Сценарий урока музыки «Музыкальное путешествие в мир детских инструментов. В стране музыкальных инструментов

МБОУ ДОД ДМШ ТАБУНСКОГО РАЙОНАПреподаватель теоретических дисциплин Пешкова Л. А.

Сценарий - День музыки - "Путешествие в страну музыкальных инструментов"
- для уч-ся младших классов СШ, для будущего набора в ДМШ. Сценарий простенький, но познавательный для уровня 1, 2 классов СШ.

Здравствуйте, дорогие ребята.
Детская музыкальная школа рада встрече с вами.
Сегодня замечательный день – Международный день музыки
У каждого человека есть день рождения. И музыка имеет свой День рождения.
В1975 году по решению Всемирной организации ЮНЕСКО был учрежден Международный день музыки, который проводится 1 октября. Одним из основателей этого дня был Д. Д. Шостакович – великий композитор – классик XX века.
Я приглашаю вас заглянуть в нашу музыкальную гостинную и окунуться в мир звуков и мелодий!
–Чтобы музыка звучала, человеком создано множество музыкальных инструментов. Каждый инструмент неповторим и звучит по – своему.
Предлагаю вам совершить небольшое путешествие в страну музыкальных инструментов.
Первая страна, в которую мы с вами попали – Это страна Клавишных музыкальных инструментов. В ней живут пианино и рояль.
(Вед. садится за фортепиано и, рассказывает)
200 лет назад итальянский мастер Бартоломео Кристофори из города Флоренция изготовил инструмент, в котором при помощи клавиш и молоточков, находящихся внутри корпуса, извлекались как громкие звуки - форте, так и тихие – пиано (показывает на инструменте). Поэтому инструмент получил такое название - фортепиано.
А этот инструмент - его родственник.
Называется он – рояль, что означает ”королевский”. Он большой, красивый, стоит на трех ножках. Его место всегда в концертном зале.

Послушаем исполнение на рояле учеников нашей школы:

В исполнении................прозвучит «Вальс» композитора Титова

Ученица 2 класса............... исполнит пьесу «Обезьяны на дереве»

Пианино иль рояль
С виду спутаешь едва ль-
Ведь нельзя же со слоном
Спутать трех этажный дом!
Все – и взрослые, и дети
Знают инструменты эти.

Не забудьте! Инструмент Фортепиано произошел от 2-х слов:
Форте – громко, пиано - тихо!

В исполнении.................прозвучит веселая пьеса «Клоуны» . Ее автор - Дмитрий Борисович Кабалевский, известный композитор, сочинивший множество произведений для детей.

Ученик 4 класса..........исполнит пьесу композитора Градески «Маленький поезд»

У какого инструмента
Есть и струны и педаль?
Что же это? Несомненно,
Это славный наш.

Ребята, на рояле можно играть в 4 руки, и сейчас прозвучит Тема из концерта №1 Великого русского композитора П.И. Чайковского в исполнении..............
В школе искусств, всегда весело и интересно! Здесь проходят различные уроки, на которых ребята узнают много нового, учатся разным видам искусства и играют на различных музыкальных инструментах.
Вторая страна, в которую мы с вами попали – Это страна Духовых инструментов. В этом городе живет флейта. Этот инструмент самый древний, ему около 4000 лет.
Предшественником флейты были пастуший рожок и дудочка.

В исполнении.................. прозвучит Марш «Все выше»

Исполнит пьесу композитора Тихона Хренникова
«Песенка Лепелетье»

Сейчас мы отправляемся в прекрасную теплую страну Испанию. Эта страна известна своими аренами, где люди с давних времён соревнуются с быками. И много веков назад отважные рыцари танцевали на королевских приёмах, сочиняли и пели серенады. А инструмент, на котором они себе аккомпанировали, известен всем. Это гитара.
Посмотрите на нее (показ). Она имеет плоский корпус и формой напоминает восьмерку. У нее имеется гриф и 6 струн, и поэтому он называется струнным. Струны крепятся за колки. Звук извлекается при помощи пальцев.
Гитару полюбили разные народы и стали считать ее своим народным инструментом.

Послушаем как звучит этот инструмент. Звучит Р.Н.П «Утушка луговая»

Прежде чем я объявлю следующий номер, предлагаю отгадать загадку:

Его растянут – он толстеет
Его сожмут – он вмиг худеет,
На колене плачет,
А кто слушает его – скачет.
Догадались, о каком инструменте идет речь?
Правильно, это баян.

В исполнении........... прозвучит Выходной марш из к/ф Цирк Исаака Дунаевского

Ребята, а вы знаете, что каждый человек от рождения наделен самым уникальным, абсолютно неповторимым инструментом, каким? – голосом.
Только не каждый может пользоваться им как инструментом – для этого необходимо иметь талант и огромное трудолюбие, как, впрочем, и при освоении любого другого музыкального инструмента.

Я ваша подруга, я ваша попутчица.
В пути без меня ничего не получится.
Со мною, друзья. вам всегда интересно.
Узнали, кто я? Ну конечно же, песня!

Музыка Максима Дунаевского - Цветные сны – исполняет вокальный ансамбль старших классов

Наше путешествие продолжается. Сейчас мы познакомимся со страной струнно – смычковых инструментов.
Струнными - потому, что у них есть струны. А смычковыми – потому что звук извлекается при помощи пальцев и смычка, который сделан из деревянной трости и конского волоса.
(Выходит ученик со скрипкой и показывает инструмент)
Посмотрите, ребята.
Она маленькая. У нее 4 струны. И звук очень высокий, нежный и тонкий.

Выступает..............., исполнит р.н.п. Калинка

Скрипка известна с XVI века.
Скрипки изготавливали итальянские мастера. Это были целые семьи. Самая знаменитая из них – семья Страдивари.
Скрипки Страдивари очень ценятся. Секрет изготовления некоторых из них до сих пор не открыт. Они сохранились до сих пор. Только лучшие исполнители получают право играть на скрипках Страдивари. На этом инструменте играл знаменитый итальянский скрипач Никколо Паганини.
Давайте скорей послушаем еще, как она звучит.
Смотрите, какая она красивая!
...................исполнит Рондо И.С.Баха

Последним номером в путешествии прозвучит «Непрерывное движение» в исполнении ансамбля скрипачей. Надеемся, что эта встреча с музыкой найдет отклик в ваших сердцах, и вы захотите еще не раз побывать в школе искусств.

Дорогие коллеги повторно обращаюсь за помощью!
В этом году предстоит 30 юбилей школы.
Еще вопрос, как он будет называться, какая тема будет проходить главным зерном юбилея.
С нетерпением буду ждать от Вас коллеги предложений, темы и пожелания для разработки будущего сценария.
Всем спасибо!

Сцена камерного или актового зала.

На сцене:

  • музыкальные инструменты: фортепиано, синтезатор, рояль;
  • журнальный столик, на котором разложены плакаты с изображением музыкальных инструментов.

На сцену выходят ведущие в соответствующих костюмах:

  1. Несмеяна - в русском сарафане и короне (кокошнике).
  2. Мальвина - в нарядном платье с большим ярким бантом.
  3. Золушка - в бальном платье. В руках – музыкальный инструмент металлофон.

Мальвина:

Здравствуйте, дорогие ребята! Вы нас, наверное, знаете. Мы к вам пришли из разных сказок. Меня зовут Мальвина. Я учила Буратино грамоте.

Несмеяна:

А меня зовут Несмеяна. Меня очень трудно удивить и развеселить. А я Золушка. Самая трудолюбивая. Люблю музыку и танцы. А все знают, что не бывает музыки без музыкальных инструментов. Мне добрая фея подарила волшебную палочку (показывает) , с её помощью мы совершим необычное путешествие и познакомим вас с разными музыкальными инструментами.

(Делает “глиссандо” на металлофоне - быстро проводит палочкой по пластинкам металлофона ).

Они появились очень давно. Люди их делали из морских раковин, костей животных, растений, и спустя много веков, они приобрели современный вид. А затем объединились в группы. Одни инструменты называются струнными, другие клавишными , духовыми и ударными .

(В ходе рассказа другие ведущие показывают соответствующие плакаты)

Несмеяна:

Да. Но ведь их так много, и разве можно все запомнить?

Мальвина:

Конечно, если человеку это интересно. Я думаю, что нам всем будет интересно узнать о них, правда, ребята? Итак, отправляемся в путь. Золушка, взмахни своей волшебной палочкой, сейчас мы отправляемся в прекрасную теплую страну Испанию .

(Звучит “глиссандо” на металлофоне)

Эта страна известна своими аренами, где люди с давних времён соревнуются с быками. И много веков назад отважные рыцари танцевали на королевских приёмах, сочиняли и пели серенады. А инструмент, на котором они себе аккомпанировали, известен всем. Это гитара.

(Выходит на сцену ученик с гитарой, ведущая подходит к нему)

Из всех инструментов нового времени, гитара самая старая. Она известна с XIII века (целых 700 лет!). Посмотрите на нее (показ жестами) . Она имеет плоский корпус и формой напоминает восьмерку. У нее имеется гриф и 6 струн, и поэтому он называется струнным . Струны крепятся за колки. Звук извлекается при помощи пальцев. Гитару полюбили разные народы и стали считать ее своим народным инструментом. Послушаем как звучит этот инструмент.

Выступает Фатыхова Кристина (5класс). Старинная английская песня “Зелёные рукава”.

(Исполняется номер на гитаре)

Несмеяна:

А еще я знаю, бывает и семиструнная гитара. Появилась она у нас в России. Может мы вернёмся домой? Нет. Мы отправимся в другую замечательную страну - Италию . На протяжении многих столетий эта страна славилась своими художниками и музыкантами. Город на воде Венецию с многочисленными каналами и мостами изображали на своих полотнах художники. А Рим считается главным городом страны. Даже есть пословица: “Все дороги ведут в Рим”. И не зря! Именно Италия является родиной многих музыкальных инструментов. В Италии почти все умеют петь и играть на каком-либо инструменте.

Несмеяна:

Мне становится интересно. А какие это инструменты. Их много? Сейчас мы познакомимся с инструментами, которые называются струнно - смычковыми (показ плаката) . Струнными - потому, что у них есть струны. А смычковыми – потому что звук извлекается при помощи пальцев и смычка, который сделан из деревянной трости и конского волоса.

(Выходит ученица со скрипкой и показывает инструмент)

Посмотрите, ребята.

Несмеяна:

Это же скрипка! Этот инструмент знают все. Скрипка известна с XVI века. Она маленькая. У нее 4 струны. И звук очень высокий.

Скрипки изготавливали итальянские мастера. Это были целые семьи. Самая знаменитая из них – семья Страдивари . Скрипки Страдивари очень ценятся. Секрет изготовления некоторых из них до сих пор не открыт. Они сохранились до сих пор. Только лучшие исполнители получают право играть на скрипках Страдивари. На этом инструменте играл знаменитый итальянский скрипач Никколо Паганини.

Несмеяна:

Давайте скорей послушаем как она звучит. Смотрите, какая она красивая!

Выступает Палей Настя (2класс).

(Исполняется номер на скрипке )

У скрипки есть семья. Эти инструменты больше самой скрипки. Это альт, виолончель и самый большой – контрабас (показ плакатов).

(Выходит ученица с виолончелью)

Посмотрите, ребята. Это виолончель . В отличие от скрипки на ней играют сидя, а металлический шпиль служит опорой (показ жестами) . Раньше шпиля не было, и музыканты держали виолончель на специальном стульчике. Звук у виолончели более низкий и глубокий. У нее также 4 струны, как и у скрипки. Послушаем звучание этого инструмента.

Выступают: Кузнецова Лиля - виолончель и Абдуллаев Мурад - партия фортепиано (2 класс) .

(Садится за фортепиан и, рассказывает)

200 лет назад итальянский мастер Бартоломео Кристофори из города Флоренция изготовил инструмент, в котором при помощи клавиш и молоточков, находящихся внутри корпуса, извлекались как громкие звуки - форте , так и тихие – пиано (показывает на инструменте ). Поэтому инструмент получил такое название - фортепиано . А этот инструмент - его родственник (подходит к роялю ). Называется он – рояль , что означает “королевский”. Он большой, красивый, стоит на трех ножках. Его место всегда в концертном зале, а инструмент фортепиано (или пианино) похож на шкафчик и служит для домашнего музицирования.

Послушаем исполнение на фортепиано .

Выступает Цыганкова Вика (4 класс).

Несмеяна:

А я знаю, что еще раньше были изобретены другие клавишные инструменты. Это клавесин и клавикорд (показ плакатов) . И звучали они совсем по- другому, и были они намного меньше. На них играли во дворцах короли и принцессы, одевались они в длинные платья и носили парики! Помните, ребята, мультфильм про Бременских музыкантов? На таком инструменте играла принцесса.

Мальвина:

Да. Они появились задолго до фортепиано. Звук у них был не такой громкий. Он извлекался при помощи вороньего пера, которое при нажатии на клавишу зацепляло струну. Звук получался звенящий. А перед нами современный клавишный инструмент - синтезатор. На нем можно извлечь звуки разных инструментов. Сейчас мы послушаем, как бы звучал старинный клавесин .

Выступает Даниленко Даша (3-й класс).

(Исполняет на синтезаторе менуэт)

Несмеяна:

Мне очень нравится такая музыка. Как будто я оказалась в каком-нибудь дворце или старинном замке… А мне эта музыка очень даже знакома! Всем известно, что я там танцевала с принцем на балу и, убегая, потеряла хрустальную туфельку.

А сейчас, Несмеяна, мы отправимся в Россию и познакомимся с другими музыкальными инструментами, и тоже узнаем их историю. Вот моя волшебная палочка!

(Звучит “глиссандо” на металлофоне )

Несмеяна:

Я думаю, что Россия самая прекрасная страна. Она очень большая. Мы здесь живём, и поэтому любим её. Русский народ всегда отличался смекалкой, и на Руси тоже было много разных умельцев. Сначала я познакомлю вас с русским народным инструментом - домрой .

(Выходит ансамбль домристов)

На Руси домра появилась в XVI веке. На этом инструменте играли скоморохи - бродячие актеры и музыканты на разных ярмарках, народных праздниках и гуляньях. Они пели шуточные песни, в которых высмеивали жадных и злых людей, несправедливых правителей и попов. За это скоморохи подвергались гонениям, а инструменты их уничтожались, их сжигали на глазах у всех. Но домра выжила. И сегодня на ней играют, как и 400 лет назад.

(Ведущая подходит к одному из исполнителей и показывает на инструмент жестами)

У домры овальный корпус, есть шейка, колки и 3 струны. Звук извлекается при помощи пальцев - щипком или медиатором – с помощью пластиковой пластинки, чтобы домра звучала громче, звук был ярче . Инструмент поэтому называется струнно-щипковым . На домре исполняют обработки русских народных песен и русские наигрыши. Давайте послушаем.

(Исполняется номер)

Несмеяна:

Домра по возрасту гораздо старше русского народного инструмента – балалайки.

(Выходит ученик с балалайкой)

Ребята, название этого инструмента пришло из старины от слов “балакать”, “балаболить”. На балалайке играют бряцаньем или ударом указательного пальца по струнам сверху вниз и снизу вверх щипком (ученик показывает прием игры) . У балалайки треугольный корпус и 3 струны, которые крепятся за колки. Она относится тоже к струнно-щипковым инструментам.

Балалайка появилась в России при Петре I, в начале XVIII века. На ней, так же, как и на домре, играли скоморохи на праздниках и ярмарках. Вместе с домрой балалайка входит в состав оркестра русских народных инструментов.

Первый такой профессиональный оркестр возник в конце XIX века и назывался Великорусским. Его организовал композитор и балалаечник Василий Васильевич Андреев (показ плаката) .

Выступает Дунаев Владислав (6 класс)

(Исполнение на балалайке)

Мальвина:

(у ведущей – губная гармошка)

Ребята, а я вас познакомлю сразу с двумя инструментами, которые очень похожи. Это баян и аккордеон .

(Выходят учащиеся: баянист и аккордеонист)

Произошли они от гармошки, или как ее называли “гармоники”. Они бывают губные и ручные (показ иллюстраций) . А вот и губная (показывает и играет) . Гармоника родилась в Германии , 200 лет назад. Приметили зарубежную новинку и русские умельцы. Русские мастера стали ее изготавливать в городе Тула . Инструмент быстро распространился по всей России. Гармонь стала подлинно народным инструментом. На ней играли в городе и в деревне. Она была легкая и набольшая, некоторые из них даже можно было носить в кармане (показ иллюстраций) .

Инструменты баян и аккордеон относятся к клавишным духовым инструментам.

(Ведущая подходит к исполнителям и показывает жестами)

Это-аккордеон.

Состоит он из двух корпусов и меха. Гармошка , или мех находится в центре и соединяет правую и левую части корпуса. Посмотрите: на правой части корпуса находится клавиатура, или клавиши, как и на фортепиано, только их меньше. А слева ряды кнопок. Нажимая пальцем клавишу или кнопку, музыкант движением рук разжимает мех, куда поступает воздух. Так мы слышим звуки. На аккордеоне часто исполняют танцевальную музыку.

А этот инструмент называется баян . Он похож на аккордеон, только у него и справа и слева на корпусе расположены кнопки. А еще название этого инструмента носит имя певца-сказителя народных былин Бояна (“боять”, “сказывать”).

Давайте послушаем, как звучат эти инструменты.

1. Выступает Яковишин Никита. Белорусский народный танец.

(Исполнение на аккордеоне)

2. Выступает Шкляев Андрей. Полька.

(Исполнение на баяне)

(Выходят ведущие)

Ребята! Наше путешествие закончилось. Давайте пригласим на сцену всех артистов и поблагодарим их аплодисментами!

(На сцену выходят все участники концерта со своими инструментами)

Сегодня, ребята, вы познакомились с музыкальными инструментами: гитарой и фортепиано, скрипкой и виолончелью.

Несмеяна

: Узнали историю возникновения домры и балалайки, баяна и аккордеона.

Мальвина:

Мы всегда рады видеть вас. Приходите на следующий концерт в нашу музыкальную гостиную. Мы отправимся в новое путешествие, и вы узнаете еще много интересного о музыке и музыкантах. До новых встреч!

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей Московской области

«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

Сценарий урока музыки

Подготовила

преподаватель отделения раннего эстетического развития детей

Сливкова Галина Борисовна

г. Луховицы

2014

СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИКА

«Музыкальное путешествие в мир детских инструментов»

Цель: Познакомить детей с разнообразием детских шумовых инструментов.

Задачи: Музыкальное воспитание ребёнка, а также развитие творческих способностей. Заинтересовать детей игрой на ударных, шумовых, музыкальных инструментах, не имеющих звукоряда, т.к. шумовые инструменты помогают выработать чувство ритма, расширяют тембровые представления детей.

Оборудование: детские инструменты: ударные и шумовые.


Ведущая: Сегодня мы с вами собрались на необычный, удивительный праздник музыки. Мы надеемся, что праздник подарит вам улыбку, радость и хорошее настроение. Споём, ребята, весёлую песенку.

Песня «Передай, передай эту песенку по кругу» муз. сл. Агагабовой Е.

Ведущая: Молодцы, ребята! А теперь мы отправляемся в гости к музыкальным инструментам. Мы споём музыкальное упражнение -

«Музыкальное эхо» муз. сл. Трубникова М.А.

Ведущая: А сейчас послушаем наших солистов.

Песня «Треугольник и барабан»муз. Филиппенко А., сл. Мельниковой Н.

Ведущая: Дружно за руки возьмёмся, в лес осенний мы пойдём.

А пойдём мы музыкальным шагом. Нам нужны звенящие инструменты.

(дети идут по кругу, бубны держат за спиной )

Ведущая: В лесу увидели мы синичку, споём песенку о ней.

(дети поют песню, а припев играют на бубнах )

Песня « Синичка» муз. и сл. Олифирова Л.А.

Как зовут тебя, птичка? Синь- синь- синь- синь- синь.

Ты, наверно, синичка? Синь- синь- синь- синь- синь.

Угощайся пшеничкой. Синь- синь- синь- синь- синь.

До свиданья, синичка. Синь- синь- синь- синь- синь.

Ведущая: А сейчас пойдём мы к туче, нам не страшен лес дремучий.

Все коряги обойдём, по тропинке мы идём.

(Дети под музыку движутся «змейкой», бубны держат за спиной )

Ведущая: А на небе собираются тучи, споём песенку.

Песня «Тучка – сердючка» » муз. и сл. Олифирова Л.А.

Жила на свете тучка. Кап- кап. И сыпались из тучки. Кап- кап.

По имени сердючка. Кап- кап. То градинки – колючки. Кап- кап.

Она ни с кем не зналась. Кап- кап. Холодные слезинки. Кап- кап.

Совсем не улыбалась. Кап- кап.

Ведущая: Прошёл дождь, а мы на полянке поиграем в игру, вставайте все в кружок.

(Ведущая берёт в руки бубен и показывает детям )

Вот красивый, звонкий бубен!

Он в руках молчать не будет.

Игра с бубном . [ 4 ]

Ты иди, весёлый бубен, потихонечку, вот так.

У кого весёлый бубен, тот станцует нам гопак!

Ведущая: Послушайте загадку.

Деревянные подружки

Звонко бьются друг об дружку.

Расписные, как матрёшки.

Угадали? Это…(ложки ) - ударные инструменты.

Ведущая: Берите в руки ложки, ребята.

Не сдержать от пляса ножки,

Так пляшите от души!

В наш оркестр вступают ложки,

Ах, как ложки хороши!

Детский оркестр «Вальс» Шуберт Ф.

Ведущая: Ложки и палочки – деревянные инструменты.

Сейчас мы берём палочки.

(дети поют песню, а припев играют на палочках )

Песня «Лошадка» » муз. и сл. Олифирова Л.А.

Здравствуй, серая лошадка! И- го- го, и- го- го.

Хочешь, дам морковки сладкой? И- го- го, и- го- го.

Подружись – ка ты со мной. И- го- го, и- го- го.

Веселее песню пой. И- го- го, и- го- го.

Ведущая: Следующий инструмент – тоже ударный.

Послушайте загадки.

    Деревянные подружки

Пляшут на его макушке.

Бьют его, а он гремит –

В ногу всем шагать велит.

    Бьют его, а он не злится,

Он гремит и веселится.

Потому что без битья

Нет ему житья.

    В пути не смолкает,

Вдаль увлекает,

Сам не шагает –

Шагать помогает.

    Когда играю я на нём,

Когда я репетирую,

С испугом думает весь дом,

Что крышу ремонтируют.

Дробь отбивает, ребят созывает (барабан ).

Песня «Старый добрый пеликан» муз. и сл. Агагабовой Е.

Ведущая: Молодцы! А теперь берите любые инструменты для оркестра.

(ведущая и дети читают стихи)

Ведущая: Полюбуйтесь на оркестр:

Инструменты хороши! Виртуозы – музыканты- Наши с вами малыши! Ребёнок: Вот красивый, звонкий бубен! Он в руках молчать не будет! Ребёнок: Словно дружные ладошки, Заиграют наши ложки! Ребёнок: Это братья – сорванцы- Колокольцы – бубенцы. Ребёнок: Будет здесь играть для вас Яркий, красный маракас. Ребёнок: В треугольники ударим- Радость всем гостям подарим. Ребёнок: Мы для вас сыграем дружно, Вам лишь только хлопать нужно!

Детский оркестр «Венгерская народная мелодия» обр. Вишкарёва Л.

Ведущая: Молодцы ребята! Вот и заканчивается наш праздник.

Споём весёлую песенку.

Песня «На чём играем» муз. Тиличеевой Е., сл. Островского Ю.

Ведущая: Ровно семь цветов у радуги,

А у музыки семь нот.

На земле для нашей радости

Вечно музыка живёт.

Вслушайся, весь мир поёт –

Шорох, свист и щебет.

Музыка во всём живёт!

Мир её волшебен!

До новых встреч!

Список использованной литературы:

    Методический журнал «Музыкальный руководитель» - М.: ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника», 4-2008.

    Методический журнал «Музыкальный руководитель» - М.: ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника», 3-2010.

    Методический журнал «Музыкальный руководитель» - М.: ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника», 6-2008.

    Трубникова М.А. Музыкальные ступеньки (игры и развлечения с детскими музыкальными инструментами). - М.: Оригинал-макет выполнен в Вычислительном центре Московской государственной консерватории, 1998.

    Тарасова К.В., Нестеренко Т.В., Рубан Т.Г., Хрестоматия к программе «Гармония» для детей 5-го года жизни, ч.1, ч.2. – М.: Центр Гармония, 2000.

    Феоктистова Л.Ю. Мамины помощники: Сценарии, песни, стихи, игры. Для детей дошкольного возраста. – М.: Музыка, 2003.

Музыкальный тайник
Данный материал можно использовать на уроках музыки, внеклассных мероприятиях. Формы проведения могут быть различными: утренник, праздник, концерт, родительское собрание, а так же как элемент классного часа. Цель мероприятия: воздействие на эмоции и чувства детей, слушателей; возбуждение интереса к музыке (не только как к учебному предмету); воспитание эстетического вкуса у учащихся, чувства прекрасного.

Для проведения мероприятия необходимо:

1. рисунки с изображением музыкальных инструментов, портреты Страдивари и Андреева;

2. стихотворения о музыкальных инструментах;

3. музыкальные произведения, видео со звучанием отгаданных инструментов.

Ведущий. С незапамятных времен и до сегодняшних дней человека сопровождает музыка, песня, а значит, и музыкальные инструменты. В древности музыкальное искусство глубоко почиталось. В Шумере и Вавилоне в честь музыкальных инструментов совершались жертвоприношения. В Древней Греции богов, как правило, изображали с музыкальными инструментами в руках.

Волшебная сила музыки воспевалась в преданиях и мифах. Так, древние греки сложили миф о певце Орфее. Там, где не спасали стрела и меч, не помогали сила и мужество, песня Орфея делала чудеса. Когда он брал в руки кифару и пел под мелодичный звон ее струн, ветер переставал колыхать листву, далекие скалы двигались навстречу песне, море замирало, дикие звери выбирались из своих логовищ и смиренно шли за удивительным певцом, замороженные чудом из чудес – музыкой.

Люди древности видели в музыке волшебную, магическую силу и потому приписывали создание музыкальных инструментов богам.

Ученик. Однажды, как повествует древняя легенда, бог лесов Пан повстречал прекрасную деву Сирингу и влюбился в нее с первого взгляда. Пан, голова которого была увенчана рожками, а ноги были с копытцами, не понравился Сиринге. И она бросилась от него прочь. Пан помчался за ней и почти настиг на берегу Реки. Но Сиринга обратилась к Реке с мольбой, чтобы та укрыла ее от козлоногого Пана. Вняла Река мольбе Сиринги и превратила ее в тростник. Печальный Пан вырезал из тростника певучую свирель и с тех пор не расставался с ней…

Ведущий. Из панциря черепахи сконструировал лиру младенец Гермес, будущий бог скотоводства, покровитель пастухов…

Флейту изобрела воинственная богиня Афина…

Так рассказывают о возникновении музыки и музыкальных инструментов древнегреческие мифы.

Ученик.

Это было не помню когда.
Человек пас на поле стада,
Зверя дикого, птицу бил,
Сеял хлеб и рыбу ловил.
Он поблизости жил от воды,
Собирал лесные плоды
И одежду из шкур носил,
Свой костер ни на миг не гасил,
И когда сидел у огня
После долгого трудного дня,
То всегда напевал одно:

Шел однажды он вдоль реки,
У которой росли тростники,
И прямой тростниковый побег
В руки бережно взял человек.
Он тростинку держал в руках –
Вольный ветер свистел в тростниках,
Он поймал ветра свист на лету
И тростинку поднес ко рту…
А потом сидел у огня
После долгого трудного дня
И играл на тростинке одно:
“Онна-но! Онна-но! Онна-но!”
Шел он как-то за зверем на луг,
Нес в руке крутосогнутый лук,
И направлена в зверя была
Остроточенная стрела.
Отпустил человек тетиву-
Мертвый зверь упал на траву,
Было слышно, как пела едва,
Чуть звенела в тиши тетива.
А потом сидел у огня
После долгого трудного дня
И звенел тетивою одно:
“Онна-но! Онна-но! Онна-но!”
Шел он лесом сквозь бурелом.
В ствол поваленный с круглым дуплом
Человек застучал что есть сил-
Гул рокочущий тьму огласил.
И тогда человек у бревна
Середину прожег до дна,
И прикрыл пустоту ствола
Он упругою кожей вола,
А потом сидел у огня
После долгого трудного дня
И стучал в барабан свой одно:
“Онна-но! Онна-но! Онна-но!”
Проходил за веком век,
И могучим стал человек:
Он построил себе города,
Ему небо, земля и вода
Покорились, он к солнцу взлетел,-
Но всегда, среди всех трудных дел
Слышал пение струнных своих,
И ударных своих, и своих духовых,-
Песню ветра, воды и огня,
Песню ночи и песню дня,-
Эй, все вместе споем заодно:
“Онна-но! Онна-но! Онна-но!"

Ведущий. У каждого народа есть свои легенды о появлении этого музыкального инструмента. Греки приписывают ее изобретение то младенцу Гермесу, то самому покровителю искусств солнцеликому Аполлону.

Ученик. Бог Гермес, когда был еще младенцем, похитил у своего старшего брата Аполлона коров. Из их кишок он сделал струны, а потом, поймав черепаху, натянул струны на черепаший панцирь. Аполлон рассердился на Гермеса. Гермес, чтобы помириться с братом, подарил ему этот удивительно сладкозвучный инструмент. Голос ее так понравился Аполлону, что он сменил гнев на милость, и вскоре она стала его любимым музыкальным инструментом.

Вопрос: О каком музыкальном инструменте говорится в легенде?

ЛИРА

(Рисунок с изображением инструмента )

Ведущий. Если вы внимательно слушали легенду, то, наверное, заметили, что струны лиры натянуты. Натянутую струну можно заставить звучать, а вот панцирь черепахи зачем? Дело в том, что струны сами по себе звучат слабо, а панцирь усиливает их звучание.

Черепаший панцирь – это корпус лиры. По-другому он называется - резонансный ящик, ему передаются колебания струн. Он усиливает звуки и делает их красивее.

Ученик. А вот легенда о поэте и певце Арионе. На состязании кифаристов Арион одержал победу и был награжден драгоценным призом. Но морские разбойники задумали отобрать его у певца. Выйдя в море, они хотели убить Ариона, чтобы завладеть ценной добычей.

Неизбежная гибель Ариона. Но он просит напоследок у разбойников, чтобы они разрешили ему спеть. И так замечательно пел Арион, что смягчились даже сердца жестоких разбойников. Закончил песню Арион и бросился в морскую пучину. Но не успел он погрузиться в воду, как его подхватили очарованные его музыкой дельфины.

Они не дали утонуть великому певцу. Посадив Ариона к себе на спины, дельфины доставили его на берег.

Вопрос: Каким драгоценным призом был награжден Арион?

АРФА
(Рисунок инструмента, можно использовать видео, со звучанием арфы )

Ученик. Арфа – древнеегипетский инструмент. В Древнем Египте на арфе играли и в убогой хижине, и во дворце фараона, и в роскошных храмах. В храмах арфы были такие большие, что жрецы могли играть на них только стоя. Струны древних арф делали из жилок или волокон пальмового листа. В некоторых восточных странах на арфах разрешалось играть только мужчинам, а в некоторых она, как в наши дни, считалась исключительно женским инструментом.

Особыми законами устанавливалось, сколько струн должно быть у арфы бедняка, а сколько у господина. Арфа простолюдина не могла быть больше арфы вельможи.

В Ирландии, например, за повреждение руки арфиста виновный должен был заплатить штраф в четыре раза больший, чем за повреждение руки любого другого человека.

Когда из голубого шарфа
Вечерних, медленных теней,
Твоя мечтательная арфа
Вдруг запоет о вихре дней.
О бурях неги, взлетах страсти,
О пламенеющих сердцах,
Я весь в ее волшебной власти,
В ее ласкающих струях.
Мне кажется, что эти звуки
На волю выведут меня.
Из праздной скуки, душной муки
Ушедшего бесплодья дня.

С. Городецкий

Ведущий. Давние предки этого инструмента появились на свет в далеких восточных странах. Один из ее древнейших предшественников – раванастр, который можно услышать и в наши дни. На нем играют народные музыканты Индии и острова Шри-Ланка (Цейлон). Маленький барабанчик в роли резонатора, длинная деревянная шейка, к которой прижимаются одна или две струны из шелка или жилки, лукообразный смычок – вот вам и раванастр, изобретение десятиглавого бога-дракона Раваны, как гласит древняя легенда.

Этот инструмент титулован за высокие музыкальные совершенства: прежде всего удивительно живой, трепетный звук, не уступающий в гибкости и выразительности человеческому пению. Только у нее пение может быть бесконечным, беспрерывным. Она не уступит роялю в виртуозности, а в разнообразном “произношении” звуков ей попросту нет равных. Это самый “говорящий”, самый выразительный по звучанию инструмент.

Вопрос: Как называется этот инструмент?

СКРИПКА
(Звучит скрипка )

Движенья плавные смычка
Приводят в трепет струны,
Мотив звучит издалека,
Поет про вечер лунный.
Как ясен звуков перелив,
В них радость и улыбка,
Звучит мечтательный мотив.
Я называюсь скрипка.

Ученик. Было это давным-давно, более трехсот лет назад. Знаменитый скрипичный мастер Николо Амати подобрал на одной из улиц итальянского города Кремона мальчишку, который не знал, куда ему деваться. Свирепая болезнь чума, от которой когда-то вымирали целые деревни и города, погубила родных бездомного мальчишки. Амати привел паренька Антонио к себе в мастерскую и сделал одним из своих помощников.

Ведущий. Антонио оказался очень старательным. В его руках дерево словно оживало, деревянные чурки как будто сами собой превращались в заготовки для будущих скрипок.

В 13 лет Антонио сделал скрипку самостоятельно. А последний свой, более чем тысячный инструмент великий Антонио сделал, когда ему перевалило за девяносто.

Вопрос: Назовите фамилию знаменитого скрипичного мастера.

СТРАДИВАРИ
(Портрет мастера )

Ведущий. Шестьдесят лет было великому мастеру, когда зазвучали его самые лучшие, новые скрипки. Звук у них был мощный, глубокий, и пели скрипки человеческим голосом, отзываясь на легчайшее движение смычка новыми красками.

Ведущий. Этот инструмент – принадлежность всех богатых домов. На его изготовление шли, привозившиеся из заморских стран драгоценные сорта дерева – черного, красного, розового, лимонного. Инструмент отделывали слоновой костью, бронзой, золотом, драгоценными каменьями, на его стенках и крыловидных крышках знатные живописцы писали замечательные картины.

А клавиши!

Что там пластиночки из слоновой кости! Случалось, клавиши покрывали пластинками из самоцветов – слоистым агатом – ониксом, золотистым янтарем и даже драгоценным темно-синим лазуристом.

Вопрос: Как называется этот музыкальный инструмент?

КЛАВЕСИН
(Рисунок клавесина )

Ученик. Слава мастерам, художникам и ювелирам, которые превратили клавесин в неописуемого красавца!

Никогда раньше Музыкальный Инструмент не был такой дорогой, такой почитаемой и ценимой… мебелью.

Увы, улучшение внешнего вида приводило к ухудшению звука. Голос у клавесина был чуть суховатый, стеклянный. Но главная беда в том, что сила звука у него всегда оставалась одинаковой, одной и той же громкости. С какой бы силой ни ударял музыкант по клавише, громкость звука от этого не менялась.

Ведущий. На смену пришел другой музыкальный инструмент. Кто знает, как он называется?

Фортепиано. Слово “форте” означает “громко”, а слово “пиано” - “тихо”. Музыкантам важно это свойство нового инструмента издавать звуки разной громкости в прямой зависимости от силы удара по клавише.

Ученик. Произошло это около ста лет назад в Петербурге. К известному скрипичному мастеру Иванову пришел молодой скрипач Василий Андреев. Он сказал, что хотел бы заказать музыкальный инструмент. Но когда мастер посмотрел чертежи, которые принес ему скрипач Андреев, он страшно рассердился.

Как так, ему, уважаемому мастеру, предложили сделать шутовской, скомороший инструмент! Да он не стоит дерева, на него затраченного! И при этом еще молодой человек настаивает, чтобы инструмент был изготовлен из лучших сортов дерева, которое мастер годами выдерживал, чтобы делать из него благородные скрипки и виолончели! Это же недоразумение какое – то, а не инструмент!

И рассердившийся мастер сказал, что если господину Андрееву угодно, он может приобрести сей мужицкий инструмент в любой мелочной лавке, где тот продается вместе со спичками и солью.

Вопрос: Какой же инструмент предложил Иванову сделать Андреев?

БАЛАЛАЙКА
(Звучит балалайка, рисунок )

Ведущий. Василий Андреев заметил, что ему, скрипачу, совсем не зазорно играть на балалайке, и показал мастеру свое искусство.

И тогда мастер Иванов сдался. Ему понравилось, как молодой музыкант горячо говорит о том, что хочет наладить русские народные инструменты.

Что-то вас давно не слышно,
Три заливистых струны?
Говорят: из моды вышли
Песни русской старины!
Словно птиц залетных стайка,
Мода мчит за ветром вскачь.
Не печалься, балалайка,
И не плачь, не плачь, не плачь!
Вспомни, как в избе сосновой
Разливался голос твой,
Как с Наташею Ростовой
Тебя слушал граф Толстой.
Ты и нынче зря робеешь!
Ты одна на всю страну.
Ты задиристо умеешь
Тронуть русскую струну!
С удалым народным сердцем
Ты сроднилась неспроста!
В золотых руках умельцев
Ты не смолкнешь никогда!
Ну, кленовая, наддай-ка!
Растревожь меня вконец.
Баловная балалайка,
Деревянный бубенец!

Игорь Кобзев

Смокотина Елена Владимировна , учитель музыки

Наталья Петрова
Сценарий досуга «Путешествие в страну русских народных музыкальных инструментов»

Путешествие в страну русских народных

музыкальных инструментов

(Интегрированный досуг для детей средней группы)

Цели : познакомить детей с русскими народными инструментами .

Задачи : 1. Дать представление о том, как выглядят и как звучат .

2. Формировать желание и интерес к игре на русских народных музыкальных инструментах .

3. Воспитывать положительное отношение к истокам русской народной культуры .

Интеграция областей : «Художественно-эстетическое развитие» , «Познавательное развитие» , «Речевое развитие» , «Социально-коммуникативное развитие» .

Атрибуты : русские народные музыкальные инструменты – ложки , трещотки, балалайка, гармошка. Волшебная палочка, Петрушка – кукла Би-Ба-Бо. Ноутбук, информационный носитель, видео - запись, аудио - записи музыкальных русских народных произведений .

Ход занятия:

Дети заходят в зал под русскую народную песню «Калинка» и рассаживаются на стульчики.

Музыкальный руководитель (АРИНА) встречает их в русском народном костюме .

АРИНА : Здравствуйте, ребята. Рассаживайтесь поудобней. Сегодня мы с вами совершим путешествие в волшебную страну русских народных музыкальных инструментов .

Звучит музыка («Смоленский гусачок» пляска, появляется персонаж-Петрушка.

Петрушка : Здравствуйте, ребята! Меня зовут Петрушка. Я очень люблю ходить в гости и заводить новых друзей. Сегодня я решил прийти к вам. Вы будете со мной дружить?

Дети отвечают.

Петрушка : А еще, я очень люблю путешествовать . Давайте все вместе куда-нибудь отправимся в путешествие !

АРИНА : Петрушка, мы очень рады, что ты пришел к нам в гости, мы с ребятами как раз собрались совершить путешествие в волшебную страну и с удовольствием возьмем тебя с собой, только сначала отгадай нашу загадку.

Загадка про ложку. Не лопата, не совок,

Что захватит, то в роток,

Кашу, суп или окрошку :

Вы узнали? Это (ложка) .

Петрушка : Так это же ложка! Мы что сейчас есть будем? Это хорошо, покушать я люблю. Ой! А как же наше путешествие ?

АРИНА : Не волнуйся Петрушка, в путешествие мы обязательно отправимся. Это же не просто ложки, а самый настоящий музыкальный инструмент .

Петрушка : Какой же это музыкальный инструмент ? И как на них играть-то, на ложках этих, по чашкам и кастрюлям что ли?

АРИНА : Нет, ударяют ими друг по другу, вот так. (показывает) и поэтому ложки называют ударными инструментами .

Дети под русскую народную музыку «Коробейники» играют на ложках на первую долю в такте.

АРИНА :

Ложки наши хороши,

Постучали от души. (собирает ложки.)

Петрушка : Ну и какое отношение к нашему путешествию имеют эти деревянные ложки?

АРИНА : А ты еще не догадался?

Петрушка : Не знаю я. Э (думает) Я догадался! Мы отправимся в страну русских народных музыкальных инструментов !

АРИНА : Молодец Петрушка! Ну что ж, отправляемся. Где моя волшебная палочка?

(Взмахивает волшебной палочкой. Звучит лиричная р. н. музыка «Сударушка» )

Дети за Петрушкой идут по кругу на другую сторону зала. На столике разложены разные муз. инструменты .

АРИНА : Вот мы и попали в волшебную страну , где живут русские народные музыкальные инструменты . Только чтобы инструменты нам показались , тебе Петрушка, нужно угадать названия этих инструментов .

Петрушка : Ой-ой-ой! А я совсем с народными инструментами незнаком .

АРИНА : А, мы тебе поможем. Правда, ребята? Вот и первая загадка.

Целый день все трень да трень

И трещать-то ей не лень.

(Демонстрация видеозаписи игры на трещетке) .

Петрушка : Ой, что это так трещит? И как же этот инструмент называется ?

(Дети отвечают) .

АРИНА : Да, это ударный инструмент-трещотка .

Петрушка : Да разве трещотка ударная? Она же трескучая. Деревянные пластиночки стукаются друг о друга и трещат.

АРИНА : В ударных инструментах звук возникает , когда одна часть инструмента ударяется о другую или когда по самому инструменту чем-нибудь бьют .

Петрушка : Чем бьют?

АРИНА : Ну, например, рукой. Вот послушайте новую загадку.

Целый день бом да бом

Раздается громкий звон.

(Звучит бубен) .

Петрушка : Ой, что это, ребята?

(Дети отвечают) .

АРИНА : Петрушка, хочешь попробовать?

Петрушка : Да, конечно! (пробует играть) .

Ведущий : Молодец, Петрушка. У тебя очень хорошо получается. Слушайте следующую загадку.

Тили-бом, тили-бом,

Перезвон со всех сторон.

Колокольчики звенят

С бубенцами говорят.

Петрушка : А, я, догадался! Это колокольчики да бубенчики.

АРИНА : Молодец, Петрушка, какой ты догадливый. Петрушка, ты танцевать любишь?

Петрушка : Конечно, люблю!

АРИНА : Тогда потанцуй с нашими ребятами.

Петрушка : С удовольствием потанцую!

Пляска с бубенчиками под р. н. м. «Барыня»

АРИНА : Молодцы, хорошо потанцевали. Петрушка, наши ребята тоже умеют загадывать загадки. Вот послушай.

Ребенок : Если хочешь поиграть,

Нужно в руки её взять

И подуть в нее слегка

Будет музыка слышна .

АРИНА : Подумай-ка минуточку

Что же это?

Петрушка : Дудочка!

АРИНА : Правильно, молодец Петрушка. Дудочка эта называется свирель. Вот послушайте как она звучит.

(Демонстрация видеозаписи игры на свирели р. н. м. «Как под горкой под горой» ).

Петрушка : А, свирель тоже ударный инструмент ?

АРИНА : Ребята, как вы думаете, свирель ударный инструмент ?

(Дети отвечают) .

Конечно же нет. Это духовой инструмент . Заставляет звучать свирель поток воздуха, который выдувает музыкант . Вот смотри. (Играет на дудочке) .

АРИНА : Но не только ложками, бубнами да трещотками

Славен народ на Руси .

А ещё гармошкой звонкой, на нее ты посмотри!

(Руководитель показывает гармошку детям) .

Петрушка :

Она вздохнет и развернется и по деревне вдоль пройдется,

И соберется в круг народ , что хочешь, спляшет и споет!

Педагог включает аудиозапись русской народной песни «Я на горку шла» (Соло гармошки)

АРИНА : А, вот и последний на сегодня инструмент , с которым я вас хотела познакомить. Сейчас я загадаю вам загадку, а вы попробуйте ее отгадать!

Деревяшка, три струны, Натянутых, тонких.

Вы узнать её должны! Поёт очень звонко.

Поскорее угадай-ка. Что же это?

(Дети : Балалайка)

Молодцы, ребята! А хотите послушать, как играет наша балалаечка? (дети отвечают)

Звучит запись игры на балалайке р. н. м. «Камаринская»

Петрушка : Вот бы мне так научиться. Я тоже хочу играть на разных инструментах !

АРИНА : А я предлагаю всем нам сейчас превратиться в музыкантов оркестра народных инструментов . Давайте мы научим Петрушку.

Дети играют на музыкальных инструментах под р . н. м. «Светит месяц» .

Ну, что, Петрушка, тебе понравилось?

Петрушка : Да, очень. Молодцы ребята.

Петрушка : Какое интересное путешествие . Теперь я обязательно научусь на чём-нибудь играть.

АРИНА : А, вам, ребята, понравилось?

(Дети отвечают) .

Ну что ж, наше путешествие в страну русских народных музыкальных инструментов подошло к концу . Пора прощаться. А ты, Петрушка, приходи к нам почаще, и мы совершим еще не одно увлекательное путешествие .

Петрушка : Спасибо, обязательно приду. До свиданья.

АРИНА : Ребята, давайте проводим Петрушку и пожелаем ему счастливого пути.

Дети выходят из зала под русскую народную песню «Калинка»



Транспорт