёй. Я напоминаю детям о том, что в каждой семье есть глава: у кого – то мама, у кого – то папа или дедушка. В содружестве музыкальных звуков «правит» тоника. Как любой человек, став взрослым, может создать свою семью и быть в ней главой, так и любой звук может построить свою «музыкальную семью» - тональность и быть в ней тоникой. Члены одной семьи часто имеют общую фамилию – отца или матери. Тональность также носит имя своей тоники и лада.

Полезно с уч-ся разучивать песенки, которые посвящены различным понятиям и правилам из курса сольфеджио. Несомненно, что в таком виде ребята усваивают их намного быстрее, чем в традиционной форме, когда педагог просит учеников долго и утомительно записывать теорию в тетрадь и затем заучивать дома. Тем более что школьники младших классов пишут очень медленно, и запись правил занимает не уроке много времени. Песни послужат хорошим дополнительным материалом, благодаря которому занятия станут более живыми, интересными для детей. Например: «Песенка о главных ступенях» (Рис.7), «Песенка про параллельные тональности» (Рис.8).

Очень широко в своей практике на уроках сольфеджио я применяю такие наглядные пособия, как карточки, по основным темам элементарной теории музыки. Например: тема «Ритм и метр» (Рис.9), «Интервалы» (Рис.10), «Тритоны и характерные интервалы» (Рис.11), «Трезвучие и его обращения», «Виды трезвучий» (Рис.12), «Септаккорды» (Рис.13), «Латинское обозначение тон-ей», «Квинтовый круг тон-ей» (Рис.14), «Аккорды главных ступеней лада» - для формирования навыка аккомпанемента (Рис.15), карточки «Гармонические последовательности» (Рис.16). Этот разрезной материал (некоторые их них двусторонние карточки) мы используем как для теоретического ответа, слухового анализа, а также и для тренинговых форм работы.

РИС.15 РИС.16

Ученики любят играть на уроках сольфеджио в «Музыкальные карты», на инструменте. Игра называется – «Справочная телефонная служба 01». На карточках из картона рисуем нотный стан, скрипичный ключ, знаки диезных и бемольных тональностей. Всего получиться 15
карточек (семь диезных, семь бемольных и одна без знака) - (Рис.17). По очереди каждый вытаскивает из колоды «карт» одну «карту». Подходят к фортепьяно, называют знаки (диезы или бемоли), их количество и играют «телефон». Например, ребёнок вытянул карточку с 5-ю диезами и начинает на инструменте играть диезные квинтовые цепочки вверх, проговаривает их вслух, дойдя до цифры 5 (до – 0 знаков, соль – один знак, ре – два знака, ля – три знака, ми – четыре знака, си – пять знаков). Последняя цифра (5) приходится на клавишу, название которой и является тоникой тональности, которую нам нужно определить. Затем ребёнок называет тонику и добавляет слово «мажор». Получилась тональность Си мажор, в которой 5 диезов. Также играем с бемольными мажорными тон-ми, только бемольные квинтовые цепочки играем вниз на инструменте. Так дети по телефону 01 узнают все 8 тональностей с диезами и 7 тональностей с бемолями. Чем чаще играем в эту игру на уроках, тем быстрее запоминаются знаки в гаммах.

Игра – это не только удовольствие и радость для ребёнка, что само по себе очень важно. С её помощью можно развить внимание, память, мышление, воображение. Играя, ребёнок может приобретать новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом.
Почти каждая игра может быть проведена в упрощённом или усложнённом варианте. Поэтому, организуя игры с детьми надо внимательно присмотреться к ним, оценить их индивидуальные особенности. Если ребята быстро и легко справляются с заданиями, можно предлагать им более сложные и, наоборот, в случае затруднений, лучше подольше задержаться на простых. Ни в коем случае нельзя упрекать ребёнка в том, что он что-либо не умеет, даже если это с лёгкостью делают его сверстники. Важно не только научить ребёнка чему-либо, но и вселить в него уверенность в себе, сформировать умение отстаивать свою идею, своё решение. Особенно это касается выполнения творческих заданий. Каждая игра – это общение ребёнка со взрослыми, с другими детьми: это школа сотрудничества, в которой он учится и радоваться успеху сверстника, и стойко переносить свои неудачи. Доброжелательность, поддержка, радостная обстановка выдумки и фантазии – только в этом случае игры будут полезны для развития ребёнка.

Разнообразные игры, объединённые одной учебной тематикой,
позволяют создать условия для разработки принципа «Старое в новом» и тем самым помогают избежать скучной повторяемости, имеющей место в специфике предмета. «Однообразие быстро утомляет, - пишет Сухомлинский В.А. – Как только дети начали уставать, я стремился перейти к новому виду работы Исчезают первые признаки усталости, в детских глазах – радостные огоньки, однообразная деятельность сменяется творчеством».
Дидактические игры, как зафиксированные способы тренировок помогают сделать урок более насыщенным, вносят разнообразие. Чем многообразнее приёмы, тем шире кругозор детей в данной области, тем свободнее смогут они пользоваться впоследствии полученными знаниями и навыками.
Поэтому каждое упражнение, задание должно нести уч-ся радость, удовлетворение. Облекаясь в игровые формы, оно в большей мере выполняет эту функцию, а урок в целом «окрашивается» общим эмоциональным подъёмом, что создаёт у детей положительную установку на восприятие педагогического воздействия и усвоение конкретного учебного материала.
Радость, которую учитель доставит ученикам, станет и его радостью, а проведённые вместе приятные минуты помогут сделать интересней, занимательней и веселей уроки. Предлагаю своим коллегам несколько игр:

ЛАДОВЫЕ ИГРЫ

«ОТГАДАЙ ЗАГАДКУ»

Учитель играет на инструменте последовательность ступеней. Дети слушают, показывая их на «Музыкальной лесенке». Потом один из ребят «отгадывает загадку», пропевая её нотами. «Загадки» можно записывать в тетрадь, каждую в отдельном такте. Задания могут быть даны в определённом размере и ритме или без них. Эту игру удобно использовать для настройки, в какой – либо тональности перед диктантом.

«МУЗЫКАЛЬНОЕ ЭХО»

Цель – развитие музыкального слуха и музыкальной памяти. «Музыкальная команда» из 6-8 детей. У преподавателя мяч, который он поочерёдно бросает каждому из участников команды и одновременно поёт изученные ступени лада. Ребёнок, которому брошен мяч, должен поймать его (сделать это просто, так как мяч бросается с близкого расстояния) и тут же бросить его преподавателю, одновременно повторив ступени лада. Учащиеся сами «осюжетили» эту игру, сравнив своё пение вслед за учителем со звучанием эха в лесу. С каждым новым проведением игра усложняется. Затем поются короткие мелодии без слов, но с названием нот. Игра достигает своей кульминации тогда, когда вместо преподавателя роль ведущего поочерёдно исполняют дети и сами придумывают попевки с текстом или с названием нот.

«ИГРА В ДИРИЖЕРА»

Преподаватель ставит восемь человек по росту, распределив между ними названия нот. Игра заключается в том, что каждый участник «звучащего» ряда, запомнив название и высоту своего звука, должен спеть его по движению дирижёра. От дирижёра зависит, в какой очерёдности должны звучать «ноты». Дирижёры часто меняются (сначала самые способные дети, затем остальные). Каждый ученик становится определённым звуком гаммы, поэтому игра позволяет мобильно проводить работу над ощущением ступеней в ладу, устойчивыми и неустойчивыми звуками, опеванием и разрешением, воспроизведением знакомых мелодий по руке дирижёра. Обычно эта игра вызывает у детей активный эмоциональный отклик, развивает музыкальный слух и музыкальную память.

«ВОПРОС – ОТВЕТ»

Игра предполагает элемент творчества, импровизации. Использовать её на уроках можно тогда, когда ребята уже хорошо познакомились со ступенями лада, могут свободно интонировать их. Учитель пропевает, какой – либо вопрос, обращаясь к конкретному ребёнку. Вопрос надо закончить на любой ступени, кроме первой. Ученик должен спеть ответ в этой же тональности, закончив его на тонике. Вопросы могут быть самые разные: «На чём ты приехал в школу?», «Любишь ли ты читать?» и т. д.

«МУЗЫКАЛЬНАЯ МОЗАЙКА»

Учитель раздаёт нотные листочки с изображением нот. На каждом листочке по одному такту, обозначен размер и тональность. Задача детей: прослушать мелодию (можно любую детскую песенку); затем расставить такты в правильной последовательности. Эта игра развивает внутренний слух.

РИТМИЧЕСКИЕ ИГРЫ

«УГАДАЙКА»

Учитель играет музыкальную фразу из знакомой песни, предлагая детям узнать, с какими словами она звучит, спеть, прохлопать с ритмическими слогами и жестами, а затем выложить карточками.

«УПРЯМЫЙ ОСЛИК»

Кроме развития чувства ритма игра знакомит ребят с понятием «остинато». Значение этого слова легко запоминается детьми, которые ассоциируют его с «упрямым осликом», повторяющим одну и ту же ритмическую фигуру. Игра сопровождается песенкой «Упрямый ослик» (Музыка и слова Л.Ефремовой). Группа поёт песенку, а один из учеников, выступающий в роли «упрямого ослика», играет на детском ударном инструменте ритмическое остинато. Так как в песенке два куплета, в качестве «солистов» могут выступить два ребёнка, каждый из которых будет исполнять по одному куплету. Задание «ослику» даёт педагог или один из учеников с помощью ритмических карточек. Игра подходит как для изучения самых простых ритмических групп младшего школьного возраста, так и для знакомства с другими сочетаниями длительностей в более старших классах.

«ДАВАЙ ПОСПОРИМ»

Преподаватель напоминает ребятам о том, что спорящие между собой люди иногда настолько увлекаются, что говорят одновременно, причём каждый отстаивает свою точку зрения. В ритмической партитуре, которую исполняют участники игры, у каждого из них тоже своя партия, отличная от партии другого. Нужно исполнить ритм, точно высказав «своё мнение», одновременно с другим «спорщиком». В игре можно использовать разные длительности и их группы, в зависимости от поставленной задачи. Задание готовится учителем заранее (записывается на доске) или представляет собой ритмическую импровизацию участников «спора». В последнем случае нужно обговорить условия игры: размер, количество тактов, необходимые ритмические группы, которые ученики должны включить в свою партию.

«ПОДБЕРИ КАРТОЧКИ К ЗАДАННОМУ РАЗМЕРУ»

Игра направлена на развитие чувства метра. Педагог показывает детям маленькие карточки от ритмического лото и объясняет, что каждая карточка – это один такт. Далее эти карточки-такты с различными вариантами ритмических рисунков педагог выкладывает на стол и приглашает двоих детей, каждому из которых задаётся свой размер: например – 2/4, 3/4, 4/4, 3/8, 6/8. Задача-минимум – выбрать из имеющихся карточек ритмические рисунки, подходящие к заданному размеру; задача-максимум – выложить выбранные карточки в единую ритмическую последовательность и озвучить её (простучать, прохлопать), акцентируя сильные доли.

«ЛАДУШКИ»

Игра поможет легко узнавать на слух особенности чередования сильных и слабых долей. Ребята разбиваются на пары. Педагог исполняет пьесы в разных размерах, ученики хлопками отмечают «пульс» музыки. Сильную долю каждый хлопает сам, а слабые – друг с другом, как бы играя в «ладушки». Вначале, конечно, бывает путаница, но потом малыши с удовольствием играют и легко выполняют задание – определение размера в произведении.

ИГРЫ С ИНТЕРВАЛАМИ

«ЭСТАФЕТА»

Игра способствует освоению теоретического построения интервалов. В ней может быть использовано пособие «Октава», которое мои ученики делают ещё в начале 1-го класса. Оно представляет собой 14 клавиш фортепиано (две октавы), нарисованных на альбомном листе. «Октава», на мой взгляд, необходима на уроках не только в младших, но и в средних классах, так как учащиеся, даже пианисты, не говоря уже о ребятах, играющих на других инструментах, легче строят интервалы, аккорды, гаммы, наглядно видя перед собой расположение клавиш. Смысл игры состоит в том, что ребята по «цепочке» строят какой-либо интервал (например, только малые терции), причём каждый следующий ученик называет его от того звука, на котором закончил предыдущий. Интервалы пропеваются или находятся устно вверх или вниз. В «Эстафету» можно также играть в тональности. В этом случае ученики строят какой-либо вид интервалов (например, кварты), начиная от данной ступени вверх или вниз, определяя качество получившегося интервала (чистая кварта, увеличенная, уменьшённая).

«ИГРА ПО КОМАНДАМ»

Ребята делятся на две команды, а доска – на две части. Обе группы детей выходят к своей половине доски. Учитель играет цепочку интервалов. Каждый участник команды записывает 1-2 интервала по очереди. В конце игры результаты сравниваются. Победила та команда, участники которой допустили меньше ошибок. Эту форму работы можно использовать в письменных упражнениях, когда каждая из команд строит на доске интервалы, аккорды от звука или в тональности.

«КТО ПОБЕДИЛ»

игре используются карточки интервалов. Дети заранее раскладывают их на партах, чтобы быстро найти в нужный момент, и встают. Учитель играет гармонические интервалы, ребята показывают нужную карточку. Кто ошибся и показал неверно, садится, но продолжает отвечать. Победил тот, кто последним ответил правильно и остался стоять до конца.

«ДОПЕВАЕМ ИНТЕРВАЛ»

Учитель исполняет музыкальную фразу, построенную на одном звуке, в которой упоминается один из интервалов, например: «Спой большую терцию» или «Вот чистая квинта». Ученик должен допеть второй звук вверх или вниз со словом «да», чтобы получился нужный интервал. Игра развивает вокально-слуховые навыки исполнения интервалов от звука.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Всё, что нужно для того, чтобы они могли проявить свои дарования, - это умелое руководство со стороны взрослых. У каждого ребёнка есть способности и таланты. Просто кого-то из них не растормошили, недоучили, недоразвили. Нельзя упускать такой благодатный, с точки зрения развития способностей, детский возраст. Когда ребёнок наиболее открыт и восприимчив к чудесам познания, к богатству и красоте окружающего его мира, пока он не разучился удивляться лучику солнца, пробившемуся сквозь тучу, маленькой букашке на лепестке цветка и многому, многому другому, чему мы, взрослые, разучились радоваться.
Важнейшим средством познания для детей является игра. Хорошо известно, что игровой момент благотворно влияет на усвоение материала, оживляет урок и пробуждает у детей интерес к работе. Игра идеально мобилизует энергию ребёнка, его внимание и интеллект. Ученик получает возможность пережить в действии новые понятия, а не заучивать их в виде готовых формулировок. Психологи убедительно доказали, что в сравнении с чистой логикой состояние эмоционального подъёма во много раз увеличивает степень запоминания материала. Рациональная и эмоциональная сфера ребёнка должны находится в равновесии, и действовать как единое целое.
Бесспорно утверждение, что игра имеет огромное значение в жизни детей. Применение игровых форм работы в обучении помогает малышам легче усваивать новые знания, заниматься с радостью и увлечением.
Игровые формы, используемые на уроке, повышают заинтересованность детей. Это очень важно, так как ребёнка нельзя заставить работать, если он не хочет; единственный способ активизировать учебный процесс – заинтересовать. Но делать это надо через развитие всех качеств ученика с фиксированным положительным результатом, но без снижения требовательности. Пробуждение интереса учащихся к обучению во многом достигается с помощью игровых приёмов. Вызывая какой-либо игрой заинтересованность детей, эмоциональный отклик на данный раздел урока, надо стремиться, чтобы этот ситуативный интерес перешёл в интерес к самой сути данного учебного действия, а не остался заинтересованностью лишь внешней формой игры.
Игровые методы обучения относятся к инновационным процессам педагогики, являются её здоровьесберегающим элементом, становятся средством активизации, улучшения качества процесса обучения, являются методами контроля знаний. Здоровьесберегающий эффект игрового обучения достигается благодаря заметному влиянию на эмоциональную сторону жизни ребёнка. Игра для ребёнка – радость, а в хорошем настроении лучше решаются любые задачи.

ЛИТЕРАТУРА

1). Апраксина О.А. Музыкальное воспитание в школе. Вып. 13, 14: Сборник статей. – М.: Музыка, 1978. – 104 с., 1979. – 121 с.
2). Выготский Л.С. Игра и её роль в психическом развитии ребёнка // Вопросы психологии, 1975. №2.
3). Дымова И.Г. Некоторые формы и методы работы в младших классах ДМШ. Методические рекомендации. – Челябинск: 1988.
4). Давыдова Е.В. Методика преподавания сольфеджио. – М.: Музыка,
1975.
5). Ефремова Л.В. Учиться интересно! Пособие по сольфеджио. – Санкт – Петербург: Композитор, 2006.
6). Запорожец А.В. Психическое развитие ребёнка: для психологов и педагогов. – М.: Педагогика, 1986. – 320 с.

7). Камаева Т.Ю., Камаев А.Ф. Азартное сольфеджио: метод. пособие по сольфеджио и теории музыки. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС; ЦРТС Доминанта, 2004. – 31 с.
8). Картавцева М.В. Развитие музыкальных способностей на уроках сольфеджио. Методические рекомендации для преподавателей ДМШ. –
М.: 1989.
9). Камозина О.П. Неправильное сольфеджио, в котором вместо правил – песенки, картинки и разные истории! Изд. 2-е, стер. – Ростов н/Д: Феникс,
2010. – 92 с.
10). Металлиди Ж., Перцовская А. Мы играем, сочиняем и поём. Сольфеджио для 1 – 3 кл. музыкальной школы. - Спб.: Композитор, 1995. 11). Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. Изд. 7-е, стер. – М.: Академия, 2002. – 452 с.
12). Сухомлинский В.А. Полн. собр. соч. Т.2. – М.: Педагогика, 1997.
13). Сиденко А. Игровой подход в обучении // Народное образование, 2000. №8. С. 134 – 136.
14). Струве Г.А. Хоровое сольфеджио: для дошкольников и младших школьников. I часть - Москва: ЦСДК, 1994.
15). Сугоняева Е.Э. Музыкальные занятия с малышами: Методическое пособие для преподавателей ДМШ. – Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 176 с. 16). Щербакова А.А., Барышева Т.А. Игровые технологии в эстетическом воспитании младших школьников. – Ростов н/Д: Феникс, 2004.

Из опыта работы преподавателя музыкальной школы

Сольфеджио-очень тонкая и сложная специальность. Это дисциплина практическая, предполагающая выработку ряда практических навыков. Музыкальные термины необходимо не столько заучивать, сколько практически применять при слуховом анализе, разучивании песни, пении с листа или записи диктанта. Все элементы курса сольфеджио взаимно обусловлены, должны логично дополнять друг друга, образуя цельную систему.
Курс сольфеджио начинается с выработки вокально-хоровых навыков. На первых уроках учащиеся не пользуются учебником. Они воспринимают музыку на слух, поют песни, разученные с педагогом на уроке. С первых уроков следует обратить внимание на интонацию учеников, при этом следует учитывать возрастные особенности детей.
Группы по сольфеджио комплектуются по возрастному принципу - поэтому недопустимо объединять в одной группе учащихся первого класса семилетней школы с учащимися первого класса пятилетней школы.
В младших классах основой усвоения должно быть эмоциональное восприятие детей, яркость и осознанность эмоциональных ощущений. В средних классах основой работы должны быть узнавание, сопоставление и усвоение осознанных явлений. В старших классах основное внимание преподавателя должно быть направлено на воспитание музыкального мышления, творческой активности, самоконтроля, способности к теоретическим обобщениям. Построение программы по сольфеджио, очередность усвоения сведений по музыкальной грамоте должны диктоваться, прежде всего, доступностью материала для слухового восприятия. Следует каждое новое понятие увязывать с пройденным материалом, и тогда новый навык войдет в сознание учащегося, образуя стройную систему воспитания слуховых навыков. Примеры должны быть подобраны так, чтобы трудность постепенно возрастала. Очень важно подобрать музыкальный материал соответственно возрасту учащихся, можно использовать сочинения, изучаемые на уроках музыкальной литературы.
Важно в каждом уроке сочетать три момента : 1) повторение пройденного, б) освоение нового навыка, в) подготовку слуха к следующему навыку. Чтобы урок был полноценным, и внимание учащихся все время было активным, следует чередовать формы, приемы ведения урока, не допускать утомления, однообразия. Подготовка к урокам должна начинаться с составления полугодового или четвертного плана. Материал программы распределяется по количеству уроков. Так же надо считать обязательным составление поурочных планов. В них должен быть отражен весь процесс работы на каждом уроке и используемый музыкальный материал. Домашнее задание по сольфеджио необходимы. Формы домашних заданий могут быть следующие:
1. Интонационные упражнения и распевы, пройденные на уроке.
2. Сольфеджирование примеров.
3. Самодиктант (запись знакомых мелодий на память).
4. Письменные задания (списывание, транспонирование, построение).
Задания не должны превышать возможности учащихся на данном уровне их развития.
Чтение с листа на уроках предполагает способность учащегося петь по нотам незнакомую мелодию. В первую очередь нужно добиться точной передачи интонации и ритма мелодии. А Барабошкина пишет, что для того, чтобы начать работу над чтением с листа, нужно владеть следующими навыками:

1. Умение петь без поддержки инструмента
2. Чистотой, распевностью пения
3. Умение мысленно представлять себе звуки
4. Знание нот и понимание нотной записи
Первый вокальный навык, который дети должны усвоить – это медленное, распевное, связное пение. При исполнении быстрых песен учащимся труднее вести мелодию, следовательно, труднее чисто интонировать. Медленное пение заставляет вслушиваться в собственное исполнение; при слиянии звуков ему легче удержать тональность и осознать ладовые связи мелодии. При воспитании чистой интонации необходимо учитывать на каждом этапе диапазон детских голосов. Чтобы добиться чистой интонации, необходимо учитывать и вокальность мелодии, избегать песни, содержащие неудобные мелодические обороты. Очень полезны упражнения, в которых учащемуся предлагается спеть в поступенном движении те звуки, которые он сам хочет, при условии правильного их называния.Предложенную мелодию следует предварительно проанализировать. Учащиеся должны определить тонику, указать длительности, размер, мысленно спеть песню, отмечая рукой доли, и затем спеть ее вслух.
Музыкальный диктант - это итог знаний и навыков, определяющий уровень музыкально-слухового развития учащегося. В процессе записи диктанта участвуют самые разные стороны слуха и психологической деятельности:
1) мышление, обеспечивающее осознание слышимого;
2) память, дающая возможность уточнять услышанное;
3) внутренний слух, способность мысленно слышать и представлять звуки, ритм.
Основные задачи в работе над диктантом:
- создавать и закреплять связь слышимого и видимого
- развивать память и внутренний слух
- использовать диктант, как средство для закрепления и практического освоения знаний и навыков, полученных на уроках сольфеджио.
Запись диктанта по памяти и возникающие в этом случае трудности (внутреннее напряжение и сосредоточенность, необходимые для охвата мелодии) оправдываются несомненной пользой в воспитании и совершенствовании слуха. Этот метод позволяет преподавателю играть мелодию выразительно, благодаря чему учащийся легко может запомнить, ясно ощутить ее характер, форму, ритм. Хороши для диктанта песни, выученные детьми в детском саду или школе, а также не знакомые им, но эмоционально доступные попевки, песни, инструментальные
темы, способствующие формированию вкуса учащихся.
Прежде чем учащиеся приступят к записи музыкального диктанта, у них необходимо выработать целый ряд навыков. В первую очередь должно быть воспитано внимание. Оно развивается специальными заданиями, например: чтобы во время пения дети смотрели только на преподавателя, чтобы начинали и кончали петь все вместе по его знаку; учащиеся поют песню вразбивку (преподаватель указывает, кому продолжать).
Учащиеся должны слышать направление мелодии (вниз, вверх, на месте), ощущать разницу между восьмой и четвертью, слышать сильные и слабые доли. Нужно научить учащихся правильно и красиво писать ноты. Для этого рекомендуется переписывать в тетрадь знакомые мелодии. Приступая к диктанту, учащиеся должны знать хотя бы три тональности: До, Соль и Фа мажор. По мере того как усваиваются новые тональности, нужно стараться на каждом уроке разнообразить их с тем, чтобы учащиеся хорошо знали взаимоотношения звуков в каждой из них. Полезно записанную на уроке песню тут же петь в других тональностях, строго соблюдая ритм и темп. Очень важно воспитать у учащихся способность самоконтроля, выработать умение найти свою ошибку. Музыкальный диктант должен стать обобщением всех полученных знаний по музыкальной грамоте, и знания эти должны применяться сознательно.
Преподаватель по сольфеджио должен иметь многие качества: обладать музыкальностью, творческой инициативой, уметь играть, петь, дирижировать. В современном обществе музыкальное воспитание, в том числе и сольфеджио, призвано решать не только задачи в области обучения и музыкального образования, но и задачи, связанные с эстетическим и культурным ростом общества.
Список литературы:
1. А.В.Барабошкина «Методика преподавания сольфеджио в ДМШ» - Л.1963 г.
2. Е.В.Давыдова «О преподавании сольфеджио в ДМШ» - М. в.1., 1970 г.
3. Е.В.Давыдова «Методика преподавания сольфеджио» - М. из.2, 1986 г.
4. А.В. Барабошкина «Сольфеджио» 1 класс – М, 1972 г.

Само понятие «сольфеджио» как учебная дисциплина курса детской музыкальной школы может быть истолковано в узком и широком смысле. Сольфеджио в строгом смысле слова - это умение читать ноты, владение нотной грамотой. Вместе с тем в программу сольфеджио в детской музыкальной школе (под «детской музыкальной школой» в данном случае может пониматься любое начальное музыкальное учебное заведение, в том числе для взрослых учащихся) входит ознакомление учащихся с основными понятиями теории музыки (лад, трезвучие, устойчивые и неустойчивые звуки, гамма, аккомпанемент и т.д.).

В методике преподавания сольфеджио существуют 4 основные формы работы :

1) интонационно-слуховые упражнения, в которых учащийся голосом воспроизводит то, что слышит внутренним слухом;

2) анализ на слух воспринимаемой музыки или отдельных ее элементов, или осознание того, что слышит учащийся;

3) пение по нотам, куда входит как пение по нотам выученных мелодий, так и чтение с листа;

4) музыкальный диктант, то есть самостоятельная запись музыкального произведения (или какой-либо его части), исполняемого специально для записи или звучащего в памяти.

Все эти формы, выполняя одну и ту же задачу, взаимосвязаны и дополняют друг друга. Две последние - пение по нотам и музыкальный диктант - особенно важны.

Основная задача, стоящая перед поступающими в музыкальную школу - обучиться игре на музыкальном инструменте. Обучение игре на инструменте в ДМШ с первых же уроков оказывается связано с изучением нотной грамоты, причем иногда специфика игры на инструменте вынуждает учащегося несколько опережать тот курс сольфеджио, который читается на данном году обучения. Так, специфика обучения игры на инструментах низкого регистра (виолончель, кларнет) с первых же уроков вызывает необходимость освоения таких трудных для ученика, особенно первого года обучения, моментов, как басовый ключ или ноты на нижних добавочных линейках; упражнения на звукоизвлечение на начальном этапе часто записываются с использованием целых нот - в то время как целые ноты, согласно некоторым учебным пособиям, в курсе сольфеджио проходятся несколько позже.

Навыки пения по нотам, интонирования, а также воспроизведения мелодии со слуха, отрабатываются учащимися и на занятиях по хору. Также именно на хоре начинается обучение двухголосию, занимающему существенное место в программе обучения сольфеджио. Вместе с тем пение интервалов и трезвучий (в том числе в определенном заданном ритме) на уроках сольфеджио развивает голос учащихся, вырабатывает навыки верного интонирования, необходимые для хорового пения. У детей 6-7 лет голосовые связки еще недостаточно развиты, и поэтому даже при наличии музыкального слуха ребенок не всегда может воспроизводить верно ноты голосом; на уроках сольфеджио он постепенно приобретает этот навык, а также (особенно при пении интервалов и обращений трезвучия) расширяет диапазон голоса (который у ребенка 6-7 лет сравнительно мал; так, для того, чтобы петь упражнения в учебниках по сольфеджио, учащийся должен обладать диапазоном от «си» или даже «ля» малой октавы до «ми» второй).

На начальном этапе обучения в ДМШ отсутствует такой предмет, как музыкальная литература; его заменяет периодическое слушание музыки, происходящее именно на уроках сольфеджио. Хотя в курсе музыкальных школ для взрослых (5-летнее обучение) музыкальная литература присутствует с первого года обучения и существуют даже учебные пособия по сольфеджио, опирающиеся на материал курса музыкальной литературы (напр, ). Вместе с тем обучение музыкальной литературе в старших классах ДМШ невозможно без навыков, полученных в курсе сольфеджио - например, пения по нотам (в т.ч. с листа) или расшифровки нотной записи при помощи внутреннего слуха.

Наконец, многие навыки сольфеджио закрепляются на практике в дисциплинах, изучаемых в старших классах: элементарной теории, гармонии, анализе.

Таким образом, с сольфеджио оказываются связаны все предметы, входящие в курс ДМШ, и программа сольфеджио, с одной стороны, помогает усвоению других дисциплин, с другой - опирается на эти дисциплины.



Творчество и игры