Основные виды образования. Виды образования в России
Система образования в Российской Федерации - это комплекс обучающих программ, регламентированных государственными стандартами образования, и реализующих их образовательных сетей, состоящих из независимых друг от друга учреждений, подчиненных контролирующим и управляющим органам.
Как функционирует
Российская система образования - это мощная совокупность четырех сотрудничающих структур.
- Федеральные стандарты и образовательные требования, которые определяют информационную составляющую учебных программ. В стране реализуются два вида программ – общеобразовательные и специализированные, то есть профессиональные. Оба вида подразделяются на основные и дополнительные.
К основным общеобразовательным программам относят:
- дошкольные;
- начальные;
- основные;
- средние (полные).
Основные профессиональные программы подразделяются следующим образом:
- средние профессиональные;
- высшие профессиональные (бакалавриат, специалитет, магистратура);
- послевузовское профессиональное обучение.
Современная система образования в России предполагает несколько форм обучения:
- в стенах аудиторий (очная, очно-заочная (вечерняя), заочная);
- внутрисемейное;
- самообразование;
- экстернат.
Также допускается сочетание перечисленных учебных форм.
- Научные и образовательные институции. Они функционируют для реализации учебных программ.
Образовательное учреждение - это структура, занятая осуществлением учебного процесса, то есть реализацией одной или нескольких обучающих программ. Учебное учреждение также обеспечивает содержание и воспитание учащихся.
Схема системы образования в РФ выглядит так:
Учреждения образования бывают:
- государственными (регионального и федерального подчинения);
- муниципальными;
- негосударственными, то есть частными.
Все они являются юридическими лицами.
Типы образовательных заведений:
- дошкольные;
- общеобразовательные;
- начального, общего, высшего профобучения и послевузовского профобразования;
- военного высшего профобразования;
- дополнительного образования;
- специального и корректирующего обучения санаторного типа.
ІІІ. Структуры, осуществляющие управленческие и контрольные функции.
ІV. Объединения юридических лиц, общественных групп и общественно-государственных компаний, работающих в системе образования РФ.
Структура
Учреждения - главное звено системы образования Российской Федерации. Обучающие заведения ведут учебно-воспитательную работу по специально разработанным планам и сводам правил.
Кратко систему образования в РФ описать невозможно, поскольку она многообразна и складывается из разных составляющих. Но все они входят в комплекс, призванный на каждой образовательной ступени осуществить последовательное развитие индивидуальных и профессиональных качественных показателей личности. Образовательные учреждения и всевозможные виды обучения образуют российскую систему непрерывного образования, которая сочетает такие типы обучения:
- государственное,
- дополнительное,
- самообразование.
Компоненты
Программы образования в педагогической системе РФ - это целостные документы, разработанные с учетом:
- ФГОС, на которые приходится более 70% содержания образовательных программ;
- национально-региональных запросов.
ФГОС - Федеральные государственные образовательные стандарты - содержат требования, соблюдение которых обязательно для учреждений, имеющих государственную аккредитацию.
Профобразование
Развитие системы образования в России невозможно представить без полноценного формирования личности, которое достигается при овладении глубокими знаниями, профессиональными умениями, навыками и солидными компетенциями по одной или нескольким профессиям. Реформирование профобразования призвано обеспечить прогресс каждому обучающемуся.
К основным направлениям совершенствования профобразования относятся:
- укрепление и расширение материальной основы профобразования;
- создание на предприятиях центров практики;
- привлечение к подготовке кадров профессионалов-производственников;
- повышение качества обучения специалистов.
Современная система образования в РФ подразумевает расширение профессиональной составляющей.
Нормативные документы
Основной документ, регулирующий деятельность учебных учреждений, - это принятый в 2012 году Закон «Об образовании в Российской Федерации». В нем изложено отношение к процессу обучения и регламентирована его финансовая составляющая. Поскольку система обучения находится на стадии реформирования и совершенствования, время от времени появляются новые указы и приказы, и перечень нормативных актов постоянно пополняется, но на сегодня в него включены:
- Конституция РФ.
- Целевая программа развития образования.
- Федеральные законы «О высшем и послевузовском образовании», «О внесении изменений в законодательные акты об уровнях высшего профобразования».
- Приказы Минобрнауки «О головных вузах и организациях», «О реализации Болонской программы».
- Примерные положения об организации учебного процесса.
- Концепция модернизации системы образования в России.
- Постановление «О сотрудничестве с зарубежными организациями в области образования».
- Типовые положения о дополнительном обучении.
В список также входят законы, постановления, указы и распоряжения, касающиеся отдельно каждого «этажа» образовательной системы.
Управление образовательной системой в РФ
На верхней ступени стоит Министерство образования и науки, занятое выработкой доктрины учебной сферы и составлением нормативно-правовых документов. Далее располагаются федеральные агентства и исполнители муниципального уровня. Коллективы местного самоуправления следят за реализацией вышедших актов в структурах образования.
Любая управленческая организация имеет свои четко прописанные полномочия, которые передаются от высшего уровня к низшему, не обладающему правами на реализацию некоторых действий в образовательной политике. Это не означает делегирование права на финансирование тех или иных мероприятий без согласования с вышестоящей структурой.
Инспектирование общего соблюдения законодательных положений ведет государственно-общественная система управления образованием в РФ. Входящие в нее организации заняты в основном вопросами функционирования школ и контролем выполнения принципов:
- гуманного и демократичного подхода в управлении;
- систематичности и целостности;
- правдивости и полноты сведений.
Чтобы политика была последовательной, в стране существует система органов управления образованием следующих уровней:
- центрального;
- вневедомственного;
- республиканского;
- автономно-областного;
- автономно-окружного.
Благодаря сочетанию централизованного и децентрализованного управления удается обеспечивать работу администраторов и общественных организаций в интересах коллективов. Это создает плацдарм для внедрения управленческих постановлений без дублирования и приводит к повышению координации действий всех подразделений образовательной системы.
1 сентября 2013 г. в России вступил в действие новый закон «Об образовании» (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» принят Государственной Думой 21 декабря 2012 г., одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 г.). Согласно данному закону в России устанавливаются новые уровни образования. Под уровнем образования понимается завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований.
С 1 сентября 2013 г. в Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования:
- дошкольное образование;
- начальное общее образование;
- основное общее образование;
- среднее общее образование.
Профессиональное образование разделяется на следующие уровни:
- среднее профессиональное образование;
- высшее образование — бакалавриат;
- высшее образование — специалитет, магистратура;
- высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации.
Остановимся подробнее на характеристике каждого из уровней.
Уровни общего образования
Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.
Начальное общее образование направлено на формирование личности обучающегося, развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности (овладение чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни). Получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев. Получение начального общего образования в образовательных организациях начинается по достижении детьми возраста шести лет и шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позднее достижения ими возраста восьми лет.
Основное общее образование направлено на становление и формирование личности обучающегося (формирование нравственных убеждений, эстетического вкуса и здорового образа жизни, высокой культуры межличностного и межэтнического общения, овладение основами наук, русским языком, навыками умственного и физического труда, развитие склонностей, интересов, способности к социальному самоопределению).
Среднее общее образование направлено на дальнейшее становление и формирование личности обучающегося, развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания среднего общего образования, подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности.
Начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование являются обязательными уровнями образования. Дети, не справившиеся с программами одного из данных уровней, не допускаются к обучению на следующих уровнях общего образования.
Уровни профессионального образования
Среднее профессиональное образование направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и имеет целью подготовку квалифицированных рабочих или служащих и специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, а также удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования. К получению среднего профессионального образования допускаются лица, имеющие образование не ниже основного общего или среднего общего образования. Если обучающийся по программе среднего профессионального образования имеет только основное общее образование, то одновременно с профессией он в процессе обучения осваивает и программу среднего общего образования.
Среднее профессиональное образование можно получить в техникумах и колледжах. Типовым положением «Об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении)» даются следующие определения: а) техникум — среднее специальное учебное заведение, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базовой подготовки; б) колледж — среднее специальное учебное заведение, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базовой подготовки и программы среднего профессионального образования углубленной подготовки.
Высшее образование имеет целью обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования, научно-педагогической квалификации. К освоению программ бакалавриата или программ специалитета допускаются лица, имеющие среднее общее образование. К освоению программ магистратуры допускаются лица, имеющие высшее образование любого уровня.
К освоению программ подготовки кадров высшей квалификации (аспирантура (адъюнктура), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки) допускаются лица, имеющие образование не ниже высшего образования (специалитет или магистратура). К освоению программ ординатуры допускаются лица, имеющие высшее медицинское образование или высшее фармацевтическое образование. К освоению программ ассистентуры-стажировки допускаются лица, имеющие высшее образование в области искусств.
Прием на обучение по образовательным программам высшего образования осуществляется отдельно по программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, программам подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации осуществляется на конкурсной основе.
Прием на обучение по программам магистратуры, программам подготовки кадров высшей квалификации осуществляется по результатам вступительных испытаний, проводимых образовательной организацией самостоятельно.
Бакалавриат — это уровень базового высшего образования, которое длится 4 года и имеет практико-ориентированный характер. По окончании данной программы выпускнику вуза выдается диплом о высшем профессиональном образовании с присвоением степени бакалавр. Соответственно, бакалавр — это выпускник вуза, получивший фундаментальную подготовку без какой-либо узкой специализации, он в праве занимать все те должности, для которых их квалификационными требованиями предусмотрено наличие высшего образования. В качестве квалификационных испытаний на получение степени бакалавра предусмотрены экзамены.
Магистратура — это более высокий уровень высшего образования, которое приобретается за 2 дополнительных года после окончания бакалавриата и предполагает более глубокое освоение теоретических аспектов направления подготовки, ориентирует студента на научно-исследовательскую деятельность по данному направлению. По окончании данной программы выпускнику выдается диплом о высшем профессиональном образовании с присвоением степени магистр. Основная задача магистратуры — подготовить профессионалов для успешной карьеры в международных и российских компаниях, а также аналитической, консультационной и научно-исследовательской деятельности. Для получения степени магистра по выбранной специальности не обязательно наличие степени бакалавра по той же специальности. В этом случае получение степени магистра рассматривается как второе высшее образование. В качестве квалификационных испытаний на получение степени магистра предусмотрены экзамены и защита выпускной квалификационной работы — магистерской диссертации.
Наряду с новыми уровнями высшего образования существует традиционный вид — специалитет , программа которого предусматривает 5-летнее обучение в вузе, по окончании которого выпускнику выдается диплом о высшем профессиональном образовании и присваивается степень дипломированный специалист. Перечень специальностей, по которым осуществляется подготовка специалистов утвержден указом Президента РФ № 1136 от 30 декабря 2009 г.
Образование в России играет определяющую роль в процессе формирования личности. Главная его цель - воспитание и обучение подрастающего поколения, приобретение ими знаний, умений, компетенций и необходимого опыта. Разнообразные виды образования в России нацелены на профессиональное, нравственное, интеллектуальное и физическое развитие детей, подростков, юношей и девушек. Рассмотрим это более подробно.
Закон "Об образовании в Российской Федерации"
Согласно этому документу, образовательный процесс - это непрерывная, последовательно связанная система. Подобное содержание подразумевает наличие определенных уровней. В законе их называют "виды образования в России".
Каждый уровень имеет конкретные цели и задачи, содержание и методы воздействия.
Виды образования в России
Согласно закону, различают два больших уровня.
Первый - общее образование. Оно включает в себя дошкольный и школьный подуровни. Последний, в свою очередь, делится на начальное, основное и полное (среднее) образование.
Второй уровень - профессиональное образование. Он включает в себя среднее, высшее (бакалавриат, специалитет и магистратура) и подготовку кадров высшей квалификации.
Остановимся на каждом из этих уровней более подробно.
О системе дошкольного образования в России
Этот уровень предназначается для детей до семи лет. Базовая цель - общее развитие, обучение и воспитание дошкольников. Кроме того, подразумевается осуществление контроля и ухода за ними. В России данные функции выполняют специализированные учреждения дошкольного образования.
Это ясли, детские сады, центры раннего развития или дома.
О системе среднего образования в РФ
Как было отмечено выше, она состоит из нескольких подуровней:
- Начальный длится четыре года. Основная цель - дать ребенку систему необходимых знаний по базовым предметам.
- Основное образование длится с пятого по девятый классы. Оно предполагает, что развитие ребенка должно осуществляться по основным научным направлениям. В результате средние учебные заведения должны подготовить подростков к ГИА по определенным предметам.
Данные ступени образования в школе обязательны для детей в соответствии с их возрастом. После девятого класса ребенок имеет право уйти из школы и обучаться дальше, выбрав специальные средние учебные заведения. В таком случае именно на опекунов или родителей по закону возлагается вся ответственность за то, чтобы процесс получения знаний был продолжен, а не прерван.
Полное образование подразумевает то, что ученик находится в течение двух лет в десятом-одиннадцатом классах. Основное назначение этого этапа - подготовить выпускников к ЕГЭ и дальнейшему обучению в вузе. Действительность показывает, что в этот период нередко прибегают к услугам репетиторов, поскольку одной школы бывает недостаточно.
Подробнее о среднем профессиональном и высшем образовании в нашей стране
Средние профессиональные учебные заведения подразделяют на колледжи и техникумы (государственные и негосударственные). В них подготавливают студентов по выбранным специальностям в два-три, а иногда - четыре года. В большую часть спузов подросток может поступить после девятого класса. Исключением являются медицинские колледжи. В них принимают при наличии полного общего образования.
В любое высшее учебное заведение России поступить можно по программе бакалавриата только после одиннадцатого класса. В дальнейшем при желании студент продолжит свое обучение в магистратуре.
Некоторые вузы предлагают в настоящее время специалитет, а не бакалавриат. Однако, в соответствии с Болонской системой, высшее профессиональное образование по данной системе в скором времени не будет существовать.
Дальнейшая ступень - подготовка кадров высшей квалификации. Это аспирантура (или адъюнктура) и ординатура. Помимо этого, специалисты, имеющие высшее профессиональное образование, могут пройти программу ассистентуры-стажировки. Речь идет о подготовке педагогических и творческих деятелей высшей квалификации.
Дистанционное образование
Данная система является новой, специфичной формой обучения, которая отличается от традиционных. Дистанционное образование выделяется иными целями, задачами, содержанием, средствами, методами и формами взаимодействия. Преобладающим становится использование компьютерных технологий, телекоммуникаций, кейс-технологий и проч.
В связи с этим наиболее распространённые виды такого обучения следующие:
- Первый - опирается на интерактивное телевидение. При его реализации возникает непосредственный визуальный контакт с аудиторией, которая находится на расстоянии от преподавателя. В настоящее время этот вид недостаточно разработан и очень дорогостоящ. Однако он является необходимым, когда демонстрируются уникальные методики, лабораторные опыты и новые знания в той или иной области.
- Второй вид дистанционного обучения опирается на компьютерные телекоммуникационные сети (региональные, глобальные), имеющие различные дидактические возможности (текстовые файлы, мультимедийные технологии, видеоконференции, электронная почта и прочее). Это распространенный и недорогой вид дистанционного обучения.
- Третий сочетает в себе компакт-диск (базовый электронный учебник) и глобальную сеть. Благодаря большим дидактическим возможностям этот вид является оптимальным как для вузовского и школьного обучения, так и при повышении квалификации. Компакт-диск имеет массу преимуществ: мультимедийность, интерактивность, наличие большого объема информации при минимальных финансовых потерях.
Инклюзивное образование
Закон "Об образовании в Российской Федерации" в качестве одной из приоритетных задач выделяет создание благоприятных условий для обучения лиц с ограниченными возможностями. Причем это отражается не только в форме, но и в содержании.
В законе данная система получила наименование "инклюзивное образование". Его реализация подразумевает отсутствие любой дискриминации детей с особенными потребностями, наличие равного отношения к каждому и доступность обучения.
Инклюзивное образование реализуется во всех учебных заведениях России. Основная цель - создать безбарьерную среду в процессе обучения и обеспечить профессиональную подготовку лиц с ограниченными возможностями. Для ее реализации необходимо выполнить определенные задачи:
- технически оснастить образовательные учреждения ;
- разработать специальные учебные курсы для педагогов;
- создать методические разработки для других обучающихся, нацеленные на процесс развития взаимоотношений с инвалидами;
- разработать программы, которые направлены на то, чтобы облегчить адаптацию лиц с ограниченными возможностями в общеобразовательных учреждениях.
Данная работа только получила свое развитие. В течение нескольких ближайших лет поставленная цель и выделенные задачи должны быть полностью реализованы.
Заключение
В настоящий момент четко выделены виды образования в России, раскрыты функции и содержание каждого уровня. Однако, несмотря на это, продолжается реконструирование и реформирование всей системы образования.
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ОБРАЗОВАНИЯ
Наименование параметра | Значение |
Тема статьи: | ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ОБРАЗОВАНИЯ |
Рубрика (тематическая категория) | Социология |
Профессиональное
Политическое
Экономическое
Индивидуальная Групповая
Горизонтальная Вертикальная
Социальная мобильность
Схема Типология социальной мобильности
Каналы социальной мобильности. Доступность путей для социальной мобильности зависит как от индивида, так и от структуры общества, в котором он живет. Индивидуальная способность немного значит, в случае если общество распределяет вознаграждения. С другой стороны, открытое общество мало помогает индивиду, который не подготовлен к борьбе за продвижение к высшим статусам. Существует несколько способов, к которым прибегают индивиды в процессе социальной мобильности.
1) изменение образа жизни (покупка машины, книг и т.д.);
2) развитие типичного статусного поведения (одежда, речь, манеры);
3) изменение социального окружения (новые контакты);
4) брак с представителем более высокого статусного слоя.
(территориальная,
религиозная, семейная,
политическая)
Восхождение Нисхождение Восхождение Нисхождение
Лекция 5 Образование и семья в системе социальных институтов
Образование как социальный институт, его функции
Образование - это процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков, крайне важно е условие подготовки человека к жизни и труду.
В качестве базовых элементов образования можно выделить:
1. учебно-воспитательные учреждения;
2. социальные общности (педагоги и учащиеся);
3. учебный процесс как вид социокультурной деятельности.
Система образования включает в себя ряд уровней:
1. система дошкольного воспитания;
3. профессионально-техническое образование;
4. среднее специальное образование;
5. высшее образование;
6. послевузовское образование;
7. система повышения квалификации и переподготовки кадров;
8. образование по интересам.
Вместе с тем, разделяют формальное (школьное) и неформальное образование (внешкольное).
Функции образования:
· Формирование и воспроизводство образовательных общностей;
· Гомогенизация общества через организованную социализацию индивидов;
· Гуманизация;
· Социальная селекция;
· Воспроизводство социальных классов, групп, слоев;
· Воспитательная функция и социальная поддержка.
2. Производственно-экономические функции образования:
· Формирование профессионально-квалификационного состава населения;
· Формирование потребительских стандартов населения;
· Внутреннее распределение экономических и иных ресурсов;
3. Культурные функции образования:
· Воспроизводство социальных типов культуры;
· Инновации в сфере культуры;
· Формирование и воспроизводство общественного интеллекта;
4. Социально-политические функции образования:
· Формирование личности;
· Привитие общепринятых правовых и политических ценностей и норм;
Высшее образование в РБ: особенности.
В системе высшего образования Беларуси можно выделить учебные заведения 4 типов:
1. классический университет
2. профильный университет или академия
3. институт
4. высший колледж.
Классические и профильные университеты, а также институты относятся к высшим учебным заведениям университетского типа и обеспечивают получение высшего образования на двух ступенях с присвоением академических степеней бакалавр и магистр.
Размещено на реф.рф
При этом наряду с двухступенчатой системой сегодня сохраняются программы 5-летней подготовки. Обучение в Беларуси ведется по трем формам: дневная (2/3 студентов), вечерняя (ок. 1%) и заочная (ок. 30%).
Концепция перехода на двухступенчатую систему высшего образования в РБ – отражает общую глобализацию в образовании. В результате такой реформы ожидается формирование массовой первой ступени высшего профессионального образования со сроком обучения преимущественно 4 года по сокращенному спектру ориентированных на более широкое образование специальностей, а также второй ступени, ориентированной на подготовку исследователей, преподавателей высшей школы, работников управления.
При этом выпускникам вузов будут прививаться навыки самостоятельного критического мышления, методы принятия решений, и др.
Размещено на реф.рф
современные технологии формирования специалиста на фоне хорошей фундаментальной, гуманитарной и общенаучной (общетехнической) подготовки.
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ОБРАЗОВАНИЯ - понятие и виды. Классификация и особенности категории "ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ОБРАЗОВАНИЯ" 2017, 2018.
В России существуют различные уровни образования. Их регламентирует специальный Закон об образовании РФ 273-ФЗ Глава 2 Статья 10, который относительно недавно был дополнен.
Согласно закону, уровни образования в РФ разделяется на 2 основных вида - общеобразовательное и профессиональное. Первый вид включает в себя дошкольное и школьное образование, второй - все остальные.
Общее образование
Согласно 43 статьи Конституции Российской Федерации всем гражданам гарантируется получение бесплатного общего образования в муниципальных учреждениях. Общее образования - это термин, который включает в себя такие виды:
- Дошкольное образование;
- Школьное образование.
Второй вид разделяется на такие подвиды:
- Начальное;
- Основное;
- Среднее.
Дошкольное образование в первую очередь направлено на развитие навыков, которые помогут в будущем при усвоении школьного материала. Сюда включены первичные элементы письменной и устной речи, основы гигиены, этики и здорового образа жизни.
В Российской Федерации успешно функционируют как муниципальные, так и частные учреждения дошкольного образования. Кроме этого, многие родители предпочитают воспитывать детей дома, не отдавая их в детский сад. Статистика говорит, что детей, которые не посещали дошкольные учреждения, становится с каждым годом больше.
Начальное образование является продолжением дошкольного и направлено на развитие у учащихся мотивации, оттачивания навыков письма и устной речи, преподаются основы теоретического мышления и различных наук.
Главная задача основного образования, изучение основ различных наук, более глубокое изучение государственного языка, формирования склонностей, к тем или иным видам деятельности, формирования эстетически вкусов и социального определения. Во время периода основного образования у ученика должны сформироваться навыки самостоятельного познания мира.
Среднее образования ставит задачей научить мыслить рационально, делать самостоятельный выбор, более глубоко изучаются различные науки. Также формируется четкое представление о мире и социальная роль в нем каждого учащегося. Как никогда до этого, важно педагогическое влияние классного руководителя и остальных учителей.
Профессиональное образование
В Российской Федерации уровни профессионального образования разделяются на такие подвиды:
- Начальное;
- Среднее;
- Высшее.
Начальное образование дают учреждения, которые дают рабочие профессии. К ним относят ПТУ (Профессионально-технические училища, которые сейчас постепенно переименовывают в ПТЛ - профессионально-техническим лицеем). Поступить в такие учреждения можно как на базе 9, так и на базе 11 классов.
Среднее образование включает в себе техникумы и колледжи. Первые готовят специалистов базового уровня, вторые реализуют систему углубленной подготовки. Поступить в техникум или колледж, можно на базе 9 или 11 классов, в некоторые учреждения можно поступить только после 9 или только после 11 классов (например, в медицинские колледжи). Граждане, которые уже имеют начальное профессиональное образование, обучаются по сокращенной программе.
Высшее образование осуществляет подготовку специалистов высшей квалификации для различных отраслей экономики. Подготовкой специалистов занимаются университеты, институты и академии (в отдельных случаях еще и колледжи). Высшее образование разделяется на такие уровни:
- Специалитет;
Бакалавриат является обязательным уровнем для получения двух остальных. Также существуют различные формы получения образования . Она может быть очной, заочной, очно-заочной и в виде экстерната.
Уровни образования в мире
В мире обучением студентов занимается огромное количество образовательных учреждений и .
- Одна из лучших систем работает в США, в заведениях этой страны обучается более 500 тысяч иностранных студентов. Главная проблема американской системы образования - высокая стоимость.
- Весьма высокий образовательный уровень предлагают и высшие учебные заведения Франции, обучение в ВУЗах данной страны, как и в России - бесплатно. Студенты только должны сами обеспечивать свое содержание.
- В Германии, население страны и иностранные абитуриенты также имеют право на бесплатное образование.Была попытка ввести плату за обучение, но попытка провалилась. Интересная особенность образования в этой стране, в юридической и медицинской отрасли нет деления на бакалавриат и специалитет.
- В Англии термин Высшее образование используется только для обозначения институтов или университетов, в которых выпускники получают докторскую или ученую степень.
- Также в последнее время стало популярным и получение образования в Китае. Произошло это благодаря преподаванию большинства дисциплин на английском, однако, стоимость образования в Китае еще довольна высока.
Методика британского издания Times Higher Education (THE) явилась базой для данного рейтинга, созданного Times Higher Education совместно с информационной группой Thomson Reuters. Разработанный в 2010 году и пришедший на смену известному World University Rankings, рейтинг признан одним из самых авторитетных по определению качества образования в мире.
Критерии оценки ВУЗов:
- Академическая репутация университета, включая научную деятельность и качество образования (данные глобального экспертного опроса представителей международного академического сообщества)
- Научная репутация университета в определенных областях (данные глобального экспертного опроса представителей международного академического сообщества).
- Общая цитируемость научных публикаций, нормализованная относительно разных областей исследований (данные анализа 12 тысяч научных журналов за пятилетний период).
- Отношение опубликованных научных статей к численности профессорско-преподавательского состава (данные анализа 12 тысяч научных журналов за пятилетний период).
- Объем финансирования исследовательской деятельности университета по отношению к численности профессорско-преподавательского состава (показатель нормализуется по паритету покупательной способности, исходя из экономики конкретной страны).
- Объем финансирования сторонними компаниями исследовательской деятельности университета по отношению к численности профессорско-преподавательского состава.
- Отношение государственного финансирования исследовательской деятельности к общему исследовательскому бюджету университета.
- Отношение профессорско-преподавательского состава к численности обучающихся.
- Отношение количества иностранных представителей профессорско-преподавательского состава к численности местных.
- Отношение количества иностранных студентов к численности местных.
- Отношение защищенных диссертаций (Кандидатов Наук) к численности преподавательского состава.
- Отношение защищенных диссертаций (Кандидатов Наук) к численности бакалавров, идущих на звание магистра.
- Средний размер вознаграждения представителя преподавательского состава (показатель нормализуется по паритету покупательной способности, исходя из экономики конкретной страны).
Как определяется балл?
Максимальная оценка, которую может получить исследуемый ВУЗ – 100 баллов.
- За уровень преподавательской деятельности, качество образования, количество высококвалифицированных преподавателей Вуз может получить максимально 30 баллов.
- За научную репутацию университета выставляется максимально 30 баллов.
- За цитируемость научных трудов – 30 баллов.
- За разработку инновационных проектов, привлечение к ним инвестиций ВУЗ получает максимум 2,5 балла.
- За способность ВУЗа привлекать в свои ряды лучших учащихся и преподавателей со всего мира – 7,5 баллов.
Мировой рейтинг ВУЗов 2014-2015 года
Название ВУЗа |
Страна |
Балл (согласно исследованию 2014-2015) |
|
Калифорнийский технологический институт | США | 94,3 | |
Гарвардский Университет | США | 93,3 | |
Оксфордский Университет | Великобритания | 93,2 | |
Стэндфордский Университет | США | 92,9 | |
Кэмбриджский Университет | Великобритания | 92,0 | |
Массачусетский технологический Институт | США | 91,9 | |
Принстонский Университет | США | 90,9 | |
Калифорнийский Университет в Бэркли | США | 89,5 | |
Имперский Колледж Лондона | Великобритания | 87,5 | |
Йельский Университет | США | 87,5 | |
Университет Чикаго | США | 87,1 | |
Калифорнийский Университет в Лос-Анджелесе | США | 85,5 | |
Швейцарский Федеральный технологический Институт в Цюрихе | Швейцария | 84,6 | |
Колумбийский Университет | США | 84,4 | |
Университет Джона Хопкинса | США | 83,0 |
МГУ им. М. В. Ломоносова | Российская Федерация | 46,0 |